V. В Англию и Ирландию М. пришло неск. путями (через странствующих аскетов и через миссии, отправлявшиеся галльскими епископами и римскими папами). Напр., традиция, восходящая к Леринской обители и прп. Иоанну Кассиану, могла быть принесена в результате миссии святых Германа, еп. г. Автиссиодур, и Лупа, еп. Трикасс. В миссию св. Августина, архиеп. Кентерберийского, отправленную свт. Григорием Великим, входили рим. монахи ( Beda. Hist. eccl. I 23), которых долгое время считали бенедиктинцами. С их помощью, вероятно, св. Августином был основан мон-рь рядом с Кентербери (Ibid. I 33). Однако первым англ. мон-рем, в к-ром несомненно действовал Устав Бенедикта, был мон-рь в Рипоне, к-рый возглавлял св. Вильфрид . При этом в мон-рях Вермут и Ярроу, основанных спутником Вильфрида св. Бенедиктом Бископом , к-рый провел 2 года в качестве монаха в Леринской обители, вероятно, действовал смешанный устав. В Ирландии, где изначально было трудно провести границу между мон-рем, базиликой и приходом, к-рые представляли собой единое «церковное поселение», в VI в. началось формирование крупных монастырских объединений - «общины Колумбы » с центром на о-ве Иона (Айона) и «общины Комгалла » с центром в Беннхоре (ныне Бангор), организованных по типу парухий. Согласно Житию св. Колумбы, составленному св. Адамнаном, аббат старшего мон-ря мог единолично распоряжаться монастырским имуществом, назначать настоятелей в малые мон-ри и т. д. Монастырские должности часто передавались по наследству. Во мн. мон-рях имело место смешение общежительного М. и анахоретства. Кельтские монахи были ориентированы на пастырское попечение и миссионерство. Особенно значительной миссия ирл. монахов оказалась в Нортумбрии, где она вскоре столкнулась с англосаксонской миссией, и на континенте. В Галлии в качестве добровольного изгнанника оказался св. Колумбан . Им и его спутниками были основаны неск. мон-рей в Галлии (Анаграты, Луксовий, Фонтаны) и в Сев. Италии ( Боббио ), отличавшихся суровой дисциплиной, но привлекавших множество паломников и местных жителей, желавших получить духовное наставление. Для колумбановской традиции исключительное значение имели беспрекословное послушание монахов настоятелю, аскетические практики максимально строгого поста, молчания и умерщвления плоти. Сам св. Колумбан конфликтовал как с местными галльскими епископами, так и с королевской властью. Опорой для него и его преемников стали рим. папы. При этом сеть колумбановских монастырей не представляла собой единой конгрегации, но лишь общую традицию. Аббаты не избирались братией, но присылались из Боббио или Луксовия (после этого они ничем не были обязаны «материнской» обители). Устав св. Бенедикта

http://pravenc.ru/text/2564108.html

729). Притом, что Рим весьма часто упоминается в тексте «Жизнеописания», мы почти не видим никаких подробностей в изображении реального города. Только вскользь мы встречаем упоминание собора св. Петра и монастыря св. Мартина, да и то по той причине, что некий Иоанн, канонарх главного собора Рима и настоятель упомянутого монастыря, по просьбе Бенедикта Бископа и с разрешения папы Агафона отправился в Веармут в качестве регента. Рим воспринимается Бедой не как реальный город, место на географической карте, а как символ, духовный центр. Единственно значимая характеристика Рима состоит в том, что это «Дом апостолов» (с. 714), ставший хранилищем «мест, «где упокоились» тела “блаженных апостолов”» (с. 714), город, «освященный присутствием мощей св. Петра» (с. 715). Символическое значение Рима заменяет собой реальный город. Монастырь как пространство должен был напоминать о Риме и Римском мире. Веармут, основанный Бенедиктом Бископом в честь св. ап. Петра, подчинялся непосредственно папскому престолу, а не Архиепископу Кентерберийскому; любовь Бенедикта к Риму была общеизвестна. Даже храмы монастыря строились по римскому образцу, а не по местному, кельтскому. Из текста «Жизнеописания» известно, что в монастыре св. Петра было как минимум две церкви – св. Петра и Пресвятой Богородицы (с. 726), построенные в традициях Рима. Так, в церквях Рима алтарь был поднят по отношению к полу остальной части церкви. В Веармутской церкви св. Петра в алтарь вели ступеньки. Читатель узнает об этом только потому, что Кеолфрид стоял на этих ступеньках в конце своей последней службы в монастыре. Вообще пространство конкретизируется только тогда, когда оно связано с главными героями, с какими-либо их действиями. Вне связи с человеком пространство не существует. Так, интерьер церкви св. Петра в Веармуте практически не описан, но благодаря тому, что отцы настоятели были погребены в этой церкви, для читателя ее пространство становится немного более различимо сквозь века. Последний из отцов настоятелей, Хвэтберт, добился права перенести мощи прежних отцов настоятелей, ранее лежавшие под спудом «в крытой галерее при входе в церковь » (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Рассказ о событиях древности предваряет обычно слова автора или героев, служа положительным или отрицательным примером. Так, устами Бенедикта Бископа автор предупреждает об опасности внутренних разделений. В пример приводится история Царства Израильского, которое долго оставалось непобедимым, но ... и когда – как следствие их дурных прошлых поступков – оно само в себе разделилось под действием недружественной борьбы, оно постепенно погибло и, коль скоро его устойчивость поколебалась, пришло к своему концу (с. 724). Вместе с ветхозаветным примером упоминается новозаветный – цитата из Евангелия от Матфея ( Мф 12:25 ). Вспоминаются в «Жизнеописании» времена апостольские и недавнее прошлое. Бенедикт Бископ решает назначить себе препозитов, которые помогали бы ему в управлении монастырем и полностью брали бы на себя настоятельские функции в его отсутствие. Чтобы читатель не усомнился в правильности действий основателя монастыря, Беда немедленно предлагает ему обратиться к истории Церкви, в частности к авторитету св. ап. Петра, в честь которого был основан монастырь в Веармуте: История повествует, что в Риме блаженный апостол Петр назначил двух епископов управлять Церковью вместо пего, как требовала того необходимость; и сам великий св. Бенедикт, как говорит нам папа Григорий, посчитал необходимым назначить двенадцать наместников над своими учениками вместо себя, и эго, далекое от уменьшения братской любви, сделало много, чтобы увеличить ее (с. 719). Упоминание имени св. Бенедикта Нурсийского , по уставу которого, как пишет Беда, жил монастырь, должно было полностью уничтожить все сомнения и подтвердить правильность действий отца настоятеля. Сведения о возникновении Древнеанглийской Церкви также появляются в «Жизнеописании». В характеристике Вигхарда, умершего в Риме от чумы, говорится, что он был воспитан миссионерами, учениками св. Григория Великого , присланными им в Британию (с. 715). Беда вспоминает и период гонений на христианство, когда рассказывает о похоронах Кеолфрида.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

720). Церковь монастыря св. Петра, по словам Беды, была украшена священными изображениями с таким расчетом, чтобы собрание картин «о согласии Ветхого и Нового Завета, расположенных по искусному плану» (с. 720), служило к наставлению приходящих: ... например, изображение Исаака, несущего дрова, на которых его должны были сжечь как жертву, было помещено непосредственно под изображением Христа, несущего крест, на котором Он должен был пострадать. Сходно образ Сына Человеческого, распятого на кресте, соединялся в паре с изображением змея, поднятого Моисеем в пустыне... (с. 720). Св. Сосуды, которые и Бенедикт, и Кеолфрид старались собирать в монастыре, участвовали в церковных службах, символизируя те, что стояли на столе во время Тайной Вечери. С вечностью приходящих соединяли и «Таинство Господня Тела и Крови» (с. 723), и сами службы. Так, Кеолфрид, предчувствуя свою скорую кончину, «ежедневно, после того как была пропета служба, он делал приношение жертвы Господу» (с. 730) в течение почти всего путешествия, чтобы быть в любой момент готовым к переходу в иной мир. Вечность встречает человека после окончания его земного времени. Именно так воспринимал свою кончину Бенедикт Бископ: он «ожидал ухода смерти и начала жизни» (с. 723). Беда особенно внимателен к датам кончины своих героев. Они получают символическое значение. Он указывает «дни рождения «в жизнь вечную " » по церковному календарю, тем самым, подчеркивая их сакральное значение. Эостервине умирает «в Мартовские Ноны, ночью, в то время как братия пели псалмы утрени» (с. 720). Беда подчеркивает обстоятельства, при которых умер его герой: скорее всего, это происходит во время 148 – 150 псалмов, в которых говорится о том, как все мироздание хвалит своего Творца. Душа праведника в сопровождении ангелов вошла в это время в Царство Небесное и присоединилась к общему хору. Это самые торжественные и радостные псалмы всей Псалтыри. Кончина Кеолфрида также отмечается Бедой с большой точностью. Приводится не только день по церковному календарю, но и год, и день недели, и час: «он умер вскоре после девятого часа в пятницу, в седьмой день Октябрьских календ в семьсот шестнадцатом году от Воплощения Господня» (с. 730). Важно в дате кончины упоминание пятницы и девятого часа. Пятница – день крестной смерти Христа; в молитвах девятого часа вспоминается это же событие. Для человека, всю жизнь стремившегося идти крестным путем, это достойное завершение его подвигов, а для его биографа и читателей еще одно доказательство правильности избранного Кеолфридом пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Монастырь Веармут-Ярроу располагался на берегах рек Веар и Тайн; рыбная ловля была одним из занятий монахов. Ими же сооружались лодки, служившие и для переправы. Монахи-плотники и каменщики заботились о поддержании монастырских построек. Среди них в Веармуте-Ярроу, помимо церквей, находились, библиотека, монашеские спальни, трапезная, больница, отдельные помещения для послушников и для гостей, кухни, а так же монастырские хозяйственные постройки 185 . Христианская культура – «книжная» культура, построенная на основании текстов Святого Писания. В монастырский распорядок в разном объеме входили индивидуальные и общие молитвы, богослужение, чтение Библии и размышление над смыслом Заветов, изучение сочинений отцов Церкви. Пребывание в монастыре, в то время не обязательно подразумевало ученые занятия: далеко не везде поощрялся интерес к образованию и интеллектуальным трудам. Верующие, желавшие учиться, могли отправляться в школы Ирландии или на континент, для того, чтобы постигнуть премудрости чтения Библии, книги псалмов и комментариев к Писанию на латинском, иногда – на греческом языках. Бенедикт Бископ приложил огромные усилия для того, чтобы в Веармуте-Ярроу монахи могли бы получать все необходимые знания: в монастыре была создана школа и собрана уникальная библиотека. Из своих путешествий в Галлию и в Италию (671–672, 678–680, 685–686 гг.) Бенедикт привез множество манускриптов, или купленных, или подаренных, или обменянных на рукописи, которые были в нескольких списках. Перед смертью он проявлял особую заботу и беспокойство за судьбу книг. По словам Беды, последними распоряжениями аббат предписывал, «чтобы самая богатая и прекрасная библиотека, которую привез из Рима, необходимая для обучения церковным делам, заботливо сохранялась в целости, не осквернялась по небрежности и не рассыпалась повсюду» 186 . Последователи Бенедикта и, прежде всего, аббат Кеолфрид продолжили начатое им дело. Благодаря усилиям Кеолфрида в монастыре был создан скрипторий. Первой крупной работой скриптория были три копии с привезенного из Рима латинского перевода Библии Иеронима 187 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Среди них был знаменитый «Codex Amiatinus», считавшийся одним из лучших рукописных книг своего времени. Библиотека Веармута-Ярроу стала одной из крупнейших в Западной Европе, где были собраны труды итальянских, испанских, галльских, ирландских богословов и ученых. В англо-саксонской Британии сопоставимое собрание книг было сделано только епископом Уилфридом и его преемником Акком в монастыре Хексама. (Библиотека Хексама была впоследствии уничтожена данами; неизвестно, какие книги в нее входили. Согласно Беде, это было собрание трудов христианских авторов, разнообразной житийной литературы). Таким образом, для того, чтобы получить образование, изучать основы христианской интеллектуальной культуры, и ее различные традиции, Беда мог не покидать пределов Нортумбрии и своей обители. Предметом особой заботы Бенедикта было получение специальной привилегии от папы Агафона (679 г.), которая ограждала монастырь от любого вмешательства в его жизнь 188 . Впоследствии аббат Кеолфрид добился ее подтверждения у папы Сергия I (701 г.) 189 . Хотя Бенедикт пользовался расположением короля Нортумбрии Эгфрида, он стремился избегать излишних контактов с внешним миром. Внутри монастыря, по установленному Бенедиктом порядку, знатность рода или прежнее социальное положение не должны были влиять на равные отношения между членами общины. Беда с особым одобрением говорил о равенстве всех братьев перед Богом и о том, что аббаты монастыря ни исполняемой работой, ни своим видом, ни воздаваемыми им почестями не выделялись из других монахов 190 . Подобная практика заставляла разрывать связи со своим родом, прежние социальные связи. Много внимания Бенедикт уделил тому, чтобы ни его собственный авторитет, ни знатное происхождение его преемников не стали поводом для передачи должности аббата по наследству (что, как видно из «Церковной истории народа англов», практиковалось в англо-саксонских монастырях) 191 . Следуя за бенедиктинским уставом, он сделал нормой избрание аббатов. Согласно Беде, одним из последних наставлений Бископа были следующие слова: «Истинно, – сказал, – говорю вам, поскольку при сравнении двух зол мне гораздо легче перенести то, что все это место, где я построил монастырь, если так повелит Бог , обратится в вечную пустыню, чем то, что мой брат во плоти, который, как мы бы знали, не вступил на путь истины, сменил бы меня в управлении монастырем в качестве аббата.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Из монастырей Европы заимствовались правила и распорядок дня, способы строительства и убранства церквей, вывозились книги, что сказывалось на складывании общего круга чтения монахов на континенте и на острове. Жизнь англо-саксонских монастырей долгое время регулировали различные правила. Элементы уставов часто были заимствованы из обителей Галлии, Испании, Италии. Так, епископ Йорка Уилфрид, основатель ряда монастырей в северных, центральных и южных землях Британии, вводил в них бенедиктинский устав 175 . В повседневной практике монастырей Нортумбрии долгое время сохранялись черты, позаимствованные из ирландской монашеской традиции, осуждавшиеся последователями римской церкви, – крайний аскетизм, умерщвление плоти, тяжелые обеты, оставление монастыря для странствий с проповедью 176 . В монастыре Бенедикта Бископа были восприняты идеи и принципы таких центров христианской культуры как Лерин, Виварий Кассиодора, монастыри Испании, испытавшие влияние Леандера и Исидора Севильского . По замыслу основателя Веармута-Ярроу, в его обителях должны были сочетаться отрешенность от мира, строгое послушание и интеллектуальные занятия монахов. По словам Беды, Бенедикт Бископ составил выборку из лучших предписаний семнадцати монастырей Италии и Галлии, которые он посетил 177 . В основу его «Правил» был положен устав Бенедикта Нурсийского . Согласно этому уставу, высоко ценились не столько индивидуальное подвижничество и аскеза, сколько дисциплина, подчинение воле аббата; уединению предпочиталась размеренность жизни в общине, совместные молитвы, физический и духовный труд. В Ярроу культивировалось послушание и смирение. Повседневность, описанная Бедой, отличалась от практик монастырей, следовавших кельтской традиции. В течение суток монахи семь раз возвращались в церковь для богослужения и песнопения 178 . Первые аббаты Веармута-Ярроу проявили особую заботу о введении римского богослужения в монастыре. Бенедикт привез с собой из Рима регента церкви св. Петра Иоанна, который некоторое время жил в Веармуте-Ярроу, обучая музыке и пению не только членов этой монашеской общины, но и многих других, приходивших в Ярроу из монастырей всей Нортумбрии для того, чтобы научиться этому искусству 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Важен не столько личный аскетизм, который выделяет монаха из среды других, сколько умение жить в общине, подчиняться ее законам, выполнять общие для всех послушания. Согласно этому уставу, у монаха есть три главных дела: отречение от своей воли, молитва , труд. Питание монаха-бенедиктинца, по Дж.Райэну, «шокировало бы египетских пустынников и было бы невероятным для слуха ирландских отшельников» 58 : ежедневно около 400 грамм хлеба, два блюда вареной горячей пищи, на третье – фрукты или свежие овощи, около 300 грамм вина. Большую часть года братия могла спать по 8 часов в сутки, летом 5–6 часов ночью, а также како-то время днем. Одежда должна была быть более теплой зимой, более легкой летом, подходить по размеру. В отличие от ирландского монаха, для которого идеальным состоянием была крайняя нищета, монах-бенедиктинец имел два плаща, обувь, носки, прочие необходимые вещи. Снисхождение к немощам человеческой природы казалось кельтам-христианам изменой монашеским идеалам, почти ересью. Противопоставление кельтской и римской традиции повлияло на круг интересов Беды. Кельтская тема присутствует в наиболее известном из его произведений – в «Церковной истории англов». Несмотря на то, что Беда был воспитан в римской традиции, он с большим уважением и теплом пишет о кельтских святых, в частности, об Айдане, просветителе Нортумбрии, хотя и оговаривается, что знает о его заблуждениях. «Житие св. Катберта» также посвящено рассказу о человеке, воспитанном в традициях кельтского христианства. К тому же в основу жития легло произведение неизвестного линдисфарнского монаха, который, как и Катберт, придерживался кельтской монашеской традиции. Другим культурным и религиозным явлением, которое произвело настоящий переворот в жизни древней Англии, была деятельность Феодора Тарсийского и его единомышленников. Феодор Тарсийский был прислан из Рима как архиепископ Кентерберийский и возглавлял Английскую Церковь с 669 по 690 год. Его спутниками и помощниками были Адриан, уроженец провинции Африка, и нортумбриец Бенедикт Бископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Один из главных героев «Жизнеописания», Бенедикт Бископ, «отложив «земное» оружие, принял служение в воинстве духовном» (с. 719) («depositis armis, assumpta militia spiritualise»). «Воинская» метафора здесь поддерживается антитезой: вооружение дружинника, являющееся символом служения в земном войске, противопоставляется служению в «небесном войске». Использовав одну из наиболее распространенных метафор «воинского» ряда, Беда не прибегает к другим, так как упоминание о «духовном воинстве» должно было воздействовать на ассоциативную память читателя. Поскольку «Жизнеописание» рассказывало о жизни героев в земном измерении, а не с точки зрения вечности, тема «воинства Христова» не развивается. Одной метафоры в самом начале повествования достаточно, чтобы намекнуть на высший смысл жизни людей, которых читатель видит за исполнением самых обычных монастырских послушаний, таких, как работа в пекарне, в саду, в кузнице, доение овец и коров. «Воинские» метафоры гораздо более характерны для жанра жития, где главный герой рассматривается не как земной человек, а как «воин Христов», о чем будет сказано ниже. Говоря о происхождении Бенедикта Бископа, Беда обращается к «стертой» метафоре: «mobile... stirpe... progenitus» (с. 713) – «рожденный в благородной семье, букв. от доброго корня». Слово «stirps» первоначально означало нижнюю часть ствола с корнями, откуда выходят молодые побеги. Одна из метафор, связанных с внешностью героя, относится к топосу «сияющее лицо святого», который восходит к Книге Исход (34:29–30) (см. § 6. Топика образа героя). Эта метафора поддерживается антитезой. Братия так любила своего настоятеля, что не желала грешить и «limpidissimam vutus ejus lucem nubilo sibi suae inquie l udinis abscendere " (c. 719) – «удалять от себя светлейший свет его лица облаком своего беспокойства». В Новом Завете лицо праведника сравнивается с солнцем ( Мф 15:41 ). Облака тревоги, скорбей также являются распространенным образом. Так, в одной из проповедей св. Григория Великого , чьи произведения входили в круг чтения Беды, встречаем те же метафоры, примененные к изображению Второго Пришествия: «... tunc moeroris nostri nubila transeunt, et vitae dies aeterni solis claritate fulgescunt» 143 – «... тогда проходят облака нашей скорби и дни жизни блистают сиянием Вечного Солнца». Возможно, противопоставление «сияния лица» «облакам беспокойства» у Беды восходит к текстам св. Григория, произведения которого Беда очень любил.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Гомилия по способу изложения выделяется среди прочих, по структуре своей являясь экземплюмом. Она произнесена в день памяти основателя монастыря свв. апп. Петра и Павла Бенедикта Бископа. Текст, на который говорится гомилия, взят из евангелия от Матфея (19:27 – 29). Фактически вся гомилия должна была бы быть сказана на три евангельских стиха. Первый комментарий построен по схеме доказательства средней величины (тема, ее обоснование, развернутое подтверждение, обобщение; речевые украшения опущены). Вопрос, заданный Петром, становится темой комментария: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою, что же будет нам? ( Мф 19:27 )» (илл. 23). В кратком отступлении, которым является часть следующего предложения, Беда обращает внимание слушателей на то, что Петр «славится тем, что не только все оставил, но и последовал за Господом ...» (с. 224). Это следует слушателям «увидеть с тонкостью и вниманием» (с. 224). Далее Беда приводит развернутое подтверждение, подкрепляя его ссылкой на авторитеты. Это подтверждение «от противного», поэтому и авторитеты, которые Беда упоминает, античные философы, которые могут для христианина быть только авторитетами со знаком «минус»: ... действительно глупо, следуя Платону и Диогену и некоторым другим философам, попирать богатства сей жизни, и делать это не для получения вечной жизни, но в погоне за пустой похвалой смертных; глупо взять на себя по своей воле труды настоящего времени без надежды на будущий покой и мир (с. 224). Приведя этот отрицательный пример, основанный на ложных авторитетах, Беда противопоставляет ему совершенство жизни, в основу которой положена евангельская притча о том, чего не хватало праведному, но состоятельному человеку. Совершенен же тот, кто, уходя, продает все, что имеет, и раздает нищим, и, идя, следует Христу. Он будет иметь сокровище неиждеваемое на небесах (с. 224). Сама история благочестивого и богатого юноши, которому Господь дал такой совет, нигде прямо не упоминается. Только самое начало проповеди обнаруживает, что Петр и другие ученики помнят эту историю, ибо они были ее свидетелями ( Мк 10– 23 ). Также, вероятно, и слушатели Беды должны помнить эту историю, поэтому обобщение этого комментария является таковым не только для нескольких предложений, идущих непосредственно за первым комментированным стихом, но и подытоживает целый эпизод, который, собственно, и возбудил вопрос ап. Петра. Обобщение представляет собой пересказ совета Господа, но в утвердительной форме, а не как повеление. Ко времени Беды этот совет многократно принимался как руководство к действию и полностью себя оправдал, поэтому следующее предложение говорит о действии, отнесенном к будущему. История этого благочестивого юноши, не решившегося, однако, оставить все свое достояние и последовать за Христом, становится фоном, на котором разворачивается все повествование.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010