Путешествия в Рим позволили ему собрать богатую коллекцию манускриптов, мощей и изображений, так что в кон. VII - нач. VIII в. основанные им мон-ри стали центрами христ. науки и искусства в Зап. Европе. Среди его учеников был историк Беда Достопочтенный. Одновременно Б. Б. вел активную деятельность по распространению в Британии рим. богослужения и григорианского пения. С этой целью из 5-го путешествия в Рим Б. Б. привез архикантора собора ап. Петра Иоанна. В 686 г. Б. Б. парализовало, и до смерти он был прикован к постели. Погребен в ц. ап. Петра в Вермоуте. Почитание Б. Б. началось вскоре после его кончины и довольно быстро распространилось по всему Западу и особенно в Англии. В X в. мон-ри Вермоут и Ярроу были разрушены датчанами, а мощи святого, видимо, по инициативе еп. Винчестерского Этвальда, в 970 г. были перевезены в аббатство Торни в Айл-оф-Или. Б. Б. включен в число местночтимых святых Сурожской епархии РПЦ. Ист.: Beda Venerabilis. Vita BB. Abbatum Benedicti, Cleofridi, Eosterwini, Sigfridi et Hwaetberti. 1//PL. 94. Col. 713-724; idem. Historia Ecclesiastica gentis Anglorum. V 19// Idem. Opera historica/Ed. Ch. Plummer. Oxf., 1896. Vol. 2. P. 353 (в рус. пер.: Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПб., 2001); Vita S. Wilfridi auctore Eddio-Stephani//MGH. Scr. Mer. Vol. 6. P. 193-263; Беда Достопочтенный. Жизнь Отцов - настоятелей Вермаута и Ярроу//ПСЛЛ, IV-VII вв. С. 444-449. Лит.: Hunter-Blair P. The World of Bede. L., 1970. P. 155-157; Wormald P. Bede and Benedict Biscop//Famulus Christi: Essays in Commemoration of the 13th Cent. of the Birth of the Venerable Bede. L., 1976. P. 141-169; Gorby I. Les moines en Occident//De St. Columban à St. Boniface. P., 1987. Vol. 3. P. 406-408; Rollasson D. W. Saints and Relics in Anglo-Saxon England. Oxf.; Camb., 1989. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая)

http://pravenc.ru/text/78064.html

После синода в Стренескальке (ныне Уитби) (664) и отъезда в Ирландию св. Колмана, еп. Линдисфарнского, ирл. церковная орг-ция потеряла свое значение. По свидетельству Беды Достопочтенного, король Нортумбрии Освиу (642-670) и король Кента Эгберт (664-673) обратились к папе Римскому Виталиану с просьбой рукоположить избранного на Дуровернскую кафедру пресв. Вигхарда ( Beda. Hist. eccl. III 29; IV 1). Поскольку Вигхард скончался вскоре после прибытия в Рим, понтифик предложил занять кафедру св. Адриану Кентерберийскому († 709/10), аббату Нириданского монастыря близ Неаполя. Св. Адриан отказался в пользу ученого греч. мон. Теодора (Феодора) из Тарса, жившего в Риме. После рукоположения архиеп. Теодор (668-690) прибыл в Британию в сопровождении Адриана, к-рый стал аббатом мон-ря св. апостолов Петра и Павла в Дуроверне. Теодор провел реформу церковного устройства Британии. Собор в Хартфорде (672 или 673) принял ряд дисциплинарных постановлений: об увеличении числа еп-ств, о регулярном проведении Соборов, о невмешательстве епископов в дела др. епархий и др. Архиеп. Теодор совершал визитации диоцезов, рукополагал епископов, способствовал распространению правовых норм, отраженных в «Дионисиевом собрании» (Collectio Dionysiana; см. ст. Каноническое право ), следил за тем, чтобы богослужение совершалось в соответствии с рим. обрядом. На Соборе в Хатфилде (679) англосакс. епископы одобрили и приняли постановления Латеранского Собора 649 г., осудившего ересь монофелитства . Упрочение позиций Дуровернской кафедры привело к конфликту архиеп. Теодора со св. Вильфридом , еп. Эборакским (Йоркским), возглавлявшим церковную организацию Нортумбрии. В 678 г. Вильфрид был смещен; он отправился в Рим подать апелляцию папе, а его диоцез был разделен на 2 еп-ства. Усилиями архиеп. Теодора было закреплено положение Дуроверна как главенствующей кафедры в Британии. По словам Беды Достопочтенного, при этом архиепископе Церковь в Британии достигла значительного духовного развития (profectus spiritualis - Beda. Hist. eccl. V 8). Мн. церковные деятели, к-рые жили в этот период, впосл. почитались как святые: Линдисфарнский еп. св. Кутберт († 687), св. Этельтрита († 679), основавшая мон-рь Или , св. Бенедикт Бископ († 690), основатель мон-рей Вермут и Ярроу. К этому времени относится начало деятельности англосакс. миссионеров на континенте - св. Виллиброрда († 739) во Фризии, позднее св. Бонифация (Винфрида; † 754) в Германии и др. В Дуроверне было основано уч-ще, пользовавшееся известностью и ставшее одним из крупнейших центров образования на лат. Западе ( Lapidge. 1986). В уч-ще велись занятия по грамматике, экзегетике, метрике, астрономии и греч. языку ( Beda. Hist. eccl. IV 2). К кон. VII в. население Дуроверна существенно выросло, город стал крупным торговым центром и королевской резиденцией. Здесь чеканилась золотая монета (thrymsa), с посл. четв. VII в.- серебряный пенни (pening, sceat; имел хождение до XIV в.).

http://pravenc.ru/text/1684195.html

За 21 год святителю Феодору предстояло радикально изменить казавшуюся безнадежной ситуацию в Английской Церкви. Одним из первых действий святителя Феодора (около 671 года) было назначение англичанина Бенедикта Бископа аббатом монастыря святого Петра в Кентербери. Престарелый святитель Феодор в сопровождении Адриана объездил на лошади все английские королевства и епархии, преуспел в установлении хороших отношений с местными правителями, упрочении своей церковной власти, изучении проблем Церкви на местах, учительстве, чем добился всеобщего признания. Не англ, не сакс, не кельт, не рожденный подданным какого-либо из английских королей, святитель Феодор сумел снискать уважение и покорность англичан. Молодые люди стремились в Кентербери, чтобы здесь учиться. Святитель Феодор свел знакомство с некоторыми из епископов, бывших у него в подчинении, например с Вилфридом Йоркским, учившимся в Галлии, и с Чедом Личфилдским, обученным в кельтской традиции, который был настолько смиренным, что всегда передвигался пешком, пока Феодор не настоял на том, чтобы он ездил на лошади. Святитель Феодор действовал. В 669 году он совершил свою первую епископскую хиротонию – над Путтой, монахом необычайно высокой духовной жизни, ставшим епископом Рочестера, кафедра которого долгое время пустовала после смерти епископа Дамиана. Монах не менее святой жизни, по имени Бизи, стал епископом восточных англов с кафедрой в городе Данвич. Через четыре года Бизи заболел, и святитель Феодор рукоположил вместо него двух епископов: Экки в Данвиче – над южным народом англов (Саффолк) и Бедвина в Элмхеме – над северным народом англов (Норфолк). В 670 году святитель Феодор рукоположил Элевферия, племянника Агильберта Парижского, в епископа Дорчестера-на-Темзе. После смерти святителя Чеда (672) святитель Феодор поставил Винфрида, диакона святителя Чеда, епископом мерсийцев с кафедрой в Личфилде. К 673 году архиепископ Феодор чувствовал себя уже хорошо знакомым с ситуацией в Англии, как церковной, так и светской, чтобы созвать первый общеанглийский Церковный Собор в Хертфорде.

http://pravoslavie.ru/32139.html

677 Этот порт в устье реки Канш был главным пунктом, из которого в VI-VIII вв. отправлялись корабли в Британию. Ныне это город Этапль в департаменте Па-де-Кале. 678 Императором тогда был Констант II (641-668 гг.), который часто жил на Сицилии и строил планы завоевания Италиии и Южной Франции. Эброин подозревал Теодора, прибывшего из Италии, в тайных связях с ним. 679 Адриан достиг Англии только в 670 г. До этого аббатом монастыря Сент-Огастинс был Бенедикт-Бископ. 680 27 мая 669 г. 681 Теодор был архиепископом Кентерберийским в 668-690 гг. Этот выходец из греческого Тарса стал выдающимся деятелем английской церкви, внедрившим в ней традиции греческой и латинской образованности. Официально канонизирован в IX в. 682 Не совсем ясно, что имеет в виду Беда. Возможно, до этого церковь Нортумбрии не желала подчиняться архиепископу Кентербери. 683 Под метрикой Беда понимает искусство стихосложения, а под церковной арифметикой-умение исчисления дат главных церковных праздников, в первую очередь Пасхи. Именно при Теодоре были основаны первые в Англии монастырские школы в Доруверне, Эбораке и монастырях Уирмут и Ярроу (в последней учился и позже преподавал Беда). До этого анлосаксы могли учиться только в Ирландии, и еще в 670-е гг. Альдхельм в одном из писем жаловался, что молодежь англов предпочитает отправляться за знаниями в Ирландию вместо того, чтобы учиться у Теодора и Адриана (текст письма см.: MGH, Auct. Ant. XV. Р. 492). 684 Прежде всего Беда имел в виду Товия, епископа Рочестера, и Альбина, наследника Адриана в должности аббата. 685 Этот Эдди или Эддий Стефан был другом Вилфрида и автором его жития, которое было использовано Бедой в качестве источника. 686 Имеются в виду не столько римские Пасха и тонзура, которые уже были приняты английской церковью, сколько бенедиктинское монашеское правило и римские каноны церковного пения. 687 В то время во всех англосаксонских королевствах оставалось только два предстоятеля-епископ Лондона Вине и Хад. Епископ Вилфрид находился в монастыре Рипон и, возможно, управлял своей епархией оттуда.

http://sedmitza.ru/lib/text/440847/

485 Имеется в виду Беббанбург (ныне Бамборо), который был в VII-VIII вв. столицей Нортумбрии. Бебба или Бибба была первой женой короля Этельфрита и матерью Энфрита. Освальд был сыном второй его жены Ахи, дочери короля Дейры Эллы и сестрой короля Эдвина. Таким образом, Освальд был связан с королевскими родами как Берниции, так и Дейры. 486 Кинегисль или Кинегильс правил в Уэссексе в 611-642 гг. 487 Бирин был епископом западных саксов ок. 640-650 гг. Вообще Беда плохо знает о событиях в Уэссексе и мало сообщает о положении церкви в этом королевстве. Он ничего не говорит о набиравшем силу в начале VIII в. миссионерском движении и даже о деятельности «апостола германцев» Винфрида-Бонифация, уроженца Уэссекса. Его информацию дополняют сообщения «Англосаксонской хроники», написанной в Уэссексе. 488 На деле Астерий был епископом Милана, но был изгнан в Геную лангобардами-сторонниками арианства. 489 По данным «Жития Освальда», написанного Симеоном Дарэмским в XII в., эту дочь звали Кинебургой. Видимо, она вступила в брак с Освальдом незадолго доо его гибели и не успела родить ему наследников. 490 Ныне Дорчестер в графстве Дорсетшир. По данным традиции, именно там произошло крещение короля Кинегисля. 491 Хэдда стал епископом Уэссекса в 676 г.; при нем кафедра была перенесена в город Вентакастир (у Беды латинизированное Вента, ныне Винчестер), где находилась и королевская резиденция. Возможно, он также основал или восстановил знаменитый монастырь в Гластонбери; по данным Уильяма Малмсберийского, в этом монастыре стояла каменная пирамида с посвящением Хэдде. 492 Кенвалк или Кенвал правил в 643-672 гг. Видимо, он был как-то связан с Нортумбрией, поскольку дружил с Бенедиктом-Бископом и с королем Альдфритом. 493 Анна или Энна был королем восточных англов в 635-654 гг. Все его дочери- четыре родных и одна приемная-стали монахинями и позднее были канонизированы. Старшая из них, Этельфрита, сделалась женой короля Нортумбрии Эгфрита, а потом аббатиссой Эли (о ней см. IV.19). Другая дочь Сексбурга, жена короля Кента Эрконберта и мать Эрконготы, была аббатиссой Эли после сестры. Третья дочь Этельбурга стала аббатиссой монастыря Бри в Галлии. О четвертой дочери, Виктбурге, Беда не упоминает, но из документов XI в. следует, что она была похоронена в том же монастыре Эли. Приемная дочь Анны Сефрита также была аббатиссой в монастыре Бри (см. III.8).

http://sedmitza.ru/lib/text/440742/

Возможно, с помощью Трумберта и Сигфрида Беда познакомился с ирландской традицией толкования Священного Писания. Еще одним наставником Беды был Акка, епископ Хексэмский, сменивший на этой кафедре знаменитого Вильфрида, также ученика святого Айдана, но отстаивавший на соборе в Витби (663/664 гг.) римскую традицию. Благодаря многочисленным путешествиям Вильфрида в Рим библиотека основанного им монастыря Хексэма была также очень богата. Акка не только познакомил Беду с авторами, принадлежащими римской традиции, но и вдохновлял его на написание некоторых собственных произведений. Считается, что знания Беды в области агиографии большей частью почерпнуты от Акки 6 . Бенедикт Бископ, настоятель Веармута и Ярроу, познакомил Беду с различными монашескими традициями, принятыми в монастырях Европы. Кеолфрид, а также другие ученики Феодора и Адриана, с которыми Беда состоял в дружеской переписке, связывали его с Кентерберийской школой. От них Беда, вероятно, получил свои познания в греческом языке, риторике, а также и в агиографии 7 . Круг чтения Беды был для того времени необыкновенно широк и включал в себя произведения не только западных, но и восточных Отцов Церкви. Кроме обязательного для всех Священного Писания, Беда читал из Отцов Запада: блаженного Иеронима Стридонского, блаженного Августина, святителя Гри­гория Великого, святителя Амвросия Медиоланского, святителя Киприана Карфагенского, из восточных: святителя Василия Великого, святителя Григория Богослова, святителя Афанасия Великого. Известные Беде жития святых написаны святителем Афанасием Великим, Павлином Ноланским, Сульпицием Севером, Поссидием. Знание истории он черпал из произведений Иосифа Флавия, Григория Турского, Марцеллина Комита, Евтропия, Орозия, Евсевия Кесарийского (в латинском переводе Руфина). Из тридцати грамматик и риторических трактатов, известных в то время в Англии и Ирландии, Беда пользовался десятью. Он также читал Плиния и Исидора Севильского. Из христианских поэтов ему были известны Пруденций, Ювенк Седулий, Фортунат, Аратор.

http://pravmir.ru/smirennyiy-monah-i-uch...

Его поставил отцом обоим монастырям при том, что все это поддержали и сочли наилучшим. Он счел полезным во всех отношениях во имя сохранения мира, единства и согласия между двумя местами, если они всегда будут иметь одного отца и управителя. Он часто припоминал пример царства Израилева, которое всегда оставалось невредимым и непокоренным чужеземцами, пока управлялось одними и теми же вождями своего народа; но после того распавшись во враждебной междоусобной борьбе из-за прежних грехов, в короткое время погибло и прекратилось, лишившееся своей твердости. Но и убеждал, чтобы в памяти беспрерывно было то Евангельское изречение, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет» 9 . 1 Бенедикта Бископа (628–689), основателя двойного монастыря Веармут и Ярроу, Беда называл своим духовным отцом. «История аббатов», отдельные главы «Церковной истории англов» и проповедь Беды, произнесенная в день рождения Бенедикта, – практически единственные источники о его жизни. Необычное имя Бенедикта привлекало вкимание исследователей. В тексте Беды оно звучит как Biscop cognomine Benedictus; в жизнеописании епископа Уильфрида, составленного Эддием Стефаном, этот человек упоминается как Biscop Baducing. По всей видимости, последнее является родовым именем, а «Бенедикт» – именем, полученном при крещении. Сходство же в англо-саксонском языке слов Biscop и «епископ» историки склонны называть случайным совпадением, а заголовок проповеди Беды, опубликованный у Миня как «Проповедь на рождение святого Бенедикта епископа» ошибкой (см. подробнее: Plummer Сн., Bedé " s Ecclesiastical History. Notes//Venerabilis Bedae Opera Historia. Oxford, 1896. Vol. 2. P. 355). 2 Эгфрид (645–685), сын Освью, короля Нортумбрии, наследовал за ним титул в 670 г. Время его правления было наполнено войнами: он продолжал расширять границы Нортумбрийского королевства, побеждая на севере государства пиктов (ок. 672 г.), на западе, в Стрэтклайде, бриттов, на юге – армию короля Мерсии (674). В 684 г. Эгфрид совершил нападение на скоттов в Ирландии. Несмотря на то, что в «Истории Аббатов» Беда называл его «добродетельным королем», этот поход вызвал у него суровое порицание. Король, по его словам, «жестоко разорил безобидный народ, который всегда был дружелюбно расположен к англам» (НЕ. III. 26. Р. 160). Смерть Эгфрида в следующем, 685 г., в битве с пиктами Беда трактовал как наказание, ниспосланное ему свыше в ответ на молитвы тех, чьи монастыри и храмы он разрушил, – поскольку те, «кто были заслуженно прокляты за их злодеяния быстро получали кару из рук Господа, их Судии» (НЕ. Ш. 26. Р. 160).

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Адриана Кентерберийского , способствовавших образованию единой Церкви англов; в кн. V - совр. состояние Англии и ее церковной жизни. В V 24 дается хронологическая таблица, обнимающая рассматриваемый период. В каждой из 5 книг содержатся жития святых и различные церковные предания, так что история Англии органично включена во всемирную историю и историю Вселенской Церкви. «Церковная история» была переведена на староангл. кор. Альфредом Великим . Гл. 66 трактата «De temporum ratione» содержит «Chronicon» (Хронику), в к-рой Б. Д., опираясь на блж. Августина, блж. Иеронима и Исидора , еп. Севильского, выделяет 6 эпох мировой истории; гл. 67-71 посвящены эсхатологии. Из агиографических сочинений Б. Д. принадлежат: «Vita sanctorum abbatum monasterii in Wiramutha et Girvum» (Житие святых аббатов Вермоута и Ярроу; в 2 кн., 716), воссоздает духовный облик основателя мон-ря аббата Бенедикта Бископа и 4 его преемников - впосл. это произведение Б. Д. стало образцом для средневек. монастырских хроник; небольшая поэма «Vita metrica S. Cuthberti» (Житие св. Кутберта; до 705) и дополняющая ее кн. «De vita et miraculis S. Cuthberti» (О жизни и чудесах св. Кутберта; ок. 720), составлены на основе более раннего текста, написанного неизвестным монахом из мон-ря Линдисфарн; «Vita S. Felicis» (Житие св. Феликса, еп. Ноланского), представляет собой переработку в прозе поэмы свт. Павлина Милостивого , еп. Ноланского. «Passio S. Anastasii» (Страдание св. Анастасия; не сохранилось), исправленная Б. Д. версия старого перевода с греч. В автобиографии Б. Д. упоминает 12-месячный Мартиролог, однако дошедшее до нас сочинение с таким названием несет следы позднейших правки и дополнений. Историческая проблематика затрагивается также в письмах 1 и 2. Поэтические сочинения и молитвы В автобиографии Б. Д. упомянул 2 своих поэтических сборника - «Liber Hymnorum» (Книгу гимнов) и «Liber Epigrammatum» (Книгу эпиграмм), из к-рых 2-й утерян, от 1-го сохранились 13 гимнов. Также «Церковная история англов» (IV 20) содержит «Hymnus de die judicii» (Гимн о Судном Дне) и «Hymnus virginitatis» (Гимн девству), посвященный англ.

http://pravenc.ru/text/77776.html

176 Традиционная формула писем времен ранней церкви, в которой полагалось обращение на «ты», хотя обычно папа обращался к епископам и аббатам на «вы». 177 Эдильберт-северная (нортумбрийская) форма имени; в исторической традиции утвердилась более правильная форма Этельберт (от слов ethel, «благородный» и berct, «свет»). Он был королем Кента в 568-616 гг. и подчинил большую территорию, получив почетный титул «бретвальда»(верховный король). 178 Река Дон. 179 Остров Танет, ныне соединившийся с побережьем. 180 Здесь и далее термином familia обозначается англосаксонская мера площади- гайда (hide). Под гайдой понимали участок земли, достаточный для прокормления одной семьи (фамилии); ее размер составлял от 24 до 72 га в зависимости от характера почвы. Гайда делилась на виргаты (от латинского virga-»лoзa») и боваты (от латинского же bos-»быk»). 181 535 метров. 182 Франки-германский народ, захвативший в конце V в. территорию Галлии и основавший там свое королевство. В III-IV вв. франки владели землями саксов и англов, и эти народы еще долго понимали их язык. 183 Берта или Бертрада-дочь Хариберта, короля Парижа из рода Меровингов. Стала женой Этельберта около 585 г.; год ее смерти неизвестен. 184 О Лиутарде ничего не известно, однако в XIX в. у церкви св. Мартина в Кентербери была найдена медаль или монета с его именем. 185 Считалось, что магическая сила чародея гораздо больше в его доме, чем под открытым небом. 186 Одно из первых упоминаний об иконах в западной традиции. В конце VII в. Бенедикт-Бископ привез из Рима несколько икон в свой монастырь в Уирмуте; возможно, иконы были и в монастыре Ярроу, где жил Беда. 187 Словом «комит» (comes) в позднеримский период назывались лица, занимающие придворные должности; в варварских королевствах им называли как придворных, так и крупных феодалов (то же, что германское «граф»). Беда везде обозначает этим словом гезитов (gesith)- приближенных короля, имеющих собственные земельные владения, в то время как таны (thegn)- члены королевской дружины, еще не получившие пожалований,-именуются им miles (воин) или реже minister (служитель).

http://sedmitza.ru/lib/text/440583/

Мария Ненарокова Содержание Аннотация Введение Глава I. Беда и его время Глава II. Беда – ритор 1. Мнение Беды о риторике 2. Метафора 3. Антономасия 4. Сравнения 5. Эпитет 6. Топика образа героя 7. Топика послания у Беды и его ученика Примечания к главе II Глава III. Беда – агиограф 1. Жития Беды как сплав двух литературных традиций 2. «Житие св. Феликса» 3. «Житие св. Катберта» 3.1. Представления о младенчестве и отрочестве в житии 3.2. Идеальный монастырь в представлении Беды 3.3. Герой жития как связующее звено двух традиций 3.4. Представления о болезни и смерти в «Житии св. Катберта 3.5. Представления о чудесном в «Житии св. Катберта» 4. Место агиографии Беды в истории литературы Примечания к III главе Глава IV 1. Основные характеристики повествования 2. Время в «Жизнеописании» 3. Пространство в «Жизнеописании» 4. Образы героев в «Жизнеописании» 5. «Жизнеописание» Беды в истории литературы Примечания к главе IV Глава V. Беда – проповедник 1. О гомилетической традиции до Беды 2. «Exordium» – «вступление» – как часть проповеди 3. «Narrafto» – «повествование» как часть проповеди: способы организации текста 3.1. Гомилии 3.1.1. «Гомилия на Благовещение» (1 гомилия 1 книги) 3.1.2. Гомилии на праздник свв. апп. Петра и Павла (XV, XVI гомилии II книги) 3.1.3. «Гомилия на праздник Обновления храма» (XXI гомилия II книги) 3.2. Экземплюм 3.2.1. Пример экземплюма из «Жития св. Катберта» 3.2.2. «Гомилия на день памяти Бенедикта Бископа» (том XVII, II книга) 3.3. Особенности «повествования» в гомилии и экземплюме. 4. «Conclusio» – «заключение» – как часть проповеди 5. Место гомилий Беды в истории литературы Примечания к главе V Заключение Summary     Аннотация Предлагаемая монография посвящена творчеству Досточтимого Беды (672/3 – 735), выдающегося церковного писателя и богослова раннего Средневековья. Произведения писателя представляют собой яркие примеры наиболее распространенных в Средние века жанров – жития, жизнеописания, послания, проповеди . Прослеживается связь теоретических знаний Беды в области риторики и отражение этих взглядов в структуре его произведений. Творчество англосаксонского писателя рассматривается как синтез культурных традиций, бытовавших в Англии VII-VIII веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010