Ватикан не сможет передать частицу мощей св. Кирилла Болгарской Церкви 24 мая 2006 г. 14:13 София, 23 мая. Болгария не получит частицу мощей святого Кирилла, сообщает болгарская газета «Сега» (Сегодня). Это стало известно из письма кардинала Вальтера Каспера , которое на днях поступило в адрес Болгарской Православной Церкви. Передача мощей также не обсуждалась во время аудиенции премьера Болгарии Сергея Станишева у Папы Бенедикта XVI, которая состоялась 23 мая в Риме. В прошлом году, во время визита в Ватикан президент Болгарии Георгий Пырванов попросил Святой Престол удовлетворить прошение синода БПЦ и передать в дар болгарской Церкви частицу мощей почитаемого святого. В прошлое воскресенье Сергей Станишев встречался в Софии с государственным секретарем Ватикана кардиналом Анджело Содано, который находился в болгарской столице по поводу освящения нового католического собора, и также просил его содействия в решении этого вопроса. Но, несмотря на все просьбы, Рим отказался подарить частицу мощей. В своем письме кардинал Вальтер Каспер, председатель Папского совета по содействию христианскому единству, пишет Патриарху Максиму: «К сожалению, в результате научных исследований выявились объективные причины, которые не позволяют удовлетворить просьбу Вашего Святейшества». По его словам, частица мощей была бы столь малого размера и столь хрупкой, что могла бы рассыпаться в прах… Ряд болгарских СМИ выразил предположение, что истинная причина отказа в том, чтобы римская базилика св. Климента, в которой находится усыпальница святого просветителя славян, оставалась единственным местом поклонения его мощам. Представительная болгарская делегация во главе с премьером Станишевым прибыла в Рим накануне 24 мая, дня памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. Встреча понтифика и болгарского премьера, ознаменовавшая особое почтение Римского Престола к святым братьям, состоялась в виде исключения — предшественник Бенедикта XVI Иоанн Павел II проводил аудиенции в строго определенные дни. Разговор на встрече, в частности, шел о вступлении Болгарии в Евросоюз и о судебных процессах в Ливии (где судят болгарских врачей, виновных в заражении пациентов СПИДом). Болгарская сторона надеялась, что в ходе встречи Станишева с Папой будет получена частица мощей св. Кирилла, однако эти надежды не сбываются. Члены болгарской делегации также встретились с госсекретарем Ватикана кардиналом Анджело Содано, сообщает «Религия.Бг». Помимо встречи с Папой в программе визита — посещение базилики св. Климента. В болгарскую делегацию вошел также митрополит Старозагорский Галактион, который накануне встречался с викарием католического архиепископа Милана и просил предоставить болгарской общине, которую возглавляет священнику Ивалин Славов, храм или часовню для проведения церковных служб. Будет ли удовлетворена эта просьба, пока неизвестно. «Благовест-инфо»/Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/115170.htm...

Но более чудесный рассказ передается ревностными сторонниками кафедры, которой он столь сильно противодействовал в ее притязаниях и которой он наконец достиг сам. К подлинным рассказам о его замечательных дарованиях и его механическом искусстве они прибавляют, что он знаком был и с темными искусствами, приобретенными из книги, которую он украл у одного из своих сарацинских учителей. Он, по этим рассказам, будто бы умел летать и говорить на языке птиц, посредством магии открывал сокровища, заключил договор с дьяволом об успехе во всех своих предприятиях, сделал под влиянием звезд бронзовую голову, которая имела способность отвечать на вопросы утвердительно или отрицательно. На его вопрос: «Буду ли я апостольским первосвященником?», голова отвечала: «Да». Когда он затем спросил: «Умру ли я, прежде чем совершу обедню в Иерусалиме?», – последовал ответ «Нет». Но, как и обычно в таких легендах, лукавый обманул свою жертву; Иерусалимом, в котором пришлось умереть Герберту, была римская базилика Св. Креста в Джерузалемме 3304 . Глава 37. От смерти папы Сильвестра и до разделения церквей (1003–1054 гг.) Император Генрих II -й – Состояние дел в Италии – Римская партия – Папа Бенедикт VIII -й – Норманны в Италии – Конрад II -й – Смуты в Италии – Гериберт Миланский – Смерть Конрада II -го – Три папы – Григорий VI -й – Собор Сутрийский и низложение Григория VI -го – Климент II -й – Генрих III -й и симонии – Императорский и церковный взгляды на преобразования – Брунон Трульский – Гильдебрант и первые годы его жизни и деятельности – Папа Лев IX -й – Петр Дамиани, его жизнь и деятельность – Доминик и его подвижничество – Лев IX -й и каноны против наложничества и симонии – Собор Реймсский – Результаты мероприятий Льва IX -го – Норманны в Италии и Лев IX -й – Кончина Льва IX -го – Рим и Константинополь – Патриарх Константинопольский Михаил Керулларий – Разница между Греческой и Латинской церквями – Лев IX -й и греки – Римское посольство в Константинополе Итальянцы по смерти Оттона поспешно поставили для себя самих королем Гардуина, маркиза иврейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григорий VI был последним, кто покупал папскую корону у Бенедикта IX. Когда он был пресвитером, его уговорили стать папой. Став им, Григорий VI вызвал в Рим всех, кто побудил его стать папой, в том числе и Григория VII. В этот период были две силы, влияющие на избрание пап: германские императоры и местная знать. Григорий VI выбрал опору в германском императоре. Следующих пап, немцев, также поддерживал император (Льва IX, Виктора II, Стефана IX, Николая II). При Николае II в Латеранском дволце в 1059 г. состоялся собор, который изменил порядок избрания пап. Главными выборщиками становятся кардиналы. Римская аристократия отстраняется от участия в выборах, ограничиваются и полномочия императоров. Так, в 1061 г. после Николая II кардиналами избирается Александр II, после чего император ставится в известность. После смерти Александра II в 1073 г. папой становится Григорий VII Гильдебранд. Деятельность папы Григория VII Гильдебранда Идеалом для Гильдебранда был папа сильный и самостоятельный, фактически стоящий выше светских правителей. Это был теократический идеал. Фундаментом теократии мыслился авторитет Римской церкви как хранительницы неизменной религиозной истины. Организация теократии предполагалась строго монархической. Духовенство должно было господствовать над светским обществом и, в то же время, безоговорочно подчиняться папе. По словам Григория VII, «один только папа имеет право издавать законы и смещать епископов, судить его никто не смеет и приговор его не допускает возражений». При Григории VII составлен с его подписью «Диктат папы». В нем есть ряд положений, до которых еще никто не доходил. Например, «папа является князем над царствами мира и обладает неограниченной властью над всеми князьями и монархами». Таким образом, всякий светский государь - только уполномоченный папы. У светской власти нет своих легативных прав. 9-й пункт гласит: «Только у одного папы должно целовать ноги». Согласно 12-му пункту, папа имеет право низлагать императоров. В 22-м пункте говорится, что Римская церковь никогда не заблуждалась, и никогда не будет заблуждаться по свидетельству Писания. А по 23-му пункту получается, что каждый Римский первосвященник, если он канонично поставлен, заслугами ап. Петра несомненно соделывается святым.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

по возрождению зап. правосл. Церкви предполагалось осуществить посредством практики использования зап. литургического обряда внутри правосл. Церкви (The Western Orthodox Catholic Church//OCR. 1871. Vol. 3. P. 41-49). Католич. Церковь, претендовавшая на первенство во Вселенской Церкви, утратила чистоту христ. вероучения под влиянием различных ересей. На протяжении I тыс. по Р. Х. Римская Церковь была православной, что, по мнению О. и его сторонников, можно рассматривать как сосуществование двух не противоречащих единству вероучения литургических форм внутри одной Церкви. Такое положение и было частью Божественного замысла о многообразии человеческой культуры. Римская Церковь, согласно О. и его сторонникам, сформировалась под влиянием таких богословов, как сщмч. Киприан, блаженные Августин и Иероним, святители Лев и Григорий Великий. По мнению О., несправедливо при переходе в Православие помимо принятия вероучения требовать от зап. христиан использования вост. литургической формы ( Richardson A. The Present Crisis: An Appeal to Ritualists and all Those Who are Sincerely Searching for the Truth, the Way, and the Life//Ibid. 1869. Vol. 2. P. 149-156). Его план должен был исправить допущенные Римской Церковью ошибки и возродить зап. христианство в единстве веры с Церквами правосл. Востока. О. и его сторонники были убеждены в том, что, несмотря на все нововведения, католич. Церковь сохранила «кафолическое зерно» (Православная кафолическая Церковь. 1868). О. считал, что католики-миряне, к-рые ведут благочестивый образ жизни, не несут ответственности за догматические нововведения, которые привнесены иерархами. Он полагал, что миряне фактически принадлежат правосл. Церкви, и надеялся, что это благоприятно скажется на реализации его плана, подтолкнув многих из них на присоединение к его проекту. Для возрождения зап. Православия необходимо было отказаться от всех нововведений, которые были привнесены в Зап. Церковь, а также вновь утвердить догматы, принятые на 7 Вселенских Соборах, в том виде, в к-ром они существовали внутри правосл. традиции. По мнению сторонников О., следовало отказаться от индульгенций и идеи чистилища, практики обязательного безбрачия духовенства, восстановить таинства в их прежнем виде, отказаться от учения о Filioque, догмата о Непорочном зачатии Девы Марии, деканонизировать поздних католич. святых и упразднить все монашеские ордена, кроме бенедиктинского как существовавшего до Великого раскола; богослужения совершать на национальных языках. Воссоздаваемая зап. правосл. Церковь должна стать конгломератом автокефальных Поместных Церквей и находиться в подчинении Святейшего Правительствующего Синода РПЦ до появления достаточного числа епископов. Воссоздание зап. традиции, по мнению О., смогло бы восстановить Вселенскую Церковь согласно первоначальному Божественному замыслу и привлечь в нее большое число людей.тав Переход в Православие

http://pravenc.ru/text/2578149.html

Это ограничение очень замечательно, оно некоторым образом противоположно обычной формуле «Non obstantibus» 475 , которою заключаются папские буллы и постановительные грамоты. Обыкновенно в подобных грамотах папы отменяют противные постановления, или собственные, или предшествовавшие, здесь же Бенедикт XIII объявляет, что, несмотря на его грамоту, все прежние уставы, ей противные, сохраняют всю свою силу и законность. Другими словами, это просто исключение, сделанное по настаиванию частного Собора, исключение, не имеющее никакой законной силы в Церкви Вселенской. Итак, Римский престол непрестанно трудился о воссоединении Восточных Церквей, борясь с тем, что находил в них противного своему вероучению, но в то же время воздавая должное «достопочитаемому» их обряду, как выражается Бенедикт XIV. Несмотря на малые успехи прежних попыток, папы до сих пор, не теряя надежды, продолжают великое дело своих предшественников. Доказательством тому нынешний папа Пий IX; в самом начале своего первосвященствования он обнародовал окружное послание к восточным иерархам, писанное в том же духе примирения и ссылающееся на помянутую буллу Бенедикта XIV «Allatae sunt». Но так как этот вопрос чрезвычайно важен, то мы должны еще сказать кое-что в ответ на некоторые возражения. Мы утверждаем, что Римский престол постоянно и искренно пекся о соблюдении восточного обряда во всей его чистоте, так что не только отмена, но даже и изменение оного никогда не принадлежало в его глазах к числу условий мирного договора с Востоком. Нам возражают фактами. «Пусть так, – говорят, – но каковы бы ни были определения и намерения пап, все-таки латинские миссионеры делали совсем противное, откуда выходит, что на самом-то деле Римская Церковь всегда старалась переводить к своему обряду племена восточного обряда, воссоединявшиеся с нею». Правда, в Турецкой империи почти все греки католической веры перешли к латинскому обряду, исключая разве мельхитов Сирии. Правда и то, что в Польше много католических семейств приняло обряд латинский на место прежнего славянского.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Метафизиком сектантского коммунизма в средние века был Иоахим из Калабрии. Он верил в господство 1000-летнего царства и пророчествовал его наступление через 22 поколения, т.е. в ближайшем будущем. Развращённость римского клира порицалась им в самых резких формах; избавление от зла он видел в осуществлении коммунизма монастырского типа. «Сначала, – говорил он, – было время, когда люди служили плоти. Затем настало время, когда люди служат как плоти, так и духу; оно длится до сего дня. Но совсем иной век тот, в который люди живут только для духа; начало его приходится в эпоху жизни св. Бенедикта». Это третье состояние – монашеское. Монастырское устройство распространяется на всё человечество. «Необходимо, чтобы мы дошли до истинного подражания жизни апостолов, не стремясь к обладанию земными благами, но лучше отдавая их»... Через 22 поколения после св. Бенедикта римская церковь должна погибнуть под тяжестью Божией кары, а на её развалинах возникнет новое общество – орден праведных, который упразднит частную собственность. Учение Иоахима отразилось в эпоху крестьянских войн в Италии (у Дольчино) и в Германии (у Мюнцера). Однако, его сильно поколебало неисполнение пророчества в 1260 г. В это время происходила жестокая борьба между папским престолом и императором Фридрихом II. Иоахим предсказывал, что Фридрих победит и наступит эра коммунизма. Однако, Фридрих II умер на десять лет раньше (в 1250 году), и последователям Иоахима пришлось выдумать легенду, по которой этот император жив и скоро вернётся, чтобы довести до конца своё дело. Альбигойцы В течение X-XII веков в северной Италии и южной Франции образуется множество сект с коммунистическим оттенком, которые объединяются под общим названием альбигойцев (от Альбигойской провинции на юге Франции). Они становятся в явную оппозицию к политике пап, что даёт повод к возникновению кровавых альбигойских войн, разоривших цветущий юг Франции. В XIII веке здесь раньше, чем где-либо, была введена инквизиция. В истории под именем альбигойцев известны две группы сект – катары и вальденцы. Катары

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ XIII (7.03.1693, Венеция - 2.02.1769, Рим; до избрания папой - Карло делла Торре ди Реццонико), папа Римский (с 6 июля 1758). В 1640 г. его отец перебрался в Венецию из Комо, разбогател на торговле; в 1687 г. имя Реццонико было внесено в венецианскую «Золотую книгу» (за уплату 100 тыс. дукатов). В 1703-1711 гг. получил начальное образование в иезуитской коллегии в Болонье, затем продолжил обучение в ун-те Падуи; в 1713 г. получил степень д-ра гражданского и канонического права (in utroque iuro). В том же году приехал в Рим, где продолжил изучать право в Академии церковной знати под рук. известного адвоката Дж. Ланфредини. В 1716 г. рукоположен в сан пресвитера и поступил на службу в Римскую курию. 28 мая получил должность референдария (протонотария) трибунала Апостольской сигнатуры (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). Вскоре папа Римский Климент XI назначил его наместником в Риети (Умбрия), а с 1721 г.- наместником в Фано (Марке). В 1723 г. папой Римским Иннокентием XIII возвращен в Рим и назначен юристом в конгрегацию Консульты. В 1728 г. папа Римский Бенедикт XIII перевел Реццонико на должность аудитора папского суда Римская Рота (см. Rota Romana ), где ему были доверены дела Венецианской республики. Климент XIII, папа Римский. 1758 г. Худож. А. Р. Менгс (Национальная пинакотека в Болонье) Климент XIII, папа Римский. 1758 г. Худож. А. Р. Менгс (Национальная пинакотека в Болонье) 20 дек. 1737 г. по представлению от Венецианской республики папа Римский Климент XII возвел Реццонико в достоинство кардинала; 27 янв. 1738 г. он получил титул кардинала-диакона рим. ц. Сан-Никола-ин-Карчере. Впосл. в ходе ротации в коллегии кардиналов получил титул кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Мария-ин-Арачели (15 мая 1747), затем титул кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Марко (17 февр. 1755). 11 марта 1743 г. папа Римский Бенедикт XIV назначил его епископом Падуи. Епископское рукоположение, состоявшееся 19 марта в рим.

http://pravenc.ru/text/1841405.html

Кардинал Гумберт, в 1054 году, положительно свидетельствует об этом в своем сочинении, написанном против Константинопольского патриарха Михаила Керуллария и в защиту опресночного (azyme) хлеба. Но в конце того же столетия Бернард, Констанский священник, в своих заметках о римском устройстве свидетельствует, что в его время евхаристический хлеб был сведен к небольшим кусочкам. В XII столетии этим кусочкам сообщили форму маленькой монеты. 122 В том же столетии, стали делать маленькие гостии специально предназначенные для верующих, которых с тех пор не приобщали уже одним и тем же хлебом, каким приобщался священник. 123 Первоначально евхаристический хлеб, который был употреблен на Западе равно как и на Востоке, был обыкновенный хлеб, приготовленный на дрожжах. Патер Сирмонд, иезуит, признает, что хлеб, приготовленный на дрожжах, был в употреблении на Западе и на Востоке в течение первых семи веков; что Римская церковь переменила этот обычай с конца IX столетия к первой половине одиннадцатого. 124 Кардинал Бона 125 разделяет мнение патера Сирмонда. Правда, патер Мабильон высказал мнение, противоположное этому. 126 Не станем разбирать это разногласие; мы утверждаем только, что аргументы патера Сирмонда, принятые кардиналом Боной, так мало поколеблены ученым бенедиктинцем, что наиболее ученые римские богословы придерживаются теории, которая оправдывает два мнения и которая состоит в утверждении, что в первые века одновременно пользовались и пресным и вскисшим хлебом 127 . Они присовокупляют, что теперь ни греки, ни латиняне не имеют права переменять обычаев своих церквей. 128 Очевидно, эта теория есть лишь средство уклониться от факта, утвержденного Сирмондом и Боной, и свидетельствующего, что римская церковь , начиная с конца IX века, переменила древний обычай, который был принят вселенской церковью с самого начала. Справедливо ли, что пресный хлеб может быть материей евхаристии? Вот вопрос, который очень сильно волновал богословов и по которому два противоположных мнения имели многочисленных и энергичных защитников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Монашество становится в центре христианской жизни, и монастырь – не убежище спасающихся, а орган христианизации масс; монах не только аскет, а и миссионер или апостол. В полном соответствии с исключительным господством монашества и идеал христианский понимается аскетически, способствуя появлению и расцвету анахоретства. Ирландские монахи – сосредоточенные энтузиасты отречения от мира, пламенные пустынники и самоотверженные миссионеры. Тысячи их гибнут в пламени их же монастырей, сжигаемых северными варварами, или в пучине морской во время своих дальних странствий. Но на место погибших приходят новые и бестрепетно возобновляют трудную и долгую работу. Однако, сжигаемые аскетическим порывом, ирландцы не отвернулись от галло-римской культуры. У них не было того ужаса перед язычеством римских писателей, который сквозит в каждой строке бессильных побороть его отщепенцев римской культуры, увлечённых христианством. Ирландцам внутренне чужда греко-римская мифология; она не кажется им опасною, как не кажется опасным увлечение пронизанной ею римской литературой. И в монастырях Англии, Ирландии, а потом и Шотландии находит себе надёжный приют римская образованность. В них прилежно изучают греческий язык, читают и переписывают латинских прозаиков и поэтов, преподают арифметику и «музыку». По своему культурному уровню Ирландская Церковь IV-VIII веков занимает первое место в Европе, храня последнее достояние античности. Ирландские монахи преподают в монастырских школах континента. Бесконечная вереница переселяющихся на материк ироскоттов готовит «каролингский ренессанс». В Ирландии вырабатывается свой особенный тип монашеской жизни, своеобразная индивидуализация монашеского идеала. «Бенедикт Ирландии» – аббат Клонарда Финниан (XI в). в своём уставе выражает общий дух монашества своей страны. Через посредство аббата Бангора Комгелла и Колумбы ирландские идеалы получают широкое распространение. Этому способствовала подвижность ироскоттских монахов, их жадное искание пустыни. Они «искали пустыни в океане» и, добираясь в своих поисках до Исландии, переходя на континент, разносили христианство , преломленное их аскетическим идеалом, и культуру, принятую ими. Следуя в своём «обычае странствования» Христу, ироскотты устремлялись в дикие места Запада и, сталкиваясь с условиями его жизни, превращались не в одиноких анахоретов, о чём мечтали, а в основателей монастырских культурных центров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из вышеприведенных слов его следует, во-первых, что все вообще апостолы с равными преимуществами были Учители вселенной, во-вторых, что основанные ими Церкви в союзе единства составляют одну Церковь, почему и прочие согласные с ней Церкви суть Апостольские и истинные, а не одна Римская Церковь, которую латиняне одну называют Апостольской, в-третьих, что не одна Римская Церковь, но вообще все Церкви, основанные апостолами, суть матери прочих Церквей, в-четвертых, что желающий успеть в деле своего спасения не обязан прибегать к одной Римской Церкви, как богодухновенному прорицалищу, но и к восточным Церквам: житель Ахайи к Коринфу, македонянин - к Филиппам, уроженец Азии - к Ефесу, подобно тому как итальянец - к Риму. Отсюда следует, что право верховной духовной власти и преимущество непогрешимости принадлежат всей вообще Церкви, а не кому-нибудь одному, и, следовательно, управление Кафолической Церкви Христовой есть соборное, а не единоличное. Таково мнение древних Отцов и учителей Западной Церкви! Вопрос об этом, то есть о том, Собор ли выше Папы, или Папа выше Собора, возник около 1400 года, по случаю великого раскола в Римской Церкви, когда в одно и то же время явились три Папы: Бенедикт XIII, Григорий XII и Александр V. Для прекращения этого раскола созван был Собор в Пизе (в 1409 году), на который собрались все государи и вельможи Запада. Так как Собор решил дело не в пользу Бенедикта и Григория, то некоторые из их приверженцев вопреки Собору начали говорить, что он не имеет власти судить Римского епископа. Но все кардиналы, епископы и богословы, коих было великое множество, единодушно восстали против этой новизны, и Собор решительно осудил двух пап, Бенедикта и Григория, как недостойных, и утвердил третьего, Александра V, которого Западная Церковь и признала законным Папой, определив, что Собор есть верховное судилище, которому подчинен всякий епископ и сам Папа. Потом в другой раз созван был Собор в Констанце (1414 г.) и третий в Базеле (1431 г.), и во все три раза определено, что Папа ниже Соборов и что он может ошибаться, как и прочие люди. Определения этих Соборов утверждены тремя Папами: вышеупомянутым Александром V, Мартином V и Евгением IV.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/247/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010