Члены бернардинской общины аббатства Солеймон (близ Шарлеруа), известного с 1237 г. и после революции 1793 г. перешедшего под упр. местного епископа, активно занимались преподавательской деятельностью в организованных на территории аббатства пансионате и школе для детей. В 1916 г. слились с траппистами . Б. мон-ря Порт-Сент-Мари (или Билок, с XIII в.) помогали в уходе за больными, на территории мон-ря существовал госпиталь. В нач. XIX в. община также перешла под упр. местного епископа. Лит.: La règle et les constitutions des religieuses bernardines réformées de la congrégation de la divine Providence. P., 1636; Prunel L. Sébastien Zamet: Sa vie et ses œuvres. P., 1912. P. 174-199; Canivez J. -M. L " ordre de Cîteaux en Belgique. Scourmont, 1926. P. 364-380, 494-507; Leman A. Histoire de la fondation du monastère de Notre-Dame de la Plaine à Esquermes. S. l., 1927. Э. П. Л. В Польше и Великом княжестве Литовском Б. называли монахинь- кларисс . Они появились в Польше c кон. XV в. В 1489 г. в Кракове был основан мон-рь Б. Такие же мон-ри появились в Познани (1669), Велюни (1612), Люблине (1618), Ловиче (1650), Варте (1680) и др. На территории Великого княжества Литовского Б. селились сначала при муж. мон-рях бернардинцев (от имени проповедника Бернардина Сиенского, см. также францисканцы , обсерванты ) и не принимали обязательства постоянно жить при мон-ре (клаузуры). В 1566 г. папа Пий V обязал их принять клаузуру и 3 монашеских обета. Были основаны 2 мон-ря в Вильне, в Гродно (1618), в Бресте (1624), Минске (1630), Слониме (1645). После присоединения белорус. и литов. земель к Российской империи количество католич. мон-рей, в т. ч. и Б., постоянно уменьшалось. К нач. XX в. остался лишь один Слонимский мон-рь Б. (Гродненская губ., действовал до 1907), отнесенный по штатному расписанию к 3-му классу. Ист.: РГИА. Ф. 821. Оп. 150. Д. 89. Л. 92, 93. Лит.: НЭС. Т. 6. С. 155; Энцыклапедыя ricmopыi Бeлapyci. Mihck, 1994. Т. 2. С. 21; Podrczna encyklopedija kocielna. Warsz., 1904. T. 1. S. 261, 262.

http://pravenc.ru/text/78172.html

Образы использовались также и самими проповедниками для систематизации своих знаний. Например, до нас дошла легенда о юном францисканце, который однажды во сне смог выстроить замок, расположив все свои знания в его комнатах. Правда, как только он переставал молиться, этот замок исчезал. То есть, подобные построения воспринимались их участниками не просто как мнемоническое упражнение, но как мистическая практика. Целый ряд средневековых учёных сравнивают знание Писания и составление проповеди со строительством замка, где отрывки Писания – это камни, из которых проповедник волен сложить замок с фундаментом, стенами и башнями по своему усмотрению. Правда, такую практику одобряли не все, считая, что в определённый момент подобный строитель перестаёт заниматься исследованием собственно Писания и погружается в дебри собственных фантазий. Впрочем, средневековые пособия к проповеди – сборники «экзамплей» – поучительных рассказов на разные поводы и случаи жизни – нередко были устроены как алфавитные и тематические справочники, что облегчало проповедникам создание именно подобных построений. Католическая церковь всячески пыталась сохранить контроль над теми образами, которые использовались как в проповедях, так и в публичных изображениях. Например, неоднократно появлялись предписания с осторожностью использовать в иллюстрациях апокрифические сюжеты – в частности, сцену, где Святая Дева передаёт свой пояс апостолу Фоме. Не поощрялись также экзотические сцены – например, включение в росписи на духовные темы сюжетов псовой охоты, где собаки пытаются достать мартышку. Такие сюжеты, по мнению цензоров, отвлекали молящегося. Впрочем, несмотря на множество предписаний, оговоренные в них запреты регулярно нарушались. Бернардин Сиенский: конец проповедника Одним из талантливых средневековых католических проповедников был Бернардин Сиенский. Бернардин Сиенский с изображением хризмы в руках К сожалению, полные тексты его проповедей до нас не дошли – известны только краткие заметки нескольких прихожан.

http://pravmir.ru/kak-sdelat-propoved-ya...

Сам же Бернардин хоть и мог говорить час или больше, разыгрывая в лицах сцены из Писания, меняя голоса, используя жесты и мимику, так что от бродячего жонглера его отличала лишь францисканская ряса, использовал в качестве подспорья лишь краткие записи на латыни. О проповедях Бернардина есть несколько записей его современников и даже книжные миниатюры. Однажды его несколько часов слушало тридцать тысяч человек, причём во время проповеди толпа периодически вскрикивала «Иисус! Иисус!» В финале происходящего один из присутствующих исцелился. В своих риторических построениях Бернардин Сиенский часто для наглядности отсылал слушателей к различным существовавшим в то время произведениям искусства. Ещё одним его изобретением стал знак «хризмы» – особой монограммы имени Христа, заключённой в солнечный круг с лучами. Для образованного слушателя хризма имела сложное толкование в нескольких смыслах, как того требовали правила средневековой риторики. Однако для простонародья этот знак вскоре превратился в своего рода магический символ, приносящий удачу и всё просимое. Впрочем, сам Бернардин всячески пропагандировал хризму, напротив, считая её использование альтернативой магии. Хризма Бернардина Сиенского У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 25 декабря, 2023 20 апреля, 2022 13 августа, 2021 9 августа, 2021 31 июля, 2019 9 июня, 2018 31 мая, 2018 19 мая, 2018 28 апреля, 2018 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/kak-sdelat-propoved-ya...

Иоанн Павел I, папа Римский. Фотография. 1978 г. Иоанн Павел I, папа Римский. Фотография. 1978 г. 15 дек. 1958 г. папа Римский Иоанн XXIII назначил Лучани епископом диоцеза Витторио-Венето, а 27 дек. того же года возглавил его епископское рукоположение в базилике св. Петра в Риме. Епископским девизом Альбино Лучани, оставшимся у него и после избрания папой Римским, стало «Humilitas» (лат.- смирение). В 1962-1965 гг. участвовал в работе Ватиканского II Собора . Не ограничиваясь пастырским попечением о собственном диоцезе, Лучани оказывал помощь католич. миссиям в Африке: в 1962 г. по просьбе еп. г. Нгози (Бурунди) Андре Макаракизы он отправил в Африку неск. священников и организовал сбор материальной помощи для этих миссий, а в авг.-сент. 1966 г. посетил их. 15 дек. 1969 г. папа Римский Павел VI назначил Лучани патриархом Венеции. Одной из главных задач Лучани стало проведение в жизнь реформ II Ватиканского Собора. В 1972-1975 гг. он являлся вице-президентом итал. епископской конференции, активно противостоял введению бракоразводных положений в итал. законодательство. Роспуск Лучани на территории Венецианского архиеп-ства молодежной орг-ции FUCI (Federazoni Universitaria Cattolica Italiana), поддержавшей введение разводов, получил широкий общественный резонанс. 5 марта 1973 г. папа Павел VI возвел Лучани в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Марка. За годы пребывания на Венецианской патриаршей кафедре Лучани посетил с визитами Швейцарию (июнь 1971), ФРГ (май 1975), Бразилию (нояб. 1975) и Югославию (сент. 1976), последний визит был совершен им в качестве офиц. представителя итал. епископской конференции. Когда Лучани находился в Бразилии, ун-т Санта-Мария шт. Риу-Гранди-ду-Сул присвоил ему степень д-ра honoris causa. С 1971 г. начал публиковать в издававшемся в Падуе францисканском «Messaggero di Sant " Antonio» (Вестнике св. Антония) составленные им письма-диалоги, адресованные различным известным людям, в т. ч. святым (ап. Луке, Бернарду Клервоскому, Бонавентуре, Франциску Сальскому, Бернардину Сиенскому, Терезе Авильской, Терезе из Лизьё и др.), писателям (М. Твену, Ч. Диккенсу, Г. К. Честертону, В. Скотту), поэтам (Ф. Петрарке, И. В. Гёте, Дж. Белли, Ш. Пеги), деятелям культуры (А. Корнаро), ученым (Гиппократу, Г. Маркони) и лит. персонажам (Пенелопе, Пиноккио, Чичикову). В 1976 г. эти письма были собраны в кн. «Illustrissimi» (Глубокоуважаемые).

http://pravenc.ru/text/471413.html

Иконография Обычно И. из М. представлен облаченным во францисканскую рясу с капюшоном на голове, с изнуренным лицом, выступающими скулами и тонким носом. Этот иконографический тип, характерный для изображения и др. католич. св. аскетов, распространен в Марке и Абруцци. Со святым нередко изображают округлую дощечку с именем Христа, напоминающую о проповедях имени Божия, а также в память о диспуте в Брешии сосуд с кровью Христовой. Иногда сосуд заменяется бокалом, из к-рого выползает змея, что является отсылкой к легенде о том, как гуситы попытались отравить И. из М. во время богослужения. Др. характерными атрибутами были митра у ног святого - символ отвергнутого им епископского сана, посох - в память о его странствиях, четки, книга и футляр для очков. Наиболее ранним из известных изображений И. из М. считается плохо сохранившийся триптих К. Кривелли из Валле-Кастеллана, к-рый, возможно, был выполнен в 70-х гг. XV в., еще при жизни святого. На этом триптихе И. из М. стоит на коленях перед престолом Богоматери, держа посох в руке. В 1477 г. для церкви Благовещения (Аннунциата) в Асколи Кривелли выполнил изображение И. из М. с книгой, указывающего на имя Иисусово (Лувр, Париж; копия - в Ватиканской пинакотеке; по мнению нек-рых исследователей, на картине изображен не И. из М., а Бернардин Сиенский). Подобное изображение И. из М. включено в композицию «Вручение ап. Петру ключей от Царства Небесного», выполненную Кривелли в 1488 г. (Гос. музеи Берлина). В рамках той же иконографической традиции выполнены картины П. Перуджино (Национальная галерея Умбрии, Перуджа) и Кола делл " Аматриче (Городская пинакотека, Асколи). Сцены из Жития И. из М. изображены на фресках XVI в. в ц. Санта-Мария ла Нова в Неаполе и в цикле росписей одного из клуатров. В XVII в. распространенными были изображения И. из М. как проповедника (барочная картина в ц. Санта-Мария дель Буон Джезу в Фабриано). На картине Ф. Сурбарана (ок. 1658) святой представлен юношей, на заднем плане - сюжет на тему чудесного воскрешения ребенка (Прадо, Мадрид). На полотне Г. Гандольфи (1775) И. из М. изображен с сосудом со змеей, книгой, тростью и т. д. (Палаццо Комунале, Болонья).

http://pravenc.ru/text/200327.html

Bd. 1. S. 6. N 19). Еще одним падуанским знакомым Н. К. был юрист Джулиано Чезарини (1398-1444; кардинал с 1426), выходец из римской патрицианской семьи, впосл. сделавший блестящую карьеру судьи и дипломата в Папской курии. Н. К. дорожил покровительством Чезарини и посвящал ему собственные философские сочинения. В Падуе Н. К. впервые встретился с Доменико Капраникой (1400-1458), к-рый в 40-50-х гг. XV в. стал одним из наиболее влиятельных кардиналов Римской курии. В период обучения в ун-те Н. К. не только соприкасался с итал. интеллектуальными кругами, но и был свидетелем новых тенденций в религ. жизни. Впосл. он вспоминал, что весьма сильное впечатление на него произвели проповеди, которые произносил в Падуе весной 1423 г. францисканец Бернардин Сиенский (1380-1444), призывавший к покаянию, отказу от беззаботной мирской жизни, строгому соблюдению евангельских заповедей, а также критиковавший нравственные недостатки монахов, клириков и мирян (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 5-6. N 16-17; M ü ller. 2013. S. 72-75). Подтверждением того, что к нач. 1425 г. Н. К. какое-то время уже находился в Германии, служит предоставление ему архиеп. Трирским Отто фон Цигенхайном 31 янв. 1425 г. в качестве пребенды (также см. Бенефиций ) приходской церкви в Альтрихе. Сохранилась собственноручная заметка Н. К., отражающая его радость от приобретения пребенды, ставшей его первым источником стабильного дохода (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 7-8. N 21-22). Впоследствии Н. К. получил еще множество бенефициев от Трирских архиепископов и Римских пап, вслед. чего нек-рые исследователи относили его к числу упорных и удачливых средневек. «охотников» за доходными назначениями. В позднем средневековье практика получения одним лицом доходов от мн. храмов, в которых он формально являлся настоятелем или занимал некую должность в клире, была обычным явлением; против нее выступали лишь наиболее ригористичные проповедники, нищенствующие монахи и сторонники радикальных церковных реформ. Н. К. не принадлежал к их числу и с 20-х гг.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Статус G. o. к обоим сборникам экстравагант вышеперечисленные комментарии вместе с добавлениями, сделанными в 1521 г. парижским канонистом Жаком Фонтанем к глоссам на «Общие экстраваганты», получили после публикации в офиц. рим. издании «Corpus iuris canonici» 1582 г. С появлением G. o. к тому или иному правовому своду изучение его текста сокращалось и внимание канонистов переключалось на комментирование глоссы, что привело во 2-й пол. XIV-XV в. к стагнации в развитии церковной юриспруденции. Критические издания G. o. к Свящ. Писанию и правовым сводам отсутствуют, их тексты существуют лишь в изданиях XV-XVII вв. Нек-рые из них вышли репринтом во 2-й пол. XX в. В раннепечатных изданиях сводов канонического права в текст G. о. вносились добавления из сочинений др. канонистов, трактовка к-рых тем самым приобретала большое влияние и авторитет. Так, в текст G. о. Иоанна Тевтона и Бартоломео Брешианского к Декрету Грациана вставлялись такие добавления, как глоссы из сочинений канонистов Бененказы Сиенского (Бененказы из Ареццо; † 1206, соч. «Casus decretorum»), из «Розария» Гвидо ди Байзио, архидиакона по занимаемой им должности в болонском кафедральном соборе († 1313), а также декреталии позднесредневек. пап и исправления, сделанные для рим. издания «Corpus iuris canonici» 1582 г. комиссией Correctores Romani в соответствии с решениями Тридентского Собора . В тексте ранних изданий Декрета и глоссы до 1582 г. содержатся разночтения, в изданиях до 1500 г. много ошибок в сиглах с именами канонистов. Последнее издание G. о. к Декрету вышло в Лионе в 1671 г., впосл. Декрет публиковался без нее. В раннепечатные издания ординарных глосс Бернарда Пармского к «Liber Extra» и Иоанна Андреа к «Liber Sextus» и «Clementinae» также вставлялись комментарии др. канонистов. В глоссу на декреталии Григория IX вставлялись комментарии из «Новелл» на «Liber Extra» Иоанна Андреа (напр., в изданиях, выпущенных в Венеции в 1489, 1581 и др.). В текст G. о. к декреталиям Бонифация VIII в нек-рых изданиях добавлялись отдельные глоссы из аппарата глосс на «Liber Sextus», созданных Жаном Лемуаном и Гвидо ди Байзио. Глосса Иоанна Андреа на «Clementinae» дополнялась комментариями из созданной в кон. XIV в. «Lectura super Clementinis» Франческо Дзабареллы. Тексты ординарных глосс к декретальным сводам «Liber Extra», «Liber Sextus», «Clementinae», равно как и самих сводов, были подвергнуты изменениям в соответствии с решениями Тридентского Собора для одобренного папой рим. издания 1582 г. и в этой редакции публиковались в кон. XVI-XVII в. Издания «Corpus iuris canonici» XVIII-XIX вв. выходили уже без G. o.

http://pravenc.ru/text/165159.html

193 Отличительной особенностью церковного мировоззрения Вл. С. Соловьева является его переоценка папизма, благодаря чему он мыслил соединение западной и восточной части единой вселенской Церкви не иначе как в форме признания римского первосвященника законным и непогрешимым главой Церкви со стороны православного Востока. Быть может, здесь скрывается у Соловьева не пережитый им в обычной форме политического и социального утопизма соблазн иудейского хилиазма, хотя и не вполне им осознанный. 194 На этом основании я совершенно отвергаю мистическую связь между православием и самодержавием. Насколько она существует, она имеет церковноисторический и религиозно-психологический характер. Она создана была историей и ею же на наших глазах – медленно, но верно – разрешается. 195 Пер. с нем. В. Н. Линда, со вступительной статьей профессора И. М. Гревса. С.-Петербург. 1907. С. LX+729. 196 Счастливым совпадением можно считать, что одновременно появилось и новое издание перевода классической книги Якова Буркхардта о Возрождении, дальнейшем этапе духовной истории человечества: Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. СПб., 1906. 197 Государство будущего (нем.). «Представление социал-демократии о Zukunftstaat’e» – писал С. Н. Булгаков, – является «типичнейшим примером утопизма» (Булгаков С. Н. Душевная драма Герцена. Киев, 1905. С. 10). 198 Букв.: «прекрасное» и «доброе». В классической античной философии «калогатия» означает «соразмерность» (гармонию) души и тела. Подробнее см.: Лосев А. Ф. , Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965. С.100–110. 199 Бернард Клервоский (1091–1153) – французский средневековый мистик, общественный деятель, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво. 200 Екатерина Сиенская (1347–1380) – итальянская религиозная деятельница и писательница позднего Средневековья. Причислена к лику святых Католической церковью, является одной из самых почитаемых святых женщин в католицизме, признана одной из трёх женщин-учителей Церкви. 201 Ср. очерк проф. В. И. Герье: Торжество теократического начала на Западе (XII век). Папа Иннокентий III (Вестник Европы, 1892, январь-февраль).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

________________________________ 1 Два града, г. II, стр. 298—299. 2 Там же, стр. 298. случае — самого мессианства! Христос русский, итальянский и немецкий — ведь это все равно что фиолетовое, зеленое или голубое солнце.  По С. Н. Булгакову, " способность совершенно особого восприятия божественной полноты, выделения из нее особого луча из божественной и есть то, что для религиозного воззрения представляется в природе национальности наиболее ценным и важным1 " . Тут-то и бросается в глаза роковой недостаток всей разбираемой точки зрения. Ведь божественная плерома объединяет в себе все лучи спектра, всю ту бесконечно многообразную радугу цветов, которая составляет содержание духовной жизни всех национальностей. Неужели же в природе национальности самым важным и ценным представляется ее способность воспринимать один только свой особый луч? Не значит ли это возводить в идеал и норму национальную ограниченность? Это несправедливо прежде всего в отношении самой национальности. Совершенно верно, что у каждой национальности есть свой " особый луч " ; но самое важное и ценное в ней не ее способность отделяться и замыкаться в этой своей особенности, а ее призвание — объединять этот луч со всеми другими лучами в единстве плеромы, ее способность видеть их всех в единстве белого солнечного луча. Этим окончательно ниспровергнут " национальный мессианизм " в смягченной булгаковской его форме. Национальным может быть лишь тот или другой ограниченный угол зрения на мессианство, но отнюдь не оно само. На случай, если сказанное по этому предмету покажется недостаточно убедительным, я позволю себе напомнить, что точка зрения С. Н. Булгакова за много веков до него была известна апостолу Павлу и вызвала с его стороны протест столь же горячий, сколь и убедительный.  По словам С. Н. Булгакова, " нам, русским, ближе и доступнее именно наш русский Христос, Христос преп. Серафима и преп. Сергия, нежели Христос Бернарда Клервоского, или Екатерины Сиенской, или даже Франциска Ассизского " 2. С точки зрения чисто фактической это, разумеется, так же верно, как и то, что католикам ближе христианство Петрове, а протестантам христианство Павлове. Но фактически нам, может быть, еще ближе христианство Обломова. Вот почему, если мы попытаемся наше фактическое возвести в нормальное и должное, мы встретимся с категорическим запретом апостола Павла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=996...

30 . Когда, в течение Средних веков, схоластическое богословие достигло своего расцвета, св. Альберт Великий для доказательства этого учения, опираясь на различные аргументы из Священного Писания или из взглядов прежних авторов и, наконец, из Литургии и того, что называется богословскими мнениями, заключает следующим образом: «Из этих доказательств и суждений и многого другого очевидно, что Блаженнейшая Божия Матерь была вознесена с телом и душой выше ангельских хоров. И во всех этих случаях мы верим, что это истина» 334 . А в проповеди, которую он произнес в день Благовещения святой Блаженной Девы, объясняя слова ангельского приветствия «Радуйся, Благодатная...», Универсальный Доктор сравнивает Святейшую Марию с Евой, ясно и вразумительно утверждая, что Она была освобождена от четырехкратного проклятия, которое было наложено на Еву 335 . 31 . Ангелический Доктор 336 , следуя по стопам своего знаменитого учителя, несмотря на то, что он никогда не рассматривал в каком-либо из трудов этот вопрос, все же иногда он касается его, всегда оставаясь верным Католической Церкви в [учении], что душа Марии вместе с Ее телом были вознесены на Небо 337 . 32 . Того же самого мнения, среди многих других, придерживался и Серафический Доктор 338 , который с абсолютной уверенностью утверждал, что как Бог сохранил Святейшую Марию в беременности и рождении, сохраняя непричастными осквернению Ее девственное целомудрие и девственную чистоту, так же Он тем более не допустит, чтобы тело Ее обратилось в тлен и прах 339 . Объясняя слова Священного Писания: «Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного?» ( Песн.8:5 ), он утверждает так: «Из этого можно видеть, что она здесь телесна... Ибо Ее... блаженство не будет полным до тех пор, пока оно не станет здесь личным, а личность не есть душа, но соединение, отсюда ясно, что сообразно соединению, Она есть соединение тела с душой, в противном случае не было бы никакого совершенного блаженства (fruitionem)» 340 . 33 . В поздний период схоластического богословия, в XV веке, св. Бернардин Сиенский все то, о чем средневековые богословы по этому вопросу писали и рассуждали, вместе объединив и тщательно рассмотрев, не довольствуясь обращением к их выдающимся размышлениям, которые уже были изложены учителями прошедших времен, но находя иной подход. Ибо подобие божественной Матери и божественного Сына в отношении благородства и достоинства души и тела – то самое подобие, которое не позволяет мыслить нам небесную Царицу отдельно от Небесного Царя, – требует всецело, чтобы Мария «не могла не быть там, где есть Христос» 341 . Кроме того, он соглашается и сообразуется с мнением, что душа и тело не только человека, но также душа и тело женщины уже достигла Небесной славы. И, наконец, поскольку Церковь никогда не разыскивает телесных вещей (exuviae) Блаженной Девы, ни предлагает их для народного почитания, то это дает нам аргумент, который может быть отнесен к «своего рода чувственному опыту» 342 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010