Несмотря на строгий устав и железную волю великого мистика св. Бернарда, цистерианцам так же, как и предшественникам, клюнийцам, не удавалось остаться в стороне от церковной и политической борьбы своего времени. Сам св. Бернард оказал огромное влияние на события своей эпохи: ему приходилось объезжать города и соседние царства, вести диспуты с философами (особенно с Абеляром), председательствовать на соборах, обращаться с посланиями к народу (однажды и «ко всему христианскому миру»), останавливать кровопролитие, поднимать толпы крестоносцев, вмешиваться в распоряжения императоров, давать наставления папе, указывать, кто из двух претендентов на папский престол является истинным и т.д. Опубликованная переписка св. Бернарда составляет около 500 писем. Ни одно из крупных событий того времени не обходилось без его участия. Среди святых Католической Церкви св. Бернард наиболее близко напоминает тип ветхозаветного пророка, неподкупно и строго взывающего к народу, царям и священникам об осуществлении религиозного идеала, молящегося за них и призывающего на них небесные кары. Это общественное служение сочеталось у св. Бернарда с глубочайшей индивидуальной мистикой и личным смирением. По признанию самого Бернарда, он «никогда не возвышал своего голоса в каком-нибудь обществе, как бы оно ни было просто, без того, чтобы им не овладело чувство страха, и всегда предпочитал бы молчать, если бы не был побужден голосом совести, страхом пред Господом и братской любовью» (В. Герьею «Монашество и Папство», с. 99). При св. Бернарде не раз возникали конфликты между цистерианцами и другими орденами, в особенности, клюнийцами, у которых к тому времени монашеская дисциплина была уже сильно расшатана. Призывая к миру между орденами, св. Бернард строго обличал излишества в пище, одежде, строе жизни клюнийских монахов, обрушивался на роскошь и великолепие церковных служб и зданий, мешавшие, по его мнению, молитвенному устремлению к Богу. Большое впечатление на современников произвел случай, когда цистерианские монахи в Клерво встретили посетившего их папу Иннокентия II (1130−1143 гг.) в своих белых рясах из грубого сукна, с протяжным пением гимнов, неся перед собою деревянный крест. И папа и сопровождавшие его епископы были тронуты до слез этой демонстрацией смирения и пренебрежения к роскоши и великолепию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Орудия Страданий как символы и священные знаки – напоминания о событиях Страстного пути – прослеживаются в западной живописи с XIV в. 1715 Они сгруппированы вокруг Креста в композициях «Месса св. Григория» 1716 XV в. из музея Клюни (вестфальская школа, ил. 3) и Государственного Эрмитажа (Средний Рейн? – ил. 4). Картина из Эрмитажа примечательна еще тем, что содержит текст, рекомендующий «пять раз читать Pater Noster и Ave Maria» при созерцании образа – этим достигается «мир и единство истинной веры» и дается «отпущение грехов на девяносто три тысячи лет» 1717 . Орудия Страданий показаны здесь вдоль поперечной перекладины Креста; Нерукотворный образ помещен на алтаре под евхаристической чашей. В 1216 г. в Риме было отмечено чудо: хранившийся там Нерукотворный образ 1718 неожиданно поднялся со своего места и распрямился. Это сочли знаком Божией милости; папа распорядился обращать к образу молитву об отпущении десяти грехов. Должно быть, это обусловило распространение образов-индульгенций, одним из которых является памятник из Эрмитажа. Отпущение десяти грехов 1719 , очевидно, отражается в рекомендации читать молитвы именно десять раз: пятикратно «Отче Наш» и столько же «Ave». Необходимо отметить, что в контрреформационной культуре конца XVI–XVII в. тема Страданий Христа и образы Страстных орудий получают дальнейшее развитие и распространение. Создаются гравюры с весьма примечательными особенностями изображения орудий Страданий. Так, на гравюре Иеронима Вирикса «Святой Бернард Клервоский» около 1610 г. представлен св. Бернард с орудиями Страданий в руках, справа на поперечной перекладине Креста помещен Сударий св. Вероники 1720 . Очевидно, обращенный в мир пафос этого образа не только и не столько в том, что Бернард Клервоский известен борьбой с еретиками и противостоящими папской власти (эта тема особенно актуальна в период резкого противостояния реформации и контрреформации в XVI–XVII вв.), но и в особенностях мистических текстов св. Бернарда, который выше всего ставил размышление над темой Воплощения Спасителя, Его жизнью и смертью – «знание о Распятом Иисусе» 1721 . В таком случае святой предстает как посредник в возможности постижения глубины смысла Жертвы и Страстного пути Христа, а также помощник в молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М. сложилось в аббатстве Клерво и было тесно связано с культом св. Бернарда, к-рый не сомневался в святости ирл. архиепископа. На мессе во время погребения М. св. Бернард заменил положенную молитву об усопшем молитвой св. епископу-исповеднику, а после богослужения поцеловал ноги усопшего (S. Bernardi Vita Prima. IV 21//PL. 185. Col. 333). В Житии М. и др. сочинениях св. Бернард неоднократно упоминал о том, что обладание «сокровищем... драгоценного тела» святого было признаком Божия благоволения к цистерцианским монахам Клерво (напр.: Bernard. Clar. Ep. 374. 3). В 1153 г. св. Бернард был похоронен рядом с М. Вероятно, после кончины св. Бернарда цистерцианцы ходатайствовали о канонизации не только основателя Клерво, но и М. По мнению К. Уодделла, к 1162 г. в Клерво были составлены 2 оффиция в честь М., один из к-рых впосл. был переработан и использовался в качестве службы св. Бернарду (см.: Waddell. 1973). Нотированный оффиций в честь М. сохранился в рукописи Douai. Bibl. municip. 372(1), созданной в 1165 г. мон. Сигером в бенедиктинском аббатстве Аншен (изд.: Leclercq. 1959. P. 327-332). Известны также стихотворные панегирики и гимны М. (Ibid. P. 325-327). Самое раннее упоминание о попытках цистерцианцев добиться канонизации М. относится к 1173 или 1174 г. Тромунд, аббат мон-ря Кьяравалле близ Милана, известил Герарда, аббата Клерво, о решении папы Александра III причислить Бернарда к лику святых. По его словам, понтифик отложил вопрос о М., указав, что его следует рассматривать отдельно (PL. 185. Col. 626-627). Т. о., ходатайство о канонизации М. было отозвано (см.: Kemp E. W. Pope Alexander III and the Canonization of Saints//TRHS. Ser. 4. 1945. Vol. 27. P. 22). Только после повторного обращения генерального капитула ордена цистерцианцев папа Климент III причислил М. к лику святых (булла «Ideo sacrosanctam Romanam» от 6 июля 1190 - Jaff é . RPR. T. 2. N 16514). Малахия, св. Реликварий с частицей мощей католич. св. Малахии в церкви сел. Виль-су-ла-Ферте. XIX в. Малахия, св.

http://pravenc.ru/text/2561708.html

К этому авторитету, как к нравственной силе, обратился французский король, прося Бернарда принять участие в деле поднятия Европы к крестовому походу: Бернард не принял на свою ответственность такого важного дела; он дал совет обратиться к папе. Евгений III одобрил план короля и поручил св. Бернарду проповедь о крестовом походе, снабдив его воззванием к французскому народу. В 1146 г. св. Бернард присутствовал на государственном собрании в Бургундии (Везеле), он сел рядом с королем Людовиком, надел на него крест и произнес речь, в которой приглашал вооружиться на защиту Гроба Господня против неверных. Таким образом с 1146 г. вопрос о крестовом походе был решен с точки зрения французов. Южная и средняя Франция двинула многочисленную армию, которая была вполне достаточна для того, чтобы дать отпор мусульманам. Роковым шагом и большой ошибкой со стороны св. Бернарда было то, что он, упоенный успехом, который имел во Франции, решился повести дело далее, возбудить идею крестового похода за пределами Франции — в Германии. Движение и само по себе дошло до Рейна, где выразилось в крайне резком, а именно в антисемитском движении. Слухи об этом дошли до св. Бернарда и были весьма неприятны для него и требовали, по его мнению, его личного присутствия в этой стране. Явившись за Рейн, Бернард сурово порицал духовных лиц, не сдерживавших своим авторитетом страстей народных; но он не ограничился этим и пошел дальше. Он задумал привлечь к крестовому походу Германию, которая могла внести в это движение новые элементы, не гармонировавшие с теми, которые были во Франции. Конрад III до прибытия Бернарда не обнаруживал склонности подняться на защиту святых мест. Аббат Клерво знал настроение Конрада и задался мыслью обратить его. Королева Мелизинда, опекунша Балдуина III: Мелизинда Иерусалимская (ум. в 1161 г.) после смерти в 1142 году мужа, Фулька Анжуйского, по 1149 г. была регентшей при малолетнем сыне, Балдуине III (1131-1162). Князь Раймунд — Раймунд де Пуатье (1099-1149), князь Антиохии с 1136 г., сын знаменитого трубадура герцога Гильома IX Аквитанского, муж Констанции Антиохийской.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

В то же время в послании римскому народу Бернард утверждает, что насилие по отношению к папе касается всего католического мира. Только нападки Арнольда на церковную иерархию, авторитет римского престола и папский dominium temporale поставили его и Бернарда Клервоского по разные стороны баррикад, так что Бернард оказался крупнейшим обвинителем Арнольда: даже признавая за ним личную нравственную безупречность, Бернард все же настаивал на том, что тот, даже если и постится, то постится в сообществе с диаволом и жаждет гибели души. II Латеранский (X Вселенский) собор в 1139 г. осудил богословие Арнольда Брешианского, в 1140 г. он был осужден папой Иннокентием II за ересь на изгнание из Италии, на некоторое время исчез с исторической арены, но в 1145 г. вернулся в Рим с разрешения папы Евгения III, который вновь присоединил его к церкви, наложив соответствующую епитимию и взяв обет смириться и молчать. Вместе с ним в Рим перебралась и религиозная секта, которую он основал в Брешии. При этом сам папа в 1146 г. был принужден оставить Рим. Проповедь Арнольда Брешианского возымела действие даже в духовной среде: низшее духовенство прониклось идеей равенства лиц священного сана, из среды клира начались нападки на иерархию, которой противопоставлялся давно исчезнувший «демократический» строй Древней церкви, так что папе Евгению пришлось направить римскому духовенству послание, в котором он грозил карой каждому, кто будет слушать еретика. В 1148 г. на соборе в Кремоне папа Евгений отлучил Арнольда от церкви. В 1149 г. римляне вновь призвали папу и заключили с ним новый договор, столь же недолговечный, как и предыдущий: уже в 1150 г. папа удалился из Рима, и в течение следующих трех лет папский двор вынужден был странствовать по Кампанье. В самом конце 1152 г. папа Евгений возвращается в Рим и в 1153 г. заключает договор с Фридрихом I Гогенштауфеном (король Германии с 1152 г.; император в 1155–1190), согласно которому король обещает сохранить папский dominium temporale и содействовать в возвращении во владение папы всего, что было у него отнято.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По свидетельству св. Бернарда Клервоского, М., как и архиеп. Келлах, занимался активной миротворческой деятельностью, хотя в ирл. анналах об этом почти не упоминается: он неоднократно выступал посредником в переговорах и побуждал правителей сохранять мир; тех, кто противостоял М., постигала божественная кара (Ibid. 58-60//Ibid. P. 324-334). Согласно «Анналам Четырех наставников», в 1147 г. благодаря поручительству М. и др. епископов был освобожден правитель Тадг О Бриан (см.: Flanagan. 2010. P. 173-174). Благодаря усилиям М. в Ирландии появились обители континентальных монашеских орденов - цистерцианцев и августинских каноников-арруэзианцев. Согласно «Видению Тнугдала», М. якобы основал 54 обители для монахов, монахинь и каноников. О строительстве им множества монастырей упоминается также в анналах аббатства Пресв. Девы Марии в Дублине (Chartularies of St Mary " s Abbey, Dublin/Ed. J. T. Gilbert. L., 1884. Vol. 2. P. 263). Св. Бернард Клервоский в Житии М. почти ничего не сообщает об этом аспекте деятельности святого, хотя об основании цистерцианских обителей упоминается в его письмах. Ок. 1140 г. М. попросил св. Бернарда послать в Ирландию 2 монахов из числа тех, к-рых он оставил в Клерво, чтобы выбрать место для мон-ря. Св. Бернард посоветовал легату сделать это самостоятельно, т. к. монахи были недостаточно подготовлены ( Bernard. Clar. Ep. 341), но вскоре по настоянию М. он направил монахов на остров (Ibid. 356). В 1142 г. св. Бернард известил М. о том, что некоторые франц. монахи вернулись в Клерво из «земли, не привыкшей к монашескому образу жизни», жалуясь на отсутствие дисциплины среди насельников-ирландцев. Поэтому вместе с мон. Христианом, учеником М., в Ирландию отправился только мон. Роберт, к-рому было поручено возвести монастырские здания (Ibid. 357). В письмах св. Бернарда говорится об основании 1-го ирл. цистерцианского аббатства Меллифонт (графство Лаут), строительство которого началось в 1142 г. при поддержке правителя Доннхада О Кербалла. Аббатом монастыря стал Христиан (Гилла Крист О Коннарьхе; в 1151 - ок. 1179 епископ Лес-Мора и папский легат в Ирландии). Ко времени составления Жития М. в Ирландии было 5 дочерних обителей (filiae) Клерво, а к 1200 г.- 34 цистерцианских мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2561708.html

Фигура Иерусалима как города, где процветает порок и грех , тождественна фигуре Вавилона – традиционного для богословия оппонента civitas Dei. В проповедях на Песнь песней Бернард сравнивает дщерей Иерусалимских с дщерьми Вавилонскими: «Невеста обращается к дщерям Иерусалимским, которые из-за своей развратности скорее дщерями Вавилона или Ваала или еще каким другим именем, что придет на ум, заслуживали называться» 203 . Бернард также отклоняется от классической схемы толкования Иерусалима на моральном уровне. Если Иоанн Кассиан предлагал видеть в Иерусалиме образ души верующего, то Бернард, используя литургический контекст, определяет как civitas Dei Вифлеем. Ha древнееврейском Вифлеем означает «дом хлеба». Здесь аббат Клерво обыгрывает два момента: во-первых, Вифлеем – это город, избранный Всевышним, чтобы в нем вочеловечился Сын Божий – Слово Божье. Самый меньший, самый ничтожнейший из городов Иудиных был избран и возвеличен Господом. В литургическом пространстве Слово Божье – Сын Божий – присутствует среди верующих в виде облатки, которая есть Тело Его, то есть «небесный хлеб». Вифлеем – это дом хлеба. Верующий человек, причащающийся Тела Христова, становится Вифлеемом, то есть градом Божьим: «Ибо ты, если наполнишь свою душу пищей божественного слова, и если ты с верою, хоть и не достойный, но с насколько возможным благоговением почтешь тот хлеб, который сходит с неба и дает жизнь миру, то есть божественное тело Иисуса, чтобы эта новая плоть воскресения восстановила и укрепила ветхие мехи твоей плоти. И скрепленный таким образом, ты стал бы достойным – насколько это возможно – содержать новое вино, что находится внутри. Если ты живешь по вере 204 , то никогда не следует тебе жаловаться, что забываешь есть хлеб свой 205 . Именно тогда ты станешь Вифлеемом, вполне достойным принять Господа, если все же не будет упущено исповедание (грехов)» 206 . Таким образом, аббат Клерво выстраивает целостную логическую цепочку: топоним Вифлеем переводится как «дом хлеба»: этот маленький городишко был избран Спасителем как место, где Он вочеловечился, то есть стал civitas Dei в историческом толковании.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Но духовная, религиозная мысль, которая владела умами полвека назад, не потухла нисколько. Она стала только более обдуманной и избрала себе иной путь для достижения цели. Руководительство папы духом народа уступило место черному духовенству – монашеству, так как в те времена развитие наук сосредоточивалось среди монахов: за монастырской стеной свободнее было заниматься отвлеченными предметами в тишине и уединении. II. Св. Бернард Клервосский Св. Бернард происходил из богатого, знатного рода. Рано поступил он в монастырь Ситю, но оттуда вскоре был переведен в монастырь Клерво аббатом. Св. Бернард отрицал господство духовенства над народом, управление подданными и воинами силой и угрозами; он хотел действовать не силой, но словом убеждения. И, благодаря своему ораторскому дару, ему удавалось силою слова переламывать взгляды и убеждения людей, которые соглашались бросить все и принять монашество с целью служить народу, помогая ему в нужде и образовывая его. Много занимался св. Бенард вначале и с большой выдержкой образовал свой ум. Он обладал увлекательным красноречием и в свое время в спорах почти всегда побеждал самых сильных противников. Церковь имела в нем наиболее сильного защитника. Говорят, что когда он начинал свою проповедь среди народа, прямо на площади, то сначала его старались заставить замолчать, смеялись над ним. Но мало-помалу сильная, живая, вдохновенная речь его охватывала всю толпу, и многие склонялись на его убеждения, отказывались от прежней своей жизни и шли за ним, как за своим учителем. III. Тревога на Западе Депутация сирийских паломников прибыла в Европу и принесла с собою печальные вести. И снова взволновались западные христиане, как только прослышали о тяжелом положении Иерусалимского королевства и о падении Эдессы и всего Месопотамского графства. В это время в Англии и Германии шли междоусобные войны, и внимание обеих стран было сосредоточено в центре государств. Зато Франция в то время была спокойна. Король Людовик VII облек безграничным доверием умного, образованного и даровитого приближенного, аббата Сугерия, который внес порядок во внутреннее управление страной и поднял народное благосостояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для объяснения того, что некоторые выражения св. Писания он толковал прежде иначе, чем впоследствии, Бернард замечает, что некоторые истины, действительно, допускают два или более толкований. В доказательство этого он приводит примеры из другой области. Сколько можно представить примеров употребления воды при попечении о здоровье тела? Точно также и в божественном слове обычно бывает так, что различный смысл приспособляется к различным нуждам и потребностям души 165 . Хотя к изъяснению св. Писания Бернард Клервосский, относится, очевидно, довольно свободно, однако он прекрасно сознаёт, что оно влечёт с собой некоторые опасности. Он горячо увещевает своих учеников воздерживаться от превратного истолкования священного текста, так как это было бы нечто дьявольское, и те толковники, которые стремятся извратить спасительное Писание к собственной погибели, хотят, конечно, быть учениками сатаны 166 . Одно из главнейших обвинений Бернарда против дерзновенного Абелярда состоит именно в том, что он старался измыслить и навязать народам своё новое евангелие и новую веру. Св. Церкви Бернард приписывает власть переменять и переставлять слова св. Писания для литургического употребления, чтобы содействовать большему благоговению молящихся 167 . Адам Скот († 1200), епископ Битернский, весьма настойчиво убеждает всех читать и изучать св. Писание, так как оно указывает истинный путь к счастливой и блаженной жизни. Постоянное и привычное чтение св. Писания с чистым сердцем доставляет человеку знание о Боге, его Творце, Искупителе и Спасителе и обо всём, что касается этого. Разум даёт нам способ, польза побуждает, и необходимость принуждает читать слово Божье, и чем усерднее мы занимаемся этим, тем твёрже убеждаемся в том, что через Писание мы получаем величайшее благо 168 . Особенным преимуществом св. Писания Адам Скот считает то, что оно содержит в себе не только слова глубоко знаменательные и превосходящие всякую мирскую мудрость, но также и самые события. И хотя сами по себе св. книги суть всегда одно и то же и никогда друг другу не противоречат, однако самое понимание их бывает различно, смотря по мере способностей читателей: учеников и слабых они напояют как бы млеком истории, а совершенных в вере насыщают пищей аллегории 169 . Следовательно, всякий, кто день и ночь читает и изучает св. Писание, которое в своём историческом содержании предлагает нам священные прообразы, в аллегории – благочестивое настроение веры, в аналогии – блаженство небесного веселья, имеет как бы ту самую золотую трапезу, которая стояла в скинии Божией 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

После разгрома Эдесы значительная часть светских и духовных лиц явилась с Востока в Италию и Францию; здесь они обрисовывали положение дел на Востоке и возбудили своими рассказами народные массы. Во Франции королем был Людовик VII; рыцарь в душе, он чувствовал себя связанным с Востоком и был склонен предпринять крестовый поход. На короля, как и на всех его современников, оказывало сильное влияние то литературное движение, которое глубоко проникло всю Фраицию и распространилось даже по Германии. Подразумеваемое здесь литературное движение составляет обширный цикл поэтических сказаний, заключающихся в песнях рыцарей и дворянства. Эта устная литература, обширная и разнообразная, воспевавшая подвиги борцов христианства, облекая их фантастическими образами, повествовала о бедствиях христиан на Востоке, держала в возбужденном состоянии народ и разжигала его страсти. Не чужды были ее влияния и высшие слои – духовные и светские князья. Людовик VII, прежде чем решиться на такой важный шаг, как поход в Св. Землю, спросил мнения у аббата Сугерия, своего воспитателя и советника, который, не отговаривая короля от доброго намерения, посоветовал принять все меры, чтобы обеспечить должный успех предприятию. Людовик пожелал узнать настроение народа и духовенства. Духовная политика XII в. находилась в руках св. Бернарда, аббата недавно основанного монастыря Клерво. Личность Бернарда в высшей степени импозантная и авторитетная. Величественная фигура, изможденное лицо, пылкая огненная речь – все это доставляло ему непобедимую силу и громадное влияние, пред которым никто не мог устоять. Бернард был уже хорошо известен во всей Европе; он не раз являлся в Риме решителем дела того или другого папы. Ему не раз уже предлагали епископские и архиепископские места, но он всегда отказывался от повышений и этим еще более выигрывал в глазах современников; он был самый резкий противник Абеляра, неблагосклонно относился к проповедям и действиям своего ученика Арнольда Брешианского. К этому авторитету, как к нравственной силе, обратился французский король, прося Бернарда принять участие в деле поднятия Европы к крестовому походу; Бернард не принял на свою ответственность такого важного дела; он дал совет обратиться к папе. Евгений III одобрил план короля и поручил св. Бернарду проповедь о крестовом походе, снабдив его воззванием к французскому народу. В 1146г. св. Бернард присутствовал на государственном собрании в Бургундии (Везеле), он сел рядом с королем Людовиком, надел на него крест и произнес речь, в которой приглашал вооружиться на защиту Гроба Господня против неверных. Таким образом, c 1146 г. вопрос о крестовом походе был решен с точки зрения французов. Южная и Средняя Франция двинула многочисленную армию, которая была вполне достаточна для того, чтобы дать отпор мусульманам.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010