17 июня – нижняя граница датировки, дата, позже которой Никон не мог составить челобитную, – 9 августа – известна из текстов допросов монастырской братии приставом С. Шайсуповым: в этот день в связи с новыми обвинениями патриарха Никона в адрес бывшего игумена Афанасия о присвоении продуктов, оставленных Никоном в монастыре в 1652 г., пристав потребовал у новопоставленного архимандрита Афанасия и келаря Пафнутия документы, подтверждающие наличие в Ферапонтовом монастыре лишних запасов хлеба; испугавшись допросов по жалобам Никона, бывший игумен Афанасий и житничий старец Иов в ночь с 9 на 10 августа сбежали – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 2, л. 100. Поскольку Никон не упоминает об этом событии, челобитная не может быть написана позже 9 августа. (л. 97) Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу. Бьет челом богомолец твой, смиренный Никон патриарх . В прошлом, государь, во 160 (1652)-м году по твоему, великого государя, указу и по благословению святейшаго Иосифа, патриарха Московскаго и всеа Росии, посылан я, Никон патриарх , а тогда я был митрополитом, в Соловецкой монастырь по мощи святаго исповедника и мученика Филиппа митрополита. А как я из Соловецкаго монастыря поехал с мощьми, и буду на Онежском устье, и в то время от тебя, великого, государя, ко мне, Никону, патриарху, гонец, Алексей Еропкин, с твоим, государевым, указом, чтоб мне, Никону, нигде ни мешкав, ехать к Москве И у меня, Никона патриарха , в то время были запасы немалые – твое, великого государя, жалованье и святейшаго Иосифа патриарха благословение: хлебные запасы, мука белая, ржаная и крупичатая ржаная, мука пшенишная белая и мука крупичатая пшенишная же, и сухари ржаные и пшенишные, и крупа грешневая, и пшено толченое, и крупа овсяная, и толокно, и солод, и столовые запасы, рыба – белуги астраханские и казанские и теши, и спины вялые, и солоная, и прутовая семга, и всякая запасная рыба волская и ноугороцкая, и масла коровьи, и постные всякие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И Мануйло, забыв совсем про государственную дверь, начал рассказывать, как всегда; чтобы выходило правдивее, по-своему, мерно раскачиваясь. Издалека начал Мануйло: Речка Черная и речка Белая – две сестры, Черная речка скорее сбегает в Пинегу, И оттого Белая сестра сильно спешит. Есть маленькая птичка на севере, и у птички маленькие лапки. По берегу Черной речки бегает птичка. Речка сбегает, и на песке остается от лапок строчка, За целый день на берегу Черной речки целая страница. А на Белой речке вода прибывает, и тоже бегает птичка. Но каждая строчка на Белой уходит под воду. И все оттого, что Черная сестра спешит. И Белая еще больше спешит и хочет нагнать сестру свою. – Можно дальше, Михаил Иванович? – спросил Мануйло, – вы слушаете? – Очень хорошо, – ответил Калинин, – очень люблю. Ты, Мануйло, поэт! Только скажи, куда ты ведешь? – Веду я, – ответил Мануйло, – сначала на Пинегу. Там на слуде стоит монастырь. Пятнадцать верст не доедешь – И видко! И пятнадцать верст переедешь – Все видко! Под высокий берег уходит вода, И под землей идут карбасы, А наверху зеленые пожни, На пожнях люди косят, – До чего высокий берег! Обрывы и скалы! Красные и белые гривы: Из белого жгут известь, Из красного детям свистульки. А в воде много рыбы. И есть рыба лох, икра у лоха крупная. – Вы слушаете, Михайло Иванович? – Милый мой, – ответил Михаил Иванович, – ты настоящий сказочник, и мне после нашей правды так хорошо отдохнуть. Мануйло от этой похвалы чуть-чуть смутился и сказал: – Нет, Михаил Иванович, – ошибаетесь, это у меня так выходит, а я сам всей душой хочу сказать правду истинную, для того и говорю, чтобы слушали и верили. – Правду истинную! – повторил Михаил Иванович, – а ты знаешь, что это есть правда истинная? – Знаю, – ответил Мануйло, – это есть слово такое. И, увидав, как изумился Михаил Иванович, стал подробно рассказывать, как лежал он в лазарете с Веселкиным и как Веселкин в отрывном календаре прочитал, что сказано там о будущем: Россия всему миру скажет новое слово, и слово это будет правдой.

http://predanie.ru/book/221325-osudareva...

Основная цель челобитной – убедить царя в недостоверности представленных ему документов и добиться расследования («Милосердый государь царь... вели, государь, своему... стольнику князю Самойлу Никитичю Шайсупову Ферапонтова монастыря игумена Афонасия и служебных старцов, казначеев и житников, и подкеларников, и сушиленных, и хлебенных по той их выписке допросить, кому они имянем ту казенную рухлядь и хлебные, и сушиленные, и огородные многие запасы, и печеных по хлебу на день на меня давали. А я, богомолец твой, сам у них казенные их рухляди и из житниц хлебных запасов, ржи, овса, ячмени и муки ржаные и овсяные и пшенишные, и солодов, и круп, и толокна ис сушил, и с огороду запасов не имывал» – л. 45), ее источник – «роспись» хозяйственного содержания – объясняет детальность, строгий документализм повествования, наличие в тексте дат, цифр и имен. Никон строит повествование на основе сравнения данных из документов игумена Афанасия 1 («да у них же, государь, в выписке», «да в их же, государь, выписке», «да в их же, государь, ложной челобитной»), и результатов своих собственных подсчетов. Такой способ изложения делает повествование сухим, предельно точным, убедительным и в определенной степени экспрессивно-эмоциональным. Несмотря на то, что к началу августа 1673 г. проверка расходов Ферапонтова монастыря на содержание Никона была закончена, патриарх Никон продолжал настаивать на наказании игумена Афанасия I: 9 августа он послал царю новую жалобу на бывшего игумена 16, л. 97 – 98). Никон вспомнил, как в 1652 г. по пути из Соловецкого монастыря он по договоренности с игуменом Афанасием 1 «для ради лехкости» передвижения оставил в Ферапонтовом монастыре запас продуктов, и теперь, спустя более 20 лет, требовал выяснить, куда они делись, и «роспрошат» бывшего игумена об излишках хлебных запасов в Ферапонтовом монастыре, обнаруженных во время проверки 978 . Тот же принцип – подробное перечисление всех видов продовольственных запасов – положен в основу построения и этой челобитной: «И у меня, Никона патриарха , в то время были запасы немалые – твое, великого государя, жалованье и святейшаго Иосифа патриарха благословение: хлебные запасы, мука белая, ржаная и крупичатая ржаная, мука пшенишная белая и мука крупичатая пшенишная же, и сухари ржаные и пшенишные, и крупа грешневая, и пшено толченое, и крупа овсяная, и толокно, и солод, и столовые запасы, рыба – белуги астраханские и казанские и теши, и спины вялые, и солоная, и прутовая семга, и всякая запасная рыба волская и ноугороцкая, и масла коровьи, и постные всякие. И, идучи мимо Ферапонтова монастыря, для ради лехкости оставил я тот запас в Ферапонтове монастыре при бывшем игумене Афонасии» 16, л. 97).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да я же, богомолец твой, в прошлом во 160 (1652)-м году по твоему, государеву, указу посылан в Соловецкой монастырь по Филипповы мощы, и мне дан запас твой, государеве, немалой: ржаная мука и пшенишная мука белая и крупичатая, и крупа всякая, и рыба – белуги и осетры, и семга, и провеслая рыба всякая. И блаженныя//(л. 103) памяти Иосифа патриарха запас немалой же даван мне хлебной и столовой. Да и ноугороцкого запасу было со мною немало же. И как из Соловков с мощми шол мимо Ферапонтова монастыря, и тот запас за подводами оставил я в Ферапонтове монастыре при том же игумене Афонасии. А он игумен Афонасей тот запас неведомо, где подевал. Да в нынешнем же, государь, во 181 (1673)-м году августа в день Ферапонтова монастыря игумен Афонасей з братьею послали к тебе, великому государю, челобитную зарушную на бывшаго келаря Макарья Злобина во многих ево обидах и разорении монастырском. Милостивый, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй меня, богомольца своего, вели, государь, в том в лишном приписном запасе и в оставленом моем запасе в Ферапонтове монастыре во 160 (1652)-м году, и по челобитной того Ферапонтова монастыря игумена Афонасия з братьею на бывшаго келаря Макария Злобина свой, великого государя, милостивой указ учинить. Приложения Л. 101 ...истощих алчным, жадным, странным, нагим, босым, в темницы... – Евангельская реминисценция; ср.: Мф. 25:35 – 36. «Приидете благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира, взалках бо ся, и дасте ми ясти»... – Мф. 25:34 – 35. «Всякому просящему у тебе дай» – Лк. 6:30 . А в память блаженныя памяти государя царевича и великого князя Алексея Алексеевича... – Царевич Алексей Алексеевич скончался 17 января 1670 г. Л. 102 ...я один жил с попом... – Поп Варлаам, который приехал с патриархом в Ферапонтов монастырь. а На обороте первого столбца почерком, которым составлен весь документ, сделана запись об адресате Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу. Здесь же помета о получении челобитной, сделанная почерком, отличным от основного 182 (1673)-го[года] октября в 4-й день. Б Слово между строк. 18.Благодарственное письмо патриарха Никона царской семье (24 ноября 7 декабря)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При церкви находится церковный, двухэтажный дом для причта и училища. Но так как нижний этаж, от сырости, пришел в ветхость, то причетники квартиру себе нанимают. Приход Ремядский граничит с Чудским озером и с приходами: Кобыльским, Маслогостицким, Моцким, Озерским и Курокшинским. В нем есть сельцо Лихардово и 31 деревня. Из деревень, ближайшие к погосту (1–3 версты): Ремда, Сычево, Воронино, Гребенево, Ветери, Болдырево, Голодуша, Заболотъе, Гоногляги и Пустошь; более отдаленные: Карповшина – в 16-ти верстах, Исаковшина – в 19-ти, Боровин, Федоровшина, Анеситьево и Лудва – в 25-ти верстах; остальные деревни: Горки, Колы, Пископово, Нажаровье, и Лугитино – расположены в 4–5 верстах. Всех прихожан по клировым ведомостям 1883 года муж. пола 689, женск. 1021. Прихожане занимаются хлебопашеством, заготовкою леса по рекам Ремде и Желчи и по Чудскому озеру; гонят смолу, обжигают уголь; иные возят на лодках товары во Псков, Дерпт и др. места. Грамотность развита в слабой степени. Земская школа заведена в 1883 г. Кроме общих праздников уважаются день Пророка Илии и Ильинская пятница. Часовень в приходе 5-ть: во имя Воздвижения – в Ветерях, во имя Петра и Павла – в Колах, Покрова – в Боровине, Троицы–в Лудве, Илии–в Пископове. Есть несколько насыпей, которые считаются могилами Шведов и Литвы. Попечительство открыто в 1871 году. 39. Николаевская церковь в Музовере Музоверский погост находится в 60 верстах от Гдова и в 50 от железнодорожной станции «Белая». В 3 верстах от церкви есть казенный сосновый лес – Юхновская дача. В версте течет сплавная река Люта, извилистая и быстрая. В 3 верстах есть два небольших озера, в которых ловится лещ и мелкая рыба. Погост называется „Музовер» по ближайшей деревне. По преданию, здесь, около 200 лет тому назад, была деревянная церковь Преображения, с приделом св. Николая. Когда она сгорела, то деревни ее были распределены по другим приходам. На месте тогдашнего кладбища находится селение Музовер. Церковь вновь выстроена по причине отдаленности здешних мест от приходской Лосицкой церкви. Храм освящен в 1866 г. местным благочинным, во имя Николая Чудотворца. Антиминс освящен 19 сентября 1865 года митр. Исидором. Храм деревянный. Длина его 7 саж., – ширина и высота 4 саж.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Да под тою ж пустошью озеро Юрьево, под Юрьевскою горою, в длину в пол третье версты (т. е. 2 1/3, принимая тогдашнюю версту в 1,000 сажен, составится теперешних 5 верст), поперег 2 версты; а рыба в нем ловитца мелкая. А ныне на той пустоши устроен монастырь вновь, а в монастыре церковь Живоначальные Троицы, да другая церковь Пречистые Богородицы Введение, да у той же церкви придел великих чудотворцов Зосимы и Савватия, обе деревянные, клетцки. А в церквах образы и сосуды церковные, и ризы и книги и всякое церковное строение матери царя Михаила, Государыни великие старицы, иноки Марфы Ивановны и иных вкладчиков. А в монастыре же 4 келье брацких, в них живут священник, да старцев двадцать четыре человека, а строит тот монастырь Соловецкаго монастыря постриженник, старец Демьян со 134 (1626) году. А с тое пустоши в Государеву казну оброк платят в Великом Нове городи Водлозерскаго погоста крестьяне, с ыными пустовыми деньгами вместе, с выти по осмнадцети алтын, по полу пяте денги, которые пустовые выти пашутца из оброку. А жилые деревни к тому монастырю не подошли. А от того монастыря жилье – деревни верст с шездесят и больши» 23 . В этом описании не упоминается только ограда, но в нем означено число братства, число сравнительно очень значительное, особенно если принять во внимание такой короткий срок времени существования монастыря. Но обратимся к «житию...» «Потом же в некое время старцу Дамияну стоящу на обычной молитве в келлии своей и виде столп от земли до небес, яко же медь белая, у столпа же того висят ключия, а по нем идут много братии и, ины по сему столпу восходят по ключию до небес, и небеса им отверзаются и свет велий объя их, и паки затворяются; а овии восходят по столпу до небес, и овии иноцы до половины столпа и паки падают на землю и воставше от земли восходят паки на столп и по нем идут». «И посем братиям собравшимся и оскудению бысть хлебу велику в монастыре и всякой потребы взяти негде: от мирских людей удалено и, непроходим путь летним временем и злонужный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Минобразования утвердило список 100 книг для внеклассного чтения Москва, 21 января 2013 года Министерство образования и науки России направило в региональные министерства и комитеты образования окончательный список из 100 книг, которые рекомендовано использовать школьникам для внеклассного чтения, об этом сообщает сайт ведомства . Перечень сформирован на основе предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Минкультуры России, Минрегиона России, Российской академии наук, Российской академии образования, а также заинтересованных общественных организаций. Участвовать в голосовании могли и все желающие через интернет. В список в числе прочего вошли роман Михаила Булгакова «Белая гвардия», романы Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», «Темные аллеи» Ивана Бунина, повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу», повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», роман Федора Достоевского «Идиот», «Пастух и пастушка» и «Царь-рыба» Виктора Астафьева, стихотворения Николая Гумилева и Роберта Рождественского, рассказы и повести Людмилы Петрушевской, произведения Владимира Набокова «Дар» и «Защита Лужина». Список включает не только художественные произведения, но также книги по культуре и истории. В перечне, например, присутствует книга Александра Горянина «Россия. История успеха» (в двух томах), книга Юрия Лотмана «Беседы о русской культуре», « " Слово о полку Игореве " и культура его времени " Дмитрия Лихачева и другие. Предложение создать список книг для внеклассного чтения выдвинул Владимир Путин перед президентскими выборами. Весной 2012 года был составлен перечень из 5 тысяч предложенных книг на основании проведенных опросов, из него рабочая группа выбрала сотню произведений. Перечень предназначен для внеклассной и внеурочной работы с учащимися. СПИСОК 100 КНИГ 21 января 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/58877.html

Арсении, авторе Летописи, его нелюдимстве и неровности характера, об Аскоченском и отношениях его к цензуре, об издателе «Рассвета», еврее, к которому и согласились вместе съездить. – В девять часов отправился к И. П. [Ивану Петровичу] Корнилову; и то еще было рано, застал у него одного барона Эренбурга, обратившегося в Православие чеха, ныне киевского помещика; мало-помалу собрались гости, все больше лысые или седые, – ученые или служащие по Министерству народного просвещения. Между прочими были Князь Павел Петрович Вяземский, 30 брат поэта и дядя жены графа Шереметева, – поэт Полонский, служащий цензором, опять Александр Львович Апухтин, Василий Васильевич Григорьев, П. И. Савваитов , П. А. [Петр Андреевич] Гильтебрандт и прочие. Говорили в разных группах разное: князь Вяземский – об иконописи, Полонский – нечто из своей жизни, Апухтин – о Польше и о том, что там скоро опять будет восстание (распоряжение его о «форме» в Варшавском университете, наполовину недосказанное и послужившее причиною волнения студентов)… Часов в двенадцать сели за закуску – два блюда – жаркое и желе, для меня – рыба – веселый разговор старых университантов, – на мой вопрос Григорьеву о спиритах Бутлерове и Вагнере, рассказ его о Дале, – о том, как Бутлеров и Вагнер только утверждают, что «что-то» есть, и исследуют. Вернулся домой в половине третьего, когда уже время было отворять ворота к утрени. 27 генваря 1880. Воскресенье Утром с о. Исаиею отправились в Мраморный дворец к обедне. По приезде он стал совершать проскомидию, а я осматривал Дворец: ротонда, где посредине яшмовая ваза, – направо парадная столовая, – зала, где на хорах певчие спевались к литургии, налево – семейная комната, несколько зал с книгами и коллекциями монет и медалей, – сад и белая зала, где посреди орган и каждую пятницу бывают концерты, – модели судов, разных машин, пушек, – оружие (плеть, которую разбойник убивал до смерти, штык, которым в Риме часовой убил бешеного быка и прочее), вещи, поднесенные Великому Князю: два гусара, кадет с штурвалом – серебряные группы, – каменные пресс-папье и прочее до бесконечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Безхлебицын Василий Яковлев, 1646 г., Казань Безчастный кн. Петр Дмитриевич Ростовский, 1520 г.; Безчастный Василисов [см. Василисовы], помещик, 1608 г., Нижний Новгород Безюля Савва, посадский человек, 1625 г., Зарайск Бекерин Алексей, таможенный дьячок, 1640 г., Можайск Бекет , Бекетовы : Иван Григорьевич Бекет Вельяминов, мелкий землевладелец, конец XV в., Переяславский уезд; Нехай [см. Нехай] Васильевич Бекетов, 1517 г., Дмитров; Бекет Дедевшин [см. Дедевша], сын боярский старицких князей, 1530 г.; Мокий Бекетов, крестьянин, 1555 г., Белоозеро [см. Скугорины, Топорищев] Беклемиш , Беклемишевы: Михаил татарин князей Ширинских, от него – князья Мещерские; Фе дор Елизарович Беклемиш, вторая половина XIV в., родоначальник фамилии Беклемишевых [см. Берсень, Долгая Сабля, Змей, Кантан, Киринбей, Козел, Куроед, Миха, Муха, Слеза, Спячий, Хрен, Чебыка, Черет, Шок, Щепоть, Щулеп, Ялец] Ср. в Москве Беклемишева стрельница Кремля и несколько селений Беклемишевых в Московском и Переяславском уездах Бекляш ( Беклеш ), Бекляшовы : Иван Тимофеевич Беклеш Загряжский [см. Загряжские], конец XV в.; в XVI в. и позже Бекляшовы (Беклешовы) на поместьях в Пскове и Ржеве Пустой Бекорев Поздяк [см. Поздяк], посадский человек, 1620 г., Тверь Бектышевы ( Бехтышевы ): Никифор Еремеевич Бектышев, 1622 г., Кашин Белава , Белавины : Артемий Белава, скоморох, 1560 г., Новгород; Невзор [см. Невзор] Иванович Белавин, 1578 г.,. Москва; Тугарин Русинов [см. Тугарин, Русин] и Никита Сергеевич Белавины, 1603 г., Новгород Белая Гузица кн. Семен Федорович Стародубский, вторая половина XV в. [Ср. Белогузов] Белелюбские, вторая половина XVI в. и позже в Рязани Беленихин Семен Иванович, 1596 г., Мещовск Беленицын Севрюк [см. Севрюк], помещик, 1590 г., Арзамас Беленков Кузьма Борисович, 1628 г., Мценск Белеут , Белеутовы : Александр Андреевич Белеут, боярин великих князей Дмитрия Донского и Василия Дмитриевича; от него – Белеутовы [см. Жихарь, Клуша, Рябчик] Ср. селение Белеутово под Москвой Белеот – рыба, язь (Даль). Ср. Белоутов

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

«Домашнее чтение» его было разнообразно, и состояло из книг догматических, нравственно-аскетических и исторических. Для сего требовал он к себе из Кириллова монастыря вдруг по многу книг, и часто переменял их на новые 96 . Замечательнейшие из них были (перечисляем, эти книги по порядку, в каком они стоят в росписях и отписках пристава): Евангелие воскресное толковое, торжественник постный, Ефрем с Лествицею, Григорий Богослов 97 , опять Григорий Богослов , летописцы: Греческий: Киевский и Русский, и Библия , опять Ефрем Сирин 98 , Беседы евангельские, Апостол толковый, Псалтирь толковый большой «перевода Максима Грека », Хронограф, Никон великий 99 , Соборник цветной, Маргарит 100 , При требовании сих книг он иногда замечал в своих росписях (впрочем, не собственною его рукою писанных) «хотя и «письменные (книги), токмо добрые» 101 . Из «хозяйственных» занятий любимейшим у него было рыболовство, за которое он принялся вскоре по прибытии в Ферапонтов монастырь, к чему, конечно, много располагала его и самая природа тамошняя, более всего богатая водами и рыбными ловлями, и особенно положение монастыря сего, который стоит на берегу живописного озера Бородавскаго, изобильного крупною белою рыбою, В первый год ловили рыбу «про его обиход» вероятно, в этом самом озере, люди и неводом Ферапонтова монастыря, в другой и следующие большею частью Кирилловские 102 . Ловля производилась не одним неводом, но и удами, которых иногда ставилось в р. Шексне для перемету вдруг до 600 уд 103 , также ботальными сетями 104 , и мережами 105 . Рыба ловилась не только крупная белая и. красная, но и мелкая «молевая, неводом с частою «матицею» 106 . Рыболовные снасти иногда делались дома у него; для чего он требовал себе из Кириллова монастыря мочал липовых возами, по несколько пудов пеньки 107 , конопля, льну, пряжи 108 , ужищ 109 . Некоторые из потребностей сего рода, как то: лодку, колтуши и веревки к неводу покупал и на свой счет 110 , и за последними посылал, даже в Вологду своего келейного старца на подводе Кириллова монастыря 111 . Для распоряжения рыбною ловлею на р. Шексне в пожалованной ему Государем тоне он, обыкновенно, отправлял своих старцев 112 , и строго наблюдал за верностью их. При перемещении патриарха Никона в Кирилловский монастырь оказалось, что в Ферапонтове наполнено им было живою рыбою несколько прудов его «нового строения», и старых монастырских, из которых патриарх Иоаким велел посылать к нему в Кириллов, сколько ему надобно 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/o-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010