Митр. Исидор (Никольский). Гравюра. Кон. XIX в. При активном участии митр. Исидора (Никольского) , сменившего в 1858 г. на Киевской кафедре митр. Филарета, по предложению киевского военного ген.-губернатора И. И. Васильчикова в 1859 г. была начата организация церковно-народных (церковноприходских) школ в К. е. В 1862 г. в К. е. насчитывалось 1370 церковноприходских школ. Митр. Исидор инициировал учреждение журнала Киевской ДС «Руководство для сельского пастыря». В 1862 г. Киевский митр. Арсений (Москвин) создал в консистории 5-й, «школьный», стол в связи с распространением в К. е. церковноприходского образования. По инициативе митр. Арсения были созданы епархиальные просветительские орг-ции: киевское Владимирское братство (1864), Киевский комитет Православного миссионерского об-ва (1870). В марте 1866 г. митр. Арсений был назначен председателем комиссии Синода по реформе духовных школ. В 1874 г. было образовано 2-е вик-ство К. е.- Уманское , во главе которого стоял ректор КДА и настоятель киевского Братского мон-ря. После образования в 1884 г. Каневского викариатства ректоры КДА до 1923 г. являлись епископами Каневскими. В 1885 г. митр. Платон распределил обязанности между викариями К. е. Каневскому епископу помимо заведования духовно-учебными заведениями и церковноприходскими школами было поручено осуществлять надзор за духовенством и храмами Каневского у. Уманскому епископу помимо заведования епархиальными попечительскими комитетами для бедных духовного звания и председательства в Киевской церковно-строительной палате поручался надзор за церковной жизнью в Звенигородском, Уманском, Липовецком, Бердичевском, Сквирском и Таращанском уездах. На Чигиринского епископа было возложено заведование преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях и председательство в комитете по обеспечению быта духовенства, а также надзор за церковной жизнью в Радомысльском, Киевском, Черкасском, Чигиринском и Васильковском уездах (О распределении дел между епархиальными преосвященными//Киевские ЕВ. 1885. 23. С. 1121-1122). 30 дек. 1909 г. было образовано Черкасское вик-ство К. е. с резиденцией архиерея в киевском Выдубицком мон-ре.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В 1882 г. в К. е. имелось 84 благочиннических округа, в 1913 г.- 80 (3 в Киеве, по 6 в Киевском, Васильковском, Липовецком, Радомысльском, Сквирском, Черкасском уездах, по 7 в Бердичевском, Звенигородском, Каневском уездах, в Уманском у.- 8, в Чигиринском у.- 5). Количество приходских церквей в кон. XIX - нач. XX в. увеличивалось. В 1882 г. в К. е. насчитывалось 1326 приходов, в 1895 г.- 1340 приходов (в т. ч. 13 соборных храмов, 23 церкви при уч-щах, благотворительных и др. заведениях, а также при кладбищах), в 1913 г. имелось 1384 прихода. В 1908-1909 гг. в К. е. действовали 12 муж. мон-рей (5 штатных и 7 заштатных) и 7 женских (2 штатных и 5 заштатных). В муж. обителях жили 474 чел., в жен. мон-рях - 438 насельниц. В нач. ХХ в. система духовного образования К. е. включала КДАиС, 4 духовных уч-ща - Киево-Подольское, Киево-Софийское, Уманское и Черкасское, 2 киевских жен. епархиальных уч-ща. Ок. 90% священников имели семинарское образование, 5% священников и 40% протоиереев были выпускниками духовных академий. В 1900-1919 гг. в Киевской консистории были представлены только клирики из белого духовенства. Во время первой мировой войны в ряде мон-рей К. е. открылись лазареты, работали церковные приюты для сирот. В 1914 г. начал работу крупнейший в епархии лазарет при Киевском Владимирском епархиальном братстве. Большой детский приют (для 49 мальчиков и 27 девочек) существовал при Киево-Печерской лавре (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 3. Д. 726); в нач. 1917 г. 31-й Киевский епархиальный съезд принял решение выделить 25 тыс. р. на строительство приюта для детей погибших воинов при Межигорском Преображенском жен. мон-ре. При поддержке Церкви в Киеве и Киевской губ. нашли приют многочисленные беженцы из оккупированных австрийскими и нем. войсками юго-зап. и северо-зап. губерний Российской империи. Особенно много беженцев прибыло весной-летом 1915 г., 3 приехавших униат. священника (Сваричевский, Кульчицкий и Криницкий) приняли в Киеве Православие. По указу Киевского митрополита от 6 мая 1915 г. представители интеллигенции размещались в Киево-Софийском и Киево-Подольском духовных уч-щах (на 1916 в каждом из них размещалось по 300 чел.), студенты - в Ионинском и Выдубицком мон-рях, учащиеся девушки - в Киево-Покровском и Межигорском жен. мон-рях. С 1915 г. епархиальное духовенство проводило регулярный сбор денег и продуктов питания для солдат на фронтах, в 1916-1917 гг. проходили сборы средств на нужды инвалидов войны. В нач. 1917 г. настоятель церкви в мест. Хабное Радомысльского у. провел сбор золотых вещей для передачи в фонд поддержки раненых.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

санктуариев на укр. землях с Бердичевской иконой Божией Матери, здесь же жили многочисленные бывш. униаты, записавшиеся православными, но обращавшиеся за исполнением треб к римо-католич. духовенству. Хотя уния в зап. и юж. уездах Киевской губ. в 1839-1840 гг. была ликвидирована, там продолжалась экспансия католичества лат. обряда, преимущественно среди бывш. униатов. В целях окончательного искоренения пережитков униатства в 40-х гг. XIX в. в бывш. греко-католич. храмах Киевщины массово изымалась униат. лит-ра, в т. ч. богослужебная (к 1852 в К. е. было собрано 540 униат. книг, старейшая из к-рых датировалась 1605). Отношения православных с католиками в Киевской губ. были сложными. Стремясь защитить православное духовенство от помещиков-католиков, митр. Филарет в письме к обер-прокурору Синода в 1851 г. указывал, что шляхтичи не должны принуждать правосл. священников вести деловую переписку на польском языке. В 1862 г. митр. Арсений (Москвин) посетил Радомысльский у. и констатировал, что во внутреннем убранстве храмов сохраняются униат. особенности, «следы католических образований в иконах и иконостасах», потому что духовенство не имеет средств на их замену православными. Влияние католичества на Киевщине немного уменьшилось после 3-го польск. восстания 1863 г., в борьбе с к-рым отличились 44 священника К. е., удостоенные за это гос. наград. Однако и после подавления восстания и последовавшего за ним упразднения в юго-зап. губерниях ряда католич. мон-рей католицизм сохранял сильные позиции на Киевщине. При митр. Филарете совершенствовались органы епархиального управления, окончательно сложился аппарат Киевской духовной консистории. Киевская консистория (до 1832 дикастерия) включала присутственное место и канцелярию с протокольным столом, в функции которого входило решение общеепархиальных дел. Хотя еще в 1828 г. синодальным указом часть дел, проходивших через канцелярию, рекомендовалось передавать в ведение присутственных мест, в К. е. это не выполнялось. В ходе реформирования консистории в 1838 г.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Представитель екатеринославскаго гарнизона Каменский огласил резолюцию, вынесенную 55 тысячами солдат гарнизона: «Совет С. Д., в полном согласии с деятельностью общественных, рабочих и крестьянских организаций, поддерживает Временное Правительство вооруженной силой, укрепляет все занятыя им до настоящаго времени позиции, а также все его начинания на благо родины, крестьян и рабочих». «Я удивляюсь – говорил делегат, – когда говорят о сдвиге Временнаго Правительства вправо так, как в речи вчерашняго докладчика. Я прямого указания на этот сдвиг не видел»... Екатеринославские солдаты заявляли, что «пока война, будем поддерживать это Временное Правительство», «не скрывая желания усилить состав этого правительства за счет левых элементов». Другой представитель екатеринославскаго гарнизона «вполне присоединился» к мнению Брамсона. Представитель бердичевскаго гарнизона с.-р. Усов, разсматривавший вопрос о правительстве «не только с точки зрения революции и ея достижений, но и с точки зрения обороны страны», говорил о вреде двоевластия и необходимости авторитетнаго правительства, которое обезпечило бы «защиту страны, иначе через 2–3 месяца страх сметет достижения революции»; «опасность революции не в Почаевской лавре, а в разгроме». Министерство, сформированное «почти целиком из представителей крупной и либеральной буржуазии», не может пользоваться «доверием всей страны». Представитель 10-й армии Котляров, не касаясь коалиции, сказал, что он уполномочен заявить, что армия «искренне верит» первому Правительству свободной России и будет всеми имеющимися в распоряжении армии средствами поддерживать Правительство во всех его начинаниях в деле укрепления добытой «великой свободы и проведения демократических реформ» – будет поддерживать «до тех пор, пока оно будет итти в интересах русской демократии и, если оно отступит на шаг, тогда мы от присяги откажемся и станем на сторопу Совета. Р. С. Д. и будем признавать его правительство». Раздался на совещании и голос солдата действующей армии, внушительно прозвучавший о полном доверии существовавшему правительству без каких-либо оговорок: «Особая, почти миллионная армия велела мне передать – заявил делегат Новицкий, – что она верит Временному Правительству, ибо это Временное Правительство создалось самой этой революцией, нам дала этих людей революция; это –лучшие сыны родины».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Что же касается ухода из профессии — нет, я не считаю, что это нужно. Напротив, надо хорошо делать то дело, на которое Господь поставил. Ведь и у Него была профессия — Он был плотником. И я просто уверен, что плотничал Он хорошо. Конечно, у актера должен быть внутренний ценз — так же, как и в любом другом деле. Надо ясно понимать, с каким материалом ты никогда работать не будешь, пусть хоть Стивен Спилберг снимает это кино. Точно так же, например, чиновник не должен брать взятки, пусть хоть миллион принесут. Мы ведь на работе — такие же христиане, как и в храме. И важно, чтобы не смещался внутренний курсор. Вот только понять, сместился или нет, бывает непросто. Для этого надо иметь здоровую душу. Лично мне до этого далеко, но я пытаюсь лечиться — через Таинства Церкви. Мы же готовы неделями лечить грипп, а тут — болезни посерьезнее. — Когда человек в сознательном возрасте приходит в храм и меняет жизнь, ему сразу хочется, чтобы все вокруг тоже стали христианами. И начинаются замечания, проповеди не к месту, резкие оценки… Вы этого избежали? — Я это бросил. Ну а зачем? Я подумал: вот как Господь на нас, наверное, смотрит? Почему Он нам помогает? Мне кажется, потому, что мы для Него как дети малые, Он нам сострадает. Вот вышел ребенок на улицу погулять, в чистом комбинезончике, красивый такой. Шаг сделал — а там лужа, он промок, полез куда-нибудь и — дын! — головой об трубу, и снова в лужу сел. Мороженое ему дали — он его уронил, причем на себя… В общем, через полчаса весь уже уделался так, что без жалости не взглянешь. Мне кажется, Господь на нас именно так и смотрит. И жалеет. И какие тут могут быть резкие оценки, когда сам в той же луже сидишь… Ну а что касается людей вокруг — тут, думаешь, не навредить бы своим правдорубством. Конечно, правду говорить надо, и вещи называть своими именами тоже надо, белое — белым, черное — черным. Но только эта правда должна быть сказана с любовью, а если нет — то лучше промолчать. Благодарим Светлану Бердичевскую за помощь в подготовке материала

http://foma.ru/ilya-lyubimov-v-chem-prav...

На обратном пути в Балте Михаил Гуранда был замучен поляками, закопавшими священника живым в землю. В марте 1772 г. всем русским военным командам, находившимся в Подолье, было дано распоряжение защищать правосл. приходы от посягательств со стороны униатов и римо-католиков. В 1772 г. еп. Иов (Базилевич) направил населению Брацлавщины увещевание, в к-ром призывал их «заявлять себя православными». В 1772-1773 гг. в Православие перешли униат. официал Брацлавского окр. Заблоцкий, нек-рые приходы и священники 9 униат. деканатов: Брацлавского, Браиловского, Бердичевского, Грановского, Животовского, Комаргородского, Немировского, Уманского, Чечельницкого. В 1774 г. нек-рые униат. священники, жившие в наиболее полонизированных местностях Подолья, из-за давления со стороны местных польск. шляхтичей переселились в правосл. протопопии (напр., свящ. Гавриил Стрельбицкий из г. Хмельника, свящ. Иаков Метельский из с. Черемошного (ныне Тывровского р-на Винницкой обл.) и др.). К тому времени в Брацлавском воеводстве имелось 6 правосл. протопопий: Винницкая, Аннопольская, Кальницкая, Краснянская, Погребищенская и Рашковская (вероятно, эти протопопии существовали и в кон. 60-х гг. XVIII в.). В 1772 г. произошел 1-й раздел Польши, Подолье сохранилось в составе Речи Посполитой. После ратификации польск. сеймом в сент. 1773 г. договора о разделе страны переход униатов в Православие в Речи Посполитой был запрещен, мн. приходы Подолья, вернувшиеся в 1772-1773 гг. в Православие, снова стали униатскими. Этому немало поспособствовал папский нунций в Польше И. Гарампи. В дек. 1773 г. на Брацлавщину прибыл посланный нунцием с согласия еп. Льва Шептицкого униат. еп. Максимилиан Рыло, имевший титул апостольского визитатора униат. приходов Киевского и Брацлавского воеводств. При помощи польск. казаков в дек. 1773 - февр. 1774 г. он захватывал правосл. храмы в Брацлавской, Уманской и Браиловской протопопиях, был арестован ген. С. Е. Ширковым и выдворен из региона. Население оказывало сопротивление униатам, в г.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

8. Славяносербский 14. Казанская губерния 1. Казанский 2. Козьмодемьянский 3. Ланшевский 4. Мамадышский 5. Свияжский 6. Спасский 7. Тетюшский 8. Царевококшанский 9. Цивильский 10. Чебоксарский 11. Чистопольский 12. Ядринский 15. Калужская губерния 1. Калужский 2. Боровский 3. Жиздринский 4. Козельский 5. Лихвинский 6. Малоярославецкий 7. Медынский 8. Мещовский 9. Мосальский 10. Перемышльский 11. Тарусский 16. Киевская губерния 1. Киевский 2. Бердичевский 3. Васильковский 4. Звенигородский 5. Каневский 6. Липовецкий 7. Радомысльский 8. Сквирский 9. Таращанский 10. Уманский 11. Черкасский 12. Чигиринский 17. Ковенская губерния 1. Ковенский 2. Вилькомирский 131,84 3. Ново-Александровский 396,45 4. Поневежский 5. Россиенский 6. Тельшевский 7. Шавельский 18. Костромская губерния 1. Костромской 2. Буйский 3. Варнавинский 4. Ветлужский 5. Галичский 6. Кинешемский 7. Кологривский 8. Макарьевский 9. Нерехтский 10. Солигаличский 11. Чухломский 12. Юрьевецкий 19. Курляндская губерния 1. Добленский 2. Бауский 3. Виндавский 4. Газенпотский 5. Гольдингенский 6. Гробинский 7. Иллуксткий 126,06 8. Тальсенкий 9. Туккумский 10. Фридрихштадтский 20. Курская губерния 1. Курский 2. Белгородский 3. Грайваронский 5. Корочанский 6. Льговский 7. Новооскольский 8. Обоянский 9. Путивльский 10. Рыльский 11. Староскольский 12. Суджанский 13. Тимский 14. Фатежский 15. Щигровский Лифляндская губерния 1. Рижский 2. Валкский 3. Веденский 4. Верросский 5. Вольмарский 6. Перновский 7. Юрьевский 8. Феллинский 9. Эзельский 22.Минская губерния 1.Минский 2. Бобруйский 3. Борисовский 4. Игуменский 5. Мозырский 6. Новогрудский 7. Пинский 8. Речицкий 9. Слуцкий 23.Могилевская губерния 1. Могилевский 2. Быховский 3. Гомельский 4. Горецкий 5. Климовичский 6. Мстиславский 7. Оршанский 8. Рогачевский 9. Сеннинский 10. Чаусский 11.Черниковский 24. Московская губерния 1.Московский 2.Богородский 3. Бронницкий 4. Верейский 5. Волоколамский 6. Дмитровский 7. Звенигородский 8. Клинский 9. Коломенский 10. Можайский 11.Подольский

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rasprede...

Севастопольского, вик. Таврической епархии; уклонился в обновленчество; в 1924 г. через покаяние принят в сущем сане; с 1924 г. еп. Керченский, временно управ. Таврической епархией; с 20.03.1928 еп. Рыльский; с 08.07.1930 еп. Кустанайский; с 06.01.1931 еп. Сухиничский, вик. Калужской епархии; с 25.09.1931 еп. Златоустовский, вик. Свердловской епархии; с 23.10.1932 еп. Каменский, вик. Донской епархии, временно управ. Донской епархией; с 16.02.1933 управ. Бакинской епархией; с 11.08.1933 еп. Елабужский; с 15.03.1934 еп. Кустанайский; с 30.10.1935 еп. Актюбинский; с сент. 1936 г. еп. Петропавловский; с 16.10.1936 еп. Могилевский; с 3.09.1937 епархией не управ. Александр (Соколов) в 1921 хирот. в еп. Старорусского, вик. Новгородской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе. Александр (Тимофеев) 14.10.1982 хирот. во еп. Дмитровского, вик. Московской епархии; с 9.09.1986 в сане архиепископа; с 12.08.1992 на покое; с 26.02.1994 архиеп. Майкопский и Армавирский; с 18.07.1995 архиеп. Саратовский и Вольский. Александр (Толстопятов) 21.08.1933 хирот. во еп. Алмаатинского; с 17.07.1936 на покое; с сентября 1943 еп. Молотовский и Соликамский; с 22.02.1945 в сане архиепископа; † 23.09.1945. Александр (Торопов) 21.09.1932 хирот. во еп. Кинешемского, вик. Костромской епархии; с 26.08.1935 еп. Юрьево-Польский, но на кафедре не был; с 24.09.1935 еп. Липецкий, вик. Орловской епархии; с 13.11.1935 по 23.01.1936 управ. Воронежской епархией; с 20.02.1936 еп. Рыбинский; с 20.12.1936 в заключении; расстрелян 9.10.1937. Александр (Трапицын) с 29.05.1912 еп. Вологодский и Тотемский, управ. епархией до 1921 г.; с 1928 г. архиеп. Самарский (Куйбышевский); с 1933 г. епархией не управ.; 5.02.1935–3.07.1935 еп. Пугачевский; расстрелян 14.01.1938. Александр (Чекановский) в 1921 г. хирот. во еп. Бердичевского, вик. Киевской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе; † 1939 г. без покаяния. Александр (Щукин) 23.08.1923 хирот. во еп. Лысковского, вик. Нижегородской епархии; с 31.12.1931 еп. Болховский, вик.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

19 июля (1 августа н. ст.) Брусилова сменил «русский Бонапарт» — волевой и решительный генерал от инфантерии Лавр Корнилов. Он не слишком вмешивался в обсуждение высокой политики, но считал необходимым покончить с разрушительной деятельностью ленинской партии, чтобы восстановить боеспособную армию на началах уставной службы и воинской дисциплины. Из патриотических соображений назначение Корнилова приветствовали самые разные политики — от правых социалистов до монархистов. В августе вместе с Деникиным Марков перешел на Юго-Западный фронт. 16(29) августа Марков, исполнявший должность начальника штаба армий Юго-Западного фронта, заслужил производство в генерал-лейтенанты — свой последний чин яркой и беспорочной службы. В тревожные дни 25–29 августа (7–11 сентября) Деникин и Марков безоговорочно встали на сторону Верховного Главнокомандующего в его конфликте с Керенским. 29 августа (11 сентября) генералы вместе с другими «корниловцами» были арестованы в Бердичеве Киевской губернии, где находился штаб фронта. Спустя почти месяц, при конвоировании до бердичевского вокзала, откуда арестованных отправляли в Быхов Могилевской губернии, Марков и его единомышленники подверглись бесчисленным оскорблениям и издевательствам со стороны революционной толпы, но с достоинством вынесли поношения от людей, буквально потерявших человеческий облик. Позднее Деникин писал об этом так: «Надвигалась ночь. И в ее жуткой тьме, прорезываемой иногда лучами прожектора с броневика, двигалась обезумевшая толпа. Она росла и катилась, как горящая лавина. Воздух наполняли оглушительный рев, истерические крики и смрадные ругательства Юнкера, славные юноши, сдавленные со всех сторон, своею грудью отстраняют напирающую толпу, сбивающую их жидкую цепь. Проходя по лужам, оставшимся от вчерашнего дождя, солдаты набирали полные горсти грязи и ею забрасывали нас. Лицо, глаза, заволокло зловонной липкой жижицей. Посыпались булыжники. Бедному калеке генералу Орлову разбили сильно лицо, получили удар Эрдели и я — в спину и голову.

http://pravmir.ru/blagodaryu-vas-matushk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Он мечтал как можно быстрее приблизить Победу» В Донецке трагически погиб военкор Геннадий Дубовой 12.09.2023 1722 Время на чтение 5 минут Фото: Из интернет-источников Военного корреспондента Геннадия Дубового сбил автомобиль в центре Донецка, он умер на месте происшествия, сообщил депутат Народного совета ДНР Владислав Бердичевский в интервью РИА Новости. «Да, его сбила машина. Он пошел за цветами. Завтра должна была его жена приехать, а он всегда встречал ее с цветами», – рассказал он. ДТП произошло , как уточняется, на перекрестке бульвара Шевченко и улицы Артема. Дубовой был сбит, когда подходил к дому. Председатель движения «Мы вместе с Россией» Владимир Рогов подтвердил в своем Telegram-kahaлe гибель Дубового, заявив, что военкор в последнее время принимал участие в боевых действиях. «Геннадий Дубовой был больше известен как военкор, но последнее время сражался на боле боя, считая, что так он сможет послужить Родине и быстрее приблизить Победу», – написал Рогов. КП сообщает, что супруга военкора, Елена Шишкина, оставила пронзительное послание у себя в ТГ-канале: - Ты всегда был настоящим, искренним, неспособным на ложь. Смелый, словно испытывал судьбу на прочность. Ехал, шел, стремился в самое пекло, чтобы увидеть самому и показать нам, что спецоперация – это не романтическая прогулка, - написала Елена Шишкина. - Такие, как ты, вертят наш земной шар и такие как ты - переворачивают мир, даже если нет точки опоры. Жена погибшего военкора Геннадия Дубового также написала, что муж для нее - навсегда ее оплот, ее стена каменная, жизнь и любовь. - Люблю, теперь живу за двоих..., - закончила трогательное послание у себя в ТГ-канале супруга погибшего военкора. Царьград пишет, что последний опубликованный в соцсетях пост Дубового носит название «Смерть героя». Он был размещён всего два дня назад. В нём он в частности писал: - Смотрите и просите у отходящего в вечность русского воина прощения за свои иллюзии. Каждый умирает в одиночку - другого героизма на фронте нет. Раненый воин крестится перед смертью. После этого беспилотник ВСУ добивает его гранатой... Перед боем я всегда молюсь так: «Создатель мой, невозможного для Тебя нет, сделай так, чтобы я не убил того, кто не хочет убивать, а раненый мной не стал бы увечным». Увы, на этой изувеченной сатанинской глупостью и человечьей ненавистью планете слишком много тех, кто хочет убивать, и молятся они не Создателю.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/12/on...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010