Гродно. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Гродно. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) В 1901-1915 гг. издавались еженедельные «Гродненские епархиальные ведомости» . 9 дек. 1904 г. был создан Гродненский церковно-археологический комитет и музей для изучения, охраны и популяризации церковных древностей. В 1906 г. состоялось освящение отреставрированной Борисоглебской (Коложской) ц. В 1907 г. завершилось строительство храма в честь Покрова Пресв. Богородицы (совр. кафедральный собор) для войск Гродненского гарнизона. 18 мая 1907 г. указом Святейшего Синода учреждено Белостокское викариатство Гродненской епархии. Во время первой мировой войны большинство священнослужителей и правосл. населения Гродненской губ. было эвакуировано в глубь России. В февр. 1915 г. в Москву выехал архиеп. Михаил (Ермаков) вместе с братией гродненского Борисоглебского мон-ря. В сент. 1918 г. в Гродно прибыл Белостокский еп. Владимир (Тихоницкий) и в отсутствие правящего архиерея по благословению Патриарха св. Тихона (Белавина) вступил в управление Гродненской епархией. По Рижскому договору 1921 г. территория Гродненской епархии оказалась в составе Польши. Согласно переписи того же года, на территории епархии жило более 484 тыс. православных, действовало ок. 250 церквей, объединенных в 20 благочиннических округов, и 2 мон-ря (жировицкий Успенский и гродненский Рождества Пресв. Богородицы). В 1923 г. к Гродненской епархии был присоединен Новогрудский повят, ее территория включала помимо данного региона Августовский, Белостокский, Бельский, Гродненский, Сувалкский, Сокульский и Волковысский повяты Белостокского воеводства и Слонимский повят Новогрудского воеводства. В 1928 г. к Гродненской епархии были присоединены приходы Барановичского и Несвижского повятов. В условиях преследования правосл. населения со стороны польск. властей и мер, принимаемых правительством Ю. Пилсудского для отделения польск. правосл. епархий от Русской Церкви, архиеп. Владимир отстаивал необходимость сохранения канонического единства с РПЦ. 13-14 июля 1922 г. этот вопрос обсуждался на Гродненском епархиальном съезде представителей духовенства, была принята резолюция, выражавшая протест против навязываемой автокефалии. Несмотря на протесты, в 1925 г. польск. правительство добилось от К-польского Патриарха издания акта о даровании автокефалии Польской Православной Церкви, частью к-рой стала Гродненская епархия. Священноначалие РПЦ не признало канонической законности этого акта.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Польская Православная Церковь Дата создания: 1948 г. Описание: Историческая справка Начало распространению христианства на территории современной Польши было положено в середине X века князем Мешко I. В XIII в. были открыты православные епископские кафедры в Холме и Перемышле. Христианство восточной традиции господствовало в польских землях до конца XIV в., когда началось его вытеснение католичеством. До XIX столетия православные епархии на территории современной Польши находились в составе Киевской митрополии. В 1840 г. была образована самостоятельная Варшавская епархия. В 1875 г. в ее состав вошла униатская Холмская епархия, преобразованная в Люблинское викариатство (с 1905 г. — самостоятельная Холмская епархия). В связи с провозглашением в 1918 г. независимого Польского государства указом Святейшего Патриарха Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 г. была дарована «широкая поместная автономия». В середине июня 1922 г. митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Церкви в Польше. В 1924 г. Константинопольский Патриарх Григорий VII подписал Томос 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Русской Православной Церковью. В 1920-30-х гг. в рамках политики полонизации разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен кафедральный собор святого Александра Невского, на месте которого сегодня находится Памятник неизвестному солдату. В июне 1948 г. делегация во главе с архиепископом Белостокским и Бельским Тимофеем обратилась к Русской Церкви с ходатайством о создании на территории Польши канонической автокефальной Православной Церкви. 22 июня 1948 г. был подписан «Акт о воссоединении Польской Православной Церкви с Русской Православной Церковью и о даровании ей автокефалии». Епархии Польской Церкви На сегодняшний день Польская Православная Церковь имеет 6 епархий на территории Польши: Помимо Польши, Польская Церковь имеет две епархии в Бразилии: Рио-де-Жанейро и Ресифи.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244549...

Тихон посетил 115 приходов, гл. обр. в селах, где жили «упорствующие» униаты: в Холмском, Бельском, Седлецком, Красноставском, Замостском и Белгорайском уездах. Архиерей добивался открытия церковноприходских школ. Как председатель совета Холмского братства, еп. Тихон инициировал издание типографией братства в 1897-1898 гг. миссионерских листков с обличением унии и католичества. Его преемник на кафедре, еп. Герман, в 1900 г. создал в Холме епархиальное жен. уч-ще. В нояб. 1901 г. в одном из крупнейших центров «упорствующих» - г. Седлец (ныне Седльце) - еп. Герман открыл миссионерскую Свято-Леонтиевскую церковь-школу, учрежденную на средства седлецкого братства св. Леонтия Ростовского. 12 янв. 1903 г. во епископа Люблинского был хиротонисан ректор Холмской ДС (1897-1903) архим. Евлогий (Георгиевский), к-рый также много внимания уделял миссионерской деятельности среди холмских униатов. В сент. 1904 г. в здании Холмского братства при братской б-ке была устроена народная читальня, имевшая миссионерскую направленность. В 1904-1905 гг. достраивалось новое здание братства на Даниловой горе в Холме. 1905-1918 гг. В условиях революционных событий в Российской империи число «упорствующих» униатов в зап. губерниях резко возросло. В Люблинской и Седлецкой губерниях к 1905 г. их насчитывалось ок. 90 тыс. чел. После издания 17 апр. 1905 г. указа «Об укреплении начал веротерпимости» началось массовое отпадение жителей края от Православия. К 1905 г. в Люблинской губ. насчитывалось 274 правосл. храма и часовни, из них соборных - 2, приходских - 163, приписных - 71, кладбищенских - 9, крестовых - 2, домовых при казенных и богоугодных заведениях - 7, часовен - 20. В них служили 16 протоиереев и 164 иерея. Действовали Яблочинский Онуфриевский муж. мон-рь, жен. мон-ри: Радочницкий во имя прп. Антония Печерского (в с. Радочница), Леснинский Богородицкий (в с. Лесна (ныне Лесьна-Подляска)), Вировский Всемилостивого Спаса (в с. Виров; ныне Вирув Соколувского повята), Турковицкий Покровский (в с.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

Холмской ДС прот. Иоанн Потей, приходившийся дальним родственником униат. митр. Ипатию Потею . О разрыве с унией в числе первых объявил собор духовенства Бельского и Влодавского деканатов 12 янв. 1875 г.; в этот день делегаты от 45 приходов и 26 священников в г. Бела подписали акт о присоединении к Православию. 18 февр. 1875 г. в Холме (ныне Хелм Люблинского воеводства Польши) о своем желании присоединиться к правосл. Церкви заявили руководители униат. Церкви на Холмщине: администратор Холмской епархии прот. Маркелл Попель (см. Маркелл (Попель) , еп.), ректор Холмской ДС прот. Ипполит Криницкий, секретарь Холмской консистории и настоятель Рождество-Богородичного собора прот. Иоанн Гошовский, другие клирики Холмского деканата, подписавшие «Соборный акт холмского духовенства». Воссоединение с Православием 42 униат. приходов и 30 священников имело место 25 марта 1875 г. в г. Янов (ныне Янув-Подляски) Седлецкой губ. Деканальные «соборики» духовенства, принимавшие решения о воссоединении, состоялись 27 апр. в с. Балля-Церковная Сувалкской губ., 13 мая в Грубешове (ныне Хрубешув), 15 мая в Николаевском соборе в г. Замостье (ныне Замосць), последнее собрание прошло в том же храме, в к-ром в 1720 г. проводился Замойский собор. 25 марта 1875 г. делегацию духовенства и мирян Холмской епархии принял в С.-Петербурге имп. Александр II Николаевич . 23 апр. 1875 г. Синод РПЦ принял постановление о воссоединении холмских униатов с правосл. Церковью. Офиц. церемония воссоединения Холмской греко-униат. епархии с правосл. Церковью состоялась в храме св. Варвары в Холме 11 мая 1875 г. В этот день в епархии ежегодно праздновалась память восстановления церковного единства в Холмской Руси. Рождество-Богородичный кафедральный собор в Холме был закрыт в 1874 г. для «переустройства... приспособительно к православному богослужению». Холмская униатская епархия насчитывала на момент своего упразднения 266 приходов, 260 578 верующих, ее клир составляли 240 священников, в т. ч. 40 переселенцев из Галиции (в процессе воссоединения 69 «упорствующих» священников были высланы в Россию, 63 уехали в Галицию).

http://pravenc.ru/text/2561044.html

Турковицы; ныне Турковице Хрубешувского повята). Римско-католическая Церковь в крае, уступая православной по количеству храмов, доминировала по численности духовенства. В Люблинской губ. ей принадлежало 226 храмов и часовен, из них самостоятельных - 126, филиальных - 18, не приходских - 5, монастырских - 9, больничных и тюремных - 3, часовен - 65. В них служили 250 духовных лиц (Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1905. 43. С. 517). В Седлецкой губ. действовало более 180 правосл. церквей и часовен. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Холме (Хелме). 1735-1756 гг. Фотография. 1910 г. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Холме (Хелме). 1735-1756 гг. Фотография. 1910 г. Из-за усиления католич. агитации в крае 16 июня 1905 г. Холмско-Варшавская епархия была разделена на Холмско-Люблинскую, к-рую возглавил еп. Евлогий (Георгиевский), и Варшавско-Привислинскую во главе с еп. Иеронимом (Экземплярским) . Холмское духовное правление было упразднено, вместо него 31 июля учреждена Холмская духовная консистория. В состав Холмской епархии вошло 168 приходов в Люблинской губ. и 115 приходов в Седлецкой губ. Торжественное настолование еп. Евлогия в холмском соборе состоялось 8 сент. 1905 г., в день празднования Холмской иконы Божией Матери. В 1905-1915 гг. главной кафедрой епархии был Рождество-Богородичный собор в Холме, 2-м кафедральным храмом являлся Крестовоздвиженский собор в Люблине. Однако полонизация населения Холмщины и отпадение православных в католичество имели место и в дальнейшем; по официальным данным, в 1905-1907 гг. в епархии в католичество перешли 6590 бывших униатов, числившихся православными. 23 июня 1912 г. была упразднена Седлецкая губ. и образована Холмская губ. в составе Российской империи, что укрепило позиции Православия в регионе. В Холмскую губ. вошли Белгорайский, Холмский, Грубешовский, Томашовский, Замойский, Бельский, Константиновский уезды и части Красноставского и Любартовского уездов. При этом католич. часть упраздненной Седлецкой губ.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

Китайская Автономная Церковь . В 1945 году православные приходы в Манчжурии были объединены в Восточно-азиатский округ под управлением митрополита Харбинского и Восточно-азиатского Мелетия. В 1946 году, после смерти митроп. Мелетия, округ был преобразован в Экзархат с назначением на должность Экзарха архиепископа Нестора, возведенного в сан митрополита с титулом Харбинский и Маньчжурский. В том же году в состав Экзархата вошла Пекинская епархия с Шанхайским викариатством, управляемая начальником Русской Духовной Миссии в Китае архиепископом Виктором. 1950 году архиепископ Виктор был назначен Патриаршим Экзархом Восточно-азиатского Экзархата. После его отъезда в Советский Союз, церковными делами в Китае заведовал архимандрит Василий (Шуан), китаец, возведенный в 1956 году на Пекинскую кафедру. Тогда же Синод утвердил Положение об автономии Китайской православной Церкви. В результате “культурной революции”, Православие, впрочем, как и другие религии были полностью вытеснены из жизни китайцев. Внешне, во всяком случае. Западно-Европейский Экзархат. В 1921 году управляющим приходами Западной Европы был назначен (Заграничным руководством) архиепископ Волынский Евлогий (Георгиевский). После ухода его в константинопольскую юрисдикцию в 1931 году, верными Московской Патриархии приходами управлял митрополит Литовский и Виленский Елевферий (Богоявленский). Среди оставшихся в подчинении Москвы были епископ Вениамин (Федченков) с несколькими священниками и группой мирян во Франции и настоятель Князь-Владимирской церкви в Берлине прот. Г. Прозоров с общиной. В марте 1931 года в Париже был освящен главный престол Трехсвятительского Подворья. В декабре 1937 года во Франции был учрежден Благочиннический округ западных православных приходов во главе со священником М. Бельским, а в марте 1939 года возникло единое Благочиние западноевропейских приходов Московской Патриархии во главе с игуменом Стефаном (Светозаровым). В 1945 году в ведение Московской Патриархии перешел из Зарубежной Церкви митрополит Серафим (Лукьянов) со своими приходами, который был назначен Экзархом. Его сменил в ноябре 1949 года архиепископ Литовский Фотий (Топиро), а через два года исполняющим должность экзарха был назначен архиепископ Берлинский и Германский Борис (Вик).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бельская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Бельск (Смоленская губерния). Смоленское викариатство. Упразднена в 1935 г. 31.03(13.04)1924 16(29)01.1930 04(17)09.1935 385 В епархиальных списках, помещенных перед Никоновской лет. ряд епископов Юрьевских выглядит следующим образом: Михаил, Мирон, Даниил, Дамиан (ПСРЛ. Т. 9. C. XXIII). В Лаврентьевской лет. епископ Михаил упоминается в связи с перенесением мощей Святых страстотерпцев Бориса и Глеба. «В лто 1072 Пронесошася святаи страстотерпця Бориса и Глба совокупившеся Мрославичи Изяславъ Святославъ Всеволодъ митрополитъ же тогда б Геωрги епископь Петръ Михаилъ Гоургевьскии» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 181–82) (В год 1072. Перенесли святых страстотерпцев Бориса и Глеба собравшись Ярославичи – Изяслав, Святослав, Всеволод, митрополит же был тогда Георгий, епископ Петр Переяславский, Михаил Юрьевский.) А также в связи с закладкой храма в Киево-Печерском монастыре. «В лто 1073 В се же лто ωснована бъусть церкъу Игуменомь еωдосьемь и епископомь Михаиломь и митрополиту тогда сущю въ Грьцхъ» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 182–183) (В год 1073. В этот же год была основана церковь в Печерском монастыре игуменом Феодосием и епископом Михаилом, а митрополит Георгий тогда был в Греции.) Интересно замечание о митрополите, который въ Грьцхъ». Возможно, Юрьевский епископ замещал отсутствующего митрополита (см. Киевская), что свидетельствует в пользу предположения о викарном (в современном понимании) статусе кафедры. 386 Упоминается в Ипатьевской лет. под 1089 г. при повествовании об освящении Печерской церкви (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 199). По этому же поводу упомянут и в Киево-Печерском патерике (Древнерусские патерики. M., 1999. С. 18). Упоминается, в Софийской первой лет. под 1091 г. при перенесении мощей преп. Феодосия с титулом Порожьский (Паросский) (ПСРЛ. Т. 6. вып. 1. Стб. 206). 387 Первый раз упоминается в Лаврентьевской лет. в 1091 г., при перенесении мощей преп. Феодосия (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 211–212). Возникает противоречие со второй датой предшествующего епископа Антония, который в Софийской Четвертой летописи упоминается как участник перенесения мощей наряду с епископом Марином (см. сноска 2). Одним из объяснений могло бы быть предположение о позднейшем неразличении двух епископов. Удовлетворительного объяснения этому противоречию не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В соответствии с определением Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей от 24 (11) октября 1924 года для Западно-Европейской митрополии было учреждено «викариатство с кафедрой в Праге, но без титула " Епископа Пражского " , в виду наличия в Праге православного Архиепископа, носящего титул Пражского Архиепископа». Синод определил «считать епископа Сергия Бельского первым викарием Западно-Европейской митрополии, а епископа Берлинского - вторым» . Статус первого викария Западно-Европейского митрополичьего округа владыка Сергий сохранил и после прекращения общения между Карловацким Синодом и митрополитом Евлогием. После создания Константинопольским Патриархатом Пражской Архиепископии (в марте 1923 года) возникла проблема канонического статуса русских общин. Как видно из цитированных документов, русские эмигранты в Чехословакии признали полномочия Пражского архиепископа Савватия, но войти в состав его епархии отказались. При этом сам владыка Савватий пытался при поддержке государственных органов включить всю православную диаспору в Чехословакии в свою каноническую юрисдикцию. Это привело к конфликту между архиепископом Савватием и русским приходом. Чтобы урегулировать этот конфликт митрополит Евлогий неоднократно направлял письма в Константинополь - сначала Патриарху Мелетию IV, а позже и Патриарху Григорию VII. Он просил признать за русскими храмами в Чехословакии статус подворий Русской Православной Церкви, но Константинополь отказался это сделать. Первоиерархи Константинопольской Церкви полностью поддерживали архиепископа Савватия в его стремлении подчинить себе русскую диаспору и завладеть русским церковным имуществом в Чехословакии . Напряженность во взаимоотношениях между русским приходом и чешской православной общиной в Праге сохранялась до 1926 года. Однако, несмотря на это, владыка Савватий совершал богослужения в Никольском храме в Праге вместе с русским духовенством, что порой лишь обостряло конфликт. На рубеже 1925-1926 годов ситуация изменилась. Главой чешской православной общины был избран епископ Горазд (Павлик). С этого времени архиепископ Савватий лишился государственной поддержки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

10-18 мая в Орле состоялся епархиальный съезд, к-рый благословил еп. сщмч. Макарий, но в заседаниях к-рого ни он, ни еп. Павел не приняли участия. В числе делегатов съезда был Временный исполнительный комитет орловского объединенного духовенства и мирян в полном составе с «правом решающего голоса для каждого» члена комитета. Съезд обсудил «реакционную» деятельность Орловского и Елецкого архиереев, решил уполномочить орловского комиссара Временного правительства по духовным делам и его заместителя «принять все меры», чтобы ни одно решение этих архиереев не считалось бы законным без подписи комиссара. Кроме того, съезд постановил ходатайствовать перед обер-прокурором о «немедленном удалении» секретаря консистории Пятницкого, неугодного свящ. С. Аракину и его соратникам, и избрал новых членов консистории. В соответствии с постановлением епархиального съезда комитет свящ. С. Аракина получил контроль над «Орловскими ЕВ», после чего издание стало выходить с подзаголовком «Православный церковно-общественный журнал» и под девизом «Свободная Церковь, обновленная на демократических началах соборности». Еп. сщмч. Макарий писал в Синод, что товарищ комиссара по духовным делам со сторонниками свящ. С. Аракина попытался овладеть консисторским архивом с целью изъять документы, касающиеся прошлого этого священника (до революции служил следователем Орловского благочиния). Оппозицию сторонникам свящ. С. Аракина возглавил настоятель орловской Иверской ц. прот. Аркадий Оболенский (1865-1937). В Синод был направлен протест части духовенства против решений съезда, в Петроград выехала делегация сторонников еп. сщмч. Макария во главе с прот. А. Оболенским. 26 мая Синод уволил еп. сщмч. Макария на покой «по собственному желанию» (хотя прошения об увольнении архиерей не подавал). В тот же день Елецкий еп. Павел был переведен на Михайловское викариатство Рязанской епархии, на его место определен Михайловский еп. Амвросий (Смирнов ; впосл. архиепископ). 27 мая по предложению обер-прокурора Львова временное управление Орловской епархией было вверено викарию Холмской епархии Бельскому еп. сщмч. Серафиму (Остроумову) , который проживал в Москве из-за оккупации немцами территории Холмской епархии. Свящ. С. Аракин направил обер-прокурору Львову телеграмму с благодарностью за «содействие в удалении епископов Макария и Павла».

http://pravenc.ru/text/2581549.html

В сер. дек. 1918 г., после ареста архиеп. Евлогия, еп. Дионисий принял на себя временное управление приходами Холмской губ. Украинской народной республики (УНР), получив соответствующее подтверждение со стороны укр. властей. Холмская губ. УНР, образованная в 1918 г., должна была охватывать территорию Холмской губ. Российской империи, признанную по Брестскому миру в составе Украинского гос-ва, но из-за отказа австр. властей пропустить туда чиновников УНР центр Холмской губ. временно разместился в Брест-Литовске, а власть укр. губернатора Холмщины распространялась на Брестский, Кобринский, Пружанский уезды и на часть Бельского у. бывш. Гродненской губ. Церквами этих уездов де-факто управлял переизбранный в нояб. 1918 г. Холмский временный епархиальный совет, реэвакуированный в кон. 1918 г. в Киев и оттуда переехавший в нач. 1919 г. в Брест-Литовск, т. к. в Холм его представителей ни австр. власти, ни образованное в нояб. 1918 г. правительство Польши не допускали. В рапорте от 31 дек. 1918 г. Холмская духовная коллегия признавала управляющим Холмской епархией еп. Дионисия, жившего тогда в Киеве, и рассчитывала на его помощь в реэвакуации епархиальных учреждений (консистории и семинарии) на Холмщину (Там же. Д. 543. Л. 4-6). В 1918-1919 гг. еп. Дионисий осуществлял временное руководство приходами Украинского Полесья - в Пинском, Речицком и Мозырском уездах бывш. Минской губ., в Гомельском у. бывш. Могилёвской губ., к-рые 14 авг. 1918 г. образовали Полесскую губ. УНР с центром в Мозыре. Еп. Дионисий получил эти полномочия 23 авг. 1918 г. по решению патриарха Тихона и Высшего церковного совета ; фактически эти приходы были присоединены к Киевской епархии , что вызвало негодование белорус. националистических кругов. 11 нояб. 1918 г. патриарх приостановил полномочия еп. Дионисия по управлению Полесьем из-за протестов Минского и Туровского архиеп. Георгия (Ярошевского) . Однако это решение не было выполнено, из-за того что назначение на Полесье Дионисия поддерживали и власти УНР, и Киевский митр. Антоний (Храповицкий). 22 нояб. 1918 г. Всеукраинский Собор учредил Полесское духовное управление на территории Полесской губ. УНР, 3 дек. главой управления с полномочиями правящего архиерея утвердили еп. Дионисия (был разработан проект самостоятельной Полесско-Мозырской епархии), его викарием был назначен Гомельский еп. Варлаам (Ряшенцев) , живший с окт. 1918 г. в Киеве. В письме от 17 янв. 1919 г. Минский архиеп. Георгий просил власти УНР и Киевскую митрополию вернуть в его юрисдикцию Полесскую губ., убеждая их в своей лояльности к Украине, тем не менее какое-то время еп. Дионисий продолжал руководить приходами Полесья. Управляя приходами Холмской и Полесской губерний, Дионисий имел титул «епископ Кременецкий».

http://pravenc.ru/text/2459003.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010