После услышанного «в порыве восторга» несмотря на позднее время все собрались и отправились за 12 верст на Белую гору… На гору прибыли лишь к рассвету… Это было в три часа поутру 9 июня 1890 года. Взойдя на Гору, отец Стефан уже не сомневался, что это место создано для миссионерского монастыря. На горе поставили небольшой деревянный крест. Так было положено начало созданию Белогорской обители. Через год, 29 апреля 1891 года, в память чудесного избавления наследника Российского престола Цесаревича Николая от опасности в Японии, на Белой горе был воздвигнут первый семисаженный крест, прозванный в народе Царским, а 16 июня этого же года, в неделю Всех Святых протоиерей Стефан Луканин освятил восьмиконечный опаянный белой жестью крест. Весной следующего года на Белую гору был принесен, дарованный преосвященнейшим Владимиром, епископом Пермским и Соликамским, образ святителя и чудотворца Николая Мирликийского. В 1893 году произошло еще несколько событий, неразрывно связанных с Белогорской обителью. 17 октября старообрядец Василий Коноплев, через таинство святого миропомазания, присоединился к православию, а в ноябре он стал послушником Пермского Архиерейского дома. 6 ноября 1893 года Василий Коноплев пострижен епископом Петром в монахи и наречен иноческим именем Варлаам. В ноябре 1893 года создан строительный комитет по сооружению Белогорской обители, главой которого назначен отец Стефан Луканин. В феврале 1894 года закончено строительство первого деревянного Свято-Николаевского храма. Освящение храма состоялось 22 февраля 1894 года. Торжество сопровождалось уникальным действом — освящением пяти тысяч хлебов — в воспоминание описанного в Евангелии насыщении пяти тысяч человек и в предсказание широчайшей благотворительности будущей обители. В этот же день Отец Варлаам рукоположен в иеромонахи и назначен управляющим новостроящегося миссионерского монастыря на Белой горе. 12 июня 1894 года Освящена закладка Иверского (верхнего, летнего храма). Сооружение храма велось быстрыми темпами.

http://sobory.ru/article/?object=09085

Большой поклонник народного просвещения, наместник монастыря архимандрит Варлаам, стремясь сделать доступным книжное знание для живущих вокруг обители крестьян, собрал в монастыре библиотеку из десятков тысяч томов. Белогорский монастырь оказал огромное влияние на окрестное население благочестием и глубоким нравственным и религиозным настроем своих насельников, и до прихода советской власти население этих мест не знало ни воровства, ни иных преступлений. Близость к монастырю привлекала в Бымовский завод множество паломников. Мария Матвеевна с любовью принимала их у себя, и дом Тохтуевых наполнялся паломниками. Благочестие родителей, близость подвижнического миссионерского монастыря и частое присутствие на монастырских службах оказали на Николая Тохтуева огромное влияние. В 1916 году он окончил двухклассное училище в Быму и на следующий год поступил в училище псаломщиков при Архиерейском доме в Перми. По окончании в 1919 году училища Николай был назначен псаломщиком в Свято-Троицкую церковь в селе Ашапа. 14 мая 1922 года он был рукоположен во диакона к этой церкви, в 1923 году направлен служить в Петропавловскую церковь села Уинского, в 1924 году переведён в Николаевскую церковь в селе Кыласово. В это время у диакона Николая открылся красивый и мощный бас, какого не было ни у одного из диаконов Кунгура и Перми, и 26 января 1925 года епископ Кунгурский Аркадий (Ершов) позвал его служить в Градо-кунгурский Успенский кафедральный собор. Владыка полюбил диакона Николая за его простоту, добродушие и нестяжательность. В 1925 году в Неделю Православия диакон Николай был возведён в сан протодиакона и награждён двойным орарем. В декабре 1932 года сотрудник ОГПУ, «рассмотрев агентурную разработку “труженики”…» нашёл, что некоторые священники и миряне, «будучи недовольны советской властью и её мероприятиями на селе, ведут активную антисоветскую деятельность среди населения, предсказывая скорую гибель советской власти, кончину мира, пришествие Страшного суда и распространяют разного рода “святые письма”. Особенно активную деятельность фигуранты разработки развернули за последнее время, поэтому… — постановил он, — фигурантов разработки “труженики”… оперативно изъять и привлечь к ответственности».

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

После возобновления мон-ря им управляли архимандриты. В 1887 г. в мон-ре насчитывалось свыше 120 насельников, из них - 70 иноков; в 1908 г.- 67 монахов, 21 указной послушник, 53 чел. на испытании; в 1917 г.- 86 монахов и 34 послушника. В 1887 г. за А. м. числилось 254 дес. земли и 289 дес. леса в Ахтырском у. и 150 дес. в Купянском у.; в 1917 г. земельные владения мон-ря составляли 750 дес. земли. Мон-рю принадлежали лавка в каменном ряду и дом с усадьбой в Ахтырке, а также неск. мельниц в близлежащих селах. Ежегодный доход А. м. составлял 17 616 р. До 1868 г. мон-рь ежегодно получал 171 р. 42 к. штатной суммы - «милостынной дачи», перечисленной от упраздненных мон-рей Курской епархии - хотмыжского Знаменского и Белогорского Николаевского. В обитель поступали денежные пожертвования от благотворителей, самое большое пожертвование (15 тыс. р.) было сделано кнг. С. А. Голицыной, правнучкой прот. Тимофея Надаржинского. В 1922 г. А. м. закрыли, последний настоятель архим. Аристарх с братией были репрессированы. В 2002 г. на территории обители находился испытательный полигон Ахтырского завода «Нефтепроммаш», из построек мон-ря сохранилась полуразрушенная колокольня. 28 мая 2002 г., по благословению еп. Сумского и Ахтырского Иова (Смакоуза), началось возрождение мон-ря. В сент. 2002 г. в колокольне начались реставрационные работы. На первом этаже колокольни устроили храм. 12. янв. 2003 г. еп. Иов совершил освещение престола храма. К 2009 г. весь мон-рь распологался в одной колокольне. Наместник мон-ря - игум. Симеон (Гагатик). Ежегодно, на 3-й день после праздника Троицы, из Покровского кафедрального собора Ахтырки к колокольне бывш. обители совершается крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери. Ист.: 2 ПСЗ. Т. 17. С. 67; ОДДС. 1880. Т. 4. С. 77-78, 360-367; Чудесные исцеления пред иконою Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что в Ахтырском Свято-Троицком мон-ре, с предварительным сказанием об этой иконе и самом мон-ре. Х., 1884; Багалей Д. И. Материалы для истории колонизации и быта степной окраины Московского государства в XVI-XVIII ст. Х., 1886. Т. 1.

http://pravenc.ru/text/77222.html

http://www.gornal.prihod.ru/aboutmonastir Чудотворная икона Божьей Матери " Пряжевская " - одна из святынь Курской земли – до советского времени находилась в Белогорской Николаевской пустыни, которая была основана  в 1672 году. В силу политических обстоятельств обитель была закрыта в 1788 году, а Преображенский собор был обращен в приходскую церковь ближайшей свободы Горнали. В бывшем Монастырском храме стали совершаться чудесные явления: несмотря на то, что после богослужения все свечи аккуратно гаси­лись, на утро некоторые из них находили горящими. Это повторялось много раз, пока не обретена была икона Божьей Мате­ри " Пряжевская " . Некоему богобоязненному живописцу Ивану Белому было открыто свыше, чтобы он дос­тал древнюю икону Божьей Матери, писаную на полотне и спрятанную за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви и тща­тельно обновил ее, оставив только непри­косновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Младенца Христа. О происхождении и существовании это­го образа никто дотоле не знал, но он дей­ствительно обретен там, где указано, и об­новлен так, как повелено было в откровении, - писал в 1862 году игумен Нестор. Иван Бе­лый был болен, но когда он вместе со свя­щенником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исце­ление. С тех пор начали совершаться чудеса. Где находилась икона после закрытия монастыря большевиками, неизвестно. Только в 1996 году при инвентаризации в Свято-Троицком храме города Суджи на иконе, числящейся в описи " Смоленская " , было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. При обраще­нии к архивным данным подтвердилось, что образ, находящийся под ризой, явля­ется иконой Божьей Матери " Пряжевская " . С 17 октября 1996 года возобновлена традиция крестных ходов с " Пряжевской " чудотворной иконой. С 2002 года возрож­ден Крестный ход в украинское Мирополье. Это, пожалуй, единственный Крестный ход, совершаемый за Государственную границу Российской Федерации. Молитвы перед образом Пресвятой Богородицы " Пряжевская " особо благодатны в исцелении болезней ног, позвоночника, бесплодии и женских недугов. Облегчают и житейские скорби. Свидетельство тому - современные приношения на иконе.

http://sobory.ru/article/?object=14878

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Августа 12 (25) Преподобномученики Евфимий и Алексий (Коротковы) Братья Владимир и Алексей Коротковы родились в Пермской губернии в семье глубоко верующих родителей. В январе 1897 года в шестидесяти километрах от города Кунгура, в одном из живописнейших мест Пермской губернии на Белой Горе открылся Свято-Николаевский миссионерский монастырь. Открытие и устроение его сопровождалось явною помощью Божией. Настоятелем стал архимандрит Варлаам, человек глубокой веры и большой подвижник, к которому со всех концов Пермской земли шли жаждущие спасения. Пришли в монастырь и братья Коротковы. Вслед за ними пришел сюда их отец. Место это ему так понравилось, что он решил здесь остаться и прожил до кончины, перед смертью приняв иноческий постриг. В обители братья прошли все послушания и собирались принять иночество, но началась Первая мировая война, и им пришлось расстаться. Алексея призвали в действующую армию; Владимир был пострижен в монашество с именем Евфимий, рукоположен в сан иеродиакона и назначен служить на подворье Белогорского монастыря в Перми. Алексей прослужил в армии всю войну, участвовал во многих сражениях; за проявленное в боях мужество был награжден Георгиевским крестом. В феврале 1918 года он получил отпуск и поехал домой. Сразу с поезда Алексей пошел на монастырское подворье. Радость встречи для братьев на некоторое время совершенно затмила тревожные предчувствия от разливавшейся повсюду анархии. До Перми доходили известия, что советская власть приняла закон о национализации церковного имущества. Отовсюду шли тревожные слухи о нападении вооруженных отрядов на храмы и монастыри. Только два дня утешались братья радостью встречи, на третий день над подворьем разразилась беда. Белогорская обитель была по преимуществу миссионерской; миссионерство понималось здесь широко, предполагалась борьба не только с заблуждениями раскольников и сектантов, но и с соблазнами западноевропейских материалистических учений. Поэтому из всех монастырей Пермской епархии большевики больше всех ненавидели Белогорский, и как только им удалось собрать небольшой вооруженный отряд, они сразу же двинулись разорять его. 21 февраля вооруженные большевики ворвались на монастырское подворье. Они вели себя с вызывающей бесцеремонностью: врывались в кельи с обысками, всё переворачивали и забирали вещи, которые им нравились. Среди народа начался ропот. Тогда грабители приступили к арестам; среди других были арестованы и братья Коротковы. Расправа в те годы была скорая и жестокая. Евфимия и Алексея привели на берег Камы и стали мучить. Страстотерпцы держались мужественно, и большевики после истязаний умертвили их, но топить в реке не стали, оставив изуродованные тела на льду для устрашения. Утром на них натолкнулись извозчики. Мучеников узнали, была послана срочная телеграмма родным, и ко дню погребения, назначенного на 25 февраля, приехали мать и сестры.

http://fond.ru/kalendar/646/aleksiy/

Главная святыня обители - явленная чудотворная икона Божией Матери Казанская. История её явления такова. Предположительно в XVIII столетии местные жители обрели Казанскую икону Божией Матери в водах лесного источника близ деревни Заболотье (в пяти километрах от Верхне-Чусовских Городков). По сохранившемуся местному преданию, крестьяне принесли обретённую святыню в свой приходской храм Рождества Христова. На другой день икону в храме не обнаружили. Она вновь была обретена на источнике. Трижды повторялось исчезновение иконы и обретение её на источнике. Тогда над источником была построена часовня, где хранилась эта икона. В годы гонений на Православную веру икона чудом сохранилась и была принесена воВсесвятский храм. Вода же источника, где была обретена икона и поныне славится своей целебной силой. Известно множество случаев исцеления. Обитель также носит имя святого преподобного Трифона Вятского, подвизавшегося в этой местности более 400 лет назад и основавшего тут Успенский мужской монастырь, который был упразднён при Екатерине II. Преподобный Трифон почитается здесь особо как просветитель и покровитель этих мест. Близ села Успенка, где жил и подвизался святой, также существует чудотворный источник с целебной водой. С 1955 по 1981 гг. на Святой горке жил праведный старец - отец Николай Рогозин. Более 20-ти лет после этого отец Николай был настоятелем Всесвятской церкви в Чусовских Городках. На перенесении честных останков старца в августе 2001 г. присутствовало более 1000 человек. Источник Святого Николая Чудотворца находится на берегу реки Усолка, около монастыря. Икона Святого Николая Чудотворца принесена в Всехсвятскую церковь из храма в Старых Лядах, где почиталась как чудотворная. Распятие из Свято-Николаевского Белогорского монастыря принесено верующими в годы гонений.  Источник: http://hram-chus.narod.ru/p77aa1.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=16186

113        Территория на северо-востоке современного Китая, являющаяся бассейном рек Ган, Дербул и Хаул и ограниченная с севера Амуром, с юга и востока – Сунгари, с Запада – Аргунью. На западе, севере и востоке эта территория граничила с землями Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск. Большая часть русского населения бежала сюда из Сибири и Приморья после 1922 г. 115        Только с 1922 по 1945 г. в Маньчжурии было построено 48 православных храмов, в том числе 23 в Харбине. По другим данным, в период с 1917 по 1924 г. в том же Харбине возвели 13 церквей. Во всех храмах Маньчжурии служили около 460 священников (Мелихов Г. В. Российская эмиграция в Китае (1917– 1924 гг.). М., 1997. С. 67). 116        Митрополит Мефодий (Герасимов, 1856–15/28.3.1931) – после окончания Казанской Духовной Академии (1882) принял монашеский постриг (1886). Хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии (2.6.1894). Епископ Забайкальский и Нерчинский (24.12.1898); Томский и Алтайский (20.12.1912); Оренбургский и Тургайский (30.7.1914). Возведён в сан архиепископа (1918). В эмиграции (1919). Архиепископ Харбинский и Маньчжурский (1920). Возведён в сан митрополита (1929). 117        Впоследствии в архиерейский сан в качестве викариев Харбинского митрополита были посвящены протоиерей Николай Вознесенский (епископ Хайларский Димитрий), архимандрит Ювеналий (Килин) (епископ Цицикарский) и протоиерей Леонид Викторов (епископ Никандр). Архиепископ Ювеналий (Иоанн Кельсиевич Килин, 1875– 28.12.1958) – поступил в Белогорский Свято-Николаевский монастырь близ Перми (1896). Заведовал Белогорским подворьем в Перми (1904). Строитель Спасо-Преображенской Фаворской пустыни (1909). После революции и гражданской войны настоятель Казанско-Богородицкого монастыря в Харбине в сане архимандрита. Хиротонисан во епископа Синьцзянского (16.2.1935) с пребыванием в Урумчи. Военная обстановка не позволила ему проехать в Синьцзян. Выехал в Пекин, где исполнял различные поручения Православной Миссии. Вернулся в Харбин (1940). Епископ Цицикарский (май 1945). Воссоединился с Московской Патриархией (октябрь 1945). Епископ Шанхайский (1946). На покое (январь 1947). Епископ Челябинский и Златоустовский (12.5.1947); Иркутский и Читинский (3.6.1948). Архиепископ Омский и Тюменский (21.2.1949); Ижевский и Удмуртский (31.7.1952). Скончался, приняв схиму с именем Иоанн. Архиепископ Никандр (Викторов, 16.8.1961) – хиротонисан во епископа Цицикарского, викария Харбинской епархии (22.9.1946). Епископ Харбинский и Маньчжурский, управляющий Восточноазиатским экзархатом (1952); Курский (7.2.1956); Архангельский и Холмогорский (1956). Архиепископ (25.2.1957). Архиепископ Ростовский и Новочеркасский (16.3.1961).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Его брат Тимофей позже вспоминал о том духе простоты и благочестия, в котором они росли. Он говорил: «Нас тятя умывает, а сам „Богородице Дево, радуйся“ читает». С юности у Константина родилось желание монашества, некоторое время он жил в Свято-Николаевском монастыре на Белой горе. Должно быть, именно здесь он получил правильное направление духовной жизни, что помогло ему и в миру вести жизнь высокоподвижническую. Неизвестно, в какое время и по каким причинам Константин покинул Белогорский монастырь. Есть свидетельства о том, что его забрали в солдаты (службу он проходил в Санкт-Петербурге), а затем получил однозначное благословение на брак, с той только утешительной для него оговоркой, что впоследствии он все же будет монахом. Была в жизни отца Константина и встреча со Всероссийским пастырем, святым праведным Иоанном Кронштадтским . Константину, который был в то время молодым солдатом, батюшка дал приточное 75 благословение на будущее старческое служение, сказав: «Солдат, мотай на ус, будешь наставником». После этого Константин некоторое время переписывался с отцом Иоанном и всю свою жизнь глубоко почитал его. Супругу отца Константина звали Наталией, она была из обеспеченной семьи, работала учительницей. Он также до своего рукоположения был сельским учителем, ездил преподавать в Камышлов. По некоторым сведениям, рукоположение отца Константина совершил архиепископ Григорий (Яцковский) в 1922 году, еще до основания своего раскола. Сам отец Константин в раскол не уклонялся и после смерти владыки Григория прилежно молился о прощении его грехов, вольных и невольных. До войны семья Шипуновых жила в деревне Палкино, так как в городе им остаться не позволили. В 30-х годах случилась еще одна беда: батюшку очень сильно избили. Однажды глубокой ночью его срочно вызвали со Святыми Дарами «к больному». Но ложный вызов устроили, оказывается, обновленцы. Когда батюшка немного отошел от дома, они набросились на него с дубинками. После этого случая отец Константин уже почти не мог служить, постоянно болел.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Достойно и праведно взыщи с нас в сей жизни, но избавь вечного мучения, не лиши нас вечной блаженной жизни. Помяни нас во Царствии Твоем. Веруем и уповаем на Твое великое милосердие. Не порази нас внезапной смертью, но даруй прежде конца покаяние. Слава Богу за все, буди имя Господне благословенно отныне и до века». Пермская епархия Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь Пермской епархии – это еще одна уральская обитель, жизнь которой изначально строилась на основе святоотеческой традиции умного делания. Устроителем монастыря был человек незаурядной судьбы – архимандрит Варлаам (Коноплев). Жизненный путь его заслуживает того, чтобы рассмотреть его подробнее. Василий Евфимьевич Коноплев родился в 1858 году в семье старообрядцев. Рано выучившись грамоте, он с первых лет сознательного отношения к вере усердно занимался чтением Священного Писания и старообрядческих сочинений. Василий вырос в среде беспоповцев, но, чувствуя неудовлетворенность тем учением, которому они следовали, начал знакомиться с другими раскольническими сектами и через некоторое время перешел в австрийское согласие. Обладая прекрасным даром оратора, он многих увлек за собой, о чем всегда позже сокрушался. Но все же его дух не успокоился окончательно, оставались сомнения. Часто Василий прибегал с молитвой к Богу, прося Его открыть ему путь спасения. Не жалея ни средств, ни времени, ездил он к различным расколоучителям, много беседовал с ними о вере, бывал как в столице, так и в самых отдаленных уголках России; посещал библиотеки, чтобы в древних книгах отыскать истину. Его единственной заботой было желание познать веру правую, истинную и живую. Он даже совершенно отложил мысль о женитьбе, чтобы иметь возможность беспрепятственно заниматься своими исканиями. Беседы с православными миссионерами, и в особенности с пермским епархиальным миссионером отцом Стефаном Луканиным 78 , имели большое значение для Василия, но для полного оставления раскола ему требовалось какое-то неоспоримое доказательство. Таким доказательством стало для него знамение, данное Самим Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Богословские сочинения пытался читать без успеха, не понимал их и способен был лишь с отчаянным напряжением механически выучивать излагаемый в них материал. Вакации (латин.) — каникулы, отпуск. Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь был основан в 1891 году на Белой горе — одном из отрогов Уральских гор, в 100 км от Перми. Местные жители называли его " Уральским Афоном " . При монастыре был открыт скит во имя преп. Серафима Саровского. Цит.: Пс. 103, 6. Устав о совершении пятисотенного келейного правила различен в традициях разных монастырей. См.: Канонник. М.: Изд. отдел Моск. Патриархата, 1994. С. 581–588. 30 марта 1928 года Какое грустное время! В древности блаженные язычники знали больше, чем знал я или вообще христианские юноши моего поколения. Бывало, станешь читать творения учителей Церкви, аскетов, епископа Феофана [ 1 ] или " Добротолюбие " , и кажутся эти книги какими-то чужими, прямо-таки снотворными. Душа не находила в них ничего для себя питательного. Поэтому от чтения мало что оставалось в моей памяти. С таким вот скудным багажом, нищий душой и телом (вскорости заболел), приехал я в сопровождении отца в Казань.Отец прожил со мной в гостинице несколько дней и затем возвратился в богоспасаемую Вятку. Нелегкий крест возложил на меня Господь в Казани. Разболелись ноги, распухли, стали как бревна. Я вынужден был лечь в академическую больницу, ходил на костылях недели две. Едва я выздоровел, как начались лекции в академии, мне пришлось решать проблему поиска квартиры. Избалованный жизнью в отдельной комнате, я не мог привыкнуть к занятиям в общежитии, шумном и беспокойном. Поиски квартиры долго не увенчивались успехом, пока Господь не внушил одному арабу, по имени Александр Абишарович Жих, пожалеть меня. Он приехал в Россию с Патриархом Антиохийским из самого Дамаска, учился в Казанской академии и отличался при пламенности темперамента редкостным добросердечием. Бог расположил его сердце и ко мне, почему он и принял в устроении моей участи живейшее участие, определив меня на квартиру к одной вдове — диаконице, старушке лет семидесяти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1023...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010