в 1495), Ильинский Мокрый в «Прусском заполье» (женский, ныне в черте Вел. Новгорода; как монастырь впервые упом. под 1496), старорусский Космодамиановский (мужской, на р. Полисть, близ г. Ст. Русса, ныне Старорусский р-н; упом. в писцовой книге 1497/98 г.), Успенский (женский, в Ст. Руссе; упом. в писцовой книге 1497 г.), Полистский Николаевский (мужской, на левом берегу Волхова, при впадении в него р. Полисть, ныне территория кладбища поселка при ст. Волхов Мост Чудовского р-на; известен с 1499), Скнятин Введенский (первоначально женский, с кон. XVII в. известен как мужской, ныне урочище Шкнятино Солецкого р-на; существовал в 1528), Молочковский Успенский (мужской, ныне дер. Молочково Солецкого р-на; известен с 1539), Подлютовский (под Лютовой горой) Воскресенский (мужской, на р. Ниша, в 3 км от совр. дер. Зайцево Крестецкого р-на; документально известен с 1555), Боровенская Гордеева Михаило-Архангельская пуст. (мужская, ныне дер. Боровно Окуловского р-на; известна с 1562), Волок-Держковский Николаевский (мужской, на правом берегу Мсты, ныне дер. Волок Боровичского р-на; известен с 1581), Медовский Воскресенский (первоначально мужской, в 1-й пол. XVIII в.- женский, ныне урочище Медово Холмского р-на; известен с 1582), Оскуйская Преображенская пуст. (мужская, ныне урочище Спасо-Оскуйский Погост Маловишерского р-на; известна с 1583), Космодамиановский на Поле (мужской, ныне территория дер. Нов. Деревня Новгородского р-на; известен с кон. XVI в.), Миголощинская в честь Владимирской иконы Божией Матери пуст. (мужская, ныне дер. Миголощи Хвойнинского р-на; известна с 1595), Симеонова Троицкая пуст. (мужская, ныне дер. Семёновщина Валдайского р-на; существовала в 1598), Вельевская Галилейская Троицкая пуст. (мужская, ныне дер. Велье-Станы Демянского р-на; основана патриархом Никоном в сер. XVII в.), Крутецкий Николаевский (мужской, ныне дер. Мякишево Хвойнинского р-на; существовал в сер. XVII в.), Менюшский Троицкий (мужской, на берегу Каменского оз., ныне дер. Менюша Шимского р-на; основан в сер.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

XII. Архангелогородская епархия 1. Антониев Сийской. мужской 6 каменн. церк., 7 прест., 3 дерев., 3 прест. В Двинском уезде, при озере Михайлове, на речке Сии. 2. Архангельский Двинской. мужской 3 церк., 3 прест. По Двине реке, от г. Архангельского 2 в. 3. Богословский. мужской 2 церк., 4 прест. Важеского уезда, при р. Ваге от г. Ваги, именуемаго Шенкурска 15 в., от г. Архангельска 400 в. 4. Верхопаденгская Николаевская пустынь. мужская 2 церк., 2 прест. Важеского уезда, при речке Паденге, от г. Ваги, именуемаго Шенкурска, 60 в. 5. Верхопежемская пустынь. мужская 2 церк., 3 прест. При речке Пежеме, Важеск. уезда, от Верховажского посада 40 в. 6. Веркольский. мужской 3 церк., 3 прест. В Кеврольском уезде, от Архангельска 300 в. 7. Дружинина пустынь. мужская 1 церк., 2 прест. Важеск. уезда, Кокшенгской четверти, при речке Кокшанге, оте Шенкурска 200 в. 8. Кандалажский. мужской 1 церк., 1 прест. Кольского уезда, при губе морской Кандалажской, от г. Архангельского в 1000 в. 9. Красногорский. мужской 1 каменн. церк., 1 прест., 2 деревянных, 2 прест. В Двинск. уезде, в Волокопенежской десятине, по Пенеге реке, на месте, именуемом на Красной горе, от Холмогор. в 90 в. 10. Маркушевский. мужской 2 церк., 3 прест. Важеского уезда, при р. Маркуше, от г. Ваги, именуемаго Шенкурско, 230 в. 11. Макарьевская пустынь. мужская 1 церк., 2 прест. Важеск. уезда, при озере Мое, от г. Ваги 16 в. 12. Николаевский Корельский. мужской 2 каменн. церк., 3 прест., 2 деревянных, 2 прест. В Двинском уезде, на устье Двины, при Окияне море, от Архангельска в 30 в. 13. Печенгская пустынь. мужской 2 церк., 3 прест. В Важеск. уезде, при р. Печенге, от г. Шенкурска 20 в. 14. Пертоминская пустынь. мужская 1 каменн. церк., 1 прест., 1 дерев., 2 прест. В Двинском уезде, подле Окияна моря, при Унских рогах, от г. Архангельского во 100 в. 15. Соловецкий. мужской 5 каменн. церк., 13 прест., за монастырем 1 дерев. церк., 1 прест. Во отоце Окияна моря, на острову, от г. Архангельского морем в 300 в. 16. Севтренской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

3) КЕЛЬИ; 4) ОГРАДА. Настоятельство с самого учреждения монастыря Игуменьинское. Золотоношский Красногорский монастырь Полтавской Епархии упразднённый мужской. См. Красногорский Золотоношский. Зоринская или Заринская пустынь Упразднённая мужская. Находилась в Тверской Епархии, в Старицком уезде. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов было за ней только 10 душ крестьян. Зосимова или Изосимова пустынь Упразднённая и в приходскую церковь обращённая мужская. Находилась в Московской Епархии в Клинском уезде, на левом берегу реки Малой Сестры, от города Клина к западу в 44 вёрстах и принадлежала к Воскресенскому Новый Иерусалим именуемому монастырю. Зосимо-Савватиевская Оханская пустынь Упразднённая мужская. Находилась в Вятской Епархии при селе Оханске, что ныне уездный город Пермской губернии. Зосимо-Савватиевская Устюжская или Великоустюжская пустынь Упразднённая ещё до Штатов 1764 года. Находилась бывшей Устюжской, а ныне Вологодской Епархии в Устюжском уезде, от города Устюга к северу в 15 вёрстах, на нагорном правом берегу реки Двины. В этой пустыни настоятельство было Игуменское. По переписным книгам 7186 года за ней написано было 22 двора; а по Генеральному свидетельству 1722 года – 118 душ мужского пола, земли 30 четвертей, да сенокоса на 3.096 пудов. Ныне церковь монастырская осталась приходской. Зосимо-Савватиевская Дружинина пустынь Мужская. См. Дружинина Зосимо-Савватиевская. Зубовская Николаевская пустынь Мужская упразднённая при Штатах 1764 года. Находилась в Вологодской Епархии в Вельском уезде, от Вологды к северу в 135 вёрстах. Когда и кем была строена, неизвестно; но существовала ещё в половине XVII столетия с настоятельством Строительским. Здания все были деревянные. По упразднению же церковь сия обращена в приходскую селения Зубовского и определён Священник с одним причтом, которые имеют во владении 110 десятин монастырской земли. 18 Боярин этот весьма много устроил храмов и в Новгороде; между прочим, и монастырь, по имени его называемый Сырков. Гвагнини пишет, что он всех 12 монастырей построил своим иждивением, и снабдил их доходами. Он замучен Царём Иваном Васильевичем во время последнего сего пришествия в Новгород. См. Gviagnini Veronensis. Descriptio Moscoviae.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Иваново-                                       Саратовская               –  52 Вознесенская        –  54                Тамбовская                –  41 Костромская         –  72                Орловская                  –  78 Тверская                –  94                Курская                      –  68 Московская           –  36                Харьковская              –  98 Тульская                –  61                Полтавская                – 124 Нижнегородская  –  68                Екатеринославская   –  92 Симбирская          –  47                Донская                      – 97 Таганрогская         –   36               Крымская                   –  44 Уфимская              –   28               Черниговская                        –  78 Минская                –  49                Одесско-Херсонская – 191 Бобруйская            –  29                Могилевская              –  61 Смоленская           –   62               Всего:        2691 благодуховенства 1962 монашествующих 3447 монахинь и послушниц ИТОГО:     8100 жертв В связи с изъятием церковных ценностей в 1922 г. расстреляно и замучено духовных лиц разного звания. Имена убиенных (без подробных данных): Протоиерей Порфирий Амфитеатров (Белоруссия). Архимандрит Августин (намест. Ор. мон.). Игумен Гервасий (Брянск. Усп. Свенского мон.). Иеромонах Герасим (Брянск. Усп. Свенск. мон.). Послушник Антоний (Брянск. Усп. Свенск. мон.). Протоиерей Иосиф Смирнов (Костром, епар.). Протоиерей Павел Дернов и чада его (г. Елабуга). Священник Павел Кушников (Новг. епар.). Священник Петр Покрывалов (Тульск. епар.). Священник Феодор Афанасьев (Орл. епар.). Священник Михаил Чафранов (г. Севастополь). Священник Владимир Ильинский (Костром, епар.). Священник Василий Углянский (Симфероп. епар.). Священник Константин Снятиновский (Влад. епар.). Диакон Иоанн Касторский (Костром, епар.). Иеромонах Нектарий (Иванов). Иеромонах Матвей (Олейник). Архимандрит Николай (Орлов), ректор Пензенск. дух. семинар. Иоанн Перебаскин, смотритель Солиг. дух, училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

13. Священноисповедник Николай, Митрополит Алма-Атинский (Могилевский; +1955, память 12/25 октября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). В 1919-1920 гг. был Епископом Стародубским, викарием Черниговской Епархии. Город Стародуб в настоящее время входит в состав Брянской Епархии. 14. Священномученик протоиерей Александр (Левицкий; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 15. Священномученик протоиерей Митрофан (Корницкий; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 16. Священномученик протоиерей Варлаам (Попов; +1937, память 25 ноября/8 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 17. Священномученик иерей Стефан (Грачев; +1938, память 25 января/7 февраля и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 18.Священномученик иерей Алексий (Тютюнов; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 19. Священномученик иерей Иоанн (Никольский; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 20. Священномученик иерей Корнилий (Удилович; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 21. Священномученик протодиакон Серафим (Василенко; +1937, память 30 сентября/13 октября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Благоверные князья: 22. Благоверный князь Давид Черниговский (+1123, память в Соборе Всех Святых, в земли Российской просиявших). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества. 23. Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский Чудотворец, в Ближних пещерах (+1143, память 14/27 октября и в Соборах Волынских, Печерских, Печерских в Ближних пещерах почивающих и Тульских Святых). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества. 24. Благоверный великий князь Игорь Черниговский и Киевский, страстотерпец (+1147, память 19 сентября/2 октября, 5/18 июня ив Соборе Тульских Святых). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества.

http://pravicon.com/info-1882

Брянск. Собор Воскресения Христова. Собор. Действует.   Престолы: Воскресения Христова Год постройки:1741. Адрес: Россия, Брянская область, г. Брянск, пр-т Ленина, д. 58 Координаты: 53.24961, 34.37235 Проезд:Проезд троллейбусами 3, 4, 10 до остановки " Площадь Революции " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История Воскресенского храма связана с существованием в Брянске Воскресенского девичьего монастыря. Возникновение этого древнейшего монастыря относится, по-видимому, к XV — XVI вв., когда примыкавший к крепости посад начал активно развиваться. Документы XVII века свидетельствуют о том, что Воскресенский монастырь в этот период был экономически бедным и даже нуждался в помощи других монастырей. Вначале в нем были два храма, Воскресенский и Вознесенский, и 20 монашеских келий. Впоследствии оставался только Воскресенский храм. В самом начале XVIII века в монастыре происходило бурное каменное строительство, что свидетельствует об улучшении его экономического положения. Вскоре построен новый каменный храм в честь Обновления храма Воскресения Христова. В 1706 году в ходатайстве в Патриарший казенный приказ игумения монастыря Капитолина просила освятить этот храм, построенный незадолго до того. Последовал указ об освящении храма, в феврале 1706 года был выдан Антиминс. Однако вслед за кратким периодом расцвета последовало упразднение монастыря, разобран недавно построенный храм. Такой поворот в его судьбе был вызван событиями, связанными с Северной войной. В восстановленном Воскресенском монастыре, имевшем лишь один деревянный храм (1713 год), в 1738 году началось возведение каменного Воскресенского храма. Окончание строительного периода приходится на 1741 год. Одновременно с главным Воскресенским престолом, был устроен придел во имя Святых мучеников Гурия, Самона и Авива. В марте 1766 года Воскресенский монастырь был упразднен. С этого времени Воскресенский храм стал приходским. В 1843 году был устроен придел во имя Святого мученика Андрея Стратилата, сооружена колокольня, расширенная в нижней части во второй половине XIX века. По воспоминаниям старожилов, после возникновения в 1922 году «обновленческого» раскола, храм был поделен между Православными и обновленцами. В июле-августе 1937 года православные клирики храма, в том числе и Священномученик протодиакон Серафим Василенко, были арестованы и вскоре расстреляны. В храме продолжали служить священник-обновленец и обновленческий «Архиепископ» Брянский Владимир Досычев. Но и они в конце 1937 — начале 1938 годов были арестованы и расстреляны. Вероятно, после этого храм был закрыт. До начала фашистской оккупации использовался как комбинат бытового обслуживания, сапожная мастерская; в 1940 году сломана колокольня и купол, надстроен второй этаж. Богослужения возобновились в годы войны. К 1985 году храм полностью восстановлен в первоначальном виде.

http://sobory.ru/article/?object=00657

Королевич, отступя от Москвы, пошел к Троицкому монастырю, но на требования сдачи архимандрит и келарь с братиею велели бить из наряда по польским войскам. Королевич отступил и стал за 12 верст от монастыря в селе Рогачеве. Гетман Сагайдачный прямо от Москвы отправился под Калугу и на дороге взял острог в Серпухове, но крепости взять не мог. В Калуге точно так же он успел выжечь острог, но в крепости от него отсиделись. Королевич распустил своих людей в галицкие, костромские, ярославские, пошехонские и белозерские места, но в Белозерском уезде поляки были настигнуты воеводою князем Григорием Тюфякиным и побиты. Между тем уполномоченные – Новодворский, Лев Сапега и Гонсевский занимали Сватково, в 10 верстах от Троицкого монастыря. Приехавши в монастырь, Шереметев послал в Сватково Солового-Протасьева спросить уполномоченных литовских о здоровье и пригласить на съезд; Сапега и Гонсевский отвечали Протасьеву с сердцем, что посланников их, Христофора Сапегу с товарищами, великие послы в Москве задержали долго и вымогли на них неволею, что искони вечный лучший северский город Брянск оставили в своей стороне к Московскому государству и написали в своем перемирном образцовом списке за Брянск Попову Гору, а они такого города, Поповой Горы, не знают и не слыхивали; также у Велижской волости рубежей не описали. Протасьев отвечал, что за Брянск уступлено три города: Серпейск, псковский пригород Красный да в Северской стране город Попова Гора, да еще Велижская волость. Лев Сапега сказал на это: «С вами нам теперь об этом говорить нечего, станем говорить с вашими великими послами, как будем на съезде». Протасьев отвечал: «Только вам, великим послам, то конченное дело начинать теперь сызнова, то царского величества великие послы, сверх того договора, о чем с вашими посланниками договорились и уложили, ни о чем с вами говорить не станут». Гонсевский продолжал с сердцем: «Я сам в Пскове бывал и псковские пригороды все знаю, в Красном не только что города, давно и закладни никакой нет, все пусто». Потом литовские послы начали говорить, чтоб на другой день с обеих сторон съехаться дворянам и разыскать съезжего места да чтоб людей было при съезде по 100 человек конных да 50 пеших с каждой стороны. Лев Сапега прибавил: «Как вы приедете к вашим великим послам, то поговорите о нас, чтоб они нам прислали рыбки». Протасьев отвечал: «К великим послам рыбы никакой из городов за вашими литовскими людьми к Москве не прихаживало ниоткуда».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Брянский Горне-Никольский мужской монастырь ЖМП 6 июнь 2019 /  22 ноября 2019 г. 15:59 Брянск — Севск — Карачев: паломничество по главным святыням Брянскую епархию не отнесешь к землям, сильно исхоженным православными паломниками. Тем не менее маршруты как для индивидуальных, так и для групповых туров здесь можно составить очень интересные и весьма насыщенные. Предлагаем свой вариант, включающий областную столицу и два райцентра. PDF-bepcuя Брянск Троицкий кафедральный собор с деревянной церковью в честь Новомучеников и исповедников Брянских. Пр-т Ленина, 58. Веб-сайт: http://kafedralny.ru. Расстояние между зданиями: 50 м. Здание прежнего Покровского кафедрального собора, находившегося на теперешней улице Калинина, сильно пострадало в Великую Отечественную войну. В начале 1960-х годов его разрушили, но осталась древняя колокольня. Были предложения реставрировать ее и передать музею, но 20 июля 1968 года по решению местной власти колокольню взорвали. Разбор руин собора и колокольни продолжался до 1974 года, теперь это место занято киноконцертным залом «Дружба». Нынешний Троицкий кафедральный собор возводился в 2000-е годы по иници­ативе управлявшего тогда епархией епископа Феофилакта. Освящен Святейшим Патриархом Кириллом в 2012 году. Святыни: рака с мощами святого благоверного князя Олега Брянского в правом приделе, мощевик с 33 частицами святых Русской Церкви. Важное из истории храма: между собором и деревянной церковью — 80-метровая коло­кольня «Пересвет» с одноименным 16-тонным главным благовестником. Рядом — памятник герою Куликовской битвы святому иноку Александру Пересвету. Воскресенская церковь (относится к кафедральному соборному комплексу). Пр-т Ленина, 58. Расстояние от кафедрального собора: 100 м. Тел.: +7 (4832) 74-34-69. Исторически — соборный храм девичьего монастыря. В современном виде возведен в 1741 году. Четверть века спустя монастырь был упразднен, и с того момента церковь функционирует как приходская. Богослужения возобновлены в период немецкой оккупации. С 1991 года до освящения Троицкого собора здесь располагалась кафедра управлявших епархией архиереев.

http://e-vestnik.ru/analytics/palomniche...

Брянск. Петро-Павловский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Древнейшую обитель Брянского края – Петро-Павловский монастырь города Брянска – можно сравнить с краеугольным камнем Православной веры на Брянской земле. Монастырь был основан в 1275 году и на протяжении веков почитался верующими, в особенности это было связано с пребыванием в нем Святых мощей его основателя – Преподобного благоверного князя Олега Брянского, который сочетал служение государственного мужа с монашеской аскезой, и удалившись от княжения, заботился о своем народе молитвой и милостыней. При императрице Екатерине II обитель была лишена всех вотчин и угодий, постепенно пришла в упадок и в 1830 году была упразднена. Однако по прошению градского Брянского общества и ходатайству местных купцов Ивана и Козьмы Семыкиных, пожертвовавших средства на восстановление обители, для вдов, девиц и сирот, монастырь был восстановлен как женский на правах общежития. Многое для обители сделали Брянские меценаты братья Могилевцевы. К 1917 году в Петро-Павловской обители было два храма - соборный Введения во храм Пресвятой Богородицы и надвратный Святого пророка Божия Илии, семь каменных с деревянным верхом корпусов (в их числе странноприимный дом и больница) и 30 деревянных флигелей-келлий. Хозяйство было немалым и состояло из фруктового сада, скотного двора, лугов, земельных наделов и лесных угодий. Имелись рукодельня, иконописная и чеканная мастерские, церковно-приходская школа. В обители тогда было около 200 сестер. В июне 1923 года монастырь был закрыт. В Ильинском храме устроили рабочий клуб, затем кинотеатр имени Демьяна Бедного. В середине 70-ых этот храм разрушили, на его месте стоит ныне гостиница «Брянск». Введенский храм был разграблен и занят губернским архивом. Ограда и почти все строения обители, в том числе фонтан, устроенный братьями Могилевцевыми, были разрушены. Сохранилось здание монастырской больницы, которое занимает кожно-венерологический диспансер, и несколько домов-келлий. От кладбища, на котором были погребены и известные жители города, уцелело лишь несколько могил. Неизвестно, где находятся святыни обители: два деревянных резных образа Святителя Николая и такой же образ Великомученицы Параскевы. В 1944 году возобновилось приходское Богослужение в Введенском храме. В начале 30-х годов, по благословению Брянского архиепископа Даниила (Троицкого) были обретены и вновь погребены под Алтарем Введенского храма во избежании поругания от безбожных властей мощи Преподобного князя Олега.

http://sobory.ru/article/?object=07767

О святом Поликарпе в Брянске сохраняется немало преданий, как о суровом подвижнике и строгом судии. Ему именно приписывается изречение, что город Брянск будет ни сыт, ни голоден и с тоски и печали весь разойдется. Соборный диакон Соколов, ныне умерший, с особенным страхом всегда рассказывал, как он однажды, будучи в бурном настроении, в гневе, с криком выходил из собора и возле предполагаемого места погребения преподобного увидел старца-монаха, который сказал ему: «Чего ты кричишь и сердишься на этом святом месте? Смотри, я Поликарп. Ты будешь наказан за бесчинство». Старец скрылся. Испуганный и растерявшийся диакон поспешно бросился с соборной горы и долго не ходил возле того места, где видел таинственного старца. Однако строгий подвижник был милостив к тем, кто смиренно просил его предстательства у Бога, почему и прославлен был чудотворцем уже через сорок лет после своей кончины. Не оставляет он своим покровительством и до наших дней тех, кто приходит с должным молитвенным расположением к честной гробнице его. Записано несколько случаев исцелений по молитвам преподобного Поликарпа. Так, в начале шестидесятых годов XIX века из Петрограда приезжала дочь местного помещика Клавдия Петровна Гурова, неизлечимо больная. Однажды во сне является ей в монашеской мантии старец, показывает церковь на горе и говорит: «Иди в Брянск, помолись в этой церкви — и будешь здорова». По приезде в город больная тотчас узнала, что она во сне видела брянский собор, попросила отслужить здесь молебен преподобному Поликарпу и выздоровела. Крестьянка деревни Лбов Карачевского уезда Евдокия Петровна Донцова долгое время страдала расслаблением всего тела. По совету благочестивых людей она была приведена мужем в брянский собор. Больную внесли на руках муж и двое односельчан и положили на лавку. Здесь провела она всю литургию, а потом была исповедана, приобщилась Святых Таин и слушала молебен преподобному Поликарпу. Она усердно молилась, и во время молебна на нее возложен был крест от вериг преподобного. Было это в первой половине июня 1900 года, и с того времени здоровье Донцовой начало быстро улучшаться. Через неделю она снова приезжала в Брянск на богомолье, а в сентябре была еще раз и слушала благодарственный молебен за свое исцеление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010