Я не нахожу у него даже специфических признаков его племени и времени. Не может ли это происходить оттого, что мы слишком мало знаем о Христе? Вовсе нет! Все четыре евангелия так полны рассказов о нём и передают так много его слов, что едва ли найдется в истории другой великий человек, о котором мы знали бы так много. Я совершенно не умею объяснить этого, но твердо отмечаю, что это так. При этом мне приходит в голову такое же наблюдение, сделанное с другой стороны, с точки зрения живописца. Его сделал La Sizeranne в Revue des Doux Mondes, в интересной статье об анахронизме в искусстве. Именно этим недостатком выдающихся признаков La Sizeranne объясняет невероятные затруднения художников при изображении Христа. Одни выражают известные черты, например, непреклонность воли в выдающейся нижней челюсти, проницательность ума в маленьких, зорко глядящих из-под тяжелых век, глазах, как сделал это Мункачи в своём Христе пред Пилатом, и этим впадают в вопиющее противоречие с Евангелием. Другие избегают всякого резкого признака и впадают в общий шаблон человека без тепла и жизни. Этим они еще более удаляются от евангельского образа, потому что есть ли что жизненнее и привлекательнее лич- —699— ности Христа? И вот почему, прибавляет La Sizeranne, дрожала рука Леонардо, когда он писал лик Христа. Художника охватывал не только религиозный трепет, но и страх не уловить того жизненно-правдивого, не ограниченного никакой особенностью, выражения, которое он должен был дать Христу. Бельский. Как можете вы говорить, г. Леруа, что Христос не имеет признаков своего племени? Каждое Его изречение носит ясную печать иудейства. Леруа. И всё-таки нет, г. Бельский! Семитические обороты речи и образы, употребляемые Христом, представляют из себя чисто формальную сторону. Так же стали бы говорить и мы, если бы нам пришлось обращаться к тем людям. Но в характере, в воззрениях, в образе мыслей и чувств Христос не проявляет ничего специфически иудейского. Сократ в описаниях своих учеников – грек с головы до ног; глазами грека смотрит он на мир.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда же, напротив, Бог, абсолютное совершенство, принимает плоть и является в человеческом образе, то мы легко поймем, что в таком человеке должно выступить всё совершенство, доступное человеческой природе вообще, что такой человек будет всесторонним, вечным идеалом человечества. Мы можем рассматривать такого человека с любой стороны, и нам всегда будет, как сказал г. Леруа, казаться, что как раз эта сторона в нём выражена ярче всего, именно потому что он со всех сторон представляет из себя идеал. Такой человек не может существенно двигаться вперед и развиваться – на что обратил внимание г. Гайнберг – потому что полноту своего знания он приносит с высоты Божества, а не черпает из окружающего. Потому и мышление и чувствование —703— его не носят той печати односторонности, которая отличает народы и эпохи, и потому он одинаково близок людям всех времен и народов. Каждый видит и чувствует в нём свой идеал. Он всемирен не в отвлеченном значении пустого образца, но в Платоновском смысле слова, как полнота всех свойств, которыми в раздробленном виде обладает человечество. Бедное человеческое искусство привыкло обрисовывать кистью и пером личности, пользуясь именно их ограниченностью, т. е. теми частями идеала, которые в них отражаются. Перед самим идеалом, в котором, по сильному выражению ап. Павла, «обитает вся полнота Божества телесно», оно теряется и не умеет себе помочь. Мисс Вильсон Превосходно, г. Девилль! Божественность Христа действительно пробивает человеческую оболочку и сияет в каждом слове Евангелия. Бельский. Очевидно, евангелисты хотели сделать его Богом – и сделали. Девилль. Это – уловка, г. Бельский, притом такая, которая ничего не объясняет. Известное выражение Руссо по этому поводу справедливо до сих пор: труднее представить себе, чтобы четверо людей сговорились сочинить четыре таких книги, как евангелия, чем допустить, что один человек был действительным героем этих книг. Да, в наши дни, благодаря более глубокому исследованию евангелий, это стало очевиднее, чем когда-либо.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—245— феодов около одной крупной сеньории ведет к тому, что мелкие владения поглощаются крупными или постепенно теряют свою независимость; на месте их образуются очень обширные сеньории, обнимающие собой целые области. Таким образом, в феодализме возникает новый процесс: процесс, соединяющий, связующий мелкие владения в одно целое. Так напр. во Франции между XI и XV веками исчезает около тридцати девяти ленов, и при том ленов значительных, имевших значительное имя и историю. Итак, Феод (права госуд. самостоятельности) разъединял западноевропейское общество, а лен и вассалитет соединял его и это различие сказалось во всей истории нового государства в Европе. А. Спасский Моравский М. Религиозно-философские вечера. Второй вечер: Современная наука и религия [Пер. с нем.: Abende am Genfer See]//Богословский вестник 1910. Т. 3. 10. С. 246–265 (3-я пагин.) —246— На следующий вечер мы снова собрались на той же террасе у голубого озера. Не хватало только Семенова, уехавшего на этот день в Нуайон. Во время обеда каждый рассказывал, что он видел хорошего и сколько приятных впечатлений накопил за день. За кофе Бельский снова поднял вчерашний разговор, в котором, очевидно, что-то не давало ему покоя. – Я позволю себе напомнить вам, господа, начал он, слова г. Леруа в конце нашей вчерашней беседы о том, что спор между верой и рассудком еще далеко не исчерпан. Мы покончили с этим вопросом двумя-тремя красивыми фразами, но на самом деле это противоречие так велико, что оно потрясало души до самой глубины и залило кровью историю человечества. Сократ за оскорбление богов был приговорен к смерти. Жертвы инквизиции терпели пытки за то, что осмеливались толковать Библию по-своему. Свободомыслие привело Джордано Бруно на костер, а защита вращения земли привела Галилея в темницу. Вот кровавые памятники этой борьбы на стезях истории. Если в наши времена нет новых жертв, то это признак близости полной победы рассудка. Мисс Вильсон. Мне кажется, г. Бельский, что вы несколько видоизменяете вчерашний вопрос. Мы говорили собственно о споре рассудка с сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Только два первые года царствования Бориса, два последние XVI столетия, современники называют спокойными, счастливыми; в первом году нового века мы должны, следовательно, положить начало Смут, но какая же была первая Смута? Этого мы не знаем по недостатку хронологических указаний в источниках. Можно догадываться только, что слухи о царевиче Димитрии смутили Бориса и возбудили всю его подозрительность; можно догадываться только, что преследование Богдана Бельского не без связи с этими слухами. Мы не знаем, к какому именно времени относится дело Богдана Бельского, известного нам по Смуте в начале царствования Феодорова. Летописец так рассказывает об этом деле: послал царь Борис на поле ставить город Борисов окольничего Богдана Яковлевича Бельского да Семена Альферьева и с ними послал многих всяких людей. Богдан, человек богатый, пошел на городское строение с большим богатством и всякого запасу взял с собою много. Пришедши на городище, стал он делать город прежде своим двором и сделал своими людьми башню и городки, укрепил великою крепостью; потом с того образца велел всей рати делать, и сделали весь город вскоре и укрепили всякими крепостями; ратных людей Богдан поил и кормил всякий день множество и бедным давал деньги, платье и запас. Прошла на Москве про него от ратных людей хвала великая. Царь Борис исполнился ярости, велел его схватить, разорить и сослать в один из низовых городов в тюрьму, дворян старых, которые были с ним и на него не доводили, также велел разорить. По иностранным свидетельствам, Борису донесли, будто Бельский величал себя царем Борисовским. Из этих свидетельств узнаем и о позорном наказании, которому подвергся Бельский: один из иностранных медиков царских вырвал у него длинную густую бороду. Зная мелкодушие Бориса, мы можем принять причину опалы, как она показана в приведенных известиях: естественно, что Борис, одержимый завистною злобою, наполнился яростию на человека, который осмелился приобрести народное расположение щедростию, то есть употребить те же самые средства, какие употреблял Годунов; подозрительность же Бориса должна была особенно возбудиться тем, что народное расположение приобретал человек, выдававшийся из толпы собратий своих умом, энергиею и дознанным крамольным духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

[lxxxii] Хожение в Царьград Добрыни Ядрейковича... С. 225. [lxxxiii] См.: Медынцева А. А. Древнейшие надписи новгородского Софийского собора XI-XIV вв. М., 1978. С. 56-57. Т. Ю. Царевская со ссылкой на Софийскую первую летопись указывает: «Как известно, дата закладки Софийского собора... связана с днем Воздвиженья Креста - 14 сентября» (Царевская Т. Ю. О царьградских реликвиях Антония Новгородского//Восточнохристианские реликвии. М., 2003. С. 406). Однако в летописи в данном месте говорится о другом событии: «В лето 6558. Священа бысть святая Софеа в Новегороди на Въздвижения честнаго креста повелением князя Ярослава...» (ПСРЛ. T.V. СПб., 1853. С. 130). Впрочем, в дальнейшем исследовательница говорит только об освящении храма. [lxxxiv] См.: Повесть о Царьграде (его основании и взятии турками в 1453 году) Нестора Искандера XV века. Спб., 1886. С. 23-24. [lxxxv] Эти «константинопольские» даты сближал уже Хр. М. Лопарев, причем не в «радужном» (как Добрыня Ядрейкович в «Книге Паломник», говоря о чуде 1200 г.), а в мрачном истолковании: «Огонь временно подымался кверху и снова опустился на землю: это означало занятие Цареграда неприятелями, но только временное; напротив, по чуду 21 мая 1453 года, огонь из Св. Софии совсем ушел в небо, и это означало уже окончательное завоевание» (см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). C.LXXVIII). [lxxxvi] См.: Ипатьевская летопись. ПСРЛ. Т.2. М., 1998. Стлб. 64; см. также: Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 359. [lxxxvii] Хожение в Царьград Добрыни Ядрейковича... С. 223. [lxxxviii] Хожение в Царьград Добрыни Ядрейковича... С. 225. [lxxxix] Там же. С. 232, 231. [xc] Там же. С. 221. [xci] Там же. С. 229. [xcii] Там же. С. 222. [xciii] Там же. С. 232. [xciv] Там же. С. 224. [xcv] Там же. С. 234. [xcvi] Еще Л. П. Бельский писал, что Добрыня был отправлен в Константинополь для приобретения святынь и ознакомления с греческим богослужением. См.: Бельский Л. П. Антоний, архиепископ Новгородский, и его путешествие в Царьград. Из истории паломничеств русских. Спб., 1890. С. 19.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

56 Казань и все нижнее Поволжье не только слабее участвовали в общем ополчении против поляков, чем костромичи, нижегородцы и ярославцы, но не пристали к нему тотчас вместе с другими. Когда в Казань пришло известие о том, что Русь признала Владислава, и поляки вошли в Москву, воеводы Морозов и Богдан Бельский да дьяк Никанор Шульгин и большая часть казанцев не хотели присягать и держались Димитрия, а в январе Богдан Бельский стал уговаривать казанцев покориться общему приговору земли; но против него повел интригу дьяк Шульгин и возмутил казанцев: во имя Димитрия схватили Бельского, взвели на башню и сбросили вниз. Так окончил свой век этот замечательный человек, по-видимому, один из важнейших зачинщиков смут. 57 Проезжали казанцы через Ярославль, видели собрание ратных людей и молились вместе с ними местной святыне ярославской: им вручили ярославцы грамоты, чтобы они везли их в казанское государство и убеждали казанцев помогать другим землям; и это не подействовало. Казанцы и вятчане держались еще упорно Димитрия, не зная или не веря, что того, кто назывался этим именем, нет на свете. В этих землях была своеместная неурядица: взбунтовались черемисы, к ним пристали и русские разбойники. Земли должны были отбиваться от внутренних врагов. Ненавидя поляков, в этих землях не доверяли Ляпунову. Повсюду бегали из города в город гонцы, иногда по два и по три, иногда по нескольку человек. То были дети боярские и посадские; они возили грамоты, через них город извещал другой город, что он с своею землею стоит за православную веру и идет на польских и литовских людей за Московское государство. Из городов бегали посыльщики по селам, сзывали помещиков, собирали даточных людей с монастырских и архиерейских сел; везде, по приходе таких посыльщиков, звонили в колокола, собирались люди на сходки, делали приговор, вооружались чем ни попало, и спешили в свой город кто верхом, кто пешком, а в город везли порох, свинец, сухари, толокно, разные снасти. Перед соборным духовенством происходило крестное целование всего уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Состав членов Смоленского Попечительства о народной трезвости и его уездных отделений делился на почетных, членов-соревнователей и участковых наблюдателей. Из представителей духовенства в числе почетных членов состоял епископ Никанор. О количественном составе членов-соревнователей можно судить из ниже помещенной таблицы 19 . Таблица «Состав членов-соревнователей уездных отделений Попечительства о народной трезвости» Наименовение уездных комитетов священники фельдшера учителя чиновники крестьяне прочие не служащие Смоленский Бельский Вяземский Гжатский Дорогобужский Духовщинский Ельнинский Краснинский Пореский Рославльский Сычевский Юхновский Таким образом, из 781 члена-соревнователя, 155 человек имели священный сан. Состоявшие в числе членов-соревнователей священнослужители старались распространять среди народа здравые понятия о вреде пьянства, как во время проповедей, так и вне богослужений. Некоторые священники приобретали на собственные средства для раздачи прихожанам книги религиозно-нравственного содержания. Показателен пример настоятеля храма в с. Бабичи, который на свои деньги при церкви открыл народную читальню 20 . В числе участковых попечителей также заметно преобладали священники. Об этом дает представление следующая таблица 21 . Таблица «Уездные участковые попечители Смоленской губернии» Название уездных комитетов земские начальники священники учителя прочие Смоленский Бельский Вяземский Гжатский Дорогобужский Духовщинский Ельнинский Краснинский Поречский Рославльский Сычевский Юхновский      Следовательно, из 212 членов-попечителей, 134 были священниками. Деятельность участковых попечителей выражалась в посещении заседаний уездных Комитетов, в наблюдении за правильной продажей спиртного и в координации работы находящихся в районе их участков различных учреждений Попечительства. Необходимо подчеркнуть, что духовенство Смоленской епархии на всех ступенях работы в Попечительстве о народной трезвости в значительном большинстве ревностно содействовало его начинаниям. Движимые примером епископа Никанора, который одним из первых вступил в ряды его членов, священнослужители охотно принимали на себя должности участковых попечителей и звание членов-соревнователей. Священники раскрывали народу цели, преследуемые Попечительством, активно помогая прихожанам в борьбе с величайшим пороком - пьянством 22 . Этому способствовало то, что духовенство, благодаря своему авторитету и близости к народу являлось живым проводником идей Попечительства как путем проповедей с церковных амвонов, так и во время вне богослужебных бесед.

http://pravoslavie.ru/38062.html

Генрих 7 июня 2021, 05:17 Такая же ситуация,Бельский уезд город белый,фамилия Юденич,почти все расстреляны.Дед войну прошле живым остался. Остальные расстрел и концлагеря. Ирина 6 мая 2018, 10:56 Всё точно написано,и уменя в семье такая же история и Васильевы (Бельский уезд )их тоже раскулачили и сослали и ни чего не известно..что с ними стало... надежда 2 ноября 2015, 19:45 Здравствуйте, уже несколько раз читаю это описание тех мест, что связаны с моими корнями. Я ищу хоть что.то о месте рождения и проживания моего отца 1919 г.р.и его родителей. В одном документе стоит Гута, Бельского Уезда, в другом Грязная, Бельского Уезда. Это один и тот-же населённый пункт? Что с ним стало и когда он изчез? Мне 56 лет и отец давно умер, больше спросить не у кого. Родителей отца после войны не было в живых о них мне мало известно. Может что-то известно, что и когда стало с населением этих мест? С уважением Надежда, С-Петербург Людмила 1 марта 2015, 19:54 Ирина, у вашего прадеда был брат- Васильев Павел Васильевич? котов виктор иванович 10 февраля 2015, 19:28 Книга хорошая, но очень грустная. В стране не все так плохо. Вашими сожалениями ничего не исправишь, нужны конкретные дела. Книга дает повод задуматься и этим хороша. Почитатель Вашего таланта, Виктор Иванович. Максим 14 сентября 2014, 10:37 спасибо вам за статью. Боль в душе от того, что натворили Советы. Моего прапрадеда из Бельского района постигла та же участь, даже неизвестно, где он в Сибири умер и похоронен. Только в 90-е годы прабабке пришло письмо, что отец её реабилитирован. Как рассказывала прабабка, пришли местные тунеядцы и алкоголики, которые раскулачивали и забрали отца и изъяли вс имущество, даже лук в доме со стены сняли. А прапрадед просто трудяга был, вставал в 4 утра и ложился затемно, всё сам делал... и пасека была, поля сеял, рыбу ловил, лес готовил. С его леса была построена школа. Сейчас в тех краях всё заросло бурьяном, деревни доживают последние дни, жителей 1-2 семьи... Александр 29 марта 2014, 19:29

http://pravoslavie.ru/69536.html

Редко кто из нынешних жителей бывшего Бельского уезда сможет вспомнить своих предков, переживших здесь 20–30-е годы XX века. А зачастую вы встретитесь с людьми, переехавшими в эти края до или после Великой Отечественной войны. И как тут не задуматься, где те Божии, те государевы люди, что столетиями отвоевывали этот западный рубеж России у польских и литовских, французских и немецких захватчиков? Где сотни и тысячи землепашцев, которые сумели на этих тяжелых для обработки суглинках, местами заболоченных, выращивать рожь и лен и снабжать льном почти всю Российскую империю? Где те люди, благодаря стараниям которых Бельский уезд по своему экономическому развитию в канун революции 1917 года занимал третье место в Смоленской губернии, уступая Смоленску и Вязьме? Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского. Богданов-Бельский      Сельский учитель С.А. Рачинский в конце XIX века мог легко обратиться к государю через верного его помощника Константина Победоносцева, чтобы тот принял меры по закрытию в уезде кабаков, которые мешали деятельности Общества трезвости. И эта просьба была незамедлительно исполнена. Сегодня же территория бывшей усадьбы Рачинских принадлежит Лесхозу, и невозможно на районном уровне найти лицо, ответственное за сохранение остатков аллей редких деревьев в этом парке, насаженном два века назад известным ботаником С.А. Рачинским. В школе Рачинского учится 17 детей. До 1917 года, при четырёхгодичном обучении, школьников было в три раза больше Село Татево бывшего Бельского уезда, в прошлом – один из культурных центров Смоленской и Тверской губерний, сосредоточенный в усадьбе Рачинских-Баратынских, – это место, куда съезжались друзья пушкинского круга, хранилась уникальная библиотека, описанная в романе В. Пикуля «Фаворит». Сегодня население Татева – около 300 человек. В школе С.А. Рачинского, вокруг которой теплится жизнь, учится 17 детей. До 1917 года, при четырёхгодичном обучении, школьников было в три раза больше. Но всё здесь напоминает о том, что недаром бременили землю наши предки. Каждый дом на старой улице украшен своеобразной деревянной резьбой. Это значит, что в доме собирались жить целый век, и жить, созерцая красоту.

http://pravoslavie.ru/69536.html

Ив. Бельскому, но как только одолели кн. Шуйские, они низложили Даниила и возвели в сан митрополита Иоасафа (Скрипицына), из троицких игуменов (6 февр. 1539 г.), но, освобожденный, по его ходатайству, Бельский возвратил себе власть. Летопись приписывает ему и м. Иоасафу освобождение многих опальных князей, царских родственников и упорядочение внутреннего управления; а когда снова одолели Шуйские, начались насилия, Бельский был сослан и умерщвлен; смерть грозила и Иоасафу, но его сослали на Белоозеро (в 1542 г.). По заключении м. Даниила в Волоколамский мон., М.Грек воспользовался случаем, чтобы примириться с ним; но эта попытка оправдания Максима не имела успеха, так как Даниил с негодованием отвечал, что «не за некое ко мне преслушание (перевод Феодорита), но за развращение церковного некоего слова и правого учения возбранил тебя, по божественной ревности от пречистых таин, как хульника». Столь резкий приговор возбудил в Максиме крайнюю скорбь и он излил ее в длинном послании, в котором настойчиво заявлял о своей твердости в вере с юных лет, перечислял все свои труды, совершенные в России, напоминал свою защиту против разных лжеучений, сознавался лишь в «малых описях», допущенных им по неведению и случайным обстоятельствам, указывал на свои скорби и страдания, перенесенные с тех пор и, ссылаясь на евангельские слова о любви и кротости, умолял Даниила «разорить многолетнее на него негодование и показать священную любовь, ссылаясь на слова Иисуса о прощении не до семи, а до седмижды семидесяти раз и, выражаясь, что никто не чист («и ты яко человек»), а о себе, как о смирившемся перед Богом и перед ним, Даниилом, заявляет, что он напрасно осуждает его за ересь и отлучает от причастия, и заключает напоминанием, что оба они предстанут пред страшным и нелицемерным Судией 1966 . Не видно, чтобы просьба о мире имела успех, поэтому едва ли также состоялось и примирение между Даниилом и Вассианом, если они могли встретиться в ссылке в Волоколамском монастыре. В таком случае здесь у Даниила сказалась вполне непримиримость «иосифлянина».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010