Христианские проповедники и апологеты язычества называются у Беды " m a g istri« – «наставники». Однако первые являются »verita t is ас fi dei dominicae magistri» (с. 789) – «наставниками истины и Господней веры», а вторые, напротив, характеризуются как «magistri erroris» (с. 790) – «наставники в заблуждении» – и «magistri auctoresque perfidiae « (с. 790) – «наставники и творцы неверия». Прибавление «творцы» должно было подчеркнуть тот факт, что учение этих «наставников» не от Бога, а от их собственного ума. «Жизнеописание» имеет только две антономасии, относящиеся к действующим лицам. Первая из них – »doctor veritatis« (с. 715) – «учитель истины» – относится к Феодору Тарсийскому, ставшему главой Древнеанглийской Церкви. Вторая – » confessor « (с. 724) – «исповедник» – заменяет имя Бенедикта Бископа в небольшой характеристике, подводящей итог его земной жизни. В обоих случаях антономасии появляются после того, как имена героев были многократно повторены, и читателю не составит труда догадаться, кого из героев имеет в виду автор. При переделке анонимного жития Беда уделил большое внимание наименованиям, которыми он заменяет имя героя. Три словосочетания встречаются в первом «Житии св. Катберта». Это »homo Dei« – «человек Божий», наиболее частое из них, а также »vir Domini« – «Муж Господень» и »ии r Dei« – «муж Божий». Все эти три примера объединены общим значением. Они выражают идею отделенности святого от окружающих его людей, подчеркивают его священство. Однако слово »ии r « – «муж» отличается от » homo « – «человек» тем, что передает зрелость, духовную крепость, твердость в намерениях и действиях того лица, которое обозначает. Поэтому в житии Беды наиболее частотными становятся словосочетания с компонентом » ии r « – «муж», а словосочетание »homo Dei« употребляется всего три раза. Беда также вводит в текст своего жития описательные наименования, отсутствующие в тексте первого жития. Так, например, в главе 19, где рассказывается о том, как Катберт прогнал птиц, поедавших его урожай, мы находим «piissimus Christi servus» (гл. 19) – «благочестивейший раб Христов» и «venerabilis Christi famulus» (гл. 19) – «досточтимый служитель Христов». Эти наименования помогают читателю увидеть, что отличительной чертой героя жития было величайшее смирение. Именно потому и произошло чудо, что Катберт разговаривал с птицами, которые поедали ячмень, выращенный им с великим трудом, не от своего лица, а от имени Бога, «благочестивейшим рабом» Которого он был.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Правдоподобия в изложении фактов можно достичь, если учитывать следующие «признаки», изложенные в «Риторике к Гереннию»: «место, время, пространство в длину и ширину, случай (удобное время), замысел (надежда на совершение дела) 368 ; «замысел умолчания». Шестой признак, заменяется свидетельством очевидцев: «знающих, свидетелей, помощников» 369 . 2. Время в «Жизнеописании» Время является одним из наиболее важных признаков в историческом произведении. Согласно «Риторике к Гереннию», «о времени спрашивают так: в какую часть года, в какой час, ночью или днем; в какой час дня или ночи, как говорят, дело совершилось и почему в такое время» 370 . Кроме того, время и точность передачи событий в хронологическом порядке являются чертой, отличающей историческое произведение от прочих изложений фактов. Так, согласно блаж. Августину, сохранение всех фактов и хронологическая точность соответствуют «целям историческим» 371 , «хронологическое повествование» о людях, «их делах и судьбах» стоит «на почве строго исторической» 372 . Название произведения показывает, однако, что Беда поставил перед собой задачу создать не «историю», а «жизнеописание» ( " vita «). Перевод этого слова определяется содержанием произведения; ведь » vita » означает и «жизнеописание» и «житие». Одним из различий между этими двумя жанрами является отношение автора ко времени. «Житие» повествует, как уже говорилось выше, о событиях, происходящих на грани земной и небесной реальности, так что указания на время опускаются. «Жизнеописание», напротив, рассказывает о земной жизни героя, в которой неизбежно ощущение хода времени. Деление повествования на временные отрезки не является самоцелью для автора «жизнеописания», оно вторично по отношении к рассказу о главном герое. Исчисление времени для Беды не отличается большой точностью. Самый длительный период времени – год, самый маленький – время молитвы, так как сутки делятся на «часы дневной или ночной молитвы» (с. 722). Протяженность времени, его ощущение героями зависит от их внутреннего настроя. Обычно Беда не останавливается на этом, но иногда, когда ощущение времени значимо, мы обнаруживаем, что период настоятельства одного из героев, Кеолфрида, воспринимается как долгий; время возвращения из путешествий Бенедикта Бископа, – как неопределенное. Когда Бенедикт заболел, его физическое состояние было причиной его бессонницы, так что он – а вместе с ним и автор – мог отметить «тяготу долгой ночи» (с. 722).

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Сцены из Ветхого Завета. Миниатюра из Кведлинбургской Италы. 1-я пол. V в. (Berolin. SB. Teol. lat. Fol. 2) После захвата И. готами скриптории на ее территории продолжали работать. На рубеже V и VI вв. был создан еще один иллюстрированный кодекс с текстами Вергилия - Римский Вергилий (Vat. lat. 3867). Довольно примитивный характер миниатюр и грамматические ошибки в тексте дают нек-рые основания для гипотезы о провинциальном происхождении манускрипта. В нем сохранилось 19 из 42 миниатюр, в стиле к-рых по сравнению с более ранними произведениями очевидно упрощение художественного языка, выразившееся в схематизации фигур, плоскостной трактовке пространства, чрезмерной яркости колорита. Пир Дидоны и Энея. Миниатюра из Римского Вергилия. Ок. 500 г. (Vat. lat. 3867. Fol. 100v) Пир Дидоны и Энея. Миниатюра из Римского Вергилия. Ок. 500 г. (Vat. lat. 3867. Fol. 100v) В кон. VI в. в Риме, при папе Григории I Великом, было написано «Евангелие св. Августина» (Cantabr. Corp. Christ. 286), увезенное в 597 г. в Кентербери св. Августином, архиеп. Кентерберийским. Изначально в рукописи было 4 образа евангелистов (сохр. лист с изображением ап. Луки - Fol. 129v) и 6 полностраничных миниатюр, разделенных на 12 компартиментов со сценами евангельского цикла (сохр. 1 лист - Fol. 125). Миниатюры этой рукописи послужили образцами для мн. англ. миниатюристов и оказали определяющее воздействие на стиль и иконографию рукописей «школы Кентербери». В 554 г. Кассиодор, рим. политик и писатель, служивший готскому кор. Теодориху, создал в своем имении в Калабрии мон-рь Виварий - культурный и образовательный центр с большим скрипторием и библиотекой. Среди греч. и лат. текстов, переписанных в Виварии, были как книги ВЗ и НЗ, так и сочинения античных и раннехрист. авторов. Часть рукописей после разрушения Вивария попала в Рим, а потом была привезена Бенедиктом Бископом в Нортумбрию, где их неоднократно копировали. Так, напр., Амиатинский кодекс (Laurent. Amiat. I, до 716 г.) является копией Кодекса Grandior (не сохр.) - Библии, написанной в скриптории Вивария.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Кеолфрид, сначала приор Бенедикта в Ярроу, после смерти первого настоятеля возглавил оба монастыря. Если первая часть «Жизнеописания» рассказывает в основном о Бенедикте, то вторая посвящена Кеолфриду. Его история также составлена по схеме похвальной речи. В отличие от рассказа о Бенедикте, где «первое» и «второе» времена освещены с разной степенью подробности, биография Кеолфрида почти не содержит упоминания о «первом времени». То немногое, что Беда сообщает нам о юности Кеолфрида, состоит в том, что он был спутником и соратником Бенедикта Бископа с момента основания монастыря. Поскольку этот факт повторяется Бедой трижды (с. 718, 723, 724), это самый важный элемент рассказа о «первом времени». Об образовании Кеолфрида известно, что он сопровождал Бенедикта в Рим «по необходимости учиться и ради поклонения «святыням«» (с. 718). Еще раз тема юности, «первого времени», возникает в эпизоде раздумий Кеолфрида, уже пожилого человека. Он решает сложить с себя обязанности настоятеля и снова посетить гробницы блаженных апостолов в Риме, где он «юношей» (с. 726) был с Бенедиктом. «Второе время» жизни Кеолфрида описано компактно. Место характеристики «внешности», необходимого элемента похвалы герою, у Беды занимает перечисление качеств характера: ...Кеолфрид, муж во всем трудолюбивый, острого ума, неленивый в деятельности, зрелый духом, горящий ревностной верой ... (с. 724). Фактически в описании характера Кеолфрида повторяются указания на те же черты, которые были присущи Бенедикту. Как уже говорилось, Кеолфрида призвала к Бенедикту общность добродетелей, а не кровное родство. Если Бенедикт описывается как »sedulus«, то его ученик как »industrius " . Оба прилагательных имеют значение «прилежный, деятельный, ревностный, усердный». О Бенедикте говорится «разумный, рассудительный, мудрый»; в характеристике Кеолфрида этому соответствует «зрелый духом», иными словами, имеющий духовную мудрость, и «острый, изобретательный», направляющий ум на решение внешних задач. Неоднократно упоминающемуся благочестию Бенедикта соответствует «ревностная вера», которой «пылает» Кеолфрид.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Важнейшим событием для ирл. искусства была встреча с раннехрист. искусством на территории Нортумбрии. Роль посредника между ранней, чисто орнаментальной ирл. традицией и развитым фигуративным искусством средиземноморского типа сыграли рукописи, привезенные Бенедиктом Бископом из Рима до 679 г. Встреча эта была исключительно плодотворна для нортумбрийско-ирл. школы; произошло слияние островной орнаментики и каллиграфии с развитым фигуративным искусством средиземноморского типа со сложившейся иконографией и сюжетным рядом .Однако исключительно орнаментальный характер раннего изобразительного искусства Ирландии накладывает отпечаток на всю последующую историю ирл. миниатюры. Даже копируя традиционные раннехрист. сюжетные изображения, ирл. художник стремится превратить их в орнамент. Орнаментальный характер всех форм, плоскостность фигур, абстрактная трактовка складок и лиц всегда будут свойственны островному искусству. Самая древняя сохранившаяся ирл. рукопись — псалтирь, но самым распространенным ирл. иллюстрированным текстом было Четвероевангелие. Евангелия отделялись друг от друга орнаментальной, т. н. ковровой страницей, и начинались с большого полностраничного инициала — инципита, вводящего первые слова Евангелия. Инципитов было 5: 4 к Евангелиям и один — к тексту Евангелия от Матфея (1. 18), где говорится о рождестве Иисуса Христа. Этот инициал (обычно самый развитый из 5) носит название «Хи Ро Йота», так как является греч. монограммой (или т. н. Nomina Sacra), заменяющей имя Иисуса Христа, с к-рого начинается этот стих. Помимо этого, в декорацию Евангелия входили и полностраничные изображения символов евангелистов, либо, уже после знакомства со средиземноморской традицией, их образов. В нек-рых случаях к ним добавлялись дополнительные полностраничные инициалы и сюжетные иллюстрации. Самая развитая  программа такого рода представлена в Келлской khure(Trinimy College Library, Dublin. A. I. (58)), рубеж VIII и IX вв.). Т. о., структура ирл. Четвероевангелия в период расцвета представляет собой слияние 2 традиций — островной  орнаментальной (ковровые страницы и инципиты) и позднеантичной фигуративной (портреты евангелистов). В отличие от ковровых страниц, к-рые выйдут из употребления с концом «золотого века» ирл. миниатюры, полностраничные инициалы будут востребованы в каролингских и оттоновских рукописях.

http://sedmitza.ru/text/2560433.html

В своих сочинениях Беда неоднократно подчеркивал, что прошение о помощи праведника предполагало незамедлительный отклик свыше. В одном из эпизодов «Жития св. Кутберта» автору потребовалось объяснять читателю, почему произносимые молитвы не имели сразу ожидаемого результата 574 . Живым надлежало просить за умерших, поскольку это освобождало грешников от мук чистилища. Об этом подробно говорилось в «Диалогах» Григория I. В «Церковной истории народа англов» показателен рассказ о воине по имени Имма, попавшем в плен к врагам. Этого человека не могли заковать в цепи, которые всякий раз распадались на нем в определенные часы. Причиной тому, писал Беда, было то, что его брат, священник, считая, что Имма погиб, заказал по его душе много заупокойных месс и сила этих слов разрывала оковы 575 . В письме Кутберта Кутвину говорилось, что перед смертью сам Беда «просил и умолял каждого... возносить за него молитвы и мессы» 576 . Рефреном в сочинениях англо-саксонского автора звучали слова о грядущей награде, которая была уготовлена верующему. Основным стремлением человека, согласно Беде, должно было быть желание: «удостоиться навеки стяжать королевство в небесном граде,... получить стократное воздаяние и обладать жизнью вечной» 577 . Ожидание, надежда на щедрое возмещение страданий во имя Господа помогали переносить тяготы земного мира; из размышлений о будущей жизни с Богом можно было извлечь большое воодушевление и духовную силу. «Награды высшего воздаяния» («praemia remunerationis supernae») следовали за «многими битвами» праведника в рядах «небесного воинства» («militia coelestis»), сражавшегося в бренном мире 578 . В работах Беды использовался прием соотнесения небесной и земной военной службы. Первая не объяснялась специально, но раскрывалась через сопоставление со второй, известной читателю. Как в одном, так и в другом служении требовалась верность господину; и за то, и за другое человек получал вознаграждение, которое англо-саксонский автор иногда описывал как земное или небесное «владение» («possessio aeterna»). Выше приводились слова Беды о Бенедикте Бископе, который «находясь на службе короля Освиу и получив от него в дар земельное владение, соответствовавшее его положению, ...отверг бренное владение, чтобы снискать вечное» 579 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

В это время Альфрид, сын названного выше короля Освью, решив сам отправиться в Рим для поклонения храмам апостолов, взял Бископа в попутчики в этой дороге. И хотя отец Альфрида заставил его отказаться от намерения совершить упомянутый путь и вынудил его остаться в родном королевстве, все же Бенедикт, юноша добрых качеств, без промедления завершая предпринятое путешествие, с величайшей поспешностью вернулся в Рим, во времена блаженной памяти папы Виталиана, о котором мы говорили раньше 5 . И как и прежде вкусив немалую сладость спасительного учения, через несколько месяцев он удалился оттуда на остров Лерин, и там же присоединился к монашескому сообществу, принял постриг и отмеченный знаком монашеского обета с должным старанием соблюдал правила устава. Там через два года изучив достойную науку монашеского обхождения, вновь побежденный любовью к главе апостолов блаженному Петру, он решил опять отправиться в город, освященный его телом. § 3 Немного спустя, с приходом торгового корабля, он исполнил свое желание. В то же самое время король Кента Эгберт послал из Британии человека, избранного для должности епископа, по имени Вигхард, который был достаточно обучен в Кенте римскими учениками блаженного папы Григория всем церковным установлениям 6 . Эгберт желал, чтобы его посвятили в Риме в епископский сан, поскольку, имея епископа из своего народа, говорящего на своем языке, он со своими подданными смог бы более совершенно впитать как слова, так и таинства веры; насколько больше он бы воспринял это не через переводчика, но из уст и из рук родственника и соплеменника. Но добравшись до Рима вместе со всеми спутниками, пришедшими с ним, прежде чем принять сан, Вигхард умер от напавшей болезни. Апостолический же папа, дабы благочестивое посольство верующих не лишилось достойных плодов из-за смерти посланников, созвав совет, избрал из своих людей того, кого он мог бы отправить в Британию архиепископом, а именно – Теодора, мужа сведующего как в светской, так и в церковной философии, и к тому же – в обоих языках, (то есть в греческом и латыни), дав ему в товарищи и советчики мужа столь же решительного и рассудительного – аббата Адриана.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

В 674 г. св. Бенедикт Бископ на землях, дарованных Эгфридом, кор. Нортумбрии, основал в честь ап. Петра мон-рь Вермут (Уирмут; ныне Монкуирмут в черте г. Сандерленд, метрополитенское графство Тайн-энд-Уир) и пригласил К. как признанного знатока рим. монашеских традиций стать там настоятелем. Спустя нек-рое время из-за недовольства монахов изменениями К. вернулся в Инрип. Возможно, это произошло, когда св. Бенедикт Бископ в 675-676 гг. в очередной раз ездил на континент. По возвращении в Британию он убедил К. вернуться в Вермут, а в 678 г. взял его с собой в Рим (в их отсутствие мон-рем управлял Эостервине, родственник св. Бенедикта Бископа). Из Италии св. Бенедикт Бископ и К. привезли много реликвий, богослужебных принадлежностей, икон и ценных рукописей. Вместе с ними в Нортумбрию прибыл Иоанн, архикантор рим. базилики св. Петра и аббат рим. мон-ря св. Мартина. Согласно Беде Достопочтенному, он обучал монахов Вермута и клириков др. англ. церквей «правилам пения и чтения вслух (ordinem... ritumque canendi ac legendi uiua uoce) и побудил их записать все касающееся праздничных дней», как это было принято в Риме ( Beda. Hist. eccl. IV 18). Получив ок. 682 г. в дар от кор. Эгфрида землю на р. Тайн, в нескольких милях от Вермута, Бенедикт Бископ основал на ней монастырь Ярроу, посвященный ап. Павлу. Вероятно, К. играл важную роль в становлении новой общины. Из анонимного Жития известно, что в Ярроу из Вермута с К. перешли 22 чел., 10 из них уже приняли тонзуру (согласно Беде, 17 монахов). Первоначальный статус Ярроу по отношению к Вермуту не вполне ясен. Традиционно обе общины считались частью единого монастыря во главе с общим аббатом, св. Бенедиктом Бископом. Однако в надписи об освящении церкви в честь ап. Павла в Ярроу аббатом назван К., о Бенедикте Бископе не упоминается. В 685 г. св. Бенедикт Бископ вновь отправился в Рим, оставив наместниками Эостервине в Вермуте и К. в Ярроу. Весной следующего года оба мон-ря поразила сильнейшая эпидемия. Вместо умершего Эостервине настоятелем мон-ря Вермут был избран Зигфрид († 688 или 689). В Ярроу в пик эпидемии из монахов, умевших читать или петь во время богослужения, остались лишь К. и некий мальчик (puerulus), которого часто, но без достаточных оснований отождествляют с Бедой Достопочтенным ( Higham N. J. (Re-) Reading Bede: The Ecclesiastical History in Context. L., 2006. Р. 13). Вскоре после возвращения в Нортумбрию (686) Бенедикта Бископа разбил паралич, последние 3 года жизни он был прикован к постели. Во время болезни аббата Зигфрида он назначил К. аббатом обоих монастырей (12 мая 688).

http://pravenc.ru/text/1684205.html

Петра и Павла в Веармуте и Ярроу. Местные клирики были знакомы с житиями южно-италийских святых; появление некоторых частей богослужения, особого стиля украшения книг также объясняется влиянием Италии 81 . Беда был связан с Кентербери, с южно-италийской, или римско-неаполитанской, традицией через Бенедикта Бископа, спутника и сотрудника Феодора и Адриана, и Кеолфрида, который учился в Кентербери, а позже стал духовным отцом и наставником Беды 82 . Появление такой личности, как Бенедикт Бископ, основатель и первый настоятель Веармута и Ярроу, и его деятельность – явление, возникшее на англосаксонской почве. Бенедикт Бископ, по словам Беды, происходил «из знатной англской семьи» 83 . Будучи двадцати пяти лет от роду, он оставил Нортумбрию и службу в войске короля Освиу и отправился в Рим. Во время своего пребывания в Риме Бенедикт Бископ решил предпринять «паломничество ... ради Христа» 84 , то есть поступить в соответствии с кельтской церковной традицией, отказавшись от самого дорогого – родной страны, принять монашество в одном из монастырей на континенте. Он остановил свой выбор на монастыре Лерин, находившийся неподалеку от Марселя, на острове, что также не случайно и говорит о том, что Бенедикт принадлежал к кельтской традиции. Как уже говорилось, Лерин оказал большое влияние на формирование ирландской монашеской традиции, которая была принята в Нортумбрии 85 . Однако после двух лет пребывания в этом монастыре Бенедикт вновь отправляется в Рим. Его приезд туда совпадает по времени с выбором кандидата на архиепископский престол Англии. Папа Виталиан отметил «достоинства, мудрость, усердие и преданность Бенедикта» 86 и выбрал его как проводника и переводчика для Феодора и Адриана. В изображении Беды основатель и первый настоятель Веармута и Ярроу предстает перед читателем как приверженец римской традиции. Беда свидетельствует о том, что в монастыре был принят, с небольшими дополнениями, бенедиктинский устав. Роль Бенедикта Бископа в развитии нортумбрийской культуры необыкновенно велика.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Лерин был возведен в 410 г. на острове. По замыслу своего основателя Гонория, отделенный от внешнего мира, он должен был следовать традиции египетских монастырей, воплощая идеи жесткого аскетизма и духовного подвижничества. Однако общине было невозможно избежать влияний извне. В основу распорядка в этом монастыре был положен устав Пахомия Великого – первый устав, согласно которому жизнь общины подчинялась распорядку, со строгим послушанием, молитвами и трудом, чтением и переписыванием духовных книг. В практике Лерина дисциплина, аскеза и монашеское уединение сочетались с интеллектуальными занятиями, интересом к трудам греческих и римских философов, к дисциплинам, берущим свое начало скорее в светской, чем в церковной традиции, – грамматике, риторике, диалектике. В этом монастыре в свое время жил и обучался св. Патрик; в нем учился и приобрел опыт монашеской жизни Бенедикт Бископ. Его двухгодичное пребывание в Лерине имело большое значение для будущего облика Веармута-Ярроу. В 668 г. Бенедикт снова вернулся в Рим, по-видимому, намереваясь остаться в этом городе. Однако папа Виталиан распорядился, чтобы он сопровождал в Британию посвященного в сан архиепископа Кентербери Теодора, исполняя обязанности проводника и переводчика. В следующем году Бенедикт стал аббатом обители св. Петра и Павла (позднее св. Августина) в Кентербери. Общение с архиепископом Теодором, управление монастырем св. Петра в Кентербери, пример и опыт его школы подтолкнули Бенедикта к идее основания своего монастыря. Бенедикт Бископ рассчитывал основать монастырь в Уэссексе, полагаясь на дружбу короля западных саксов. Но из-за его внезапной смерти Бенедикту пришлось обратиться к королю Нортумбрии Эгфриду (645–685) и возвратиться в Нортумбрию, где он не был почти двадцать лет (значительная часть которых была проведена на континенте). Просьбе о пожаловании земли для монастыря предшествовало четвертое путешествие Бенедикта в Рим (671–672). Оттуда и из Галлии для будущей монастырской общины он вывез «множество книг по всем сферам Божественного знания, им приобретенных за условленную цену или подаренных ему друзьями» 168 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010