Господь наш Иисус Христос Своим воплощением и жертвой, усовершенствовал Тело, которое наделил всей Своей силой, добродетелью и славой, чтобы члены этого Тела соделались «причастниками Божеского естества» ( 2Пет. 1, 4 ). В одном-единственном вечном акте, в Своей бесконечности, Он обнял все существо: небо и землю и преисподнюю земли. Единственной причиной этого приносящего спасение спуска в глубины ада была Его большая любовь, как свидетельствуют и сами Его святые уста: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15, 13 ). Своей жертвой Христос оправдал и Бога и человека. Как Бог и как Человек, Он оправдал Бога, показав Свою любовь до конца к Своему разумному созданию. Так как не только Отец «не пощадил Собственного Сына, но предал Его смерти за всех нас» ( Ин. 3, 16 ) и, несомненно, дал нам «с Ним и всё» ( Рим. 8, 32 ), но и Сын добровольно согласился отдать Свою жизнь. Христос оправдал и человека, потому что дал пример послушания, чтобы каждый, кто ходит по Его стопам, был принят «Отцом духов» ( Евр. 12, 19 ) как сын и как дочь, и чтобы жил вечно. Таким образом, большая любовь Христа усовершенствовала в этом мире Тело нового творения, избранный народ, непорочную Церковь ( Еф. 5, 27 ). Монашество, согласно учению отца Софрония, не является человеческим изобретением. Оно является категорическим требованием для того, кто прикасается к огню любви Христовой, к любви, которая жертвует собой, чтобы другие могли жить, и получает свою смерть от них. Монашество является благодарным откликом человека на жертву Христа и, по сути, является не чем иным, как исполнением слова Спасителя: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» ( Лк. 14, 26 ), а «кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» ( Лк. 9, 24 ). Монашество является особенным плодом здоровой жизни Церкви. Оно жаждет того же совершенства любви, что показал Христос, то есть в точности следовать совершенству Его жизни. Приобретение этого совершенства означает переживание земной жизни Христа каждым верующим. Все заповеди Христа призывают к этому совершенству, однако человек, в своем падшем состоянии не в силах следовать за Христом в Его движении вниз, к вершине опрокинутой пирамиды. Самым большим препятствием является гордость, так как она, по слову преподобного Силуана, «мешает нам любить» 13 . Потому вся жизнь в монастыре имеет целью приобретение духа смирения Христова, чтобы тем самым достичь и совершенства Его любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Еф.3:5; Ин.6:63—69). А вслед за ними открывает Он ее всем стремящимся ко Христу душам, верою вочленяющимся в Богочеловеческое Христово Тело — в Церковь (см. Еф.3:6). Тайна же предивной Христовой Личности, со всеми Ее Богочеловеческими бесконечностями, — вся в Церкви: многоразличная премудрость Божия, сокровенная в тайне Троичного Божества, явила себя через Церковь не только людям на земле, но и святым Ангелам на небе (ср. Еф.3:9—10). Поэтому знать ее могут лишь те, кто в Церкви, но никак не те, кто вне ее, кто погружен в тленные вещи мира сего (1Кор.2:8); а по Икумению таковы суть философы, риторы, чиновники.    Досточудный, человеколюбивый Господь не навязывает Себя никому; Свою тайну и Свою премудрость открывает Он и сказует любящим святое, то есть святым. Таковы суть люди веры. Вера есть признак того, что человек возненавидел грех и скверну и возлюбил святость и чистоту, олицетворенные во Всесвятом и Всечистом Боге и Господе Иисусе Христе. Посему святой Апостол и изрекает сие благовестие: Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Да, именно любящим Его, а не тем, которые Его ненавидят, или отвергают, или хулят, ибо ни Себя Самого, ни чего-либо Своего не навязывает Он тем, которые Его не хотят. Но, как только человек верою явит любовь к Богу, Бог открывает ему и дарует всё Божие, от малейшего до величайшего, от наименее приметного до наиболее зримого, а именно: Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, в Котором обитает вся полнота Божества телесно. (Кол.2– Примеч. ред.)    Да, Богочеловек Христос и всё, что Он Собой принес нашему человеческому миру, — это и есть то, чего не видел глаз, не слышало ухо и что не приходило на сердце человеку. Прежде Христа человеческий глаз не видел ни Бога во плоти, ни дел Бога во плоти. Не усматривал он ни вечной Божественной Истины в человеческом теле, ни вечной Божественной Правды, ни вечной Божественной Любви, ни прочих вечных Божественных совершенств. Не созерцал он всю эту премудрость Божию, в тайне сокровенную.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

И вот именно в этом смысле абсолютно верно замечание, что Бога нельзя доказать, Его можно показать. Показать путём любви: прииди и виждь (Ин.1,46). Впрочем, разговаривая с философами на философском языке, вот как говорит святой Григорий Богослов: " Единица приходит в движение от Своего богатства, двоица преодолена, ибо Божество выше материи и формы, Троица замыкается в совершенстве, ибо Она первая преодолевает состав двоицы. Таким образом Божество не пребывает ограниченным, но и не распространяется до бесконечности. Первое было бы бесславным, а второе - противоречащим порядку " . " Богатство " , превосходящее единство (одинокость), преодоление материи и формы в закрытости двух и " совершенство " Трёх - каждое из этих понятий говорит об одном - Любовь. Повторимся, что знание Церкви об этом таинстве - это знание опыта. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин.4,9-10) и мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру (1 Ин.4,14). Любовь Божия настолько совершенна, что Он не только творит мир, но творит его, зная наперёд, что ждёт этот мир, зная и решаясь в первую очередь на то, что Ему Самому предстоит принести Великую Жертву за Собственное творение - Самого Себя. Об этом и говорит, хотя и прикровенно, самая первая книга Библии: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт.1,26-27). Это первое место в Библии, где выражается учение о Святой Троице. В то время, как слово Бог в еврейском оригинале стоит в единственном числе, глагол сотворим - во множественном. С другой стороны, этот отрывок называют " советом Святой Троицы " , так как прежде, чем сотворить человека, Ипостаси Святой Троицы как бы советуются Друг с Другом. Как объясняют это место святые отцы, Господь предвидит отпадение мира от Его любви, и ещё до сотворения причины этого отпадения - человека - решается, уже любя Своё будущее создание, на Крестную Жертву ради него. Любовь - причина бытия всей вселенной.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/lu...

И так как отношения между Лицами Св. Троицы мы можем представить себе только как беспредельную совершеннейшую любовь, то и свою жизнь мы должны устраивать так, чтобы в наших взаимных отношениях осуществлялось по возможности это великое начало. Свою трогательную прощальную беседу с учениками Спаситель заключил следующей молитвой к Богу Отцу: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... И Я открыл им имя Твое, и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них», ( Ин. 17:21,26 ). 9 Есть весьма поучительный рассказ из жизни великого западного учителя Церкви – блаж. Августина. Погруженный однажды в мысли о том, что такое Бог в Своем существе, в Своей внутренней жизни, он отправился на берег моря. Там он увидел, как мальчик играл на песке и рыл яму. И когда Августин спросил его, что он делает, то мальчик отвечал: «я хочу перелить море в эту яму». Августин сказал тогда себе: «разве я делаю не то же самое, что и этот ребенок, когда пытаюсь море бесконечности Божией исчерпать своими мыслями и собрать в ограниченные пределы своего духа?». Другой пример из языческой древности. Сицилийский царь Гиерон любил предлагать мудрые вопросы своему придворному ученому Симониду. Однажды Гиерон спросил у него: «что такое Бог?». Симонид попросил у царя два дни для обсуждения. Когда прошли эти два дня, он попросил у Гиерона четыре, потом восемь, шестнадцать, все удваивая, и затем на вопрос рассерженного царя, сказал ему, что чем более он думает об этом, тем труднее кажется ему решение поставленного вопроса. 10 Христианское учение о вездеприсутствии Божием существенно отличается от пантеистического учения о всебожии. Пантеизм (религиозные системы браманизма и буддизма и философские системы Спинозы. Шеллинга и Гегеля), не делает существенного, качественного различия между Богом и миром. 1) По учению пантеистов, Бог и мир – это две стороны одного и того-же бытия: Бог – сущность или душа мира, мир – обнаружение или проявление Бога. Бог немыслим без мира, как и мир без Бога, и, следовательно, они друг друга ограничивают.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Иез. 22:30 ). Во-вторых, всё, что мы делаем и в нашей обыденной жизни (кроме греха) делаем по милости Божией. Иначе говоря: благодаря тем законам, которые установил Бог. Ибо Им создано всё… и всё Им стоит ( Кол. 1:16-17 ). Бог установил закон, по которому мы можем слышать друг друга на земле, Он установил возможность, благодаря которой ангелы слышат Бога и друг друга на небе. Подобно сему Господь силен сотворить чтобы небо слышало землю, чтобы находящиеся с Богом слышали оставшихся как ангелы. И вообще, если пророки ходатайствуют перед Господом Саваофом ( Иер. 27:18 ) при жизни (часто среди гонений и унижений), то те же самые Моисей и Илия с Ним беседующие ( Мф. 17:3 ) после смерти, почему же не могут ходатайствовать? Зачем так кощунственно мыслить о Моисее и пророках? Неужели до бесконечности огрубели сердца их так, что, будучи в таком близком общении с Богом, они равнодушно смотрят на труды и страдания своих ближних? С подборкой цитат Писания у П.И. Рогозина против “воздаяния Божеских почестей кому- либо, кроме Бога» 425 православные никогда не спорили (а значит, и приводить сей перечень неуместно). Но, приводимый тут же ряд цитат под тезисом: “Писание говорит нам, что после смерти святые уже не принимают участия в земных делах ( Откр. 14,13 ; Евр. 4,10 ; Дан. 12,13 ), и что их нельзя тревожить ( 1Цар. 28:15 )” , вызывает недоумение. Да, в “Откровении” сказано, что святые упокоятся от дел своих (14,13), но значит ли это, что они теперь безучастно смотрят на старания (или падения) тех, о которых при жизни непрестанно молились? Если двое братьев, взбираясь на вершину горы, помогают друг другу, то когда один из них достигнет её раньше, не поможет ли другому? Неужели хватит у кого-либо из протестантов догматической преданности обещать, что если попадет он в Царство Божие, то тут же перестанет молиться за тех, за кого он молится ныне? Кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих ( Евр. 4:10 ) – цитирует Рогозин. Но ведь Бог, упокоившись от дел, не перестал промышлять о нашем спасении. Упокоился ли Он так, что перестал заботиться о созданиях Своих? Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! ( Мф. 23:37 ) Если праведник упокоился от дел своих, как Бог от Своих ( Евр. 4:10 ), то не оставит и он попечения о братьях своих ( 1Цар. 12:23 ).

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

из «Журнала Московской Патриархии», 1958, 1, стр.57). БОЖЕСТВО сверхразумно и построить «понятие» БОГ невозможно. Древний Символ и не ставил такой задачи. Его исповедание очень кратко. В слове «БОГ» мы воспринимаем прежде всего самое главное – нашу религиозную интуицию Божественной Святости. «Во единаго» – вероятно, тогда это было направлено против языческого многобожия. Ныне мы уже забыли о политеизме и можем подразумевать здесь нашу веру в Бога, единого для всех религий на земле и для всех миров в Космосе. «Отца» – конечно, Отца Господа нашего Иисуса Христа; но чрез Него – и нашего Отца Небесного. Ибо Он «предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» (к Ефесянам, гл.1). «Отец» – в этом слове христианин, остро сознающий полнейшее свое недостоинство, слышит символ «отеческой», требовательной, строгой любви. «Вседержителя» – символ, которому, кажется, наиболее соответствует апостольское слово: «Ибо мы ИМ живем и движемся и существуем» (Деяния, гл.17). Символ «Творца», возможно, имеет полемическую направленность против гностических ересей, считавших сотворение столь несовершенного мира делом злого начала. Выше было сказано, что и сегодня открыта эта проблема. Творец всего, Вседержитель – как мог ОН допустить самое возникновение зла и такие страдания в Своем мире? Тайна эта непостижима, мы принимаем ее с верой – с ДОВЕРИЕМ к нашему БОГУ. В символе «Творца» не заключается, конечно, никакого понятия о «способе» сотворения мира. Естественные науки и первые страницы Библии говорят о природной Эволюции. Можно было бы даже и не спорить с догмой материализма о вечности и пространственной бесконечности физического мира – то есть, в сущности, о принципиальной его непостижимости. Ибо такой таинственный Космос и соответствовал бы величию БОГА, творящего время и вечность. Но слышно, что новейшая физика прямо говорит о временной и пространственной конечности физического мироздания. «Небо», «невидимое» – эти символы напоминают нам о нематериальных планах бытия. «Посему мы не унываем, но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, а на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (к Коринфянам II, гл.4). Мы «смотрим» на невидимое – НАДЕЕМСЯ на невидимое. Можно по-разному думать относительно «учений» об иерархии Небесных Сил бесплотных. Присутствие же Ангела-хранителя есть личный духовный опыт многих христиан.

http://azbyka.ru/pochemu-i-ya-xristianin

" Итак, если Я " , – говорит (Го­сподь), – " Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу " (Ин. 13:14). Хотя бы которая-нибудь из них была даже до бесконечности богата, хотя бы она достигла вели­чайшей известности и превозносилась знатнастью рода своих предков, но и тогда не будет такого расстояния, какое было между Богом и учениками. Если ты принимаешь странника, как Христа, то нечего тебе стыдиться, напротив даже хвались этим делом; если же принимаешь его не как Христа, то лучше вовсе не принимай. " Кто принимает вас, принимает Меня " , – сказал (Господь) (Мф.10:40). Если ты не так принимаешь, не получишь и воздаяния. Авраам, как ему казалось, принимал людей, мимоидущих путников; между тем не все нужное для принятия их поручил приготовить домочадцам, но большую часть служения и сам лично совершил, и жене прика­зал месить муку, несмотря на то, что имел триста восемнадцать домочадцев, между которыми, вероятно, были и служанки. Он желал вместе с женою получить награду не только за издержки, но и за служение. Так мы должны исполнять долг гостеприим­ства, делая все сами, чтобы мы сами освятились, чтобы и наши руки были благословляемы. И когда подаешь нищему, непогнушайся дать сам: ведь даешь не нищему, а Христу. Между тем, кто может быть столь жалок, чтобы гнушался протянуть руку Христу? Вот в чем состоит гостеприимство, вот что зна­чит действительно делать ради Бога. А если ты с гордостию станешь распоряжаться, то хотя бы приказал (страннику) занять первое место, это не будет гостеприимством и не будет со­вершаться ради Бога. Странник имеет нужду и во многих услугах и в великом ободрении, так как трудно ему и после этого не краснеть. Так как дело по самой природе таково, что человек, приемлющий благодеяние, стыдится, то избытком услуг надлежит рассеивать его стыд и показывать и словом, и делом, что благотворящий не благотворит, а сам находит благо, и скорее получает благодеяние, нежели оказывает. Таким образом, заслуга увеличивается вследствие свободного намерения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Итак, первая заповедь – о достоинстве человека. Вера как непоколебимый фундамент бытия, как стержень подлинной духовности, как онтологический прорыв в бесконечность – вот то, что созидает подлинного человека: не полубезумного «царя» поруганной природы, но живой и вечный образ Божий. В буддизме нет Бога, нет как такового. Есть законы кармы, есть непознаваемые законы бытия. Но эти законы не являются личностным Богом. Христос как ипостась Пресвятой Троицы – это Бог у христиан, Аллах у мусульман, Яхве – у иудеев, а Будда – это не Бог. Это своего рода пророк, вернее сказать, праведник. С истории каждой религии таких было не тысячи, а миллионы. Будда прожил, с точки зрения его приверженцев, жизнь замечательную, советовал так же жить и остальным. Но эта замечательная жизнь заключается в том, что в ней, во-первых, нет веры в Бога, во-вторых, нет веры в бессмертие души и вечную жизнь. Есть бесконечные превращения души, можно сказать, мытарства («и будешь баобабом тыщу лет…»), но вечной жизни в христианском понимании нет. Чаемым концом переселения душ является нирвана, то есть покой внебытия, освобождение от дурной бесконечности реинкарнаций. Нирвана – антитеза рая, по сути дела это то же самое, что смерть для атеиста: все исчезает и ничего не остается – и в этом блаженство! Такова вечность буддиста. Ко всему прочему в буддизме нет никаких абсолютных нравственных и даже религиозных ценностей: все относительно, нет ничего плохого и хорошего, все зависит только от кармы, от мертвой и безнравственной судьбы. Вторая заповедь Исх.20:4-6 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не покланяйся им и не служи им, ибо я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до  третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим и соблюдающим заповеди Мои. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею:

http://azbyka.ru/desyat-zapovedej-zakona...

Как печально изменилось в последние полвека символическое значение слова «полис» – «гражданская община», «город»! То, что так долго было в европейской литературе символом покровительства, защищенности и славы: Я увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба ... город чистое золото, подобен чистому стеклу ( Откр. 21:2, 18 ). Не город ли стал сегодня символом эгоизма, угрозы и развращенности? Один из самых серьезных аспектов нынешнего разрушения окружающей среды – именно городское загрязнение во всех его разнообразных формах. И в то же время мы как никогда прежде осознаем, насколько мы взаимозависимы как «политические» существа. Лозунг «Мир един или его нет» не стал менее верным от того, что превратился в общее место. (4) Назвать человека политическим существом – значит выделить горизонтальное измерение, то есть наше отношение в качестве членов человеческого рода к другим членам этого рода. Но есть и вертикальная ось, дополняющая горизонтальное измерение: наше отношение к Богу. К этой четвертой характеристической черте человеческой личности привлекает внимание свт. Григорий Богослов ( 390), определяя человека не как политическое животное, а как животное, уподобляющееся Богу 25 . Созданные по образу Божию, мы, поскольку мы люди, способны получить участие в Божественной жизни, стать причастниками Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ). В православно-христианском понимании человеческой личности граница между творением и Творцом никогда не стирается, но как люди, созданные по образу Божию, как живые иконы трансцендентного Бога, мы можем уподобиться Богу, достичь «обожения». Об этом говорит Сам Христос, приводя слова псалма: Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? ... Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание ( Ин. 10: 34–35 ). Итак, наше призвание как «существ, способных к обожению» состоит в превосхождении себя и единении. Мы призваны Божией благодатью выходить по ту сторону пределов пространства в бесконечность и по ту сторону пределов времени в вечность. Наше задание – быть посредниками между тварным миром и Несотворенным. Будучи образом Божиим, мы способны соединить землю и небо, и таким образом «делать землю отчасти небесной», по выражению хасидского учителя равви Ханоха 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ch...

Кроме того. Все, что может и быть, и не быть, имеет какую-то причину; ибо само по себе оно равно расположено и к тому, и к другому. Таким образом, должно существовать нечто другое, что определило бы его либо к бытию, либо к небытию. А так как [причинный ряд] не может быть бесконечным, то должно существовать нечто необходимое: оно-то и будет причиной [бытия] всех [вещей], способных и быть, и не быть. Однако бывает и такое необходимое, у которого есть причина его необходимости; здесь тоже нельзя идти до бесконечности; значит, [в указании все более необходимых причин] мы должны дойти, наконец, до чего-то такого, что само по себе необходимо существует. Но такая вещь может быть только одна, как показано в первой книге (I, 42). И это – Бог . Следовательно, все, что не Он, должно восходить к Нему как к причине своего бытия. Далее. Бог способен создавать вещи постольку, поскольку существует актуально, как было показано выше (II, 7). Но Божья актуальность и совершенство объемлют совершенства всех вещей, как доказано в первой книге (I, 28); таким образом, Бог виртуально есть все. 17 Следовательно, Бог – создатель всего. Но это было бы не так, если бы хоть что-то, кроме Бога, было способно существовать по своей собственной природе, не будучи создано Богом. Ведь ничто не может по своей природе быть способно существовать и само от себя, и [получая бытие] от другого: потому что если его природа такова, что оно существует независимо ни от чего другого, значит, его бытие необходимо, и оно никогда не может происходить от чего-то другого. Следовательно, нет такой вещи, которая могла бы быть не от Бога. И еще. Несовершенное берет начало от совершенного, как, например, семя – от живого существа. Бог – совершеннейшее сущее и высшее благо, как было показано в первой книге (I, 28, 41). Значит, Бог – причина бытия для всех; тем более, что подобное совершеннейшее сущее может быть только одно, как уже доказано (I, 42). Это подтверждает и Божественный авторитет. Так, в Псалме говорится: «Сотворивший небо и землю, море и все, что в них» (Пс., 145:6). И у Иоанна: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» (Ин., 1:3). И в Послании к Римлянам: «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Римл., 11:36).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010