460 Пол. Собр. Зак. Рос. Ими. III, 1541, IV, 2118; Иркутск. Епархиал. Вед. 1871 г. стр. 688–696. Автор помещенной здесь статьи «Викариатство Тобольской епархии древнее и новое...» стр. 691 напрасно думает, что Варлаам был в полной независимости от тобольского архиерея. Он был «не настоящим архиереем». Одно это название говорит о его зависимости. 461 Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. VII, 350. Тут назван Бийский острог, следует Бельский (там же XI, 224). 462 Иркутские Епарх. Вед. 1908 г. 1, стр. 1–2. Об определении архиерейских домов см. наше исследование «Средства и штаты великорусских архиер. домов со времени Петра I...», Казань. 1907 г. стр. 46–50. 463 Пол. Собр. Пост. и Распор. по Вед. Прав. Исп. VII, 2417. Иркут. Епарх. Вед. 1871 г. стр. 23. С. Петровский . О Сенате в царствование Петра Вел. (Опис. Докум. и Бум. Арх. Минист. Юстиции III, стр. 319–322). Некоторое недоумение относительно пребывания еписк. Варлаама в Москве не у дел вызывается выражением, встречающимся в деле об определении состава Иркутской епархии в 1731 г. Тут говорится об указе сибирского губернатора князя Гагарина, которым определился состав епархии «в прошлом 1714 г. января 11 дня, бывшему тогда в Иркутске на епархии преосвященному епископу Варлааму не настоящему», т. е. викарию (Пол. Собр. Пост. и Расп. по Вед. Пр. Исп. VII, 2417, стр. 224). Как будто перед Назначением в Тверь Варлаам некоторое время жил в Иркутске. Вернее всего тут имеется в виду прежнее пребывание Варлаама в Иркутске. 464 Моск. Глав. Арх. Мин. Юст. Дела Сената по Монастырскому Приказу 1711–1722 гг. л. 86–94. М. Иосиф псковский, как легко заключить по фамилии, мог быть родственником несчастному сибирскому митрополиту Игнатию, сошедшему с ума на Сибирской кафедре. Судьбы м. Игнатия не хотел себе м. Иосиф. 465 Прот. А. Сулоцкий . Митроп. Филофей... стр. 31–32. Имея ввиду вышеприведенный архивный документ, мы полагаем, что о. Сулоцкий напрасно писал, что указ м. Филофею о назначении его снова на Сибирскую кафедру застал его в Киеве. М. Филофей мог получить указ уже в Сибири, по возвращении туда 20 марта 1717 г. К этому времени еще не кончилось дело о переводе м. Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий и члены сопровождающей его делегации молились в московском храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке за Божественной литургией, которую совершил митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. По завершении богослужения, обратившись к Предстоятелю Албанской Православной Церкви со словами приветствия, митрополит Иларион преподнес Блаженнейшему Владыке русский перевод его книги, который готовится к публикации в России. Торжественное богослужение в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре возглавил Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва , которому сослужили: митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор ; архиепископ Бельский Григорий; наместник обители, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва ; епископ Люберецкий Серафим ; братия монастыря в священном сане и клирики Юго-Восточного московского викариатства. Епископ Воскресенский Савва приветствовал Предстоятеля Польской Православной Церкви от лица братии обители и прихожан, пожелав ему здравия, мира и долгоденствия. В воскресный день Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав совершил Божественную литургию в Никольском храме в Котельниках . За богослужением на подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии ему сослужили: митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий ; архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил; настоятель подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве архимандрит Серафим (Шемятовский) ; настоятель подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах протоиерей Николай Лищенюк; клирики подворья. Диаконский чин возглавил член делегации Православной Церкви Чешских земель и Словакии архидиакон Максим (Дурила). В алтаре храма молился епископ Бронницкий Парамон . На богослужении присутствовали Апостольский нунций в Москве архиепископ Челестино Мильоре, Чрезвычайный и Полномочный посол Чешской Республики в России В. Ремек и Чрезвычайный и Полномочный посол Словацкой Республики в России П. Припутин, председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных организаций С.А. Гаврилов, президент Фонда единства православных народов В.А. Алексеев и др.

http://patriarchia.ru/db/text/5077696.ht...

31 декабря 1920 года его привлекли к следствию по делу о «сокрытии народного имущества», и оставили на свободе под подписку о невыезде из города Смоленска. Обвинялся в нарушении декрета «Об отделении Церкви от государства». Святейшим Патриархом Тихоном в начале 1921 года Венедикт (Алентов) избран и наречен во епископа Вяземского, викария Смоленской епархии. Его хиротония прошла 27 марта 1921 года в Смоленске. К месту назначения преосвященный Венедикт смог выехать, только когда Смоленский губернский трибунал снял с него обвинение в нарушении вышеуказанного декрета. В управление Вяземским Церковным Викариатством он вступил 19 января 1922 года. Викариатство имело круглую печать с текстом: «Вяземское Уездное Церковное Управление». Арестовали владыку Венедикта 6 февраля 1927 года в Вязьме. В заключении он находился вначале в местной тюрьме, а затем его перевели в Смоленский дом предварительного заключения. Епископу Венедикту предьявили обвинение «в монархической пропаганде», но он виновным себя не признал. 20 апреля 1927 года его освободили под подписку о невыезде. 8 июня 1927 года преосвященного Венедикта арестовали и поместили в Смоленский ДПЗ. Его привлекали по делу «контрреволюционной монархической организации» вместе с епископом Иларионом (Бельским), архимандритом Кириллом (Сычёвым) и игуменом Серафимом (Сибекиным) и др. 29 августа 1927 года решением особого совещания при Коллегии ОГПУ, по статьям 58–6, 58–12 преосвященного Венедикта приговорили к десяти годам ссылки. Ему предъявили обвинение в «содействии контр-революционной монархической организации, укрывательстве её участников, созданной с целью свержения Соввласти и восстановления монархии». Считается, что он находился в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), где работал санитаром. По другим данным, три года он находился в ссылке в Киргизии. 23 декабря 1928 года по амнистии ему сократили срок до семи с половиной лет. Освободили владыку Венедикта 6 августа 1934 года, и он проживал в Рязани. С 1934 по 1936 годы преосвященного Венедикта назначали на разные кафедры: епископ Арзамасский, викарий Горьковской епархии (с 22.11.1934 г. по 12.03.1935 г.; не получил регистрации и вернулся в г. Рязань); епископ Рыбинский, викарий Ярославской епархии (с 12.03.1935 г., на кафедре не был, ввиду того, что кафедру не покинул епископ Варлаам (Пикалов)).

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Со стороны Киевской митрополии вопрос о назначении еп. Дионисия управляющим приходами Зап. Волыни в 1918-1919 гг. не поднимался (несмотря на позднейшие утверждения еп. Дионисия о том, что укр. духовные и светские власти якобы планировали создание отдельной епархии во главе с ним на территории Зап. Волыни, Берестейщины, Пинщины и Мозырщины). Дважды, в сент. и окт. 1918 г., митр. Антоний обращался через МИД Украинского гетманского гос-ва в австро-венгерское представительство в Киеве с просьбой разрешить прибытие в любой из зап. уездов Волыни Владимир-Волынского еп. сщмч. Фаддея (Успенского) для окормления этой части Волыни, а также оказавшихся в изгнании клириков Владимир-Волынского и Ковельского уездов, о возвращении к-рых в родные края также ходатайствовал Киев. Однако согласия на это со стороны австро-венг. властей не последовало. В нач. 1919 г., после захвата большевиками Киева и Житомира, еп. Дионисий уехал в Кременец. В мае-июне 1919 г., когда город был занят большевиками, архиерей скрывался у верующих (по др. данным, находился в Иоанна Милостивого, свт., Загаецком мужском монастыре ). Патриарх Тихон утвердил еп. Дионисия в должности временно управляющего Холмской епархией, о чем было извещено 27 дек. 1919 г. Мин-во исповеданий и народного просвещения Польши (Холмщина, как и зап. часть Волынской губ., после провозглашения независимости Польского гос-ва оказалась в его составе). 20 окт. 1920 г. управляющим Холмской епархией указом патриарха Тихона был назначен архим. Сергий (Королёв) , хиротонисанный 17 апр. 1921 г. во епископа Бельского (Бельско-Подляшского). К весне 1919 г. Кременецкий епископ оказался единственным действующим архиереем в западной части бывш. Волынской и Житомирской епархии. В 1919-1920 гг. епископ налаживал разрушенную войной церковную жизнь в Кременецком, Дубенском, Ровенском и Луцком повятах (уездах), распространяя свою юрисдикцию на соседние Староконстантиновский и Острожский уезды, независимо от епархиального центра в Житомире. Неопределенность гос. границ в 1919-1921 гг. была причиной одновременных назначений на один и тот же приход клириков указами из Житомира и Кременца. 18 февр. 1920 г. еп. Дионисий без согласования с в. у. Волынско-Житомирской епархией еп. Фаддеем (Успенским) назначил настоятелем в Крестовоздвиженский собор в Староконстантинове свящ. Иоанна Августиновича. После протестов местного духовенства 30 апр. 1920 г. еп. Дионисий и Кременецкое ЕУ предложили должность настоятеля прот. Иоанну Барановичу, благочинному Староконстантиновского городского окр. (ГА Тернопольской обл. Ф. 148. Оп. 1. Д. 250. Л. 27-29). Между тем еп. Фаддей 23 апр. 1920 г. назначил настоятелем собора свящ. сщмч. Аркадия Остальского , с чем согласились местное духовенство и прихожане (ГА Житомирской обл. Ф. Р-1657. Оп. 1. Д. 258. Л. 242). Подобных случаев было немало.

http://pravenc.ru/text/2459003.html

7 июня 1885 г. еп. Модест был назначен на Нижегородскую кафедру. 29 июня того же года на Л. в. был переведен Аксайский еп. Флавиан (Городецкий) . При епископах Модесте и Флавиане особое внимание уделялось изучению древностей и памятников Православия Холмско-Подляшской Руси, сбору материалов для доказательства более древней, чем у католицизма, истории Православия в регионе. По благословению еп. Модеста увидели свет посвященные Холмщине выпуски «Памятников русской старины в западных губерниях», издан историко-краеведческий сб. «Холмская Русь», собирались материалы для историко-статистического описания церквей и приходов Холмщины и Подляшья. В епархиальных изданиях регулярно публиковались статьи по местной церковной истории, популяризировались местные традиции. В частности, известный церковно-общественный деятель Холмщины, делегат Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг., духовный композитор и драматург, преподаватель Варшавского и Холмского духовных уч-щ Е. М. Витошинский в своих публикациях настаивал на сохранении в храмах региона особого холмско-подляшского церковного распева, считая его одной из древнейших правосл. традиций края. Рачинский мон-рь во имя Антония Печерского. Фотография. 1910 г. Рачинский мон-рь во имя Антония Печерского. Фотография. 1910 г. Были отреставрированы древнейшие рус. памятники края: Белавинская башня близ дер. Белавина Холмского у., Столпьевская башня на горе Щекавица близ с. Столпье Холмского у., Преображенский храм в с. Спас Холмского у. (ныне Подгуже Хелмского повята), Успенский храм в г. Щебрешине Замостского у., Свято-Духовский храм в посаде Кодень Бельского у. Было создано научное описание древнейшего рукописного памятника края - Холмского Евангелия, приобретенного в 1821 г. Румянцевским музеем в Москве (ныне в ОР РГБ; в 2015 его факсимильное издание вышло в Киеве). Во время научных экспедиций в приходы и мон-ри члены Холмского братства обнаружили и доставили в братский музей многочисленные рукописные богослужебные книги, а также документы из архивов Замостского братства и замостского Братского мон-ря, братский ставропигиальный крест. Удалось выявить и перевезти в Холмский музей помянники Колемчицкого мон-ря, холмского собора. Почти все указанные исторические ценности были утрачены во время первой мировой войны, кроме тех памятников, которые были переданы в Румянцевский музей (старинное изображение Иосафата Кунцевича из Рождество-Богородичного храма в г. Бела, серебряный барельеф с престола Рождество-Богородичного собора в Холме), в ГИМ (коллекция холмских грамот). Миссионерско-просветительская деятельность и церковно-исторические исследования при участии Холмского и др. братств епархии способствовали большему сближению униатов с правосл. Церковью. Так, в 1889-1890 гг. ок. 100 униатов воссоединились с Православием в Грубешовском у.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

Живший до 1920 г. в Москве настоятель Яблочинского Онуфриевского мон-ря архим. Сергий (Королёв) указом патриарха и Синода от 30 окт. 1920 г. был назначен управляющим Холмско-Люблинской епархией. 30 апр. 1921 г. он был хиротонисан в Вильно во епископа Бельского, викария Холмской епархии. В сент. 1921 г. еп. Сергий посетил Хелм, Томашов (ныне Томашув-Любельски) и др. места, но нигде не задерживался, т. к. польск. власти пресекали его попытки управлять приходами края. На просьбу еп. Сергия разрешить ему жить в Хелме или Люблине польск. власти ответили отказом. Епископ поселился в Яблочинском мон-ре. Стремясь не допустить возрождения в Люблинском воеводстве Православия, власти Польши не позволили вернуть на Холмщину Холмскую ДС, с 1918 г. она размещалась при кременецком Богоявленском мон-ре на Волыни. В нач. 20-х гг. ХХ в. в Хелме была снесена Кирилло-Мефодиевская часовня, построенная в честь воссоединения холмских униатов с правосл. Церковью. В 1921 г. был преобразован в гарнизонный костел, в 1924-1925 гг. разобран Крестовоздвиженский кафедральный собор в Люблине, в к-ром власти видели один из символов русификации. В 1918-1922 гг. с небольшими перерывами осуществлялась 1-я кампания ревиндикации, в ходе к-рой в Люблинском воеводстве 127 бывш. православных (до 1875 униатских) церквей были преобразованы в римско-католические костелы (из них 85 в Люблинском диоцезе, 42 в Седлецко-Подляшском диоцезе), 6 церквей приспособлены под школы или больницы, 11 сгорели. Оставались опечатанными еще более 160 храмов. В ведении правосл. Церкви в 1923 г. находилось 37 храмов, гл. обр. в Хелмском, Хрубешувском, Томашувском и Влодавском повятах. В 1923 г. власти предприняли попытку закрыть и передать католикам Яблочинский Онуфриевский мон-рь, хотя данная обитель никогда не была униатской, всегда сохраняла верность Православию. Правосл. укр. деятелям Холмщины удалось возобновить в с. Турковицы на месте существовавшего до войны женского монастыря муж. скит - Турковицкое Покровское подворье Яблочинского Онуфриевского муж. мон-ря, устроенное при бывш. монастырской часовне рядом с правосл. кладбищем. Однако в 1924 г. власти признали в Люблинском воеводстве 54 правосл. общины (49 являлись приходами и 5 - «филиальными этатовых общин»), Турковицкого мон-ря среди них не было. До 1937 г. действовало еще ок. 20 временных молитвенных помещений в часовнях или в сельских домах. Были легализованы 6 благочиннических округов: Бяльский, Билгорайский, Влодавский, Хрубешувский, Томашувский и Хелмский. Власти пошли на такие уступки православным вслед. того, что активизировали свою борьбу на сеймах избранные в 1922 г. укр. депутаты от Люблинского воеводства А. К. Васиньчук и С. Любарский. Широкую деятельность по защите прав православных проводило зарегистрированное в окт. 1923 г. в Люблинском воеводстве укр. культурно-просветительское об-во «Родная хата».

http://pravenc.ru/text/2561044.html

(Гарволинский, Луковский, Седлецкий, Соколовский, Радинский уезды, часть Влодавского у.) вошла в состав Люблинской губ. В связи с приближением линии фронта весной-летом 1915 г. все церковные учреждения Холмщины были эвакуированы в центральные и сев. губернии России. В ходе начатой 3 мая 1915 г. офиц. массовой кампании «беженства» Люблинскую и Холмскую губернии покинуло более 1 млн православных жителей. До 1918 г. в Москве и Петрограде работали все адм. учреждения Холмской епархии, они управляли духовенством края, получившим на период эвакуации места на приходах почти в каждой из губерний Европ. России. Основные церковные учреждения Холмщины эвакуировались в Москву. На Тверской ул. в отдельном здании разместилось Холмское братство, при котором был организован комитет для оказания помощи беженцам. На Семёновской пл. работали Холмская епархиальная типография и редакция епархиального вестника «Холмская церковная жизнь» (изд. до июня 1917), при Марфо-Мариинской обители расположился Турковицкий женский мон-рь, позже перенесенный в окрестности Москвы. Леснинский и Радочницкий жен. мон-ри переехали на подворья в Петрограде. В 1915-1918 гг. Холмская ДС продолжала свои занятия в московском Заиконоспасском монастыре, сохранив большую часть преподавателей и студентов. До 18 апр. 1916 г. временно управляющим Холмско-Люблинской епархией был еп. Белостокский и викарий Гродненской епархии Владимир (Тихоницкий) , его сменил хиротонисанный 3 апр. 1916 г. во епископа Бельского и викария Холмской епархии Серафим (Остроумов). Первым его кадровым решением стало назначение на должность и. о. ректора Холмской ДС и председателя Холмского епархиального училищного совета архим. Смарагда (Латышенко). Кафедральным храмом еп. Серафима в 1915-1917 гг. являлась Ильинская ц. на Воронцовом поле, переданная Холмской епархии; ее временным настоятелем был настоятель Холмского кафедрального собора прот. Андрей Козловский, эвакуированный в Москву (вернулся на Холмщину в 1920). 3 мая 1917 г. из Петрограда в Москву была перевезена чудотворная Холмская икона Божией Матери, которую торжественно поместили в Ильинской ц.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Новомученики и исповедники Ржевско - Торопецкой епархии 27.03.2019 932 Время на чтение 26 минут Епископская кафедра «в великом княжение во Ржеве Володим ерове» была впервые учреждена на Московском Соборе 26 января 1589 года, но на деле образована не была. В 1923-1938 годы существовало Ржевское викариатство Тверской (затем Калининской) епархии. Самостоятельная Ржевская и Торопецкая епархия образовалась только в 2011 году по решению Священного Синода и возглавил епархию Адриан, епископ Ржевский и Торопецкий (Ульянов Александр Михайлович), в нее вошли земли Андреапольского, Бельского, Жарковского, Западнодвинского, Зубцовского, Нелидовского, Оленинского, Пеновского, Ржевского и Торопецкого районов Тверской области. Территория Ржевской епархии - это многочисленные храмы: старинные, воскресшие к новой жизни и разрушенные, восстанавливающиеся и вновь построенные. Живописный край русской глубинки, святые места намоленные веками, и давшие православному миру и России великих святых. Основание Ржева историческая литература относит к середине XII века, хотя в Новгородской уставной грамоте встречается его упоминание под 1019 годом. Летописи именуют этот город как Ржева Володимирова, Ржевка и Ржов. Многовековые традиции и устои Государства Российского неразрывно связаны с Русской Православной Церковью, объединяющим началом Святой Руси и русским народом - духовным носителем спасительной веры, цементирующей нации, объединяющей и созидающей всю огромную территорию России на протяжении столетий. Неотъемлемой частью русского народа, национального самосознания была Русская Православная Церковь - именно с ее помощью и поддержкой русский народ преодолевал трудности, встававшие за многовековую историю на его пути. Святой апостол Павел в первом послании к Тимофею пишет: « Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного ». Об этом же говорит святитель Филарет Московский: « Худой гражданин земного отечества и небесного недостоин ». Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: « Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить ». XX век принес нашему Отчеству неисчислимые беды: государственные перевороты, две Отечественные войны, одну Гражданскую и две Чеченские компании, а также одну большую битву за Русскую Церковь, которую наш народ с честью, но и с многими потерями, выиграл, явив миру настоящий сонм Новомучеников и Исповедников Российских.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/27/novo...

9 дек. 1878 г. М. возглавил Люблинское викариатство Холмско-Варшавской епархии, учрежденное в 1875 г. для управления перешедшими в Православие приходами бывшей греко-униат. Холмской епархии. Назначение состоялось по ходатайству архиеп. Холмского и Варшавского Леонтия (Лебединского), к-рый служил инспектором КДА, когда М. обучался на 3-м и 4-м курсах. Для М. как викарного епископа была составлена инструкция, поставленные перед ним задачи заключались «в объединении обеих частей - воссоединенной и древлеправославной, в усилении зависимости воссоединенной части епархии от центрального епархиального управления», все это «нужно было сплотить, объединить, примирить». Прибыл в Холм 12 февр. 1879 г. С присущим ему усердием и «просвещенной энергией» обозревал приходы, изучал историю края. Так, с 27 апр. по 20 мая и с 16 по 13 июня 1880 г. М. посетил воссоединенные приходы Бельского и Влодавского уездов Седлецкой губ., затем Грубешовский и Замостский уезды Люблинской губ. В 1-ю поездку обозрел 58 приходов, во вторую - 20 ( Коржевский. 1880. С. 324-326). Часто совершал торжественные богослужения в уездных городах и селах (Праздник Св. Троицы в г. Беле и пос. Лесне//Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1881. 10; 1882. 13, 24). На страницах «Холмско-Варшавского епархиального вестника» регулярно помещались сведения о поездках М. по епархии, печатались слова, произнесенные в храмовые и иные праздники, при освящении и закладке церквей и по другим случаям. 8 сент. 1879 г. М. в холмском кафедральном соборе Рождества Пресв. Богородицы архиеп. Леонтий (Лебединский) объявил о восстановлении холмского Свято-Богородицкого церковного братства для содействия укреплению Православия, преимущественно среди населения, воссоединившегося с правосл. Церковью. Устав братства, составленный М., 30 окт. 1879 г. утвердил архиеп. Леонтий. В тот же день М. был назначен председателем совета братства, получил золотой знак 1-й степени этого братства. 26 дек. 1879 г., в праздник Собора Пресв. Богородицы, состоялось открытие братства. Составленное М. «Воззвание от Холмского православного Свято-Богородицкого братства» разослали по епархиям и опубликовали в периодике (Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1880. 4. С. 53-54). 15 мая 1882 г. братство было принято под Высочайшее покровительство. Его членами стали министры, губернаторы, правящие иерархи. При открытии братство насчитывало 45 членов, через 10 лет - более 900. Братство издавало «Холмский народный календарь», 1-й выпуск вышел в 1885 г.

http://pravenc.ru/text/2563922.html

Закон, прошедший через законодательные палаты, был утвержден Государем 23 июня в день празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Епархия, возглавленная еп. Анастасием, ко времени учреждения её в 1205–1223 гг. кн. Даниилом Галицким, с названием Угрусская, имела кафедру в г. Угровске (потом с. Угруск, Люблинской губ.). С перенесением в 1240 г. кафедры в Холм, она стала именоваться, с 1330 г., Холмской и Бельской. Епархия с 1656 по 1675 гг. отпадала в унию. В 1875 г. она стала Люблинским викариатством Холмско-Варшавской епархии. Холмская епархия возстановлена была в 1905 г., когда, после издания закона о веротерпимости, необходимо было охранять православное население края от воинствующего латинства. Предместником владыки Анастасия был архиеп. Евлогий (Георгиевский), переведенный на Волынь, вместо архиепископа Антония (Храповицкого) , возглавившего харьковскую епархию. Вскоре по прибытии владыки Анастасия в Холм грозные тучи нависли над Европой. С началом войны Холмская губерния оказалась вблизи неприятельских границ. В Холме обосновалась ставка главнокомандующего юго-западным фронтом, ген.-адъютанта Н. И. Иванова . С ним, как и с начальником его штаба ген.-лейт. М. В. Алексеевым, установились у владыки близкия отношения. Им обоим, в особенности же набожному ген. Иванову, дорого было находить нравственную опору у всегда спокойного архипастыря-молитвенника, обладавшего к тому же большим государственным кругозором. С ним делился главнокомандующий радостью по поводу неожиданно скорого падения первоклассной австрийской крепости Перемышля, осажденной небольшими силами, под командой ген. Селиванова, как и огорчением, когда пришлось ее оставить. Епископ Анастасий посещал войска. В журнале «Финляндец» 22) командир л. гв. Финляндского полка, барон П. Клодт, описывает Холмскую операцию 1915 г. Эшелоны полка 18 июня стали прибывать в Холм и размещались по окрестным селам. Гвардейский корпус, командуемый ген. В. М. Безобразовым, сосредоточившийся в районе Холма и Люблина, входил в состав 3-й армии, во главе которой стоял ген.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010