(Вишневец, Бердичев, Каменец-Подольский и Купин), из которых была создана отдельная Русская пров. В кон. XVIII в. при нек-рых обителях К. открылись приходские школы. Наиболее влиятельным был виленский мон-рь св. Терезы, в к-ром хранилась чудотворная Остробрамская Виленская икона Божией Матери . После включения по решению Венского конгресса большей части Варшавского герц-ства в состав Российской империи (1815) в ней оказались также мон-ри К. в Варшаве, Люблине и Закжеве. В 1818-1819 гг. власти Царства Польского закрыли жен. мон-ри в Люблине и Варшаве. Численность насельников в монастырях сокращалась (108 монахов в 1785, 70 - в 1832). В 1819 г. был построен каменный жен. мон-рь в Дубно (в 1890 передан правосл. монахиням). 19 июля 1832 г. имп. Николай I Павлович подписал указ о ликвидации лат. мон-рей созерцательных и нищенствующих орденов; было закрыто 6 муж. мон-рей Литовской пров. ордена (в Антолептах, Гудогае, Мядзёле, Пинске, Пошумени, Вильно за р. Вилией) и 2 обители Русской пров. (в Вишневце и Купине), в объединенной Литовско-Русской провинции осталось 113 монахов. Власти ввели ограничения на прием послушников - для зачисления одного кандидата (только из дворянского сословия) требовалось разрешение министра вероисповеданий. В 1842 г. было введено разделение мон-рей на классы с определением штата и гос. дотаций. Все обители оказались заштатными, только Бердичевский мон-рь был объявлен мон-рем 1-го класса. Указ 1843 г. запрещал всем орденам принимать послушников, все заштатные мон-ри, насчитывающие менее 8 насельников, подлежали закрытию. В 1844 г. был закрыт мон-рь св. Терезы в Вильно, в 1846 г.- обители в Гродно и Ковно, в 1862 г.- мон-рь в Глубоком, в 1866 г.- мон-ри в Бердичеве и Каменце-Подольском. Кампания по ликвидации мон-рей не проводилась в Царстве Польском, в 1864 г. Польская пров. насчитывала 45 монахов в 4 мон-рях, из к-рых 3 были на территории Российской империи. После Польского восстания 1861-1862 гг., в к-ром приняли участие католич. монахи, 27 окт.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

с храмом св. Мартина; обитель сожгли запорожцы (1648), позднее там был отстроен каменный мон-рь. В 1-й пол. XVII в. появились общины К. во мн. городах Вост. Европы, в т. ч. в Мстиславле и Могилёве, возникли мон-ри в Люблине (1610, философская коллегия) и Бердичеве (1630). Во 2-й пол. XVII в. был основан мон-рь К. в Чаусах, позднее при нем открыли новициат, в 1668 г.- мон-рь в Гродно, в 1686 г.- мон-рь в Дубно. К кон. XVII в. Польская пров. ордена К. насчитывала 236 монахов. В 1687 г. произошло разделение Польской пров. К. на Малопольско-Литовскую (15 монастырей) и Русскую (17 монастырей) провинции. В XVIII в. в Литве и Белоруссии создано неск. обителей К., в т. ч. в Минске (1704), к 1766 г. образовано 3 литов. провинции. К 1774 г. в Польше в монастырях К. проживало 966 чел., в монастырях босых К.- 324 чел. В монастыре К. в Бердичеве хранится Бердичевская икона Божией Матери , над к-рой в 1756 г. был совершен обряд коронации. После раздела Польши антимонашеская политика абсолютистских монархий Австрии, Пруссии и России коснулась и польск. К.: в австр. части Польши были закрыты обители в Кракове, во Львове и в Перемышле (в монастырском храме был устроен униат. собор). В 1782 г. был ликвидирован львовский мон-рь кармелиток; монахиням разрешили перейти в мон-рь в Дубно, находившийся на землях Российской империи. Во 2-й пол. XIX в. в Галиции из муж. обителей К. оставался только скит в Черне. Одним из выдающихся деятелей возрождения ордена в Галиции был католич. св. пресв. Рафаил св. Иосифа (мирское имя - Рафаил Калиновский), приор мон-ря в Черне, настоятель дома в Вадовице, при участии которого были воссозданы мон-ри кармелиток в Перемышле (1884) и во Львове (1888). К. в Российской империи В результате 3-го раздела Польши на территории Российской империи оказались мон-ри Литовской пров. ордена (приораты в Вильно, Антолептах (Анталепте), Гродно и Глубоком, резиденции в Гудогае, Ковно, Мядзёле (Мяделе), Пинске, Пошумени (Пашамине), Вильно, пастырский пункт в Таганроге) и 4 обители Польской пров.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

к сев.-зап. от Глухова и в 6 от Шостенского порохов. завода, на берегу р. Шостки. Был первоначально женским и основан в 1702 г. гетманом Ив. Скоропадским и его супругою Анастасиею Марковною, здесь и погребенных. В 1733 г. по просьбе основательницы сюда были переведены иноки Мутинского Златоустовского мон., основан. гетманом Скоропад- ским, и таким образом стал мужским; в 1786 г. при издании штатов был положен во 2-м классе. В 1827 г. сюда переведены инокини из Керботовского Новомлинского мон. В соборе Рожд. Богородицы находится чудотв. иерусалимская икона Божией Матери, перенесенная из Керботовского мон.; тут же сохраняется портрет гетмана во весь рост. “Ист. Росс. Иер.”, 684; VI, 599, 984; Ратшин, 541; Домонтович, “Чернигов. губ.”, 676; “Чернигов. епарх. ведом.”, 1862 г., 36, 37; “Чериигов. г. в.”, 1851 г., 46 (Топогр. опис. Новгор.-Север. намест.); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 249 (училище); Токмаков, “Справ. указат. ист. матер.”, I, 11 (Список жалов. грам. 1714 г. на новопостр. гетманшею Наст. Скоропадскою в Нежин. полку при р. Шостце дев. м-рь Харламп. пустынь называемый и на данные Гетман. универсалом к оной пустыне села и маетности); Строев. “Спис. иер. и настоят.”, 530, 12; “Чтения в И. Общ. ист. и древн.”, 1847 г., 9, смесь, 20 (описание); 1869 г., III, Отд. 1, 274 (архим. Иринарх Фальковский с 1789–1803 г.); 1884 г., II, Отд. 1, 27 (акты южно-русс. м-рей архива Маркевича; упоминаются архим. Герман Коношевич 1733–38 г., Софроний 1739 г., Витвицкий 1749 г.. Пафнутий 1750 г.; у Строева их нет); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож. CXI, XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. значился в числе Заднепровских); “Сборник летоп. юж. и зап. России”, 56 (в 1722 г. здесь погребен основатель м-ря гетман Иван Скоропадский). 152. Георгиевский , мужской, ныне приходская церковь в мест. Белиловке, Киевской губ., Бердичевского у., в 40 вер. к юго-вост. от Бердичева, при р. Раставице. Основан при древней церкви св. Георгия в начале XVII ст. Анною Корецкою; с половины XVIII ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 7 (54) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2020-10-31) Происхождение изображения: Загружено 2020-10-31, анонимно. Описание: Богоматерь Бердичевская. XVIII век. Материал, техника: Дерево, грунт, масло. 35,7 х 26 х 1 см. Государственный исторический музей, Москва. " Иконы Божией Матери, день празднования которым не установлен или не известен. Бердичевская. Эта икона Богоматери находится в г. Бердичеве, Киевской губ., в католическом костеле, на горнем месте главного алтаря. Предание рассказывает, что этот образ явился одному православному казаку Тышку в его хуторе, на том месте, где стоит ныне г. Бердичев. Сначала икона была поставлена в часовню, а потом в построенную этим казаком церковь св. архангела Михаила. Поляки подожгли эту церковь и во время пожара похитили у православных образ Богоматери. Тогда же он ими был поставлен в кармелитском монастыре, обращенном впоследствии в костел, где находится и до настоящего времени. Икона украшена золотою ризою и, кроме того, венцом и короною с бриллиантами, которые были присланы в дар от папы Пия IX. По своему изображению Бердичевская икона Богоматери сходна с Почаевской (см. 8 сентября) " . (Богоматерь. [Текст] : полное иллюстрированное описание ея земной жизни и посвященных ея имени чудотворных икон/под редакцией [и с предисловием] Е. Поселянина. - С.-Петербург : книгоиздательство П. П. Сойкина, - Кн. 3. - С. 775. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Бердичевская " .

http://pravicon.com/image-35093

С началом Перестройки в конце 80-х годов в Советском Союзе началось возрождение церквей и либерализация власти к вероисповеданию. В Бердичев прибыли монахи Ордена Босых Кармелитов. В воскресный день 22 июля 1990 года в присутствии 6000 верующих, среди которых многочисленные гости из Польши, Литвы, Белоруссии, паломники из Житомира, Полонного, Гвоздавы, и почетных гостей — генерала Ордена Босых кармелитов отца Филиппа Саиндз де Баранди, профессора международного университета в Риме «Терезианум» о. Иесуса Кастеляно, главного постулятора канонизации о. Михала Махеека — впервые после многолетнего перерыва состоялись празднества по случаю годовщины коронации иконы Матери Божьей Бердичевской. Мероприятия состоялись на площади (внутреннем дворе) перед храмом, который на то время еще принадлежал государству. С этого времени возродилась традиция ежегодного паломничества к бердичевскому храму, в котором в свое время находилась икона Матери Божьей Бердичевской. В следствие этого перед обществом встал вопрос восстановления иконы взамен утраченной. После безрезультатных поисков оригинала образа Матери Божьей Бердичевской на территории Украины и Польши отец-провинциал Ордена Кармелитов Босых провинции Святого Духа осенью 1990 года постановил поручить создать новую икону, предназначенную для культа. Поручение приняла художница-живописец и реставратор Божена Муха-Совинская (Краков, Польша). Ранее она уже изготовляла такого рода копию Матери Божьей Снежной для монастыря в селе Черная (Западная Галиция, Польша), а также с помощью своего отца — художника Евгения Мухи — удачно провела реставрацию милостями известного образа Пресвятой Богородицы в Чернском санктуарии перед коронацией в 1988 году. Изготовление правдивой копии Матери Божьей Бердичевской было связано с большими трудностями. В частности, среди многочисленного количества репродукций и собранной иконографии не хватало цветного изображения оригинала. Все черно-белые изображения показывали Мать Божью Бердичевскую покрытой вышитым окладом, с короной на голове. Окладом прикрыты и цветовые соотношения и композиция всего образа. Единственным и очень ценным свидетельством стал подробное композиционное описание иконы, выполненное отцом Брониславом Яросинским, хранителем иконы Матери Божьей Бердичевской в 1921-1925 гг. После снятия чудотворного образа из алтаря, отделения оклада и короны, он очистил и закрепил его. Одновременно он сделал подробное описание цветовой композиции иконы.

http://pravicon.com/info-4047

В типографии монастыря Босых Кармелитов во второй половине XVIII в. долгое время работал талантливый гравер Теодор Раковецкий. Он отразил на многочисленных гравюрах икону Божьей Матери Бердичевской, которая хранилась в Санктуарии. С иконой связана еще одна интересная история: в начале 1768 года польский сейм принял постановление об уравнении в правах православных с католиками. Это вызвало протест со стороны польской шляхты, которая проживала на территории Украины. Под лозунгом защиты веры и благородных прав в городе Бар на Подолье шляхта образовала военно-политическое объединение («Барская конфедерация»), направленное против польского короля Станислава II Августа Понятовского и Российской империи. Походы конфедератов сопровождались пытками и ограблением украинского населения, изгнанием православных священников из приходов, разрушением церквей. В мае 1768 года после поражения под Житомиром и Баром от российских войск около 700 барских конфедератов под руководством Казимира Пулаского (Kazimierz Michal Waclaw Wiktor Pulaski, 1746-1779) отошли в Бердичев. Здесь они сожгли православную Михайловскую церковь. Поводом для этого якобы стало то, что её священники требовали вернуть им образ Матери Божьей Бердичевской, поскольку именно в Михайловской церкви находилась икона до ее передачи кармелитам. В 1909 году настоятелем прихода Матери Божьей Шкаплерной стал о. Дионисий Бончковский. Он развил бурную деятельность по возвращению монастыря римско-католической общине (на это время сооружения монастыря принадлежали государству). Несмотря на безразличие власти к состоянию монастыря, паломники из Бердичева и округи почитали икону Матери Божьей Бердичевской, которая оставалась в его стенах. 9 января 1913 года Папа римский Пий X в Риме по просьбе отца Антония Грушчинского, следующего настоятеля посткармелитского костела, возрождая традиции древнего монастыря кармелитов босых утвердил полное отпущение грехов паломникам, которые посещали икону Матери Божьей в Бердичеве. Пройдя через горнило гражданской войны 1917-1921 гг., открытой войны советской власти против Церкви, в 1928 году кармелиты теряют право собственности над иконой — в этом году постановлением Совета Народных Комиссаров Украины «имея в виду исторически-культурное значение бывшего монастыря «босых кармелитов» в г. Бердичеве» территорию бывшего монастыря Босых Кармелитов, ограниченную его стенами, общей площадью три с половиной гектара, объявили государственным историко-культурным заповедником. Заповедник со всеми, что есть на его территории, зданиями и со всем имуществом, имеющим историко-культурное или художественное значение, передали в ведение Народного комиссариата просвещения УССР.

http://pravicon.com/info-4047

В состав заповедника вошли: «а) костьол з його прибудовами; б) дольний костьол склепами; в) п‘ять житлових кляштора; г) система та споруд; д) ряд по що його побудовано на та прибудовано до муру; е) в пам‘ять образу (1754 р.) капличка по ж) старовинний цвинтар з каплицею, поховань по вул.; з) старовинне кладовище по вул.; и) музей та «старого кляштора». Именно в музее хранилась икона Матери Божьей Бердичевской. Силами бердичевских музейных работников музей старого монастыря и католицизма разместили в пяти комнатах и двух коридорах корпуса монастырских келий. К музейной экспозиции включилиы так называемую «Тышкевичеву» захристию со стенописью на легендарно-исторические темы из жизни монастыря и вход в его подземелья. Среди экспонатов музея находилась и икона Матери Божьей Бердичевской, правда, без оклада и корон, которые еще за несколько лет до того власти конфисковали. Возможностью заниматься иконой перед выставлением её в музее выпросил отец Бронислав Яросинский. Он по-своему её отреставрировал, закрепил кусочки краски и грунтовки в тех местах, откуда воры срывали короны, а также подробно описал композицию, цвета и символы иконы. В июне 1941 года началась немецко-советская война. За несколько дней до прихода врага, во время передокупационного хаоса и беспомощности, в зданиях монастырского комплекса историко-культурного заповедника возник пожар (по другой информации, в частности, по воспоминаниям работника заповедника художника Степана Дмитриевича Славова, пожар возник 10 июля, на третий день оккупации). Пожар уничтожил центральный купол и боковые башни, было уничтожено много ценных картин (в том числе работы Антонио да Корреджо, Фегальса, Бартоломе Эстебана Мурильо), ковров, мебели, тканей XVIII века. В огне погиб и серебряный орган, второй в Европе по качеству своего исполнения. В пожаре, вероятно, погиб и самый ценный клад — икона Матери Божьей Бердичевской. Но на сегодняшний день существует версия, что икона уцелела и находится на территории Польши в частной коллекции.

http://pravicon.com/info-4047

Икона создана в XVI веке в стиле Одигитрии (икона, где изображена Богородица с Иисусом-младенцем), написанная масляными красками на холсте, закрепленном на кипарисовой доске «высотой в два локтя без двух пальцев, шириной в 1 локоть с одной четвертью», ориентировочно 120 × 75 см, в форме прямоугольника (одна из разновидностей Одигитрии). Это достоверная копия образа Матери Божьей Снежной, называемой «salus populu romani» из базилики Санта Мария Маджоре в Риме. Богородица изображена фронтально в 3/4 фигуры с Младенцем Иисусом, полна достоинства, привлекательности и доброты. Мадонна правой рукой поддерживает Младенца так, что обе ее ладони перекрещенные. Она держит белый платок в пальцах левой руки, а кармелитские шкаплеры — на среднем и малом пальцах правой ладони. Икона воспроизводит кармелитское понимание в XVIII в. Матери Божьей Шкаплерной. Головы Мадонны и Младенца окружают золотые нимбы — символы святости и вечного счастья. Фон образа в нижней части темный, вверх постепенно просветленный, с контурами ангельских головок, которые выныривают из облаков. Неизвестный автор иконы не совсем точно придерживался оригинала. Он рисовал в стиле западной живописи. Сохраняя типологическую композицию и размеры оригинала (117 × 79 см), он в произвольном трактовке отказался от эллинистической строгости, линейности, золотого фона и греческих букв, рисуя лицо современных живых людей, полных жизни и красоты. Интересные факты к описанию иконы добавил Лаврентий Похилевич, который видел образ воочию в 80-х годах XIX в. Он отметил, что на иконе проступали церковнославянские буквы, указывает на ее восточное (византийское) происхождения. Похилевич также приводит такой факт: православные верующие по старой памяти приходили к монастырю поклониться Образу. С момента размещения иконы Матери Божьей в главном алтаре нового кармелитского храма стали случаться при ней новые чудеса: в течение 1643-1648 годов в специальной книге «Liber de exordio istius conventus, progressu et fundatione, inscriptionibus aliquibus et de miraculis ad imaginem bmw berdiczoviensem spectantes» их зафиксировали 77. Самое большое чудо произошло с неизлечимо больным в то время Киевским римско-католическим епископом Станиславом Зарембой, который после чудодейственного оздоровления подписал 23 мая 1647 года акт об официальном признании иконы чудотворной. Известие о действии молитв при иконе распространились по Украине, Польше, всей Европе. Бердичев стал центром христианского паломничества верующих обеих ветвей христианства — православных и католиков.

http://pravicon.com/info-4047

С началом Украинской национальной революции 1648-1676 годов против Речи Посполитой Бердичевщина оказалась в водовороте её событий: повстанцы захватывали имения, убивали польскую шляхту, опустошали католические храмы. В июне 1648 года отряды под предводительством Максима Кривоноса, соратника гетмана Богдана Хмельницкого, осадили соседний с Бердичевом городок Махновку (в советский период городок назывался Комсомольское), в котором закрылись 500 шляхтичей с семьями и три хоругви польских войск: две — самого Януша Тышкевича, во главе которых стоял ротмистр Стефан Лев, а одна — уездная Киевского воеводства. После затяжных боев украинские повстанцы одержали победу над польскими войсками. А 18 июля 1648 года отряды Максима Кривоноса штурмом берут бердичевскую крепость и почти полностью ее разрушают, разоряют католический храм. Януш Тышкевич покинул свои владения и вместе с польскими войсками отступил на запад. Покинули Бердичев и монахи, которые унесли с собой икону Божьей Матери и вывезли ее во Львов. В течение следующих десятилетий икона находилась здесь в монастыре сестер кармелиток босых (до 1721 года). Потеря имений и поражения в боях, вероятно, ускорили смерть Януша Тышкевича, который умер в Люблине в 1649 году. Здесь его и похоронили в костеле отцов Кармелитов Босых. В 1717 году Люблинский трибунал поставил точку в длительной борьбе между Тышкевичами и Завишами с одной стороны, и орденом кармелитов — с другой, о правах на владение бердичевским замком. В этом году издан декрет, которым приказано владельцам Бердичева отдать монахам отобранную собственность и возместить нанесенный ущерб. Монахи возвращаются в Бердичев и начинают восстановление замка, который был разрушен во времена Хмельнитчины: укрепили стены, увеличили количество пушек. В 1721 году они вернули в Бердичев со Львова чудотворный образ Матери Божьей. Икона Матери Божьей, которая находилась в храме, пользовалась большим уважением среди населения Бердичева и округи. Римско-католическая церковь так же, как и православная, очень осторожна в признании чудес, нетленных мощей, канонизации святых. Поэтому по поручению Рима создали теологическую комиссию, приглашенную епископом киевским и черниговским Самуилом Ожгою. Комиссия провела исследовательскую работу в утверждении правдивости милостей иконы Матери Божьей Бердичевской. В общем итоге, работа комиссии продолжалась 4 года. В результате проведенных епископской комиссией исследований признали истинными милости, в том числе 14 воскрешений из мертвых, 10 исцелений от различных увечий, 19 случаев возвращения зрения, 14 исцелений умирающих, 112 неожиданных излечений от тяжелых болезней, а остальные милостей касалась спасения от различных опасностей (другие милости — это спасения от происков дьявола, злобных сектантских влияний, от огня, паводков, заразных болезней, возвращение похищенного или утерянного имущества). Проверку осуществляли с применением известных в то время научных методов.

http://pravicon.com/info-4047

Новая икона написана в 1991 году на монолитной водостойкой основе из многослойной фанеры размером 143 × 93 см в форме прямоугольника. На основание наклеили полотно иконы. После грунтовки полотна выполнена масляно-смоляной техникой композиция Мадонны типа Одигитрии, называемой Матерью Божьей Снежной. Формалистически-цветная композиция новой иконы отвечала оригиналу. Отличается она от оригинала материальной структурой, размерами и шкалой ценности достопримечательности XVI в. Художница не придерживалась оригинала. Она удачно, в собственной интерпретации, использовала основу образа, украсила его многофигурной композицией ангелов вокруг голов Мадонны и Младенца, увенчала его глазом Божьим в верхней части иконы в треугольнике (символическое изображение Божьего глаза, символ Святой Троицы), двух прямоугольников на четках в правой руке девы Марии, на которых обозначены начальные буквы имен «Иисус Христос» и «Мария» — символы Ордена Босых Кармелитов. Икону 9 июня 1997 года освятил лично Святейший Отец Иоанн Павел II в костеле Святой Ядвиги, Королевы Польши в Кракове в присутствии архиепископа Марьяна Яворского, митрополита Львовского и делегации бердичевских прихожан, в которую вошли отец Ян Дудек OCD, директор медучилища Евгений Юрковский, а также Евгения Дмитриева от Сообщества семей и Елена Мельник (они принесли икону Папе Павлу II во время освящения). 19 июля 1998 года ординарий Киево-Житомирской епархии епископ Ян Пурвинский свершил акт коронации иконы Матери Божьей Бердичевской. Это стало уже четвертой коронацией бердичевского образа. 25 декабря 1999 года во время праздничной Литургии по случаю Рождества Христова в костеле Босых Кармелитов состоялась еще одно торжественное событие: городской глава Алексей Хилюк и директор Житомирской дирекции областного отделения Фонда социального страхования Николай Деглис передали храму найденный оклад чудотворной иконы Матери Божьей Бердичевской, которое также считался безнадежно потерянным. Этот оклад разместили рядом с иконой в храме. К сожалению, дальнейшие исследования оклада показали, что он не оригинален, а украшал одну из копий иконы Матери Божьей Бердичевской.

http://pravicon.com/info-4047

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010