Н.Д. Кузнецов. «Обоснование христианского мировоззрения». Из лекций, прочитанных студентам Московской духовной академии в 1924 г. Источник Публикация осуществлена по неизданной машинописи лекций по апологетике Николая Дмитриевича Кузнецова , хранящейся в нескольких экземплярах в архиве библиотеки Московской духовной академии. Данные лекции он читал в 1921–1924 гг. для студентов Московской духовной академии после ее официального закрытия в 1919г. и перемещения из Лавры в Москву на условиях полуподпольного существования при московских храмах. Название курса по апологетике – «Обоснование христианского мировоззрения» с подзаголовком «Вопрос о бытии Бога – откровение Бога через природу». Курс включает 10 основных тем: «1. Значение идеи Бога. Невозможно делать критериумом этой идеи чувства. Требование видеть Бога своими глазами при свете данных психологии. 2. Следы духовной деятельности в окружающих нас предметах. 3. Человеческое произведение как отображение мысли, замечаемой нами в природе. 4. Картина океана и влияние ее на душу человека. Океан, как чувственное выражение бесконечности. 5. Картина звездного неба. Разъяснение ее наукой. Вызываемые ею впечатления. Чувственное выражение в ней бесконечности. 6. Мир бесконечно малых. Стремление уловить лежащую в его основании мысль. 7. Факт науки указывает на высшую мысль, лежащую в основании устройства вселенной. Свидетельства об этом многочисленных ученых: Ньютона, Канта, Линнея, Ламарка, Пастера, Фая и других. 8. Научное и художественное постижение действительности. При помощи естествознания нельзя познать всей мировой действительности. Методы его недостаточны для этой цели. Некоторые основные понятия самого естествознания приводят наш разум к признанию Высшего Разума. Свидетельство Лейбница. 9. Устроение явных следов Бога в природе многими известными представителями человечества. 10. Идея Бога не может быть рассматриваема, как результат человеческого изобретения или какого-либо внушения, рассчитанного на невежество людей. Непонимание религии безбожниками. Противоречия в их понятиях о религии».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Скачать epub pdf Аннотация Клеман вдохновляясь библейским образами, святоотеческим богословием, русской религиозной философии и современными философским выкладками в книге «Смысл Земли» пытается выстроить православное богословие материи. Клеман поэтапно разбирает тайну тварного бытия (акцентируя внимание на его «плотности», реальности, весомости, но и «прозрачности» для Бога), космическое измерение Боговоплощения (взятие на Себя Христом плоти мира) и (может быть, самое ценное) проблемы техники. «Православная космология геоцентрична – по той простой причине, что она христоцентрична. Соединение нетварного и тварного, метакосмического «неба» и панкосмической «земли» происходит во Христе на нашей земле, и поэтому земля находится в центре – не физически, но духовно. В святой плоти Христа, которая объемлет все чувственно воспринимаемое творение, две бесконечности Паскаля – а точнее, неопределенности – наполняются славой Бога – единственного бесконечного». Об авторе Оливье Клеман – один из крупнейших современных православных богословов, историк, философ, профессор Свято-Сергиевского православного института в Париже, попечитель ББИ. Книга Оливье Клемана посвящена попыткам религиозно-философского выражения православной космологии или философии материи. Она охватывает анализ библейских образов, богословие восточных отцов церкви, русскую религиозную философию, проблемы современного богословия. «Православная космология геоцентрична – по той простой причине, что она христоцентрична. Соединение нетварного и тварного, метакосмического «неба» и панкосмической «земли» происходит во Христе на нашей земле, и поэтому земля находится в центре – не физически, но духовно. В святой плоти Христа, которая объемлет все чувственно воспринимаемое творение, две бесконечности Паскаля – а точнее, неопределенности – наполняются славой Бога – единственного бесконечного» Оливье Клеман Введение: космология, церковный гнозис От восьмой главы Послания к Римлянам до патристики и от патристики до важнейших аспектов современной русской религиозной философии, через паламизм и «Добротолюбие», великая православная традиция настаивает: существует христианская космология, и она есть одно из знаний, которые мы получили в вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/s...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Смысл Земли Клеман, вдохновляясь библейским образами, святоотческим богословием, русской религиозной философией и современными философскими выкладками в книге «Смысл Земли» пытается выстроить православное богословие материи. Клеман поэтапно разбирает тайну тварного бытия (акцентируя внимание на его «плотности», реальности, весомости, но и «прозрачности» для Бога), космическое измерение Боговоплощения (взятие на Себя Христом плоти мира) и (м. б. самое ценное) — проблемы техники. «Православная космология геоцентрична — по той простой причине, что она христоцентрична. Соединение нетварного и тварного, метакосмического «неба» и панкосмической «земли» происходит во Христе на нашей земле, и поэтому земля находится в центре — не физически, но духовно. В святой плоти Христа, которая объемлет все чувственно воспринимаемое творение, две бесконечности Паскаля — а точнее, неопределенности — наполняются славой Бога — единственного бесконечного.» Оливье Клеман Смысл Земли Об авторе Оливье Клеман — один из крупнейших современных православных богословов, историк, философ, профессор Свято–Сергиевского православного института в Париже, попечитель ББИ. Книга Оливье Клемана посвящена попыткам религиозно–философского выражения православной космологии или философии материи. Она охватывает анализ библейских образов, богословие восточных отцов церкви, русскую религиозную философию, проблемы современного богословия. «Православная космология геоцентрична — по той простой причине, что она христоцентрична. Соединение нетварного и тварного, метакосмического «неба» и панкосмической «земли» происходит во Христе на нашей земле, и поэтому земля находится в центре — не физически, но духовно. В святой плоти Христа, которая объемлет все чувственно воспринимаемое творение, две бесконечности Паскаля — а точнее, неопределенности — наполняются славой Бога — единственного бесконечного»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Часть 1. Православное учение о Церкви Введение Экуменизм – это движение, которое содержит в себе многочисленные проблемы. И все эти проблемы проистекают из одного и сливаются в одном – едином стремлении к Истинной Христовой Церкви. А Истинная Христова Церковь имеет и должна иметь ответы на все вопросы и подвопросы, которые ставит экуменизм. Ведь если Церковь Христова не решает вечные вопросы человеческого духа, то Она не нужна. А человеческий дух постоянно изобилует жгучими вечными вопросами. И каждый человек как бы постоянно горит в этих вопросах, сознательно или бессознательно, вольно или невольно. Горит у него сердце, горит ум, горит совесть, горит душа, горит все его существо. И «нет мира в костях его» ( Пс.37:4 ). Среди звезд наша планета является центром всех вечных мучительных проблем: проблем жизни и смерти, добра и зла, добродетели и греха, мира и человека, бессмертия и вечности, рая и ада, Бога и диавола. Человек – это самое сложное и самое загадочное из всех земных существ. И более того – он больше всех подвержен страданиям. Поэтому Бог и сошел на землю, поэтому Он и стал совершенным человеком, да нам как Богочеловек ответит на все наши вечные мучительные вопросы. По этой причине Он и остался весь на земле – в Церкви Своей, которой Он – Глава, а она – Его Тело. Она – Истинная Церковь Христова, Церковь Православная, и в ней присутствует весь Богочеловек со всеми Своими обетованиями и со всеми Своими совершенствами. Что экуменизм представляет собой по существу, во всех своих проявлениях и устремлениях, мы лучше всего увидим, если его рассмотрим с позиций Единой Истинной Христовой Церкви. Поэтому нужно изложить, хотя бы в общих чертах, основу учения Православной Церкви об Истинной Христовой Церкви – Церкви апостольско-святоотеческой, Церкви Священного Предания. Православное учение о Церкви Целиком и полностью тайна христианской веры заключена в Церкви; вся тайна Церкви – в Богочеловеке; вся тайна Богочеловека – в том, что Бог стал плотию ( «Слово плоть бысть», «Слово стало плотию» – ( Ин. 1, 14 ), вместил в человеческое тело всецело Свое Божество, все Свои Божественные совершенства, все тайны Бога. Все Евангелие Богочеловека, Господа Иисуса Христа, можно выразить в нескольких словах: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» ( 1Тим. 3, 16 ). Крошечное тело человека всецело вместило Бога со всеми Его бесчисленными бесконечностями, и при этом Бог остался Богом и тело осталось телом – всегда в едином Лице – Лице Богочеловека Иисуса Христа; совершенный Бог и совершенный человек – совершенный Богочеловек Здесь не одна тайна – здесь все тайны неба и земли, слитые в единую тайну – тайну Богочеловека – в тайну Церкви как Его Богочеловеческого Тела. Все сводится к Телу Бога Слова, к воплощению Бога, к вочеловечению. В этой истине и вся жизнь Богочеловеческого Тела Церкви, и благодаря этой истине знаем, «как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины ( 1Тим. 3,15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Замечательно когда-то сказал Сартр: «Ад – это другой». Другой меня видит в недолжном состоянии. Не таким, каким я должен быть, а в распаде, во внутреннем разрушении. Поэтому стыдно и неприятно, что есть наблюдатели, которые меня видят таким. Беседа иеромонаха Димитрий Першина на Прощеное воскресенье Прощеное воскресенье from pravmir on Vimeo . Прощеное воскресение — это день, когда Церковь приближается к переходу из еще непостных дней к самому строгому посту. В этот день мы вспоминаем изгнание Адама из Рая. Некогда человек, сотворённый Богом, находясь в Раю, напоминал свечу. Свеча – древний символ, говорящий о душе, которая тянется к Богу и светит окружающим. Вот также в Адаме и Еве до грехопадения все их силы: души, тела, духа, вся полнота природы человеческой, все энергии, все импульсы, — были устремлены к Богу. И через них Господь ниспосылал в этот мир благодать, славу Божию. Потому, что Адам и Ева были сотворены как цари мироздания. В момент грехопадения случился тройной раскол: во-первых, человек забыл о Боге, на место Бога начал помещать какие-то продукты собственной фантазии. После грехопадения Адам пытается спрятаться от Бога – это очевидная утрата не просто памяти о Боге, а – рассудка. Адам с ума сходит. Либо на места Бога он помещает свои собственные предположения. По гипотезе Фейербаха, религиозный человек проецирует себя на «небо» и вот эту собственную проекцию, умноженную на бесконечность, принимает за Бога. Возможно, греческая мифология так и появилась. Или какие-то иные варианты язычества. И, конечно, от такого спроецированного Зевса, который не сильно отличается по своим поступкам от какого-либо главаря мафии, наверное, можно куда-то спрятаться. Но от Бога, Творца мироздания, прятаться бесполезно. Тем не менее, этот раскол между человеком и Богом происходит. Второй катастрофой, в которую повергает человека грех, является раскол между людьми. Им становится стыдно друг друга. Об этом замечательно когда-то сказал Сартр: «Ад – это другой». Другой меня видит в недолжном состоянии. Не таким, каким я должен быть, а в распаде, во внутреннем разрушении. Поэтому стыдно и неприятно, что есть наблюдатели, которые меня видят таким. И поэтому присутствие другого становится для меня адской мукой. И вот грех растаскивает, разделяет Адама и Еву.

http://pravmir.ru/mertvye-dushi-v-rayu-v...

Замысел, внутренний порядок и план этого сочинения Часть первая. Человек, не познавший Бога Предуведомление Глава I. Место человека в лоне природы: две бесконечности Глава II. Ничтожество человека. Вводящие в обман могучие силы 1. Чувства и память 2. Воображение 3. Обычай 4. Себялюбие 5. Гордыня и дух тщеславия. 6. Противоречия 7. Малоумие человеческой науки и философии 8. Развлечение 9. Человек в обществе Глава III. Величие человека – в чем оно проявляется 1. В качестве итога всему, что касается его чувства собственного ничтожества. Мысль 2. В заключение всего сказанного о его ничтожестве. Бессознательный порыв к истине и благу даже и в пору заблуждений 3. Людская справедливость и причина следствий 4. Превращение “за” в “против” и “против” в “за” 5. Порядок, присущий истинной справедливости 6. Величие человека в том, чтобы держаться середины Глава IV. Заключение: должно искать Бога Часть вторая. Человек, обретший Бога Предуведомление Раздел I. Поиски 1. Философы 2. Вероисповедания 3. Иудейский народ 4. В чем трудность 5. Преодоление трудности: естество, отпавшее от Господа 6. Знамения истинного вероисповедания 7. Заключение Раздел II. Узел 1. Убрать препятствия 2. Непостижимость. Бытие Бога. Ограниченность нашей логики 3. Бесконечность – небытие 4. Покорность и разумение 5. Польза доказательств с помощью механических действий: автомат и воля 6. Сердце 7. Вера и что может помочь нам уверовать. Просопопея Раздел III. Доказательства бытия Иисуса Христа Вступление Глава I. Ветхий Завет 1. Моисей 2. Завет 3. Предсказания. Надежды на пришествие Мессии 4. Пророчества, подтвержденные пришествием Мессии, Иисуса Христа, положившего начало внутреннему духовному царству 5. Причина употребления образных иносказаний. Основы христианского вероисповедания Глава II. Новый Завет. Иисус Христос Введение. Иисус Христос Богочеловек, средоточие сущего Доказательства пришествия Иисуса Христа 1. Исполнение пророчеств и особенности этих пророчеств 2. Он сотворил чудеса 3. Замалчивания Иисуса Христа. Таинство Евхаристии 4. Иисус Христос, Искупитель всех человеков 5. Что в мире свершило искупление. Благодать 6. Нравственность 7. Внутренний распорядок вселенской справедливости 8. Пути к спасению 9. Иисус Христос Глава III. Церковь 1. Пути, которые привели к созданию христианской Церкви. Истинность поведанного в Евангелии. Апостолы 2. Пути, которые направляли христианскую веру 3. Непрерывность 4. Непогрешимость Церкви. Папа и единство Заключение. Знак благоволения и таинство любви Господней Долг человека  

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mysl...

Скачать epub pdf Содержание Вступление Толкование на первую главу  Толкование на вторую главу Толкование на третью главу Толкование на четвертую главу Толкование на пятую главу     Вступление Жизнь каждого существа на земле ведет свое происхождение с небес. Жизнь человека происходит с неба. Корень жизни каждой человеческой сущности и всего человечества в целом – в неизмеримых глубинах неба, в трисиянных бесконечностях Пресвятой Троицы. Таинство жизни каждого существа на земле, малого и большого, простого и сложного, – явление по своей сущности святое, небесное, осмысленное и троическое. Жизнь самого микроскопического насекомого не менее таинственна и загадочна, чем жизнь соловья, голубя, тигра, льва или жизнь человеческого существа. Каждое живое существо неразрывно связано с первоисточником жизни, со Словом Божиим. Только образ каждой жизни дан по воле неизреченной премудрости Божией. Каждое живое существо с присущими ему формами существования свидетельствует о своей осмысленности. Чем сложнее существо, тем осмысленнее его существование. Нет сомнения в том, что человек, самое сложное существо на земле, ведет и самый сложный образ жизни. И когда человек задумывается о таинстве своей жизни, то неизбежно приходит к Богу и всему божественному. Никогда и никоим образом человек не может разобраться в собственной жизни и в жизни других существ без озарения свыше, без Бога. Все таинство нашей человеческой жизни не принадлежит нам, людям, но является достоянием исключительно Господа, Иже на небесех. Бог явился на земле как Богочеловек Иисус Христос для того, чтобы разъяснить нам таинство жизни и научить нас наиважнейшей истине: жизнь человека от начала до конца происходит от Бога, заключается в Боге, направляется к Богу и совершается ради Бога. Самый совершенный, очевидный и лучший пример, разъясняющий это таинство, – жизнь Богочеловека Христа. Его жизнь на земле – это всежизнь, поскольку в Нем каждый человек может найти всю полноту, все бессмертие, все совершенство и всю вечность жизни, а через Него и в Нем – всю осмысленность, логичность и оправданность своей жизни. Без Богочеловека Христа жизнь человека всегда остается мучительной, страшной, горестной и невыносимой неизвестностью. Радость жизни невозможна вне Его и без Него. Бессмертие жизни невозможно вне Его и без Него. Блаженная бесконечность жизни немыслима без Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Глава V. ТВАРНОЕ БЫТИЕ Когда мы пытаемся от полноты Божественного бытия обратиться к тому, что призвано к стяжанию этой полноты, к самим себе, к тварному миру, который есть не полнота и сам по себе не-бытие, мы вынуждены признать, что если нам трудно было подниматься к созерцанию Бога, если нам нужно было понуждать себя на апофатическое восхождение, чтобы, в меру своих возможностей, получить откровение о Святой Троице, то не менее трудно перейти от понятия бытия Божественного к понятию бытия тварного. Ибо, если есть тайна Божественного, есть также и тайна тварного. И здесь, чтобы допустить вне Бога и рядом с Ним что-то другое и от Него отличное, какой-то совершенно новый сюжет, также необходим «бросок» нашей веры. От нас требуется своеобразный «апофатизм вспять», который привел бы к откровенной истине о творении «из ничего», ex nihilo. Мы часто забываем, что сотворение мира – не истина философского порядка, а один из пунктов нашей веры. Античная философия не знала «сотворения» в абсолютном смысле этого слова. Демиург Платона – не бог – творец, а скорее устроитель вселенной, художник, мастер «космоса», а «космос» означает порядок, украшение. «Быть» для эллинской мысли значило быть в некоем порядке, обладать некоей сущностью. Демиург создает субстанции, «оформляя» аморфную материю, которая извечно существует во вне, как какая-то хаотичная и неопределенная сфера, которая может приобретать всевозможные формы и всевозможные качества. Таким образом, материя сама по себе есть не бытие, а только чистая возможность бытия, возможность чем-то становиться; это то «не-бытие»,  которое не есть абсолютное «небытие» . Идея творения «из ничего» впервые была выражена в библейском повествовании ( 2Мак. 7, 28 ), когда мать, увещевая своего сына претерпеть мучения за веру, говорит: «Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» (по переводу Семидесяти). «Словом Божиим тварь сохраняется под Бездной Божией бесконечности, над бездной собственного ничтожества», – говорит Филарет, митрополит Московский 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возвращение Тобольска Ответим хотя бы проснувшейся памятью 28.01.2009 1080 Время на чтение 10 минут «Нет города, более картинного, чем Тобольск» - слова эти отдаются декабристу Дм. Завалишину, у которого в его долгой сибирской ссылке был и тобольский период. Но произносились они, эти слова, конечно, многими и многими, у кого не могло не захватывать дух при виде Кремля из Нижнего города и необозримой, могучей картины, с какой устремляется от Тобольска Сибирь на восток - если смотреть с высоты тридцатисаженного Кремля. Этот величественный исток полунощной страны, уходящей в поднебесную бесконечность, до сих пор для впечатлительных душ кажется таинственным, а что говорить о тех, кто всматривался туда, в эти широко распахнутые и таинственные ворота три-четыре столетия назад. До Бога высоко, до царя далеко... Но Тобольск сумел встать так удачно, что и до царя оказалось ближе, и до Бога ниже. В кабинете Петра Великого никогда не убиралась далеко карта Сибири, вычерченная специально для императора тобольским умельцем Семёном Ремезовым. А если смотреть на Софийский двор из-под горы, трудно отделаться от впечатления, что храмы его не упираются в землю, а висят над нею, устремив свои сосцы в небо. Из восемнадцати святителей, в земле сибирской просиявших, половина прославилась на Тобольской кафедре, и среди них чудотворец митрополит Иоанн, митрополиты Антоний, Павел и Филофей и архиепископы Нектарий и Варлаам. Абалацкая икона Пресвятой Богородицы (из Абалацкого монастыря близ Тобольска) прославилась своими чудесами исцеления и милостями с середины XVII века и вызвала массовое почитание и поклонение не только сибиряков. Едва ли можно сомневаться, что сам Ермак Тимофеевич, одержав тяжёлую победу над Кучумом у Чувашского мыса, не мог не заглядеться на высящуюся неподалёку красавицу гору и не прикинуть, что лучшего места для острога не найти. При татарах мыс при слиянии Тобола и Иртыша, высоко поднятый и просторно раздвинутый на две стороны, назывался Алафеевской горой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Признание абсолютной ценности бытия, ценности человеческой личности и ценности мира как области бытия человека, представляет одну из принципиальных метафизических посылок, позволяющих перейти к раскрытию конкретного аспекта темы, каким является вопрос об ответственности человека за богозданный мир – космос в свете библейского понимания назначения человека как личности. Христианство является одним из самых глубоких осмыслений жизни. Оправдание бытия и его абсолютной значимости в современных условиях противопоставляет факту нависшей над человечеством смертельной угрозы. Объявляя мир творением Бога, Церковь утверждает в качестве важнейшей метафизической гарантии его бытия такой основной принцип отношения к нему Бога, каким является творческий Божественный акт. Жизнь есть откровение Божественной тайны, которая, будучи выше всех гносеологических возможностей и умозрительных постижений человека, должна быть, интерпретирована в доступных пониманию нравственных категориях. Жизнь есть первый и не имеющий себе равных дар Божий человеку, бытие – милость и дар Творца, на которые от небытия в бытие приведенные человек и весь мир могут отвечать только изумлением и слезами. Жизнь дана человеку во имя высшей, необъятно великой цели. Иерархичность, пирамидальность, устремленность к Горнему миру, к началу всякой иерархии – Пресвятой Троице – вот что представляется основной миропорядка, победой над тьмой небытия и хаосом, высшим оправданием смысла жизни, разгадкой ее многоликости и всеединства. И мир, и человек обязаны своим существованием причастности к высшей метафизической основе бытия, содержащейся в Боге. Тварь, говорит митрополит Московский Филарет, содержится под бездной Божией бесконечности, над бездной собственного ничтожества. Творческим Зиждительным ловом человек привязывает из бездны «ничто» в бытие, и это значит, человек есть ответ на Зиждительное Слово, что он ответственен за свое бытие. Жажда бытия онтологически присуща человеческой личности; человек, являясь в мир, осознает неустранимую потребность осмыслить и оправдать свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010