После сего неудивительно, что в этой, или из этой испорченной массы человечества образовался, так сказать, идеал нравственного зла в человечестве, человек безумный, который осмелился не только подумать, но и сказать в своём сердце, что нет Бога. Пророк называет его безумным, потому что в самом деле нет ничего безрассуднее, как отрицать бытие Божие. Закон разума при всяком действии непременно требует и причины действующей. А человек этот, видя самого себя и мир его окружающий и вместе сознавая, что ни мир его, ни он мира, ни они оба сами себя создать не могли, в то же время не хочет допустить бытие Бога – Создателя мipa и его самого?!. Разумно ли это? И с чем это сообразно? Должно впрочем, из уважения к истине и любви к справедливости, заметить, что в этом человеке, при всём его бесстыдстве и дерзости, уцелела ещё некоторая искра стыда: он богохульствовал только в сердце своём, а не на площади и всенародно. Ах! какой здесь страшный урок и горький упрёк некоторым из наших новых вольнодумцев! Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню ( Пс.13:1 ). В сих словах и непосредственно за ними следующих даже до 7-го стиха пророк безумного, о котором упомянул выше, так сказать, разлагает на составные его части и при сем разоблачает всё внутреннее и внешнее его безобразие: замечательно притом, что пророк, выставив на вид одного безумного богохульствующим, вслед затем вдруг переменяет образ и тон речи и говорит уже не как об одном, а как о многих: растлеша и омерзишася; в этом можно видеть новое доказательство на то, что под словом безумный не разумеется какое-либо частное лице, а вообще человек безумствующий, как представитель развратного человечества, как существо собирательное, преисполненное неправд и беззаконий. И от того-то, без сомнения, св. Афанасий Великий и за ним блаженный Иероним и Августин прилагали сие слово ко всему народу Иудейскому. Безумный народ жидовский, говорит первый из них, и сердцем и усты не исповеда Христа Истинного быти Бога, и иже по своим похотем, а не по закону Божию живёт, и той безумен есть: мнит бо, яко несть Бога, казнящего за грехи. Они в разумении сего слова близко подошли к истине, но не постигли всей глубины и обширности его значения, какую открывает нам св. апостол Павел, распространяя оное на весь человеческий род, растленный грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

СРЕБРОЛЮБИЕ О, ослепление! Куда оно увлекло Иуду? Таково сребролюбие! Оно делает людей безумными и безрассудными, бесстыдными и псами, вернее же сказать, злее и самых псов, и из псов делает демонами. Когда Иуда присоединился к дьяволу и клеветнику и предал Иисуса и благодетеля, то по намерению сделался уже дьяволом. Таковыми-то делает людей ненасытная жадность к деньгам – безумными, сумасшедшими, совершенно предавшимися корыстолюбию, каким сделался и Иуда (7). Иуда был причтен к тому святому лику, сподобился столь великого дара, совершал чудеса (потому что и он вместе с прочими был послан воскрешать мертвых и очищать прокаженных), и, несмотря на это, как скоро был порабощен тяжким недугом – страстью сребролюбия, предал и своего Владыку. И ничто не принесло пользы: ни благодеяния, ни дарования, ни пребывание со Христом, ни служение, ни омовение ног, ни общение в трапезе, ни хранение ковчежца; но это все обратилось даже в повод к его наказанию. Будем же бояться, чтобы и нам чрез сребролюбие не сделаться подражателями Иуде. Ты не предаешь Христа; но, когда презираешь нищего, истаивающего от голода или гибнущего от холода, навлекаешь на себя то же осуждение. Также, когда мы недостойно приобщаемся тайн, мы погибаем наравне с христоубийцами. Когда похищаем, когда угнетаем бедных, то навлекаем на себя величайшее наказание, – и весьма справедливо. В самом деле, доколе будет так владеть нами любовь к настоящим вещам – излишним и бесполезным? А богатство и принадлежит к вещам излишним, от которых нет никакой пользы. Доколе нам не взирать не небеса, не трезвиться, не знать сытости в наслаждении этими земными и преходящими благами? Ужели мы не знаем из опыта их ничтожества? Представим себе бывших до нас богачей. Не сон ли все их блага? Не тень ли и цвет, не поток ли протекающий? Не повесть ли и басня? Вот такой-то был богат: где же теперь его богатство? Сгибло и истлело. А грехи, совершенные из-за него, и наказание за грехи – остаются. Но если бы даже и наказания не было и Царства не предстояло – и тогда следовало бы уважать [в бедном] одноплеменность и однородность с нами и постыдиться того, что он подобострастен нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Таким же образом судить следует и о всех других бедствиях и печалях. Где посылает Бог помощь, там освобождается Исаак, а где нет Божьей помощи, Исаак неизменно будет заколот на жертвоприношение. Итак человек должен во всех приключениях своей жизни повиноваться охотно Божьей воле. Наилучшее средство противодействовать всякому злу — это всегда просить Господа, чтобы помог Ему повиноваться, и во всех своих обстоятельствах ум свой покорять Высочайшему Разуму. Ременский архиерей Ремигий, предвидя страшный неурожай хлеба и большой голод на будущий год, собрал большие запасы пшеницы для пропитания убогих. Но негодяи из числа тех же людей, о коих он заботился: пьяницы, развратники, говорили между собою: что задумал наш веселый старик (ибо архиерей уже более 50-ти лет священствовал): не новый ли город хочет строить, что столько приготовил пшеницы? Не хочет ли установить новые налоги? Соберемся вместе на совет, как бы ему сделать вред: выбрали они удобное время, сделали заговор поджечь архиерейские житницы. Решили привести в исполнение злую свою волю; вышли из домов своих к житницам, один из них подложил огонь, говоря: посмотрим, как вмиг все это богатство обратит огонь в пепел! Этот дерзкий поступок безумных людей тотчас же достиг ушей архиерея; не теряя времени, сел он на коня и с необыкновенной скоростью прибыл на пожар. Но видя, что огонь уже всюду распространился, и никакими силами уже не может быть погашен, архиерей, хотя ему больно было о потере, а еще больнее о безумных поджигателях, не опечалился, не произнес какого-либо безрассудного слова, или ругательства на виновников злодеяния. Он слез с коня, подошел ближе к пожару, на сколько было возможно, как бы желая погреться, и произнес эти слова: " тепло всем и всегда приятно, тем более мне, старику. " Вот сердце незлобного человека, предавшего себя всесовершенно воле Божественной; а поэтому никаким возмущениям не подверженного. Он очень хотел бы погасить пламень огня, но как никакой разум, никакая сила недостаточны для этого, то он предоставил все на волю Божью, произнося слова Иова: " Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! " (Иов. 1:21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Так ненавидим он Господу, что Господь часто сице взывает и гласит сердцу его: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут? ( Лк.12:20 ) Поистинне гнусное, злое, порочное, греховное свойство в ветхом человеке есть скупость. Подобной гнусности и мерзости есть и вторая сопутница богатства мира сего, роскошь, широкий и пространный путь, сладострастная и сластолюбивая жизнь. Роскошь бо есть не что другое, как излишняя небережливость богатства, безрассудное расточение имения, рассеяние оного во все страны и без всякого порядка. Чудное превращение и удивительные перемены оного мирского в разных видах приемлемого счастия! То богатство, которое отец, или дед, или прадед собирал, собирал с потом и кровью, не щадя даже своей жизни, собирал с великой бережливостью, или лучше с гнусной скупостью, собирал не только другим полштки не уделяя, но и себе весьма умеренную пищу дая, всегда вполсыта наедаясь, собирал со всякими неправдами, с обманами, с притеснениями, с грабительством, а ежели и без сего, то, по крайней мере, с такой к нему привязанностью, коя заставляла его всегда оставлять самые помышления о Боге и о христианских должностях, не говоря уже о самом исполнении оных, – сие, говорю, так неправедно собранное имение, с которым он и перед смертью расстаться жалел, остается после него, достается другим, или детям, или внучатам, или другим каким сродственникам, и они наслаждаются им. Но как наслаждаются? Наслаждаются без всякого порядка и без всякой для других пользы. Собиратели имения так привязаны были к нему, что и малейшего ущерба жалели; и ежели что-нибудь потерять случалось, долго беспокоились и мучились; а когда бы им всего лишиться должно было, то, думаю, и не перенесли бы сего удара без лишения или разума, или чувств, или самой жизни. О, слепота ветхого человека! А наследники имения, получив оное без труда, не так бывают бережливы, они расточают его, они во все концы распускают его, они всюду рассевают его без всякого жаления. Но как собиратели, ничего не сообщая другим, не делали пользы имением своим: так точно и наследники, хотя всюду его расточают, но расточают без всякой истинной пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

И, наконец, 6) чтобы, следуя совету и увещанию Премудрого: Помяни время глада во время сытости, нищету и убожество в день богатства; от утра до вечера изменяется время ( Сир. 18:25,26 ), старался при употреблении имущества наблюдать мудрую бережливость, дабы во время старости или в дни болезней не быть в тягость другим, и избегал двух крайностей – роскоши, или безрассудной расточительности, и скупости. Расточительность всегда преступна, потому что сопровождается болезнями и бедностью, тем тягостнейшей от воспоминания о прежнем изобилии, и имеет худое влияние на нравственность – ведет к обману, к клятвопреступлению и другим низким поступкам, так что расточитель, приходя в разорение, легко может сделаться бессовестным. Но равным образом преступна и скупость, которая, овладевая сердцем, пригвождает его к земле, обременяет чрезмерными заботами, делает его холодным к несчастиям и нуждам других и самых к нему близких, неспособным к высоким и благородным чувствованиям, к наслаждению Божественной радостью, проистекающей из истинной благотворительности, и вообще ко всем чистым невинным удовольствиям и радостям жизни, и побуждает нередко человека к таким средствам приобретения, которые сопряжены с вредом или для его здоровья, или для его ближних, и никак несовместны с Христианской нравственностью. Апостол Павел называет скупость идолопоклонством и корнем всех зол и говорит, что некоторые, предавшись, ей, уклонились от веры и сами себя поразили многими скорбями ( Кол. 3:5 ; 1Тим. 6:10 ). Премудрый называет ее злым недугом: Есть недуг, говорит он, егоже видех под солнцем; богатство хранимо от стяжателя во зло ему. И сие зол недуг! Иисус Христос в Притче о богатом плодами представляет безрассудность сей страсти: Безумне! В сию нощь душу твою истяжут от Тебе; а яже уготовал еси, кому будут? ( Лк. 12:20 ) Попечение об общественных преимуществах Что касается до общественных преимуществ или высоких должностей гражданских и Церковных, то Христианин должен иметь при этом ввиду с одной стороны то, что высокое звание, высокие должности распространяют круг деятельности и представляют гораздо более возможности и случаев делать добро другим, – с другой стороны то, что чем выше звание, тем с большими сопряжено трудностями и искушениями, опасными для истинной добродетели, и тем большие требуются способности и для достойного прохождения оного. На этом основании он должен в отношении к общественным преимуществам или высоким должностям поступать так:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

Атеизм, или безбожие Это такое извращение мыслей, по которому отвергают самое бытие Творца и Промыслителя мира и человеков – Бога. Так как идея Божества неразлучна с существом нашего духа, так как она глубоко запечатлена в разумной природе нашей и весь окружающий нас мир и судьбы жизни человеческой громко говорят нам о Боге, то не без основания сомневаются некоторые, чтобы были когда-либо собственно безбожники. Но, с другой стороны, так как идея эта сама по себе необъятна для нашего разума и её развитие и прояснение не иначе возможно, как при помощи нашего же духа и зависит от свойства и степени умственного и нравственного нашего образования, то нельзя отвергать возможности, в некоторой степени, и этого ужаснейшего заблуждения. По ложным началам, примечаемым в основании этого заблуждения, безбожников разделяют на теоретиков и практиков. Атеизм бывает теоретический, когда он вытекает из философской или научной, вообще мыслительной деятельности, стремится обосноваться на философских началах и оправдать себя научными данными и рассудочными доводами 3 ( Ncaл. IX, 25, 32; XIII, 1 ; Puм. I, 22 ; 2Кор. Х, 5 ; 2Nemp. III, 4 ), и практический, когда человек самой жизнью своей, преступной и безобразной, мало-помалу приводится сначала к забвению о Боге, а потом и к дерзкому отрицанию Его ( 1Kop. XV, 34 ; Фuлun. III, 19 ; Tum. I, 16 ). Психологически вполне возможны и действительно бывают случаи, что человек, никогда не читавши безбожных сочинений и не слыхавши безбожных речей, но долго ведя жизнь развращенную, настолько помрачает и обезображивает образ Божий в своей душе, что последний как бы совсем изглаживается в ней; мысль о Боге посещает Его все реже и реже, и, наконец, и самое напоминание о Боге становится для него тягостным и неприятным; недостаток любви к Богу постепенно превращается в неприязнь к Нему, усыпление совести и омертвление духа и сопровождающее их забвение Бога переходит, особенно под влиянием дьявола 4 , в безрассудное по упорству и слепое отрицание Бога или даже и в яростное, совершенно уже безумное, богохульство. Забывая Бога, но не имея возможности забыть Его окончательно и совершенно,– так как о Нем напоминают и природа, и люди, и история, и собственное существование,– нося в своей душе хотя и смутное, но тем не менее мучительное предчувствие и ожидание страшной кары за преступную жизнь,– нераскаянный грешник усиливается заглушить этот мучительный страх, уверяя себя, что все кончится с концом земной жизни, что на небе нет карателя нечестия, нет Бога (Псал. XIII, 1–5; ср. Ncaл. LII, 2–6 ). Так как отрицательным безбожием следовало бы называть совершенное отсутствие Бога в человеке, а между тем в действительности такого состояния не бывает, бывает же только большее или меньшее отчуждение человека от Бога и от истинного боговедения и от богопочитания или, что то же, от религии,– то отрицательное безбожие точнее можно было бы назвать полубезбожием не в строгом смысле слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Есть еще слезы, льющиеся от гнева. Ты видел человека, когда он не может отомстить другому, как он плачет от досады? Всего-то и горя у него — что не может отомстить другому, а он горько плачет. Эти слезы еще хуже, чем слезы из тщеславия. Это слезы убийственные и злые, потому что он плачет, а сердце его выжимает сатана, так что оно льет слезы ненависти. Это слезы очень тяжелые, очень греховные, сатанинские. Иной плачет от сластолюбия. Была у него дружба с женщиной или с другим кем-нибудь, и когда он вспоминает о ней, то плачет. Эти слезы вызываются бесом блуда. Эти слезы идут тоже от врага, потому что человеку кажется, что Бог не позаботится о нем. Есть еще плохие слезы, которые рождаются из-за убытков. Лишился человек денег или дома, отняли у него землю, и он плачет по своему добру. Эти слезы идут тоже от врага, потому что человеку кажется, что Бог не позаботится о нем. Итак, вот сколько видов слез бывает, и не все они хороши. Только слезы из любви к Богу, из страха Божия, из страха смерти и мук адовых очищают его [человека], просветляют и приближают к Богу. Остальные же слезы или естественны, или злы и навлекают осуждение. Святой Дионисий Ареопагит говорит, что зло, привнесенное сатаной, состоит в следующем: в желании безумном, гневе безрассудном и поспешном воображении или фантазии 3 . Ты видишь, которое зло исходит от сатаны и всех слуг его ? Желание безумное, ибо они [бесы] восхотели стать подобными Богу; гнев безрассудный, ибо они рвутся, не раздумывая, убить каждого, отомстить, причинить зло всякому творению Божию; и поспешное воображение, ибо они мнят о себе, будто они такие же, как Бог, забывая, что были созданы Богом. Если бы можно было отнять у бесов эти три страсти, то они снова стали бы Ангелами. Но эти три зла делают их демонами. А если бы изъять их из их существа, то они снова стали бы чисты, как Ангелы, которыми они и были вначале. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Сергей Козлов 16 ноября 2016, 18:17 Святоотеческое предание даёт нам понятие " слёзный меч " ,обращённый против собственных беззаконий и бесовских искушений...о нем пишет Святитель Игнатий Брянчанинов в " Отечнике " ,а Господь ждёт от нас Любви и Радости,а не только Покаяния - " Господи,исполни радости и веселия душу мою,яко Един Многомилостив... "

http://pravoslavie.ru/98563.html

Но почто нам удивляться той безрассудности и тому своевольному дерзновению, которые и в нас самих имеются? Многие и из нас сие суетное и тщетное Вавилонское строение предприемлют, начинают, продолжают, высоко возводят, но никогда не довершают. Все плотские человеки подвержены сему безумию. Все плотские человеки находятся в сей духовной слепоте. Все плотские человеки созидают таковые столпы, и созидают также с тем намерением, чтобы прославить имя свое чрез сие, возвысить гордость свою и в том основать спасение свое, блаженство свое. Всякий из плотских человеков по своей владычествующей страсти свой собственный созидает и столп. Кто какую имеет страсть, какая кем обладает греховная сила, каковому кто подлежит владычеству, таковый тот и строит столп. Три суть греховные начала, которые составляют плотского человека, именно: похоть плоти, похоть очес и гордость житейская 266 ; три убо суть основания строения плотских человеков. В ком похоть плоти начальствует, сладострастие и сластолюбие владычествуют: тот из плотских похотей своих созидает себе столп, тот строит пиры и банкеты, тот пресыщается н упивается, тот всегда говорит душе своей: ну душе, имаши много блага, лежаща на лета многа, почивай, яждь, пий, веселися 267 ; тот любодействует и прелюбодействует. У похотливого, сластолюбивого, и сладострастного в пище, в питии и в удовлетворении плотской страсти все удовольствие и все блаженство состоит; он только то и строит, чего похоть плоти его желает. Кем же похоть очес обладает, миролюбие повелевает: тот совсем другое столпотворение содевает, тот свое строение начинает и производит. Миролюбец или в роскошах и разнообразных увеселениях упражняется, или любоимением страстно занимается. Миролюбец в то и живет, и для того живет, чтобы иметь огромный дом с великолепным украшением, чтобы одеваться по правилам щегольства, чтобы ездить на многих лошадях и в богатой карете, чтобы делать пышные столы, и давать веселые балы, и чтобы не пропускать ни одного зрелища и ни одного гулянья. Миролюбец другого рода в то и живет и для того живет, чтобы правильными средствами, а хотя бы и всякими неправдами, только бы собирать великое имение, умножать его великими притеснениями ближних, налогами, ростами и другими криводушными куплями житейскими, и не другое какое из собранного многочисленного имения делать употребление, как запереть его, наконец, в окованные сундуки, или паче, связав душу свою неразрешимыми узами, заковать ее в злато и сребро. Сие есть главное удовольствие всякого миролюбца, сие есть блаженство его, или беспутно разточить собранное родителями имение, или неправедно собрать, умножить, и безумно беречь оное, есть строение его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

И божественный Павел сказал негде, что живущие по всей земле предстанут некогда пред Судией ( 2Кор.5:10 ), «между собою помыслом осуждающым или отвечающым, в день, егда судить Бог тайная человеком, по благовестию моему, Иисусом Христом» ( Рим.2:15–17 ). Заметь потом, каким образом согрешившие и тайно, и явно, говорит, должны будут явиться на суд. Сначала называет «чародеев и прелюбодеиц», потом «кленущыхся во лжу». Скрытно ведь это делается и тайно, ибо кто станет чародействовать явно? Или разве захочет прелюбодеица быть видима кем-либо? Думаю, что и решившиеся на клятвопреступления стараются скрыть это. Как безрассудных обвиняет таких блаженный Давид в словах: «разумейте же, безумнии в людех, и буии некогда, умудритеся: насаждей ухо, не слышит ли? или создавый око, не сматряет ли?» ( Пс.93:8–9 ) Для Бога совершенно нет ничего недоступного зрению, Он один ведает тайные и явные из зол. Но вышеназванные прегрешения совершаются тайно и как бы во тьме. Потом присоединяет к ним и явные, разумею «лишение наемника» платы, угнетение и насилие, которое могут учинять некоторые над слабейшими, то есть над вдовами и сиротами. Наконец присовокупляет к ним и низвращающих праведный суд и не боящихся Его. Таковыми же могут быть и другим каким образом, кроме только что сказанных нами, оскорбляющие Бога. Итак, «буду, – говорит, – судия и свидетель скор», и по своему побуждению, на «чародеев и прелюбодеиц», и совершителей других зол. Вероятно на таковые в то время дерзали некоторые, и из-за них многие говорили хульные слова на Бога ( Мал.2:17 ). Посему надлежит всеми силами избегать зла и обращаться к лучшему, и стараться совершать то, чрез что каждый мог бы получить всякую похвалу и благонравие; ибо таким образом избежит и божественного гнева, имеющего постигнуть обвыкших грешить. Получит он награды и славу, кои дарует Бог любящим Его. Мал.3, 6–7 .  Зане аз Господь Бог ваш, и не изменюся: и вы сыны Иаковли не удаляетеся от неправд 68 отец ваших: уклонисте законы мои 69 , и не сохранисте 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

На вопрос: как Отец родил Сына, св. Ефрем отвечает: «Зачем нам мучить себя безрассудным трудом? Зачем утомлять ум бесполезным занятием? Человеческий разум слеп для того, чтобы видеть непостижимое рождение Сына, и не в силах постигнуть, что такое оно и каково; и другого пути к этому нет, кроме веры, т. е. когда будем верить свидетельству Божию. Если справедливо осуждают слепца, который стал бы противоречить словам своего вожатого о свете; то какого осуждения достоин тот, который слышит глас Бога, родившего: Сей есть Сын Мой, и не верует сему гласу»? 30 «Если Твоё рождение видимое привело в недоумение мудрствующих, – говорит св. Ефрем, обращаясь к самому Сыну Божию, – то кто может понять Твоё рождение от Бога? 31 Писание, изображая Сына, не изображает, когда Он стал Сыном, и, возвещая об Отце, не возвещает, как Он стал Отцом» 32 . Защищая Церковное учение о Божестве Сына Божия и Его единосущии с Богом Отцом против еретиков, нечестиво мысливших о Сыне, как о твари, св. Ефрем пишет: «Поскольку имя тварей чуждо Творцу, то также оно чуждо и Сыну Творца. Что принадлежит природе Отца, то равным образом должно принадлежать и Сыну Отца... От Отца заключай о Сыне. Если бы Родивший был равен тварям, то и Рождённого должно было бы признавать тварью. Поскольку же Отец иного естества, то и Плод Его сроден с Ним. Или должно совершенно отделить Его от Отца, и говорить, что Он не Сын Его, или признавая Сыном прекратить споры 33 . И поскольку Он называется Сыном, то и нельзя говорить, что Он раб, или тварь. Самое название раба и Сына отличают состояние того и другого. Название раба не может относиться к Сыну, и имя Сына само собою ясно говорит, что Его нельзя причислять к рабам 34 . Потому что под именем Сына никто не разумеет раба, и наименование Сын (Божий) не может означать тварь 35 . Умалять Творца сравнением с тварью, потому только, что Господь назывался именем рабов Своих, было бы столько же безумно, как из наименования людей Его именем выводить, будто одна природа человека и Бога» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/ne...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010