Идеал должно судить по его высшим проявлениям, никак не по низшим (по удачам, а не неудачам). На тысячу ложных гипотез приходится одна верная — и мы не отвергаем науку, на тысячу бездарных книг — одна гениальная, но мы не прекращаем писать и читать. Христианский идеал высок, бесконечно высок, и судить его надо по святым, а точнее по Самому его Идеалу — Христу. Христианство — это Христос, а христиане — те, кто хочет быть с Ним. Те, кто не идет Его путем, — не христиане (когда мы думаем об апостолах, было бы крайне неадекватно думать только об Иуде). Бердяев пишет: « Душа человеческая хотела бы увидать Истину христианства без посредства той лжи, которую привнесли в нее христиане, хотела бы приобщиться к самому Христу. Из-за христиан забыли о Христе, перестали Его видеть. Христианское возрождение и будет прежде всего обращением к Христу, к самой Христовой Истине, освобожденной от человеческих искажений и приспособлений. Сознание непреодолимости первородного греха не должно ослабить в человеке сознание своей ответственности за дело Христово в мире и парализовать энергию в служении этому делу. Реальное осуществление христианства, Христовой Правды и Христовых заветов представляется иногда людям непосильной, безнадежной задачей. Но ведь само христианство учит нас тому, что одними человеческими силами оно не может быть осуществлено в жизни. Невозможное для человека возможно для Бога. Верующий в Христа знает, что он не один, что Сам Христос с ним и что Правду Христову он призван осуществлять в жизни вместе с самим Христом, своим Спасителем ».   Нужна помощь Фотография Ефима Эрихмана для портала « Православие и мир » Три лекции из предложенных —  записаны в  лектории Предания.ру . На последней лекции, как видно на фото, был аншлаг — не хватало ни стульев, ни места, чтобы их поставить. И каждая из этих лекций оставляет огромный след: благодарности, критика, комментарии, — и изменения в жизни слушателей. Чтобы мы и дальше проводили такие лекции, приглашали лучших спикеров и платили им достойный гонорар — пожалуйста, поддержите нашу работу.

http://blog.predanie.ru/article/kak-vyzh...

Скачать epub pdf БОГОСЛОВСКО-ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Епископ Константин (Горянов), ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ВИКТОРА НЕСМЕЛОВА Русский философ и богослов Виктор Иванович Несмелов (1863–1937) относится к категории тех незаслуженно преданных забвению мыслителей, память и творческое наследие которых следует возвратить отечественной культуре. Николай Бердяев подчеркивал, что особо печальным явлением русской интеллигенции является упорное нежелание знакомиться с зачатками своей философии. «В стороне стоит довольно крупная фигура Чичерина, у которого многому можно было бы поучиться. Потом Козлов, князь С. Трубецкой, Лопатин, Н. Лосский, наконец, мало известный В. Несмелов – самое глубокое явление, порожденное оторванной и далекой интеллигентному сердцу почвой духовных академий» 485 . Именно Несмелов является автором учения, которое по существу представляет первый систематический опыт философского обоснования православной антропологии. Он был одним из первых представителей того идеалистического движения в России, которое сводило всю проблематику философии к учению о человеке. И тем не менее, в силу исторических обстоятельств, жизнь и антропология Несмелова остается мало известной. До недавнего времени не было ни одного обстоятельного исследования, посвященного жизни и творчеству В. И. Несмелова. Однако сейчас интерес к Несмелову возрождается, о чем свидетельствуют конференции в Казани и диссертационные работы. Биографические сведения о нем также отличаются исключительной краткостью и неточностью. Как правило, указывались дата рождения, должность, главные труды и неправильный год смерти. Так, Р. Гальцева в «Философской энциклопедии» указывает дату смерти Несмелова – 1920 год. Это побудило автора настоящей статьи не только произвести исследование его антропологического наследия. но и составить биографию Несмелова на основании архивных дел Казанской духовной академии (хранящихся в 10-м фонде, описи 1 и 2, ЦГИА ТАССР г. Казани) и воспоминаний родственников. Результаты исследования наиболее подробно изложены в кандидатской диссертации на тему: «Русская религиозно-философская антропология на рубеже XIX–XX веков: В. С. Соловьев и В. И. Несмелов», защищенной в 1990 году в Московской Духовной Академии. Автору принадлежит первая публикация фотографии и биографии Несмелова в 5-м и 6-м номерах «Вестника Белорусского Экзархата» за 1990 год.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

159 Причастность преподобного Серафима к мистической традиции, связанной с именем преподобного Сергия, видна в его особом почитании Сергия Радонежского, финифтяную икону которого, по его завещанию, положили ему на грудь, когда он скончался. 161 Небезынтересно в этой связи отметить, что преподобный Серафим, наверное, единственный русский святой, который широко почитается православными греками. Например, в зале торжественных приёмов Иерусалимской Патриархии расположены всего две больших иконы: справа от патриаршего престола икона Апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского, а слева – образ преподобного Серафима Саровского . 165 Например, Федотов был любителем и тонким ценителем поэзии Блока: «Время скоро исцеляет политические раны. «Двенадцать» Блока уже не мешают уже нам почитать поэта, как Пушкин дорог нам всем, несмотря на «Клеветникам России» ( Федотов Г.П. Бердяев-мыслитель// Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). – М.: Книга, 1991. – С.408–409). Трудно себе представить, чтобы о. Серафим мог сколько-нибудь положительно оценить творчество автора поэмы «Двенадцать». 170 Он сам заявлял совершенно открыто: «Я не богослов, моя постановка проблем, моё решение этих проблем совсем не богословские. Я представитель свободной религиозной философии» ( Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). – М.: Книга, 1991. – С.175). 171 Нет оснований не доверять его признанию: «Я, по совести, не могу себя признать человеком ортодоксального типа, но православие мне было ближе католичества и протестантизма, и я не терял связи с Православной Церковью, хотя конфессиональное самоутверждение и исключительность мне всегда были чужды и противны» ( Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии)… С.175). 173 В деревянной келье о. Серафима, как можно судить по фотографиям, портрет И.В. Киреевского висел над письменным столом, рядом с иконой преподобного Серафима Саровского . Эта деталь кажется нам значительной: идеал целостной личности, возвещённый и воплощённый в русской философии Киреевским, был для о. Серафима, представителя раскритикованной Киреевским дискретной западной цивилизации, необыкновенно притягательным. Другой вопрос, насколько ему самому удалось к этому идеалу приблизиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/i...

Она обладала даром предвидения и в своих эссе предрекала близкий Апокалипсис. При этом оставалась человеком светлым и веселым, и всеми силами поддерживала людей отчаявшихся и падших. Она будто с детства знала свою судьбу и в стихах проговаривалась, что «погибнет от огня» и «будет похоронена в общих гробах»… Мать Мария не боялась смерти, ведь для нее смерть означала встречу с Богом, к которому она стремилась всей душой. Тяжелая жизнь матери Марии была разрублена надвое: первая половина — это Россия, а вторая — эмиграция (Исход), Франция, но и тогда Россия оставалась в сердце. Елизавета Скобцова (ее имя в миру) покинула родину уже сформировавшейся личностью, а следовательно, с огромным интеллектуальным багажом, уже известной талантливой поэтессой и художником. В юности была влюблена в А. Блока. В нем она искала видела второго Мессию. Надо отметить, что идеей поиска «нового Бога», который придет и спасет мир, в то время были одержимы многие русские писатели и философы. Любовь ее оказалась неразделенной и от безысходности Елизавета по–женски «бежит в замужество», окунается в семейный уют… Она бежит и от богемы, от затхлой среды, от чувства надвигающейся опасности и, вероятнее всего, в поисках себя. В этот период возникают первые живописные произведения и стихи, в основе которых лежат ветхозаветные сюжеты. Как и многие русские интеллигенты того периода, она вмещала в себя странную смесь христианства и революционных идей. Но война 1914 года, первые жертвы и разочарование в революции довольно быстро отрезвили ее. Елизавета Скобцова все больше обращается к Богу, задумывается о главном предназначении человека, о добре и зле. Она была не единственной, кого в это трудное время мучили подобные противоречия. Николай Бердяев, ее близкий друг и наставник, говорил, что свой собственный «переход от большевизма в христианство он совершил за один день». Их дружба продолжилась в эмиграции, и во Франции Бердяев оставался для нее истинным духовным наставником, а фотография матери Марии до сих пор висит на стене его кабинета в квартире–музее в Медоне, что под Парижем.

http://azbyka.ru/fiction/mat-mariya-skob...

была избрана кандидатом в члены совета РСХД, в 1930 г.- разъездным секретарем, с 1936 г. член совета РСХД. Заочно училась в парижском Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского . Прмц. Мария (Скобцова). Фотография. 2-я пол. 30-х гг. XX в. Прмц. Мария (Скобцова). Фотография. 2-я пол. 30-х гг. XX в. 16 марта 1932 г. в храме во имя Сергия Радонежского при Свято-Сергиевом богословском ин-те приняла от митр. Евлогия (Георгиевского) , главы Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата , монашеский постриг с именем в честь св. Марии Египетской. Стала одним из организаторов церковной благотворительной и просветительской деятельности в Париже. В 1932 г. основала в Париже по адресу ул. Виль-де-Сакс, 9 пансионат (общежитие) для одиноких женщин. В 1933 г. на Виль-де-Сакс были открыты богословские курсы. В 1934 г. пансионат был переведен на новое место на ул. Лурмель, 77, где под рук. М. был организован один из важных центров церковно-общественной жизни русской эмиграции. При общежитии был основан храм в честь Покрова Пресв. Богородицы, действовали курсы псаломщиков, а с кон. 1936 г.- также миссионерские курсы. Кроме того, М. организовала в Париже благотворительную столовую для безработных и дом отдыха для выздоравливающих туберкулезных больных в Нуази-ле-Гран под Парижем. М. лично участвовала в ежедневной работе благотворительных учреждений: ходила на рынок за продуктами, готовила пищу, убирала. Она занималась росписью домовой церкви, вышивала иконы и плащаницы. 27 сент. 1935 г. по инициативе М. было создано благотворительное культурно-просветительское общество «Православное дело». В числе основателей были Н. А. Бердяев , прот. С. Н. Булгаков , Г. П. Федотов . Председателем общества избрали М., почетным председателем стал митр. Евлогий. Выступала в печати со статьями различного содержания, продолжала поэтическое творчество. В 1937 г. в Берлине был издан ее поэтический сб. «Стихи». Соч.: Скифские черепки. СПб., 1912; Юрали. Пг., 1915; Руфь.

http://pravenc.ru/text/2562100.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (4.07.1881, г. Проскуров (ныне Хмельницкий, Украина) - 5.08.1962, Париж), протопр., историк философии и философ, автор многочисленных богословских, психологических и педагогических сочинений. Дед З. был священником; отец - церковным старостой и смотрителем 2-классного городского уч-ща в Ямполе, в к-ром З. получил начальное образование; мать работала учительницей. З. воспитывали в традиц. правосл. духе; «все детство,- вспоминал он,- было освещено несколько матовым, но светлым сиянием Церкви». В 11 лет З. поступил во 2-ю киевскую гимназию, в к-рой преподавались классические и совр. языки. В 1896-1897 гг. он пережил глубокий религ. кризис, по его воспоминаниям, связанный с чтением книг Д. И. Писарева и В. Г. Белинского, увлеченностью идеологией народничества и занятиями естественными науками. Преодолению этого кризиса поначалу способствовало чтение переведенных на рус. язык книг второстепенных авторов - дат. философа и психолога Х. Гёффдинга и нем. неокантианца Ф. А. Ланге,- затем знакомство с трудами И. Канта и Вл. С. Соловьёва (влияние последнего на воззрения З. обнаруживается на протяжении всего его творческого пути), с произведениями великих рус. писателей - Н. В. Гоголя , Ф. М. Достоевского , Л. Н. Толстого , сочинениями П. Я. Светлова , к-рому З. должен был сдавать экзамен по богословию. Изучение богословия открыло перед З. новый и неведомый мир - труды отцов и учителей Церкви, чтением к-рых он усиленно занимался. Завершение кризиса и возвращение в Церковь приходится на 1902 г. В. В. Зеньковский. Фотография. Сер. XX в. В. В. Зеньковский. Фотография. Сер. XX в. В 1900 г. после окончания гимназии З. поступил в Императорский св. Владимира ун-т в Киеве, в к-ром в разные годы учились свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , философы Н. А. Бердяев , Л. Шестов , Г. Г. Шпет , П. П. Блонский, филолог Л. В. Щерба и др. З. в течение 4 лет обучался на естественном отд-нии физико-математического фак-та. К 1902 г. З. написал «большую» работу о Гоголе (к юбилею писателя); начиная с 1902 г. принимал участие в заседаниях Психологической семинарии (семинара), организованной еще в 1897 г. при ун-те св. Владимира Г. И. Челпановым, подготовившей плеяду философов, психологов и педагогов; выступал с докладами: «Этическая система Герберта Спенсера» (в 1901/02 уч. г.), «О монизме у Эббингауза» (1904), «Обоснование этики трансцендентального идеализма» (1907); в 1905 г. в ж. «Философские исследования...», издаваемом под ред. Челпанова, З. опубликовал ст. «Современное состояние психофизической проблемы».

http://pravenc.ru/text/199739.html

Когда митрополит Евлогий его основывал (на покупку «холма» с прежнею протестантской церковью выложил все, что имел, – в задаток: верил, что остальное, главнейшее, найдется. И нашлось. Где? Барон Гинсбург, патриот России, дал остальное это). Митрополит Евлогий главным образом хотел создать рассадник новых пастырей для Франции, Парижа. Но получилась не семинария, а Академия, высшее духовное учебное заведение. Много помогло и то, что в Париже оказались тогда крупные научные силы. О. Сергий Булгаков, А. В. Карташев , проф. В. Зеньковский , Г. П. Федотов , Л. А. Зандср. Позже присоединились и более молодые: худенький на фотографии Безобразов, принявший монашество (с 47 года епископ Кассиан), покойный архим. Киприан, прот. Афанасьев, Евдокимов, нынешний ректор прот. А. Князев, и еще более молодые. Митрополит Евлогий, сам выросший в суровом синодальном православии, тут проявил себя по-другому. Несмотря на нападки на о. Сергия Булгакова за его «слишком смелое» богословствование, митроп. Евлогий его прикрывал (и дело доходило чуть не до обвинения в ереси – особенно старалось советское духовенство). Но митрополит читал и Мережковского, и Бердяева, а Бердяев хоть и не был профессором Богословского Института, но редактировал религиозно-философский журнал «Путь», где Булгаков соседствовал с самим Бердяевым, Франком, Шестовым, Федотовым и Вышеславцевым. Это в некоем смысле был «авангардный» православный журнал, зарубежное продолжение замечательного религиозно-философского возрождения начала века, когда бывшие «левые», даже марксисты, продолжая линию Владимира Соловьева, внесли свежую и даровитую струю в толкование высших вопросов духа. Как раз этот нс-провинциализм православный и позволил деятелям Богословского Института создать не захолустную бурсу, а учреждение, стоящее на высоте европейского богословского просвещения. Последствия сказались скоро. В начале студенты были только (или почти) одни русские. Но чем дальше шло время, тем большее число иностранцев православных росло: греки, сербы, финны, поляки, немцы, швейцарцы, румыны, уроженцы Ливана! Подумать – один из бывших студентов института теперь митрополит на Ближнем Востоке. А своих, русских, сколько выпущено? Пятнадцать епископов, двести священников, пятнадцать профессоров богословия. Некоторых хорошо знали мы здесь еще – а теперь они: Никон (Греве) архиеп. Бруклинский, Иоанн (Шаховской) архиеп. Сан-Францисский и Западной Америки, Сильвестр (Харунс) архиеп. Монреальский – Канада. Мефодий (Кульман) еп. Кампанский – в Париже. Некоторые попали в московскую юрисдикцию – митрополит Николай (Еремин) на покое, близ Парижа, а есть и архиеп. Новосибирский! (Новосибирск этот в такой глуши Западной Сибири, что до него и не доберешься).

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

...Ректор знал, что делал, объединяя вокруг себя искренне настроенную религиозную молодежь. Когда сравниваешь его фотографии со снимками его питомцев, то поражаешься сходству учителя с учениками: все подтянутые, сосредоточенные, худые, с умными внимательными глазами, смотрящими из-за стекол аккуратных очков в тонкой оправе. Кажется, ждут малейшего зова, чтоб сейчас же стронуться с места и начать служение. Не без влияния епископа Феодора появились тогда в церковной России ростки нового поколения молодых образованных людей, стремившихся к углубленной духовной жизни, знавших народные нужды не понаслышке, умевших и любивших трудиться. Они жаждали внутренней работы, чистоты и любви, а не социальной борьбы и революционных бредней. Они надеялись многое успеть, наверстать то, что было упущено в предшествующие столетия. Иссохшая земля ждала заботливой хозяйской руки. Представителей этого несостоявшегося поколения воодушевляло желание переломить поверхностные настроения российского образованного общества, создать новую культурную среду, открытую к религиозному опыту. Но им выпала другая доля. Вместо миссионерства и просветительства, им пришлось принять на себя страшные удары разбушевавшейся стихии зла и человеческих страстей. На почерневшую землю пролилась их жертвенная кровь. Епископ Феодор, одна из ключевых фигур русской церковной истории первой трети XX века, расстрелянный в 1937 году, тесно сотрудничал и с другим, «взрослым», кружком (он назывался длинно и сухо: «Кружок ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви») московской верующей интеллигенции, объединенной вокруг Михаила Новоселова . В этом кругу стремились сочетать погруженность в «умное делание», внутреннюю молитву с широкими культурными интересами, работой по освобождению Церкви от государственного порабощения и раскрытием различных сторон православного учения для светского общества. Философ Н. Бердяев , в 1909–1910 годах посещавший собрания, происходившие в квартире Михаила Александровича, считал собиравшихся там людей «самой сердцевиной русского православия» («в этом кружке были В. А. Кожевников , друг Н. Федорова и автор главной книги о нем, человек необъятной учености; Ф. Д. Самарин , Б. Мансуров, осколки старого славянофильства... С. Булгаков в это время был уже близок с этим кругом, и это означало значительный поворот вправо, религиозно и политически») 165 , а в их руководителе, при всей его интеллектуальной узости, интуитивно почувствовал замечательную способность к жизнетворчеству. Члены этого своеобразного московского братства духовно окормлялись у старцев Зосимовой пустыни, а лично Новоселов – у ее игумена, о. Германа (Гомзина) . Вскоре после октябрьскою переворота 1917 года «авва Михаил» (так друзья называли Михаила Александровича) переходит на нелегальное положение, много делает для внутренней самоорганизации и укрепления Церкви, по одной из версий, тайно принимает епископский сан... 166

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Киприан Шахбазян, Краснодар 10 февраля 2013г. 02:20 А Вы не могли бы процитировать тексты " Отчета о рассмотрении заключения комиссиипо изучению богословских изысканий свящ. Георгия Кочеткова " и " Протокола встречи " митр. Филарета со свящ. Георгием Кочетковым, из которых бы следовало, что " комиссия не нашла отступлений от православия " ? Федор, крутики 07 февраля 2013г. 15:40 Очень расстроился за эту публикацию. Как могли такое напечатать на таком портале? Снимите этот материал пока окончательно не опозорились. Слава Богу, что есть такие люди как о. Георгий Кочетков. Федор. Василий, Москва 07 февраля 2013г. 16:00 В качестве оффтопика - а зачем Светлане, описавшей себя в своем профиле как " доцента " и " богослова по образованию " и регулярно генерирующей реплики за " чистоту Православия " , понадобилось лепить в качестве своего портрета фотографию пуштунской девочки-мусульманки? Пруф: Редакции Богослова: очевидно же, что " Светлана " - виртуал. Это или юноша-неофит, или дед-хоругвеносец или, скажем, какой-нибудь дьякон, которому просто светить свое имя неохота. Не пора ли ввести для комментариев на Богослове правило выступать только под своим подлинным именем? Или, наоборот, отменить премодерацию комментариев. А то одно с другим не вяжется. Геннадий, Санкт-Петербург 07 февраля 2013г. 17:07 Догматика и принципы, лежащие в основе богослужений, в основе богослужебной практики, - вещи жестко взаимосвязанные. Первое является обоснованием второго. Если сомневаешься в первом, то сомневаешься в действенности второго. Вносишь что-то свое в первое - отступаешь от второго.  Странную позицию занимает священник Георгий Кочетков. Будь он последователен и честен в своих делах и помыслах, он должен был бы оставить свое служение в Русской Православной Церкви. Неужели он использует Ее как прикрытие? Священник Максим Антоненко 07 февраля 2013г. 18:25 Да уж... Бердяев, оказывается, не просто пророк с сигарой, он ещё и " впервые после апостола Павла заговорил на христианском языке " . Если это так, то Лютер - просто святой отец на фоне о. Георгия.

http://bogoslov.ru/article/3123502

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Философский пароход» вернулся: в Москве открылась выставка о великих русских мыслителях 2 мин., 30.11.2022 100 лет назад из России на пароходах была выслана целая плеяда великих русских мыслителей, составившая цвет отечественной философии. И вот, 29 ноября 2022 года, знаменитый «Философский пароход» вернулся на Родину… Вернулся в портретах этих мыслителей, их биографиях и цитатах. Это стало возможным благодаря открытию на столичном Арбате, перед «Домом А.Ф. Лосева» выставки в рамках проекта «Возвращение на Родину: философские кластеры как механизм формирования культурного кода новой России, к 100-летию “Философского парохода”». В открытии экспозиции приняли участие: директор ГБУК г. Москвы «Дом А.Ф. Лосева», вице-президент Русского ПЕН-центра Владимир Семенов, руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Димитрий Рощин, руководитель Отдела «Музей А.Ф. Лосева», руководитель Отдела культурных проектов и связи с общественностью Дома Лосева, литератор и общественный деятель Олег Ефимов и другие. На уличной выставке представлены стенды с фотографиями «пассажиров парохода», сопровождаемых биографическими справками, цитатами и прочей информацией, которую можно получить, в т.ч. по размещенным на стендах QR-koдaм. В числе героев выставки: Николай Бердяев, протоиерей Сергий Булгаков, Иван Ильин, Лев Карсавин, Николай Лосский, Михаил Осоргин, Питирим Сорокин, Федор Степун, Сергей Трубецкой, Семен Франк и другие. Выставка проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Фонда возрождения национальных традиций «Новый век». Партнерами ее проведения выступили Русский ПЕН-центр и Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. «Философский пароход» – словосочетание, введенное отечественным философом Сергеем Хоружим, – собирательное название для нескольких рейсов немецких пассажирских судов: «Oberbürgermeister Haken» (29-30 сентября 1922 года) и «Preussen» (16-17 ноября 1922 года).

http://foma.ru/filosofskij-parohod-vernu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010