И тут же, наконец, к удивлению, встречаешь целые селения выходцев из Тамбовской и Саратовской губ. – русских мужичков, как, например: Захарочкиных, Жабиных, Кулашных и т. п., под именем сектантов – субботников и иудействующих, совершенно не к лицу изображающих из себя бердичевских или шкловских мошек и срулей, с прицепленными пейсами, на подобие колтунов. Захарочкины и Жабины прежде жили в селении Пришиб, Ленкоранского уезда, где торговали тогда винами и бакалейными товарами и назывались там настоящими жидовскими именами: Порухами, Мордухами, Олухами и т. п. Странно, что при одной этой кличке они так и сияют от восторга, и, наоборот, очень недовольными бывают, когда кто-нибудь по привычке называл их христианскими именами. До того офанатизировались люди в своём новом положении, не смотря на полнейшее отвращение к жидовству всего цивилизованного мира! Вот где убеждаешься воочию в могучей силе влияния религиозных воззрений на склад духа и жизни людей! Верстах в 6 от Пришиба, где жили Захарочкины и Жабины, в уроч. Геог-Топа, стоял одно время Терский казачий полк, откуда очень часто офицерство наезжало к ним в Пришиб для кутежей. Кутежи эти иногда приходились и на субботу, так сказать, в шабаш. В то время евреям христианскую прислугу держать у себя было запрещено, которая в подобных случаях могла бы заменить хозяев, офицеры же непременно требовали подать им вина и закуски. Что было делать в таком случае ренегатам? И субботу нельзя было нарушить, и поживиться на счёт развеселившихся не хотелось упустить случая. Русские евреи тогда прибегли к обыкновенной жидовской хитрости: они ни за что не хотели принимать от офицеров денег прямо в руки, а разными невинными пантомимами представляли им полное право самим хозяйничать у них в лавках, забирать, сколько и чего надо, и класть деньги за товар на прилавок, конечно, вполне полагаясь на офицерское благородство. Сами же, по-видимому, невозмутимо продолжали молиться и разве только, как бы нечаянно, одним глазом, позволяли себе взглянуть на презренный металл, чтобы затем опять, как будто бы невзначай, спрятать его себе в карман, предварительно мигом сообразив расход с приходом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Реку Тетерев пересекают Киево-Брестская железная дорога, которой железнодорожный мост находится у местечка Чуднова и Киево-Брестское, и Житомиро-Бердичевское шоссе, на которых шоссейные каменные мосты имеются у Коростышева (Киевской губернии), и Житомира. 8. Збруч – приток Днестра – берёт начало из болота, лежащего к югу от села Гальчинцы Староконстантиновского уезда и, пройдя 8 вёрст от истока, направляется по границе между Галицей и Волынской и Подольской губерниями, и впадает в Днестр у местечка Исаковец Каменец-Подольского уезда. Длина всего течения по границе – 213 вёрст. Общее направление реки – с севера на юг; от Гусятина до устья оно очень извилисто. Берега реки в летнее время доступны почти на всяком месте, в верховьях – отлоги и представляют обработанные поля. Левый (наш) берег командует над правым; местами берега круты и обрывисты, а ниже Тарноруды – высоки и скалисты; течение во многих местах делится, и образует острова. Ширина в местах, где нет запруд, редко превосходит 4–5 сажень; в местах же, где устроены запруды (таковые преимущественно в верховьях) она нередко доходит до 300–400 саж. Глубина в верховьях, где есть запруды, достигает 2–3 саж., а в прочих местах изменяется от ½ до 3 аршин и более. В мелких местах существуют броды, против которых на Австрийском правом берегу устроены сторожки для парных часовых; на нашем – левом берегу – расположены гораздо чаще кордоны и расхаживают вооружённые часовые. Дно реки иловато, но местами – каменисто. Течение более быстро в нижней части реки. Замерзание реки бывает в конце ноября, а вскрытие – около половины марта. Через р. Збруч имеется железный «Мысловский» мост, находящийся на железной дороге из России в Австрию, между станциями Волочиском и Подволочиском. 9. Западный Буг – правый приток р. Вислы – берёт своё начало в Галиции, в пределы же России входит у села Большие Джарки, отделяя Люблинскую губернию от Владимир-Волынского уезда. Длина реки в пределах Волынской епархии равняется 218 вёрстам; на всём этом протяжении река делает весьма частые изгибы. Долина реки большей частью болотиста, но не широка; ниже Устилуга она делается шире и более лесистой. Правый берег, от границы до Устилуга, холмист, ниже Корытницы – расходится, но в общем правый берег выше левого, командование постоянно переходит с одного берега на другой. Ширина реки изменяется от 7 до 25 сажень, при весенних разливах достигает 4 вёрст. Глубина – от 6 футов до 4 саж. Весной уровень поднимается на 12 футов над горизонтом высших летних вод. Скорость течения доходит до 2–5 фут. в секунду. Река замерзает обыкновенно в первых числах декабря, а вскрывается в первой половине марта. В первой половине лета производится сплавное судоходство; преимущественно сплавляются лес из Галиции и местные лесные изделия, а также хлеб, направляющийся в Балтийские порты к Данцигу. Через Западный Буг имеется железнодорожный мост Привислянской железной дороги у Волчьего перевоза.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Другой рапорт принадлежит Благочинному 5-й части Радомысельского уезда, священнику Евстафию Ясинскому и помечен 17 Сентября 1847 года. «Ведомства моего, – писал Благочинный Ясинский, – села Карниловки Троицкой церкви диакон Федор Хотинский 14 числа сего Сентября месяца донёс мне рапортом, что 1-го числа Августа месяца сего года, неизвестный ему по имени и фамилии отставной солдат, (служивший прежде в польском войске), приехал в село Карниловку с дворянином Антонием Добровольским, находящимся ныне на жительстве в городе Житомире, и пришед в дом диакона Хотинского, сказал ему, что господин его Антоний Добровольский прислал просить его, диакона, приглашать чернь на сторону мятежников. Хотя за верность сего доноса я не ручаюсь и, при расследовании по сему делу, доказать ничего не могу, но, дабы ответственность на меня не пала в случае какого-нибудь возмущения, долгом поставляю донести о сём Вашему Высокопреосвященству с приложением при сём в подлиннике рапорта диакона Хотинского» 40 . Еще: священник местечка Белиловки Бердичевского уезда А-р Мацкевич со слов крестьян сделал донос, будто бы помещик села Немиринец Аполлинарий Абрамович имеет у себя мятежнические оружия, хранившиеся прежде у тамошнего священника Лаврентия Волошкевича, и даже сам решился ездить с Исправником в имение помещика Абрамовича села Немиринец «для бытности при обысках об оружии, спрятанном будто бы в клуне». В то самое время, когда священнослужители Киевской епархии получили и стали исполнять начальственное предписание относительно наблюдения за действиями поляков и духом, в народе распространяемом, – в это же самое время и возникло второе из предуказанных дел. Гражданские чиновники со своей стороны в целом ряде доносов Киевскому Генерал Губернатору Бибикову старались очернить в его глазах местное духовенство и обвинить многих священнослужителей в разных предосудительных и вредных для общественного спокойствия поступках. Обвинения эти носят, между прочим, такой детальный бытовой оттенок, что указывают этим самым на более близкий к духовенству источник этих доносов, именно на польско-шляхетскую среду, имевшую возможность следить за священнослужителями на каждом шагу их жизни. Поэтому, можно думать, что доносы на священнослужителей были отместкою им со стороны польского дворянства и шляхты за наблюдения за их действиями, сопровождавшеюся иногда доносами политического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Вопросов не последовало. Тов. Мордашев делает внеочередное заявление о том, что Рыженкова, Бердичевского и Большева арестовать не удалось за отъездом их из города. По обсуждении этого решено арестовать их на местах. Тов. Иванов просит собрание высказаться, правильны ли были [меры,] предпринятые к подавлению контрреволюционного выступления или нет. Тов. Клубочкин признает, что президиум действовал соответствующе обстоятельствам и правильно, чем не допустил кровопролития, причем объяснил, что при выступлении 15 (2) мая им в с. Игнатьеве тоже пришлось уговаривать односельчан не принимать участия в выступлении, не идти на призыв набада и присоединяться к толпе, уговоры воздействовали, т. к. никто из его односельчан активного участия в восстании не принимал. Тов. Иванов просит высказаться, есть ли какое заметное движение на местах и в какой степени. Представ[итель] от Аксиньинской вол[ости] заявляет, что есть недовольство на власть на почве отбора муки у мешочников, причем последний не понимает причин, вызывающих отбор. Тов. Мордашев в своей речи говорит, что он не слышит от данного совещания определенного ответа, на что теперь может опираться советская власть и поэтому просит указать, что должна в дальнейшем предпринимать советская власть. Тов. Клубочкин говорит, что да, действительно теперь приходится надеяться на вооруженную силу. Тов. Медведев, обрисовывая настроение на местах, говорит, что население Аксиньинской волости смотрит на советскую власть обыкновенно как на власть при небольшом недовольстве на почве продовольствия. Советской власти трудно прожить только до урожая, переворот власти нежелателен, так как население учитывает, что советская власть преобразовывает другие отрасли управления, чем жизнь и приходит в нормальность. Тов. Мордашев спрашивает, почему при контрреволюционном выступлении не выступило население против такового. Тов. Шнырев говорит, что при устранении власти Временного правительства население отнеслось к этому пассивно, это наблюдается и при выступлении против советской власти, так как нет вожаков. Для противовыступления контрреволюционерам необходимо иметь вооруженную силу, в особенности в городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Викариартства: Белыническое (1923—1925); Бердичевское (1921—1922, 1941—1942); Владимиро-Волынское (до 1943 г.); Камень-Каширское (1925—1935); Ковельское (1941—1942); Коростенское (1922—1931); Кременецкое (до 1934 г.); Луцкое (1922—1944); Острожское (до 1942 г.); Полонское (1923—1931).    ЛЬВОВСКАЯ и Дрогобычская (1941—1988 Л. и Тернопольская).     1945    МУКАЧЕВСКАЯ и Ужгородская.     1993    НИКОЛАЕВСКАЯ и Вознесенская.     1993    ОВРУЧСКАЯ и Коростенская.     Викариатство: Брусиловское.    ОДЕССКАЯ и Измаильская (1928—1944 Херсонская и О.; 1944—1946 Херсонская и Николаевская; 1946—1947 О. и Кировоградская; 1947 — после 1959 г. О. и Херсонская).     Викариатства: Ананьевское (1923—1924); Балтское (1957—1958); Белгород-Днестровское (1960—1961); Зиновьевское (1930—1931); Кировоградское (1944—1946; 1950—1962); Николаевское (до 1944 г.); Новомиргородское (до 1923 г.); Тираспольское (1921—1922).    ПОЛТАВСКАЯ и Кременчугская (до 1928 г. П. и Переяславская).     Викариатства: Лубенское (1920—1927); Переяславское (1922); Пирятинское (1925—1927); Прилукское (до 1928 г.); Роменское (1927—1931).     1990    Ровенская и ОСТРОЖСКАЯ.    Симферопольская и КРЫМСКАЯ (до 1928 г. Таврическая и Симферопольская; 1928—1936 К.; 1936—1944 упразднена).     Викариатство: Керченское (1924—1928); Мелитопольское (1923—1924); Севастопольское (до 1924 г.); Феодосийское (1921—1930); Ялтинское (1922—1927).     1945    СУМСКАЯ и Ахтырская.     1991    ТЕРНОПОЛЬСКАЯ и Кременецкая.     Викариатство: Почаевское.     1994    ТУЛЬЧИНСКАЯ и Брацлавская.    ХАРЬКОВСКАЯ и Богодуховская (до 1945 г. Х. и Ахтырская).     Викариатства: Андреевское (1925—1926); Волчанское (1918—1919); Лебединское (1917—1919); Старобельское (до 1924 г.); Сумское (до 1935 г.).    ХЕРСОНСКАЯ и Таврическая (до 1926 г. Х. и Одесская; 1927—1928 Х. и Николаевская; 1928—1944 Х. и Одесская; 1944—1946 Х. и Николаевская; 1946—1947 присоединена к Одесской и Кировоградской; 1947 — после 1959 г. Одесская и Х.).     Викариатства:; Елисаветградское (до 1926 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945, обе картины удостоены в 1946 г. Сталинской премии), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой». Иллюстрации Пластова к произведениям Н.А.Некрасова, А.С. Пушкина , Л.Н.Толстого, А.П.Чехова отличаются незабываемой яркостью и эмоциональностью замысла. Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел в акварелях к книгам для детей. Заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии художеств СССР А.А.Пластов умер в родной деревне Прислониха в 1972 г. В Ульяновске в его честь названа улица, на которой установлен памятник художнику. В селе Прислониха в 1988 г. открыт музей «Народный художник А.А.Пластов». Сегодня мы также вспоминаем танкиста, полковника, дважды Героя Советского Союза И.Н.Бойко (1910-1975). Иван Никифорович Бойко родился 11 октября 1910 г. в Подольской губернии в семье крестьянина. В 1936 г. окончил Ульяновскую бронетанковую школу, затем, в 1939 г., бронетанковые курсы. Участвовал в боях на реке Халхин-Гол в 1939 году. Во время Великой Отечественной войны с 1941 г. Бойко воевал в составе 1-й танковой армии под командованием генерала Катукова. 28 декабря 1943 г. 69-й гвардейский танковый полк 1-й танковой армии под командованием гвардии майора Бойко в ходе Житомирско-Бердичевской операции войск 1-го Украинс кого фронта выбил фашистов из города Казатин Винницкой области. За этот подвиг в 1944 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 1 февраля 1944 г. и до окончания войны Бойко командует 64-й гвардейской танковой бригадой, воины-танкисты которой в составе войск 1-го Украинского фронта особо отличились в Проскуровско-Черновицкой операции, в ходе которой освободили от гитлеровцев города Новоселица и Черновицы.

http://ruskline.ru/history/2015/05/12/et...

В 1922 г. в О. м. было произведено изъятие церковных ценностей. В 1924 г. мон-рь закрыли. На момент закрытия игуменией была Анимаиса (Ситарук). Сестер выгнали из обители, а монастырский корпус передали воинской части. В 1934-1941 гг. (до эвакуации) в стенах обители находился детский дом. В 1934 г. Васильевская ц. была закрыта, в ней разместили склад. Фрески, написанные Блазновым и Савенюком, затерли цементным раствором. Николаевскую ц., к-рая после 1917 г. стала приходской, снесли. В 1935 г. был арестован духовник обители свящ. Серафим Кушевич († 3 дек. 1937). Некоторые сестры продолжали проживать в Овруче на частных квартирах. Игум. Анимаиса (Ситарук), монахини Мелитина (Андриюк) и Гликерия (Иваницкая) 26-27 нояб. 1937 г. были арестованы Овручским районным отделом НКВД и обвинены в «контрреволюционной шпионской деятельности в пользу Польши» и в проведении «пораженческой агитации против Соввласти среди жителей города Овруча». 4 янв. 1938 г. в Житомире они были расстреляны. В 1941 г. по ходатайству еп. Бердичевского, вик. Автономной УПЦ Леонтия (Филипповича; † 1971) с разрешения нем. оккупационной власти 47 сестер (15 монахинь и 32 послушницы) вновь поселились в обители. Игуменией стала мон. Лукия (Дмитренко), проживавшая в обители с 1907 г. В 1942-1943 гг. настоятельницей была игум. Аполлинария (Каюкова; † 1949). В 1943 г. игуменией стала Магдалина (Дубинович), перемещенная из житомирского Успенского жен. мон-ря, открытого еп. Леонтием. Игум. Лукию перевели в Житомир. 28 нояб. 1942 г. отремонтированный Васильевский храм был освящен архим. Серафимом (Климковым; † 1970), заместителем еп. Леонтия. В пользовании мон-ря находились 2-этажный корпус и 5 га земли под огородами. К авг. 1944 г. в О. м. проживали 42 насельницы в возрасте от 35 до 65 лет. В 1945 г. О. м. был зарегистрирован. Согласно постановлению Совета министров (СМ) СССР от 29 мая 1946 г. и СМ УССР от 12 авг. 1946 г. «О православных монастырях», исполком Житомирского облсовета депутатов трудящихся обязал исполком Овручского райсовета депутатов трудящихся выделить для О.

http://pravenc.ru/text/2578159.html

- Я думаю, на боевых действиях украинской армии этот пожар слабо отразится, - также считает политолог, экс-замминистра информации ЛНР Юрий Першиков. - Тактика ВСУ в последнее время достаточно однообразна - и, по своей сути, провокационна. Это ночные обстрелы территорий народных республик, когда нельзя определить, кто и по кому стреляет. Для провокаций боеприпасов будет достаточно, и я не думаю, что ночные обстрелы прекратятся. Что касается недостачи - то это причина всех пожаров, которые случаются на украинских складах. Дело в том, что Украина сегодня - один из крупнейших игроков на черном рынке вооружений, в том числе, в странах Ближнего Востока. Под видом «АТО» многие сопричастные армейские чины, а также их гражданские «крышеватели» охотно торгуют снарядами, в том числе, и с которое активно использует технику советских времен. Это серьезные международные договоренности криминального характера, в которых задействованы также кураторы различных ближневосточных банд из стран Старого и Нового света. Украина очень гармонично встроилась в эти схемы, и на сегодня активничает на южном направлении. Хотя версию бытового разгильдяйства на складах тоже списывать нельзя. Состояние «самой сильной» армии в Европе - это уже притча во языцех. Пьянство, халатность и разгильдяйство. «СП»: - А как насчет приказа экономить боеприпасы? Для чего он тогда? - Приказ этот больше пиар-ход украинского командования для того, чтобы можно было потом замылить глаза международной общественности и списать ночные обстрелы на сами республики. Мол, мы стреляем редко, но метко, и всегда точно по позициями противника, а не по мирным кварталам. Депутат Народного Совета ДНР Владислав Бердичевский, напомнил, что еще в 2008 году Киев принял Государственную целевую программу по утилизации обычных видов боеприпасов, непригодных для дальнейшего хранения. Она была рассчитана до 2017 года. В ее рамках предполагалось уничтожить почти 500 тыс. тонн боеприпасов. Однако программа никогда не выполнялась в полном объеме из-за недостатка финансирования.

http://ruskline.ru/opp/2017/mart/28/pozh...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Изгнанники или посланники? 3 мин., 06.11.2012 В послереволюционной русской эмиграции первой волны была популярна фраза “мы не в изгнании, а в послании”. Но так ли это?  Много ли русское рассеяние дало Франции, Англии или, скажем, США? И что Россия сегодня может дать остальному миру?  Об этом «Фома» решил спросить гостей VI ассамблеи Русского мира, прошедшей в Москве 3-4 ноября. Бердичевский Анатолий Леонидович, профессор Института международных экономических связей Айзенштадта (Австрия). Сегодня Россия может дать миру прежде всего русский язык. Надо сказать, что в последние годы к нашему языку стал проявляться невероятный интерес в европейских странах, вслед за этим возникает и интерес к нашей культуре и православию. Если судить по Австрии, где я живу, многих австрийцев поражает наша духовная культура, а Россия оказывает и экономическое влияние. В Москве, если я не ошибаюсь, 187 австрийских фирм. А в Австрии около 300 фирм, чья деятельность связана с Россией. Многие австрийцы считают, что деньги сейчас можно заработать только контактируя с Россией, говорят, что для успешного бизнеса нужно знать русскую культуру. С языком сегодня проблем нет: в России знают английский и немецкий, в Австрии знают русский. Но конфликты между бизнесменами часто возникают именно из-за того, что они не знают именно культуру друг друга, сегодня даже создаются специальные институты, помогающие освоить бизнесменам русскую культуру. Иеромонах Никон Белавенец, лидер общественной организации «За веру и отечество». Думаю, что значение русской эмиграции смело можно назвать апостольским, поскольку благодаря этому явлению Европа открыла для себя Православие, которое раньше казалось своего рода экзотикой. Сегодня в мире очень много православных французов, немцев, англичан… наверное, православные есть среди всех народов мира. Русские эмигранты, оказавшись  даже в самых непростых условиях, первым делом строили храмы. Сейчас, наверное, трудно будет найти на карте точку, где не было бы  хотя бы одной русской церкви или часовни. Я считаю, что русская эмиграция оказала духовную поддержку прежде всего западному миру, который находится в глубоком кризисе.

http://foma.ru/izgnanniki-ili-poslanniki...

Евангельское повествование о Рождестве Спасителя (от Луки гл. 2) отличается краткостью. Апокрифические сказания дают дополнительные черты, почти всецело вошедшие в народную поэзию, преимущественно колядки и щедривки. Уже на древнехристианских саркофагах являются осел и бык при Рождестве Христове. К IX веку на востоке и западе пользуется огромною популярностью форма изображения Р. X., где главные действующие лица изображены таким образом: в горе пещера, в пещере ясли, в которых лежит Христос: над Ним головы осла и быка. Богоматерь лежит на одре, лицом к зрителю. Иосиф сидит внизу в раздумье, либо грусти, или же в дремоте. 89 Известно, как традиционные осел и бык послужили великим итальянским художникам, напр., Корреджио. В Чети-Минеях Димитрия Ростовского говорится, что к яслям привязаны были вол и осел. Их привел Иосиф из Назарета. На осле ехала пресвятая Дева, а вола Иосиф привел на продажу, чтобы было чем уплатить царскую подать и содержать себя в Вифлееме и в дороге. Сии то бессловесные животные, стоя при яслях, дыханием своим согревали Младенца от зимней стужи и таким образом служили Владыке и Творцу своему. Этот рассказ из Чети-Миней проник в народ и произвел сильное впечатлите на народную мысль, так что в духовных стихах и легендах малорусского народа он передается почти с дословною верностью. Так, в одном рассказе, записанном в подольской губернии говорится: «Ото як находився Господь та лежав у яслях, то вил не нарушав з ясел жадного стебла, а ще дыхав и загривав Бога... Ото ж то Божа Мати и сказала: «будешь же ты, добрый воле, завсегда в Бога сытый» (Драг., стр. 109). В литинском уезде записано поверье, что волы и ослы благословенны Богом за то, что укрывали Спасителя в яслях соломой и согревали Его (Чуб. т. 1, втр. 48). Отсюда произошло поверье, что рогатый скот накануне Р. X. получает способность говорить человеческим голосом (Ibid., стр. 48). Колядка, записанная в бердичевском уезде и вошедшая в III т. «Трудов» Чубинского, стр. 340–341, представляет любопытный образчик стихотворной переделки чети-минейного сказания:

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010