Протоиерей Димитрий Рощин принял участие в открытии выставки к 100-летию «Философского парохода» Ноя 29, 2022 Взаимоотношения с общественными организациями , Новости , Событие Москва, 29 ноября . Руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Димитрий Рощин принял участие в открытии выставки в рамках проекта «Возвращение на Родину: Философские кластеры как механизм формирования культурного кода новой России. К 100-летию " Философского парохода " ». Выставка открылась в Москве на Арбате, напротив «Дома А.Ф. Лосева» (ул. Арбат, 33). В открытии экспозиции также приняли участие: директор ГБУК г. Москвы «Дом А.Ф. Лосева», вице-президент Русского ПЕН-центра В.О. Семенов, руководитель Отдела «Музей А.Ф. Лосева», руководитель Отдела культурных проектов и связи с общественностью Дома Лосева, литератор и общественный деятель О.В. Ефимов и другие. «Нынешнее время имеет схожие черты с тем, о котором рассказывает открывшаяся выставка. Сегодня, как и 100 лет назад, мы видим, как из нашей страны уезжают ее граждане. Но между теми, кто был вынужден вопреки своей воле покинуть Родину в 20-х годах прошлого века и добровольно оставляющими ее сейчас, невозможно не заметить  одного отличия: если первые были настоящими патриотами своего Отечества, людьми, создавшими в эмиграции целый пласт русской культуры, то о последних это сказать сложно», — отметил протоиерей Димитрий Рощин, обращаясь к собравшимся. На уличной выставке представлены стенды с фотографиями «пассажиров парохода», сопровождаемых биографическими справками, цитатами и прочей информацией, которую можно получить, в том числе по размещенным на стендах QR-koдaм. В числе героев выставки: Николай Бердяев, протоиерей Сергий Булгаков, Иван Ильин, Лев Карсавин, Николай Лосский, Михаил Осоргин, Питирим Сорокин, Федор Степун, Сергей Трубецкой, Семен Франк и другие. Выставка проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Фонда возрождения национальных традиций «Новый век». Партнерами ее проведения выступили Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и Русский ПЕН-центр.

http://sinfo-mp.ru/protoierej-dmitrij-ro...

91. Акафист священномученику Сергию, пресвитеру Московскому. М.: Изд. храма Свт. Николая в Клённиках, 2007. 32 с. 92. Дурылин С. Н. Икина книжка, Зоина и Алешина. М.: Изд. храма Свт. Николая в Клённиках, 2008.16 с.: ил. – Рукописная книжка, написанная для детей Мечёвых, с фотографиями семьи. 93. Сергий (Мечёв), сщмч. «Вы – мой путь ко Христу»: Проповеди, письма к общине, воспоминания/сост. А. Ф. Грушина. М.: ПСТГУ, 2009. 340 с.: ил. (Слово исповедников XX века). – Духовные беседы с прихожанами (1922–1929); Слово на парастасе по отцу Алексию Мечёву , Письма к общине (1929–1933); Воспоминания об отце Сергии (Мечёве). 94. Священномученик протоиерей Сергей Мечев//Марченко В. Новомученики и исповедники Даниловские, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке. М.: Издательский дом «Русский паломник», 2011. С. 513. – На с. 103 указано, что сщмч. Сергий Мечёв входит в собор Ростово-Ярославских святых. 95. Сергий (Мечёв), сщмч. Покаяние есть дело всей жизни//Упоминания св. прав. Алексия и сщмч. Сергия (Мечёвых) 96. Бердяев Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. 3-е изд. Париж: YMCA- Press, 1989. С. 216, 236–237. – О встрече с о. Алексием. 97. Тропани Н. В. Воспоминания о храме на Солянке//Московский комсомолец. 1990.14 сентября. 98. Дроздов С. ЦК ВЛКСМ думает о душе//Комсомольская правда. 1990.10 октября. 99. Червяков А. Д. Старинный московский приход//Московский художник. 1990. 2 ноября. 100. Червяков А. Д. У Николы в Клённиках//Литературная Россия. 1990.14 декабря. С. 22. 101. Червяков А. Д. Московский архив//Московский журнал. 1991. 5. С. 52–54. 102. Дурылен С. Н., свящ. В те дни//Московский журнал. 1991. 8. С. 20–27. 103. Бычков С. С. Мечёвская община//Московский комсомолец. 1991. 27 ноября. 104. Миша Астров : Воспоминания Елены Апушкиной//Московский журнал. 1992. 3. С. 34–37. 105. Чичерин А. О. «последних русских философах» и о трудах одного из них//Московский журнал. 1992. 2. С. 28–36. 106. «Женская Оптина»: Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря/сост. С. и Т. Фомины. М.: Паломник, 1997. С. 522: Рассказ о благословении мон. Магдалины (Фоминой) о. Алексием Мечёвым . С. 724: Воспоминания духовной дочери о. Сергия Мечёва Е. С. Волнухиной о поездке в Аносин монастырь по благословению духовного отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. В. Ведерников. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Анатолий Васильевич (19.10.1901, дер. Петровское Зубцовского у. Тверской губ.- 30.10.1992, Москва), церковный публицист, журналист. Из крестьянской семьи, с 8 лет пел в церковном хоре. После окончания в 1921 г. школы 2-й ступени поступил на лит. отд-ние Гос. ин-та слова в Москве, где преподавали в то время Н. А. Бердяев , И. А. Ильин . В 1924 г. защитил кандидатское соч. «Природа поэтического образа», был оставлен научным сотрудником при кафедре теоретической поэтики. После закрытия ин-та работал внештатным научным сотрудником в Гос. академии художественных наук в секции теоретической поэтики. В 1927-1932 гг. преподавал рус. язык в Центральном политехническом заочном ин-те транспорта (занимал должности инструктора-методиста, заведующего инженерно-педагогическим отд-нием, заместителя директора по учебной части, ученого секретаря, лит. редактора издательства), в 1929 г. издал учебник «Курс русского языка» (М., 19312). В 1932 г. перешел на работу в Центральный союз потребительских об-в на должность старшего научного сотрудника научно-методического кабинета. В 1933-1941 гг. доцент и заведующий кафедрой рус. языка и лит-ры фак-та особого назначения при Ин-те потребкооперации Центрсоюза. После начала Великой Отечественной войны служил в 4-й специальной артиллерийской школе старшим воспитателем и комендантом. После закрытия артиллерийской школы, с мая 1942 г., заведовал учебной частью Центральной муз. школы при Московской гос. консерватории, в 1943 - февр. 1945 г. являлся старшим научным сотрудником научно-исследовательского кабинета и преподавателем рус. лит-ры на осетинском отд-нии консерватории. Занимался научной и педагогической деятельностью, участвовал в церковной жизни Москвы и самостоятельно изучал богословие. 19 окт. 1943 г. В. подал прошение Киевскому и Галицкому митр. Николаю (Ярушевичу) о зачислении в штат организуемого Богословского ин-та, был назначен инспектором ин-та и пастырских курсов (открылись 14 июня 1944, в 1946 Богословский ин-т был преобразован в МДА), в 1947 г. утвержден в звании доцента МДА. В. преподавал историю рус. религ. мысли, уделял большое внимание характеристике религ. взглядов рус. писателей и ученых. Опасаясь, что о содержании его лекций узнают власти, преподаватель имел единственный экземпляр курса (хранится в семейном архиве) и запрещал студентам вести записи. Несмотря на эти меры, в 1948 г. В. внезапно уволили из МДА, история рус. религ. мысли была исключена из учебной программы.

http://pravenc.ru/text/150015.html

А второй преподаватель был человек светский, вел у нас историю и французский язык. Помню его фамилию: Полторацкий. Эмигрировал после революции. Потом, после войны,  ему разрешили вернуться. Это живая история. Мы часто его просили: «Расскажите, как там во Франции наша эмиграция жила?». Это была живая история, воспоминания. О.Олег – Я помню беседы с о. Александром Киселевым. Он долго служил в Париже, в Берлине. А в Россию приехал умирать. Ему Святейший Патриарх Алексий II выделил помещения в Донском монастыре. Киселев там жил с матушкой. Мы о. Александра навещали, он показывал нам фотографии: «Вот отец Сергий Булгаков нас венчает, вот тут Бердяев сидит!». Это были люди, которые говорили на прекрасном русском языке, без газетных шаблонов. -И общаясь, они тебя не унижали...Я беседовал с владыкой Василием (Родзянко) – заметил, что мы в разговоре часто рубим слова, не задумываемся. А здесь нечто другое. О.Олег – Владыка, а куда же Вы направились по окончании Одесской семинарии? - Меня перекинули со второго года обучения на третий, мне пришлось досдавать за те полгода плюс еще за полгода на новом месте. И еще иподьяконство. Я был весь в своих учебных делах. Как-то все быстро закончилось. Владыка меня благословил поступать в Московскую Академию. Я, милостию Божией, поступил. А потом…. влюбился. Влюбился в этот монастырь. Это нужно увидеть, услышать. Мы любим глазами, ушами. Но в первую очередь – сердцем. Когда ты слышишь это молебное пение. Я, когда услышал – стал ходить каждый день. Не мог не ходить. Это вызывало даже раздражение моих сокурсников. Мы жили восемь человек в одной комнате, когда встаешь – полы скрипят, мешаешь остальным. Мой сокурсник,  ныне он – игумен  в Лавре, бывало, ворчал на меня: «Вот, он опять встает! Он всем спать не дает!» Понятно, молодые монахи. Они были у меня на курсе: отец Никандр, отец Исайя (Белов) - ныне покойный, в 27 лет – кандидат наук, он по кибернетике защищался. Такие люди были, сильные. Я вот все это увидел – и захотел быть среди них, у преподобного Сергия. И так получилось, что на второй половине первого курса меня взяли в монастырь. А дальше как-то опять все быстро: летом наступил постриг. Переворот всего. Я оказался в другом мире.

http://radonezh.ru/2019/02/04/eto-prakti...

Митрополит Евлогий (Георгиевский) Вспомним еще одного замечательного человека, это митрополит Евлогий (Георгиевский), глава парижской Церкви, вернее, парижской церковной диаспоры. Русская эмиграция была разная, и в церковной диаспоре были разные течения. Был, например, Карловацкий Синод, были люди, которые окормлялись митрополитом Евлогием, и т.д. Но заслуга владыки Евлогия, несомненно, в том, что он сумел вокруг себя в Париже объединить лучшие интеллектуальные и духовные силы русской эмиграции. Он пригласил к себе многих философов, богословов, историков, организовал Свято-Сергиевский богословский институт, там преподавали Георгий Петрович Федотов, Антон Владимирович Карташов, Николай Александрович Бердяев, отец Сергий Булгаков, он стал деканом этого института и возглавил кафедру догматического богословия. Здесь были собраны лучшие силы. Позже преподавали Флоровский, отец Киприан Керн, то есть все, кого мы знаем как парижскую богословскую школу, и собрал их именно Евлогий. И, собственно говоря, этот круг Сергиевского института и был такой питательной средой для многих, в том числе и Юлии Николаевны Рейтлингер. И когда, переехав из Праги в Париж, отец Сергий позвал ее за собой, она нисколько не сомневалась и переехала тут же, и стала помогать ему на первых порах. Здание богословского института стоит до сих пор. Это бывшая протестантская кирха, которая была выкуплена чудесным образом для Свято-Сергиевского подворья. Здесь организовался и храм, и институт, здесь при подворье жила семья Булгаковых, и здесь же поселилась Юлия Николаевна Рейтлингер. Сначала она просто помогала семье отца Сергия, потому что он преподавал, а его матушке нужно было помочь по хозяйству, но постепенно ей нашлось и свое самостоятельное место и дело. Вот на фотографии – замечательный как раз профессорский состав Свято-Сергиевского института и хор Свято-Сергиевского подворья. В те годы здесь был, действительно, великолепный состав профессуры. Да и ученики были здесь замечательные. Отсюда вышли отец Александр Шмеман, отец Мейендорф и многие другие. Это действительно была богословская школа, которая дала несколько поколений прекрасных богословов. Они-то и сохранили русское богословие.

http://pravmir.ru/most-mezhdu-mirami-lek...

И наконец Николай Бердяев : «На большом пути своей родины практически он подмораживал гниль, барахтался в смрадной помойной яме» 450 . Во всех этих образах есть какая-то могучая пластика. Но все-таки самую блестящую мифологему реакции создал Борис Садовской – писатель, удивительно чувствующий дух эпохи, рафинированный эстет с удивительной судьбой: после революции 1917 г. ему, разбитому параличом, суждено было прожить несколько десятилетий «около церковных стен» – в подклети Успенского собора Новодевичьего монастыря. Его афоризмы «Святая реакция. (Опыт кристаллизации сознания)» были впервые опубликованы С. В. Шумихиным в сборнике Б. Садовского «Лебединые клики» в 1990 г. Здесь каждый афоризм – это квинтэссенция леонтьевского духа: «Реакция отождествляется с отсутствием движения. В неподвижном видят начало смерти. Но так ли это? Солнце, источник жизни, бессмертно и неподвижно. А сколько движущихся планет угасло! Законом их движения и обусловлен прогресс» 451 . Афоризмы Садовского написаны в 1921 г. (тридцать лет прошло после смерти Леонтьева – эта годовщина официально уже никем не отмечалась). Я не берусь судить, была ли «Святая реакция» своеобразным поминанием Леонтьева, но Садовской, безусловно, был знаком с его творчеством. В 1911 г. А. М. Ремизов познакомил его с А. М. Коноплянцевым – автором подробной биографии Леонтьева. Сохранились письма Коноплянцева к Садовскому (их переписка была долгой, но нерегулярной – последнее письмо Коноплянцев прислал из ссылки в 1931 г.). Садовской помогал Коноплянцеву в разыскании фотографии 3. Н. Кононовой, которой в молодости увлекался Леонтьев. А вот фрагмент из письма Коноплянцева от 28 августа 1912 г.: «Фудель прислал мне на днях четыре тома беллетристики Леонтьева для Вас. Скоро их Вам вышлю. Обязательно поместите где-н (в «Русс мысли», «Заветах» и др.) статью о Леонтьеве, гл обр его романах и повестях. Это необходимо как в отношении и самого Леонтьева, так чтобы и оправдать в глазах Фуделя тот отзыв о Вас, какой я ему дал» 452 . Мне не известно, написал ли Садовской тогда эту статью. Но «Святую реакцию» можно рассматривать как такое литературное приношение Леонтьеву, тем более что в афоризмах содержится прямое упоминание о нем: «И Достоевский и Соловьев без пяти минут православные. Оба верили в прогресс; Достоевский обольщался даже надеждою земного рая.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

10 коптскихцерквей были атакованы за последние несколько часов в Египте Москва, 14 августа 2013 г. Церковь святого Георгия, Сохаг. Фотография сделана 14 августа в 14.00 по московскому времени      По крайней мере, десять коптских церквей были атакованы за последние несколько часов в Египте. В этом списке, который приводит Coptic Defense League, лишь некоторые из них: Церковь святого Георгия в Сохаге после погрома и пожара      Пожар в церкви святого Георгия 14 августа 2013 г. Рейтинг: 5.5 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Павел 18 августа 2013, 17:02 Радикальный ислам показал свой ИСТИННЫЙ лик.Ублюдки..Что еще ждать от адептов религии,чей главный пророк-Магомет-бандит и педофил??? Евгений 17 августа 2013, 03:06 Очень, очень жаль если кто-то решил, что я плохо написал про Православных... Внимательно перечитайте первое сообщение и подумайте прежде чем писать такое... Лариса 16 августа 2013, 03:25 Я лично знаю коптов здесь в Штатах, так как они проникновенно молятся- никто не молится! Поэтому Нечистый и начал с их Церквей. Египетские Христиане - очень стойкие, они по видимому и начинают список мучеников последних времен. Молюсь о вас, дорогие Копты, держитесь - Христос терпел и нам велел! р.Б.Ирина 15 августа 2013, 11:42 Для р.б. Николая Мелихова: " Мне редко приходилось читать столь кошмарную и мучительную книгу, как книга И. Ильина «О сопротивлении злу силою». Книга эта способна внушить настоящее отвращение к «добру», она созидает атмосферу духовного удушья, ввергает в застенок моральной инквизиции " . Н. Бердяев Православная 15 августа 2013, 10:14 Евгению. А Вы-то какой веры? Атеистической? И ищите повода " обгадить " православных? татьяна 15 августа 2013, 10:11 Евгений! Да что вы такое говорите " что это за вера такая, если в ее рядах... " вы про православных так? А то, что это вандалы и убийцы не православные, а вакхабиты и др. экстремисские мусульманские организации,вы об этом как-то не подумали!? Наталия 15 августа 2013, 09:43

http://pravoslavie.ru/63440.html

А пока несколько книг по теме. «Христос — победитель ада» Алфеева — работа суммирует свидетельства Писания и Предания о том, какую роль занимает Бог в отношении зла — Он его побеждает, освобождает людей из ада. Кратко и в богословской перспективе: у В. Лосского и Х. Яннараса . Художественно: «Мистерия о милосердии Жанны д’Арк» Шарля Пеги — это гениальная (слово на своем месте) поэма как нельзя лучше иллюстрирует то, что мы пытались сказать. Зрелище безмерного страдания людей вызывает в по-настоящему христианской душе непреодлимую тягу искоренить страдание, быть со Христом вместе со страдающими людьми. «Поэма о Великом инквизиторе» Достоевского — нигде более радикально чем здесь не были поставлены вопросы о свободе и зле. Знаменитая «слезинка ребёнка». Молчание и поцелуй Христа. «Сон смешного человека» Достоевского — гениальный рассказ о грехопадении, формировании мира сего. «Человек, который был Четвергом» Честертона — дективный роман, представляющий, наверное, самую веселую теодицею. «Мост короля Людовика Святого» Уайлдера — великолпеный роман, вязь из пяти историй. В случайном сплетении судеб пяти людей Уайлдер пытается увидеть руку Промысла: внешне бессмысленые и трагические события обретают смысл. «Фотография полковника» Ионеско — рассказ о человеке, который решил поселиться в прекрасном пригороде: дома, соседи, природа все здесь прекрасно, только некий человек ходит где-то рядом, очаровывает людей и убивает их… Рассказ идет от Сияющего Города до разговора с убийцей, у которого нет мотива убивать: грехопадение и полная бессмыслица смерти. Ионеско как раз прекрасен тем, что не хочет никак осмыслять бессмыслицу, делает огромное усилие удержать бессмыслицу именно как бессмыслицу, при этом никогда не забывая Света. В этом смысле советуем к прочтению и другие его произведения. В русской философии: «Теодицея» из «Смысла жизни» Трубецкого. «О назначении человека» Бердяева . Бердяев вообще писал наверное идеально о добре, зле, свободе, рае и аде, грехе и Боге. Предлагаемая книга — одна из лучших у него.

http://blog.predanie.ru/article/teologiy...

Конференция о Петрограде в 1917 году прошла в библиотеке " Старая Коломна " мая 2017 В библиотеке " Старая Коломна " 12 мая состоялась 15-я научно-практическая конференция " Коломенские чтения-2017 " под названием " Петроград. 1917 " , приуроченная к столетию революционных событий 1917 года . Историки, богословы, журналисты и искусствоведы выступили с сообщениями о жизни Петрограда на стыке двух эпох. Рассматривались самые разные вопросы: от причин революционного движения до состояния военных гарнизонов, изменения положения различных слоев населения, культурной жизни революционной столицы. Ведущими конференции стали проректор по научной работе СПбДА протоиерей Константин Костромин и заведующая библиотекой Елена Афанасьева. Представление о революционной столице дополнила выставка фотографий и документов " Петроград. 1917 " , организованная в фойе библиотеки. Протоиерей Константин Костромин выступил с докладом " Философия революции " . Он рассказал о ходе революционных событий, указав на то, что революция в России длилась восемнадцать лет: с 1905 по 1922-23 годы. " Важнее понять не столько ход, сколько глубинные причины революции, - отметил отец Константин. - Русской революции XX века во многом повезло: в ней вызрела замечательная плеяда русских философов, которые после 1917 года большую часть своих интеллектуальных усилий бросили на осмысление произошедшей катастрофы. Среди них - Петр Струве, Николай Бердяев, Иван Ильин, Семен Франк, Георгий Федотов, Борис Вышеславцев и другие. Их наследие, мало прочитанное сегодня, позволяет прикоснуться к глубинным причинам революции. Как и все русские мыслители, они пытались ответить на два вечных русских вопроса: что делать и кто виноват. Русский человек, что крестьянин, что философ, всегда крепок задним умом, и это лишний раз подтвердилось в Русском Зарубежье. Вскоре почти всем эмигрировавшим русским философам стало ясно, что весомую долю ответственности за революцию несет русская интеллигенция. Первым прозрением можно считать выпуск сборника " Вехи " в 1909 году, в котором Петр Струве " нащупал " две основные черты интеллигенции - противогосударственный характер и безрелигиозность. Семен Франк писал о духовных корнях русской революции. Широкий резонанс русского зарубежья вызвало послание Третьему собору Русской Зарубежной Церкви Александра Солженицына, который писал о том, что противопоставление государства народу есть первейшая причина революции. Это противопоставление возможно только в том случае, если народ и государство основаны на разных идеях и/или эти идеи противоречат друг другу " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Кламар. Домовая часовня Сошествия Святого Духа при Доме-музее Николая Александровича Бердяева. Chapelle Orthodoxe Russe du Saint Esprit, Chapelle de la Maison de Berdiaev Домовая церковь. Действует.   Престолы: Духа Святого Сошествия Год постройки:1960. Адрес: Франция, Иль-де-Франс, департамент Верховья Сены, г. Кламар, ул. Мельница Пьера, д. 83 Координаты: 48.809935, 2.266974 Проезд:На первом этаже Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Николай Александрович Бердяев приобрёл дом в Кламаре в 1937 году. Там же он и скончался в 1948 году, прямо за рабочим столом, успел освежить дату на перекидном календаре, открыл рукопись и умер от сердечного приступа. Николай Александрович завещал свой дом Русской Православной Церкви. Но епархии пришлось погасить крупные долги, которые скопились после смерти философа и из-за которых родственники вынуждены были выставить дом на продажу. Только после уплаты всех задолженностей Корсунская епархия Московского патриархата по завещанию вступила во владение особняком. В 1960 году на первом этаже дома была устроена часовня, а кабинет русского философа был сохранён в качестве музея. Сейчас здесь живут монашествующие, а также священнослужители, которые окормляют паству в Париже и Кламаре. Тут они находят ночное успокоение, укрепляют силы. Община небольшая, всего пять человек: три священника и два послушника. Посещение часовни и музея возможно по предварительной договренности со смотрителями дома. Источники: Часовня в честь Святого Духа в Кламаре , Дом и могила Бердяева в Кламаре , Бердяев в Кламаре Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=51930

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010