Конференция о Петрограде в 1917 году прошла в библиотеке " Старая Коломна " мая 2017 В библиотеке " Старая Коломна " 12 мая состоялась 15-я научно-практическая конференция " Коломенские чтения-2017 " под названием " Петроград. 1917 " , приуроченная к столетию революционных событий 1917 года . Историки, богословы, журналисты и искусствоведы выступили с сообщениями о жизни Петрограда на стыке двух эпох. Рассматривались самые разные вопросы: от причин революционного движения до состояния военных гарнизонов, изменения положения различных слоев населения, культурной жизни революционной столицы. Ведущими конференции стали проректор по научной работе СПбДА протоиерей Константин Костромин и заведующая библиотекой Елена Афанасьева. Представление о революционной столице дополнила выставка фотографий и документов " Петроград. 1917 " , организованная в фойе библиотеки. Протоиерей Константин Костромин выступил с докладом " Философия революции " . Он рассказал о ходе революционных событий, указав на то, что революция в России длилась восемнадцать лет: с 1905 по 1922-23 годы. " Важнее понять не столько ход, сколько глубинные причины революции, - отметил отец Константин. - Русской революции XX века во многом повезло: в ней вызрела замечательная плеяда русских философов, которые после 1917 года большую часть своих интеллектуальных усилий бросили на осмысление произошедшей катастрофы. Среди них - Петр Струве, Николай Бердяев, Иван Ильин, Семен Франк, Георгий Федотов, Борис Вышеславцев и другие. Их наследие, мало прочитанное сегодня, позволяет прикоснуться к глубинным причинам революции. Как и все русские мыслители, они пытались ответить на два вечных русских вопроса: что делать и кто виноват. Русский человек, что крестьянин, что философ, всегда крепок задним умом, и это лишний раз подтвердилось в Русском Зарубежье. Вскоре почти всем эмигрировавшим русским философам стало ясно, что весомую долю ответственности за революцию несет русская интеллигенция. Первым прозрением можно считать выпуск сборника " Вехи " в 1909 году, в котором Петр Струве " нащупал " две основные черты интеллигенции - противогосударственный характер и безрелигиозность. Семен Франк писал о духовных корнях русской революции. Широкий резонанс русского зарубежья вызвало послание Третьему собору Русской Зарубежной Церкви Александра Солженицына, который писал о том, что противопоставление государства народу есть первейшая причина революции. Это противопоставление возможно только в том случае, если народ и государство основаны на разных идеях и/или эти идеи противоречат друг другу " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Скачать epub pdf БОГОСЛОВСКО-ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Епископ Константин (Горянов), ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ВИКТОРА НЕСМЕЛОВА Русский философ и богослов Виктор Иванович Несмелов (1863–1937) относится к категории тех незаслуженно преданных забвению мыслителей, память и творческое наследие которых следует возвратить отечественной культуре. Николай Бердяев подчеркивал, что особо печальным явлением русской интеллигенции является упорное нежелание знакомиться с зачатками своей философии. «В стороне стоит довольно крупная фигура Чичерина, у которого многому можно было бы поучиться. Потом Козлов, князь С. Трубецкой, Лопатин, Н. Лосский, наконец, мало известный В. Несмелов – самое глубокое явление, порожденное оторванной и далекой интеллигентному сердцу почвой духовных академий» 485 . Именно Несмелов является автором учения, которое по существу представляет первый систематический опыт философского обоснования православной антропологии. Он был одним из первых представителей того идеалистического движения в России, которое сводило всю проблематику философии к учению о человеке. И тем не менее, в силу исторических обстоятельств, жизнь и антропология Несмелова остается мало известной. До недавнего времени не было ни одного обстоятельного исследования, посвященного жизни и творчеству В. И. Несмелова. Однако сейчас интерес к Несмелову возрождается, о чем свидетельствуют конференции в Казани и диссертационные работы. Биографические сведения о нем также отличаются исключительной краткостью и неточностью. Как правило, указывались дата рождения, должность, главные труды и неправильный год смерти. Так, Р. Гальцева в «Философской энциклопедии» указывает дату смерти Несмелова – 1920 год. Это побудило автора настоящей статьи не только произвести исследование его антропологического наследия. но и составить биографию Несмелова на основании архивных дел Казанской духовной академии (хранящихся в 10-м фонде, описи 1 и 2, ЦГИА ТАССР г. Казани) и воспоминаний родственников. Результаты исследования наиболее подробно изложены в кандидатской диссертации на тему: «Русская религиозно-философская антропология на рубеже XIX–XX веков: В. С. Соловьев и В. И. Несмелов», защищенной в 1990 году в Московской Духовной Академии. Автору принадлежит первая публикация фотографии и биографии Несмелова в 5-м и 6-м номерах «Вестника Белорусского Экзархата» за 1990 год.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. В. Ведерников. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Анатолий Васильевич (19.10.1901, дер. Петровское Зубцовского у. Тверской губ.- 30.10.1992, Москва), церковный публицист, журналист. Из крестьянской семьи, с 8 лет пел в церковном хоре. После окончания в 1921 г. школы 2-й ступени поступил на лит. отд-ние Гос. ин-та слова в Москве, где преподавали в то время Н. А. Бердяев , И. А. Ильин . В 1924 г. защитил кандидатское соч. «Природа поэтического образа», был оставлен научным сотрудником при кафедре теоретической поэтики. После закрытия ин-та работал внештатным научным сотрудником в Гос. академии художественных наук в секции теоретической поэтики. В 1927-1932 гг. преподавал рус. язык в Центральном политехническом заочном ин-те транспорта (занимал должности инструктора-методиста, заведующего инженерно-педагогическим отд-нием, заместителя директора по учебной части, ученого секретаря, лит. редактора издательства), в 1929 г. издал учебник «Курс русского языка» (М., 19312). В 1932 г. перешел на работу в Центральный союз потребительских об-в на должность старшего научного сотрудника научно-методического кабинета. В 1933-1941 гг. доцент и заведующий кафедрой рус. языка и лит-ры фак-та особого назначения при Ин-те потребкооперации Центрсоюза. После начала Великой Отечественной войны служил в 4-й специальной артиллерийской школе старшим воспитателем и комендантом. После закрытия артиллерийской школы, с мая 1942 г., заведовал учебной частью Центральной муз. школы при Московской гос. консерватории, в 1943 - февр. 1945 г. являлся старшим научным сотрудником научно-исследовательского кабинета и преподавателем рус. лит-ры на осетинском отд-нии консерватории. Занимался научной и педагогической деятельностью, участвовал в церковной жизни Москвы и самостоятельно изучал богословие. 19 окт. 1943 г. В. подал прошение Киевскому и Галицкому митр. Николаю (Ярушевичу) о зачислении в штат организуемого Богословского ин-та, был назначен инспектором ин-та и пастырских курсов (открылись 14 июня 1944, в 1946 Богословский ин-т был преобразован в МДА), в 1947 г. утвержден в звании доцента МДА. В. преподавал историю рус. религ. мысли, уделял большое внимание характеристике религ. взглядов рус. писателей и ученых. Опасаясь, что о содержании его лекций узнают власти, преподаватель имел единственный экземпляр курса (хранится в семейном архиве) и запрещал студентам вести записи. Несмотря на эти меры, в 1948 г. В. внезапно уволили из МДА, история рус. религ. мысли была исключена из учебной программы.

http://pravenc.ru/text/150015.html

Протоиерей Димитрий Рощин принял участие в открытии выставки к 100-летию «Философского парохода» Ноя 29, 2022 Взаимоотношения с общественными организациями , Новости , Событие Москва, 29 ноября . Руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Димитрий Рощин принял участие в открытии выставки в рамках проекта «Возвращение на Родину: Философские кластеры как механизм формирования культурного кода новой России. К 100-летию " Философского парохода " ». Выставка открылась в Москве на Арбате, напротив «Дома А.Ф. Лосева» (ул. Арбат, 33). В открытии экспозиции также приняли участие: директор ГБУК г. Москвы «Дом А.Ф. Лосева», вице-президент Русского ПЕН-центра В.О. Семенов, руководитель Отдела «Музей А.Ф. Лосева», руководитель Отдела культурных проектов и связи с общественностью Дома Лосева, литератор и общественный деятель О.В. Ефимов и другие. «Нынешнее время имеет схожие черты с тем, о котором рассказывает открывшаяся выставка. Сегодня, как и 100 лет назад, мы видим, как из нашей страны уезжают ее граждане. Но между теми, кто был вынужден вопреки своей воле покинуть Родину в 20-х годах прошлого века и добровольно оставляющими ее сейчас, невозможно не заметить  одного отличия: если первые были настоящими патриотами своего Отечества, людьми, создавшими в эмиграции целый пласт русской культуры, то о последних это сказать сложно», — отметил протоиерей Димитрий Рощин, обращаясь к собравшимся. На уличной выставке представлены стенды с фотографиями «пассажиров парохода», сопровождаемых биографическими справками, цитатами и прочей информацией, которую можно получить, в том числе по размещенным на стендах QR-koдaм. В числе героев выставки: Николай Бердяев, протоиерей Сергий Булгаков, Иван Ильин, Лев Карсавин, Николай Лосский, Михаил Осоргин, Питирим Сорокин, Федор Степун, Сергей Трубецкой, Семен Франк и другие. Выставка проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Фонда возрождения национальных традиций «Новый век». Партнерами ее проведения выступили Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и Русский ПЕН-центр.

http://sinfo-mp.ru/protoierej-dmitrij-ro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (4.07.1881, г. Проскуров (ныне Хмельницкий, Украина) - 5.08.1962, Париж), протопр., историк философии и философ, автор многочисленных богословских, психологических и педагогических сочинений. Дед З. был священником; отец - церковным старостой и смотрителем 2-классного городского уч-ща в Ямполе, в к-ром З. получил начальное образование; мать работала учительницей. З. воспитывали в традиц. правосл. духе; «все детство,- вспоминал он,- было освещено несколько матовым, но светлым сиянием Церкви». В 11 лет З. поступил во 2-ю киевскую гимназию, в к-рой преподавались классические и совр. языки. В 1896-1897 гг. он пережил глубокий религ. кризис, по его воспоминаниям, связанный с чтением книг Д. И. Писарева и В. Г. Белинского, увлеченностью идеологией народничества и занятиями естественными науками. Преодолению этого кризиса поначалу способствовало чтение переведенных на рус. язык книг второстепенных авторов - дат. философа и психолога Х. Гёффдинга и нем. неокантианца Ф. А. Ланге,- затем знакомство с трудами И. Канта и Вл. С. Соловьёва (влияние последнего на воззрения З. обнаруживается на протяжении всего его творческого пути), с произведениями великих рус. писателей - Н. В. Гоголя , Ф. М. Достоевского , Л. Н. Толстого , сочинениями П. Я. Светлова , к-рому З. должен был сдавать экзамен по богословию. Изучение богословия открыло перед З. новый и неведомый мир - труды отцов и учителей Церкви, чтением к-рых он усиленно занимался. Завершение кризиса и возвращение в Церковь приходится на 1902 г. В. В. Зеньковский. Фотография. Сер. XX в. В. В. Зеньковский. Фотография. Сер. XX в. В 1900 г. после окончания гимназии З. поступил в Императорский св. Владимира ун-т в Киеве, в к-ром в разные годы учились свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , философы Н. А. Бердяев , Л. Шестов , Г. Г. Шпет , П. П. Блонский, филолог Л. В. Щерба и др. З. в течение 4 лет обучался на естественном отд-нии физико-математического фак-та. К 1902 г. З. написал «большую» работу о Гоголе (к юбилею писателя); начиная с 1902 г. принимал участие в заседаниях Психологической семинарии (семинара), организованной еще в 1897 г. при ун-те св. Владимира Г. И. Челпановым, подготовившей плеяду философов, психологов и педагогов; выступал с докладами: «Этическая система Герберта Спенсера» (в 1901/02 уч. г.), «О монизме у Эббингауза» (1904), «Обоснование этики трансцендентального идеализма» (1907); в 1905 г. в ж. «Философские исследования...», издаваемом под ред. Челпанова, З. опубликовал ст. «Современное состояние психофизической проблемы».

http://pravenc.ru/text/199739.html

10 коптскихцерквей были атакованы за последние несколько часов в Египте Москва, 14 августа 2013 г. Церковь святого Георгия, Сохаг. Фотография сделана 14 августа в 14.00 по московскому времени      По крайней мере, десять коптских церквей были атакованы за последние несколько часов в Египте. В этом списке, который приводит Coptic Defense League, лишь некоторые из них: Церковь святого Георгия в Сохаге после погрома и пожара      Пожар в церкви святого Георгия 14 августа 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Павел 18 августа 2013, 17:02 Радикальный ислам показал свой ИСТИННЫЙ лик.Ублюдки..Что еще ждать от адептов религии,чей главный пророк-Магомет-бандит и педофил??? Евгений 17 августа 2013, 03:06 Очень, очень жаль если кто-то решил, что я плохо написал про Православных... Внимательно перечитайте первое сообщение и подумайте прежде чем писать такое... Лариса 16 августа 2013, 03:25 Я лично знаю коптов здесь в Штатах, так как они проникновенно молятся- никто не молится! Поэтому Нечистый и начал с их Церквей. Египетские Христиане - очень стойкие, они по видимому и начинают список мучеников последних времен. Молюсь о вас, дорогие Копты, держитесь - Христос терпел и нам велел! р.Б.Ирина 15 августа 2013, 11:42 Для р.б. Николая Мелихова: " Мне редко приходилось читать столь кошмарную и мучительную книгу, как книга И. Ильина «О сопротивлении злу силою». Книга эта способна внушить настоящее отвращение к «добру», она созидает атмосферу духовного удушья, ввергает в застенок моральной инквизиции " . Н. Бердяев Православная 15 августа 2013, 10:14 Евгению. А Вы-то какой веры? Атеистической? И ищите повода " обгадить " православных? татьяна 15 августа 2013, 10:11 Евгений! Да что вы такое говорите " что это за вера такая, если в ее рядах... " вы про православных так? А то, что это вандалы и убийцы не православные, а вакхабиты и др. экстремисские мусульманские организации,вы об этом как-то не подумали!? Наталия 15 августа 2013, 09:43 ВАРВАРЫ И БЕЗУМЦЫ ЭТИ БРАТЬЯ МУСУЛЬМАНЕ-САТАНИСТЫ.

http://pravoslavie.ru/63440.html

Руководитель музейно-выставочного отдела Фонда " Преображение " Светлана Чукавина проводит экскурсию в день открытия выставки 20 сентября 2019 г. 17:25 В Российском православном университете открылась выставка «Человек на переломе» В экспозиции представлены фрагменты из воспоминаний и дневников, фотографии, вещи, книги, периодические издания 1910–1920-х годов, а также специально подготовленные видеосюжеты, включающие видео- и фотохронику, рассказы участников и очевидцев событий 1917–1918 годов. Как рассказал «Журналу Московской Патриархии» один из организаторов выставки,  первый проректор  Свято-Филаретовского института Дмитрий Гасак, главная задача выставки продолжить осмысление революционных событий 1917-1918 года. «Нам, организаторам, кажется, что нельзя закрывать эту тему. Уникальность нашей экспозиции в том, что она рассказывает как воспринимали это время непосредственные свидетели или участники событий, что они чувствовали, что думали. Как этот глобальный переворот власти выглядел в их глазах. Среди них писатели, историки, философы, военные, общественные деятели, политики, царские министры, члены Государственной думы - Бердяев, Розанов, Степун, Богословский, Краснов, Деникин, есть даже Троцкий и др. Для нас было важно рассказать об этом историческом событии словами тех, кто оставил свои личные переживания в дневниках, в письмах»,- отметил Дмитрий Гасак. По его словам, такой подход позволяет взглянуть на революцию 1917 года совершенно в новом ракурсе — через личностное ее восприятие. «Эта выставка в каком-то смысле отвечает на вопрос «Революция и я сегодняшний»», - считает он. К удивлению организаторов, когда выставка летом демонстрировалась в Санкт-Петербурге в музее Достоевского, она вызвала живой  интерес, в первую очередь, у молодёжи. Несмотря на то, что на ней очень ограниченное число экспонатов- в основном фотографии и файлы с текстами.  По структуре выставка разбита на несколько периодов: бунт, двоевластие, отречение… и заканчивается началом гонений на Православие.  Экспозиция будет открыта для посетителей ежедневно с 21 сентября по 20 ноября 2019 года. Режим работы выставки: с 21 сентября по 20 ноября ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме дней, когда проходят мероприятия университета. Запись на экскурсию: +7 (963) 975-17-25; +7 (968) 764 52 12. Экскурсионные группы с 8:00 до 20:00. Адрес: Российский православный университет. Новая площадь, д. 12. Организаторы:  Преображенское содружество малых православных братств  Культурно-просветительский фонд «Преображение»  Свято-Филаретовский православно-христианский институт  При поддержке Российского православного университета 20 сентября 2019 г. 17:25 HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/news/chelovek_na_per...

Хорошо помню крохотную комнатку, бывшую комнату прислуги, в коммунальной квартире на четвертом этаже 4-го Дома Совета по проспекту Красной Армии, где Волков жил до самой своей смерти. Это была настоящая келья – четыре метра в длину и около двух метров в ширину. Дверь из коридора открывалась направо и внутрь, упираясь в полки с книгами. По правой стене стеллажи тянулись почти до окна, оставляя место лишь для крохотного столика, на котором стояла лампа со стеклянным зеленым абажуром, чернильница и вазочка с карандашами. Тут же лежали стопки тетрадей, книги, а позднее стояла еще и старая пишущая машинка со сбитым шрифтом, появлению которой особенно радовался хозяин. Над столиком висели фотографии П.А. Флоренского, с семьей которого Волков был дружен и близок, С.И. Огнёвой, несколько фотографий друзей молодости – А.П. Дурнова, В.П. Жалченко с С.А. Волковым на берегу Вифанского пруда, портрет А.С. Пушкина... Слева от входа стояла узкая железная кровать, едва втиснувшаяся между стеной и притолокой двери, застеленная тонким шерстяным одеялом. Она упиралась в секретер карельской березы, откидная крышка которого служила хозяину и его редким гостям обеденным столом. За секретером оставалось место только для узкого и высокого шкафа. Справа, в его большом отделении, висел выходной костюм и несколько рубашек; полки слева были заняты бельем, скудной обеденной посудой, но больше книгами, которые не предназначались для глаз случайных посетителей: Ф. Ницше, Л. Шестов, Н. Бердяев , М. Гершензон, З. Гиппиус, Д. Мережковский, Д. Философов, Р. Штейнер, Е. Блаватская, В. В. Розанов . ам же лежали тоненькие книжечки стихов Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама и Вяч. Иванова. Над кроватью, в изголовье, висели гравюра Хиросиге из серии «Виды города Эдо», несколько рисунков карандашом и маслом его учеников, в том числе изображавший А.С. Пушкина в Тригорском, и цветные репродукции П. Гогена из «Ноа-ноа», изданного Я. Тутенхольдом. А на секретере, на столе в вазах и между стекол окна зимой цвел осенний сад из красных и желтых листьев, которые хозяин так любил собирать во время прогулок, сушить и закладывать в книги вместе с лепестками цветов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Элементы клеветы встречаются также в статьях, которые в 1923 году посвящала архиепископу Луке газета «Туркестанская правда». Но, повторяю, для большинства тех, кто знал и рассказывал о Войно-Ясенецком, он – герой без страха и упрека. В устном творчестве, посвященном архиепископу-хирургу, имеется еще одна интересная сторона. «Миф, – пишет Н. Бердяев , – есть в народной памяти сохранившийся рассказ о происшествии, совершившемся в прошлом, преодолевающий грани внешней объективной фактичности и раскрывающий фактичность идеальную, субъективно-объективную». Мифологическое сознание не делает различий между событиями естественными и сверхъестественными, обыденными и священными. В легендах о Войно-Ясенецком реальные эпизоды переплетаются не только с эпизодами сказочными, но подчас и с мистическими. И тем не менее, сопоставив мифы с фактами реальной жизни героя, я готов повторить вслед за Бердяевым: «Миф не означает чего-то противоположного реальному, а, наоборот, указывает на глубочайшую реальность». Правда мифа нечто совсем иное, нежели жизненная правда романа, рассказа или мемуаров. Миф не содержит обобщений, он идет от единичного факта. И в то же время это не фотография. Из всей фотографической аппаратуры для мифотворчества важнее всего мощная лампа-вспышка собственной, сугубо субъективной оценки рассказчика. В ослепительном свете субъективности предметы и события теряют привычные очертания, исчезают тени, предметы произвольно сближаются или отдаляются, перемещаясь во времени и пространстве. Отчего профессор-хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий постригся в монахи? Легенда отвечает: «У профессора была красавица жена, которая занемогла; понадобилась операция, и муж решил оперировать сам; что-то у него не получилось, и молодая женщина умерла на операционном столе. Эта гибель так потрясла ученого, что он бросил науку и постригся в монахи». Таков миф. А что произошло в действительности? Жена у Валентина Феликсовича действительно была. Красивая. (Сохранились ее фотографии.) Она болела туберкулезом и умерла в Ташкенте осенью 1919 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Идеал должно судить по его высшим проявлениям, никак не по низшим (по удачам, а не неудачам). На тысячу ложных гипотез приходится одна верная — и мы не отвергаем науку, на тысячу бездарных книг — одна гениальная, но мы не прекращаем писать и читать. Христианский идеал высок, бесконечно высок, и судить его надо по святым, а точнее по Самому его Идеалу — Христу. Христианство — это Христос, а христиане — те, кто хочет быть с Ним. Те, кто не идет Его путем, — не христиане (когда мы думаем об апостолах, было бы крайне неадекватно думать только об Иуде). Бердяев пишет: « Душа человеческая хотела бы увидать Истину христианства без посредства той лжи, которую привнесли в нее христиане, хотела бы приобщиться к самому Христу. Из-за христиан забыли о Христе, перестали Его видеть. Христианское возрождение и будет прежде всего обращением к Христу, к самой Христовой Истине, освобожденной от человеческих искажений и приспособлений. Сознание непреодолимости первородного греха не должно ослабить в человеке сознание своей ответственности за дело Христово в мире и парализовать энергию в служении этому делу. Реальное осуществление христианства, Христовой Правды и Христовых заветов представляется иногда людям непосильной, безнадежной задачей. Но ведь само христианство учит нас тому, что одними человеческими силами оно не может быть осуществлено в жизни. Невозможное для человека возможно для Бога. Верующий в Христа знает, что он не один, что Сам Христос с ним и что Правду Христову он призван осуществлять в жизни вместе с самим Христом, своим Спасителем ».   Нужна помощь Фотография Ефима Эрихмана для портала « Православие и мир » Три лекции из предложенных —  записаны в  лектории Предания.ру . На последней лекции, как видно на фото, был аншлаг — не хватало ни стульев, ни места, чтобы их поставить. И каждая из этих лекций оставляет огромный след: благодарности, критика, комментарии, — и изменения в жизни слушателей. Чтобы мы и дальше проводили такие лекции, приглашали лучших спикеров и платили им достойный гонорар — пожалуйста, поддержите нашу работу.

http://blog.predanie.ru/article/kak-vyzh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010