558 Мф. 25:13. 559 Ныне Бург-Касл в графстве Саффолк. Монастыри нередко возникали среди римских развалин, где было много строительного материала; таковы были монастыри Басса в Рикалвере и св. Кедда в Отоне. 560 О происхождении Фурсы ничего не известно. 561 Видение Фурсы, описанное ниже, было очень популярно в Средние века и послужило одним из источников «Божественной комедии» Данте (наряду с видением Дрительма, описанным в V.12). Часто оно переписывалось отдельно от «Истории» и украшалось живописынми подробностями. 562 Пс. 83:8-»приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе». 563 Возможно, это намек на то, что некоторые из видений Фурсы не вполне совпадали с церковной доктриной и могли показаться еретическими. 564 Ис. 43:2-»пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя». 565 Очень похожую историю Беда рассказывает о Дрительме (V.12). 566 Вместе с Фурсой из Ирландии приехали по меньшей мере пятеро спутников, в том числе двое его братьев. 567 Имеется в виду нападение мерсийцев в 655 г. 568 Хлодвиг II был королем Нейстрии в 636-656 гг. Эрконоальд с 640 по 657 гг. был майордомом и фактическим правителем Нейстрии. 569 Ныне город Ланьи близ Парижа. 570 Город Перрон в Пикардии. В VIII в. его называли Perrona Scottorum из-за множества живших там ирландцев. 571 Область Гирве находилась на западе Восточной Англии и делилась на северную и южную части. В Южном Гирве находился знаменитый монастырь Эли. 572 Постепенно в английской церкви укрепился обычай менять при посвящении в сан англосаксонские имена на латинские или греческие. При постриге в монахи это было почти обязательно. Однако не выходили из употребления и старые имена; Беда и другие авторы часто употребляют их вместе, например Бенедикт-Бископ, Бонифаций-Винфрид и др. 573 Деусдедит был архиепископом Кентерберийским в 655-664 гг. Часть историков считает его англосаксом, однако скорее всего он был иностранцем, занимавшим какой-то пост в провинции восточных саксов. 574 26 марта. Подлинная дата-12 марта, в то время как 26 марта был посвящен преемник Деусдедита Теодор. В 655 г. с этим днем совпадал Великий четверг, в который не могло состояться посвящение архиепископа.

http://sedmitza.ru/lib/text/440742/

мон-рях отсутствовали письменные уставы, а сохранившиеся тексты имели не столько нормативное, сколько поучительное значение (см., напр.: Diem A. Inventing the Holy Rule: Some Observations on the History of Monastic Normative Observance in the Early Medieval West//Western Monasticism «ante litteram»: The Spaces of Monastic Observance in Late Antiquity and the Early Middle Ages/Ed. H. Dey, E. Fentress. Turnhout, 2011. P. 53-84). А. А. Ткаченко VII-X вв. К кон. VI в. относятся данные, позволяющие предположить, что монашеская дисциплина на Лерине ослабла. Св. Аттала , долго живший в мон-ре, покинул обитель из-за распущенности монахов и отправился к св. Колумбану в Луксовий (см. Люксёй ) (Vita Columbani. II 1// Ionae Vitae sanctorum Columbani, Vedastis, Iohannis/Ed. B. Krusch. Hannover; Lpz., 1905. P. 230-231. (MGH. Script. Rer. Germ.; 37)). В 600 г. папа Григорий Великий велел аббату Конону восстановить дисциплину, подорванную неразумными действиями его предшественника (понтифик также рекомендовал Конону «нашего сына пресвитера Колумба», к-рого можно отождествить со св. Колумбаном) ( Greg. Magn. Reg. epist. XI 9). Однако в VII в. Леринский монастырь по-прежнему обладал определенным авторитетом и привлекал людей, стремившихся к аскетическим подвигам. Так, св. Ромарик , приближенный кор. Австразии Теодориха II, пожелал стать монахом и решил отправиться на Лерин (MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 433-434). В сер. VII в. на острове провел 2 года св. Бенедикт Бископ , к-рый впосл. вернулся в Британию и основал мон-рь Ярроу-Вермут ( Beda. Vita beatorum abbatum. 2// Venerabilis Baedae Opera historica/Ed. C. Plummer. Oxf., 1896. T. 1. P. 365). Считается, что в VII в. в Леринском мон-ре был введен Устав св. Бенедикта (см. Венедикт Нурсийский ) или смешанный устав святых Бенедикта и Колумбана. Мн. исследователи связывали это с деятельностью аббата Айгульфа (напр.: Prinz. 1965. S. 276-277; Dunn. 2000. P. 173). Однако в Житии Айгульфа, составленном во 2-й пол. IX в. агиографом Адревальдом из аббатства Флёри (BHL, N 194), о введении тем бенедиктинского устава не говорится.

http://pravenc.ru/text/2463581.html

В том же году, когда они покинули Британию, в Инундальской провинции окончил свои дни прославленный предстоятель Вилфрид , бывший епископом сорок пять лет. Его тело положили в гроб и отвезли в его монастырь, называемый Инрип, где похоронили в храме блаженного апостола Петра с почестями, подобающими такому понтифику. Вернемся назад, чтобы кратко изложить некоторые события его жизни. Еще в детстве он имел добрый нрав и был не по годам разумен; во всем он отличался такой скромностью и благоразумием, что взрослые любили и почитали его, словно он был одним из них. Достигнув возраста четырнадцати лет, он предпочел монашескую жизнь мирской. Когда он сказал об этом отцу, ибо мать его уже умерла, тот одобрил благое намерение мальчика и всячески ободрял его в этом достойном начинании. Так он явился на остров Линдисфарн, где посвятил себя служению монахам, стремясь поскорее научиться жить в чистоте и благочестии, как они. Со своим быстрым умом он скоро изучил псалмы и многие другие книги; хотя он еще не принял постриг, он в полной мере был отмечен добродетелями смирения и послушания, которые куда важнее тонзуры; за это его возлюбили как старшие монахи, так и его ровесники. Прослужив Богу в том монастыре несколько лет, он с его трезвым умом скоро понял, что традиционный путь благочестия, которому следовали скотты, не вполне совершенен, и решил отправиться в Рим, чтобы изучить там церковные и монашеские обычаи апостольского престола. Когда он поведал об этом братьям, они одобрили его план и настояли на его исполнении. Тогда он направился к королеве Энфледе, поскольку она знала его, и именно по ее совету и настоянию он был принят в монастырь; ей он поведал о своем желании посетить порог блаженных апостолов. Она восхитилась благим намерениям юноши и послала его к своему кузену, кентскому королю Эрконберту, с просьбой доставить Вилфрида в Рим. В то время архиепископом там был Гонорий, один из учеников блаженного папы Григория, глубоко преданный делу Церкви. Некоторое время пытливый юноша провел в Кенте, прилежно изучая все, что видел, пока туда не прибыл другой юноша, упомянутый уже Бископ или Бенедикт из знатного английского рода, который также стремился попасть в Рим.

http://sedmitza.ru/lib/text/440910/

Среди друзей и наставников Беды были Трумберт, ученик Кеадды, первого епископа Мерсии, и Сигфрид, соученик отшельника и епископа Катберта, житие которого Беда составил позже. Трумберт и Сигфрид были учениками Кеадды, Бойзила и Еаты, которые, в свою очередь, учились у св. Айдана, апостола Нортумбрии, представителя ирландской традиции. Возможно, с помощью Трумберта и Сигфрида Беда познакомился с ирландской традицией толкования Священного Писания . Еще одним наставником Беды был Акка, епископ Хексэмский, сменивший на этой кафедре знаменитого Вильфрида, также ученика св. Айдана, но отстаивавшего на соборе в Витби (663/664 гг.) римскую традицию. Благодаря многочисленным путешествиям Вильфрида в Рим, библиотека основанного им монастыря Хексэма была также очень богата. Акка не только познакомил Беду с авторами, принадлежащими римской традиции, но и вдохновлял его на написание некоторых собственных произведений. Считается, что знания Беды в области агиографии большей частью почерпнуты от Акки 90 . Бенедикт Бископ, настоятель Веармута и Ярроу, познакомил Беду с различными монашескими традициями, принятыми в монастырях Европы. Кеолфрид, а также другие ученики Феодора и Адриана, с которыми Беда состоял в дружеской переписке, связывали его с Кентерберийской школой. От них Беда, вероятно, получил свои познания в греческом языке, риторике, а также и в агиографии 91 . Круг чтения Беды был для того времени необыкновенно широк и включал в себя произведения не только западных, но и восточных Отцов Церкви. Кроме обязательного для всех Священного Писания , Беда читал из Отцов Запада: блаж. Иеронима Стридонского , блаж. Августина, св. Григория Великого , св. Амвросия Медиоланского , св. Киприана Карфагенского , из восточных: св. Василия Великого , св. Григория Богослова , св. Афанасия Великого . Известные Беде жития святых принадлежат св. Афанасию Великому , Павлину Ноланскому , Сульпицию Северу, Поссидию. Знание истории он черпал из произведений Иосифа Флавия, Григория Турского , Марцеллина Комита, Евтропия, Орозия, Евсевия Кесарийского (в латинском переводе Руфина).

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Рассказывая о том, что Бенедикт Бископ старался снабдить монастырь всем необходимым, Беда называет его «religiosus emptor» (с. 717) – «благочестивый покупатель» и «provisor impiger» (с. 717) – «неленивый попечитель», который привозит в монастырь " spiri t ualium mercium fenus«, «приращение духовных доходов». »Fenus« – «прибыль, барыш, прирост» – и » m erces« – «вознаграждение, доход» – принадлежат к торговой лексике. О «приросте доходов» мог говорить купец, о том же, но в духовном смысле, – «благочестивый покупатель», который мог ассоциироваться с евангельским купцом ( Мф 13:45 ), который »emit« – «покупает» – драгоценную жемчужину, Царство Божие, а также с «верным и благоразумным домоправителем» ( Лк 12:42 ). Таким образом, Беда, не переходя границы жанра, показывает читателю духовный смысл хозяйственной деятельности главного героя. Примером авторской метафоры может служить употребление глагола »со rono « – «украшать, увенчивать венком», производного от »со rona « – «венок, венец, гирлянда». Кеолфрид украшает церковь в Ярроу иконами: »in gyro corona t " (с. 820) – «украшает по кругу, словно венцом». Обычно этот глагол указывает на то, что алтарь украшен венками или гирляндами. У Беды вместо цветов появляются иконы. По сравнению с более ранними произведениями «Житие св. Катберта» (721 г.) чрезвычайно богато риторическими средствами. В тексте жития, по сравнению с анонимным житием, можно выделить несколько устойчивых групп метафор-символов 147 , в том числе развитую группу «воинских» метафор, о которых говорилось выше. В одну из этих групп входят метафоры-символы, связанные с названиями частей тела. Они были известны уже в античности 148 , но с распространением христианства получили богословское осмысление и стали возводиться к Новому Завету, соотносясь с понятием «внутренний человек». Тема «внутреннего человека», то есть души, была развита прп. Макарием Египетским . «Сокровенный сердца человек» ( 1Пет 3:4 ), душа, имеет вид, «подобный внешнему человеку» 149 , потому что «душа, будучи утонченною, облеклась оком, которым смотрит, и ухом, которым слышит, а подобно сему, языком, которым говорит, и рукою; и одним словом, всем телом и членами его облекшись, душа срастворяется с телом ...» 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Этой картине праведных противопоставляется столь же симметричная картина «грешников» (с. 225). Их также два вида: «один из них, которые, приобщившись к таинствам Христовой веры, презирают постоянное упражнение в делах Веры» (с. 225); «другой из тех, кто веру и таинства Христа или никогда не приняли, или от принятых отказались из-за отступничества» (с. 225). Как и в случае с праведниками, существование каждого вида грешников подтверждается евангельскими стихами ( Мф 25:41–42 , Ин 3:18 ). Судьба праведников прямо противоположна судьбе грешников. Если первые входят в вечную жизнь, то вторые посылаются в вечное проклятие. Картина Страшного Суда завершается поучением братии, в котором содержатся указания на те чувства, которые следует испытывать, слушая о Страшном Суде и о награде праведникам. Истинно, вспомнив это на краткое время с должным страхом и трепетом, лучше обратимся к слушанию радостнейших обетований Господа и Спасителя нашего (с. 225). Переход снова содержит отождествление проповедника со слушателями. Беда раскрывает понятие «радостнейших обетований», предлагая посмотреть вместе, каковы они («Увидим же...») (с. 225). В следующем евангельском стихе для Беды важно объяснить выражение «получит во сто крат». С одной стороны, это может быть неясно аудитории, с другой, раскрывает тему проповеди о человеке, оставившем все ради Христа и не забытым Господом. Беде необходимо показать всеобщую любовь к такому человеку, ибо чуть ниже он будет иллюстрировать эту идею примерами из жизни Бенедикта Бископа, хорошо знакомого слушателям. Кто же от земных страстей или имущества отказался ради ученичества Христова, по причине которого более преуспел в любви к Нему, тем больше он находит тех, кто радуется, что они принимают «его» внутренним настроением и поддерживают своими средствами; они, конечно, общники его жизни благодаря открытому изъявлению «чувств», так как находят удовольствие в том, чтобы того, кто ради Христа сделался пищим, принять в своих домах и полях и подкреплять преданной любовью гораздо более, чем жена, родитель, брат или сын по плоти (с. 226).

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Имения монастырей принадлежали к разряду бокланд, и пока существовало монашеское общество, земля принадлежала ему. С целью, поэтому, обеспечить за собой выгоды подобного землевладения, некоторые из знати заявили желание наделять монастыри землями, которые они содержали в качестве фолкланда. Подарками или другими способами, они склоняли короля и витан (то есть, национальный совет) к согласию на обращение их в бокланд; строили на них монастырские здания, и жили на них со своими женами и семействами, называя себя аббатами, но ничего не имея монашеского в характере, кроме названия и пострижения 2511 . Среди писателей, которых произвела в этом веке английская церковь (или даже, можно сказать, вообще христианская церковь), наиболее знаменитым был Беда. Слава, которой он достиг в свое время, доказывается тем обстоятельством, что он был приглашен в Рим Сергием и, хотя смерть этого папы и воспрепятствовала принятию им этого приглашения, и в следующем столетии он получил почетное название «достопочтенного». Родившись около 673 года в окрестностях Иаррова, отпрыска вермаутского аббатства Бенедикта Бископа, он в семилетнем возрасте сделался обитателем монастыря, и там провел остальную часть своей жизни. По его собственному рассказу, он кроме обычных упражнений в благочестии, считал своим удовольствием «или учиться, или учить, или писать что-нибудь» 2512 . Он усердно занимался собиранием и переработкой знания прежних веков, не только касательно церковных предметов, но и общей учености. Его «История английской церкви» доведена до 731 года, – года за три до его смерти, которая имела место накануне Вознесения 734 года, причем последние моменты его жизни проведены были в диктовке заключения перевода Евангелия от Иоанна. Альдгейм, аббат мальмесберийский и впоследствии епископ шернборнский, умерший в 709 году, выдавался как богослов и как поэт 2513 . Равным образом Кедмон, сначала бывший служителем аббатства св. Гильды, в Стреанешалхе, обнаружил на своем туземном языке такие поэтические дарования, которые его современники приписывали чудесному вдохновению 2514 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пространство «Жизнеописания», как бы помещенное между двумя центрами – монастырем и Римом, – преодолимо. Герои Беды все время двигаются: пересекают на кораблях реки (с. 726) и моря (с. 715, 727), едут верхом (с. 726), больные путешествуют «на конных носилках» (с. 730). Прибыв в Рим, который чаще всего является целью их путешествия, они «вновь ходят пешком» (с. 715) по городу. Путешествуют и посланники, а не только главные герои. Так, решение о том, что выборы нового настоятеля после отъезда Кеолфрида будут предприняты через три дня, посвященные посту и молитве, было сообщено братии монастыря св. Павла двумя группами посланцев: через тех, которые присутствовали (на проводах Кеолфрида), а также и некоторых своих братий (с. 727). Британия упоминается Бедой в тексте «Жизнеописания» довольно часто, но для читателя она остается лишь географическим названием, кроме местности, прилегающей к монастырю. По ходу повествования упоминаются три ее области: Кантия, королевство Западных Саксов и Нортумбрия. Как уже говорилось выше, нортумбрийские названия встречаются в связи с местоположением монастыря. Интересно, что в тексте «Жизнеописания» нет упоминания Кентербери, где находилась кафедра архиепископа. Когда Бенедикт Бископ возвращается в Британию, сопровождая Феодора, новопоставленного архиепископа Кентерберийского, и его спутника Адриана, то о путешественниках говорится, что они «прибыли в Кантию» (с. 716). Феодор «взошел на архиепископский престол» (с. 716). Кантия и ее главный город, Кентербери, уравниваются. Кантия как область Британии становится символом архиепископской власти. Подобное произошло с Римом. Однако, если Рим стал символом Вселенской Церкви, то Кентербери, символ архиепископской власти в Британии, у Беды был вытеснен названием всей области, Кантии. Если путешественник отправляется в Рим, то, пересекая «океан», он попадал в «заморские страны» (с. 717). Беда не дает подробного описания маршрута, которым обычно пользовались паломники, но по упоминаниям отдельных городов можно заключить, что это был обычный путь, начинавшийся на галльском берегу современного Ла-Манша, в городе Квентовик (недалеко от Кале), и проходивший через Вьенн до Марселя.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Выйдя замуж за Альфрита, Кинебурга, теперь уже королева, стала праведной христианкой. Возможно, ее обучили и наставили в истинной вере ирландец святитель Финан Линдисфарнский (Finan of Lindisfarne; подвизавшийся в кельтской традиции), а также святитель Вильфрид (Wilfrid) и преподобный Бенедикт Бископ (Benedict Biscop) – приверженцы так называемой «римской» традиции. Это были очень неспокойные времена. В 655 году ее отец Пенда вторгся в Берницию с большой армией. Позже в том же году и Освиу, и Альфрит одержали решающую победу над Пендой при Кок-Беке (Cock Beck), в результате чего Пенда был убит. Кроме того, отношения между Альфритом и его отцом были натянутыми. В то время как Освиу соблюдал ирландские обычаи (особенно это касалось времени празднования Пасхи), Альфрит предпочитал римские. После Церковного Собора в Уитби (Synod of Whitby) 663–664 годов, когда было решено придерживаться в английской Церкви римских православных практик, имя Альфрита таинственным образом пропадает из хроник, и его судьба остается неизвестной. Возможно, он был убит во время восстания против своего отца или свергнут, а на его место поставлен король Экгфрит (Ecgfrith; 664–685), с 670-го года правивший всей Нортумбрией. Неизвестно, были ли у Альфрита и святой Кинебурги дети. В 660-х годах после смерти мужа (супруги могли расстаться еще раньше по обоюдному согласию), гибели отца и множества других испытаний (ее новообращенный в веру брат Пэда был предательски убит) преподобная Кинебурга навсегда отошла от королевских дел и удалилась в местечко, ныне известное как Кастор (Castor) в Кембриджшире на границе с Нортгемптонширом, находившееся в самой восточной части королевства ее отца (ныне в восточной Англии). Там она приняла монашеский постриг и стала первой настоятельницей Касторского монастыря, избрав своей покровительницей Пресвятую Богородицу. Кафедральный собор в Питерборо, Кембриджшир К тому времени христианство уже зародилось в Мерсии, которой правил новообращенный король Вульфхер (Wulfhere; 658–675), еще один сын Пенды. По преданию, при содействии своего брата Кинебурга основала двойной (смешанный) монастырь Кастор, с отдельными сообществами монахов и монахинь, которые молились в общей церкви. Кастор стоял на руинах огромного претория (здания римской администрации этого региона времен римского владычества) у реки Нин (Nene) и, вероятно, некогда имел раннюю римскую церковь. Он также был удобно расположен на пересечении нескольких римских дорог. Археологические раскопки показали, что на этом месте стояла ранняя вилла, которая позднее использовалась англами. Касторские монахи и монахини использовали материалы этих конструкций для строительства церкви. Старейшие известные в мире христианские дискосы и потиры были обнаружены в местечке Уотер-Ньютон (Water Newton) в километре от Кастора в 1975 году. Ученые датируют их IV веком нашей эры. Они хранятся в Британском музее Лондона.

http://pravoslavie.ru/145333.html

 К этому периоду относятся: т. н. Книга из Дарроу (Trinity College Library, Dublin. A. 4. 5. (57), 90-е гг. VII в . ) , Эхтернахское Евангелие (Paris. Lat. 9389, 690 г.), Линдисфарнское Ebahreлue(Lond. Brit. Lib. Cotton MS Nero D.IV, 698 г.), Евангелие из Личфилда (Lichfield Cathedral, нач. VIII в.) и Келлская книга. Во всех этих кодексах есть ковровые страницы, инципиты и изображения символов евангелистов (а в последних 3 — и их образы). В Евангелии из Дарроу 4 апокалиптических животных соотносятся с евангелистами иначе, чем в континентальных (не по блж. Иерониму Стридонскому, а по свт. Иринею Лионскому): евангелисту Марку соответствует орел, евангелисту Иоанну — лев. В Линдисфарнском Евангелии, иллюстрации к-рого представляют собой копии миниатюр Амиатинского кодекса, привезенного Бенедиктом Бископом из Рима в Вермут-Ярроу в 679 г., образы евангелистов выполнены под явным влиянием образца, но фигуры распластаны по плоскости, пространственная среда отсутствует, предметы обстановки превращены в орнамент. Миниатюры Евангелия из Личфилда несут следы коптских влияний (напр., евангелист Лука представлен со скрещенными на груди руками и двумя жезлами, подобно Осирису). В Келлской книге появились более переработанные и адаптированные к островному стилю сюжетные изображения — «Взятие Христа под стражу», «Искушение Христа», «Богоматерь с Младенцем и ангелами». Здесь впервые в истории ирл. изобразительности заметны признаки трехмерного восприятия изображения — одни фигуры изображаются позади других: так, за обрамлением портрета евангелиста Иоанна видна фигура Иисуса Христа, «обнимающего мир». В декор страницы, заполненной инициалом «Хи Ро», включаются фигуры людей, ангелов, 2 кошек и мышей — свидетельство своеобразия ирл. изобразительности. Поздний этап приходится на IX–XII bb. Расцвет традиции был прерван внезапно, из-за набегов викингов и разрушения скрипториев, бегства части монахов на континент. Основные скриптории  перемещаются снова в И., и такой открытости к влияниям извне, такого количества новшеств, как в предыдущий период, больше не наблюдается. Качество письма и миниатюр падает, писцы возвращаются к карманному формату. Продолжают переписываться и украшаться уже известные типы рукописей, где в конце концов остается лишь первоначальная чисто орнаментальная декорация. Однако уровень графической культуры очень высок, и в течение IX в. создаются такие изысканные по своему декору рукописи, как Евангелие Мак-Регола (Bodl. Auct. D. 2. 19, до 822 г.)и Евангелие Мак-Дёрнана (Lambeth Palace, London. 1370, 888–927 гг.), к-рыевоспроизводят знакомый по произведениям нортумбрийско-ирл. школы  тип с полностраничными цветными  образами евангелистов и ковровыми страницами, а их сложные орнаментальные бордюры демонстрируют по-прежнему высокий уровень орнаментальной культуры. О рукописях X–XI вв. можно судить по Саутгемптонской псалтири (Cantabr. St. John " s. C. 9), сохранившейся лучше других.

http://sedmitza.ru/text/2560433.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010