Оба собеседника всегда остаются анонимными. Такая схема триалога встречается, например, у Конрада из Хирсау (ок. 1070–ок. 1150). В своем «Диалоге об авторах» этот бенедиктинский монах, говоря об «Утешении Философией», утверждает, что в ней три персонажа: бедный и несчастный Боэций, который просит, чтобы его утешили, сама Философия, которая утешает, и Боэций-автор, который говорит за одного и за другого. Сходство со схемой диалога трех персон вполне очевидно. С этим связано, например и то, что фактически, на страницах «Триумфа», посвященных решению одной из важнейших проблем полемики – определения времени точного прихода Мессии, Сиверосо спорит не с Иудеем, а со своим христианским оппонентом – Арнольдом из Виллановы. Об этом мы узнаем не из самого текста, а из маргинальной записи на полях рукописи. Еще один раз собеседником Сиверосо становится конверсо – новообращенный в христианскую веру. Сиверосо делает это с целью доказать эффективность применения своего труда. Мысль о двойной цели и соответственно конкретной и в тоже время максимально широкой адресности трактата получает окончательное подкрепление в эпилоге «Триумфа».   II Формулировка правил (что само по себе являет беспрецедентный случай в истории спора христиан с иудеями), предназначенных для полемики с иудеями, как бы разделяет методику, использованную в трактате на 2 пласта – легитимную и иллегитимную. Правила безусловно касаются основного метода составителей такого рода трактатов, а именно христологической экзегезы Ветхого Завета. Несколько иначе дело обстоит с другим аспектом правил Сиверосо. Стремясь доказать тот или иной догмат католической веры, он пытается восстановить весь ход истории, воссоздать исторический контекст или контекст пророчества, причем возводит это в принцип построения самого диспута с иудеями. С таким историческим подходом, как нам кажется связано и использование в тексте «Триумфа» цитат из Нового Завета – практика, запрещенная правилами, сформулированными Яковом. Новый Завет Сиверосо использует прежде всего как исторический материал, необходимый для того, чтобы решить еще одну проблему диспута – убийство иудеями Христа.

http://bogoslov.ru/article/1940070

Этапом является ограниченный период времени, связанный с определенной стадией его духовной жизни. Переход на каждый следующий этап, подобно ступе- ням «Лествицы», возможен только в определенном порядке. Каждый этап предпо- лагает получение положительного духовного опыта определенного характера, требует духовной борьбы и таит в себе опасности, отвечающие именно этому этапу. Переход предполагает изменение, характерное именно для данного этапа, и происходит в результате накопления духовного опыта, которое осуществляется на каждом этапе. В случае приложения этих понятий к служению и жизни священника определяющим становится именно опыт священнического служения, анализом которого ограничена данная статья. Это ограничение является очень существенным, поскольку, независимо от вопроса о допустимости понимания священства как профессии, служение и жизнь священника в большей степени взаимосвязаны и взаимозависимы, чем у представителей иных профессий. Священство имеет «тотальный» характер в том смысле, что жизнь священника неотделима от служения и неразрывно с ним связана. Священник находится в состоянии постоянного взаимодействия и конфликта ролей: между «должностной харизмой» и «личной харизмой» 22 . Выделение этапов духовной жизни встречается и в западнохристианских текстах. Так, в Уставе Бенедикта в разделе 7 «О смирении» вводятся 12 степеней, которые выстроены в иерархической последовательности и приводят к совершенной любви. Пример бенедиктинской традиции важен еще тем, что к опыту прп. Бенедикта апеллировал Фома Аквинский при построении богословской системы в «Сумме теологии» 23 . Подобное обращение свидетельствует об объективной догматической значимости практического аскетического опыта и, как следствие, о допустимости анализа иерархического священнического служения на его основании. Стадиальность жизни в возрастной психологии Понятие кризиса в современном публичном дискурсе стало устойчивой риторической рамкой осмысления действительности. Оно зависит от понятия политико-экономического кризиса, включающего представления об экономическом ущербе, невозможности функционирования в прежней модели и необходимости принятия безотлагательного решения. Подобная риторика характерна для современного дискурса о священнике. При этом «само же понятие и феномен “кризиса священства” не находит в литературе четкого определения и однозначной оценки... отдельные проблемы и кризисные явления не связаны напрямую с общей “кризисной” риторикой вокруг пастырства. Создается впечатление, что кризис священства – не данность, а некая мобилизующая форма осмысления действительности, прошлого, будущего» 24 . Важно зафиксировать изначально негативный характер понятия кризиса, указывающий на неоспоримые недостатки и необходимость перемен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Emelya...

XIV в. здесь подвизалось 260 монахов, но число насельников постоянно уменьшалось). Упадок монашеской жизни в К., как и во мн. др. мон-рях Франции, связывают с введением режима комменды по условиям Болонского конкордата (1516). На должность аббата назначались лица, не заинтересованные в соблюдении устава и порядка монастырской жизни, не часто посещавшие порученный им мон-рь. Согласно акту, составленному в связи с назначением аббата Эймара Гуффье де Буази (1518-1528), к моменту введения комменды в К. было 140 монахов, к-рые строго придерживались бенедиктинского устава и следили за порядком богослужений; доход аббата оценивался в 10 тыс. дукатов. Передача должности аббата членам семейства Гизов (с 1528) негативно сказалась на положении К. во время религиозных войн во Франции , т. к. Гизы считались главными противниками гугенотов . В 1562 г. гугеноты захватили К., разграбили монастырское имущество и уничтожили мн. рукописи; монахи укрылись в клюнийском приорате Паре-ле-Моньяль и в замке Лурдон. В 1574 г. гугенотам удалось захватить замок Лурдон, в котором находились сокровища и святыни аббатства. Была утрачена бóльшая часть ценностей, хранившихся в К. Позднее аббат Клод де Гиз (1575-1612) выкупил у протестантов документы монастырского архива. В 90-х гг. XVI в. монахи и горожане К. были вовлечены в противостояние Гизов и кор. Генриха IV . Королевское войско осаждало Лурдон, а в 1595 г. разграбило окрестности К. (горожане заплатили выкуп). В XVII в. попытки возродить монашескую жизнь в К. с помощью введения «строгой обсервации» (неукоснительного соблюдения устава) и адм. преобразований привели к нестроениям в аббатстве и в конечном счете потерпели неудачу. Как и мн. др. бенедиктинские мон-ри во Франции, аббатство К. перестало оказывать духовное и культурное влияние на общество. В связи с распространением идей Просвещения возникло представление о том, что богатства мон-рей не соответствовали пользе, к-рую они приносили обществу и гос-ву. По этой причине закрытие К. в годы Французской революции (1789-1799) не вызвало сопротивления даже среди насельников аббатства.

http://pravenc.ru/text/1841528.html

«В последовательном своем развитии монашеские ордена, от бенедиктинцев до францисканцев и доминиканцев, представляют ряд, начинающийся с умеренной воздержности до аскетизма, доведенного до границ самоуничижения. Основанное в 910 году Клюнийское братство старалось в строгости жизни превзойти бенедиктинские монастыри. Учрежденные в 1084 году картезианцы старались превзойти клюнийцев, а учрежденные в 1096 г. цистерцианцы – тех и других» 69 . Но, несмотря на большие изменения, происходившие в монашеской жизни, Устав преподобного Венедикта оставался основным законом для большинства иночествующих вплоть до XIII столетия. Картезианцы, цистерцианцы и представители других орденов, выделившихся из бенедиктинского братства, признавали этот Устав как основу для создания своих конгрегаций. На протяжении около полутора тысяч лет Устав преподобного Венедикта издавался огромное число раз, с комментариями и без них. Достаточно отметить, что только до 1595 года (начальный период книгопечатания) Устав выдержал уже более ста изданий 70 . Оценивая деятельность преподобного Венедикта в целом, прежде всего следует подчеркнуть, что наиболее впечатляющим является тот факт, что он сам, по-видимому, никогда и не догадывался о грандиозных последствиях понесенных им трудов. Ничто в его Уставе не указывало на то, что он написал его с целью распространения в других монастырях, помимо основанного им. Святые отцы Церкви замечали, что человек, начинающий дело, благословляемое Богом, почти никогда не осознаёт это. «Как Ромул, строивший первоначальную ограду Рима, не представлял себе, что он порождает одну из величайших наций древнего мира, так и Бенедикт не отдавал себе отчета в гигантском деле, которое должно было выйти из пещеры в Субиако и с вершины Монтекассино» 71 . С позиций современного православного богословия, деятельность братства преподобного Венедикта представляется как последовательное проявление великой идеи победы духовного над материальным, как ступени, по которым простые христиане постоянно стремились приблизиться к нравственному совершенству, имеющему своей конечной целью обожение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Paris, 1920.– Unveranderter Nachdruck. Frankfurt a. M.: Minerva, 1963. – XIX, 506 р. Описанные обстоятельства были только началом споров в Германии вокруг Дионисиева “Таинственного богословия”. Продолжение работы, начатой Алексеем Федоровичем, нам кажется и нужным и увлекательным делом. 2 Винцент из Аггсбаха. Н. К. был особенно вовлечен в реформирование немецких монастырей и связанную с этим полемическую публицистику после назначения его папским “легатом по всей Германии” в 1451. Соответствующая переписка в копиях, сделанных монахами, была найдена Ванстенберге в нац. б-ке в Мюнхене (Hof – und Staatsbibliothek). Ключевая фигура в этой переписке – Бернард из Вагинга (или Багинга, ок. Зальцбурга), приор бенедиктинского аббатства в Тегернзее, прочитавший в 1451 “Науку незнания” Н. К. (опубликована в 1440), сам писатель-мистик, более 40 рукописей которого сохранились в Мюнхене с содержательными заглавиями “Может ли в этой жизни Бог быть увиден и достигнут умом в созерцании”, “О внутреннем опыте с Богом”, “О вкушении божественной сладости и познании Бога” (ср. с “вкусом мудрости” у Н. К.), “Зерцало пастыря”. Бернард, автор восторженной “Похвалы Умудренному незнанию” (Laudatorium Doctae ignorantae): оно ведет к таинственному богословию, или богомудрию (theosophia), которое рождается в интеллигенции и расцветает в чувстве; на вершине единения с Богом неведение, мрак сочетаются с достоверностью, светом, и познание и любовь к Богу теряют себя, чтобы стать избытком познания и любви. Как Н. К., Бернард Вагинг догадывался, что философия и тайновидение могут идти рука об руку. Он обязал своих бенедиктинцев, по уставу ордена занимающихся умственным трудом, читать Н. К., который стал их любимым автором. Последователем Н. К. был и Гаспар Айндорфер, который по назначению папы стал в возрасте 24 лет в 1426 аббатом Тегернзее и как строитель, реформатор дисциплины, попечитель тегернзейской “тривиальной школы” (первой в Германии) мог умереть 17.1.1461 со словами: “Я жил не напрасно”. Н. К. посетил Тегернзее 1–2.6.1452. Аббат Гаспар вскоре обратился к нему с письменной просьбой текстов, книг и “сжатого изложения” таинственного богословия, чтобы рассеять сомнения братьев о том, можно ли одной любовью без интеллектуального постижения подняться к Богу, единиться с Ним. В письме от 22.9.1452 Н. К. кратко, ссылаясь на спешку, утверждал невозможность одной любви без знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

материнских обителей и ежегодного капитула ордена. Тем не менее именно властные прерогативы А., определенные Уставом Венедикта, препятствовали объединению древних бенедиктинских аббатств в орден, так и не сложившийся в ср. века, но и ныне отличающийся относительно слабой централизацией. В каноническом праве различают следующие категории А.: Abbas regularis de regimine - настоятель общины, обладающий всеми положенными по уставу и орденскому законодательству правами в отношении имущества и людей, находящихся в юрисдикции аббатства; Abbas nullius - настоятель общины, к-рый обладает на подчиненной аббатству территории епископской властью над клиром и народом; Archiabbas, abbas praeses, abbas generalis - в бенедиктинском и цистерцианском (см. Цистерцианцы ) орденах предстоятель конгрегации мон-рей, избираемый генеральным капитулом, как правило, на 6 лет и обладающий правом председательствовать на генеральном капитуле, осуществлять визитацию мон-рей и присутствовать на выборах А. во вверенных ему обителях; Abbas primas - титул главы конфедераций бенедиктинцев (с 1893) и каноников-августинцев (с 1959). У бенедиктинцев он избирается А. всех мон-рей на 8 лет, председательствует на конгрессах А. ордена и синоде генеральных А., является А. мон-ря Сан-Ансельмо в Риме; у каноников-августинцев избирается на 6 лет по очереди из каждой конгрегации ордена; Abbas titularius - лицо, обладающее посвящением, титулом и инсигниями сана в качестве особого знака отличия, не управляющее при этом к.-л. аббатством. Лит.: Blume K. Abbatia: Ein Beitrag z. Geschichte d. kirchlichen Rechtssprache. Stuttg., 1914; Schmitz Ph. Histoire de l " Ordre de saint Benoît. Maredsous, 1942-1949. Vol. 1; Hegglin B. Der benediktinische Abt im rechtsgeschichtlicher Entwicklung und geltendem Kirchenrecht. St. Ottilien, 1961; Salmon P. L " abbé dans la tradition monastique. P., 1962; Vogu é A. La Communuaté et l " Abbé dans la Règle de Saint Benoît. P.; Burges, 1961; Wollasch J. Mönchtum des Mittelalters zwischen Kirche und Welt. Münch., 1973; Felten F. J. Äbte und Laienäbte im Frankenreich. Stuttg., 1980; Jacobs U. K. Die Regula Benedicti als Rechtsbuch. Köln; W., 1987; Penco G. La figura dell " abate nella tradizione spirituale del monachesimo//Medioevo monastico. R., 1988. P. 371-385. Н. Ф. Усков

http://pravenc.ru/text/67261.html

Присутствует здесь и образец острой эпиграммы («Злословящему» 46 ) – этим жанром великий каппадокиец владел блестяще. Завершает подборку «Эпитафия и краткое изложение своей жизни» 47 . Подготовка столь необходимого и ожидаемого в научном мире критического издания стихотворений св. Григория Богослова имеет драматическую историю. В начале минувшего века этот труд был начат в Краковской академии искусств и наук, однако после 1914 г., в связи с Первой мировой войной, это начинание было прервано. В 1930-е гг. полное критическое издание было подготовлено профессором Леоном Штернбахом, однако в 1940 г. ученый погиб в фашистском концлагере в Ораниенбурге, а рукопись была безнадежно утрачена. После войны делу подготовки критического текста посвятил себя Хайнц Мартин Верхан, который выделил двадцать т. н. Gedichtgruppen, каждой из которых занялась особая группа исследователей под общим руководством Мартина Зихерля из Мюнстерского университета. Их усилия должны со временем привести к публикации нового издания стихотворений в серии Corpus Christianorum. Для переводов, представленных в настоящей подборке, использовались тексты из бенедиктинского собрания по версии TLG. Учитывались также существующие русские переводы из ТСО, равно как и английские переводы Дж. Макгуккина, К. Уайт и П. Джилберта 48 . В отдельных случаях переводчик обращался и к латинским переложениям, представленным в PG. Что касается стихотворной формы перевода, то за основу были взяты следующие принципы: гексаметр всегда имеет строго дактилическую структуру с цезурой после пятой полустопы (τομ πενθημιμερς) или после третьего трохея (τομ κατ τρτον τροχαον). Цезура между третьей и четвертой стопами, порой встречающаяся в русском гексаметре (например, у Жуковского), допускается лишь изредка. Ямбический триметр передается пятистопным ямбом с дактилическим окончанием, с обязательной цезурой в третьей либо в четвертой стопе. 2       Например, святитель задает себе вопрос «Кто аз есмь?» как минимум трижды в своих стихах (I, 2, 14, ст. 17; I, 2, 15, ст. 1 и I, 2, 16, ст. 1), но (насколько удалось проверить автору этих строк) ни разу не делает этого в прозе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

под власть гр. Галисии Раймунда Бургундского, к-рый назначал в К. наместников-французов. Еп. Гонсалу Пайш (1109-1128), ставленник архиеп. Бернарда Толедского, добился от графа Португалии Генриха (Энрике) Бургундского и его жены Терезы передачи в его юрисдикцию крупного мон-ря Лорван (1109), где вскоре вместо устава св. Фруктуоза был введен бенедиктинский устав. Церковные преобразования, сопровождавшиеся искоренением мосарабского богослужения и назначением на важные должности французов и выходцев из Сев. Испании, привели в 1109 или 1110 г. к мятежу населения К. против гр. Генриха и еп. Гонсалу, в к-ром принял участие приор соборного капитула Мартин. По-видимому, только после этого епископу удалось добиться повиновения от соборных каноников. Папа Римский Пасхалий II призвал духовенство и жителей К. прекратить сопротивление епископу и «исправить свои привычки» (ut mores vestros corrigatis; булла от 18 июня 1116). Церковные преобразования в духе григорианской реформы продолжались при еп. Бернарде из Лангедока (1128-1146), также бывш. монахе Клюни. Крепость Монтемор. XII в. Крепость Монтемор. XII в. На рубеже XI и XII вв. графство К. вошло в состав Португальского графства, в город из Гимарайнша была перенесена основная резиденция гр. Генриха Бургундского. В 1139 г. его сын гр. Афонсу Энрикиш (1112-1185) объявил об отделении Португалии от Леоно-Кастильского королевства и о создании независимого гос-ва. В 1111 г. горожане, восставшие против злоупотреблений должностных лиц, добились от графа грамоты (форала) с подтверждением городских привилегий. Нормы, связанные с внутренней жизнью города, зафиксированы в форале кор. Афонсу I Энрикиша (1179) и в городских статутах сер. XII в. («Correctio morum Colimbrie»; см.: Варьяш. 2006. С. 78-86). К., расположенная на границе христ. и мусульм. гос-в, сохраняла важное стратегическое значение. По свидетельству араб. путешественника аль-Идриси (1-я пол. XII в.), город, имевший мощные укрепления, был окружен полями и виноградниками; путь к побережью океана, пролегавший по р.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

7 апреля 1627 г. во время строительства в базилике нового хора мощи св. Иустины, покоившиеся под алтарем, были временно изъяты, но 7 октября того же года во время торжественной процессии они вновь положены в главном алтаре. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что мощи св. Иустины покрыли золотой тонкой тканью и положили их в двойном саркофаге, один изготовлен из свинца, а другой – из кипарисового дерева. В ризнице базилики хранится изготовленный в 1815 г. бронзовый с позолотой реликварий, где также хранится часть мощей св. Иустины. Верхняя часть этого реликвария изготовлена в форме купола базилики, увенчанного статуей святой. В центральной его части хранится позолоченный ларец с мощами св. Иустины. Мощи св. мученицы Иустины Падуанской. Фото из архива базилики Св. Иустины      Почитание св. Иустины началось в Падуе в VII в., когда в 617 г. епископ Агрипин освятил в ее честь небольшую часовню. В XV в. ее значительно расширили и она стала называться церковью и известным монашеским центром. В 1418 г. монахи основали в этой церкви бенедиктинское реформаторское «Братство св. Иустины». Почитание св. Иустины приобрело особое значение в конце XVI в., когда в день ее памяти 7 октября 1571 г. произошло морское сражение в Патрасском заливе между флотами Священной лиги и Османской империи (битва при Лепанто). Поражение турецкого флота и победа Священной лиги над Турцией рассматривались как заступничество св. Иустины и как важнейшая победа христианства над исламом. После этого знаменательного события почитание св. Иустины быстро распространилось во всей Италии и в Венеции, а в городах Брешии и Фарраре были воздвигнуты церкви в ее честь. В Падуе св. Иустине посвятили перестроенную и украшенную девятью куполами огромную по размерам базилику, названная ее именем. На самом высоком куполе храмового здания установлена бронзовая фигура падуанской святой. На металлических дверях главного входа базилики ныне можно видеть горельефные изображения св. Просдокима и св. Иустины. В украшении интерьера базилики вложен труд многих итальянских мастеров скульптуры и живописи. Главный алтарь базилики украшает большая алтарная картина «Мученичество святой Иустины» работы П. Веронезе.

http://pravoslavie.ru/93364.html

(Lond. Brit. Lib. Cotton. Julius. D VI). От составленного также на латыни жизнеописания Стефана Лангтона , архиеп. Кентерберийского (1207-1228), сохранились лишь фрагменты (см.: Bolton. 2004). На англо-нормандском диалекте старофранцузского языка М. П. написал стихотворные Жития кор. Эдуарда Исповедника (основано на лат. Житии авторства Элреда из Риво (BHL, 2423); посвящено кор. Элеоноре Прованской; сохр. в иллюстрированной рукописи сер. XIII в. Cantabr. Univ. Lib. Ee III 59, написанной не в Сент-Олбансе, а в Вестминстерском аббатстве; авторство М. П. признают не все исследователи), св. Альбана (сохр. в богато иллюстрированной рукописи-автографе М. П.- Dublin. Trinity College Library. 177) и католич. св. Фомы Бекета (сохр. неск. фрагментов: Fragments d " une vie de St. Thomas de Cantorbéry. 1885; см. также: Morgan. 1988). Кроме того, возможно, сам М. П. в конце жизни сделал стихотворный перевод на старофранц. язык написанного им Жития св. Эдмунда (Vie de St. Edmond. 1929). О широком круге интересов М. П. свидетельствует составленный им иллюстрированный сборник сочинений, посвященных предсказанию судьбы («Liber Experimentarius» Бернарда Шартрского и др.; рукопись Bodl. Ashmole. 304; среди иллюстраций особый интерес представляют портреты древнегреч. авторов: Сократа, Платона, Евклида, Пифагора). М. П. приписывают некоторые рисунки в сборнике исторических и географических трактатов, составленном его другом, монахом Сент-Олбанса Иоанном Уоллингфордским (Lond. Brit. Lib. Cotton. Julius. D VII). М. П. сочинял стихи на латыни; он составил и частично переписал сборник произведений латиноязычного поэта Генриха Авраншского († не ранее 1260; см.: Vaughan. 1958. P. 258-260; Townsend, Rigg. 1987). Для взглядов М. П. как историка были характерны пессимистическая оценка современного ему общества, эсхатологические ожидания (особенно в ранний период, когда он, по-видимому, ожидал конца света в 1250), критическое отношение к королевской власти, папству, новым нищенствующим орденам, в которых он видел угрозу традиционному бенедиктинскому монашеству, английский патриотизм и уничижительные оценки других народов, особенно французов.

http://pravenc.ru/text/2562564.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010