Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЬФРИД [Wilfrid; древнесаксон. имя восходящее к древнегерм. welja - воля и friduz - защита] (634-709), св. (пам. зап. 12 окт., перенесение мощей 24 апр.), еп. Йоркский, миссионер и сторонник приоритета духовной власти над светской. Сын нортумбрийского тэна (знатного королевского дружинника), воспитывался в мон-ре Линдисфарн. Будучи неудовлетворен практикой религ. жизни кельт. Церкви, покинул Линдисфарн и учился в Кентербери, а в 653 г. вместе с буд. основателем аббатства Вермут (Уирмут) св. Бенедиктом Бископом отправился на учебу в Рим. На обратном пути В. провел 3 года в Лионе, где еще ранее принял постриг, а по возвращении в Англию по приглашению кор. Альфрита стал аббатом в Рипоне и ввел там континентальный, возможно бенедиктинский, устав и рим. обряд. На Соборе в Уитби (664) благодаря его красноречию рим. партия одержала победу в споре по вопросу исчисления Пасхи. Вскоре кор. Альфрит назначил В. епископом Йорка; тот, не желая принимать сан из рук кельт. епископов, к-рых он считал схизматиками, отправился в Компьень и был там рукоположен во епископа Йоркского 12 франк. епископами. В 678 г. архиеп. Кентерберийский Теодор разделил Йоркское еп-ство на 3 епархии без согласия В., тот отправился с жалобой в Рим и по дороге в течение года проповедовал во Фрисландии. Собор в Риме (680) вынес решение в пользу В., но после возвращения в Британию его по приказу кор. Эгфрита, преемника Альфрита, взяли под стражу и освободили лишь с тем условием, что он покинет королевство Нортумбрия. В. удалился в королевство Суссекс, где успешно проповедовал среди язычников (681-686). Урегулировав противоречия с архиеп. Теодором, В. с 686 по 691 г. занимал епископскую кафедру в Йорке. Однако в 691 г. споры вспыхнули между В. и новым нортумбрийским кор. Альфритом (Альдфритом), братом Эгфрита, по поводу статуса и доходов Рипона. Созванный следующим архиеп. Кентерберийским Бритвальдом собор в Остерфилде (703) постановил, чтобы В. оставил кафедру в Йорке. Несмотря на то что очередные жалобы В. были полностью удовлетворены Римом, он, встретив сильную оппозицию со стороны светской власти и Кентербери, согласился оставить пост, довольствовавшись саном епископа Хексемского. Последние годы провел в Рипоне, где и похоронен.

http://pravenc.ru/text/158678.html

928 В «Житии аббатов» Беда упоминает монастырь в устье Тайна, который некогда был мужским, но к тому времени сделался женским. Однако здесь речь, скорее всего, идет о другом монастыре-возможно, о том, где был погребен король Освин. 929 В оригинале cursu maiore equos suos inuicem probare (потягаться друг с другом в скорости их коней). Вероятно, конные состязания были популярны у англосаксов еще в языческое время. 930 Имеется в виду Вилфрид Младший, при котором центр Нортумбрийской церкви окончательно переместился из Линдисфарна в Йорк. 931 См. прим. 757. 932 Сергий I был папой римским в 687-701 гг. 933 Кэдвалла был крещен 10 апреля. Белые одежды полагалось носить в течение недели, но, очевидно, король предчувствовал скорую смерть и дал обет носить их до конца. 934 20 апреля 689 г. 935 Эпитафию сочинил Крисп, архиепископ Милана в 681-725 гг. Беда, вероятно, получил ее копию из Рима вместе с документами из папского архива. Надгробный камень Кэдваллы был обнаружен в XVI в. при строительстве нынешнего храма св. Петра, но позже утерян снова. 936 В оригинале Кэдвал (Caedual). 937 Имеется в виду Рим-город св. Петра, духовным сыном которого стал Кэдвалла. 938 В оригинале ex orbe Britanni (из британской страны). 939 20 апреля. 940 Юстиниан II Ринотмет (Безносый) был византийским императором в 685-695 и 705-711 гг. 941 Ине был королем Уэссекса в 688-726 гг. 942 Беда не раз говорит о паломничествах англосаксов в Рим. Бенедикт-Бископ побывал там шесть раз, Вилфрид- три. Паломниками были короли Уэссекса Кэдвалла и Ине, король Мерсии Кенред и король Эссекса Оффа (все они умерли в Риме). Церковь поощряла это благочестивое предприятие, однако Бонифаций в письме 747 г. выступает против паломничества женщин, которые в пути часто уклонялись от добродетели. 943 Сир. 44:13. 944 Пеласгийский язык (lingua Pelasga)-rpeчeckuй, названный так по имени пеласгов, древнейших обитателей Греции. 945 Бертвальд или Берктвольд был епископом Кентерберийским в 692-731 гг. 946 Монастырь Ракульф (позже Рикалвер) находился в Кенте, недалеко от Кентербери. До 1805 г. там стояла церковь англосаксонской эпохи, остатки которой были раскопаны в 1926 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/440928/

801 Будучи греком, Теодор осторожно высказывается по вопросу исхождения Святого Духа, ставшему позже главным пунктом расхождений между восточной и западной церковью. Как известно, первая считает, что Святой Дух исходит только от Отца, в то время как вторая со времен борьбы с ересями приняла положение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. 802 Архикантор или регент Иоанн прибыл в Англию с Бенедиктом-Бископом после его пятого путешествия в Рим с аббатом Кеолфритом в 678 г. Здесь Беда впервые упоминает о Бенедикте, который в 674 г. основал монастырь в Уирмуте. Очевидно, он мало пишет о Бенедикте, как и о его преемнике Кеолфриде, чтобы не дублировать свое подробное повествование о них в «Истории аббатов Уирмута и Ярроу». Иоанн был регентом храма св. Петра и настоятелем маленького римского монастыря св. Мартина. 803 Имеется в виду монастырь Уирмут в устье реки Уир (Wear). Его основал Бенедикт-Бископ, приближенный короля из знатного англосаксонского рода, первый аббат Уирмута в 674- 689 гг. В 681 г. неподалеку был основан монастырь Ярроу, аббатом которого стал Кеолфрит (после смерти Бенедикта он занял и должность аббата Уирмута). Монастыри были знамениты не только тем, что там жил Беда, но и своими скрипториями, где были созданы первые рукописи «Истории» и богато орнаментированные Библии (сохранилась только oдha-Codex Amiatinus, ныне во Флорентийской библиотеке). В IX в. Уирмут и Ярроу были уничтожены скандинавами, позже восстановлены, но потеряли былое значение. Окончательно их закрыли в XVI в. Ныне Уирмут (Монкуирмут) и Ярроу-небольшие рыбацкие городки. Развалины обоих монастырей раскопаны; в Ярроу действует музей Беды и его времени. 804 Кеолфрит был аббатом Ярроу в 689-716 гг. и учителем Беды. В 716 г. он отправился в Рим и там в скором времени умер. Его жизнь описана Бедой в «Истории аббатов»; существует также анонимное «Житие Кеолфрита» того же времени. 805 Св. Агафон был папой римским в 678-681 гг. 806 Имеется в виду знание гимнов в честь святых, поющихся во все дни года.

http://sedmitza.ru/lib/text/440847/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ [Лат. Beda (Baeda, Bedanus) Venerabilis] (672/73, дер. Монктон (?), Нортумбрия, Сев. Англия - 26.05. 735), св. (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая), богослов, экзегет, историк. Жизнь В 7-летнем возрасте был отдан родственниками в мон-рь Вермоут (680), но когда в 681 г. был основан мон-рь в Ярроу (см. Ярроу-Вермоут ), подчиненный тому же аббату Бенедикту Бископу , Б. Д. был переведен туда для получения образования под началом наместника Кеолфрида, где и оставался до конца жизни. В 19 лет был рукоположен во диакона, в 703 г.- во пресвитера. Он почти не уезжал из мон-ря, лишь однажды ездил в Линдисфарн, в др. раз навещал в Йорке своего ученика и друга архиеп. Эгберта Йоркского . Умер Б. Д. от болезни в праздник Вознесения Господня. Между 1020 и 1030 гг. мощи Б. Д. были перенесены в кафедральный собор г. Дарема. Титул «Достопочтенный», известный с IX в., по преданию, был открыт ангелом монаху, составлявшему эпитафию Б. Д. В ней были такие слова: «Hac sunt in fossa/Bedae venerabilis ossa» (В сей могиле лежат/Кости достопочтенного Беды). С этим титулом упоминали его Алкуин и Павел Диакон . На Ахенском Соборе (835) Б. Д. был провозглашен «достопочтенным и удивительным учителем современности». 13 окт. 1899 г. папа Лев XIII объявил Б. Д. учителем Зап. Церкви (doctor Ecclesiae). В 1978 г. он был канонизирован митр. Антонием (Блумом) , является местночтимым святым Сурожской епархии РПЦ. Биографические сведения о Б. Д. содержатся в следующих средневек. источниках: 1. Его «Historia Ecclesiastica gentis Anglorum» (Церковная история англов. V 24), где Б. Д., по примеру еп. Григория Турского , приводит краткую автобиографию и список своих сочинений. 2. «Vita Bedae Venerabilis» (Житие Беды Достопочтенного), написанное частью учеником Б. Д. Кутбертом, частью - неизвестным автором XI в.; краткое, заканчивается похвалой Б. Д. 3. «Epistola Cuthberti de obitu Bedae» (Послание Кутберта о смерти Беды). 4. Неск. поздних житий Б. Д., принадлежащих неизвестным авторам (PL. 90. Col. 43-54).

http://pravenc.ru/text/77776.html

Когда историк Уильям Мальмсберийский посещал монастырь Торни в первой половине XII в., он назвал это место «поистине райским». Впоследствии норманны выстроили на месте построенного свт. Этельвольдом монастыря огромное аббатство, освятив его в честь св. Марии (Пресвятой Богородицы) и св. Ботольфа. В этом аббатстве хранилось огромное количество мощей святых (как английских, так и подвизавшихся в других странах), среди которых братья-миссионеры прп. Ботольф и Адольф, прп. Бенедикт Бископ и прп. Кисса Кроулендский. Сегодня от древнего монастыря сохранилась лишь большая церковь свв. Марии и Ботольфа, являющаяся лишь частью нефа первоначальной церкви! «Реформаторы» уничтожили практически все реликвии, которые только могли. Каким-то чудом сохранились старинные витражи, изображающие события, связанные со Страстями, смертью и Воскресением Христа, а также 9 средневековых статуй на фасаде. В Торни также действует интересный музей. Примечательно, что это далеко не все значимые святые места на территории бывшего «края болот»! Упомянем также прославленное аббатство Рамси (Ramsey), первоначально расположенное на островке. Первую общину на его месте основал свт. Освальд Вустерский в 969 году. Монастырскую школу в Рамси в том же веке учредил святой и ученый игумен Аббон Флёрийский (Abbo of Fleury) из Франции: он занимался арифметикой, астрономией, философией, логикой, писал трактаты и составил свою версию жития мч. Эдмунда. В этой огромной обители хранились мощи страстотерпцев принцев Этельберта и Этельреда Кентских, а также свт. Феликса, апостола восточных англов. Сегодня от бывшего монастыря сохранился сторожевой дом, а рядом стоит построенная 840 лет назад самим монастырем городская церковь св. Томаса Бекета, в которой имеется большой витраж с изображением свв. Этельдреды и Феликса. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 27 января 2023, 21:05 Всегда с большим интересом читаю статьи Дмитрия. Очень интересное повествование, невозможно оторваться от чтения. Великолепные фото прекрасно иллюстрируют статью.

http://pravoslavie.ru/150533.html

И ныне я поручаю тебе, возлюбленный мой, поведать об этом видении людям; открой им и передай в словах, что ты видел это славное древо, на котором Всемогущий Бог пострадал за многие грехи людские и древние деяния Адама. Взаимосвязь «Видения Креста» и надписи на Рутуэльском кресте — старая проблема для ученых. Полностью эта поэма — на западносаксонском диалекте — сохранилась в рукописи конца X в., которая ныне хранится в библиотеке кафедрального собора в Верчелли в Италии (между прочим, примечательный пример тех путешествий, которые в прошлом совершали рукописи); на Рутуэльском кресте отрывки поэмы — на нортумбрийском диалекте конца VII—haчaлa VIII вв. Связь этих двух текстов проблематична. Тот факт, что некоторые фрагменты уже существовали в конце VII в., не означает, что поэма в целом была написана в то же время: можно предположить, что ее пространная версия была вдохновлена рутуэльскими текстами. Однако, согласно мнению недавнего издателя поэмы, рутуэльские надписи «дают все основания говорить о том, что они соотносятся с некоторым хорошо известным текстом и являются выдержками из него». Если это так, мы можем рассматривать англосаксонские кресты как нечто большее, чем просто символ, обозначающий место христианских богослужебных собраний. Скорее их можно воспринимать как богословские утверждения, выраженные в камне, имеющие ту же цель, что и изображения, принесенные Бенедиктом Бископом из Рима (когда он был там в пятый раз в 678 г.): изображения Девы Марии и двенадцати апостолов, сцены из Евангелия и Апокалипсиса, которые были выставлены в Монкуэармаутской церкви для того, чтобы, по словам Беды, «все входящие в церковь, даже неграмотные, обратив свой взор, могли созерцать, хотя бы только в образе, любовь Христа и Его святых; или могли с большей ясностью увидеть благодать Воплощения; или также, имея перед глазами напоминание о великой опасности последнего испытания, могли бы не забывать испытывать себя самих более строго». Эти слова Беды, если их применить к нортумбрийским крестам — а я думаю, это можно сделать, — вызывают весьма интересную цепочку соображений относительно «Поэмы Креста».

http://predanie.ru/book/219485-sobornost...

Из них мы узнаем имена его друзей и духовных наставников, общение с которыми сформировало внутренний мир Беды, а также можем установить круг авторов, книги которых он читал. Беда, прозванный Досточтимым, родился в 672 или 673 году на севере Англии, в области, называемой Нортумбрия. Точное место его рождения неизвестно, но предание говорит, что он родился в деревушке Монктон, в окрестностях монастыря Веармут. В Монктоне до сих пор существует старинный колодец, известный как колодец святого Беды. В 680 г. семилетним мальчиком Беда был отдан в монастырь в Веармуте. По уставу прп. Бенедикта Нурсийского , принятому в этом монастыре, в число новициев – послушников разрешалось принимать детей, достигших семилетнего возраста, потому что с этого времени дети способны заботиться о себе сами, сознательно слушаться старших, отвечать за свои поступки, учиться в монастырской школе. Когда в 681 году был основан монастырь в Ярроу, подчинявшийся Бенедикту Бископу, Беда был переведен туда под начало наместника Кеолфрида. Вскоре разразилась эпидемия чумы, от которой пострадали оба монастыря, причем в Ярроу из всей братии в живых остались лишь отец наместник и маленький Беда. Поначалу, лишившись братии, Кеолфрид решил читать псалмы без антифонов во все время суток, кроме вечерни и утрени, однако не смог выдержать этого решения более недели и благословил читать псалмы с антифонами, как обычно; так вдвоем с мальчиком они служили по полному чину, пока не подоспела помощь. Вероятно, Беда рано начал выделяться своими способностями среди братии, потому что, как он сам говорит о себе, он был рукоположен во диакона в девятнадцать лет, за шесть лет до срока, установленного канонами. В 703 году, в тридцать лет он был рукоположен во пресвитера 89 . Беда получил образование в Веармуте и Ярроу, где он пользовался преимуществами, которых, возможно, в то время нигде нельзя было найти в Европе. В монастырских библиотеках Беде были доступны все основные источники учености Запада. Нигде больше он не мог бы одновременно ознакомиться с ирландской, галльской, римо-неаполитанской традициями при помощи книг, которые Бенедикт Бископ покупал в Риме и во Вьенне, в Галлии.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

После некоторых поисков Адриан указал на известного ему греческого монаха Феодора. Согласно Беде, он был «одарен церковным и светским знанием и свободно говорил по-латыни и по-гречески» 69 , был «сведущ в духовных и светских книгах, научен греческому и латинскому языку, обычаями непорочен и возрастом почтенен, так как ему было шестьдесят шесть лет» 70 . Однако Адриану пришлось ехать в Англию вместе с Феодором, потому что только при этом условии папа согласился рукоположить Феодора во архиепископа. Адриан хорошо знал Галлию, так как прежде ездил в эту страну с различными поручениями, кроме того, будучи сотрудником и советчиком в просветительной деятельности Феодора, Адриан, по мысли папы, «должен был усердно следить, чтобы тот не ввел в Церкви, которую возглавляет, обычаи греков, которые могли противоречить истинной вере» 71 . Здесь речь явно идет о различных ересях, которые получили в это время широкое распространение на востоке христианского мира. Против этих ересей боролась Римская Церковь . Феодор и Адриан получили от папы Виталиана провожатого, Бенедикта Бископа, родом нортумбрийца, который должен был служить Феодору «двояко: как проводник на пути домой и как переводчик во время проповеди» 72 . С приездом Феодора и Адриана начался расцвет Кентерберийской школы. «И так как они оба были изобильно начитаны в духовной и светской литературе, они привлекли толпу студентов, в чьи умы они ежедневно изливали потоки спасительного учения» 73 . Бесценные свидетельства о Феодоре и Адриане оставил их ученик, Альдхельм. В одном из своих посланий он дает следующую характеристику Кентерберийской школе, сравнивая ее со знаменитыми ирландскими школами того времени: «Почему, я спрашиваю, Ирландия, которая собирает толпы учащихся целыми кораблями, награждена великой привилегией, «быть первой», как если бы здесь, на плодородной земле Британии не могут быть найдены учителя, являющиеся гражданами Греции и Рима, которые способны раскрыть и объяснить тайны Небесных книг» 74 . По мнению Альдхельма, Феодор был солнцем Британии, Адриан – луной 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Первую и вторую части повествования Катберт начинает, говоря о том, как болезнь сказалась на физическом состоянии Беды, затем переходит к его духовному состоянию, упоминая его постоянную приветливость и радушие по отношению к ученикам и друзьям, непрестанное стремление благодарить Бога. Подобно главному герою «Жизнеописания» Бенедикту Бископу, в период болезни Беда активен не физически, что пристало юности, но духовно, что соответствует представлениям о старости благочестивого христианина. «Деяниями» Беды становятся каждодневные ученые занятия и наставления братии; в «обычаях» Беды цитировать изречения Отцов Церкви, петь псалмы и антифоны. Кульминацией второй части «повествования» является сцена прощания Беды с пресвитерами монастыря, которая приводит на память аналогичную сцену из «Жизнеописания», составленного Бедой: прощание Бенедикта и Сигфрида. Третья часть «повествования» посвящена кончине Беды, Катберт создает картину, полностью соответствующую житийному канону. Сходные сцены можно найти в произведениях Беды, например, в «Житии св. Катберта». На основании анализа письма можно заключить, что Беда, сам, будучи искушенным ритором, знакомил своих учеников, в том числе и Катберта, не только с тропами и риторическими фигурами, но и с составлением различных текстов при помощи так называемых «предуготовительных упражнений». Его ученики могли не только вести обширную переписку, как Катберт, но и, зная схему похвальной речи, были способны при необходимости составить проповедь или житие. Свидетельство о последних днях Беды было высоко оценено потомками. Когда в XI веке было составлено житие Беды, письмо Катберта вошло в текст жития почти без сокращений как описание «третьего времени», кончины святого 241 . Младшие современники Беды не были единственными его учениками. Так как он, согласно позднему его житию, после своей кончины продолжал жить «в своих книгах» 242 , можно сказать, что у него училась вся средневековая Европа: «Йоркская школа, Алкуин, школа Каролингов, которая было положена в основание всей культуры Средних веков» 243 . Примечания к главе II

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Мария Ненарокова Глава II. Беда – ритор 1. Мнение Беды о риторике Ко времени поступления Беды в монастырь (ок. 870 г.) собрание книг «по всем отраслям духовного знания» 106 , привезенных Бенедиктом Бископом из своих путешествий, было уже значительно. Преемник Бенедикта, Кеолфрид, «удвоил» 107 количество книг, принадлежащее Веармуту и Ярроу. Беда получил знания грамматики и риторики из книг, находящихся в монастырской библиотеке. В его распоряжении находились одиннадцать латинских грамматик и риторических трактатов (среди них сочинения Доната, Помпея, Сергия, Маллия Теодора, Максима Викторина, Квинтилиана, старшего современника Беды англосакса Альдхельма и др.), а также одна или более греческих грамматик 108 . Возможно, Беда был знаком и с «Риторикой к Гереннию» 109 и с трактатом Цицерона «О нахождении» 110 . Кроме того, в библиотеке Веармута и Ярроу можно было найти произведения, в которых отражались мнения христианских писателей о пользе или вреде риторики 111 . В круг чтения Беды входили произведения как противников риторики (св. Киприан Карфагенский , Арнобий), так и тех авторов, которые считали позволительным обучение риторике и чтение светской литературы (блаж. Иероним, блаж. Августин, Лактанций , Кассиодор, свт. Григорий Великий ) 112 , потому он был хорошо знаком с проблемой использования античного риторического наследия или отказа от него. Мнение Беды о риторике отразилось в некоторых его сочинениях. Так, в седьмой главе Толкований на Притчи Соломоновы рассказывается о пестром египетском покрывале на постели блудницы, символизирующей ересь. Эта пестрая ткань является символом «украшения красноречия и обманчивости диалектического искусства, которое берет начало от язычников» 113 . В книге Толкований на I книгу Царств Беда называет философов «праотцами еретиков» 114 . Комментируя текст о самарянах, евших соленую пищу во дворце Артаксеркса, Беда объясняет, что они были испорчены «вкусом светской философии, сладостью риторики и обманчивостью диалектического искусства» 115 . В комментариях на I книгу Царств Беда обличает тех своих современников, которые, вместо того, чтобы слушать слово Божие, обращаются «к мирским басням и учению, демонов, читая языческих диалектиков, риторов и поэтов» 116 . Все эти мнения Беды можно рассматривать как варианты топоса «вред риторики и светских наук», в основе которого лежат изречения Св. Писания ( Кол 2:8 ) и воззрения раннехристианских авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010