Брянская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Брянской области [ править править код ] Епископская кафедра в Брянске существовала с середины XIII века, когда князь Роман Михайлович Старый, вслед за переносом столицы своего княжества из Чернигова в Брянск, сумел добиться перевода в свою новую столицу и черниговской кафедры. Брянская епархия продолжала существовать и после вхождения Брянского княжества в состав Великого княжества Литовского (1356). 22 декабря 1920 года, после создания 1 апреля 1920 года Брянской губернии, была основана и Брянская епархия. На территории епархии к моменту образования действовало более 300 храмов. Во время немецкой оккупации, территория Брянской области была включена в Смоленско-Брянскую епархию Белорусской Православной Церкви, поскольку входила в созданный оккупантами Рейхскомиссариат Остланд. В 1946 году её территория включена в состав Орловской. Епископы именовались Орловскими и Брянскими. Брянская епархия была возрождена решением Священного Синода от 26 февраля 1994 года путём выделения из Орловской епархии. Ко времени возобновления епархии в Брянской обл. действовали 84 прихода, 3 монастыря (2 мужских и женский), численность духовенства епархии составляла 105 священнослужителей. Решением Священного Синода от 29 мая 2013 года из состава Брянской епархии была выделена Клинцовская со включением обеих епархий в состав новообразованной Брянской митрополии. Населённые пункты [ править править код ] Брянск Святыни Брянской области [ править править код ] Происхождение образа Божией Матери «Споручница грешных» неизвестно. Название происходит от надписи, сохранившейся на иконе: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну...». Впервые этот образ прославился чудесами в середине 19 века. Рассказывают, что в монастырь приехала карачевская купеческая вдова Александра Почепина с больным двухлетним сыном Тимофеем. Мальчик страдал от эпилепсии и врачи ничем ему не могли помочь. Женщине увидела во сне икону Божьей Матери «Споручница грешных», которая пообещала исцелить сына. В монастыре мать отслужила иконе молебен. И мальчик выздоровел.

http://azbyka.ru/palomnik/Брянская_облас...

зимой 1355/56 г. вернулся на Русь. На обратном пути он попал в бурю на Черном м. и дал обет в случае спасения основать мон-рь. По этому обету был создан Андроников монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя в Москве. В авг. 1357 г. по приглашению ханши Тайдулы А. ездил в Орду и исцелил ее от глазной болезни. Сохранился ярлык, данный в нояб. этого года Тайдулой А., традиц. по содержанию: согласно ярлыку Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождается от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей. По позднему преданию (не получившему подтверждения при археологических раскопках), кроме ярлыка в благодарность за исцеление Тайдулы А. получил также земельный участок в Московском Кремле , занятый ордынским подворьем (или ханскими конюшнями). В Кремле в 1365 г. А. заложил каменный храм во имя Чуда арх. Михаила в Хонех и основал при нем Чудов монастырь . Согласно житию, А. вел в Орде в присутствии хана прение о вере. Во время пребывания А. в Орде здесь началась междоусобица («замятня»), вызванная болезнью хана Джанибека и его убийством, но митрополит благополучно вернулся на Русь. Отношения между Всероссийским и Литовским митрополитами продолжали оставаться напряженными. Опираясь на военные успехи Ольгерда, подчинившего своей власти к кон. 50-х гг. XIV в. Брянское княжество, ряд смоленских уделов и Киев, Роман, в нарушение условий поставления на митрополию, распространил свою власть на Брянск и первопрестольный центр митрополии (с нач. 50-х гг. XIV в. Смоленск и Брянск были вассалами великого князя владимирского). В янв. 1359 г., во время смоленско-московско-литов. военных действий, А. отправился в Киев (вероятно, чтобы заручиться поддержкой южнорус. князей), но был захвачен Ольгердом, ограблен и заточен; самая его жизнь находилась в опасности. Однако А. удалось бежать, и в 1360 г. он вернулся в Москву. В том же году, вновь нарушая условия, митр. Роман прибыл в Тверь. В 1361 г. по жалобам А. Патриарх Каллист разбирал вопрос о границах Киевской и Литовской митрополий, подтвердив условия 1354 г. За время отсутствия А. в Москве умер вел. кн. Иоанн Иоаннович, и А. оказался фактически одним из регентов при малолетнем Димитрии (род. в 1350). В этих условиях в первую половину правления вел. кн. Димитрия Иоанновича роль А., бывшая значительной уже в годы «тихого и кроткого» Иоанна Иоанновича, еще более возросла (хотя до смерти в 1365 княгини-матери традиционно сильным оставалось влияние ее брата - московского тысяцкого). Ярлык на великое княжение владимирское получил суздальский кн. Димитрий (Фома) Константинович , и юный московский князь временно лишился многих территориальных приобретений - «купели» своего деда Ивана Калиты. Возможностью нового подъема Московское княжество и его династия во многом обязаны А., связавшему с ними судьбу митрополии и использовавшему в их интересах свой авторитет Первосвятителя. Это был глубоко осознанный выбор, сделанный задолго до регентства при кн. Димитрии Иоанновиче.

http://pravenc.ru/text/81755.html

Помимо таких причин, вызывавших движение и исчезновение из монастыря рукописей, были невзгоды, уничтожавшие монастырское имущество – пожары и неприятельские нашествия. Так в 90 (1583) году, на день Сретения Господня, литовские люди пришли безвестно к городу Брянску, и как Брянск, так и монастырское строение, образа, книги, ризы, сосуды и всякую казну, и жалованные грамоты и всякие крепости монастырские отчинные сожгли. Монахи из монастыря бежали в лес душою, да телом, только унесли с собой чудотворный образ Пречистой Богородицы Печерской. Это разорение, произведённое витебским воеводою Пацем долго хранилось в памяти Свенской обители и оставило след в записи на Синодике 1664 г. 81. Был осажден монастырь самозванцем в 1607 г. В 1664 г. января в 9 день, приходили под Брянск крымские ратные люди и стояли «в дому Пречистыя Богородицы, в конец разорили монастырь и церкви пожгли». Царем Федором Алексеевичем Свинский монастырь дан был в управление Киево-Печерской Лавре. Управление это (1681 – 1786 г.г.) не могло благоприятно отразиться на состоянии библиотеки. Лавра заботилась только о своих имуществе, иных интересах; до поддержания библиотеки ей дела было мало. По этому вкладов рукописями за это время нет: поступали только богослужебный книги, по преимуществу потные обиходы киевского распева. Есть указания, что Лавра брала рукописи в свою библютеку. В 1768 г. Из Лавры предписано было выслать книгу «описание начала Свенского монастыря, о находящейся в нём чудотворной Богоматерней иконе подлинной и о содержании при том монастыре». Правитель Свинского монастыря иеромонах Иустин послал в Лавру «Сказание о зачатии Пречистые Печерскые и великих чудотворцов Онтоние и Феодосии печерских Свинского монастыря в граде Брянске пять поприщ на низ Десны реки», писанное уставом в XVI в. Рукопись эта, важнейшая в Свинской монастырской библиотеке, осталась в Лавре 4 . Затребован был в Лавру из Свинского монастыря «Студийский Устав» – и послан был «Сборник Уставов», писанный полууставом 4°, на 301 л.,– вклад одного из древнейших вкладчиков в Свинский монастырь старца Макария Малого, записанного жертвователем, книг в Вкладной книге ранее всех других вкладчиков – в 1544 г. Запись на этой книге – «Устав, сиречь главы» сделана старцем Макарием в 1569 г. 5 Здесь мы встречаемся с другою из лучших рукописей Свинского монастыря. Переходили рукописи в Лавру и без официальных требований и письменных отметок; некоторые рукописи поступали в частную собственность наместников Свинского монастыря из иеромонахов Лавры, напр. Модеста Ильницкого, и от него переходили в другие места. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

В летописях, как то в Русск. времен. 1790 (1; 260, 261), Никон. списке (IV, 192, 193), продолжен. Нестора (стран. 190) древ. летоп. 1775 (11, 120) сказано: «В лето 6898(1390) прииде на Москву из Царя-града Киприан митрополит, а с ним приидоста два митрополита грочанина, Матфей адрианопольский и Никандр гайянский. Тогда приидоша с ним на епископии свои на Москву те два митрополита и на епископии свои епископи русскии: на Ростов прииде Феодор епископ, ему же дает патриарх во Царе-граде архиепископию, на Суздаль Евфросин архиепископ, на Чернигов, на Брянск» (новое доказательство, что это одна епархия) «Исаакий архиепископ, на Рязань Ерем епископ, на Туров Феодосий епископ». Дело было так: 13 апреля 1389 года митрополит Пимен, сопровождаемый святителями земли русской, в том числе и Исаакием, епископом черниговским, из Москвы отправился в Константинополь. Владыки, проводив Пимена до реки Дона, возвратились в свои епархии. Но сей митрополит, не достигнув Царя-града скончался в Халкидоне; почему Киприан от патриарха бесспорно был признан митрополитом всея России. Когда чрез Киев Киприан возвращался 1390 года из Константинополя в Москву, то российские архиереи, хиротонисанные Пименом, опасались, что Киприан не утвердит их в архиерейском сане, потому что Пимен обманом получил в Царе-граде посвящение в митрополита. Почему еще на пути архиереи с покорностию встречали Киприана и, утвержденные им в архиерейском сане, вместе с ним въехали в столицу северной России. В таком смысле наши летописи, описывая это прибытие Киприана в Москву, выразили то утверждение архиереев от Киприана: «приидоша на епископии свои епископи русские, в том числе – на Чернигов и Брянск – и Исаакий. Карамзин в Истории Росс. Госуд. (V по Эйнерлингу, стран. 67) говорит, что Исаакий Черниговский весной 1389 года, на отпуск российских архиереев, поехал с Пименом в Константинополь. Но это не справедливо: в этом путешествии Пименовом, описанном от очевидца, сопровождавшего сего митрополита в Царь-град, и напечатанном в Никоновом списке (IV, 158–184) и древн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Солнцево. Церковь Никиты мученика. Успенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Никиты мученика Год постройки:Между 1797 и 1798. Архитектор:Попов Ссылки:   Адрес: Адрес: 302523 Орловская обл., Орловский р-н, Образцовский с/с, с. Солнцево Координаты: 52.95603, 35.89455 Проезд:Церковь расположена в селе Солнцево Орловского района справа в 200 метрах от автотрассы Орел-Брянск. Само село находится в 14 км от автостанции Орел. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Из Писцовых книг 1594-1595 и 1647 годов известно, что Никитский церковный приход в с. Солнцево является одним из древнейших в Орловском районе. Постоянное поселение на месте современного села возникло еще раньше - вскоре после основания Орловской крепости в 1566 году. В то время церковь располагалась на другом месте, на высоком берегу реки Орла (сегодня - Орлика), в полутора километрах от того места, где она находится сейчас. Село тогда называлось Никитским " на Крутой горе " . В Писцовой книге дается описание и первоначальной деревянной Никитской церкви: " Погост на царя и великого князя Федора Ивановича всех Русии (т.е. земле), на реке на Орле, а на погосте церковь великого мученика Христова Никиты, древянна, клецки (1), а в церкви образы и свечи, и книги, и всякое церковное строение приходных людей " . Село Никитское стояло рядом с большой дорогой из города Карачева в город Орел. Осенью 1607 года по этой дороге туда и обратно прошли отряды Лжедмитрия II, бесславно пытавшегося взять Брянск. В 1615 году по ней же трижды ураганом пронесся отряд шляхтича Александра Лисовского. В это время село Никитское разделило участь тысяч русских сел и деревень, оно было разграблено и сожжено, уничтожена была и клецкая церковь (1). Тем не менее, вскоре после " литовского разорения " церковь заново отстроили (согласно Писцовой книге 1647 года). Село Никитское с деревянной церковью Св. Великомученика Никиты упоминается в ведомости церквям Орловского уезда за 1734 год. В конце XVIII века древний деревянный храм был разобран и на средства помещика князя Д.М.

http://sobory.ru/article/?object=06899

486. Василий Пантелеймонович, князь Карачевский, единственный сын Пантелеймона Мстиславича, князя карачевского ), в некоторых родословных пропущевого, правнук св. Михаила Всеволодовича, князя черниговского 138). Летопись именует его однажды, повествуя, что он убил своего дядю, Андрея (Адриана) Мстиславича, князя козельского (звенигородского, 334), в Козельске, 23 июня 1339 г. – Потомства у него ие видно. 487. Василий Романович 487. Василий Романович, князь брянский (по летописи: дебрянский), один (неизвестно, который по старшинству) из двух сыновей Романа Глебовича, князя смоленского ), от брака с неизвестной. О времени и месте его рождения сведений нет; если верить летописцам польским (напр. Даниловичу), привял своего зятя (мужа сестры) Льва Юрьевича (Георгиевича), князя луцкого ), бежавшего к нему, в Брянск, после взятия Любартом, князем литовским, соседняго Луцку Владимира-Волынского, .в 1320 г.; по разсказу того же летописца Даниловича, ходил с племянником своим (внучатным, т. е. троюродным), Святославом Ивановичем, князем смоленским ), на помощь Киеву против Гедимина, великого князя литовского, разбит на р. Ирпени и бежал в Брянск, в 1321 г,–Никаких других сведений о нём нет – Примечание. Некоторые считают этого князя Александровичем , так как он у летописцев польских именуется без отчества . Но Василий Александрович брянский 427), по нашим летописям, ум. в 1314 г. А за Львом Юрьевичем (Георгиевичем) владимиро-волынским ), по некоторым известиям, была-дочь Романа Глебовича. 488. Василий Романович 488. Василий Романович, первый удельный князь белевский, старший из трех сыновей Романа Семеновича, князя новосильско-одоевского ), от брака с неизвестной, правнук св. Михаила Всеволодовича, князя черниговского 138). – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XIV в. п, качав собою род князей Белевских , угасший в XVI в., оставил одного сына, Михаила белевского ). 489. Василий Романович 489. Василий Романович, удельный князь сугорский, младший из двух сыновей Романа Михайловича, удельного князя белозерского ), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в XIV в. и, от брака с неизвестной, оставил пятерых сыновей: Юрия (Георгия), последняго удельного князя белозерского ), Афанасия, родоначальника существующих князей Шелешцянских 376); Семена, князя кемско-сугорского ), Ивана, первого удельного князя Карголомского 809), и Константина, князя белозёрского ), в большей части родословных пропущеного. – Примечание. Князь Василий сугорский, по мнению Карамзина и г. Соловьева, был сыюм не Романа Михайловича, а его брата Федора Михайловича. Но все родословные, начиная с так называемой Бархатной книги» (впрочем, обильной недосмотрами) и кончая приложенной к самому сочинению Карамзина считают князя Василия сугорского – Романовичем. 490. Василий Романович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Социально-нравственная реабилитация наркозависимых, алкозависимых и их родственников. Проводятся групповые и индивидуальные занятия: три раза в неделю (вторник, четверг, суббота) для зависимых, два раза в неделю (среда, пятница) для родственников зависимых. Для участия в программе необходима предварительная запись по телефону. Регулярно проводится профилактическая работа в учебных заведениях города в виде лекционно-тренинговых занятий. Руководитель – председатель Правления Андрей Владимирович Алейников, социальный педагог Лариса Александровна Алейникова Количество постоянных подопечных: 30 Адрес: 241037, Брянская область, г. Брянск, ул. Профсоюзов, д. 22 Телефон: +7 (910) 331–41-91 Региональная общественная организация «Благо», г. Брянск  Действует при Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни п. Пчела. Занимается просветительской работой по профилактике зависимого и рискованного поведения в обществе. Действует программа «Ладья», направленная на формирование ценностных ориентиров у подростков 13–17 лет. Оказывается психологическая помощь алкозависимым, наркозависимым и ВИЧ-инфицированным, приезжающим на реабилитацию в монастырь. Руководитель – председатель Виктория Афонина, координатор Елена Михайловна Северина Духовник иеромонах Диомид (Кузьмин) Адрес: 241050, Брянская область, г. Брянск, пр. Ленина, д. 10 б, офис Телефон: +7 (4832) 66–59-32, факс: +7 (4832) 66–59-32 Владимирская область Православный реабилитационный центр на подворье Свято-Успенского мужского монастыря с. Большелучинское  Оказывается помощь в трудоустройстве, организации ночлега, духовное окормление алкоголезависимых и наркозависимых. Руководитель иеродиакон Силуан (Карев) Количество постоянных подопечных: 8 Адрес: 601800, Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Большелучинское Православный реабилитационный центр для нарко- и алкоголезависимых, с. Гришино  Действует при Свято-Покровском храме с. Гришино. В центре проходят реабилитацию молодые люди от 20 до 40 лет с алкогольной и наркотической зависимостью.

http://azbyka.ru/zdorovie/gruppa-trezvos...

http://bryansk-eparhia.ru/news/ Церковь организована в 1824 году в приспособленной деревянной постройке бывшего подворья Петропавловского монастыря вместо прежней сгоревшей, стоявшей на ином месте. Вместе с ней сгорел весь церковный архив, и историю памятника покрыла тьма неизвестности. Известно только, что храм этот стоял на берегу Десны, на этом месте был устроен каменный столб. В 1896-1899 гг. церковь значительно перестроена с организацией Покровского (освящен в 1898 г.) и Никольского (освящен в 1899 г.) приделов и приобрела вид обложенного кирпичом сложного в плане одноэтажного здания, увенчанного невысоким шатром с луковичной главой на тонком барабане. Четырёхъярусная колокольня стояла отдельно. В течение четырех лет благодаря деятельности строительного комитета, особенно священника Василия Горохова и почетного гражданина Якова Ивановича Широкова, храм села Городища на средства прихожан не только был расширен, но и почти весь заново перестроен. Выразительная композиция безусловно производила яркое впечатление. Впечатление усиливалось постановкой церкви на высоком берегу реки, что позволяло занять храму господствующее положение над широким деснянским простором в преддверии Брянска. В главном алтаре сначала был поставлен иконостас из сгоревшего деревянного храма. В 1850 году этот иконостас заменили на новый. В 1900 году иконостас был вновь устроен и освящен. Прихожанами особенно чтилась икона Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . По преданию, эта икона явилась на берегу Десны на месте, которое называлось " Благовещенским рогом " . Благовещенская церковь разделила трагическую судьбу многих тысяч своих сестер в угоду бесновавшегося атеизма. Закрыта в начале 1930-х гг., использовалась под школу, парикмахерскую, склад, типографию, гараж. Основная часть разрушена в 1950-х гг., остатки здания разобраны в апреле 1971 году. Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов./[сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012 Исторических данных об образовании прихода села Городища нет никаких, известно только, что приход этот существовал в XVIII ст. Название свое село получило от находящегося близ него, на берегу Десны, кургана («городища»), известного теперь у местных жителей под именем «Чашки».

http://sobory.ru/article/?object=18078

Мою сердечную радость делил со мною и муж мой. А свекор?.. Господь посетил его в это время холерою, он страшно мучился, только стонал, ничего не мог высказать, и часов через шесть скончался. Жаль было старика, каков бы ни был он, все же близкий родной, мужа моего отец, и между тем умер в упорном заблуждении... Но за одним горем – новое горе: холера разразилась и над мужем моим. Три дня он, бедный, тяжко страдал, но, слава Богу, в эти три дня испытания он успел раскаяться, присоединившись к православной церкви, и умер, напутствуемый святыми тайнами... Так стала я горькою вдовою. Для меня только и осталось на земле две радости: сын лет тринадцати, да дочь помоложе его. Сына отдала я в Брянск для приучения к торговле, но там он чрез два года умер. Каждый знает, чего стоит потеря сына для матери и притом матери-вдовы! Обливаясь горькими слезами, отправилась я из деревни в Брянск, чтобы выплакать горе свое над могилою, в которой сокрыт был дорогой для меня прах. Но где же выплакать все горе? К утешению своему, я узнала, что тут, в Брянске, устраивается женский монастырь, и вот решилась я вместе с дочерью остаться здесь, чтобы искать утешения в Боге, и Господь исполнил мое желание. Так Он, милосердый, зовет нас к Себе неведомыми путями». («Воскр. день» 1897 г., 22). 5. Исцеление слепой Бог есть потребность скорбящего сердца, – говорилось в старой философии. Эта истина основана на психологическом, на душевном опыте. Известно, что в счастии человек легко забывает Бога, в несчастии же, наоборот, вспоминает Бога и забывший Его. Самый стон скорбящей души, самый вопль боли, ею испускаемый, самое чувство беспомощности, естественно рождающееся в минуты невзгоды внешней и неисходной тоски внутренней, все это невольно обращает очи страждущего к небу, с верою ли, без веры ли. Самое безверие тогда естественно стремится переродиться в веру, самая безнадежность невольно окрыляется хотя слабою надеждою, увлекаясь естественным и невольным желанием выбиться из тоски и отчаяния, избавиться от душевно-телесной боли, устранить от себя грозу смерти, отвратить от себя, как наиболее противный и возмутительный, безысходный мрак смерти вечной, понимать ли ее как муку вечную, или же как вечное уничтожение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации. Территория - 34,9 тыс. кв. км. Центр: Брянск. География. Б. о. расположена на юго-западе европ. части России в центре Восточно-Европейской равнины. Граничит на западе с Белоруссией (Гомельская и Могилёвская области), на юге - с Украиной (Черниговская и Сумская области), на востоке - с Курской и Орловской областями, на севере - со Смоленской и Калужской областями Российской Федерации. Через Б. о. протекает р. Десна, леса занимают ок. 40% территории региона. Население: 1399,8 тыс. чел. (1 окт. 2002). Национальный состав: 96% - русские, ок. 2% - украинцы, 1% - белорусы, ок. 1% - др. национальности. Адм. устройство. Брянская губ. была образована 1 апр. 1920 г., в 1929 г. вошла в новоучрежденную Западную обл. (с центром в Смоленске), с 1937 г. в составе Орловской обл. 5 июля 1944 г. из зап. районов Орловской обл. образована Б. о. В состав области входят 27 районов, 16 городов, 29 поселков городского типа. Религия. К янв. 2003 г. в Б. о. было зарегистрировано 211 религ. орг-ций (из них 137 входят в РПЦ), отдельные религ. общины существуют без регистрации. Церковь в честь Преображения Господня в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Церковь в честь Преображения Господня в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Русская Православная Церковь . Территория Б. о. совпадает с территорией Брянской и Севской епархии РПЦ (кафедральный город - Брянск). В епархии действуют 130 приходов, 4 муж. ( Свенский в честь Успения Пресвятой Богородицы , севский во имя Св. Троицы , Площанский Казанской иконы Божией Матери , брянский во имя свт. Николая ) и 3 жен. ( брянский во имя апостолов Петра и Павла , Одрин во имя свт. Николая , севский в честь Воздвижения Креста ) мон-ря. Первоначально территория совр. Б. о. входила в состав Черниговской епархии , учрежденной в кон. X в. или в 1024-1036 гг.; с 1215 г. ее епископы носили титул «Черниговские и Брянские». В 1246 г.

http://pravenc.ru/text/153531.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010