Эта любовь, все превосходящая, не имела бы смысла, если бы не была любовью Самого Бога. Эта Божественная любовь делает нас причастниками Тайны Самого Бога, любви, спасающей нас прежде создания мира в Превечном Совете во Христе. Мы должны дать Богу сделать нас причастниками Его бесконечной любви. Никакая человеческая любовь не может достигнуть этого. Человеческая любовь разбивается о трудности, о скорби, о немощи, о смерть. Но любовь Божия приходит к нам, чтобы утешить нас, чтобы возродить нас. Сила Божественной любви бесконечна. Эта бесконечность любви влечет нас любить. Мы призваны любить всех людей, абсолютно всех, к какой бы категории они ни принадлежали, даже если они наши враги. И ради этого гнушаться врагов Божиих, как святитель Николай на Первом Вселенском Соборе, и поражать врагов Отечества, как святитель Николай через свои многочисленные чудотворные образы, явленные на нашей земле, — ради возможности покаяния и спасения тех же врагов. Мы должны любить до конца. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если вы будете иметь любовь между собою». Любовь Божия открывает нам, что мы Богом любимы. Никто из нас не может стать настоящим христианином, пока в этом не убедится, по дару воскресшего Господа. Через все страдания, скорби и беды, через смерть — сияет светлее солнца любовь Христова. Эта непобедимая любовь совершит то, что на месте этого мира, лежащего во зле, однажды явится новый мир. «Бог будет обитать с ними, — говорит Откровение о тех, кто научится Христову добру, — они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее все миновало» (Откр. 21, 3). И тогда Господь сможет сказать: «Се, творю все новое». Наш Спаситель уже принес нам новизну. Она является в ветшающем этом мире всякий раз, когда человек приобщается Христовой победе добра над злом. Мы видим ее в наших любимых святых, таких как святитель Николай, святой Царь Николай II, во всех новомучениках и исповедниках Российских.

http://moral.ru/propoved/12_st_Nicholas....

266 Самобытности Божией не может не допустить и здравый разум. Видя, что все в мире условно и случайно, и восходя через непрерывный ряд следствий и причин далее и далее, он невольно сознается, что этой цепи случайных существ, происходящих друг от друга, в бесконечность простирать нельзя (иначе будет нелепость), и что надобно наконец предположить существо первое, самобытное, которое само ни от кого не полу­чило бытия, а есть первоначальная причина всего существующего. 267 Как возможно такое существо, не имевшее никогда начала и существующее от себя и чрез себя, – мы вовсе не понимаем; но тем не менее чувствуем, что бытие Его есть необходимое требование нашего разума. Покоряясь этому-то требованию, самобытность Божию признавали даже и языческие философы. 268 3. Независимость. Под именем независимости в Боге ра­зумеется такое свойство, по которому Он и в существе, и в силах, и в действиях своих определяется только сам Собой, а не чем-либо сторонним, и есть самодовольный ( αυτρκης, νενδες), самовластный ( αυτεξοσιος), самодержавный ( ατοκρατς). 269 Это свойство Божие вытекает уже из предыдущего. Если Бог есть существо самобытное, и все, что ни имеет, имеет только от Себя, то, значит, Он ни от кого и не зависит, по крайней мере, по бытию своему и силам. Но кроме того Священное Писание изображает независимость Божию и в чертах раздельных, – а) когда говорит, что Бог не нуждается ни в чем стороннем, напротив сам дарует всем все: Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё ( Деян. 17:24–25 ; срав. Ис. 40:28 ). А первое чувство за­висимости бывает в нас именно в то время, как только мы сознаем, что без внешней помощи мы обойтись не в состоянии. б) когда утверждает, что ничто стороннее и не может со­общить чего-либо Богу ни в отношении к Его бытию и совершенствам, ни в отношении к действиям. Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости? ( Ис. 40:13–14 ); или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему (Рим. 11:35–36). в) когда представляет нам Бога полным владыкой над всеми прочими существами, которого, след., никто и ничто не может к чему-либо принудить. Моя вселенная и все, что наполняет ее ( Пс. 49:12 ); Господи, Господи, Царю, Вседержителю! Все в Твоей власти, и нет противящегося Тебе, когда Ты захочешь спасти Израиля; Ты сотворил небо и землю и все дивное в поднебесной; Ты – Господь всех, и нет такого, кто воспротивился бы Тебе, Господу (Есфир. 4:17), ибо все служит Тебе ( Пс. 118:91 ). г) когда, наконец, свидетельствует, что Бог, действительно, свободен от всякого внешнего принуждения и действует по изволению воли Своей ( Еф. 1:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

6. Мелхиседек в его личном прообразовательном значении и в его отношении к Аврааму 198 Св. апостол Павел, в своем послании к Евреям, не раз уже указав на пророчественное изречение Псалмиста (109:4) о Мессии: «ты священник во век по чину Мелхиседека» (5:6,10; 6:20), в доказательство превосходства священства Христа перед левитским священством, предлагает толкование исторической личности Мелхиседека ( Быт. 14 гл.) в отношении к Аврааму и Христу говоря: «ибо Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Вышнего, тот самый, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени (ρμηνεμενος) царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира. Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь (φωμοιωμνος) Сыну Божию, пребывает священником на всегда (μνει ερες ις τ διηνεκς) ( Евр. 7:1–3 ). В этих немногих словах св. апостол уже выразил всю сущность своего толкования таинственной личности Мелхиседека в обоих сказанных отношениях». Дальнейшее служит лишь развитием основной мысли этого толкования. Для уяснения смысла всего этого толкования апостола мы наметим, так сказать, основные пункты его. Это именно – а) в отношении к самой личности Мелхиседека: 1) мысль о безначальности (идеальной, конечно, а не действительной) и бесконечности жизни его по характеру исторического явления его в бытописании ( Быт. 14:18–20 срав. Псал. 109:4 ); 2) проистекающая отсюда мысль о вечности его в священническом его служении Богу Вышнему ( Псал. 109:4 ; Евр. 7:3  и др. сн. Быт. 14:18 ), в чем он служил прообразом (φωμοιωμνος) Сына Божия во плоти; (ср. Иоан. 8:58 ); это уподобление не стоит без связи (ибо иначе апостолу не было бы нужды употреблять особое ρμηνεα имени Мелхиседека), и 3) с той чертой Мелхиседека, что он есть царь правды, как и 4) с той, – что он есть царь мира, хотя и только отдаленно можно выводить как заключающуюся в этом толковании апостола мысль, чтобы и эти две последние черты 199 уподобления в Мелхиседеке были ες τ διηνεκς – вечными. б) в отношении к Аврааму общая мысль: превосходство Мелхиседека перед последним (сн. Иоан. 8:59–54,56 ), обнаруженное 1) в благословении им Авраама, владевшего обетованиями» (сн. ст. 6) и в принятии от последнего десятины из всей добычи, доставшейся ему после поражения царей 200 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

—838— ограниченности с глаз человека, и человек увидел свою бесконечность в Боге. Мы же все с открытым лицом как в зеркале взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ, от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ). Исполниться всей полнотой Божества, преображаться в «тот же образ» – вот новые, безмерный задачи, осуществляемый в новом христианском тоне мировой жизни, и провозглашение этих задач, было одновременно провозглашением совершенно новой, ноуменальной антропологии. Мистическая мораль христианства своей основой имеет антропологическое учение об умопостигаемой божественности человеческого лика; и замечательно, что ап. Павел, заговоривший о внутреннем человеке, поставил его в связь с божественной Софией, про Которую сказано; «Господь имел меня началом пути своего, прежде созданий Своих, искони. Когда полагал (Он) основание земли; тогда я была при Нем художницей…» ( Прит.8:22–30 ). «Мудрость», – говорит Апостол, – мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего, и не властей века сего преходящих: но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» 1137 . Слава наша, преобразиться в которую зовет Апостол, получила существование прежде веков и сокровенно пребывает в Софии, и София, таким образом, провозглашается Апостолом идеальным и умопостигаемым человечеством, божественной славой человека, которая «родилась когда еще не было источников обильных водой» ( Прит.8:25 ). Этим сопоставлением объясняется загадочный последний стих: «Тогда я была при Нем художницей:... веселясь на земном кругу Его и радость моя была с сынами человеческими» (8:31). Когда еще не было бездны, до начала веков, искони, Премудрость Божия веселилась с сынами человеческими на умопостигаемому кругу, помещаемой —839— Библией в Недрах Самого Бога. Таким образом, новая идея внутренней бесконечности лика человеческого, как образа Божия, получает у апостола языков религиозное и метафизическое завершение в идее Софии, как умопостигаемой домирной славы человека. Другими словами, София есть идеальное и вечное место человека в Боге, – место, из которого человек ниспал через интеллигибельный акт свободы, и в которое он возвращается в христианском эоне истории благодатью и силой уничижившегося Слова, – Слова, принявшего крестную смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

839 . Не ропщите на Господа за то, что Он так сокрыт от нас, но возблагодарите за то, что так нам явлен; и еще возблагодарите за то, что Он сокрыл Себя от исполненных гордыни мудрецов, недостойных познать Его высочайшую святость. Познают Господа люди либо наделенные смиренным сердцем и, независимо от их ума, великого или малого, любящие все малое, либо люди, наделенные таким умом, что ясно видят, в чем истина, даже тогда, когда вовсе этого не желают. 840 . Eorum qui amant 183 . Господь склоняет сердца тех, кого любит. Deus inclinat corda eorum 184 . Тот, кто любит Его. Тот, кого любит Он. Тот, кого любит Он. 46 Те, кто привержен… к тому или иному учению, они вынуждены защищать даже то, с чем сами не согласны (лат.). 81 И поставлю завет Мой между Мною и тобою... завет вечный в том, что Я буду Богом твоим. 9: Ты же соблюдай завет Мой (лат.). 91 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: “встань” (лат.). 98 “Будучи человек, делаешь Себя Богом”. “Написано в законе: вы боги, и не может нарушиться Писание”. “Эта болезнь не к смерти”. “Лазарь уснул”. “Тогда сказал им прямо: Лазарь умер” (лат.). 108 Мы знаем, что Ты – учитель, пришедший от Бога: ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог (лат.). 137 Многие уверовали в Него. Тогда сказал Иисус: “Если вы пребудете... то вы истинно ученики Мои и истина сделает вас свободными”. Ему отвечали: “Мы семя Авраамово и не были рабами никому” (лат.). 154 Более достойный палочных ударов, нежели поцелуев, я не испытываю страха, ибо полон любви (лат.). 166 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не верили в Него. Да сбудется слово Исаии-пророка: “...ослепил” и т. д. Это сказал Исайя, когда видел славу Его и говорил о Нем (лат.). 167 Иудеи требуют чудес, и еллнны ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого. Но полным-полно чудес, но полным-полно мудрости. Вы же требуете нераспятого Христа и вероучения, не ведающего ни чудес, ни мудрости (лат.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mysl...

   Скачать (MP3 файл. Продолжительность 10:22 мин. Размер 7.5 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Много в Евангелии притч и поучительных изречений Господа о Царствии Небесном. В них образно Спаситель приоткрывает нам тайны Царствия Небесного, рассказывая, что оно дороже всех земных сокровищ, о необходимости стяжания Святаго Духа, о бодрствовании. И сегодня в одной из таких притч Господь уподобляет Царствие Небесное царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Толкователи под царем понимают Самого Иисуса Христа, Сына Божия, Который при Воплощении стал подобен нам по человеческому естеству. И, как мудрый и милосердный Господин, Он не наказывает никого сразу, а сначала производит суд. «Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов…» (Мф. 18: 24). Как известно, талант – это денежная единица. Примерно она равнялась 27 килограммам. Если считать буквально, то раб задолжал своему царю 270 тонн золота. Такой долг невозможно выплатить за всю свою жизнь. Как это относится к нам? Бог – Источник всех благ: небесных и земных. Каждый человек здесь получает бесчисленное множество благ от Бога. Прежде всего, мы получаем в дар саму жизнь, бессмертную душу. Здесь, на земле, мы получаем все духовные блага: мы можем участвовать в Таинствах, в богослужении, нам предоставлена возможность изучать слово Божие и отцов Церкви. Мы получаем всё необходимое для нашего тела и поддержания жизнедеятельности: воздух, воду, пропитание, жилище. Также человек получает возможность для постоянного развития: возможность учиться, работать, заниматься творчеством, спортом и т.д. И так можно было бы перечислять подробно до бесконечности, как Бог постоянно благодетельствует нам. Но мы, в свою очередь, не воздаем ему добром, а много погрешаем. Далее в Евангелии говорится: «…а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить» (Мф. 18: 25). Святитель Феофилакт Болгарский утверждает, что царь говорит это не по жестокости, но для того, чтобы устрашить раба и убедить его обратиться к молитве. «Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф. 18: 26–27).

http://pravoslavie.ru/81391.html

  Хотя [от такого понимания] и не может оскверниться данное благочестивое рассуждение, , но мы все-таки не будем оскорблять слух христолюбивых слушателей заявлениями, что Богородица когда-то перестала быть Девой, и будем считать, что достаточно следующих свидетельств. Относительно слов: " И не знал Ее до тех пор, пока ?Она не родила Сына Своего " , следует сказать, что выражение " до тех пор " ? часто может обозначать некоторый ограниченный период времени, но на самом деле указывает на бесконечность. Это, например, имел в виду Господь, когда сказал: " И вот, Я с вами во все дни до) скончания века " (Мф. 28:20). В самом деле, ведь Господь вовсе не собирался разлучаться со святыми после этого века, но возвещение настоящего указывает на непрерывность, а не на прекращение в будущем. И мы говорим, что точно таким же образом следует понимать выражение " до тех пор " ??? и в данном месте. Относительно же выражения " первенец " следует сказать, что оно не всегда стоит в связи с последующим потомством, но первенецем называется тот, кто первый разверзает ложесна. Кроме того, то, что Мария до конца оставалась Девой, ясно из рассказа о Захарии.   До нас дошло предание о том, что Захария был убит иудеями между Храмом и жертвенником за то, что он поместил Марию в число дев уже после того, как Она родила Господа, и был обвинен толпой за то, что таким образом указал на это чудесное и достохвальное знамение: Дева рождает и девство не повреждается. " Когда же Иисус родился в Вифлееме иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с Востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? " (Мф. 2:1-2). Маги — это персидский народ, искусный в предсказаниях, заклинаниях и неких природных противоядиях. Корме того, они занимались наблюдениями за небесными явлениями. Подобными предсказаниями занимался, возможно, и Валаам, посланный Валаком для того, чтобы с помощью какого-то чародейства проклясть Израиль. В своей четвертой притче он говорит о Господе: " Человек видящий, слышащий слова Божии, имеющий ведение Всевышнего, который видит видение от Бога во сне; открыты очи его. Укажу Его, но еще не сейчас, ублажу Его, но Он еще не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает Человек от Израиля " (Числ. 24:15-17). Поэтому [волхвы], вспомнив древнее пророчество, стали искать место в Иудее и пришли разузнать, где родившийся Царь Иудейский. Возможно также, что благодаря явлению Господа сопротивные силы были, наконец, ослаблены, и волхвы, почувствовав, что их сила упразднена, пришли засвидетельствовать великую Силу Родившегося.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=402

А вот и честь, которой сподобишься, если изберёшь Христа и возьмёшь свой крест: «Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня». Но даже если эта цель покажется недостижимой, если у нас выбор? Ведь о тех, кто упорно противится Божией премудрости, сказано, что, «если бы познали, что не распяли бы Господа славы». Значит: либо перед Крестом, либо – заодно с распинателями, с этими «властями века сего». И хотя средоточие Креста кажется недоступным и как бы нематериальным, но лучи его простираются до бесконечности и в широту, и в высоту, и в глубину, чтобы охватить и привлечь весь мир, чтобы даже самое отдалённое сдвинуть с мёртвой точки. И даже до такой степени, что «кто напоит из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей…». Уж куда проще и доступнее? – только с такой простоты конкретности и начинается путь к истинной премудрости: именно с простого дела, с простой милости, оказанной ради Христа, а особенно тому, кто несёт нам слово Христово. О точках и контуре Неделя перед Воздвижением Ин. 3:13–17 Гал. 6:11–18 Продолжая стояние перед тайной Святого Креста, мы читаем, как «один из начальников Иудейских» по имени Никодим пришёл к Иисусу ночью и сказал: «Равви! мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога: ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Господь же стал говорить о необходимости заново родиться, о Духе, который «дышит, где хочет». Никодим спрашивает: как? Почему? – но ответы Иисуса не опираются на живой духовный опыт слушателя, и поэтому они – как вехи, как точки, которые ещё не обведены контуром и не стали рисунком. Вот Господь ставит первую такую точку: «Никто не восходил на небо, как только Сшедший с небес Сын Человеческий, Сущий на небесах». Но для Никодима вся новозаветная история ещё впереди. Поэтому Господь просто ставит точку: теперь Он напоминает один эпизод из прошлого, «как Моисей вознёс змию в пустыне…» Тут уже Никодим должен вспомнить, как евреи в очередной раз возроптали, и «послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

А как с ним (с человечеством) удобно! И не придет, когда вы заняты, и не поссорится, и не напьется… Оно не бывает грязным, грубым, глупым, сварливым и слезливым. У него нет религиозных, социальных, сексуальных заблуждений. Словом, за него умереть не обидно. А вот за Пашу или Машу – да никогда! Разве что по любви… Какой-то святой сказал, что если бы Бог создал только вас, Он претерпел бы все, чтобы вас спасти. Он умер на кресте не за человечество, а за вас. «Назвал тебя по имени твоему», – говорит Он. Встречая вас в небесной обители, Он назовет вас по имени, как влюбленный, который шепчет имя во тьме, ибо имя – это личность. Хор нелюбящих удивляется в «Песни Песней»: « Чем возлюбленный твой лучше других возлюбленных ?» ( Песн. 5:9 ). А она отвечает: « Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других » ( Песн. 5:10 ). И он говорит о ней то же самое: « Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, Но единственная – она голубица моя, чистая моя » ( Песн. 6:8-9 ). Имя Божие – самое индивидуалистическое слово, «Я» ( Быт. 3:11 ). Божий образ в нас – наше «я». Парадокс любви в том и состоит, что самое частное, собственное, единичное можно разделить с другим. Возлюбленная для влюбленного – сердце мира. Она – не на окружности его сознания, а в центре, там же, где он сам. Почему Бог нас создал? «У Него есть миллиарды других, неужели Ему все мало? Нет, не мало; Ему просто нужны вы. Ради вас Он оставит девяносто девять (или девяносто девять миллионов) овец. Он разделит вашу боль, вашу радость, ваше одиночество и даже – на кресте – ваш грех. Один из гвоздей, пронзивших Его тело, – ваш, и только ваш. Одно из терний в Его венце – ваше и только ваше. Вот как видит вас Возлюбленный: « Что лилия между тернами, То возлюбленная моя между девицами » ( Песн. 2:2 ). И вы отвечаете Ему одному: « Что яблонь между лесными деревьями, То возлюбленный мой между юношами » ( Песн. 2:3 ). Вот это и значит слушаться первой, большей заповеди, любить Господа Бога своего всем сердцем. Бог наш ревнив; любовь ревнива, потому что обращена только к одному и единственному. Она ни с кем не разделит возлюбленного, её не делят, как не делят сердце. Только бесконечность может, не разделяясь, отдавать себя целиком – и много раз. Мы можем отдать сердце кому-то одному – единому Богу, ибо Он один; единственному супругу. Брак – самый близкий образ неба, он требует всего – или ничего. Любовь побеждает всё

http://azbyka.ru/fiction/tri-tolkovaniya...

В науке существуют противоречия, ставшие уже классическими, но нуждающиеся в актуализации. Например: между реальным и идеальным и между материальным и духовным. Можно представить и другим образом: реальное – духовное, идеальное – материальное. Но нас в предлагаемых размышлениях будет интересовать вариант идеальное – духовное. Идеальное в соотнесенности с духовным может выполнять функцию душевного. Но при этом и у духовного есть свое идеальное. Духовное объединяет в себе идеальное и материальное. Это и есть идеальное-духовное – то, что пронизано Фаворским светом Преображения. Духовное – бесконечно, оно и есть сама бесконечность. Противоположность духовного – плотское, понимаемое как греховное. «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» ( 1Кор.15:47–50 ) 1 . По мысли преподобного Иоанна Кассиана Римлянина : «Есть брань в членах наших, как читаем у Апостола: плоть похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите ( Гал.5:17 ). Слово плоть в сем месте должно принять не в смысле человека как существа, а в смысле воли плотской, или худых пожеланий: равно и под словом дух разуметь надо не какое-либо существо личное, а пожелания души добрые и святые. Такой смысл определил сам же Апостол, говоря так: духом ходите, и похоти плотския не совершайте: плоть бо похотствует на духа, и прочее ( Гал.5:16–17 )» с. 15]. Для дальнейшего исследования необходимо уточнить применяемую терминологию. Идеальное происходит от понятия идея, определяемого в вершине классической мысли – философской системе Вильгельма Гегеля – как один из моментов Абсолюта (наряду с природой 2 ). Духовное происходит от понятия дух, по тому же Гегелю – опосредованный собственной рефлексией в самого же себя Абсолют

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010