Л. из Б. оставил обширное лит. наследие: богословские сочинения, тексты проповедей, переписка, отчеты о выполнении дипломатических и др. поручений, молитвенные сочинения. Ряд текстов сохранился во фрагментах (напр., «Комментарий о священной философии природы Моисея» (Commento sulla sacra filosofia della natura di Mosè)), некоторые были утрачены («Толкование на Книгу пророка Иезекииля» (Expositio in Ezechielem prophetam), «Трактат о способе проповедовать» (Tractatus de modo concionandi)). Многие из сохранившихся трудов Л. из Б. содержат автобиографические подробности и являются важными источниками сведений о жизни святого и ходе Контрреформации в Германии. Обширные автобиографические сведения представлены в отчете Л. из Б. о его деятельности в Австрии и Богемии (1599-1612). Ни один из его текстов не был издан прижизненно. В 1928-1956 гг. в Падуе вышло собрание сочинений Л. из Б. в 15 томах. Составление проповедей Л. из Б. чаще всего определялось практическими нуждами: проповеди служили ему для фиксации и развития отдельных мыслей, а не для последовательного изложения богословского учения; частые дипломатические поручения нередко препятствовали завершению текстов. Исследователи отмечают стилистическую близость проповедей Л. из Б. к позднесредневек. образцам, на них могла повлиять проповедническая манера католич. св. Бернардина Сиенского , особенно почитавшегося францисканцами (см.: Ellington. 2001). Л. из Б. использовал в проповедях исключительно евангельские сюжеты; тексты характеризуются частым использованием оборотов, свойственных устной речи, нередки неточные цитаты и ошибочные ссылки, сделанные по памяти. Проповеди построены на повторениях ключевых слов и фраз через определенный промежуток др. текста. Встречаются реминисценции из проповедей Бернардина Сиенского и Жана Жерсона . Христоцентризм, унаследованный Л. из Б. у францисканцев, сильно повлиял на его богословие и особое отношение к таинству Евхаристии. Большое внимание он уделял мариологии, говоря о Пресв. Деве Марии как о части Христа, в чем также, по-видимому, следует видеть влияние Бернардина Сиенского: Л.

http://pravenc.ru/text/2462477.html

Аскетизм, миро- и жизнеотрицание окрашивает собой все мировоззрение Средневековья. «Поэтому церковное учение нравственности основывалось не на различении общеполезных и эгоистических стремлений, а на противопоставлении земных интересов небесным. Противоположность добра и зла была сведена на выставленную христианской метафизикой противоположность между Богом и миром. Умерший в 636 г. испанский епископ Исидор говорил: «Добро есть стремление к Богу, а зло – стремление к земной выгоде и преходящей славе». Бернард Клервосский однажды внушал страх Божий такими словами: «забудь свой народ, родительский дом, откажись от плотских наклонностей, забудь светские обычаи, удерживайся от своих прежних пороков» и т.д. Екатерина Сиенская тоже ставила богатство и светский почет на одну доску с религиозной чувственностью. «Мир, – говорила она,– противен Богу, а Бог противен миру; тот и другой не имеют между собой ничего общего. Сын Божий избрал себе бедность, низкое положение, осмеяние, голод и жажду, а мир ищет богатства, почестей и наслаждения». Мир был «долиной слез», а жизнь человеческая – странствованием в этой темной долине, наполненной тысячами опасностей и ужасов, к полному света и мира духовному миру будущей жизни. Таким образом. жизнь души в сущности начиналась в тот момент, когда жизнь тела оканчивалась. Смерть земного тела была освобождением души. Естественное отношение между жизнью и смертью превращалось в обратное. Полнее всего это мироотрицательное направление Средних веков выразилось в сочинении «О презрении к миру», написанным папой Иннокентием III в 1198 году, когда он был еще кардиналом 3 . В нем говорится: «мы умираем, пока живем и лишь тогда перестаем умирать, когда перестаем жить». Те, кто преодолели страх смерти, с страстным желанием ждали своего земного конца» (Эйкен, 279– 80). «Любовь (charites) есть презрение к миру и любовь к Богу», – говорит цицтерианский аббат Огерий. «Любовь к Богу удаляет человека от мира, а любовь к миру – от Бога». Парадоксия средневекового аскетического мировоззрения заключается в том, что то же самое мироотрицающее, безземное христианство приводило к стремлению овладеть этим отрицаемым миром и этой землей, как бы натурализоваться в этом мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Венанцио да Фабриано, составивший сборник чудес И. из М., обратился к арагонскому кор. Фердинанду II с просьбой поддержать ходатайство о начале канонизационного процесса. Беатификация И. из М. состоялась при папе Урбане VIII в 1624 г. В 1626 г. И. из М. был включен в число св. покровителей Неаполя, 10 дек. 1726 г., при папе Бенедикте XIII , причислен к лику святых Римско-католической Церкви. В ходе канонизационного процесса было проведено освидетельствование мощей И. из М., к-рые оказались нетленными. Повторное освидетельствование было проведено в 1968 г. В 2001 г. мощи И. из М. были перенесены в мон-рь Богоматери Милостивой в Монтепрандоне, где создан музей И. из М. и центр по изучению его наследия. Сочинения Лит. наследие И. из М. состоит в основном из лат. гомилий, часть к-рых объединена в сборники великопостных (Sermones Quadragesimales) и воскресных проповедей (Sermones Dominicales). В этих сборниках индивидуальные черты авторского стиля И. из М. сглажены, стиль приближен к стандартным образцам лат. гомилетики. В действительности он проповедовал на народном языке, однако до наст. времени сохранились записи лишь 2 проповедей, произнесенных в 1460 г. в Падуе. В слове на смерть Бернардина Сиенского И. из М. выделил основные качества проповедника - высокую нравственность, безукоризненное следование догматам католич. веры и терпеливость (Predica. 1943. P. 84-85). Большинство проповедей И. из М. посвящено проблемам нравственного богословия и обличению нравов городских жителей Италии. Он также составил ряд пособий по подготовке к таинству покаяния. Среди др. произведений - полемические трактаты, направленные против «малых братьев», гуситов и богомилов, рассуждения о крови Христовой и т. д. Мн. сочинения И. из М. сохранились в автографах, часть к-рых находится в гос. музее Монтепрандоне вместе с книгами из его личной б-ки, однако принадлежность некоторых рукописей перу И. из М. подвергается сомнению ( Loggi S. I Codici della Libreria di S. Giacomo della Marca nel Museo Civico di Monteprandone. Monteprandone, 2000). Критическое изучение лит. наследия И. из М. началось в 20-х гг. XX в. после публикации Т. Сомильи Жития святого, составленного Венанцио да Фабриано (Vita di S. Giacomo. 1924). Первое научное издание биографии святого было выпущено Дж. Казелли ( Caselli. 1926); перечень сочинений, в т. ч. предположительно атрибутированных и заведомо подложных, составлен Дж. Лазичем ( Lasi . 1974).

http://pravenc.ru/text/200327.html

По сведениям биографов, И. из М. провел неск. лет в Тоскане, где изучал богословие под рук. Бернардина Сиенского . В 1420 г. во францисканском мон-ре Спасителя во Флоренции был рукоположен во пресвитера. Согласно автографу И. из М. в одной из рукописей (Vat. lat. 7780. F. 1v), в 1422 г. он произнес там первую проповедь. По поручению Римского папы Мартина V в 1420-1431 гг. он странствовал по Тоскане, Умбрии и Марке, проповедуя и искореняя ересь «малых братьев» (см. ст. Фратичелли ), крайних последователей католич. св. Франциска Ассизского . И. из М. обличал социальную несправедливость, боролся с ростовщичеством, для чего основал ряд светских братств, к-рые предоставляли денежные ссуды под низкий процент. В 1432-1434 гг. И. из М. в проповедях обличал богомильскую ересь в Далмации, Славонии и Боснии. По указанию генерального настоятеля ордена францисканцев Гвильермо Робадзольо да Казале он действовал также и как легат (визитатор) францисканских монастырей в Боснии. В 1435-1439 гг. в качестве инквизитора посетил Чехию и Венгрию, где безуспешно пытался бороться с гуситской ересью, призывал правителей к участию в крестовом походе против турок, встречался с герм. имп. Сигизмундом, чтобы передать личные послания папы Римского Евгения IV с призывом возглавить крестовый поход. В 1440 г. папа Евгений IV благословил И. из М. совершить паломничество в Св. землю. В 1441 г. он побывал на о-ве Кипр, однако неизвестно, достиг ли он Палестины. По возвращении продолжал выступать в проповедях против «малых братьев». В 1443 г. назначен апостольским нунцием в обл. Аквилея. Получив известие о кончине Бернардина Сиенского († 20 мая 1444), поспешил на похороны наставника и произнес похвальную речь над гробом усопшего. Последующие годы И. из М. провел в обл. Марке, где выступил посредником во время мирных переговоров между городскими общинами Фермо и Асколи (1446). В 1449 г. с разрешения папы Римского Николая V он основал в родном Монтепрандоне мон-рь во имя Богородицы Милостивой (Мадонна делле Грацие). В дискуссиях внутри ордена францисканцев между обсервантами и конвентуалами И. из М. принял сторону обсервантов. В 1450 г. выступил свидетелем на канонизационном процессе быв. главы обсервантов Бернардина Сиенского. В 1455 г. Римский папа Каллист III поручил ему выработать основы примирения между обсервантами и конвентуалами. Составленная И. из М. программа, хотя и была обнародована Папским престолом в булле от 2 февр. 1456 г., не удовлетворила конфликтующие стороны.

http://pravenc.ru/text/200327.html

I . Все началось с того, что в 1907 г. увидела свет книга исихаста и бывшего насельника Св. Пантелеимонова монастыря Афона схимонаха Илариона (Домрачева) «На горах Кавказа», изданная за счет средств Великой княгини св. Елизаветы Федоровны по рекомендации Оптинского старца преподобного Варсонофия. Книга сразу же имела большой успех, причем не только в монашеской среде, но также в кругу религиозно настроенных лиц, и претерпела еще два издания в 1910 и 1912 гг., причем последний тираж насчитывал 10 тысяч экземпляров. Книга была написана ярко, в ней подробно и детально описывалась духовная жизнь исихастов и излагалось учение об «Иисусовой молитве». В целом, она напоминала об исихастских традициях, как они были сформированы с незапамятных веков в монашеской среде Востока и особенно на Афоне, и малоизвестных (или порядком подзабытых, как угодно) к тому времени в России. Затрагивался в книге и вопрос об Имени Божием. Схимонах Иларион (Домрачев) утверждал, что «прежде всего нужно утвердить в себе ту непреложную истину, что в Имени Божием присутствует Сам Бог – всем Своим существом и всеми Своими бесконечными свойствами». А потому «для всякого верного раба Христова, любящего своего Владыку и Господа, усердно Ему молящегося и святое Имя Его благоговейно и любезно в сердце своем носящего, Имя Его всезиждительное, достопоклоняемое и всемогущее есть как бы Он Сам – вседержавный Господь Бог и дражайший Искупитель наш Иисус Христос» . Еще раз отметим то важное обстоятельство, что ничего принципиально нового книга в себе не содержала, она лишь воспроизводила древнюю исихастскую практику духовного делания. К слову сказать, не отрицают «имяславия» и римо-католики, среди которых францисканцы и особенности св. Бернардин Сиенский учили, что, обращаясь к Богу по Имени, молящиеся реально входят в контакт с Ним, и потому делали особый акцент на почитание Имени Иисуса . Попала книга схимонаха Илариона (Домрачева) в том числе (а не нарочно) и на Афон, где вызвала бурное одобрение у многих русских монахов. Впрочем, для большинства из них она не стала откровением, поскольку практика постоянной «Иисусовой молитвы» никогда не иссякала на Святой Горе в отличие от монастырей России. По большому счету, это было отрадное, но рядовое событие для афонитов.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/17/...

В 1430 г. Б. С. или, как называли его в Италии, «Апостол Святого Имени», стал главным викарием францисканцев-обсервантов. Он реформировал устав ордена и провел целый ряд преобразований, главной целью к-рых было широкое включение монахов в проповедническую и преподавательскую деятельность. Помимо этого, он выступал за изучение всеми монахами богословия и канонического права. В результате проведенных реформ количество членов ордена выросло с 200 до 4 тыс., в т. ч. за счет мон-рей на слав. землях, Балканах и в Венгрии, где они получили название бернардинцев. Всего он основал и реформировал ок. 300 мон-рей. Оставаясь верным генеральному настоятелю францисканцев, выступал против попыток обсервантов провозгласить себя самостоятельным орденом. В 1433 г. сопровождал кор. Сигизмунда в Рим на коронование императором. В 1439 г. принимал участие в работе Флорентийского Собора, выступая за унию между правосл. и католич. Церквами. В 1442 г. Б. С. оставил свою должность, чтобы возобновить проповедническую деятельность. Несмотря на ухудшившееся здоровье, в 1444 г. он проповедовал в Масса-Мариттима, потом отправился в Неаполитанское королевство (из-за болезни уже не пешком, а верхом на осле), но добрался только до Л " Акуилы, где скончался. Канонизирован папой Николаем V 24 мая 1450 г. Иконография. Б. С. обычно изображается стариком с изнуренным лицом, облаченным в рясу францисканского монаха. Основным атрибутом является табличка или диск с буквами IHS, помещенными в огненный круг, либо сердце. На нек-рых изображениях у его ног лежат 3 митры, символизирующие 3 епископских титула, от к-рых он отказался. Как святой покровитель Сиены он изображается держащим в руках макет города. Над его ухом обычно парит голубь Св. Духа, указывая на то, что его слова боговдохновенны. Наиболее часто встречающаяся на изображениях святого надпись гласит: «(Pater) Manifestavi nomen tuum hommibus» (лат. Я (Отец) открыл имя Твое человекам (которых Ты дал Мне от мира) (Ин 17. 6)). Среди наиболее известных портретных изображений Б.- картины П. ди Джованни (XV в.; Картинная галерея Сиены), Б. Гоццоли (XV в.; ц. Сан-Франческо в Монтефалько), Д. Эль Греко (XVII в.; Музей Эль Греко в Толедо).

http://pravenc.ru/text/78174.html

Выступления Б. С. были столь популярны, что из-за огромного числа собиравшихся людей ему нередко приходилось произносить их на рыночных площадях. Обычно он беспощадно осуждал порок, а затем поднимал вверх табличку с начертанным на ней именем Христа (золотой монограммой IHS, сокращенной греч. формой слова Iesus). Людям это так нравилось, что они начали украшать монограммами IHS свои дома, а в Болонье, по легенде, один картежник после услышанной проповеди бросил свое порочное занятие и стал зарабатывать на жизнь изготовлением табличек с именем Господа. Б. С. обычно говорил долго (на протяжении 3-4 ч.), обращаясь преимущественно к простолюдинам. Он прибегал к ярким примерам, анекдотам и различного рода отступлениям, приближал свой язык к местным говорам, не чуждался шуток и скоморошничанья. В 1427 г. некий сиенец Бенедетто записал дословно 45 проповедей Б. С. на итал. языке, впосл. не раз издававшихся как «Le prediche volgari». Помимо проповедей, лит. наследие католич. святого составляют трактаты о Божией Матери и богословские сочинения, как на лат., так и на итал. языках. Он также написал один из первых трактатов по экономике, в к-ром обсуждались проблемы торговли, цены товара и т. п. Поскольку во время проповедей Б. С. использовал в качестве символа Христа табличку с его именем, а впосл. даже призывал молящихся становиться на колени перед этим изображением, его заподозрили в ереси, и в течение 8 лет Б. С. неоднократно подвергался различного рода обвинениям (гл. обр. в распространении суеверий и подстрекательстве людей к идолопоклонству). В 1427 г. ему было приказано явиться в Рим к папе Мартину V , к-рый во время аудиенции запретил ему использовать в проповедях таблички с именем Христа до тех пор, пока его дело не будет рассмотрено церковным судом. Процесс по делу Б. С. состоялся 8 июня 1427 г. в присутствии папы в соборе св. Петра. Защитником обвиняемого выступал его сподвижник, известный юрист Иоанн Капистран . В ходе судебного разбирательства, после исследования основных положений учения Б. С. и его поведения, все обвинения были с него сняты, более того, папа предложил ему проповедовать в Риме и принять должность епископа Сиены. От этих предложений Б. С. отказался, так же как впосл. отказался и от должностей епископа Феррарского и Урбинского, сославшись на то, что принятие должности противоречит его первоначальному призванию, тем более, что его диоцез - вся Италия. Впосл. против Б. С. неск. раз выдвигались обвинения, пока папа Евгений IV буллой от 7 янв. 1432 г. окончательно не приостановил их.

http://pravenc.ru/text/78174.html

Из-за обилия в округе змей члены конвента носили крестьянские башмаки на деревянной подошве (итал. zoccoli), отсюда их прозвище - zoccolanti. Первоначально последователи Тринчи стремились к уединенной созерцательной жизни, но в XV в. среди О. стали преобладать сторонники активной проповеднической деятельности и реформирования всей Римско-католич. Церкви, в т. ч. католич. святые Бернардин Сиенский и Иоанн Капистранский. К сер. XV в. движение О. охватило ок. 600 мужских и женских францисканских общин, существовавших в Зап. Европе, они имели собственного викария (с 1446 он был независим от генерального министра ордена). Наряду с ними имелись и общины, члены к-рых выступали за возврат к первоначальному уставу, не требуя при этом адм. автономии (observantes sub ministris; к этому течению, напр., принадлежали католич. св. Колетта и ее последователи). Нараставшие противоречия внутри разных течений францисканцев явились причиной офиц. разделения ордена папой Римским Львом Х (в 1517) на францисканцев-О. и францисканцев- конвентуалов . Однако вскоре после этого среди О. выделились сторонники еще более строгого соблюдения устава, что привело, в частности, к образованию ордена капуцинов . В ордене августинцев-еремитов движение О. возникло в 80-х гг. XIV в. в конвенте Леччето (близ Сиены). Вскоре оформились особые конгрегации, члены к-рых выступали за соблюдение первоначального Августина устава . В XV в. к О. принадлежали неск. генеральных приоров ордена, в т. ч. Агостино Фаварони (1419-1431). В 30-х гг. XV в. саксон. конгрегация августинцев-О. временно добилась автономии от центральных властей ордена. К кон. XV в. О. стали фактически доминирующей силой в ордене августинцев-еремитов, контролировали 11 конгрегаций (7 - в Италии, 2 - в Испании, по 1 - в Ирландии и на герм. землях). В отличие от францисканцев августинцы-О. считали более важным не бедность, а достижение молитвенного состояния через медитации и строгое соблюдение норм общежития (совместные трапезы, богослужения и т. д.).

http://pravenc.ru/text/2578085.html

Из современных православных богословов хотелось бы выделить следующих авторов архимандрита Софрония (Сахарова) , епископа Иллариона (Алфеева), иерея Вадима Коржевского , греческого митрополита Иерофея Влахоса , игумена Феофана (Крюкова), иеромонаха Митрофана (Волкодава), профессора А. И. Осипова , дьякона Андрея Кураева. Если говорить об истоках западной аскетической традиции, то первым в череде ее основателей необходимо назвать Амвросия Медиоланского (IV в.). Перечислим и другие известные имена Евсевий, епископ Верчелльский (IV в.), Павлин, епископ Ноланский (IV в.), Иероним Стридонский (IV в.), Мартин, епископ Турский (IV в.), блаженный Августин (IV-V вв.), Бенедикт Нурсийский (V-VI вв.), святитель Григорий Великий (VI в.), Бернард Клевросский (XII в.), Фома Аквинский (XIII в.), Францизск Ассизский (XIII в.), Екатерина Сиенская (XIV в.), Фома Кемпийский (XIV-XV вв.), Игнатий Лойола (XVI в.), Тереза Авильская (XVI в.), Иоанн Креста (XVI в.), Лоренцо Скуполи (XVI в.). Если брать авторов, близких нашему времени, то выяснится, что в католической энциклопедии (Catholic Encyclopedia) в разделе Теология аскетики (Ascetical Theology) перечислено около 50 авторов, чьи имена и труды мы здесь не упоминаем, но которые могут быть доступны в тексте диссертации. Важное имя, которое необходимо указать, это имя Ж. Маритэна, известного французского философа и богослова. Новейшими трудами в рассматриваемой нами области являются труды священника Дж. Омэнна, директора Института духовности Папского университета св. Фомы Аквинского в Риме и советника Священной конгрегации по делам духовенства и катехизации Перу Дж. Омэнна принадлежат книги «Мистическое богословие» («Spiritual Theology») и «Христианская традиция в католической традиции» («Christian Spirituality in the Catholic Tradition») Очень известный авторитет в этой области – Фома Шпидлик, профессор Папского Восточного института. Если обратить внимание на протестантское богословие, то будет понятно, что, начиная с родоначальников протестантизма Мартина Лютера и Жана Кальвина, отношение к аскетизму негативное, т к изначально протестантизм отрицал аскетизм вследствие учения об оправдании человека одной верой, без личных заслуг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

С мая 1457 г. по поручению папы Каллиста III И. из М. занимался организацией крестового похода против турок. Столкнувшись в Венгрии со значительными трудностями, он был вынужден вернуться в Италию. В 1458 г. папа Пий II настоял на продолжении миссии, и И. из М., приступив в Италии к вербовке солдат для войны с турками, разработал план нападения на г. Патры. Затем он отправился в путешествие по Сев. Италии, проповедуя и призывая к участию в крестовом походе. По преданию, в Милане он обратил к покаянию 36 блудниц, после чего ему было предложено занять архиепископскую кафедру, вакантную после смерти архиеп. Карло да Форли (1457-1461). Об этом эпизоде сообщают все биографы И. из М., однако некоторые исследователи считают его недостоверным ( Marcora C. Carlo da Forli, arcivescovo di Milano//Memorie storiche d. diocesi di Milano. Mil., 1955. Vol. 2. P. 270-271). На Пасху 1462 г. во время проповеди в Брешии И. из М., говоря о страстях и воскресении Христа, присоединился к мнению отдельных францисканских богословов о том, что кровь, пролитая Христом во время мучений, на протяжении 3 дней от Его смерти до Воскресения не была причастна Его божественной природе. Инквизитор-доминиканец Иаков Брешианский призвал И. из М. в трибунал, однако тот отказался предстать перед судом. Этот инцидент привел к обострению споров между францисканцами и доминиканцами. В булле от 1 авг. 1464 г. папа Пий II запретил впредь упоминать этот вопрос и постановил, что ни одна из трактовок не является еретической. Во время Великого поста 1467 г. И. из М. проповедовал в Анконе и Мачерате, после чего принял решение прекратить публичные выступления, объяснив это усталостью и преклонным возрастом. Согласно собственноручной записи в одном из манускриптов, последняя проповедь была произнесена им в день памяти св. Бернардина Сиенского 20 мая 1467 г., после чего И. из М. удалился в мон-рь Форано близ г. Аппиньяно. Однако в следующем году он прибыл в Рим для встречи со своим другом кард. Франческо да Савоной (буд. папа Сикст IV ), затем посетил Ассизи и Монтепрандоне. В 1472 г. неаполитанский кор. Фердинанд попросил папу Сикста IV направить к нему И. из М., к-рый уже при жизни получил известность как аскет и чудотворец. Прибыв в Неаполь (1473), И. из М. произнес неск. проповедей во францисканской ц. Санта-Мария ла Нова, затем удалился в пригородный мон-рь Св. Креста. В последующие годы он изредка покидал обитель для произнесения проповедей в Ноле, Сорренто и др. городах Неаполитанского королевства. Через год после смерти И. из М. по благословению папы Сикста IV останки святого были перенесены в ц. Санта-Мария ла Нова и помещены в алтаре одной из капелл.

http://pravenc.ru/text/200327.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010