Фото: catholicnewsagency.com Ватикан, 15 апреля, Благовест-инфо. Титул «Патриарх Запада» вновь появился среди почетных званий Римского понтифика, пишет CNA . В «Папском ежегоднике» за 2024 год, который вышел из печати 9 апреля, восстановлено это древнее именование, упраздненное в 2006 году Бенедиктом XVI. До последнего времени полный список титулов Папы выглядел таким образом: «Епископ Рима, Викарий Христа, Преемник князя апостолов, Глава вселенской Церкви, Верховный понтифик, Примас Италии, Архиепископ и митрополит Римской провинции, Суверен государства-города Ватикан, Раб рабов Божьих». Интересно, что титул «Папа» там не фигурирует. Теперь список пополнился именованием «Патриарх Запада», которое, по мнению историков, было впервые принято Папой Феодором еще в 642 году, однако в «Папский ежегодник» оно было включено лишь в 1863 году, при Пие IX. В 2006 году Бенедикт XVI счел титул «устаревшим». В разъяснении, опубликованном тогда Папским советом по содействию христианскому единству (ныне – Дикастерия по содействию христианскому единству), отмечалось, что культурное и географическое понимание Запада расширилось за пределы Западной Европы и охватило также Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию. Решение Папы Ратцингера было без восторга воспринято в православном мире, где некоторые богословы увидели в нем стремление Рима расширить свою власть. Однако в Папском совете успокоили своих восточных партнеров, заявив: «Отказ от этого титула призван выразить исторический и богословский реализм и в то же время стать отказом от притязаний, что могло бы принести пользу экуменическому диалогу». На этот раз ни Дикастерия по содействию христианскому единству, ни пресс-служба Святого Престола не опубликовали заявления, объясняющего решение Папы Франциска восстановить патриарший титул. По мнению ряда ватиканистов, решение римского понтифика может быть связано с его интересом к темам синодальности и экуменического диалога. Возможно, именно поэтому Папа Бергольо решил оглянуться назад, на первые века христианства, когда не было разделений между Церквами Запада и Востока. Титул «Патриарх Запада» напоминает об опыте первого тысячелетия церковной истории, когда существовало пять патриарших кафедр: Римская, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская, – составлявшие так называемую Пентархию.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сборник был составлен в IX веке в империи франков – первые ссылки на Лже-Исидоров сборник встречаются в актах Суассонского собора 853 года. О том, что отечеством Лже-Исидора является Франкское государство, свидетельствует также язык, которым написан сборник: латынь здесь изобилует галлицизмами. Цель сборника заключалась в церковно-юридическом обосновании ограничения власти светских государей в Церкви. А для этого проводится линия на усиление власти епархиальных епископов и пап. Во многих местах подложных декреталов не признается право светских государей и их чиновников судить духовных лиц по гражданским и уголовным делам, отчетливо проводится мысль, что епископы, в обход митрополитов и примасов, должны непосредственно подчиняться папам, тем самым подрывается поместный строй церковного управления. Не только епископам, но и всем клирикам предоставляется право апеллировать прямо к папскому престолу, а папе – безграничное право отменять любые приговоры церковной власти всех инстанций. Вероятным автором подлогов был майнцский дьякон Бенедикт Левита. Лже-Исидоров сборник в течение многих веков признавался на Западе подлинным и составил там основу церковноправового строя. Грациан, составивший систематический кодекс западного церковного права – «Декрет», черпал свои материалы из Лже-Исидорова сборника. Только в XV веке стали высказываться сомнения по поводу подлинности некоторых декреталов. Первое печатное издание Лже-Исидорова сборника было подвергнуто уничтожающей критике реформаторским ученым Блонделем. После этого и католическим авторам стало трудно доказывать его подлинность. В XVIII веке братья Баллерини, католики, доказали неподлинность некоторых статей из сборника Лже-Исидора, которые еще продолжали тогда считаться аутентичными. Ныне уже никто не сомневается в том, что компиляция Лже-Исидора переполнена фальсификатами, и общепринятым его названием стало «Сборник лже-декреталов Псевдо-Исидора» (Collectio falsarum decretarum Isidori Mercatori). В свое время Лже-Исидоров сборник произвел настоящий переворот в праве Западной церкви

http://pravoslavie.ru/146322.html

Спекуляция на международной обстановке, под прикрытием «нейтралитета», на политических интересах той или иной правящей группы отныне становится традиционной сущностью ватиканской дипломатии, и так обстоит дело и до наших дней. Для подтверждения нашего положения можно привести несколько наиболее убедительных примеров из международной жизни. Возьмем первую мировую войну (1914–1918)·. Общеизвестен тот факт, что первая мировая война принесла неисчислимые бедствия европейским народам. Но известно ли верующим католикам, что в подготовке этой кровавой бойни принимал самое горячее участие сам Римский папа? Известно ли инвалидам, вдовам, сиротам и вообще всем жертвам этой ужасной войны, что сам «святейший отец» подготовил и благословил эту войну не ради Христовой Церкви, а исключительно в интересах догмата о главенстве папы в церкви? В настоящее время опубликована дипломатическая переписка царских дипломатов (Извольского и др.), относящаяся к данной войне. Во время Берлинского конгресса (1879) Австро-Венгрия и Германия (Бисмарк) стали определенно готовиться к войне с Россией. В противовес немецкой коалиции возникла идея франко-русского союза. Ватикан, несмотря на свой «нейтралитет», все же принял самое деятельное участие в организации франко-русского союза. По крайней мере, ватиканский официоз заявил в 1893 г., что Ватикану принадлежат отцовские права в отношении франко-русского союза. По объяснению Отто Беккера, иезуитские круги настаивали на желательности франко-русского союза и общеевропейской войны, как единственного пути к восстановлению папской светской власти. Папский нунций в Вене, кардинал Галимберти, говорил, что папа Лeb XIII все более и более склоняется к тому, что наместничество св. Петра может быть восстановлено «в своих правах» только в результате всеобщей войны. Поэтому, когда между Сербией и Австрией возник вооруженный конфликт, то Римская курия с легким сердцем одобрила австрийский ультиматум Сербии. Впоследствии Бенедикт XV несколько раз во время этой войны обращался к воюющим народам с воззванием о прекращении войны, но это была «дымовая завеса» для прикрытия подлинной роли Ватикана, как поджигателя и пособника немцам в первой мировой войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце 1917 г. Ватиканом был проведен ряд акций, указывающих на изменение восточной политики Католической Церкви. В рамках «кирилло-мефодиевской» программы приведения православных народов к унии папа Бенедикт XV провозгласил хорватский народ «Божьим народом», завершил кодификацию церковного права, основал Институт по изучению христианского Востока и Конгрегацию Восточной Церкви. Перед «Божьим народом» Римская курия поставила масштабные религиозные задачи. Целью новых папских учреждений (Института по изучению христианского востока и Конгрегации Восточной церкви) стала подготовка священников к миссии прозелитизма на Балканах и в России. Идея приведения к унии православного населения юга Балканского полуострова Римской курией была высказана открыто. 1918 г. стал решающим для судеб югославянских народов. Католическое духовенство под давлением изменившихся геополитических условий (военного поражения Австро-Венгрии и Германии и итальянской оккупации части югославянских территорий) поддержало идею создания югославянского государства. Однако ему удалось приспособиться к новой ситуации и использовать опыт влияния Католической Церкви на общественно-политические процессы: католические прелаты приняли активное участие в формировании органов власти и заняли влиятельную позицию в политической структуре Королевства сербов, хорватов и словенцев. Уже в конце 1918 г. католическая иерархия призвала к созданию единого католического движения. После образования Королевства сербов, хорватов и словенцев Католическая акция была продолжена. В 1922 г. Пий XI издал энциклику «Ubi arcano dei», в которой он утвердил основные направления ее деятельности на европейских землях. В энциклике утверждалась необходимость поиска новых организационных форм. Согласно новому определению Римского папы акция должна была заключаться в «сотрудничестве мирян и иерархического апостолата». Все воспитательные и просветительские организации прежнего католического движения переходили в ведение церковной иерархии, которая с этого времени принимала на себя руководство и полноту ответственности.

http://pravoslavie.ru/5281.html

Он, по-видимому, значительно мягче, чем предыдущий (тот, который травил покойного дядю Владимира Ивановича и Лелю). Трудно поверить, что кончилось благополучно. Кто же кого охраняет – я детей или они меня? Пока я туда бежала, чего только не передумала, но дневник все-таки не уничтожила. 29 ноября. Мне самой судьбой положено изнывать от ревности: сегодня я видела, как Сонечка обняла Марину Сергеевну и прижалась щечкой к ее лицу; ко мне она так не ласкается. По-видимому, на моем лице отразились взволновавшие меня чувства, так как Марина Сергеевна сказала: «Эти малыши не способны еще понять все, что вы для них сделали. Им мил тот, кто их забавляет. Но поверьте, что со временем они вас оценят». Я – по-своему резко – перебила: «Мне вовсе не нужно их благодарности!» Марина Сергеевна рассказала, что получила недавно письмо от Нины Александровны, которая здорова и находится в условиях сравнительно неплохих: она постоянно выступает на вечерах самодеятельности и праздничных концертах лагерной сети. И всегда имеет большой успех. Начальник лагеря выхлопотал ей, как артистке, дополнительный паек; по его же приказу ее регулярно помещают на несколько дней в лазарет, чтобы поддержать ее силы и голос. Она не ожидала, что среди этих чудовищ могут находиться люди, которые ценят талант! В письме Нины Александровны есть интересная подробность: она и два других заключенных-музыканта, сыгрываясь по вечерам, проделывают это обычно в маленьком пустующем сарайчике, чтобы не попадаться лишний раз на глаза конвою. Скоро они заметили, что едва лишь они возьмутся за инструменты, тотчас из-под стены выползает маленькая ящерица и присаживается в уголке слушать. Ящерица обладает музыкальностью! (и, по-видимому, большей, чем я) Нина Александровна уверяет, что это факт, много раз проверенный, и что они все трое очень хорошо запомнили и полюбили маленького слушателя. Если бы собака или кошка – еще бы можно понять, но пресмыкающееся!… 30 ноября. Разгромлен кружок писателей с такими именами, как Бенедикт-Лившиц; умер, после того, как был избит в тюрьме талантливый переводчик Выгодский.

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

В контексте папской лекции, главной темой которой было все-таки не потрясание Магомета, но гармония веры и разума, всеобщая неспособность ответить на вопрос представляется особо неудачной характеристикой иноверных оппонентов Бенедикта XVI. Ведь даже и без обращения к авторитету Мануила II известно, что способность апеллировать к разуму и склонность распространять свои убеждения мечом (вар. : пластитом) находятся между собой в обратной пропорции. Тому, чья весть подлинно блага и разумна, не нужно так много пластита – и наоборот. Конечно, можно много говорить – намек на неосторожность папы уже высказал в Сочи В. В. Путин – о том, что крайняя чувствительность магометан должна диктовать величайшую осторожность всем высказывающимся на эту тему. Хотя и тут не без странности: если мы соглашаемся (разве нет?) с тем, что христианам нет никакого дела до того, что происходит в исламских странах, зато магометанам есть дело до всего, что происходит в странах христианских – вплоть до речей римского первосвященника, то мы молчаливо признаем, кто в нашем доме хозяин. Если папа не волен говорить вещи, неприятные магометанам, то кто волен? Вопросов о том, что происходит в мире – а происходит много весьма серьезного, – римская курия по возможности избегала уже сорок лет, со времен II Ватиканского собора. В предыдущий понтификат люди под зеленым знаменем творили много всего – вплоть до 11 сентября, но Ватикан успешно уклонялся от проблемы, имеющей также и к нему некоторое отношение. Бенедикт XVI не уклонился и коснулся ее со всей баварской грубостью, конечно, обставленной reservatio mentalis (мысленная оговорка. – Известия) – положение обязывает. Выяснилось, что баварская грубость – она же дух суровый византийства – встречает немалое понимание, ибо должен все-таки кто-то задавать вопросы, простые, как мычание. 19.09.2006 Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА

http://religare.ru/2_32671.html

Слипый, похоже, надеялся, что именно гонения и разгром церковной жизни в СССР станут для сохранивших веру Христову советских граждан той отправной точкой, с которой начнется их обращение в униатство. " ...Свидетели утверждают, что религиозная жизнь и вера живут, горят в сердцах верующих, хотя многие из них стали равнодушными к вере и забыли о ней. Но при благоприятных условиях они обратятся также " , - считал экзарх. Такая позиция очень напоминала прежние несбывшиеся надежды Ватикана обратить в католицизм Россию после революции 1917 г. 18-19 сентября 1940 г. митрополит Андрей, наращивая усилия по распространению унии в Советском Союзе, собирает во Львове синод греко-католической церкви, продолживший выработку правил, которыми униатам предстояло руководствоваться в прозелитической деятельности на территории СССР. Тогда же экзархом Белоруссии был поставлен епископ Антон Неманцевич . Однако в разгар миссионерской активности Шептицкого неожиданно для него самого последовало решение папы Пия XII об аннулировании чрезвычайных полномочий главы греко-католической церкви, которые ему были дарованы ранее Пием X, Бенедиктом XV и Пием XI . Извещение об этом было получено митрополитом Андреем 26 сентября 1940 г. Скорее всего решение понтифика было продиктовано его недовольством излишней самостоятельностью Шептицкого и опасением по поводу того, что развитая униатским первоиерархом без согласования с Ватиканом прозелитическая активность на территории СССР может повредить папской политике в отношении Советского Союза и Германии. Кроме того, как уже показали события в предвоенной Польше, Римская курия мало верила в эффективность галицкого униатства в деле распространения католицизма и явно предпочитала ему внешне более близкий к Православию и менее детерминированный национально " Восточный обряд " , который курировали более надежные и лучше контролируемые иезуиты. Сообщение из Рима, похоже, поначалу вызвало растерянность у Шептицкого и греко-католического епископата. 12 октября 1940 г. митрополит Андрей оповестил о папском решении своих экзархов, проживавших во Львове: " После молитвы ко Св. Духу митрополит прочитал письмо государственного секретариата. Закончив, он заявил экзархам, что в новом юридическом положении, в котором оказалась униатская работа в Советской России, он отказывается от какого-либо руководства и не имеет даже права принимать отставки экзархов от их обязанностей. Обращаясь к экзархам, оратор сказал, что им надлежит вынести решение, что делать далее " .

http://pravoslavie.ru/archiv/uniatprozel...

Между тем как власть пап в Риме была беспрестанно подвержена мятежам и своеволию знатного и развратного народа, а ещё более развратной аристократии и её дружин, как самая жизнь их подвергалась нередко опасности и как императоры делались, по-видимому, самовластными хозяевами римского престола, угрожая ему той же зависимостью, с которой византийские императоры держали патриархов, значение пап становилось всё важнее и важнее на Западе. Путь к их будущему величию был проложен в народных убеждениях чувством необходимости правительственного авторитета в делах духовных, как скоро мир духовный был признан не миром всехранящей любви и благодати, но миром права внешнего, подчинённого тем же законам и тем же расчётливым соображениям, каким подчиняются все другие земные явления. Идея римская не могла не прийти к такому выводу, а она одна и правила всею духовной сущностью Запада. Лже-Исидоровы декреталии были первым оружием, которым вооружилось папское всевластие, и оно сломило сопротивление местных владык-епископов, свободу местных церквей, которую Карл Великий надеялся обеспечить организацией метрополий, и самонадеянность государей, осмелившихся в деле духовном ослушаться папского приговора. К готовому оружию присоединилось, по расчёту ли, или по естественному ходу развивающейся мысли, могучее войско – бенедиктинское монашество. Франция и Германия, особенно северная, покрылись сетью их обителей, богатых, учёных, не зависимых от местного духовенства, ревностных к проповеди, тесно связанных между собой, крепко связанных с Римом. При Дунстане завоевали они Англию; при императорах дома саксонского вместе с распространением Христианства в землях прибалтийских Славян раскинули они свои религиозные колонии за прежние пределы христианского мира, и везде, как знаменосцы строго построенного учения, сопровождаемого особенным стремлением к великолепному обряду и к какому-то обрядовому идолопоклонству, они завладели мыслью и сочувствием народа, готовя в нём безусловных подданных папскому престолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

В Риме завели уголовное дело по фактам угроз в адрес Папы Римского Рим, 22 сентября 2006 г. Римская прокуратура завела уголовное дело по фактам появлявшихся в последние дни в интернете угроз в адрес Папы Римского, Ватикана и Рима со стороны некоторых исламских террористических организаций, сообщает в среду 20 сентября итальянское телевидение. После выступления Папы Римского перед студентами и преподавателями Регенсбургского университета, " Аль-Каида " и иракские боевики из группы " Джейш аль-муджахидин " ( " Армия моджахедов " - Jaiech al-Moudjahidine) угрожали нанести удар по Риму и Ватикану. " Мы клянемся разрушить их крест в сердце Рима, не успокоимся, пока ваши троны и ваши кресты не будут разрушены на вашей же территории " , - говорится в прокламации боевиков, распространенной в интернете. Папа Римский в среду еще раз выразил сожаление в связи со своими высказываниями об исламе. " Религия - не насилие, религия и разум идут вместе " , - заявил он на традиционной всеобщей аудиенции. Выступая перед верующими, понтифик выразил сожаление, что его выступление перед студентами и преподавателями Регенсбургского университета было неправильно воспринято и вызвало протест в мусульманском мире, хотя " это выступление в университете было толчком к диалогу " . Папа Римский подтвердил, что никого не хотел обидеть и выразил свое глубочайшее уважение к мусульманам, " любящим единого Бога, с которым мы защищаем моральные ценности, мир и свободу " . В своем выступлении на прошлой неделе перед студентами и преподавателями университета немецкого города Регенсбурга Бенедикт XVI процитировал высказывания об исламе правителя Византии четырнадцатого века Мануила Второго Палеолога, не обозначив при этом своего отношения к ним. Эту речь с негодованием восприняли в мусульманском мире, где дошли даже до призывов к правительствам арабских стран разорвать дипломатические отношения с Ватиканом в случае, если Папа Римский не извинится. В этой связи в минувшее воскресенье 17 сентября Папа начал свою проповедь с сожалений относительно реакции исламского мира в Регенбургском университете. " Я живейшим образом сожалею о реакции, которую вызвал небольшой пассаж из моего выступления, который был сочтен оскорбительным для верующих мусульман. На самом деле это была всего лишь цитата из средневекового текста, которая никоим образом не отражает моей собственной позиции " , - заверил понтифик. РИА «Новости»/Седмица.Ru 22 сентября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18565.html

подданным, считали патриарха как духовным, так и гражданским главой общины, хотя де-юре он бы признан властями в К-поле в этом качестве только в 1841 г. Кон. XVIII - нач. XIX в. ознаменовались дальнейшим усилением М. к. Ц. Маронитские обители расширяли свои земельные владения с помощью покупки или аренды. В 1-й трети XIX в. в Горном Ливане насчитывалось ок. 1,5 тыс. маронитских монахов и 80 мон-рей ( Yu   suf ad-Dibs. 1905. P. 429, 581-586; Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в ист. и полит. отношениях. М.; Иерус., 2007. С. 261; Guys H. Beyrouth et le Liban. P., 1850. Vol. 1. P. 177-178). Франц. двор и Римская курия поощряли деятельность ливан. монашеских орденов. В 1749 г. монахи ордена св. Антония были приравнены к франц. миссионерам. В 1734-1786 гг. ливан. черное духовенство неоднократно получало от Рима право на выдачу индульгенций, весьма популярных в то время у крестьян ( Dib. 1962. P. 200; Ristelhueber. 1925. P. 256). В XVIII в. М. к. Ц. столкнулась с серьезными проблемами. Быстрое усиление ливанских маронитов, их принадлежность к земельной аристократии, включая значительную часть епископата, церковные реформы, поощряемые из-за рубежа,- все это породило внутренние противоречия и конфликты. Церковные проблемы использовались маронитской аристократией в борьбе за власть ( Dib. 1962. P. 88-89). Одним из наиболее болезненных потрясений, характеризующих внутрицерковную обстановку того времени, стал иерархический конфликт вокруг избрания маронитского патриарха в 1742 г. После кончины патриарха Юсефа V его преемником был избран архиеп. Дамаска Семаан Аввад. Он отказался от престола в пользу архиеп. Ильяса Мухассиба, лидера маронитской оппозиции на Ливанском Соборе, но ряд епископов не согласились с таким решением. При помощи яковитского архиерея они рукоположили 2 маронитских епископов и в таком составе попытались избрать своим патриархом Кипрского архиеп. Товию аль-Хазина (Ibid. P. 139). Папский престол не признал эти избрания, и после вмешательства коллегии кардиналов и лично папы Бенедикта XIV инвеституру получил патриарх Семаан VII Аввад.

http://pravenc.ru/text/2562390.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010