Мы умоляли иерусалимлян: не слушайте этого человека, не взводите на нас ереси. Священники написали запрос (cartam) о вере нашей, говоря нам: веруете ли вы так, как святое Воскресение» (т. е. иерусалимская церковь , где кафедральным храмом был храм Воскресения)? – А мы говорим, что веруем так, как св. Воскресение и как апостольская кафедра римская. После сего сам архидиакон, в храме св. Константина, вместе с нами стоя на возвышенном месте, читал нам этот запрос при народе. И мы, рабы ваши, предали анафеме всякую ересь и всех, которые святую апостольскую кафедру римскую обвиняли в ереси». Но, как видно, франкские монахи не были вполне одобрены в этом собрании иерусалимского духовенства за свою веру. «Всемилостивейший отец!» – пишет далее один из них от своего лица, – «когда я, Лев, раб ваш, был у Ваших святых стоп и у стоп сына вашего, благочестивейшего государя императора Карла, то слышал, как в капелле его говорится в символе веры : Который от Отца и Сына исходит. И в беседе св. Григория, которую нам дал сын ваш государь император Карл, в притче по осьмой день (т. е. св. Пасхи) говорится: послание есть самое исхождение Того, Кто от Отца и Сына исходит 137 , и в правиле св. Бенедикта, которое нам дал сын ваш, государь император Карл, и которое содержит писанную веру о святой и нераздельной Троице, говорится: верую в Духа Святого, Бога истинного, от Отца и Сына исходящего. Итак чрез этого Иоанна сделано нам во св. граде великое смущение, поскольку он говорит, что Дух Святой не исходит от Отца и Сына. Этот Иоанн разослал по всем монастырям большое послание об этом предмете, требовал от нас веры и книг наших и о господине Григорие говорит, что не должно принимать книг его». Затем монахи, заклиная Св. Троицей, просили папу сделать разыскание относительно св. отцов, сложивших тот символ, в котором говорится: от Отца и Сына исходит. «По гречески не говорят, как мы говорим», – пишут они далее, – «а говорят: Который от Отца исходит, – и считают слово то, которое мы употребляем по латыни, недопустимым (gravem – тяжким).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Комментарии 3. Если концентрация 40Ar в атмосфере составляет 1%, то представляется в высшей степени невероятным, чтобы капля лавы за те несколько секунд, что она летит по воздуху, успела «насытиться» этим газом. ... Алексей Владимирович Гоманьков — 20 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Иерей Антоний Борисов — о еретиках, рабах текста и уважительном диалоге. Беседа из серии « " Лица Академии " без купюр» 27 марта 2023 В новой беседе из серии « " Лица Академии " без купюр» доцент Московской духовной академии, преподаватель сравнительного богословия иерей Антоний Борисов иронизирует над названием своего предмета, рассказывает о любимом западном святом и размышляет, может ли современный священник обойтись без светского образования. Статья О делах церковных Отче, Вы преподаете сравнительное богословие? Сомнительное (смеется. – ред. ). Сразу вопрос с долей максимализма: католики – еретики? На языке церковной дипломатии сейчас мы подобные выражения в адрес Католической Церкви, конечно, не используем. Здесь определенную роль сыграло снятие взаимных анафем 1054 года. Это снятие произошло в 1965 году, когда состоялась первая за долгое время встреча Папы Римского и Патриарха Константинопольского. После этого начался так называемый «диалог любви» между католиками и православными. Правда, этот диалог в 2000 году сошел на нет, после печально известной ноты, изданной Конгрегацией доктрины веры во главе с Йозефом Ратцингером, будущим папой Бенедиктом XVI. Он фактически поставил точку в этом диалоге, сказав, что взаимное именование Католической и Православной церквей «церквами-сестрами» не имеет под собой никакого основания. С точки зрения католиков, церкви-сестры – это православные церкви в отношении друг друга, а Римская Церковь – церковь-мать. Учитывая комплекс вероучительных отступлений, которые католики совершили на протяжении всего существования Католической Церкви и тем самым отдалили себя от православия, можно с уверенностью сказать, что Католическая Церковь в тех или иных аспектах своей доктрины безусловно исповедует ересь.

http://bogoslov.ru/article/6177665

Все этο было очень ясно римским понтифексам, которые еще с эпохи папы Иоанна XIII заботятся о подчинении Апулии, в церковном отношении, митрополитам Беневенто. И возможно, что учреждением в Отранто архиепископии, Византия хотела нанести решительный удар латинским проискам. Еще ранее папы Иоанна XIII (965972), с средины X века началась сильная борьба латинской Церкви с Византией, из-за влияния в областях, смежных, главным образом, с беневентским герцогством. Несомненно, по·инициативе Рима, епископ Беневента Иоанн, ходатайствует пред папой Мартином III в ноябре 943 года о подчинении ему церквей в Сипонто, Бовино, Асколи и Ларино (восточн. побер. Адриатики). 167 В 947 году подобное ходатайство он возбуждает пред папой Агапитом II, относительно Термоли и Тривенто. 168 В 956 году папа Иоанн XII подтверждает за епископом Беневентским Ландольфом, эти права его предшественников. 169 Понятно, что после брака Оттона и Феофано византийские чиновники должны были уступать влиянию латинских епископов, которые утверждали за совою даже те города, как, напр. Сипонто, которые служили резиденциями византийским наместникам. 170 Подобные попытки противодействия византийскому церковному влиянию в ту же эпоху, делались и в соседнем герцогстве Салерно. Римская власть старалась расширить права Салернского митрополита на Калабрийскую фему. Так, в Козенце·и Бизиньяно (Cosensa и Bisignano), которые были при писаны при императоре Льве VI (886912) к митрополиту в Реджио, епископы были подчинены новому епископу в Мальвито. 171 Византийская власть понимала важность момента, и старалась закреплять за собою важнейшие пункты, назначая туда архиепископов с широкими полномочиями. Так, в 980 году архиепископ Канозы Иоанн, ставленник Константинопольсого патриарха, находившийся в Бари, упоминает об епископиях Трани и Бргиндизи, как о подчиненных ему. Однако, положение этой архиепископии не было, очевидно, прочным. Так, уже через три года папа Бенедикт VII, ставленник Оттона II, учреждает в Трани епископа, зависимого от Беневентского митрополита, и подчиняет ему Джовенаццо, Руво, Минервино и Монтемилоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XIV. S. 3–9) – Ульрици; о домашнем причащении христиан (Bd. V. S. 649–652) – Кюбеля; о погребении у христиан (Bd. II. S. 214–219) – Якобсона; о Святом Гробе, или Гробе Господнем (Bd. V. S. 331–342) – Шульца; о святой воде (Bd. XVI. S. 701–708) – Цёкклера. Статьи литургического содержания посвящены разъяснению нижеследующих вопросов: о disciplina arcana (Bd. I. S. 637–645) – Цецшвитца; о таинстве причащения (Bd. I. S. 47–61) – Штегелина; о литургиях (Bd. IX. S. 769–801) – Цецшвитца; одна из двух последних статей (первая) касается более общих вопросов о таинстве Евхаристии, а другая более частных; о покаянии (Bd. III. S. 23–30) – Кестлина; о христианском браке (Bd. IV. S. 62–68) – Бекка; о церковных праздниках (Bd. IV. S. 547–555) – Берто; в частности: о христианской Пасхе (и история споров о Пасхе (Bd. XI. S. 270–287) – Вагенманна) и празднике Рождества Христова (Bd. XVI. S. 688–697) – Вагенманна же; о Марии, Матери Божией и Ее почитании в Церкви (Bd. IX. S. 312–327) – Штейтца; о святых и их почитании (Bd. V. S. 709–713) – Грюнейзена; о церковной песне – по ее истории (Bd. VII. S. 754–770) – Лауксманна; наконец, короткая статья о постах (Bd. IV. S. 505–509) – Мейэра. – Из истории христианских нравов в период древней Церкви отметим лишь статьи, касающиеся истории монашества: о монашестве вообще (Bd. X. S. 758–792) – Вейнгартена; обширная статья, отличающаяся очень новыми, но парадоксальными взглядами на происхождение монашества, не встретила себе сочувствия в немецкой церковно-исторической литературе; 115 о св. Пахомии, известном учредителе организованного монашества в Египте (Bd. XI. S. 156–159) – Мангольда; о столпниках (Bd. XV. S. 1–4) – Малье (Mallet); о Бенедикте Нурсийском (Bd. II. S. 277–286) – Фогеля. Все эти сейчас перечисленные статьи Энциклопедии, трактующие о разных предметах древнехристианского богослужения и древнехристианских нравов, заслуживают большего или меньшего внимания со стороны науки. Но особенно замечательны из них следующие: статья о христианской Пасхе (Вагенманна), богатая по своему содержанию и поучительная; о Лентуле (Гарнака), как попытка определенно решить вопрос о времени происхождения апокрифического описания наружности Христа, связанного с именем Лентула; о христианском зодчестве – очень умное исследование.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Католичество Иеромонах Габриэль Бунге: Примирение Церквей на личном уровне Известный богослов-бенедиктинец, иеромонах Габриэль Бунге перешел в Православие. Это произошло в Москве, накануне праздника Успения. По словам самого теолога, это решение созревало в нем всю жизнь. С отцом Габриэлем встретилась корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА Почему англикане переходят в католицизм? Для англикан, отделившихся от римо-католичества в XVI в. Римская церковь все же оставалась матерью-церковью. Богослужебная, культурная традиция Англиканской церкви имеет латинские корни. Так что, возвращение англикан в юрисдикцию Рима при каких-либо кризисных явлениях в английском протестантизме, в каком-то смысле, естественно. Сложный вопрос Значительное число наших святых называли католиков «еретиками». Почему на этот счет до сих пор существуют разногласия, объясняет диакон АВГУСТИН Соколовски, доктор богословия, преподаватель кафедры Догматического богословия КДА и Фрибургского университета (Швейцария). Молитве в теплом кресле не научишься 27 августа иеромонах Габриэль (Бунге) перешел из Католичества в Православие. Присоединение совершил митрополит Волоколамский Иларион. В беседе с корреспондентом журнала " Фома " отец Габриэль рассказал о мотивах такого решения, о том, чем Валаам принципиально отличается от Швейцарии, и о многом другом. Колодезная ярмарка в Бонне: в начале было чудо Мы потеряли тысячелетний опыт христианства на Западе. Многие ли из нас знают игуменью Адельгейду – святую, жившую в конце X – начале XI века? Митрополит Иларион: О версиях христианства и пропасти между «традиционалистами» и «либералами» Сегодня все труднее говорить о «христианстве» как единой, принятой всеми христианами по всему миру шкале духовных и нравственных ценностей. Сегодня уместнее говорить о «христианствах» — о различных версиях христианства, экспонируемых различными общинами. Иеромонах Гавриил (Бунге): «Православие — плод всей моей жизни христианина и монаха» Открытие мною православия не является результатом каких-то ученых занятий, но - плодом всей моей жизни христианина и монаха. Это открытие, начавшееся 40 лет назад и продолжающееся до сих пор, приобрело для меня весьма конкретный смысл. Оно позволило мне войти и углубиться в то, что можно назвать " тайной Церкви " .

http://pravmir.ru/tag/katolichestvo/page...

К середине XIX в. управление католиками в Англии находилось в довольно запутанном состоянии. Оно осуществлялось на основе буллы, изданной папой Бенедиктом XIV в 1753 году, когда католическая церковь Англии была еще гонима. Во главе английской католической церкви стояли четыре папских викария, главы четырех диоцезов: Лондонского, Мидлэнда, Северного и Западного. Между ними не было никакой иерархической зависимости; они были абсолютно равноправны. Единственным авторитетом являлась сама Римская курия и конгрегация Пропаганды. С увеличением числа католиков в Англии папским викариям становилось все тяжелее управлять своими единоверцами. Появилась и другая проблема. Католическое население увеличивалось в основном за счет эмиграции из Ирландии. Естественно, ирландцы ехали в города, а в городах у папских викариев был серьезный противник в лице монашеских орденов: иезуитов, бенедиктинцев и др. Власть религиозных орденов возросла настолько, что управление из Рима стало фактически означать управление из конгрегации Пропаганды, контакты которой с Римом были налажены гораздо лучше[ 19 ]. Подобное положение вызывало недовольство папских викариев, и свое спасение они видели в установлении в Англии строгой регулярной иерархии. Благодаря ей викарии надеялись восстановить свое главенство в управлении католиками. Иерархия была желательна также из-за проблем, имевших корнем независимость католических прелатов друг от друга, что приводило к многочисленным спорам между папскими викариями[ 20 ]. Идея воссоздания иерархии католических епископов стала активно обсуждаться с начала XIX в. Импульс этому процессу дали законы, облегчавшие положение католиков, принятые в конце предыдущего столетия. Еще реальнее этот проект стал после проведения католической эмансипации в 1829 г., когда в 24-м пункте закона появилось указание, что католическим прелатам запрещается использовать титулы с названиями английских городов, где имелись кафедры англиканских епископов[ 21 ]; таким образом как бы давалась возможность использовать титулы, которых англикане не имели.

http://pravmir.ru/konflikt-mezhdu-veliko...

Григора Н. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. В 3 т. Т. 1. (1204-1341). Книга 8. Рязань, 2004. С.207, 208, 215, 227. Хониат Н. Вторичное царствование Исаака Ангела вместе с сыном своим Алексеем. Глава 1//Хониат Никита. История со времени царствования Иоанна Комнина. В 2 т. Т.2. Рязань, 2003. С.226, 227. Кантарович Э. Два тела короля. Исследования по средневековой политической теологии. М., 2014. С.429-433. Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 423, 424. Бойцов М.А. Сидя на алтаре//Священное тело короля: ритуалы и мифология власти/отв. ред. Н.А. Хачатурян. М., 2006. С.190, 191, 195. Медведева К.Т. Венгерская коронация Матиаса II Габсбурга. Коронация после государственного переворота//Священное тело короля: ритуалы и мифология власти. С.169-171. Иоанн, иером. Обрядник византийского двора ( De ceremoniis aulae Byzantine), как церковно-археологический источник. М. 1895. С.190. Сидоров А. Обесчестить короля: honor и его место в каролингской политической культуре// Polystoria. Анатомия власти: государи и подданные в Средние века и Новое время/отв. ред. О. Воскобойников, О. Тогоева. М., 2021. С.270, 272, 276, 279. Шмитт К. Номос земли в праве народов jus publicum europaeum . СПб., 2008. С.39, 40, 44, 45. Тогоева О. Карл VII и Жанна Д’Арк: утрата девственности как утрата власти//Власть и образ: очерки потестарной имагологии/отв. Ред. М.А. Бойцов, Ф.Б. Успенский. СПб., 2010. С.211. «Наставление Карла V принцу Филиппу (18 января 1548 г.)»//Император Карл V. Воспоминания. Наставления принцу Филиппу. СПб., 2023. С.215. Леонтьев К.Н. Письмо И.И. Фуделю. 10 августа 1888, Оптина пустынь////Леонтьев К.Н. Избранные письма 1854-1891. СПб., 2017. С.344. Ратцингер Й. (папа Бенедикт XVI ). Ценности в эпоху перемен. О соответствии вызовам времени. М., 2007. С.22. Ильин И.А. Понятие права и силы//Вопросы философии и психологии. Книга 101 (1). М., 1910. С.34, 35. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

После завоевания Капуи и принятия княжеского титула в нояб. 1058 г. Ришар посетил М.-К., где ему устроили торжественный прием. Князю «было вверено попечение о монастыре и его защита... он даровал мир Церкви и обещал сражаться с ее врагами». Ришар одарил мон-рь и подтвердил привилегии, дарованные обители лангобардскими правителями Капуи (Ibid. IV 13; Chronica monasterii Casinensis. III 15). При участии аббата Дезидерия норманны заключили договор с Папским престолом. Весной 1059 г. рим. архидиак. Хильдебранд (Гильдебранд; впосл. папа Римский Григорий VII ) посетил Капую и убедил кн. Ришара поддержать папу Римского Николая II в конфликте с рим. знатью. Вскоре аббат Дезидерий организовал переговоры Николая II с норманнскими правителями, что привело к заключению Мельфийского договора (1059). Папа Римский принял от норманнов клятву верности и признал Ришара князем Капуи, Робера Гвискара - герцогом Апулии, Калабрии и Сицилии (Italia Pontificia. 1935. P. 11-12). Т. о., понтифик легитимировал власть норманнов над Юж. Италией и получил возможность обращаться к ним за помощью в борьбе с рим. аристократией, пытавшейся установить контроль над Папским престолом. Норманнские воины помогли утвердиться в Риме папе Александру II (1061-1073). Кн. Ришар Капуанский вместе с аббатом Дезидерием присутствовал на папской интронизации и повторно принес клятву верности. Впосл. князь оказал понтифику помощь в борьбе с антипапой Гонорием II . Папа Римский Александр II поддерживал дружественные отношения с норманнами: в 1071 г. на освящении монастырской церкви в М.-К., к-рое возглавил понтифик, присутствовали кн. Ришар Капуанский с семьей и др. норманнские и лангобардские правители Юж. Италии. При папе Римском Григории VII (1073-1085) отношения папской курии с норманнами ухудшились. Понтифик принял клятву верности кн. Ришара Капуанского, но вступил в конфликт с Робером Гвискаром и отлучил его от Церкви (Italia Pontificia. 1935. P. 15-16; Amatus. Historia Normannorum. VII 9). В 1078 г. Григорий VII отлучил от Церкви всех норманнов, к-рые участвовали в нападениях на Беневенто и др. папские владения ( Greg. VII, papa. Reg. ep. V 14a). Аббат Дезидерий, которому Григорий VII писал сразу после избрания на Папский престол, что «Римская Церковь нуждается в тебе и полагается на твое благоразумие» (Ibid. I 1), стремился восстановить мирные отношения между папой Римским и норманнами ( Amatus. Historia Normannorum. VII 16). Летом 1076 г. герц. Робер Гвискар вместе с Ришаром Капуанским посетили М.-К. и сделали мон-рю исключительно щедрые дарения (Ibid. VIII 22-23; Chronica monasterii Casinensis. III 58). Монастырский историк утверждал, что «герцог очень любил аббата Дезидерия, почитал его как самого святого Бенедикта и никогда не желал разлучаться с ним» ( Amatus. Historia Normannorum. VIII 36).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Этого мало. Боре нарочно прибыл в Тернов, чтобы выставлять здесь на вид злоупотребления греческой иерархии, и, с целию найти побольше прозелитов, всеми мерами старался раздуть вражду между болгарами и греками. И его действие не осталось без успеха. По его убеждению 4,000 болгар подписали акт подчинения римскому престолу, с условием дат им независимую, национальную иерархию. Один болгарский священник, подвергшийся опале патриарха, удалился в в римско-католический монастырь св. Бенедикта (в Галате) и послал в патриархат свое отречение от константинопольской церкви. Примеру его последовали два архимандрита– Макарий и Иосиф Сокольский, два священника Феодор и Димитрий Габриль, дьякон Сокольского Виссарион (Рафаил) и до 200 мирян. Им обещана неприкосновенность болгарского языка в богослужении и восточных обрядов; для них устроена в Константинополе временная церковь и назначен в пользу их сбор денег. Они подали (18 декабря 1860 г.) в Константинополе папскому викарию Брунони прошение па имя папы о принятии их в недра римско-католической церкви. Для представления сего прошения папе Боре взял (1861г.) с собою в Рим несколько депутатов, и во главе их архимандрита Иосифа Сокольского, который и посвящен был (в апреле 1861 г.) п. Пием IX в Сикстинской капелле в «архиепископа и апостольского викария болгар». Но этот «апостольский викарий» почему-то скоро оставил (18 июня 1861 г.) Константинополь, и прибыл в Одессу; а отсюда в Киев, и опять принял православие. Его примеру последовали и совратившиеся болгарские священники 374 . Но римская курия признала (в январе 1862 г.) вместо Сокольского, главою болгарских униатов филипнопольского священника, родом болгарина, Петра Арабиджинского, состоявшего под ведением армяно-католического патриарха Гассуна, доколе не был посвящен (в ноябре 1866 г.) в униатского епископа для болгар Рафаил Попов. Этоть Рафаил, родом болгарин, до перехода в латинство был диаконом при диррахийском митрополите Авксентие, но бежал от него, похитив у него значительную сумму.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

влияния и систематизация А. о. Ландульф Старший (XI в.) в «Медиоланской истории» приписывает имп. Карлу Великому († 814) попытку упразднить А. о. путем уничтожения или «изгнания» из Милана всех традиц. богослужебных книг. Однако в анонимной поэме, написанной в мон-ре Монте-Кассино (Ms. 318), упомянуто, что имп. Карл лишь ограничил область применения А. о. Медиоланским диоцезом, Валафрид Страбон об этом инциденте вовсе умалчивает (Paredi. Milanese rite. P. 840). К кон. VIII в. в амвросианском Сакраментарии были унифицированы тексты молитв литургии , в календарь введены формуляры новых праздников, заимствованных из Геласия Сакраментария (VII-VIII вв.). Позднее дважды была проведена ревизия оффиция (последований служб суточного круга): 1-й раз под влиянием богослужения визант. обряда , во 2-й - богослужения бенедиктинцев (Schneider), о чем свидетельствует наличие разных версий перевода псалмов в составе мессы (используется «Vetus Latina») и оффиция (используется т. н. Старая Римская Псалтирь - вариант «Vetus Latina», исправленный Иеронимом по греч. тексту Гекзапл Оригена (А. Nohe)). В это время также появились амвросианские монашеские литургические кодексы, что говорит о росте влияния монастырских обычаев на А. о. (Borella. Influssi carolingi. P. 110-115). Из сохранившихся ранних амвросианских литургических рукописей основные датируются IX-XII вв. (Righetti. P. 175-177). Сакраментарий содержал молитвы, библейские чтения, ординарий и канон мессы, а также последования таинств и треб. В Мануале находились изменяемые части оффиция и мессы (кроме библейских, агиографических и святоотеческих чтений), а часто и нек-рые требы. Псалтирь, содержавшая также библейские песни, иногда включалась в Мануал. Антифонарий представлял собой нотированный Мануал. Ритуал содержал последования таинств (кроме Евхаристии) и треб; чины архиерейского богослужения встречались в отдельных рукописях. Календарь и Церемониал (Ординал) совмещены в сочинении смотрителя Медиоланского собора Берольда (нач.

http://pravenc.ru/text/114338.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010