563 Келлер (Keller) – военный комиссар 25-й дивизии пехоты 3-го армейского корпуса Великой армии. 565 Случаи расправы русских с ранеными французами не носили массового характера. Более того, специальным циркулярным предписанием от 29 августа (10 сентября) 1812 г. указывалось, «чтобы пленным нигде ни от кого притеснения оказываемо не было». Находясь в плену, многие солдаты и офицеры Великой армии умирали от ран, болезней, недостатка питания и последствий перенесенных ранее тягот отступления. 567 Речь идет о монастыре, основанном монахами-францисканцами в Вильно в 1469 г. В конце XVII в. расположенные в Старом городе монастырь и костел Св. Франциска Ассизского и Бернардина Сиенского были заново отстроены. В 1812 г. монастырь и костел подверглись разграблению французских солдат. 568 Грольман (von Grolman) Людвиг фон (1777–1813) – подполковник пехотного полка графа фон Хохберга 26-й дивизии пехоты 9-го армейского корпуса Великой армии. Контужен при Березине. Умер в русском плену. 572 Дукат – золотая монета, имевшая хождение в разных странах Европы. Вероятно, у Хохберга были в распоряжении польские дукаты, которые чеканились до 1831 г. 574 Дитц (Ditz) – майор, офицер Баденского гусарского полка 31-й бригады легкой кавалерии 9-го армейского корпуса Великой армии. 577 Клапп (von Clapp) фон – капитан, офицер 25-й дивизии пехоты 3-го армейского корпуса Великой армии. 579 Шенлин (Schenlin) – военный комиссар 25-й дивизии пехоты 3-го армейского корпуса Великой армии. 580 Редер (Рёдер, von Röder) Фридрих Эрхарт фон (1768–1834) – полковник, командир пехотного полка 25-й дивизии пехоты 3-го армейского корпуса Великой армии. 581 Табльдот – стол с общим меню в ресторанах, гостиницах и офицерских гарнизонных кантинах (столовых). 584 Ульбаховское вино – вино, которое производилось из винограда, выращенного в окрестностях прусского селения Ульбах, расположенного недалеко от Штутгарта. 585 Фабер дю Фор (von Faber du Faur) Христиан, Вильгельм фон (1780–1857) – генерал-майор. В 1812 г. в чине обер-лейтенанта служил в резервном парке 25-й дивизии пехоты 3-го армейского корпуса Великой армии. Художник-любитель. Создал серию рисунков, которая в 1827–1830 гг. была гравирована и издана в 1831 г. в Штутгарте под названием «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время кампании в России в 1812 г.».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

75 Кемпийский (ок. 1380–1471) – немецкий монах и священник, почитаемый святой Католической Церкви. Огромной популярностью пользовалась его книга «О подражании Христу» (De imitatione Christi), которая часто цитируется в «Илиотропионе».  77 История из «Диалогов о чудесах» (X, 6) немецкого писателя-агиографа Цезария Гейстербахского (ок. 1180 – ок. 1240). 79 Мартин Турский (316–397)- архиепископ Тура, один из самых почитаемых в Европе святых. Его житие составлено младшим современником, писателем и хронистом Сульпицием Севером.  82 Здесь пересказывается известная строфа оды Горация (Книга III. Ода 3):  Кто прав и к цели твердо идет, тогоˆНи граждан гнев, что рушить закон велят, Ни взор жестокого тиранаˆВвек не откинут с пути; ни ветер.  (Пер. Н.С. Гинцбурга) 87 Феликс был пресвитером в г. Нола в Кампании (Италия) и подвергся преследованиям от язычников во время гонений Деция (250). Святитель Павлин, епископ Ноланский (ок. 353–431), составил поэтическое житие святого Феликса. Этот случай и слова святителя Павлина передает также Беда Достопочтенный в своем «Житии блаженного Феликса».  91 (IV-III вв. до Р.Х.) и Антисфен (V-IV вв. до P.X.) – греческие философы-киники, придерживающиеся крайнего аскетизма и нестяжания. Про Кратена, который происходил из состоятельной семьи, рассказывают, что он, став философом, раздал свое имение нищим.  98 рассуждения принадлежат Бернарду Клервоскому (1091–1153), французскому мистику, учителю Католической Церкви.  101 (ок. 528-ок. 460 до Р.Х.) – афинский государственный и военный деятель. Пользовался в Афинах большим влиянием.  102 или Бурхард (XIII в.) – монах-доминиканец, немецкий путешественник. О своем посещении Святой Земли составил труд «Descriptio Теггае Sanctae».  104 Сиенская (1347–1380) – итальянская подвижница и религиозная писательница, терциарка доминиканского ордена, причислена к лику святых Католической Церковью. В XX в. признана одной из трех женщин «учителей Церкви».  Читать далее Источник: Илиотропион/Святитель Иоанн Тобольский (Максимович) ; Пред. и прим. свящ. Александра Гумерова. - 3-е изд. – Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2014. – 656 с. (Духовная сокровищница). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

«Lucula noctis» (Светляк в ночи) кард. Джованни Доминичи. В XVI в. новеллами в ренессансном духе прославился доминиканец Маттео Банделло. Хотя в быту братья-проповедники изначально придерживались обета бедности, их пребывание в больших мон-рях и крупных городах, а также интенсивное общение с мирянами привели к тому, что со 2-й пол. XIII в. Д. стали расходовать большие средства на украшение собственных церквей и мон-рей, выдвинув из своей среды немало архитекторов и художников. Наиболее известные архитектурные памятники Д. в Италии: ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции (авторы фра Систо и фра Ристоро), мон-рь Сан-Марко там же, ц. Санта-Мария сопра Минерва в Риме, ц. Сан-Дзаниполо (святых Иоанна и Павла) в Венеции (архитекторы-терциарии Бенвенуто да Имола и Никколо да Имола), ц. Санта-Мария делле Грацие в Милане, где находится фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Выдающиеся произведения архитектуры были созданы во Франции, в Испании, Португалии (мон-рь и ц. Санта-Мария да Витория в г. Баталья), Германии и Швейцарии (мон-рь в Берне и мост через р. Аре работы Гумберта). Памятниками скульптуры являются гробницы Доминика в Болонье (работа Н. Пизано при участии фра Гульельмо да Пиза), Петра Веронского в Милане и Екатерины Сиенской в Риме. Доминиканское богословие оказало влияние на церковную живопись, разрабатывая популярные темы и сюжеты, напр. «Пляски смерти». К ордену Д. принадлежали живописцы фра Беато Анджелико (Джованни да Фьезоле) и фра Бартоломео (Баччо делла Порта), произведения к-рых можно видеть в мон-ре Сан-Марко во Флоренции. Прославились также Д.-витражисты того же периода немец Якоб Ульмский и француз Гийом де Марсийа, работавшие в Италии. Особая роль по традиции приписывается Д. в становлении и практике института инквизиции . Так, автор сочинений по инквизиторской практике Бернард Ги (1260-1331) утверждал, что основателем этого учреждения был Доминик, однако впосл. ряд историков ордена (в т. ч. доминиканец Ж. Б. А. Лакордер ) заявляли, что Д. никогда не были активными членами инквизиции.

http://pravenc.ru/text/178851.html

  65.433    1. Размышления о национальности Булгаков: Два Града, 342   конкретной личностью, облеченной в национально–историческуюплоть и кровь. Единое благовестие каждый слышит по–своему в переводе на язык своей национальной души и отзывается на нее также по–своему. Вселенская проповедь Евангелия не делает человека абстрактным обезличенным существом; душа каждого по–своему вибрирует в ответ на зов Воскресшего. Поэтому мы и наблюдаем в истории, что христианство воспринимается и осуществляется в жизни тоже национально; установляется – и очень рано – особый национальный характер поместных церквей, и это различие приводит впоследствии к великому расколу между восточной и западной церковью. Мы отнюдь не хотим вероисповедных разногласий (в особенности в таких основных противоречиях, как между церковным христианством и протестантизмом) сводить всецело к различию национальных типов, тем более что различные вероисповедания можно, хотя, правда, лишь в виде исключения, наблюдать в пределах и одного народа (немцы). Но, несомненно, что они все же находятся в некотором соответствии национальным характерам. Даже в пределах одного и того же вероисповедания чувствуются эти национальные черты. Поэтому славянофильское выражение   65.434    1. Размышления о национальности Булгаков: Два Града, 343   " русский Христос " можно понимать, между прочим, и в смысле констатирования того факта, что разные народности, как реально различные между собою, каждая по–своему воспринимает Христа и изменяется от этого приятия. В этом смысле можно говорить (вполне серьезно и без тени всякого кощунства) не только о русском Христе, но и о греческом, об итальянском, о германском, так же как и о национальных святых. Конечно, непосредственно, изнутри, по характеру собственного религиозного опыта нам, русским, ближе и доступнее именно наш русский Христос, Христос преп. Серафима и преп. Сергия, нежели Христос Бернарда Клервосского или Екатерины Сиенской или даже Франциска Ассизского. Мы отнюдь не превращаем этим религию в атрибут народности, скорее, наоборот, народность становится здесь атрибутом религии, точнее, той индивидуальной формой, в которой воспринимается вселенская истина, ее приемником. И именно эта способность совершенно особого восприятия божественной полноты, выделение своего особого луча из божественной плеромы и есть то, что для религиозного воззрения представляется в природе национальности наиболее ценным и важным. " Святая Русь " – это та сторона души русского

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

Ариосто Лодовико (1474–1533) — знаменитый итальянский поэт. 169 Святая Екатерина Сиенская (1347–1380) — монахиня доминиканского ордена, прославилась подвигами милосердия и мистическими видениями. 170 Клепем — пригород Лондона. 171 Уимблдон — пригород Лондона. 172 Бриен Готье де (ум. 1205 г .) — брат короля Иерусалима, зять Танкреда, короля Сицилии. После смерти Танкреда папа поддержал права Бриена на Сицилийское королевство. 173 Карл Великий (742–814) — франкский король, объединивший под своей властью большую часть Западной Европы. В 800 г . папа провозгласил Карла императором. Это было попыткой возрождения на христианской основе Римской империи. Империя Карла Великого превратилась в Священную Римскую империю. Позднейшие легенды рисовали его седобородым старцем, прожившим триста лет. Карл прославился войнами с испанскими маврами. 174 Символ Веры — краткое изложение христианских догматов, впервые сформулированное Вселенским собором 325 г . в Никее. 175 Труверы — французские придворные поэты XII–XIII вв. Рима. 176 Не так, как мир дает — цитата евангельского текста: «…мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. XIV, 27). 177 «Что Мне и Тебе?» — Ин. II, 4; «Кто Матерь Моя?» — Мф. XII, 48. 178 Нищий, который просит камень вместо хлеба — аллюзия на текст: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» (Мф. VII, 9) 179 А Церковь всегда можно построить заново… — парафраза обетования Христа о Церкви: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. XVI, 18). 180 Клара — Святая Клара Ассизская (1194–1253), последовательница святого Франциска, основательница монашеского ордена кларисс, прославилась мистическими видениями. 181 …а видел он, как верблюд во славе проходит сквозь игольное ушко — в Евангелии рассказано, что Христос заповедал богатому юноше раздать все имущество бедным, и тот ушел в печали, потому что жалел свое богатство. Тогда Христос сказал ученикам: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. XIX, 24). Честертон говорит о поступке Бернарда, раздавшего, в отличие от юноши из притчи, свои богатства. 182

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

В 1264 г. папа Римский Урбан VI установил общецерковный праздник в честь Тела Христова, к-рый, однако, стал широко отмечаться только после повторного утверждения папой Иоанном XXII (1317). В XIV в. праздник Тела Христова был включен в церковные календари, его популярности способствовали возникавшие повсюду братства Св. Тела Христова. Развивались и др. католические культы - Пяти Ран Христовых, Св. Имени Христова, Св. Сердца Христова и др. Почитание Св. Имени Христова обычно связывают с проповеднической деятельностью католич. св. Бернардина Сиенского и францисканцев-обсервантов, но оно было свойственно и доминиканцам (напр., нем. мистику Генриху Сузо ), и его быстро подхватили монахи нищенствующих орденов. Сосредоточенное внимание к Страстям Христовым определило развитие почитания Честного Креста. В Зап. Европе в церквах хранилось много фрагментов Креста; они являлись объектами паломничеств, но их многочисленность (а в позднее средневековье их число умножилось) вызывала сомнение в подлинности. Кроме того, европ. ландшафт был размечен крестами, к-рые устанавливались на путях паломников и порой сами становились объектами паломничеств. Семь скорбей Пресв. Богородицы. 1518–1535 гг. Худож. А. Изенбрант (ц. Пресв. Богородицы в Брюгге) Семь скорбей Пресв. Богородицы. 1518–1535 гг. Худож. А. Изенбрант (ц. Пресв. Богородицы в Брюгге) Важной чертой позднесредневек. благочестия было почитание Пресв. Богородицы. Хотя францисканцы и доминиканцы продолжали спорить о непорочном зачатии Девы Марии (см. Зачатие прав. Анной Пресвятой Богородицы ), на 36-й сессии Базельского Собора было сформулировано католич. учение об этом (соборное постановление получило статус «благочестивое мнение», но его противникам запрещалось проповедовать против него). Был установлен общецерковный праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 дек.), что во многом определило дальнейшее развитие почитания Пресв. Богородицы в католической Европе в XVI-XVIII вв. (догмат о непорочном зачатии Девы Марии утвержден буллой «Ineffabilis Deus» папы Пия IX от 8 дек.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

В пятнадцатом столетии, при общем упадке духовной жизни в монастырях на западе, явились двое примечательных ревнителей преобразования в орден нищенствующих, или Францисканов: Бернард сиенский и Иоанн Капистран, которые старались восстановить учреждения своего основателя в прежней строгости,-и своею жизнию и даром красноречия привлекли к себе общее внимание. Один из них, Капистран, приглашен был Королем Казимиром в Краков (в 1453г.), и своею славою, своим неутомимым проповеданием расположил многих к принятию иночества по правилам своего преобразованного ордена (Fratres regularis observantiæ). Таким образом, основан был здесь первый монастырь строгих Францисканов, и первая церковь посвящена была имени Бернардина 57 . Но Казимир сим неудовольствовался : он испросил у Папы дозволение, кроме двух монастырей сего ордена в Польше, учредить по два таких же монастыря в Литве и в русских областях 58 . В конце XV столетия монастырями сего ордена в Польше заведывал Провинциал Владислав, причисленный римскою Церковию к святым. Он то, по приглашению Великого Князя литовского Александра, прислал своих монахов в Литву для возбуждения духа благочестия в духовенстве и для наставления простого народа. Быстро распространились они по всей Литве и Белоруссии, проповедуя против общественных пороков, обращая косневших в язычестве, привлекая в недра римской Церкви русских православных. «Они проникли даже до Полоцка, крайнего города Белоруссии,-говорит жизнеописатель Владислава, Впицентий моравский- кроме проповеди , помогали они (латинским) священникам в исполнении их обязанностей, принимали кающихся, разрушали идолов. Я мог бы,-говорит он, – указать, в каких именно местах разогнали они глубокий мрак, изгнали заблуждение, спасли души от рова невежества. Древние летописи говорят, что более десяти тысяч исторгнуто ими из тьмы и сени смертной, от заблуждений язычества.-Тогда и русские, – продолжает повествователь, – упорно отделяющиеся от единения с Церковию католическою (т. е. латинскою) и, при оскудении чистого елея, истинного и неповрежденного учения, в их светильниках, объятые мраком невежества, узрели свет истины и возжелали союза с Церковию римскою; – и пребывали они в сем союзе дотоле, доколе светили им сии Отцы 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В связи с календарной реформой были внесены изменения в литургический год, унифицировавшие цикл праздников. По указанию папы Григория XIII был составлен Римский Мартиролог (1-е полное изд.- 1583), в значительной степени основанный на самом распространенном в средние века каролингском Мартирологе Узуарда. Дальнейшую работу над текстом Римского Мартиролога и комментариями к нему выполнил кард. Цезарь Бароний (1538-1607), специалист по церковной истории (Мартиролог с комментариями был опубликован в 1587; дополненное издание подготовил папа Бенедикт XIV (1740-1758)). При папе Павле V пересмотру подвергся литургический календарь, в к-рый входили праздники, обязательные для всей Римско-католической Церкви: были изъяты дни памяти многих католич. святых XIII-XV вв. ( Антония Падуанского , Николая Толентинского , Франциска из Паолы, Бернардина Сиенского, Елизаветы Тюрингской), а также праздники недавнего происхождения (стигматов св. Франциска Ассизского, Крови и Ран Христовых); эти праздники продолжали отмечать в отдельных диоцезах и религ. орденах. «Corpus iuris canonici» Несмотря на то что решениями Тридентского Собора реформа церковного права не была предусмотрена, папа Пий IV санкционировал ревизию канонических правовых сводов и создание офиц. корпуса общецерковного законодательства. По заданию папы Римского Пия V специальная комиссия кардиналов, канонистов и теологов (Correctores Romani) в 1566-1580 гг. подготовила новую редакцию Декрета Грациана (см. в ст. Грациан ) и сводов декретального права на основе изданий франц. лиценциата рим. и канонического права Ж. Шаппюи . Папа Римский Григорий XIII буллой «Cum pro munere» от 1 июля 1580 г. одобрил публикацию правовых сводов (Декрет Грациана, Декреталии Григория IX , «Liber Sextus», «Clementinae» , «Extravagantes Ioannis XXII», «Extravagantes communes»), к-рые были выпущены в 3 томах и составили т. н. рим. издание «Corpus iuris canonici». Буллой «Emendationem» от 2 июня 1582 г. оно было признано офиц. правовым сводом Римско-католической Церкви. Своды были снабжены ординарными глоссами. При подготовке издания тексты сводов сверялись с древними рукописями, в нек-рые каноны были внесены изменения и примечания, отражавшие решения Тридентского Собора, однако систематизация канонов, в т. ч. исключение устаревших и недействующих канонических норм, не проводилась, в результате чего этот свод остался малопригодным для практического употребления. Контроль над книгопечатанием

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Во 2-й гл. (Там же. 10. С. 1260-1273) К. рассматривал подвижничество в католич. Церкви, отмечал благотворное влияние монашества на нравственный уровень христиан, на развитие просвещения и культуры средних веков. Это влияние имело очень большое значение в эпоху Возрождения, когда нравственные устои общества пошатнулись и христ. представления о смысле жизни стали подменяться языческими. Тем не менее, по словам К., «итальянские летописи, на всем пространстве периода Возрождения, полны свидетельств о массовом пробуждении пламенных порывов к аскетическому идеалу в народе, под влиянием речей и примеров такого отречения от мира, как Екатерина Сиенская, св. Биргитта, так называемые «Кающиеся Белые» (I Bianchi), св. Бернардин и, наконец,- Савонарола» (Там же. С. 1266). Однако, отмечал К., дальнейшие пути католической Церкви и ордена иезуитов в частности показали их компромиссный характер в отношении быстро меняющегося светского мира и господствующих в нем гуманистических воззрений и настроений. Третья гл. (Там же. С. 1273-1288) была посвящена обзору истории подвижничества в Византии. «...Грешная всеми страстями Византия,- писал К.,- несмотря на многочисленность и глубину своих нравственных падений, до конца жила, тем не менее, под обаянием аскетических преданий!» (Там же. С. 1273). Именно наличием строгого религ. идеала К. объяснял устойчивость и долговечность Визант. империи, несмотря на разнородность ее населения и постоянные распри в ее политической и даже религ. жизни. К. отмечал, что в Византии из-за несовместимых противоречий между идеалом внутренней подвижнической жизни и внешним миром, зачастую очень далеким от христ. нравственности, образовался совершенно особый тип благочестия, отличный от гармоничного благочестия первоначального христианства. К. писал: «Вопрос спасения личного столь решительно выдвигался на первый план, что об избавлении от зла коллективного не думалось... В этой психологической особенности характера византийского благочестия, а не в политических побуждениях, кроется главная причина огромного по историческому значению факта, что восточная Церковь, в несравненно меньшей степени, нежели западная, отдалась заботам о религиозно-нравственном упорядочении мирского строя, гражданского и государственного» (Там же. С. 1278). Не считая этот выбор вполне правильным и даже полагая, что последовательное проведение его в жизнь могло обернуться «из уклонения от зла в потворство злу», К. отмечал и положительную сторону отрешения от мирских забот гражданского устройства, к-рые вели к сращиванию гос-ва и Церкви, что было характерным для католичества.

http://pravenc.ru/text/1841666.html

Но несомненно, что они все же находятся в некотором соответствии национальным характерам. Даже в пределах одного и того же вероисповедания чувствуются эти национальные черты. Поэтому славянофильское выражение «русский Христос» можно понимать, между прочим, и в смысле констатирования того факта, что разные народности, как реально различные между собою, каждая по-своему и воспринимает Христа, и изменяется от этого принятия. В этом смысле можно говорить (вполне серьезно и без тени всякого кощунства) не только о русском Христе, но и о греческом, об итальянском, о германском, так же как и об национальных святых. Конечно, непосредственно, изнутри, по характеру собственного религиозного опыта, нам, русским, ближе и доступнее именно наш русский Христос, Христос преп. Серафима и преп. Сергия, нежели Христос Бернарда Клервоского или Екатерины Сиенской или даже Франциска Ассизского. Мы отнюдь не превращаем этим религию в атрибут народности, скорее наоборот, народность становится здесь атрибутом религии, точнее, той индивидуальной формой, в которой воспринимается вселенская истина, ее приемником. И именно эта способность совершенно особого восприятия божественной полноты, выделения своего особого луча из божественной плеромы и есть то, что для религиозного воззрения представляется в природе национальности наиболее ценными важным. «Святая Русь» – это та сторона души русского народа, которою он воспринимает Христа и Церковь и которая по отношению ко всей народной жизни есть свет, светящийся во тьме. Глубоко ошибочно то противопоставление, которое вообще делается нередко между национальным и общечеловеческим. Общечеловеческое может иметь двоякий характер – абстрактно-человеческого, безличного и вненационального или конкретно-человеческого, индивидуального и национального. В первом смысле общечеловеческим будет всякое техническое изобретение, пущенное во всеобщий оборот; научная истина, однажды установленная и сделавшаяся общим достоянием. И техника жизни, то, что набивается внешней культурой, и теоретическая и прикладная наука одинаково принадлежат к этому типу, суть безличное анонимное достояние единого человечества, многорукого Бриарея, в своем коллективном бытии порождающего и развивающего и эту «технику», и эту «науку».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010