Мф.23:8–12 .  А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам cлyra(minismer ­­ δικονος) ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Ни учителем, ни отцом не должно называть кого-либо другого, кроме Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Он Отец, потому что все от Него; а Тот – Учитель, потому что все через Него, или потому, что через домостроительство плоти Его мы все примирились с Богом 522 . Спрашивается теперь, почему же апостол вопреки этому повелению называет себя учителем языков ( 2Кор.5,20 ). 523 ; или каким образом на простонародном языке, особенно в Палестине и Египте в монастырях, взаимно называют один другого отцами? Этот вопрос разрешается так: иное дело быть отцом по природе, как и учителем, а иное – по милости (indulgentia). Если мы называем человека отцом, то показываем этим почтение к его возрасту, а не то, что он виновник нашей жизни. Также и учитель называется этим именем по участию в деле истинного Учителя. Но чтобы не расширять возражение в бесконечность [скажу]: подобно тому, как по естеству один Отец и один Сын не препятствуют другим, чтобы они по усыновлению назывались богами и сынами, и единый Отец и Учитель не препятствует другим, чтобы они назывались несвойственными им именами отцов и учителей (abusive appelentur patres et magistri). Мф.23:13–14 .  Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы закрываете царство Божие для людей. Ибо и вы [или: сами вы] не входите, и входящим не позволяете войти. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, потому что вы поедаете домы вдовиц, совершая [в то же время] продолжительные молитвы, поэтому вы претерпите большее осуждение. 524 Книжники и фарисеи, имея познание закона и пророков, знают, что Христос есть Сын Божий; но не знают, что Он рожден от Девы; но когда они ищут себе добычи от подчиненного им народа, то и сами не входят в Царство Небесное и тем не позволяют войти, которые могли бы. Это и есть то, что обличает пророк Осия: «Священники скрыли путь и убили в Сикиме ( Ос.6,9 ) 525 и снова: «Священники не сказали, где есть Господь» 526 или может быть то, что всякий учитель, который худыми деяниями соблазняет учеников своих, закрывает перед ними Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

На место его восстанет некий [Селевк Филопатор, или Сотер, сын Антиоха Великого], который пошлет сборщика податей пройти по царству славы [то есть по владениям этого народа], но и он после немногих дней погибнет, и не от -возмущения и не в сражении. И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей; но он придет без шума и лестью овладеет царством. И всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета. Ибо после того, как он вступит в союз с ним, он будет действовать обманом и взойдет, ибо держит верх с малым народом. Он войдет в мирные и плодоносные страны и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награбленное имущество и богатство, будет расточать своим и на крепости будет иметь замыслы свои, но только до времени”. 4. Пророчества, подтвержденные пришествием Мессии, Иисуса Христа, положившего начало внутреннему духовному царству 535 . Предсказания. – Что во время четвертой монархии, еще до разрушения второго храма, на семидесятой неделе, по пророку Даниилу, когда иудеи не были еще лишены верховенства и нерушим второй храм, – что в эти времена просветятся язычники и познают Бога, которому поклоняются иудеи, и что возлюбившие Его будут избавлены от своих врагов и преисполнятся трепета перед Ним и любви к Нему. И было так, что при четвертой монархии, еще до разрушения второго храма и т. д., язычники во множестве преклоняются перед Господом и ведут ангельски безгрешную жизнь: юницы посвящают Господу свое девство и свою жизнь, мужчины отказываются от всех услад. То, что Платону не удается внушить избраннейшим и образованнейшим из людей, некая тайная сила немногими словами внушает сотне миллионов людей глубоко невежественных. Богачи расстаются со своим богатством, дети расстаются с негою отчего дома ради полной лишений жизни в пустыне и т. д. (Об этом можно прочесть у Филона Иудея.) Что все это означает? Это означает именно то, что было уже так давно предсказано. В течение двух тысяч лет ни один язычник не преклонился перед Господом иудеев, и вот, в предсказанные времена, язычники во множестве преклоняются перед этим единым Господом. Они разрушают капища, и даже цари покоряются Кресту. Что все это означает? Это Дух Господень снизошел на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mysl...

Надо чтобы христиане стали благовестниками этого преображения. Необходимо чтобы они утверждали свое человеческое достоинство во всех отношениях. Чтобы они возвращали людей к осознанию своего Божественного благородства. Святые отцы говорят, что подлинная человеческая любовь должна быть по образу Пресвятой Троицы — такова тайна Церкви и каждой человеческой семьи, которую составляют отец, мать и их чадо. Любовь — это всегда трое, горе такой любви, которая ограничивается двумя. Где семья, там нужны трое (хотя бы трое), чтобы любовь не становилась эгоистическим обладанием, чтобы она была истинной свободой, жертвенной самоотдачей, бесконечностью. Апостол Павел в Послании к Коринфянам — жителям города, прославившегося в древности любовью к наслаждениям, — говоря о чистоте и целомудрии, не просто обличает распутников, но взывает к христианам: «Разве не знаете вы, что тела ваши суть члены Христовы? Не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?» (1 Кор. 6, 15, 19). Апостол Павел звал их и нас зовет в свою очередь жить жизнью Воскресения. Ибо в той мере, в какой мы даем проникнуть в нас Божественному свету, в той мере, в какой мы дышим Христом, пребывающим в нас, в той мере наше тело уже воскресает — уже идет оно к смерти, уже готовится преодолеть ее, уже принимает в себя начатки Воскресения, которое будет в последний день. Только так Воскресение Христово входит в нашу жизнь. «Поступающий по правде идет к свету», — говорит Господь (Ин. 3, 21). Тайны Божии — это не слова. Тайны Божии — сжигающая наши сердца любовь Господня и Его доверие к нам. Их невозможно услышать, не живя ими и не молясь друг за друга ко Господу с сознанием всех грехов, совершенных нами, и с несомненной верой, что они могут быть прощены. Будем об этом просить Господа, чтобы наша жизнь стала приношением хвалы Его Жизни. Чтобы наша жизнь была постоянно озарена осознанием Его пребывания с нами в наших сокровенных глубинах, чтобы мы стремились быть Христовыми всем нашим существом, всей нашей плотью — и душой, и телом, чтобы осуществился этот волнующий, потрясающий замысел, который апостол Павел выразил в своем Послании к Коринфянам: «Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 20).

http://moral.ru/dom09_2014/

Не сказал, неполезно, или неприлично, но: «невозможно», так что привел их в отчаяние относительно надежды на второе крещение. и вкусивших дара небесного, То есть отпущения грехов. Ибо этого никто не в состоянии дать, кроме одного Бога. и соделавшихся причастниками Духа Святаго, После оставления грехов следует причастие Святого Духа: ибо Он не обитает в теле, обремененном грехами. Сообщался же Дух Святый чрез возложение рук, как и выше сказано. Евр.6:5 .  и вкусивших благого глагола Божия Не сказал прямо, что это такое: но, конечно, дает нам понять, что говорит это обо всяком духовном учении. и сил будущего века, Так он называет или силы творить чудеса, или жить подобно ангелам, в том смысле, чтобы не нуждаться ни в чем здешнем, но взирать на будущее, и уже здесь получить невещественный и духовный залог будущей жизни. Евр.6:6 .  и отпадших, опять обновлять покаянием, То есть чрез покаяние. Что это? Неужели отвергается покаяние? Да не будет. Но – обновление чрез вторичное крещение. Ибо обновление есть действие одного крещения, как и пророк говорит: «обновляется, подобно орлу, юность твоя» ( Пс.102:5 ); действие же покаяния состоит в том, что оно освобождает от ветхости и делает сильными. Но в прежнюю светлость возвести не может. Ибо в крещении все было делом благодати. Посему «покаянием», говорит, – именно, крещением. Ибо сначала всякий раскаивается в прежней жизни, потом крестится, как и сам он выше сказал: «обращение от мертвых дел». И из последующего ясно, что он отрицает вторичное крещение. когда они снова распинают в себе Сына Божия Крещение есть крест. «Ветхий наш человек распят с Ним», и «мы соединены с Ним подобием смерти Его». И еще: «мы погреблись с Ним крещением». Ибо как Христос умер на кресте плотью, так мы в крещении умираем для греха. Поэтому, кто вторично крестится, тот распинает вторично Христа, насколько это в его власти. Но это нелепо. Ибо Он однажды умер и воскрес, и «смерть уже не имеет над Ним власти» (см. Рим.6:4–9 ). Итак, нет вторичного крещения, так как нет и вторичного креста. Что же препятствует, чтобы было и третье, и четвертое, и так до бесконечности? Не просто сказал: «снова распинают» и остановился; но еще прибавил: «в себе», чтобы показать, что мы, проводя беспечно свою жизнь в предположении, будто существует другое крещение, совершаем все так, как бы сами поддерживали в себе дурное мнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Нелюбовь, вражда или ненависть не должны быть и известны между христианами даже по имени. Разве может быть нелюбовь между христианами? Везде ты видишь любовь, везде обоняешь благоухание любви. Бог наш - Бог любви; царство Его - царство любви; из любви к нам Он не пощадил для нас Сына Своего единородного и на смерть предал Его за нас Иоан. 4, 9]: дома ты видишь любовь на домашних (потому что они запечатлены в крещении и миропомазании крестом любви и носят крест, вкушают с тобою в церкви вечерю любви). В церкви везде символы любви: кресты, крестные знамения, святые, угодившие любовью к Богу и ближним, и Сама воплощенная Любовь. На небе и на земле везде любовь. Она покоит и услаждает сердце, как Бог, тогда как вражда убивает душу и тело. И ты всегда и везде обнаруживай любовь! Еще ли ты будешь не любить, когда везде ты слышишь проповедь о любви, когда только человекоубийца диавол есть вражда вечная! Запись 235 Иже Своего Сына не пощаде... како убо не и с Ним вся нам дарствует [Рим. 8, 32]? Главное величайшее дано, все прочее, чего ни просим, бесконечно меньше Сына Божия. Потому благонадежно можем просить у Бога всего о имени Иисуса Христа, - всякого блага, о каком только можем помыслить. Еще аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю: да прославится Отец в Сыне [Иоан, 14, 13]. Прощения ли грехов и упокоения просишь усопшим? Он есть очищение о гресех всего мира Иоан. 2, 2]. Кровь Его очищает нас от всякого греха Иоан. 1, 7]. Он может простить и усопшим всякое согрешение, содеянное ими словом, делом или помышлением. " Он есть воскресение и живот и покой усопших рабов Своих... " Просишь ли благ живым людям и себе? Егоже аще хощете, просите, говорит Он, и будет вам [Иоан. 15, 7]. Запись 236 Как известно Господу число звезд небесных, так Ему известно число Ангелов небесных и число их мыслей; как известно Ему число песка морского и число песка и тварей всей земли с их органами и составными их частями, великими и до бесконечности малыми; как известно Ему число атомов всех стихий в бесконечную бесконечность малых, так известно ему число всего рода человеческого, который был, который есть и который будет, число мыслей всех бывших людей, всех настоящих и всех будущих, число всех их сердечных движений, слов и дел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1006...

Но величайшее Его свидетельство – это Крест. Его мы носим на груди как свидетельство исключительной, величайшей любви. Это и есть то доброе исповедание, о котором говорит апостол Павел в Послании к Тимофею, доказательство послушания и верности Отцу Своему даже до смерти: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями. Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе»( 1Тим.6:12–13 ). Таким образом, Крест Христов – это свидетельство Свидетеля, говорящее о том, что Сын до конца покорен Отцу. И мы, будучи покорны Сыну, будем покорны и Отцу – до конца. Таким образом, Святая Троица раскрывается нам как Бог Отец, Бог Святой Дух и Бог Сын. Иоанн Богослов показывает, что Отец равен Сыну и Святому Духу – все три Личности Троицы равны между собой, потому что бесконечность не может уменьшаться. Следующее имя Иисуса Христа – Верный («Πιστς» по-гречески), то есть Единственный, Кто никогда не подводит! Как говорит Писание: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность» ( Пс.145:5–6 ). И вот единственным Верным и никогда не Подводящим является Иисус Христос , так что люди, которые надеются на Него, никогда не разочаруются. Итак, благодать и мир даются нам от Того, Кто всегда верен Отцу и верен тем, кто доверился Ему. На Литургии все православные христиане называются верными. То есть нам дается имя Иисуса Христа, потому что мы должны стать подобными Ему, должны раскрыться для Него, должны Его верностью укрепляться и сами постепенно становиться непоколебимыми. Ведь мы с вами в Причастии пьем Его Кровь и едим Его Плоть, поэтому душа Христа в этот момент в буквальном смысле соединяется с нашими душами. Христос называется также Первенцем из мертвых ( Откр.1:5 ), поскольку Он первым воскрес, чтобы больше никогда не умирать. Вслед за Ним должны воскреснуть все люди – для вечной жизни или для вечного мучения. Вся наша радость и вся надежда в том, что Воскресение, которое началось со Спасителя, продолжится и для нас, ведь Иисус – Первенец, а мы идем за Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Но кто находится в припадке безумия, тот живет, и не говорит против академиков: я знаю, что не страдаю безумием, а говорит: я знаю, что живу. Следовательно, никогда не может обманываться и лгать, кто утверждает, что знает, что живет». 2341 И нельзя сказать, чтобы это непререкаемое знание было слишком бедно содержанием и ограничивалось немногочисленными тезисами. Актов самосознания много, и знание о каждом из них может умножаться до бесконечности. «Кто говорит: знаю, что я живу, утверждает, что у него есть знание о чем-то одном. Если потом он скажет: знаю, что я знаю, что живу, то это уже два знания. А то, что он знает то и другое знание, есть уже третье знание». 2342 В самом сомнении скрыто доказательство невозможности абсолютного скептицизма, который, сомневаясь во всем, не может, однако, сомневаться в реальности собственного сомнения. «Всякий, сознающий себя сомневающимся, сознает истинное и вполне уверен в том, что сознает, следовательно, он уверен в истинном. Таким образом, всякий сомневающийся в бытии истины, в себе самом имеет нечто истинное, в чем он не может сомневаться». 2343 Свидетельство самосознания настолько бесспорно, что даже сам академик Цицерон, желая начать свой диалог «Гортензий» положением, не допускающим возражений, взял для него исходной истиной тезис все мы хотим быть блаженными. 2344 Подражая Цицерону, и Августин начинает свои диалоги с аксиоматических положений, опирающихся на достоверность самосознания. «Можешь ли ты, – обращается он к Навигию в диалоге «De beata vita» [«О блаженной жизни»], – назвать нам нечто такое, что ты знаешь? Могу, сказал он. Если это тебя не затруднит, сказал я, то укажи на что-нибудь. И так как он колебался, я спросил, знаешь ли ты по крайней мере, что ты живешь. Знаю, сказал он. Значит ты знаешь, что у тебя есть жизнь, так как никто не может жить иначе, как благодаря жизни». 2345 Тот же прием употребляет он и в других ранних диалогах. 2346 Говоря о самодостоверности актов сознания, блж. Августин разумеет не только непререкаемость познания внутренних переживаний, но и души как субстанции, обнаруживающейся в этих переживаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Но не пришли они в уныние; не упали духом при виде печального настоящего и в ожидании грозного будущего. Вера их в обетования Иеговы, в счастливую будущность своего народа и, в особенности, в торжество религии Иеговы была непоколебима, потому что она опиралась на основании самом прочном и неизменном – на Иегове, на Его верности, милосердии и правосудии. Как бы глубоко ни был унижен, как бы сильно ни страдал Израиль, но это не должно подавать повода к отчаянию; потому что вера говорит, что Иегова не оставит Своего народа. Господь наказывает, потому что Он правосуден; но самое Его правосудие соединено с милосердием; потому нет оснований думать, что гнев Его продолжится в бесконечность. Он посылает несчастие на Израиля для его же исправления. Он ждет этого исправления и, как скоро увидит его, – прекратит Свой суд над народом Своим, избавит его от поношения и уничижения, и исполнит обетования, данные праотцам. Но лучше послушаем, с каким трогательным умилением и теплотой высказывается эта глубокая, пламенная и непоколебимая вера в Иегову у пророка: «я к Иегове обращаю взоры; чаю Бога спасения моего; Бог мой услышит меня. Не веселись мною неприятельница моя, потому что упал, я возстану, – потому что сижу во мраке, – Иегова мне свет. Буду нести гнев Иеговы, потому что я согрешил пред Ним, доколе Он не произведет дела моего и не довершит суда моего. Он изведет меня на свет; я узрю благость Его. И увидит неприятельница моя, и стыд покроет ту, которая говорила мне: где Иегова Бог твой? Глаза мои поглядят на нее; тогда она попираема будет, как грязь на улицах... Кто Бог , как Ты, прощающий беззаконие, не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Обратится, помилует нас; повергнет на землю беззакония наши, и погрузит в пучины морския все грехи их. Явил верность Иакову, милость Аврааму, как клялся отцам нашим от дней древних» ( Мих.7:7–10, 18–20 ). «Страдай и мучься, дочь Сиона, как родильница: ибо ты ныне выйдешь из града, и будешь жить на поле, и дойдешь до Вавилона. Там будешь избавлена, там искупит тебя Иегова из руки врагов твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

О загробной жизни и вечных мучениях Мы привыкли представлять себе загробную участь грешников по притче о Богатом и Лазаре. Осуждённые в адском пламени будут тщетно оплакивать свои грехи и безуспешно взывать к Богу и святым о помиловании: покаяние от умерших не принимается, исправляться уже поздно! Почему это так? Почему душа, осудившая свои падения и изменившая настроение, всё-таки отвергается Божественным правосудием, это остаётся непонятным. Отсюда весьма естественны попытки создать вымыслы о каком-то новом всеобщем примирении-апокатастасисе 1 . Но это учение осуждено Церковью и оригенисты 2 признаны еретиками. Да и вполне последовательно: все попытки толковать вечность мучений, как весьма большую продолжительность, но не бесконечность, противоречат слову Божию и преданию Церкви. Достаточно указать на слова Божии у Исаии: «червь их не умрет и огонь их не угаснет» ( Ис.66:24 ). Эти слова уже невозможно перетолковать в пользу большой продолжительности вечных мучений, ибо прямо указано, что конца им не будет. (Ср. Откр.14:11, 20:10 ). Впрочем, если бы даже ни св. Библия , ни ясно выраженное учение Церкви не открыли людям учения о вечности мучений, наш разум всё равно не мог бы отклониться от такого печального вывода о загробной участи сознательных противников Божиих или нераскаянных грешников. Действительно, оставалось бы допустить, что Господь насильно сделает их праведными и привлечёт к Своей радости: но, ведь, где насилие, там нет уже нравственных ценностей, там исчезает самая разность между добром и злом, а с тем вместе и весь смысл Искупления и Домостроительства. Нельзя ли предположить, что сознательно и окончательно злых людей не бывает, что зло есть плод недоразумения и несовершенства, как учат пантеисты, эволюционисты и даже некоторые теисты? Но такое представление тоже несовместимо с учением о свободной воле, ни тем менее с учением Св. Писания и Церкви о демонах, перетолковывать которое не может ни один, сколько-нибудь искренний, читатель Евангелия, будь он сам верующим или неверующим в Бога. Наконец, мы имеем прямые слова Христовы о том, что враги Его ненавидели не потому, что не понимали Его, а именно потому, что поняли и возненавидели в Нём самую истину, само добро. «Если, бы вы были слепы, то не имели бы греха: но, как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас ( Ин.9:41 ). Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха: а теперь не имеют извинения в грехе своём. Ненавидящий Меня и Отца Моего ненавидит. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего» ( Ин.15:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

О ком это высказывает такое благоволение Свое Господь? О человеке, надеющемся на Господа, о живущем в помощи Бога Вышнего. Да, лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. [ Пс. 117,8–9 ]. Бог есть Помощник всесильный: Он может легко избавить нас от всякой напасти и скорби и, как Владыка живота и смерти, продлить в мире дни наши. Псал.91 . Благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь [ст. 1–2]. Как, Господи, не благо! Человеку, облагодетельствованному кем-нибудь с ног до головы, приятно выразить чем-нибудь посильную свою благодарность пред своим благодетелем. Нам ли не должно быть приятно возвещати каждое утро милость Твою над нами грешными, неблагодарными и злонравными; нам ли не исповедаться имени Твоему великому и святому и не воспевать Его сердцем и устами? У нас нет и волоса своего: все Твое; даже каждый глоток воздуха, вбираемый нашими устами, есть дар Твой. Как нам не благодарить Тебя, не воспевать Тебя, не возвещать заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь! 5[-7] ст. Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои! Человек несмысленный не знает, и невежда (не охотный размышлять) не разумеет того. Да, посмотри только со вниманием на солнце, луну, на звезды или даже на одну былинку, и тебе будет весело, что Творец твой так до бесконечности премудр и преблаг; ты будешь наслаждаться делами рук Его. Ты ко всему в этом прекрасном мире присмотрелся, потому-то тебе кажется как будто все обыкновенным, не стоящим рассматривания и благоговейного удивления. Но посмотри на все без прежде полученных тобою мыслей и смотри на все как на новое, разбирай все до подробностей: пред твоими очами и всеми чувствами откроется море чудес. Чтобы понять, как дивно глубоки помышления Господни в устройстве Его тварей, в их жизни и в промышлении об них, надобно самому углубиться в размышление о делах Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010