Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: С сайта pl.wikipedia.org : Obraz Matki Boej Berdyczowskiej ze zbiorów Muzeum Ukraiskich Ikon Domowych w Zamku Radomyl. The icon of the Holy Virgin og Berdychiv. 17-18th cc. The Museum of Ukrainian Home Icons, Radomysl Castle. Файл 29350.jpg:   Размер: 728x1059, 0.77 MPix, 249 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (130) , (1) . Описание: Богоматерь Бердичевская. Конец XVIII – начало XIX века. Дерево, смешанная техника. 22,3 х 17,6 х 2,4 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Файл 32336.jpg:   Размер: 619x787, 0.49 MPix, 237 Kb. Дата: 2018-07-28, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (122) , (0) . Описание: Коронация иконы Матери Божьей Бердичевской. Гравюра Яна Филипповича «Богородица Бердичевская и процессия с коронации образа» в двухтомной книге Григория Тшесьневского о чудотворном образе Богородицы «Ozdoba в obrona ukraiskich krajów przecudowna w Berdyczowskim obrazie Marya … ukoronowana», 1767 г. Файл 34097.jpg:   Размер: 641x1000, 0.64 MPix, 338 Kb. Дата: 2019-07-24, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 2 (87) , (0) . Описание: Божья Матерь Бердичевская из деревни Субботы Дрогичинского района, Беларусь. Выставка в Музее древнебелорусской культуры Академии наук (2019). Файл 34098.jpg:   Размер: 458x549, 0.25 MPix, 108 Kb. Дата: 2019-07-25, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (85) , (0) . Описание: Копия чудотворного образа Бердичевской Божией Матери в Бердичеве, Украина (sanktuarium Matki Boskiej Berdyczowskiej). См. Изображение иконы Бердичевская #12953 Файл 34099.jpg:   Размер: 450x600, 0.27 MPix, 141 Kb. Дата: 2019-07-25, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (102) , (0) . Описание: Богоматерь Бердичевская. XVIII век. Материал, техника: Дерево, грунт, масло. 35,7 х 26 х 1 см. Государственный исторический музей, Москва. " Иконы Божией Матери, день празднования которым не установлен или не известен. Бердичевская. Эта икона Богоматери находится в г. Бердичеве, Киевской губ., в католическом костеле, на горнем месте главного алтаря. Предание рассказывает, что этот образ явился одному православному казаку Тышку в его хуторе, на том месте, где стоит ныне г. Бердичев. Сначала икона [...]

http://pravicon.com/icon-25

Одно из ранних изображений Б. и. известно по гравюрам издания 1767 г. типографии мон-ря кармелитов, посвященного торжествам по случаю коронации иконы. В книге 2 цикла иллюстраций (авторы Т. Раковецкий, Т. Троцкевич, И. Филиппович): первый состоит из 8 гравюр с изображениями чудес от Б. и., на 3 - план временного сооружения для совершения коронации; во второй цикл вошли 8 гравюр, представляющих арки на пути к храму, 4 - с видами интерьера храма; на обороте титульного листа показаны: в верхней части - Б. и. в декоративно-барочном окружении, внизу - процессия, направляющаяся к храму. Б. и. принадлежит к иконографическому типу Богоматери Одигитрии. Младенец изображен сидящим на левой руке Богоматери, с Евангелием в левой руке, правой рукой благословляет. В левой руке Богоматери плат, правая возлежит на ножках Младенца. Широкое распространение получил расширенный извод Б. и., появившийся предположительно не ранее 2-й трети XVIII в., на к-ром Богородица (в указанном типе изображения) представлена на башне-колонне, увенчанной хоругвями и воинскими регалиями. В нижней части башни - изображение в ограде храмового сооружения, что может трактоваться как мон-рь, крепость или Небесный Град одновременно. На нижнем поле Б. и. кон. XVIII - нач. XIX в. (ГМИР) данного извода приведена строка из Песни Песней Соломона: «                                            » (4. 4), т. о., Богородица уподобляется библейскому образу Давидова столпа, служившему защитой Иерусалима. Данный тип композиции носит название «Палладиум», он особо почитался казачьим воинством. В ц. арх. Михаила ст-цы Мартанской (Краснодарский край) сохранилась икона нач. XIX в. подобного извода, подписанная «Изображение чудотворныя иконы Божией Матери Берди[е]синская», происхождение к-рой связывают с иконописной школой ст-цы Пашковской. В наст. время новый образ, написанный в 1991 г. в Кракове Б. Муха-Совинской (краткий извод), находится в боковой капелле нижнего костела мон-ря ордена босых кармелитов Римско-католической Церкви, откуда по окончании ремонтных работ будет перенесен в алтарь верхнего храма. Интронизация этой иконы состоялась 19 июля 1997 г., 19 июля 1998 г.- ее рекоронация. В дни празднования (16 июля - Матери Божией св. Скапулярия, 8 дек.- Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии) этой иконе в мон-рь стекается большое количество католич. паломников. Среди правосл. паствы Житомирской епархии почитание совр. образа не наблюдается.

http://pravenc.ru/text/78120.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Бердичевская " Описания иконы Икона Бердичевская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Святой образ почитается и православынми, и католиками. По преданию, икона явилась православному казаку Тышку, в его хуторе, на месте будущего города Бердичева (ныне город в Житомирской области, Украина). Новоявленная икона поначалу была помещена в часовне, затем в выстроенном Тышком храме во имя святого Архангела Михаила. Затем образ попал в католический монастырь ордена «Босых кармелитов». После закрытия монастыря в 30-х годах XX века в храме, где находилась Бердичевская икона разместили Музей революции и Музей истории католицизма. Перед немецкой оккупацией в 1941 году пожар полностью уничтожил все постройки монастыря. Очевидно, во время пожара погибла и икона Божией Матери. Иконография образа – иллюстрация фрагмента жития преподобного Досифея, изложенного в Четьях-Минеях Димитрия Ростовского. В житии святого говорится, что, будучи в Иерусалиме, в Гефсимании, юный Досифей, стоя в храме перед изображением Страшного суда, сокрушался, глядя на муки грешников. В этот момент ему явил[...] Икона Матери Божьей Бердичевской – история, прошлое и настоящее Источник: Сайт berdychiv.in.ua Икона Матери Божьей Бердичевской (XVI век) — чудотворная икона Божией Матери, Одигитрия, главная католическая святыня Украины, а также главная святыня Полесья. Находится в главном алтаре костела Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Бердичеве. Почитается равно как католиками, так и православными. Икона Матери Божьей Бердичевской имеет давнюю историю, начало которой достигает IV века. До сих пор не известно, кем и где была создана эта икона. По преданию, икона издавна сохранялась в семье Тышкевичей — магнатов и владельцев Бердичева и окружающих земель. Тышкевичи — графский род, герба Лелива, русско-литовского происхождения, один из самых влиятельных и великих литовско-русских родов. Берет свое начало от Каленика, Мышковича герба Лелива, наместника Путиловского и Звенигородского. Фамилия рода произошла от имени Тишки (Тимофея) Калениковича, сына Каленика Мышковичах, живший в первой половине XV века. Но впоследствии под польским влиянием родовая фамилия трансформировалось в Тышкев[...]

http://pravicon.com/icon-25

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Матери Божьей Бердичевской – история, прошлое и настоящее Икона Матери Божьей Бердичевской (XVI век) — чудотворная икона Божией Матери, Одигитрия, главная католическая святыня Украины, а также главная святыня Полесья. Находится в главном алтаре костела Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Бердичеве. Почитается равно как католиками, так и православными. Икона Матери Божьей Бердичевской имеет давнюю историю, начало которой достигает IV века. До сих пор не известно, кем и где была создана эта икона. По преданию, икона издавна сохранялась в семье Тышкевичей — магнатов и владельцев Бердичева и окружающих земель. Тышкевичи — графский род, герба Лелива, русско-литовского происхождения, один из самых влиятельных и великих литовско-русских родов. Берет свое начало от Каленика, Мышковича герба Лелива, наместника Путиловского и Звенигородского. Фамилия рода произошла от имени Тишки (Тимофея) Калениковича, сына Каленика Мышковичах, живший в первой половине XV века. Но впоследствии под польским влиянием родовая фамилия трансформировалось в Тышкевичи. Род Тышкевичей в начале был православным, но во времена польского доминирования род ополячился, его представители сначала приняли униатскую веру, а впоследствии — католическую. Собственно, представитель этого рода Ян Тышкевич, католик по вероисповеданию, и подарил эту семейную реликвию костелу Непорочного Зачатия Святой Марии Девы, Святого Иоанна Крестителя, Архистратига Михаила и Святого Иоанна Евангелиста, который был построен в Бердичеве. Торжественная закладка первого камня в фундамент костела состоялась 2 марта 1634, освятил краеугольный камень епископ Киевский Андрей Щолдский. В торжествах приняли участие владелец городка Януш Тышкевич с женой Ядвигой (урожденная Белжецька), их многочисленная семья и окружающие соседи-магнаты. Через восемь лет — 22 июля 1642 новый храм освятили. Первым его настоятелем стал о. Рафал. При строительстве храма использовали часть стен и помещений старого замка, основателем и владельцем которого был еще Василий Тышкевич. Во время торжеств освящения храма Януш Тышкевич составил жертвенный дар для нового костела — он передал семейную икону Пресвятой Девы Марии, издавна известную в семье Тышкевичей своей благодатью.

http://pravicon.com/info-4047

Свято-Преображенский Тригорский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Преображенский Тригорский мужской монастырь — православный мужской монастырь Житомирской епархии Украинской Православной Церкви. Главной святыней монастыря является местночтимая чудотворная икона Божией Матери " Тригорская " , относящаяся по стилю письма к XVIII веку. По преданию, она явилась на источнике близ монастыря. Содержание История [ править править код ] Под 1611 г. Острожская летопись сообщает: «Божиею благодатию начася монастир Тригорський… над рикою Тетервью, Преображения Спасителева, отцем Кирилом, любарским игуменом». Существовала версия и о более раннем основании обители: ее старинный синодик гласил, что «монастырь Тригорский в первих наречен быть Пустинский, его же созда сиательный князь Владимер Житомирский року 1583 и прилучил его до монастыря Бердичевскаго ради леса и риб», о чём «прочтох з книг ратушных Киевских р(оку) Божия 1600 аз смиренний иеромонах Иоиль, иконом монастыря Бердичевскаго». Однако в кон. XVI в. в Житомире не было князя (город входил в Волынское воеводство Польши)! «Инвентарь» Тригорской обители 1775 г. отмечает, что монастырь «начало основания своего имел еще от времен Владимира, князя Житомирского, который основывал в разных местах монастыри», но позже обитель сожгли враги, а «по немалом времени» после разорения ее возродили в 1613 г. вельможи Вороничи. Считая сведения синодика не вполне точными и доверяя больше «Инвентарю», историограф монастыря Анатолий Малевич (1898) предположил, что под «князем Владимиром Житомирским» подразумевали Владимира Ольгердовича (в 1362–1394 гг. он правил удельным Киевским княжеством, включавшим Житомир, и благотворил Православной Церкви). В «Инвентаре» помещена также копия грамоты Николая Воронича 1613 г. По ее словам, игумен Любарской обители Кирилл попросил Воронича, чтобы тот выделил инокам землю для устройства нового, пустынного монастыря, и просьба была исполнена. В 1644 г. Киевский митрополит свт. Петр Могила писал в книге «Лифос» («Камень»): «Посмотри на общежительный монастырь Тригорский, и там увидишь до 80-ти иноков, пребывающих в великом смирении и строгой жизни». В годы Хмельниччины обитель подверглась разорению (в житомирских актовых книгах Тригорский игумен Никифор Онушкевич оставил запись о том, что «немецкие и иные своевольные толпы людей, года 1651… разных дней нападая на монастырь», обратили его в развалины).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Преображ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРДИЧЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, почитаемый православными и католиками. Согласно правосл. традиции, икона была явлена казаку Тышку на его хуторе на месте буд. Бердичева (известен с 1546; ныне город в Житомирской обл., Украина). Первоначально образ поместили в часовню, затем в специально построенный этим казаком храм во имя арх. Михаила. Поляки, намереваясь похитить икону, устроили в церкви пожар и, завладев образом, перенесли его в кармелитский мон-рь. Католич. версия возводит происхождение иконы к 1566 г., когда папа Пий V дал благословение генеральному настоятелю ордена иезуитов Франциску Бордиашу написать неск. копий иконы Божией Матери из ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. Впосл. нек-рые из них привезли в Польшу и на Украину, одна стала наследной иконой киевского воеводы Януша Тышкевича, сына Теодора Тышкевича, основателя Бердичева. В 1630 г. в благодарность за освобождение из татар. плена Януш основал кармелитский мон-рь в Бердичеве, куда передал Б. и. В 1756 г. был совершен обряд коронации Б. и., в 1831 г. корона была украдена и заменена дубликатом, изготовленным на средства местной шляхты (впосл. также похищен). В 1844 г. папа Пий IX преподнес в дар Б. и. золотую ризу, венец и корону с бриллиантами. Бердичевская икона Божией Матери. Нач. XIX в. (ГМИР) Бердичевская икона Божией Матери. Нач. XIX в. (ГМИР) В 1866 г. киевский генерал-губернатор А. Безак привез постановление о закрытии мон-ря в связи с «убийством неизвестными злоумышленниками» настоятеля Салезия Мартусевича. На территории обители разместили полицейское управление, перед входом устроили торговые ряды. Б. и. стала недоступна для паломников и прихожан до 1904 г., когда киевский губернатор Н. Клейгельсон распорядился вернуть святыню верующим. После закрытия мон-ря в 30-х гг. XX в. в храме, где находилась Б. и., разместили Музей революции и Музей истории католицизма и святыня стала частью музейной экспозиции. Перед нем. оккупацией в 1941 г. пожар полностью уничтожил все постройки мон-ря. Очевидно, во время пожара погибла и Б. и., о ее судьбе после 1941 г. ничего неизвестно.

http://pravenc.ru/text/78120.html

Икона Бердичевская - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Бердичевская - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Бердичевская Святой образ почитается и православынми, и католиками. По преданию, икона явилась православному казаку Тышку, в его хуторе, на месте будущего города Бердичева (ныне город в Житомирской области, Украина). Новоявленная икона поначалу была помещена в часовне, затем в выстроенном Тышком храме во имя святого Архангела Михаила. Затем образ попал в католический монастырь ордена «Босых кармелитов». После закрытия монастыря в 30-х годах XX века в храме, где находилась Бердичевская икона разместили Музей революции и Музей истории католицизма. Перед немецкой оккупацией в 1941 году пожар полностью уничтожил все постройки монастыря. Очевидно, во время пожара погибла и икона Божией Матери. Иконография образа – иллюстрация фрагмента жития преподобного Досифея, изложенного в Четьях-Минеях Димитрия Ростовского. В житии святого говорится, что, будучи в Иерусалиме, в Гефсимании, юный Досифей, стоя в храме перед изображением Страшного суда, сокрушался, глядя на муки грешников. В этот момент ему явилась Богоматерь, Которую он спросил о том, как избежать страшных мук. И получил от Неё три заповеди – поститься, не есть мяса и молиться. Изображённые на иконе надписи передают разговор Богородицы и Досифея. Из уст Досифея: «Г(ос)п(о)же, что сотворитъ кто, да избвится от мукъ». Из уст Божией Матери: «[Пости]ся, и не яждь мяса, и м(о)лися часто, и избавишися от мукъ» Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Бердичевская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-234

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: С сайта pl.wikipedia.org : Obraz Matki Boej Berdyczowskiej ze zbiorów Muzeum Ukraiskich Ikon Domowych w Zamku Radomyl. The icon of the Holy Virgin og Berdychiv. 17-18th cc. The Museum of Ukrainian Home Icons, Radomysl Castle. Файл 29350.jpg:   Размер: 728x1059, 0.77 MPix, 249 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (130) , (1) . Описание: Богоматерь Бердичевская. Конец XVIII – начало XIX века. Дерево, смешанная техника. 22,3 х 17,6 х 2,4 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Файл 32336.jpg:   Размер: 619x787, 0.49 MPix, 237 Kb. Дата: 2018-07-28, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (122) , (0) . Описание: Коронация иконы Матери Божьей Бердичевской. Гравюра Яна Филипповича «Богородица Бердичевская и процессия с коронации образа» в двухтомной книге Григория Тшесьневского о чудотворном образе Богородицы «Ozdoba в obrona ukraiskich krajów przecudowna w Berdyczowskim obrazie Marya … ukoronowana», 1767 г. Файл 34097.jpg:   Размер: 641x1000, 0.64 MPix, 338 Kb. Дата: 2019-07-24, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 2 (87) , (0) . Описание: Божья Матерь Бердичевская из деревни Субботы Дрогичинского района, Беларусь. Выставка в Музее древнебелорусской культуры Академии наук (2019). Файл 34098.jpg:   Размер: 458x549, 0.25 MPix, 108 Kb. Дата: 2019-07-25, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (85) , (0) . Описание: Копия чудотворного образа Бердичевской Божией Матери в Бердичеве, Украина (sanktuarium Matki Boskiej Berdyczowskiej). См. Изображение иконы Бердичевская #12953 Файл 34099.jpg:   Размер: 450x600, 0.27 MPix, 141 Kb. Дата: 2019-07-25, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (102) , (0) . Описание: Богоматерь Бердичевская. XVIII век. Материал, техника: Дерево, грунт, масло. 35,7 х 26 х 1 см. Государственный исторический музей, Москва. " Иконы Божией Матери, день празднования которым не установлен или не известен. Бердичевская. Эта икона Богоматери находится в г. Бердичеве, Киевской губ., в католическом костеле, на горнем месте главного алтаря. Предание рассказывает, что этот образ явился одному православному казаку Тышку в его хуторе, на том месте, где стоит ныне г. Бердичев. Сначала икона [...] Файл 35093.jpg:   Размер: 607x817, 0.5 MPix, 147 Kb. Дата: 2020-10-31, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (54) , (0) .

http://pravicon.com/icon-25-photo

О.П. Белыничская Чудотворная икона. По церковному преданию, до Х в. находилась в Кракове и свидетельствовала о православном прошлом Польши. Именно она оказала благодатную поддержку Ф. Скорине в краковский период его деятельности, вдохновив на подготовку и издание нового перевода Библии. В XIII в. икона была перенесена иноками Киево-Печерской лавры в Белыничи и поставлена в Свято-Ильинском храме. Молебны перед иконой совершались днем и ночью. Во время всенощного бдения произошло чудо: от образа Царицы Небесной воссиял яркий свет, будто в солнечный день, и начали расходиться лучи. В память об этом чуде селение получило название Белыничи, т. е. «Белые ночи»; и икона Божией Матери стала именоваться Белыничской. В 1596, после принятия Брестской унии, икону поместили в католическом храме, основанном великим канцлером и гетманом Великого княжества Литовского Львом Сапегой на берегу р. Друти, в г. Мстиславле, что в 45 верстах от Могилева. В 1832 костел вместе с чудотворной иконой был передан православным и переведен в м. Белыничи. В 1876 архиепископ Могилевский и Мстиславский Евсевий совершил литургию в новосозданном монастыре в честь Рождества Божией Матери, где и находилась чудотворная икона, прославленная многими чудесами. Икона празднуется 12/25 апр. Бердичевская икона Божией Матери Чудотворный образ, почитаемый православными и католиками. Бердичевская икона принадлежит к иконографическому типу Богоматери. Младенец изображен сидящим на левой руке Богоматери с евангелием в левой руке, правой рукой благословляет. В левой руке Богоматери плат, правая возлежит на ножках Младенца. Широкое распространение получил расширенный извод Бердичевской иконы, появившийся предположительно не ранее 2-й трети XVIII в., на котором Богородица (в указанном типе изображения) представлена на башне-колонне, увенчанной хоругвями и воинскими регалиями. Бердичевская икона особо почиталась казачьим воинством. Берегини (берегыни) В древнерусской языческой мифологии олицетворение добра, силы, оберегающие человека, заботящиеся о посевах и дожде для нив; представлялись в виде прекрасных крылатых дев. По др. версиям, Берегиня существует только в единственном числе и является великой богиней, породившей все сущее, ее сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. Культ Берегини (берегинь) связан с березой – воплощением добра и света. Берегиня (Фотий)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

д) Во всех этих описях двери царские, столицы и сени описываются особою так сказать статьею, как что-то отдельное от икон, и часто без упоминания о дверях северных и южных. е) из писцовых книг 1627–1629 г. видно 39 , что 1) в беднейших сельских 2) в других, более достаточных, сельских же церквах, кроме икон на стенах или при стенах и простой преграды, отделявшей алтарь от нефа церкви, был деисус с столицами и царскими дверьми: а в иных деисус дополнялся еще верхними тяблами с праздниками:, праотцами и пророками. 3) в некоторых церквах у преграды алтарной, при стене, ставился в киоте один образ храмовой, а иногда с противоположной стены также в киоте, или у конца самой преграды, обок северной двери, ставился другой и третий образа наиболее чтимых праздников или святых. Но алтарь продолжал оставаться открытьм для предстоящих, закрываясь только в определенные времена завесой, и иконы Спасителя Благословляющего, Божией Матери и Иоанна Предтечи все ещё оставались над царскими вратами в виде Триморфия. 4) в киевской епархии (в с. Волчинце и Сигнаевке, Бердичевского уезда) можно видеть и теперь старинные иконостасы, в которых северные и южные двери отделяются от царских дверей только колоннами или пилястрами, a местные иконы Спасителя и Божией Матери находятся вверху пилястр, имея посреди себя образ Тайной вечери 40 . Иконостасы эти сооружены в конце прошлого столетия во Львове: подобные им встречаются в униатских церквах Галицин. Сходство их с древними алтарными преградами церквей VIII века дальней от нас Грузии отклоняет всякий повод думать, будто таковая форма образовалась в Галиции под влиянием католичества. Желание оказать большее чествование иконам Спасителя и Божией Матери и так сказать уравнять их в этом отношении с иконой храмовой, стоящей в нижнем ярусе, было достаточным побуждением к тому, чтобы изготовить деисус в болышем размере и поместить икону Спасителя по одну сторону царских врат, а икону Божьей Матери по другую, между царскими, северными и южными дверьми алтарной преграды: 3-ю же икону деисуса – образ св. Иоанна Предтечи поставить, в соответствие храмовой иконе влево от северной двери. Здесь и обьяснение того, почему икона св. Иоанна Предтечи находится в числе наместных икон большей части наших старинных иконостасов, особенно в новгородских церквах. Воспроизведете малого древнего деисуса в несколько измененном виде Представляете ныне, венчающее 5-ти ярусный иконостас, распятие с предстоящими Божией Матерью и ионном Предтечей на отдельных вырезных дсках. тем не менее в никоторых иконостасах все ещё малые деисусы помещаются на своём прежнем месте, над царскими дверьми, повторяя собою три иконы нижнего ряда; по большей же части их место здесь занимают Тайная вечеря, в древности писавшаяся альфреско на запрестольной стене, или нерукотворенный образ на убрусе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010