Из истории западного богословия: Бернард Клервоский Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 2 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 I. Жизнь Бернард, аббат Клервоский, знаменитый западный средневековый богослов-мистик, родился в знатной семье в деревне Фонтен-ле-Дижон в Бургундии (Франция). У родителей Бернарда, которых звали Тесцелин и Алетта, было семеро детей. Бернард был третьим сыном. Светское образование он получил в Сен-Ворле, где, возможно, изучал дисциплины тривиума. Однако в 1107 г. после смерти горячо любимой матери в жизни Бернарда наступил кризис, в результате которого он решил принять монашество. В 1111 г. Бернард удалился в местность Шатийон, где к нему вскоре присоединились все его братья и некоторые родственники. В 1113 г. Бернард принял монашество в цистерцианском монастыре. Он стал вести столь ревностную подвижническую жизнь, что уже в 1115 г. был избран аббатом нового монастыря, для которого он вместе со своими спутниками выбрал уединенную долину недалеко от р. Об, которую они назвали Clara vallis (“Ясная долина”), или Clairvaux (Клерво). Первые годы своего аббатства Бернард провел в решении насущных вопросов организации монастырской жизни и основания новых монастырей. В 1119 г. он вступил в полемику с Клюнийским аббатством, где в то время наблюдалось резкое падение монастырской дисциплины. Он написал по этому поводу несколько писем своему кузену Роберту и знаменитую Апологию к Гиллельму. Впрочем, между Бернардом и Клюнийским аббатом Петром Досточтимым неожиданно установилась тесная дружба. В 1128 г. Бернард был приглашен к составлению устава для ордена тамплиеров. Во время схизмы 1130 г., когда после смерти папы Гонория II в качестве его преемников оказались избранными сразу два папы, Бернард решительно встал на сторону законно избранного Иннокентия II. Деятельность и поддержка Бернарда сыграла решающую роль в споре двух пап. На Эстампском соборе Бернард склонил французское духовенство к признанию Иннокентия II.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Единство Святой Троицы, благодаря которому Три Лица суть единая Сущность, есть высшее, уникальное единство, причиной которого является единосущие (consubstan­tialitas, Там же, V.VIII.19). Однако Бернард, в отличие от блаженного Августина и Боэция, не дает никакого определения понятию “лицо” (persona) в Боге. Он ограничивается простым перечислением личных Имен (Отец, Сын и Святой Дух, — Там же, V.VII.17), которые он отождествляет с личными свойствами (personarum proprietates), и которые, в свою очередь, суть сама Божественная сущность (Там же, V.VIII.18). Кроме того, Бернард просто указывает на Их реальность, на то, что это не пустые имена или ничего не означающие звуки (Там же, V.VIII.18). Ему кажутся безрассудными всякие попытки рационализировать учение о Святой Троице. Именно в этом Бернард обвиняет Абеляра (при этом закрывая глаза на всю начинающуюся с блаженного Августина предшествующую традицию). На отождествление Абеляром Лиц Святой Троицы с тремя качествами Бога (могущество, премудрость и благость) Бернард справедливо замечает, что в таком случае между Лицами Троицы неизбежно возникнет неравенство (Против Абеляра, I.2; III.5,8) 8 . Однако, говорит Бернард, в Боге “Отец есть всецело то же (totum), что Отец, Сын и Святой Дух; и Сын есть всецело то же, что есть Он Сам и Отец и Святой Дух; и Святой Дух есть всецело то же, что есть Он Сам и Отец и Сын. И это всецелое — целиком единое, не преизбыточное в Трех и не умаляющееся в Каждом. Ведь Они не разделяют на части То истинное и высшее Благо, Которое Они суть, поскольку Они обладают Им не по частям, но суть Оно Само по сущности” (Там же, II.4). На утверждение Абеляра, что Лица Святой Троицы различаются подобно “роду и виду” и “меди и медной печати” (Там же, II.4; Ереси Абеляра, I), Бернард столь же справедливо замечает, что это показывает скорее не подобие, а различие Лиц, поскольку “род и вид по отношению друг к другу один есть высший, а другой — низший, но Бог един, и в Нем нет ничего неравного и неподобного” (Там же, II.4).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Наконец, аббат монастыря Ситэ приказал святому Бернарду покинуть обитель и основать монастырь в Шампани, в местечке Клерво, на диком лесистом берегу реки. Так, уже в 25 лет Бернард Клервосский стал аббатом. Очень скоро у монастыря Клерво появилось целых 66 дочерних обителей, и все эти монастыри стали называться бернардинскими. Секрет такого чуда был довольно прост. Монастырь Клерво был построен на землях и на деньги родного дяди святого Бернарда, виконта Дижонского. Он обладал огромнейшим состоянием. Вверив себя в полное повиновение племяннику, виконт Дижонский по указанию святого Бернарда строил все новые и новые обители. Имея в подчинении почти 70 монастырей, Бернард Клервосский активно включился в общественно-политическую жизнь Европы. «Этот обаятельный аббат Бернард превращается прямо-таки в свирепого льва, когда публично защищает евреев от погромов или выступает против ересей». Так говорили о святом Бернарде современники. Авторитет Бернарда Клервосского, не достигшего еще и 30 лет, был велик не только в церковных, но и в дворянских кругах. Сотни рыцарей отправлялись тогда в Иерусалимское королевство, образованное после Первого крестового похода. И они считали своим долгом благословиться на предстоящее служение у аббата Клервосского монастыря. Святой Бернард, напутствуя крестоносцев, говорил: «Вы обязаны создать на святой палестинской земле духовно-рыцарский орден Храма Господня». Так Бернард Клервосский стал идейным вдохновителем ордена храмовников, или тамплиеров. Он был образован в Иерусалиме уже в 1118 году. Первоначальной целью ордена была защита и расширение завоеваний крестоносцев в Палестине. Однако вскоре тамплиеры распространились и во Франции, быстро набрав политическую силу. Среди явных и тайных тамплиеров были герцоги и графы, епископы и аббаты. Своим духовным вождем тамплиеры считали Бернарда Клервосского. Имея такую мощную поддержку, он обрушился на выдающегося богослова того времени Абеляра, который проповедовал научный рационализм в вопросах веры. «Понимаю, чтобы верить, – таков мой девиз». Так говорил Абеляр. Среди его сторонников было немало католических иерархов. Но святой Бернард, споря с Абеляром, утверждал, что постичь сущность Бога для человеческого разума невозможно. Главное – это сердечная, а не умственная вера. И Бернард Клервосский добился того, что на церковном Соборе 1121 года, а затем – на Соборе 1140 года, учение Абеляра было осуждено, а сам он ушел в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Идеальная жизнь этой семейной пары и мудрое управление заслужили любовь народа. Они явили образец христианского супружества не только в жизни, но и в смерти. Скончались они в один день и час – 25 июня 1228 года, тела их были положены в одном гробе. В жизнеописании этих святых нет подвигов монашества и мученических страданий за веру Христову. Однако Церковь прославляет их как святых, являющих собой образец христианского супружества, которые пронесли свою любовь через многие испытания. Князь Петр и его супруга Февронья Муромские – ярчайшие личности Древней Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. М.В. Первушин Бернард Клервосский Жизнь Европы средних веков навевает образы благородных рыцарей, бродячих трубадуров. Европейские монархи вели бесконечные войны. Вместе с тем эта эпоха была отмечена и настоящим взлетом христианской духовной жизни. Одним из видных представителей Католической Церкви в это время был святой Бернард Клервосский. Родился он в 1090 году в семье знатного бургундского дворянина. «Ты, Бернард, должен стать настоящим рыцарем, благородным и бесстрашным». Так воспитывал его отец. Мать, родившая мужу немало детей, с некоторых пор проводила в своем замке монашеский образ жизни. Она склоняла Бернарда к служению Господу. Именно под ее влиянием Бернард в возрасте 22 лет ушел в только что образованный монастырь Ситэ. У него было множество друзей среди юных, образованных дворян. И Бернарду, обладавшему великим даром красноречия, удалось увлечь за собой в монастырь Ситэ 27 своих друзей. А также четырех родных братьев, впоследствии провозглашенных Католической Церковью блаженными. Новоначальный монах Бернард стал руководителем монастыря. И не только потому, что привел в Ситэ три десятка молодых рыцарей, но и благодаря своему беспримерному образу жизни. Монах Бернард приводил в недоумение, а порой даже в трепет своих собратьев по монастырю. Он почти не спал, проводя круглые сутки за изучением Священного Писания и чтением молитв. «Я иду из царства неподобия в Царство Подобия Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Однако сам Бернард не дает какого-либо положительного учения о Святой Троице, ссылаясь на Ее принципиальную непостижимость: “Это великая тайна, которую следует почитать, а не исследовать. Каким образом множественность в единице, и единица во множестве? Допытываться этого безрассудно, верить же в это — благочестиво” (О размышл., V.VIII.18). В целом для Бернарда учение о Святой Троице является неоспоримым фактом христианской веры, оно может быть показано, его можно согласовать с представлением о Божественном единстве, но оно не может быть доказано рационально. В этом Бернард существенно отличается от большинства западных богословов. 4. Христология. Рассматривая различные виды единства, Бернард говорит, что после уникального единства Святой Троицы вторым идет “удостаивающее единство” (dignativa unitas), благодаря которому “наша грязь (то есть человеческая природа) была воспринята Богом Словом в одно Лицо” (in unam personam, О размышл., V.VIII.18,19). Бернард рассматривает это личное единство Богочеловека Христа в неразрывной связи с Божественным единством Святой Троицы. Если в Боге Три Лица суть одна сущность, то во Христе, наоборот, “три сущности суть одно Лицо” (tres substantiae una persona sunt, — Там же, V.VIII.19; ср. V.IX.20); то есть “(Бог) Слово, душа и плоть без смешения сущностей суть одно Лицо, равно как они сохраняют и свою множественность без ущерба для личного единства” (Там же, V.IX.20; X.22) 9 . При этом Бернард предлагает рассматривать это личное единство природ во Христе по подобию единства души и тела, составляющих одного человека и сохраняющих свои природные свойства (Там же, V.IX.20). Из-за этого единства Лица, в Котором “единый Христос есть Бог и Человек”, можно приписывать Христу имена той и другой природы и равным образом назвать Его и Богочеловеком (Deum hominem) и Человекобогом (hominem Deum, Там же, V.IX.21). Соединение Божества с человеческой душой и телом во Христе было одновременно чем-то “новым, древним и вечным”: новым, поскольку человеческая душа Христа была создана из ничего и “влита” в тело; древним, поскольку человеческая плоть Христу была передана по преемству от первого человека, Адама; вечным, поскольку Слово, воспринявшее и душу, и тело, было рождено от вечного Отца и совечно Ему (Там же, V.X.23).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Вольфганг Мускул (родился в Лотарингии в 1497 году, † в 1563 году) утверждал, что антихрист пришёл немного времени спустя после Бернарда Клервосского, т. е. около 1200 года, потому что Бернард в проповеди на 90-й псалом, исчисливши многие пороки людей и особенно духовенства и тяжкие гонения на Церковь , прибавляет: „явно, что открывается человек греха” 1055 . Со своей стороны прибавим, что Бернард Клервосский называл апокалипсическим зверем одного из пап, а именно, по поводу раздора между Аналектом II и Иннокентием II Бернард говорил: „Апокалипсический зверь (Аналект), которому дано вести войну против святых, занимает теперь стул Петра, готовый, как лев, к грабежу” 1056 . Бернард, сам отличавшийся строгостью жизни и возмущённый видом людского нечестия, мог думать, что его время есть самое худшее из всех времён и предвещает приближение явления антихриста и кончины мира. Люди вообще склонны считать своё время худшим в сравнении с прежними временами; и особенно эта склонность бывает сильна у энтузиастов, мистиков и фанатиков. А Бернард был мистик и человек восторженный. Впрочем, не один Бернард ошибся в своей догадке о скором наступлении кончины мира с предваряющим её явлением антихриста: даже и гораздо более трезвым мыслителям казалось, что пороки и бедствия их времени предвещают приближение конца. Но каждый раз люди обманывались в своих опасениях. В Толковании на 2 Послание к Фессалоникийцам Вольфганг Мускул изъясняет учение Павла об антихристе следующим образом: Отступление означает отпадение лживых христиан от учения, веры, религии и послушания Христовых; это – мухаммеданство на Востоке, римский католицизм на Западе. Антихрист – не лицо, а тип: он – папство на Западе, Мухаммед на Востоке. Степеней антихристовой гордости семь: 1) епископские почести, 2) честолюбие главенства, 3)  поставление себя владыкой и главой, и кафедры своей владычицей и матерью всех церквей Христовых, 4) подчинение себе императоров, королей и князей, 5) признание права созывать соборы только за Римским первосвященником и притязание на главенство папы над собором, 6) присвоение себе всякой власти на небе, на земле и в преисподней, ради чего на голову надевается тройная диадема, 7) превознесение себя даже выше Бога. – Храм Божий – Церковь . Что означает удерживающее – неизвестно, вероятно, Римскую империю, или императора. Тайна беззакония – ереси 1057 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

смир., I.I.2). Смирение — “это путь, ведущий к Истине”, так что плод смирения — это “познание Истины” (cognitio veritatis, О ступ. смир. I.I.1–2). Истина, сокрытая от гордых, открывается смиренным (Там же, I.I.1). Сам Господь показал нам пример смирения и кротости, которому мы должны подражать, чтобы прийти к Свету Жизни, или к самой Истине, просвещающей всякого человека (Там же, I.I.1). Бернард говорит, что существуют 12 ступеней, по которым, как по лестнице (scala), человек достигает совершенного смирения. Смирение в свою очередь должно преобразоваться в любовь (caritas, dilectio, amor) к Богу. Указание на это Бернард видит в Евангельских словах (Мф 11:28): “Приидите, — говорит (Господь). Куда? — Ко Мне, к Истине. Как? — Через смирение. Каков плод? — Я успокою вас. Но что есть успокоение (refectio), которое Истина обещает восходящим и воздает идущим? Не сама ли любовь (caritas)?.. Поистине, любовь — это приятная и сладостная пища!” (О ступ. смир. I.II.3). Для Бернарда, как и для апостола Павла и преподобного Иоанна Лествичника, совершенство всей добродетели заключается в любви. Причина любви к Богу лежит в Самом Боге, а образ этой любви — “любить без всякой меры” (О любви к Богу, I.1). Любовь к Богу имеет свои степени. Прежде чем стать чисто духовной, мистическая любовь проходит то состояние, которое Бернард называет любовью чувственной, или “плотской” (carna­lis). Бернард поясняет это так: “Любовь сердца некоторым образом есть плотская, то есть она относится скорее к плоти Христа, и то, что делал или повелевал Христос во плоти, оказывает воздействие на человеческое сердце” (На Песн., XX.6). Человек так устроен, что он не может подняться до умопостигаемых вещей иначе, чем с помощью чувственных вещей. Бог, зная это свойство человеческой природы, использовал его и при Своем воплощении. Слово стало плотью, и “тем, кто плотски разумеет, Он принес Свою плоть, чтобы они научились разуметь и Дух” (На Песн., VI.3; ср. XX.6). После этого душа человека получает “великую и сладкую рану любви” (vulnus amoris, На Песн., XXXIX.8), и ей ничто больше не препятствует заключить со Христом мистический брачный союз.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Он переправляется не через о. Кипр и Малую Азию, а через Египет. В Египте случилось с ним весьма неприятное приключение, очень сходное с тем, которое было с Виллибальдом в Емиссе: когда Бернард прибыл в Вавилонию (т.е. Каир), то он был вдруг схвачен и брошен в тюрьму, где он томился шесть дней, и до тех пор не был освобожден, пока не сделал денежный подарок правителю страны. Египет в это время был также под владычеством магометан (Р. 88-89). После этого приключения Бернард и его спутники благополучно прибыли во св. град. В Иерусалиме они остановились в прекрасной гостинице, устроенной по повелению западного императора Карла Великого для путешественников, говоривших на латинском языке. При гостинице была церковь в честь св. Девы Марии и замечательная библиотека; к гостинице приписаны были поля, виноградники и сад в долине Иосафатовой. Бернард, едва ли не первый раз из древних путешественников, сообщает сведения о схождении святого огня в день Пасхи на Гроб Господень. Он говорит: с наступлением вечера в Великую субботу начинается богослужение при Гробе Господнем и по окончании его поется: " Господи, помилуй " до тех пор, пока не сойдет ангел и не зажжет огня в тех лампадах, которые висят над Гробом Господним. Патриарх раздает этот огонь епископам и народу в церкви, чтобы каждый мог возжечь его в своих домах. Кроме того, Бернард видел в Иерусалиме какое-то особенное место, которое называлось " рай " . Оно находилось между четырьмя церквами, устроенными на Голгофе. " Рай " был без кровли, стены блистали золотом, пол в нем был сделан из драгоценного камня, в середине " рая " сходились четыре цепи, протянутые от четырех церквей; в этом последнем месте, говорили Бернарду, находится центр земли. Бернард видел в Иерусалиме еще следующие храмы: храм святого Сиона, где Господь омыл ноги Своим ученикам, здесь висел терновый венец Господа; храм, построенный на месте, где был убит первомученик Стефан; храм в честь св. Петра, построенный на том месте, где он отрекся от Христа (Р. 91-93).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Иоанн Солсберийский высоко ценил логику и указывал, что до того, как изучать философию, каждый человек должен знать логику, ибо логика есть инструмент, при помощи которого человек постигает истину. Логика – это не цель, а только средство, инструмент для познания истины, для познания Бога. Те же философы, которые не изучали логики, сразу берутся за метафизические и богословские проблемы, но не могут решить элементарных вопросов. Такие псевдофилософы не смогут даже решить проблему, ведёт ли свинью на базар рука человека или верёвка, за которую человек ведёт эту свинью. Логика важна не только для философии, но и для познания Бога. И вообще целью жизни любого человека, по Иоанну Солсберийскому, является знание. Большинство людей, не обладая знанием и даже не стремясь к нему, ничем не отличаются от животных. Только знание может дать человеку счастье. Поэтому счастливым может быть лишь философ. Ведь истинная философия – это любовь к Богу, поскольку Бог – это истинная мудрость. Следовательно, настоящий философ не тот, кто стремится только к знанию, но тот, кто живёт согласно этому знанию; иначе говоря, не тот, кто любит говорить о Боге, а тот, кто действительно любит Бога и живёт согласно Его заповедям. §7. Бернард Клервоский Кроме стремления согласовать христианство и философию на основе разума существовала и другая направленность в западной схоластике – мистическая. Основным представителем средневекового западного мистицизма является Бернард Клервоский (1091–1153). Бернард Клервоский происходил из знатного рыцарского рода. Ещё в молодости он отличался глубокой религиозностью и впоследствии вступил в цистерианский монашеский орден. Этот орден отличался строгим аскетизмом, однако Бернард решил основать монастырь с ещё более строгим уставом, и в местечке, названном им Клерво (Долина света), он основал свой монастырь, в котором монахи занимались тяжёлым физическим трудом. Будучи настоятелем этого монастыря, Бернард приобрёл огромную и духовную и физическую власть. Фактически на протяжении жизни двух римских пап именно он правил всей католической Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Право духовенства на любую собственность, проповедовал Арнольд Брешианский, противоречит евангельскому учению, духовенство должно довольствоваться одной десятиной; всякая гражданская власть должна принадлежать только государям и республиканским правительствам. «Нельзя терпеть таких людей, которые хотят обречь на рабство Рим – средоточие империи, источник независимости, властителя мира». Он требовал ликвидации епископской структуры Церкви, рекомендовал мирянам ввиду испорченности духовенства исповедоваться друг другу. He следует, писал один из арнольдистов, следовать советам священников, учение которых путает божеское с человеческим (ср.: Мр. 7:7 ). He отрицая церковных догматов и таинств, Арнольд расходился с католической церковью в понимании таинств Евхаристии и крещения. Последователи Арнольда считали, что имперская и всякая иная высшая власть имеют своим источником суверенитет римского народа, и ему, а не папе и вероломным «монахам-еретикам», принадлежит право провозглашать кого-либо императором. Собственно, идеи, развивавшиеся Арнольдом Брешианским, витали в то время в воздухе. Нечто аналогичное изложил в книге De consideratione, обращенной им к его ученику – папе Евгению III (1145–1153), и идеолог папской теократии Бернард Клервоский, резкий противник деятельности Арнольда. В этой книге, представляющей собой практическое руководство для nan по смирению и благоразумию, с коими им надлежит нести тяготы папского сана, Бернард основывает свои взгляды на евангельском учении, исходя из апостольской мысли: тот, кто служит Богу, не должен отдаваться светским делам. Он так же, как и еретик Арнольд, бичует епископов за их светские пороки и высказывается против политических прав духовенства. Бернард напоминает папе, что он облечен саном духовным, а не саном «властелина», что в руках его – лопата земледельца, а не скипетр короля, что светская власть папы, которая, возможно, и основана на земном праве, ни в коей мере не может считаться апостольским установлением, поскольку апостолам было запрещено иметь такую власть. Бернард сокрушается по поводу того, что папа и епископы разодеты в шелка, пурпур и золото, чего никогда не делал св. Петр; папа в таком светском обличье, пишет Бернард, – преемник совсем не св. Петра, а императора Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010