Двойной монастырь в Уирмоте и Ярроу (Wearmouth and Jarrow), расположенный в северо-восточной Англии, между реками Тайн и Уир, по праву считался одним из ведущих центров учености и культуры средневековой Англии. Обитель была основана преподобным Бенедиктом в 674 (Уирмут, посвященный апостолу Петру) и 682 (Ярроу, посвященный апостолу Павлу) годах. Святой Бенедикт и его сподвижники, несколько раз совершив паломничество в Рим, собрали в обители огромную библиотеку. В 867–870 годах монастырь был разрушен датчанами и восстановлен около 1074 года Альдвином, бывшим игуменом Уичкомба. Вскоре обитель вновь стала процветать. В годы Реформации монастырь был упразднен. В настоящее время знаменитое монастырское собрание книг хранится в Британском музее. Часть построек обители Уирмут и Ярроу занята приходской церковью. Беда Достопочтенный (672 или 673 – 735), один из ученейших людей своего времени, автор знаменитой «Церковной истории народа англов», был насельником этого монастыря. Жития настоятелей монастыря в Уирмуте и Ярроу: Бенедикта (ок. 628 – ок. 690; память 12/25 января), Кеолфрида (642–716; память 25 сентября/8 октября), Эостервина (ок. 652 – ок. 688; память 7/20 марта), Зигфрида († ок. 690; память 22 августа/4 сентября) и Хвэтберта – написаны Бедой после 716 года (1219). Верный служитель Христов Бископ, получивший имя Бенедикт, с помощью Божией выстроил чуть севернее устья реки Уир монастырь во имя святого предводителя апостолов – Петра. Досточтимый и благочестивый король местного народа Эгфрид пожаловал ему земли; в течение 16 лет Бенедикт, несмотря на болезни и опасности, [коим он подвергался] во время многочисленных поездок, управлял монастырем с той же преданностью Богу, какая побудила его и выстроить монастырь. Скажем словами блаженного папы Григория, которыми он прославлял жизнь другого игумена Бенедикта (1220): Бенедикт был мужем праведной жизни, освященным как благодатью Божией, так и своим именем (которое означает «благословенный»). Он уже в детстве имел разум взрослого человека, превосходил манерами своих сверстников и не придавался скоротечным удовольствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

По сочинениям Беды можно попытаться проследить, в каких условиях, в каком интеллектуальном окружении проходили годы его юности, складывались его взгляды, происходило его становления как автора. История монастыря была описана Бедой в «Истории аббатов» – одном из немногочисленных источников, из которых можно узнать о тех людях, чью жизнь и духовные труды Беда ставил в пример своим ученикам. Двойной монастырь Веармут-Ярроу представлял собой уникальный для Британии опыт духовной и интеллектуальной жизни. Особую известность монастырю принесла библиотека, которая позволила Веармуту-Ярроу превратиться в крупный центр христианской культуры, дала импульс развитию теологии, историографии и искусства в монастырях на севере Британии. Представления Беды о вере, праведности, о способах служения Богу в значительной степени были определены общим «духом» Ярроу; там Беда сформировался как теолог, ученый, приобрел знания, которые реализовал в трудах. На складывание его взглядов оказало большое влияние общение с первыми аббатами монастыря, с учителями Бенедиктом Бископом и Кеолфридом. Основатель монастыря Бенедикт Бископ 165 (628–689) происходил из знатного рода англов. Согласно упоминаниям Беды, он состоял на службе короля Нортумбрии Освиу: «получив от него в дар земельное владение, соответствовавшее его положению, Бенедикт, примерно двадцати пяти лет от роду, отверг бренное владение, чтобы снискать вечное...» 166 . В 653 г., оставив службу, он отправился в паломничество в Рим, намереваясь впоследствии стать монахом в одном из монастырей на континенте. «Покинув отечество, Бенедикт достиг Рима, воочию узрел и поклонился местам, где лежат тела блаженных апостолов, к которым он издавна стремился; и после, вернувшись на родину, он никогда не переставал ревностно любить, почитать и всем, кому мог, прославлять увиденные в Риме установления церковной жизни» 167 . Свое второе путешествие в этот центр христианского мира Бенедикт предпринял в 664 г. Однако монашеский обет он дал не в Риме, а в известном монастыре Лерин, расположенном на юге Галлии недалеко от Марселя.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Такая добровольная ссылка была характерной чертой кельтской, точнее, ирландской христианской культуры. Бенедикт Бископ, выросший и воспитанный в Нортумбрии, которую просвещали миссионеры-ирландцы, уезжает в «странствование», которое он «предпринял ради Христа» (с. 715). Только папа Римский имеет власть предписать ему вернуться на родину, поскольку Бенедикт может послужить Богу иным способом, принести большую пользу активной деятельностью (с. 715). Даже возвратившись в Британию и основав монастырь, Бенедикт время от времени отправляется в продолжительные путешествия. С одной стороны, он, конечно, предпринимает их для пользы своей общины, привозя в Веармут и Ярроу книги, иконы, мощи святых. С другой стороны, эти же странствия становятся частью духовного пути Бенедикта, так как он поклоняется гробницам апостолов в Риме и посещает другие известные места паломничества в Европе. Эти земные странствия, символически изображая путь в небесную отчизну, готовят Бенедикта к восприятию вечности, которая, как было образно сказано в самом начале «Жизнеописания», началась для него на земле. Таким образом, пространство «Жизнеописания» трехсоставно. Центром «малого мира» для Беды является монастырь. Беда в точности следует «Риторике к Герению», описывая владения своей обители. Он указывает площадь земельных участков, поселения и реки, около которых они находятся, как если бы он видел их со стен монастыря. Следующей частью пространства являются более далекие области Британии и «заморские края», центром которых является Рим. Беда не описывает их детально. Ему достаточно назвать эти области, перечислить наиболее известные города, которые лежат на пути из Британии в Рим. Читатель, опираясь на собственный опыт, домыслит остальное. О пространстве невидимого мира говорится немного, так как, согласно требованию жанра, речь идет о жизни героев на земле. Так как Царство Небесное нельзя понять человеческим разумом, его приходится описывать при помощи метафор. Роль упоминаний «благоприятных мест» в «Жизнеописании» состоит в том, чтобы подтверждать достоверность рассказанного и сообщать добавочную информацию о главных героях повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

И немного дальше: «Еще мы признаем собор, состоявшийся в Риме во времена блаженного папы Мартина, в восьмой индиктион, в девятом году правления благочестивейшего императора Константина . Мы славим Господа нашего Иисуса Христа, как славили они, не добавляя к этому ничего; сердцем и устами мы анафематствуем тех, кого анафематствовали они, и принимаем тех, кого принимали они, прославляя Бога Отца безначального, и Его Сына, возлюбленного Отцом превыше всяких слов, и Святого Духа, исходящего от Отца и Сына, как объявлено всеми упомянутыми выше святыми апостолами, пророками и учеными . И все мы с архиепископом Теодором своими подписями утверждаем эту католическую веру». XVIII (XVI). О регенте апостольского хора Иоанне, прибывшем учительствовать в Британии Среди тех, кто присутствовал на соборе и принял установления католической веры, был почтенный Иоанн , архикантор храма святого апостола Петра и аббат монастыря блаженного Мартина, который прибыл из Рима по велению папы Агафона и под водительством уже упомянутого преподобнейшего аббата Бископа или Бенедикта. После того, как Бенедикт выстроил в Британии, в устье реки Виур, монастырь в честь блаженнейшего предводителя апостолов, он, как и прежде, отправился в Рим, на этот раз в сопровождении своего помощника и сотрудника Кеолфрида , который после него стал аббатом того монастыря. Бенедикт был с честью принят блаженной памяти папой Агафоном и получил от него подтвержденные апостольской властью привилегии для монастыря, о которых он просил, поскольку знал, что это угодно и желательно Эгфриду, даровавшему земли для постройки монастыря. Упомянутого аббата Иоанна Бенедикт привез с собой в Британию, чтобы научить монахов монастыря годовому пению , принятому у святого Петра в Риме. Аббат Иоанн, выполняя наставление папы, обучил канторов упомянутого монастыря правилам пения и громкого чтения и побудил их записать все, касающееся празднования святых дней в течение года; эти записи до сего дня хранятся в монастыре, и с них сделано множество копий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

В 709 году Вильфрид закончил свою деятельность и многосмятенную жизнь в монастыре Ундле, и был погребен в Ритине, «на том месте, которое во время своего жития в теле любил больше всех других» 2508 . Одо, архиепископ Кентерберийский, в половине X столетия, найдя Рипон разрушенным датчанами, перенес тело Вильфрида в свой собственный собор, за исключением малой части, которую он оставил в Рипоне. Римский обычай касательно Пасхи и тонсуры постепенно распространился по всем британским островам. В 710 г. он был принят южными пиктами вследствие послания к королю Наитану (или Нектану) от Цеольфрида, аббата Иарровского 2509 . Напрасно Адамнан, аббат Ионийский, склонившийся к римским обычаям в Нортумбрии; пытался в последних годах VII столетия ввести их в свой монастырь; но он имел более успеха среди своих соотечественников, северных ирландцев, которые, по его примеру, около 697 года, оставили свой древний обычай и наконец, в 716 году, Экберт – английский монах, получивший свое воспитание в Ирландии, склонил монахов св. Колумбы справлять Римскую Пасху. Древняя Британская церковь держалась своего пасхального счисления до конца VIII столетия, но затем, по-видимому, склонилась к римскому обычаю и если впоследствии возникали споры касательно этого предмета, то они возбуждали лишь мало внимания и скоро прекращались. Христианство оказывало сильное влияние на цивилизацию англо-саксонцев, и благодаря усилиям Феодора, Вильфрида и друг., в Англии в это время деятельно разрабатывались искусства и науки. Бенедикт Бископ, основатель аббатства Вермаутского, бывший спутником Вильфрида во время его первого посещения Рима, привез с собой регента Иоанна, который и учил северное духовенство григорианскому пению, порядку праздников н другим обрядовым делам. Из своих шести поездок в Рим Бенедикт возвращался нагруженный книгами, мощами, одеждами, сосудами для престола и иконами. Вместо жалких, крытых соломой деревянных церквей, которыми довольствовались шотландские миссионеры, Бенедикт и Вильфрид, с помощью каменщиков из Франции, воздвигали здания из квадратного и полированного камня со стеклянными окнами и свинцовыми кровлями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот же неопределенный с точки зрения отсчета времени, но детально изображенный день был отмечен важным событием – избранием Кеолфрида наместником обоих монастырей. Через два месяца умирает Сигфрид, еще через четыре – Бенедикт. Если о смерти Сигфрида говорится при помощи «общих мест», то в сцене кончины главного героя – Бенедикта – время так же замедляется, как и в эпизоде прощания его с Сигфридом. Братия частью находится в церкви, за вечерней службой, частью становятся свидетелями того, как для умирающего читают Евангелие, как его причащают «в напутствие» (с. 723). По контрасту с той сравнительно живой сценой, либо записанной со слов очевидца, либо, возможно, увиденной самим Бедой, историю жизни Бенедикта завершает отрывок, состоящий практически из одних цифр. Вся жизнь основателя монастыря, которая разворачивалась год за годом перед глазами читателя, сводится к нескольким сухим строчкам: шестнадцать лет управления монастырем со дня его основания, из них восемь лет – самостоятельно, еще восемь при помощи сонастоятелей, «первого – четыре года, второго – три, третьего – один» (с. 724). Этим кратким отчетом заканчивается целая эпоха в жизни монастыря и начинается новая, эпоха Кеолфрида. Рассказ о четвертом отце настоятеле также начинается с перечисления различных периодов его жизни, но Беда сразу же переходит к его деяниям, причем в этом описании он то возвращается назад, то заглядывает в будущее: ...он прибавил три списка нового перевода Св. Писания, к списку старого перевода, который он привез из Рима. Одну из этих Библий Кеолфрид взял с собой в качестве пожертвования среди прочих «даров», когда отправился в Рим в старости, две другие оставил своим монастырям (с. 725). Покупка земли, осуществленная Кеолфридом, также требует сначала обращения в далекое прошлое, чтобы читатель узнал, откуда взялись средства на эту сделку. Некогда Бенедикт Бископ привез из своих путешествий «кодекс сочинений по космографии дивной работы» (с. 752). Затем Беда вспоминает более близкие времена: Бенедикт при жизни своей договорился с королем Альдфридом о покупке земли, но не успел завершить начатое.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИГФРИД [древнеангл. Sigefri - победа мира; лат. Sigfridus ] († 688 или 689), св. (пам. зап. 22 авг.), диак., 3-й настоятель мон-ря Вермут (Уирмут) (ныне Монкуирмут, в черте г. Сандерленд, метрополитенское графство Тайн-энд-Уир, Великобритания, см. ст. Ярроу-Вермут ). Источниками сведений о З. являются анонимное Житие прп. Кеолфрида ( Vita sanctissimi Ceolfridi abbatis, или Historia abbatum auctore anonymo ) и основанная на нем «Жизнь блаженных настоятелей Бенедикта, Кеолфрида, Эостервине, Зигфрида и Хветберта» ( Vita beatorum abbatum Benedicti, Ceolfridi, Eosterwini, Sigfridi atque Hwaetberhti ) Беды Достопочтенного . В Житии прп. Кеолфрида сообщается, что прп. Бенедикт Бископ , основатель мон-рей Вермут и Ярроу, уезжая в Рим, оставил вместо себя главой общины в Вермуте Эостервине, а в Ярроу - Кеолфрида (формально Бенедикт оставался настоятелем). Во время его отсутствия в Англии разразилась эпидемия чумы, Эостервине скончался от болезни. После этого монахи и Кеолфрид избрали аббатом З., «мужа удивительной святости» (Vita sanctissimi Ceolfridi... 13). Беда Достопочтенный описывает З. как человека, «сведущего в Священном Писании, прекрасного нрава, наделенного в высшей мере добродетелью воздержания, чья телесная немощь ничуть не умаляла достоинств души, но вредила его невинному сердцу и привела к неизлечимой смертельной болезни легких» (Vita beatorum abbatum... 10). Через 3 года после избрания З., по всей видимости страдавший тяжелой формой туберкулеза, ослабел настолько, что уже не мог ходить. Тогда он попросил отнести его на носилках в келью парализованного Бенедикта Бископа. На совете, в к-ром принимали участие Бенедикт, З. и остальные монахи, было решено, что после смерти аббатов общинами Ярроу и Вермута будет руководить Кеолфрид. По свидетельству Беды, З. умер спустя 2 месяца после описанного эпизода, в анонимном Житии названа точная дата - 22 авг. Настоятель Хветберт, преемник Кеолфрида, 22 авг. 716 г. перезахоронил останки З. и Эостервине в монастырской церкви рядом с могилой Бенедикта Бископа.

http://pravenc.ru/text/199769.html

Беда раскрывает своим слушателям духовный смысл монашества и сущность награды за подвижническую жизнь. Бенедикт Бископ принял монашество «ради любви к целомудрию» (с. 227), желая присоединиться к тем избранным, «которые поют песнь новую пред престолом Бога и Агнца» (с. 227), согласно Апокалипсису (Ап 14:4). Раскрытие смысла отказа от семьи и принятия монашества подкрепляется рассказом о награде, которую Бенедикт «получил сторицей»: «сыновей, которых он презрел иметь по плоти, удостоился сторицей получить в духе» (с. 227). Рассказ о жизни Бенедикта Бископа с духовной точки зрения также завершается кратким поучением, заставляющим слушателей поглядеть на самих себя в духовном смысле: братия монастыря, даже в лице тех ее членов, которые пришли в Веармут и Ярроу после смерти Бенедикта, являются «семьей святого делания» (с. 227) – семьей не по плоти, а по духу; все члены братии – «сыновья» основателя, если они исполняют его заветы. Это, по мнению Беды, чрезвычайно важное поучение, которое необходимо запомнить присутствующим. В этом отрывке различные риторические средства: синтаксический параллелизм, антитеза, гомеотелевтон – создают определенный ритм и помогают запоминанию. Ибо и мы сыновья его, мы, которых благочестивый провидец ввел в этот дом монашеского подвига; мы сыновья его, если идем, подражая ему, по пути его добродетелей; мы сыновья его, которых, рожденных по плоти разными родителями, он духовным образом заставил собраться в одну семью святого делания; мы сыновья его, если не уклонимся, ослабев, с истинного пути, которому он нас научил (с. 227). Беда отмечает, что, и последующая жизнь Бенедикта Бископа также имеет евангельские основания, хотя больше никакие евангельские цитаты в тексте не встречаются. Однако слушатели, подготовленные к тому, что жизнь человеческая имеет два измерения – земное и небесное, сами могут найти аналогии в Св. Писании. Рассказывая о полной трудов жизни Бенедикта Бископа, Беда подчеркивает, что все делалось не ради личной славы, но «для мира, чести и покоя этого монастыря», (с. 228). Перечисляя то, что Бенедикт сделал для обители, Беда строит весь рассказ на слове " nunc " – «ныне», которое начинает каждое новое придаточное предложение. Создается образ человека, «непрерывно пребывающего в трудах» (с. 228), в противовес тем, кто возвращается в родной монастырь «с пустыми руками и без пользы» (с. 228):

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Как и жития, «Жизнеописание» относится к «повествованиям» 352 . Согласно «Риторике к Гереннию», оно представляет собой «историю», то есть «деяние, но удаленное от времени нашей истории» 353 . В основу «истории» полагается рассказ о «деяниях» 354 , подобное произведение излагается «для нашей пользы» 355 . Однако, согласно Автонию, в повествовании такого рода говорится не просто о «деяниях», но и о «героях» 356 , совершивших их. Поэтому, кроме элемента «пользы», в «истории» присутствует элемент «хвалы» 357 . Повествование как тип текста должно отличаться следующими качествами: краткостью, понятностью, правдоподобием 358 . Требование такого качества, как краткость, трудно приложимо к «Жизнеописанию» в целом. Задача этого произведения состоит в том, чтобы как можно более подробно рассказать о жизни людей, которая отличалась протяженностью, и об истории монастыря, охватывающих около семидесяти лет. Однако эта характеристика может относиться к описанию отдельных «деяний» и поступков героев. Так, например, когда Беда пишет о том, какое впечатление произвела деятельность Бенедикта Бископа по устройству монастыря на короля Эгфрида (с. 718), он руководствуется правилами, которые можно найти в «Риторике к Гереннию» 359 . Беда начинает свой рассказ «оттуда, откуда ... необходимо», то есть с констатации факта, говорит «вообще, а не в деталях» 360 , не отклоняется от темы, «исход дела» 361 излагает так, «чтобы могло быть известно также прежде то, что совершилось, хотя бы мы умолчали, каков «был» род «происшествия " " 362 . Речь идет о событии или цепи событий, которые привели к тому, что монастырю были пожалованы дополнительно земельные владения, достаточные для основания второго дома обители – Ярроу. Беда не сообщает, каким образом король Эгфрид мог убедиться в достоинствах Бенедикта как основателя монастыря и разумности первого пожертвования; вероятно, такие сведения могли быть отнесены к «деталям» или отклонению от темы. Однако «исход дела» позволяет нам предположить, а современникам Беды, знакомым с обычаями англосаксонских королей, точно знать, что было предпринято Эгфридом: посетил ли он монастырь лично, послал ли кого-то из приближенных или пригласил Бенедикта для беседы. Так или иначе, в письменной истории монастыря, созданной Бедой, запись об этом событии сохраняет лишь самое важное: качества настоятеля, приведшие короля к осознанию пользы нового пожертвования и, соответственно, к следующему подобному шагу, расширившему границы монастырских владений.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации XVIII (XVI). О регенте апостольского хора Иоанне, прибывшем учительствовать в Британии Среди тех, кто присутствовал на соборе и принял установления католической веры, был почтенный архикантор храма святого апостола Петра и аббат монастыря блаженного Мартина, который прибыл из Рима по велению папы Агафона и под водительством уже упомянутого преподобнейшего аббата Бископа или Бенедикта. После того, как Бенедикт выстроил в Британии, в устье реки Виур, в честь блаженнейшего предводителя апостолов, он, как и прежде, отправился в Рим, на этот раз в сопровождении своего помощника и сотрудника который после него стал аббатом того монастыря. Бенедикт был с честью принят блаженной памяти папой и получил от него подтвержденные апостольской властью привилегии для монастыря, о которых он просил, поскольку знал, что это угодно и желательно Эгфриду, даровавшему земли для постройки монастыря. Упомянутого аббата Иоанна Бенедикт привез с собой в Британию, чтобы научить монахов монастыря годовому принятому у святого Петра в Риме. Аббат Иоанн, выполняя наставление папы, обучил канторов упомянутого монастыря правилам пения и громкого чтения и побудил их записать все, касающееся празднования святых дней в течение года; эти записи до сего дня хранятся в монастыре, и с них сделано множество копий. Иоанн обучал не только братьев этого монастыря, но и всех, способных к пению, и слушать его сходились из всех обителей королевства. Многие приглашали его учить в разных местах. Кроме задачи обучения пению и чтению папа поручил ему внимательно изучить верования церкви англов и доложить о них по возвращении в Также он привез с собой решения синода, созванного незадолго до того в Риме блаженным папой Мартином с участием 105 Эти решения были прямо направлены против тех, кто доказывал наличие во Христе одной только Он попросил святейшего аббата Бенедикта сделать в его монастыре копию этих установлений. Те, кто защищал это учение, в то время сильно поколебали веру в Константинопольской церкви, но милостью Божьей были разоблачены и побеждены. Папа Агафон, желая знать, каково состояние английской церкви, как и церквей других стран, и насколько она свободна от еретической заразы, возложил эту задачу на преподобного аббата Иоанна, который уже собирался в Британию. Когда для этой самой цели в Британии собрался упомянутый нами собор, было обнаружено, как мы уже сказали, что все неколебимо хранят католическую веру, и копия решения об этом была отправлена в Рим.

http://sedmitza.ru/lib/text/440802/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010