Закрыть В Перми отметили 120-летие кончины протоиерея Стефана Луканина, основателя Белогорской обители 15:05 27.03.2024 20 Фото: perm.mk.ru По благословению главы Пермской митрополии Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, 24 и 25 марта в Перми прошли мероприятия, посвященные 120-летию со дня кончины епархиального миссионера, основателя Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря протоиерея Стефана Луканина, сообщает МК-Пермь . 24 марта в приемном зале Музея Архиерейского квартала состоялся вечер памяти подвижника Пермской епархии протоиерея Стефана Луканина «Внимая горячему желанию прихожан...». Во время встречи журналист Вячеслав Дегтярников в своем выступлении рассказал о жизненном пути епархиального миссионера протоиерея Стефана Луканина, который после посещения Московского Николаевского единоверческого монастыря загорелся желанием, чтобы миссионерский монастырь был открыт в Пермской епархии. Вскоре горячее желание пермского подвижника воплотилось. Строительство Белогорского монастыря началось с крестного хода и воздвижения деревянного Царского креста. Краевед и автор книги об истории храмов Кишертского района «Кишертские святыни» Анна Лыткина рассказала об открытии, которое она сделала при изучении клировых ведомостей Кишертского и Березовского районов. Докладчика нашла сведения о родителях и родных протоиерея Стефана Луканина, отец которого был дьячком, а старший брат - священником ныне не действующего храма села Покровка в Березовском районе. Пермский собиратель и коллекционер Михаил Кориненко рассказал об истории создания подворья Белогорского монастыря в Перми, строительство которого было необходимо для проживания братии монастыря во время командировок в губернскую столицу. В самый день памяти пермского миссионера, 25 марта (12 марта по старому стилю), на месте захоронения протоиерея Стефана Луканина (городская эспланада, угол улиц Попова и Петропавловской) была совершена панихида соборным служением духовенства Пермской епархии. По завершении заупокойного богослужения и.о. наместника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря иеромонах Гурий (Усачев) обратился к молящимся со словом, в котором рассказал о подробностях захоронения протоиерея Стефана Луканина у левой стены Иоанно-Златоустовского храма подворья Белогорского монастыря, который в свое время посетил праведный Иоанн Кронштадтский.

http://ruskline.ru/politnews/2024/03/27/...

На Афоне за ревностное послушание и умилительное пение Роман Семеновых сподобился видения Божией Матери (об этом рассказывали недавно отошедший ко Господу игумен Косма (Алехин), ныне здравствующий архимандрит Илия (Рейзмир) и другие). Согласно книге протодиакона Голубцова, Пресвятая Богородица явилась с сонмом мучениц . В Свято-Пантелеимоновом монастыре отец Петр нес послушание одновременно с преподобным Кукшей Одесским, которого хорошо знал, и впоследствии, в 40-60-е годы, поддерживал с ним отношения до кончины преподобного в 1964 году. Известно, что о. Петр (Семеновых) был знаком с преподобным Силуаном Афонским, который поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне в 1892 году. С 1911 года преп. Силуан являлся экономом монастыря, однако примерно в это время Семеновых отбыл с Афона на родину. Сильная тоска заставила его вернуться в Россию. По возвращении в Россию он поступил в Белогорский Свято-Николаевский монастырь, именуемый в народе Уральским Афоном. Монастырь этот, основанный в начале 90-х годов XIX века, расположен в 40 километрах от Кунгура Пермской епархии. Там Семеновых был пострижен в мантию. Вскоре он получил хиротонию в иеродиакона и в иеромонаха. Хиротонии совершил епископ Палладий (Добронравовов) (занимал Пермскую кафедру с декабря 1908-го по 1914 год). Настоятелем Белогорского монастыря являлся очень ревностный к вере, деятельный архимандрит Варлаам (Коноплев) (родился в 1858 г.), в начале 90-х годов обратившийся из старообрядчества (беспоповства). Белогорский Свято-Николаевский монастырь славился очень строгим уставом и строем монашеской жизни, основанным на уставе и традициях афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Существовало старчество (ежедневное открытие помыслов старцу и безусловное послушание ему). Старцем являлся сам настоятель Варлаам, но были и другие опытные монахи-старцы. Особый старец был в скиту. Преподобномученик Варлаам (Коноплев) с 1898 года окормлялся у св. Иоанна Кронштадтского. За советами он обращался и к преподобному Гавриилу Седмиезерскому. Белогорский монастырь быстро развивался. Лет через 10 после создания обители в ней было уже более 400 монашествующих. Появилось еще несколько скитов, женский монастырь под духовным руководством прмч. Варлаама .

http://bogoslov.ru/article/6171532

Одна из легенд гласит: весть об иконе дошла до князя Василия Шемяки, который приказал перенести ее в Рыльск. Но неожиданно для всех отказался встречать святыню. За холодность и маловерие был наказан – ослеп. Прозрел, лишь когда раскаялся. Поверив в чудесные свойства иконы, он построил в Рыльске храм, куда и перевез изображение Богоматери. И тут курская святыня еще раз явила чудо: она вернулась в часовню Коренной пустыни. Несколько раз пытались поменять место ее «прописки», однако икона неизменно исчезала и появлялась на старом месте. Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь и Пряжевская икона Божией Матери «Одному больному живописцу, Ивану Белому, во сне было явление Пресвятой Богородицы, – рассказывает настоятель монастыря игумен Питирим. – Она велела ему отыскать сверток холста с изображением иконы. В своем втором явлении во сне живописцу Богородица приказала обновить ее, не касаясь лика и рук». Можно увидеть, что святыня написана в разное время разными людьми. Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь Небезосновательно святым местом считается Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь, уже отметивший 500-летний юбилей. Он пережил несколько разорений, войны, смену власти. Во время боев с немцами, как рассказывали ветераны, очевидцы тех событий, ни одна пуля так и не попала в храм – Господь хранил святую обитель от разрушения. На территорию церкви ни разу не падали бомбы, ее не задевали снаряды. Новую жизнь монастырь обрел, когда его настоятелем стал Ипполит. К старцу стали приезжать люди не только из России и ближнего зарубежья, но и из Европы. Все они просили о помощи или исцелении. «Ипполит никому не отказывал, – говорят местные жители. – Бывало подходил к человеку и, не спрашивая, что его беспокоит, называл больные места. А прикоснется рукой – все проходило. Насельники монастыря до сих пор помнят визит женщины с сыном, которому врачи поставили диагноз «СПИД». Старец благословил юношу, начертил пальцем крест на его груди и отправил домой, заметив, что никакой болезни у него больше нет. Позже это подтвердили медики.

http://azbyka.ru/palomnik/Курская_област...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В октябре 1918 г. произошел настоящий разгром Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря самого крупного в Пермской епархии, прозванного Уральским Афоном. Белогорский монастырь находился на территории Осинского уезда, где красный террор отличался невиданной жестокостью. Председателем Осинского исполкома вначале был избран бывший учитель церковно-приходской школы 23-летний Н. Кобелев, после его гибели власть перешла к выпускнику Пермской духовной семинарии Кибардину. При отступлении красных из Осы ими были заколоты штыками 900 человек. Общее число жертв большевистского правления в 1918 г. в Осе превысило 2000. Первый удар принял на себя настоятель Белогорского монастыря архимандрит Варлаам. Его пригласили на собрание в Юго-Осокинский завод, где арестовали и отправили в г. Осу. Там игумена в наволочке из грубого полотна утопили в Каме. 26 - 27 октября 1918 г. варварскому разгрому подвергся весь монастырский комплекс. Сняли Царский крест, осквернили Престол (стол, находящийся в середине алтаря, освященный архиереем для совершения литургии), увезли святыни, разгромили библиотеку и монастырские мастерские. Всё монастырское имущество было разграблено. В швальне не осталось даже шила. Расстреляли 36 человек. Монахи были брошены в ямы и залиты нечистотами. 28 октября 1918 г. в Пермь под конвоем доставили 102 белогорских насельника, мобилизованных для принудительных работ. Многие из них погибли или пропали без вести. Из работы М.Г. Нечаева " Красный террор и уральское духовенство в 1918 г. " Основание Белогорского монастыря и его история до 1917 года. «Случилось мне быть по делам миссии в 1890 году в заводе Бымовском. По окончании миссионерских собеседований со старообрядцами в квартиру мою, в доме единоверческого священника о. Петра Сарафанова, нарочито для свидания со мной прибыли два священника из Юго-Кнауфского завода, церковный староста и местный народный учитель. При разговоре о Белой горе они возбудили во мне сильнейшее желание лично посмотреть ее…» — вспоминал отец Стефан Луканин свое первое знакомство с Белой горой.

http://sobory.ru/article/?object=09085

История Пряжевской (Горнальской) иконы связана со Свято-Николаевским Белогорским Горнальским монастырем. Этот монастырь был основан в 1672 г недалеко от г. Мирополье (Сумской полк). Основали его монахи Феодосий (ставший настоятелем), Лаврентий, Кесарий, Памва и старец Никодим. Эти пятеро монахов были прежде насельниками Дивногорского монастыря, расположенного на территории Острогожского Слободского казачьего полка (ныне часть Воронежской обл. Российской Федерации). Частые набеги крымских татар вынудили о. Феодосия с братиею покинуть Дивногорскую обитель и поселиться в 1671 г. на Девичьем городище, неподалеку от г. Мирополье (Сумского Слободского полка), основавши монастырь, на что вскоре получили патриаршее благословение. Вновь образованный монастырь был построен на средства Сумского полковника А. Г. Кондратьева. Монастырь был деревянный, обнесенный стеной с башнями, с колокольней, кельями и двумя храмами, освященными во имя св. Николая Чудотворца и Преображения Господня В 1764 г., когда были утверждены штаты монастырей и большинство монашеских обителей Слободской Украины были закрыты, Свято-Николаевский монастырь продолжал существовать до 1788 г. Обретение Пряжевской (Горнальской) иконы Пресвятой Богородицы произошло в 1792 г., вскоре после закрытия монастыря. Иконописцу Ивану Белому приснился сон, что за иконостасом, уцелевшего после закрытия монастыря Преображенского храма, находится спрятанная икона Богородицы, которую следует оттуда извлечь и поновить, не прикасаясь к ликам Богородицы и Богомладенца. Проснувшись и рассказав свой сон приходскому священнику, Иван Белый действительно обнаружил за иконостасом спрятанную икону и выполнил ее поновление. Причем после поновления иконы Иван Белый исцелился от болезни, которой долгое время болел Обретенная икона послужила и дальнейшему восстановлению обители в 1863 г. Пряжевская (Горнальская) икона Пресвятой Богородицы представляет собой поясное изображение Богородицы с Младенцем в иконографическом типе Одигитрия-Перевлепта.

http://pravicon.com/info-3769

Началом возрождения монастыря считаются 1988—1989 года, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. 29 января 1991 года Священный Синод удовлетворил прошение архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о благословении на открытие Свято-Николаевского монастыря на Белой горе, где была возобновлена монашеская жизнь. 26 мая 1991 года в верхнем храме Крестовоздвиженского собора прошло первое в возрождающемся монастыре богослужение. С приходом на Пермскую кафедру в 2010 году Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Соликамского ускорились темпы восстановления Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря. Контроль за ходом реставрационных работ был передан епархиальному строительному отделу, который был создан в Пермской епархии Владыкой Мефодием. В 2011 году создан сайт Белогорского монастыря «Уральский Афон» ( http://www.uralafon.perm.ru ), начала издаваться ежемесячная газета «Голос долга». Монастырь часто посещают паломники. Храмы [ править править код ] Собор Воздвижения Креста Господня Церковь Спиридона Тримифунтского Часовня Николая Чудотворца на источнике Часовня-купель у пруда Часовня " Взыскание погибших " иконы Божией Матери Подворье Белогорского монастыря - храм Рождества Пресвятой Богородицы Святыни [ править править код ] Чудотворная икона Иверской Божией Матери, написанная монахами святой горы Афон. Икона является покровительницей этого монастыря. Ковчег с мощами святых угодников, привезённый из Иерусалима. Престольные праздники [ править править код ] Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Икона Пресвятой Богородицы " Иверская " - 26 октября, 25 февраля, 6 мая Как добраться [ править править код ] Монастырь находится в 100 километрах от Перми и в 12 километрах от ближайшего административного центра — села Калинина. Автомобильная дорога содержится в относительно сносном состоянии, что позволяет добраться из Перми до Белой горы за 1,5—2 часа. Самым популярным средством транспорта на этом маршруте является рейсовый автобус «Пермь — Калинино». Отходит он от городского автовокзала, который находится в центре Перми, близ Центрального рынка, и совершает два рейса в сутки: в 7:20 и 14:40. От Калинина до обители можно добраться на автомобиле местного жителя, договорившись за небольшую плату. Те, кому позволяет здоровье, могут совершить «восхождение» на Белую гору пешком, затратив на это от двух до трех часов.

http://azbyka.ru/palomnik/Белогорский_Ни...

Дальнейшему процветанию Белогорского монастыря помешала революция, приведшая к власти большевиков. В октябре 1918 г. произошел разгром Белогорского монастыря. В Осинском уезде, где находился монастырь, «красный террор» отличался невиданной жестокостью . Вместе со своим настоятелем архимандритом Варлаамом (Коноплевым) мученическую кончину приняли многие насельники обители. Однако долгое время обстоятельства страданий и смерти белогорских мучеников оставались тайной. Одним из первых о гибели братии Белогорского монастыря сообщил иеромонах Дамаскин (Орловский). По его версии «в августе 1918 г. большевики захватили обитель… Многие монахи после зверских пыток были убиты» . Обстоятельное расследование репрессий, проведенных большевиками в отношении белогорских монахов, предпринял пермский историк В.В. Вяткин. Опираясь на данные послужных списков белогорского братства, ему удалось выявить имена 34-х иноков обители, замученных в августе-октябре 1918 года . Ссылаясь на сведения, полученные от очевидцев, он указал предполагаемые причины и места казни мучеников. «Белогорцев уничтожали в Осе и в Перми, в Ашапе – либо за отказ от работы на своих мучителей, либо за несогласие на мобилизацию в Красную армию» . Существует немало документальных и устных свидетельств о том, как расправлялись большевики с белогорскими монахами. Костина В. опубликовала воспоминания двух отшельниц Марии и Анны – духовных чад настоятеля Белогорского монастыря архимандрита Варлаама (Коноплева), подвизавшихся в 1918 г. недалеко от Белой горы. «Ослабев от голода, послушницы вышли из пустыньки и направились на Гору. Подходя к обители, они вместо братии встретили часовых, которые им сказали: " Уходите быстрее! Все расстреляны, никого нет, монастырь закрыт " .  Монахов ставили в два ряда и расстреливали прямо на глазах у местных жителей Белой Горы. Кто пытался подойти или протестовал, в тех тоже стреляли. Хоронить не давали» . Это свидетельство не противоречит материалам, помещенным на страницах белогвардейской газеты «Освобожденная Россия», где рассказывается о поездке на Белую Гору епископа Бориса (Шипулина), назначенного Сибирским ВВЦУ управляющим Пермской епархией после изгнания красных .

http://bogoslov.ru/article/1282372

После возобновления мон-ря им управляли архимандриты. В 1887 г. в мон-ре насчитывалось свыше 120 насельников, из них - 70 иноков; в 1908 г.- 67 монахов, 21 указной послушник, 53 чел. на испытании; в 1917 г.- 86 монахов и 34 послушника. В 1887 г. за А. м. числилось 254 дес. земли и 289 дес. леса в Ахтырском у. и 150 дес. в Купянском у.; в 1917 г. земельные владения мон-ря составляли 750 дес. земли. Мон-рю принадлежали лавка в каменном ряду и дом с усадьбой в Ахтырке, а также неск. мельниц в близлежащих селах. Ежегодный доход А. м. составлял 17 616 р. До 1868 г. мон-рь ежегодно получал 171 р. 42 к. штатной суммы - «милостынной дачи», перечисленной от упраздненных мон-рей Курской епархии - хотмыжского Знаменского и Белогорского Николаевского. В обитель поступали денежные пожертвования от благотворителей, самое большое пожертвование (15 тыс. р.) было сделано кнг. С. А. Голицыной, правнучкой прот. Тимофея Надаржинского. В 1922 г. А. м. закрыли, последний настоятель архим. Аристарх с братией были репрессированы. В 2002 г. на территории обители находился испытательный полигон Ахтырского завода «Нефтепроммаш», из построек мон-ря сохранилась полуразрушенная колокольня. 28 мая 2002 г., по благословению еп. Сумского и Ахтырского Иова (Смакоуза), началось возрождение мон-ря. В сент. 2002 г. в колокольне начались реставрационные работы. На первом этаже колокольни устроили храм. 12. янв. 2003 г. еп. Иов совершил освещение престола храма. К 2009 г. весь мон-рь распологался в одной колокольне. Наместник мон-ря - игум. Симеон (Гагатик). Ежегодно, на 3-й день после праздника Троицы, из Покровского кафедрального собора Ахтырки к колокольне бывш. обители совершается крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери. Ист.: 2 ПСЗ. Т. 17. С. 67; ОДДС. 1880. Т. 4. С. 77-78, 360-367; Чудесные исцеления пред иконою Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что в Ахтырском Свято-Троицком мон-ре, с предварительным сказанием об этой иконе и самом мон-ре. Х., 1884; Багалей Д. И. Материалы для истории колонизации и быта степной окраины Московского государства в XVI-XVIII ст. Х., 1886. Т. 1.

http://pravenc.ru/text/77222.html

После услышанного «в порыве восторга» несмотря на позднее время все собрались и отправились за 12 верст на Белую гору… На гору прибыли лишь к рассвету… Это было в три часа поутру 9 июня 1890 года. Взойдя на Гору, отец Стефан уже не сомневался, что это место создано для миссионерского монастыря. На горе поставили небольшой деревянный крест. Так было положено начало созданию Белогорской обители. Через год, 29 апреля 1891 года, в память чудесного избавления наследника Российского престола Цесаревича Николая от опасности в Японии, на Белой горе был воздвигнут первый семисаженный крест, прозванный в народе Царским, а 16 июня этого же года, в неделю Всех Святых протоиерей Стефан Луканин освятил восьмиконечный опаянный белой жестью крест. Весной следующего года на Белую гору был принесен, дарованный преосвященнейшим Владимиром, епископом Пермским и Соликамским, образ святителя и чудотворца Николая Мирликийского. В 1893 году произошло еще несколько событий, неразрывно связанных с Белогорской обителью. 17 октября старообрядец Василий Коноплев, через таинство святого миропомазания, присоединился к православию, а в ноябре он стал послушником Пермского Архиерейского дома. 6 ноября 1893 года Василий Коноплев пострижен епископом Петром в монахи и наречен иноческим именем Варлаам. В ноябре 1893 года создан строительный комитет по сооружению Белогорской обители, главой которого назначен отец Стефан Луканин. В феврале 1894 года закончено строительство первого деревянного Свято-Николаевского храма. Освящение храма состоялось 22 февраля 1894 года. Торжество сопровождалось уникальным действом — освящением пяти тысяч хлебов — в воспоминание описанного в Евангелии насыщении пяти тысяч человек и в предсказание широчайшей благотворительности будущей обители. В этот же день Отец Варлаам рукоположен в иеромонахи и назначен управляющим новостроящегося миссионерского монастыря на Белой горе. 12 июня 1894 года Освящена закладка Иверского (верхнего, летнего храма). Сооружение храма велось быстрыми темпами.

http://sobory.ru/article/?object=09085

Приход, на который перевели отца Александра, был непростым. Михайловский завод был основан в 1805 году, его первыми жителями стали приписные крестьяне, переселенные сюда из различных районов России для работы на железоделательном заводе. Они считались крепостными, были полностью бесправными и из-за тяжелого и плохо оплачиваемого труда часто устраивали беспорядки. После отмены крепостного права жители Михайловского завода стали выражать недовольство проводившимися реформами. Они вынуждены были арендовать у своих бывших хозяев, заводовладельцев, земельные угодья, покупать дрова и лес; за пользование землей их обязывали работать на заводе за низкую заработную плату. В результате рабочие оказались в большой нужде. В знак протеста они стали отказываться платить подати и идти на военную службу, многие покинули церковный приход, за что получили прозвище «немоляки-неплатильщики». В конце XIX века работой на заводе были обеспечены далеко не все, в поселке царили безработица и нищета. Через некоторое время владельцы железоделательного завода разорились, и в 1910 году он был закрыт. В следующем году производство возобновилось, но положение рабочих оставалось тяжелым. Все это время в поселке происходили забастовки и митинги. Постоянного прихода в Михайловском заводе, можно сказать, не было, потому что население часто менялось: с 1861 по 1906 год число пришлых жителей постоянно превышало число коренного населения более чем в два раза. Вряд ли эта ситуация резко изменилась к 1908 году, когда в поселок перевели отца Александра. Кроме того, в поселке было много раскольников и представителей различных сект: молокан и особенно баптистов. Конечно, служение в таком поселке было связано для священника со многими трудностями. В феврале 1911 года, когда в России отмечалось 50-летие выхода Манифеста об отмене крепостного права, отец Александр в память об этом событии произнес проповедь, которая вызвала недовольство полиции. К сожалению, содержание этой проповеди в настоящий момент нам неизвестно, однако возмущение ею полиции было столь велико, что священноначалие вынуждено было запретить отца Александра в священнослужении и отправить в Свято-Николаевский Белогорский монастырь Пермской епархии на покаяние сроком на два-три месяца.

http://pravicon.com/info-1811

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010