Узнай меня, мать, своего странника». После этого мать его зарыдала и спрашивает его: – «Как тебя зовут?» – « Рашид » [храбрый], – отвечал он. – «Раз говори, другой раз слушай, Рашид, – сказала она: – своими речами ты изрезал сердце мое в куски. Нынешнюю ночь я во сне видела, что на голове моей волосы побелели, а вот уж семь лет я ослепла от слез: скажи мне ты, который имеешь его голос, когда мой сын придет?» И дважды со слезами она повторила ему просьбу. Напрасно он называл себя ее сыном, но она не верила, и спустя несколько времени просит он: «Позволь мне, матушка, взять сааз и идти, я слышал, здесь близко есть свадьба: сестра меня проводит; я буду петь и играть, и всё, что получу, принесу сюда и разделю с вами». – «Не позволю, – отвечала старуха; – с тех пор, как нет моего сына, его сааз не выходил из дому». – Но он стал клясться, что не повредит ни одной струны, – «а если хоть одна струна порвется, – продолжал Ашик, – то отвечаю моим имуществом». Старуха ощупала его сумы и, узнав, что они наполнены монетами, отпустила его; проводив его до богатого дома, где шумел свадебный пир, сестра остал у дверей слушать, что будет. В этом доме жила Магуль-Мегери, и в эту ночь она должна была сделать женою Куршуд-бека. Куршуд-бек пировал с родными и друзьями, а Магуль-Мегери, сидя за богатою чапрой [занавес] с своими подругами, держала в одной руке чашу с ядом, а в другой острый кинжал: она поклялась умереть прежде, чем опустит голову на ложе Куршуд-бека. И слышит она из-за чапры, что пришел незнакомец, который говорил: «Селям алейкюм: вы здесь веселитесь и пируете, так позвольте мне, бедному страннику, сесть с вами, и за то я спою вам песню». – «Почему же нет, – сказал Куршуд-бек. Сюда должны быть впускаемы песельники и плясуны, потому что здесь свадьба: – спой же что-нибудь, Ашик [певец], и я отпущу тебя с полной горстью золота». Тогда Куршуд-бек спросил его: «А как тебя зовут, путник? – „Шинды-Гёрурсез [скоро узнаете]“. – „Что это за имя, – воскликнул тот со смехом. – Я в первый раз такое слышу!“ – „Когда мать моя была мною беременна и мучилась родами, то многие соседи приходили к дверям спрашивать, сына или дочь бог ей дал: им отвечали – шинды-гёрурсез (скоро узнаете).

http://azbyka.ru/fiction/ashik-kerib-mih...

  Исадан сорав алына 66 Эртен болгъанда, халкъны тамазалары, баш дин къуллукъчулар ва дин алимлер жыйылып, Исаны ягьудилени оьр мажлисине гийирелер. 67 Сонг: – Сен Месигь бусанг, айт бизге, – дейлер. – Эгер сизге айтсам, инанмажакъсыз. 68 Эгер сизге сорасам, Магъа жавап бермежексиз. 69 Гьалиден сонг буса, Мен, Инсанны Уланы, Аллагьу-Тааланы онг ягъында олтуражакъман, – деп жавап бере Иса. 70 Олар бары да: – Буса Сен Аллагьны Уланысан дагъы? – деп сорай. – Сиз оьзюгюз де айтдыгъыз чы, – деп жавап бере Иса олагъа. 71 – Бизге дагъы не шагьатлыкъ тарыкъдыр? Ону авзундан биз оьзюбюз эшитдик чи! – дейлер олар.     23   Иса Пилат гьакимни алдында 1 Шо заман олар хозгъалып, Исаны Пилат гьакимни янына алып баралар. 2 Исаны айыплама башлап: – Биз Бу Адам ягьуди халкъны тюз ёлдан чыгъара, Румну пачасына ясакъ бермекни гери ура ва Оьзюне Месигь деп ва пачаны атын къоя туруп тапдыкъ, – дейлер. 3 – Сен ягьудилени пачасымысан? – деп сорай Пилат Огъар. – Оьзюнг айтып бердинг чи! – деп жавап бере Иса огъар. 4 Пилат баш дин къуллукъчулагъа ва халкъгъа: – Мен Бу Адамны такъсыргъа тартар йимик бир айыбын да тапмайман, – дей. 5 Амма олар бек къаныгъып: – Бу Адам, бютюн Ягьудеяда Оьзюню уьйретивюн яйып, халкъны хозгъап тура. Галилеядан башлап гьали мунда да гелген, – дейлер.   Гьиродну дуваны 6 Галилеяны гьакъында эшитип, Пилат: – Иса галилеялымы дагъы? – деп сорай. 7 Иса Гьиродну вилаятындан экенни билгенде, Ону Гьиродну янына йибере. Шо гюнлерде Гьирод оьзю де Ерусалимде болгъан. 8 Исаны гёрюп, Гьирод бек сююнюп гете. О кёпден Исаны гёрме сюйген, Ону гьакъындан кёп эшитген ва Ондан бир аламат гёрмеге къастлы болгъан. 9 Гьирод Огъар кёп соравлар бере, амма Иса огъар гьеч жавап бермей. 10 Баш дин къуллукъчулар ва дин алимлер буса, токътап, Ону бек айыплай. 11 Гьирод буса асгерлери булан, Исаны хорлап ва иришхат этип, уьстюне яхшы аба да гийдирип, Ону къайтара Пилатны янына йибере. 12 Шо гюнден башлап Пилат да, Гьирод да бир-бири булан къурдашлар болуп къалалар. Ондан алда буса оланы арасында душманлыкъ болгъан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  Финикиялы къатынны иманы 24 Ондан чыгъып, Иса Сур ва Сайдан деген топуракълагъа бара. Мунда О бир уьйде токътай ва онда Оьзюн гиши таныгъанны сюймей, амма яшынмагъа бажарылмай. 25 Оьзюню гиччи бир къызъяшыны ичине жин гирген бир къатын, Исаны гелгенин эшитип, шоссагьат гелип Ону аякъларына баш ура. 26 О Сурия Финикиясында тувгъан бир ят къатын болгъан. О къызындан жинни къуваласын деп, Исагъа ялбарып тилей. 27 Иса огъар: – Бир алдын яшланы ашдан тоймагъа къой. Яшланы ашын алып, итлеге бермек тюз тюгюл, – дей. 28 – Я Раббим! Итлер де тепсини тюбюнде яшлардан къалгъан аш увакъланы ашай чы, – деп жавап бере къатын. 29 – Сёйлеген бу сёзюнг учун парахатынга уьюнге барма боласан, сени къызынгдан жин чыкъды, – дей Иса огъар. 30 Къатын уьюне гелгенде, къызны жинден къутулуп, тёшекде ятып турагъанын гёре.   Къыйынлача сёйлейген сангыравну сав этив 31 Сур топурагъындан чыгъып, Иса Сайданны ичинден Оншагьар деген ерни ортасындан таба дагъы да Галилея кёлню ягъасына геле. 32 Ону янына сангырав ва къыйынлача сёйлейген бир адамны гелтирелер ва огъар къолун тийдирсин деп тилейлер. 33 Ону адамлардан ари тайышдырып, Иса бармакъларын бу адамны къулакъларына сугъа ва тюкюрюп ону тилине тие. 34 Сонг кёкге багъып къарап, кюстюнюп, огъар: «Эффата!» Демек, «Ачыл!» – дей. 35 Шоссагьат ону къулакълары эшитеген болуп къала ва къыйынлача сёйлейгени тайып, тап-таза сёйлемеге башлай. 36 Иса олагъа шуну гьакъында биревге де айтмасын деп бувара. Амма бек буваргъан чакъы, бу хабарны дагъы да бек яялар. 37 Адамлар бу ишге оьтесиз бек тамаша болалар ва: – О бары да затны яхшы эте. Гьатта сангыравланы эшитеген эте, сёйлеп болмайгъанланы буса сёйлете! – дейлер.     8   Дёрт минг адамны тойдурув 1 Шо гюнлерде дагъы да бир кёп халкъ жыйыла ва олагъа ашама зат болмай. Иса, якъчыларын янына чакъырып, олагъа булай дей: 2 – Адамлагъа языкъсынаман. Мени янымда турагъаны муна уьч гюн бола, олагъа ашама зат ёкъ. 3 Оланы ашамагъан кююнде уьйлерине йиберсем, олар ёлда гьалсыз болурлар. Оланы бирлери буса йыракъдан гелген.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

– Я Рабби Иса, Сен мени ругьумну ал! – деп тилей. 60 Сонг, о тизлеринден чёгюп, гючлю сес булан: – Я Рабби, бу гюнагьы учун олагъа такъсыр этме, – дей. Шону да айтып, Стефан жан бере.     8 1 Савул да Стефанны оьлтюрюлмеклигине рази бола. Шо гюн Ерусалимдеги Исаны якъчыларына къаршы бек уллу гьызарланыв башлана. Элчилерден къайрылары барысы да Ягьудеяны ва Самарияны якъ-ягъына чачылышып гетелер. 2 Бир-бир динагьлю адамлар, Стефанны гёмюп, огъар бек къычырып йылап яс этелер. 3 Савул буса Исаны якъчыларына къаршы ябушув башлай ва уьйден уьйге гирип, эренлени ва къатынланы сюйреп чыгъарып, туснакъгъа тыгъа.   Элчилер Самарияда Сююнч Хабарны билдирелер 4 Исаны къувалангъан якъчылары, къайда барса да, бары да ерлерде Аллагьны каламын билдирелер. 5 Филип, Самариядагъы бир шагьаргъа гелип, ондагъылагъа Месигьни гьакъында билдирмеге башлай. 6 Филипни сёйлейгенине ва гёрсетеген муъжизатларына къарап, халкъ огъар тергевлю кюйде тынглай. 7 Шо жинлер жинли адамланы бир кёплеринден бек яман аваз этип, акъырып чыгъа, тербенип болмайгъан хыйлы аврувлулар ва акъсакълар сав болалар. 8 Бу шагьарда уллу сююнч бола. 9 Самарияда тезден берли сигьручулукъ булан машгъул болуп, бу шагьарны халкъын тамашагъа къалдырагъан Симон деген бир адам болгъан. Оьзю этеген сигьрулар булан макътанып, о оьзюн уллу бир адам деп гьисап эте болгъан. 10 Лап гиччиден лап уллугъа ерли бары да халкъ огъар тамаша болгъан. «Бу адамда Аллагьны уллу къудраты деп айтылагъан къудрат бар», – деп сёйлей. 11 Адамлар огъар кёп замандан берли сигьрулары булан оьзлени тамаша этегени саялы тынглайлар. 12 Аллагьны гьакимлиги ва Иса Месигьни гьакъындагъы Сююнч Хабарны билдирген Филипге инангъанда, бир кёп эренлер булан къатынлар, сувгъа чомдуртуп, оьзлени Аллагьгъа тапшурта. 13 Симон оьзю де иман сала ва сувгъа чомдуртуп, оьзюн Аллагьгъа тапшурта. Филип этеген муъжизатланы гёрюп ва уллу гючге тамаша болуп, ону артындан айрылмай юрюй. 14 Самарияны халкъы Аллагьны гьакъындагъы хабарны къабул этгенин эшитгенде, Ерусалимдеги элчилер оланы янына Петерни ва Югьанны йиберелер. 15 Мунда гелгенде, олар иман салгъанлагъа Аллагьны Ругьу берилсин деп дуа этелер. 16 Неге тюгюл де, иман салгъанланы, Раббибиз Исаны аты булан сувгъа чомдуртуп, оьзлени Аллагьгъа тапшуртгъан буса да, оланы бирине де Аллагьны Ругьу берилмеген болгъан. 17 Петер ва Югьан оланы уьстюне къолларын салалар ва олагъа Аллагьны Ругьу бериле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Закрыть itemscope itemtype="" > Юнус-бек Евкуров рассказал как сегодня обстоят дела в Ингушетии 22.06.2016 404 Юнус-бек Евкуров рассказал правду об Ингушетии Насколько актуальна для Северного Кавказа угроза международного терроризма? Есть ли в Ингушетии сторонники ИГИЛ и как их выявляют? Как власти помогают молодежи реализовываться? Какие проекты в Ингушетии сегодня самые привлекательные для инвесторов? Как складываются отношения с соседними республиками? Как можно монетизировать природные и исторические красоты Ингушетии? На эти и другие вопросы отвечает глава Республики Ингушетия Юнус-бек Евкуров. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2016/iyun/22/yu...

Последний отдел выпущенного сборника особенно интересен: „Хотите вы“, говорит Маликов, „чтобы тюркская нация жила? Хотите вы, чтобы она прогрессировала? Хотите вы, чтобы она была образованной и цивилизованной? – Дайте ей один общетюркский язык“. Автор этой статьи – некий Сулейман-Бек-Абдурахман Бек Заде по поводу соображений Меликова делает следующее замечание... „Ах, какие прекрасные слова! Ах, какие возвышенные мысли! Какие возвышенные идеи! Какая великая истина!..“ Возвращаясь к содержанию учебника, изданного Балаханским мусульманским благотворительным обществом, не входя в подробный разбор его содержания, нельзя не отметить, что помещённые две биографии упомянутых мной националистов уничтожают всякую возможность допущения названного руководства даже в частные мусульманские мектебы. В биографии, например, Хасана Бека Меликова, написанной учителем правительственного Бакинского шести-классного городского училища, Джафаровым, приведены выдержки и рассуждения Меликова, заимствованные автором статьи из издававшейся в конце 70-х годов Хасан Бек Меликовым газеты „Экинчи“ (Пахарь), трактующие о свободе и влиянии её на культуру и прогресс нации. „Народы запада», говорит Меликов, „благодаря свободе значительно нас опередили. Если бы нам развязаны были руки, согласно нашему шариату, это было бы великое и богоугодное дело. Мы же об этом вспомнили слишком поздно. Размышляя о том, что освобождение от рабства дело богоугодное, мы с нашими желаниями, однако сделались рабами друг другу, земледельцы рабами Государя, женщины рабами мужчин, дети рабами своих отцов, слуги рабами своих господ, ученики рабами своих учителей. Разве это не рабство? Да, все мы друг у друга в рабстве, а причина тому твёрдо укоренившиеся старинные обычаи наших предков. Одним словом, так как на востоке нет (необходимой) свободы, мы отстали от европейских народов и не смотря на такое положение мы не заботимся о прогрессе и не в состоянии его осуществить”. (Страница 117-я из учебника „Феюзат“, изданного Балаханским мусульманским благотворительным обществом. Город Баку, Товарищество Кавказского печатного дела „Каспий” 7416, год 1909). Таким образом горькая действительность приводит нас к убеждению, что в новометодных национальных мектебах, при отсутствии над ними необходимого и разумного контроля, возможна политическая пропаганда и развращающее влияние руководителей на молодое поколение мусульманского населения. Возможны ли дальнейшие отпадения инородцев от Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потом бродил я несколько часов из улицы в улицу и вокруг города, занимаясь местными наблюдениями. Собственно, так называемый город очень невелик, но с предместиями, где много садов, занимает уже довольное пространство. Местоположение Лейпцига не так живописно, как Дрездена; он лежит среди равнин, – но как сии равнины хорошо обработаны и, так сказать, убраны полями, садами, рощицами и деревеньками, то взор находит тут довольно разнообразия и не скоро утомляется. Окрестности дрезденские прекрасны, а лейпцигские милы. Первые можно уподобить такой женщине, о которой все при первом взгляде кричат: «Какая красавица!», а последние – такой, которая всем же нравится, по только тихо, которую все же хвалят, но только без восторга; о которой с кротким, приятным движением души говорят: «Она миловидна!» Домы здесь так же высоки, как и в Дрездене, то есть по большей части в четыре этажа; что принадлежит до улиц, то они очень не широки. Хорошо, что здесь по городу не ездят в каретах и пешие не боятся быть раздавлены. Я не видал еще в Германии такого многолюдного города, как Лейпциг. Торговля и университет привлекают сюда множество иностранцев. – После обеда был я у г. Бека, молодого, но весьма уважаемого, по его знаниям и талантам, профессора. Я отдал ему письмо к магистру Р который у него жил, но которого здесь уже нет. Господин Бек рассказал мне, что за несколько времени перед сим был вызван из Лейпцига одним деревенским дворянином, с тем чтобы быть проповедником в его деревне; но что, приехав туда, нашел он много препятствий со стороны духовных; что ему надлежало выдержать престрогий экзамен, на котором старались его разбить и запутать в словах; что он, вышедши наконец из себя, схватил шляпу, пожелал высокоученым своим испытателям поболее любви к ближнему, ушел и скрылся неизвестно куда. Профессор Бек есть тихий, скромный человек, осторожный в своих суждениях и говорящий с великою приятностию. От него узнал я о славе «Анахарсиса», сочинения аббата Бартелеми. Лишь только он вышел в свет, все французские литераторы преклонили колена свои и признали, что древняя Греция, столь для нас любопытная, Греция, которой удивляемся в ее развалинах и в малочисленных до нас дошедших памятниках ее славы, – никогда еще не была описана столь совершенно. Геттингенский профессор Гейне, один из первых знатоков греческой литературы и древностей, рецензировал «Анахарсиса» в «Геттингенских ученых ведомостях» и прославил его в Германии. Господин Бек с великим нетерпением ожидает своего экземпляра.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

26 октября Петр повелел Казанской и Нижегородской канцелярии выслать осенью торговые суда, нагрузя чем ни попало: товарами, лесами etc. Старомодные суда велел заорлить (заклеймить) etc. На реке Куре для торговли Тифлиса с Каспийским морем Петр предполагает с Соймоновым заложить торговый город etc. VIII — 289. См. разговоры etc. о Гилани с Банианом Абдураном. VIII — 289 и примечание. Петр думал развести шелк и в Терской области (казаки терские обработывали оный). Шипов, получая инструкцию Петра, спросил, довольно ли двух батальонов? Петр отвечал: «Стенька Разин с 500 казаков их не боялся (персиян), а у тебя 2 батальона регулярного войска». 6-го ноября Шипов и Соймонов отправились в поход в присутствии царя. 27 октября Петр повелел, по старанию архиепископа Питирима (нижегородского), раскольников нижегородских, посланных в Сибирь, поворотить на работу в Рогервик. В Стокгольм заехали наши мужички с орехами, деревянными ложками etc. Шведы смеялись. Бестужев (наш резидент) писал о том графу Толстому. Петр повелел их не пускать, «а ежели нарочитые купцы с товаром своим повезут и таковой, то дозволить». Изданы указы о вывозе юфти в Шлезию etc. Меж тем сын шаха, Тахмас, бесполезно скитался в окрестностях Тавриса и Ардевиля. Еще до осады шах отправил к Петру посланником Измаила-бека, с просьбой о помощи и с уверением уступки провинций приморских. Но Измаил-бек замешкался и Петра уже в Дербенте не застал. Между тем в Испагани оказался голод. Шах (23 октября или ноября) сложил с себя власть и сам явился в лагерь афганцев. Мир-Махмуд, овладев престолом, посадил шаха в темницу и поспешил заключить союз с Турцией. С своей стороны Дауд-бек и Сурхай отправили жалобы свои на Петра в Турцию же, требуя защиты и предлагая Порте Ширван. Муфти и крымский хан желали войны с Россиею, и Порта думала воспользоваться благоприятными обстоятельствами. Великий визирь желал мира. Отправлен послом к Петру Мехмет-паша. Он прибыл в Астрахань, и Петр с ним объяснился (разумеется, неискренно). Турки вновь послали к Петру Капиджи-пашу; они требовали, чтоб Дауд-бек, уже признанный ими владетелем Ширвана и пожалованный хвостом, оставлен был в покое. (О Дауд-беке и Сурхае см. VIII — 299 — примечание.)

http://predanie.ru/book/221013-istoriya-...

Городок Мещёрский был переименован в честь казанского царевича Касима, перешедшего добровольно под руку Великого князя Василия II около 1452 года. Это была уже традиционная практика. Ещё со времён Великого князя святого Дмитрия Донского и даже его деда Великого князя Ивана Калиты золотоордынцы весьма охотно переходили на русскую службу. По самым разным причинам: от корыстных до религиозных и династических. «Перебежчиков» щедро наделяли землями. 229 лет просуществовало Касимовское царство, сыгравшее важную роль по укреплению восточных рубежей Руси. За это время царством правили 17 владетелей (см.: Черёмин А.А. Касимовское ханство IV–XVII века. Минск, 2014, с. 132). За этот период произошло тесное переплетение двух культур — русской и татарской. Изменился облик города и его окрестностей, здесь были выстроены: башня-минарет (1467 г.), верхушку которой по преданию снёс из пушки лично царь Пётр I, ибо на рисунках иностранных путешественников, гостивших ранее в Касимове она выглядит по-другому; мечеть; мавзолеи Шах-Али-хана (1555 г.) и Авган-Мухаммед-султана (1649 г.). Из правителей Касимова первым получил титул царя именно Саин-Булат, до него правители носили титул царевичей. Сведений о нём совсем мало. Симеон Бекбулатович (до крещения Саин-Булат хан, в монашестве Стефан) родился в Хаджи-Тархане (Астрахань). Матерью его была Алтынчак Темрюковна, старшая дочь кабардинского мурзы Темира-Гука Айдарова Черкасского. Родная тётя астраханского султана Саин-Булата Кученей (в крещении Мария) Темрюковна Черкасская в 1561-1569 годы была замужем за русским царём Иваном IV Васильевичем Грозным. Ещё одна тётя Саин-Булата Малхуруз Темрюковна была женой ногайского мурзы (бия) Исмаила ибн Муса. Дядя Саин-Булата князь Салтанкул (в крещении Михаил) Темрюкович Черкасский (умер 1572 г.), находясь в Москве с 1558 года, стал видным опричником и воеводой в Ливонской войне. Астраханский султан Саин-Булат, как сообщает А.А. Черёмин в своей книге, был вывезен из Хаджи-Тархана своими родителями в Москву в январе 1558 года. Его отец царевич Бек-Булат поступил на службу к русскому царю Ивану Грозному. Царевич Бек-Булат приходился родным дядей последнему казанскому хану Ядыгар-Мухаммеду. Вместе с царской невестой Кученей (Марией) Темрюковной Черкасской в 1560 году во дворец русского царя, потеснив другие кланы, пришли её ближние родственники, в том числе царевич Бек-Булат с женой султаншей Алтынчак Темрюковной (скончалась в Хан-Кермане) и сыном Саин-Булатом. Таким образом через Марию Темрюковну русский царь Иван Васильевич породнился с астраханскими, казанскими, касимовскими ханами и ногайскими биями.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/25/...

Я замолчала, глядя то на одного, то на другого. Оба старика стояли в глубоком молчании, тяжело дыша, с потупленными глазами. Это длилось несколько минут, тянувшихся, казалось мне, бесконечно. Наконец, гробовую тишину нарушил голос дедушки-наиба: — Ты слышал, Хаджи, как щебетала ласточка, залетевшая к нам из райских кущ Аллаха? Предвечный послал нам одного из своих ангелов мира. Не нам, верным мусульманам, противиться воле Его… Дитя право. Мир да почиет над кровлями саклей наших. Дай твою руку! Что это? Во сне или наяву? Сильная, смуглая рука бека протянута дедушке Магомету. Тот от души пожимает ее. Потом, точно какая-то высшая сила толкает их друг к другу, и оба мои дедушки обнимаются у меня на глазах… Нина бек-Израэл, ликуй! Нина бек-Израэл, если в душе твоей порой бывает темно и печально, то сегодня все озарено ярким солнечным светом!.. Глава девятая ПРАЗДНИК В БЕСТУДИ. ДЖИГИТОВКА ГУЛЬ-ГУЛЬ ПОХИЩЕНА Дедушка-наиб решил хорошенько отпраздновать день своего примирения со сватом. В кованых железом сундуках у дедушки-наиба хранилось много золотых туманов, он славился своим богатством и своими табунами далеко за пределами аула. В джуму вечером в гости к наибу собралось столько народу, что всех едва удалось усадить в просторной сакле бека-Мешедзе. Не надо и говорить, что самыми почетными гостями были мы с дедушкой Магометом. Моих дедушек с детства связывала самая трогательная дружба, и обоих тяготила их многолетняя распря. Теперь бек-Мешедзе был счастлив оказать гостеприимство Хаджи-Магомету. Усадив его на почетном месте на груде подушек, крытых коврами, наиб сам подавал гостю бузу, сам готовил душистый кальян, подчеркивая особое отношение знаками уважения и почтительности. Когда я вошла в саклю об руку с моей милой Гуль-Гуль, там было так накурено ароматическими травками, что в первую минуту ничего нельзя было рассмотреть в благоуханном тумане. Когда глаза мало-помалу привыкли к окружающему, прежде всего я увидела старых, бородатых горцев с неподвижно суровыми лицами, в праздничных бешметах, сидящих на подушках, раскуривая кальяны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010