Будучи Богом, сделался для вас Человеком и совершил безчисленные чудеса? Или в том, что призывал в Царствие? Смотри, как они, при своем нечестии, крайне безумны, и как безрассудно их побуждение к убийству: «убьем Его», – говорят они, – «и завладеем наследством Его!» Так некогда совещались и братья Иосифа, злоумышляя против него: увидев его издали, они сказали друг другу: «вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его... и увидим, что будет из его снов» ( Быт. 37:19–20 ). Подобно тому, как братья Иосифа, думая разорить намерения Божии относительно своего меньшего брата, способствовали их исполнению, так и законники Иудейские, восставая против Христа, сделались орудиями осуществления намерений Божиих. «Это наследник», – говорят злые виноградари. Иисус Христос есть Наследник всего, не как Бог, но как Человек, ибо, как Бог, Он есть Творец всего. Каким поразительным пророчеством являются слова притчи: «пойдем, убьем... и завладеем наследством Его»... для Иудейских вождей, которые спустя несколько дней услышали от Каиафы на тайном совещании синедриона: «что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него... лучше нам, чтобы один человек умер..». ( Ин. 11:47–50 ). И вывели вон из виноградника и убили». «Видишь, – говорит святитель Златоуст, – как Иисус Христос предсказывает о самом месте, где будет убит?» Известно, что Он «пострадал вне врат» ( Евр. 13:12 ). В Своей притче Господь говорит, как Всеведущий. Он изображает перед Иудеями их будущее преступление точно так, как оно через несколько дней было ими совершено. Он читает их злые намерения и в притче показывает им, как в зеркале, весь ужас этих намерений, чтобы, если можно, устрашить их. Он ставит перед судом их совести все их поведение и предлагает прямо вопрос, решающий их собственную участь: «когда придет хозяин виноградника», – когда истощится великое Божие долготерпение, и Он явится грозным карателем неправды, – «что сделает Он с этими виноградарями?» Что же после всего этого книжники и фарисеи? Они поняли притчу, поняли, к чему ведет этот заключительный вопрос; вопрос был поставлен в присутствии народа, так что нельзя было на него не ответить, и они ответили... С видимым спокойствием, но на самом деле с удивительным безстыдством они в другой раз произносят приговор против самих себя.  ГОВОРЯТ ЕМУ: КОНЕЧНО, ЗЛОДЕЕВ СИХ ПРЕДАСТ ЗЛОЙ СМЕРТИ ,  А ВИНОГРАДНИК ОТДАСТ ДРУГИМ ВИНОГРАДАРЯМ ,  КОТОРЫЕ БУДУТ ОТДАВАТЬ ЕМУ ПЛОДЫ ВО ВРЕМЕНА СВОИ . Видно, их сожженная совесть позволила им и тут показать вид, будто они не узнают себя в собственном изображении, вовсе не относят к себе этой притчи и рассуждают безпристрастно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Психологически вполне возможны и действительно бывают случаи, что человек, никогда не читавши безбожных сочинений и не слыхавши безбожных речей, но долго ведя жизнь развращённую, настолько помрачает и обезображивает образ Божий в своей душе, что последней как бы совсем изглаживается в ней; мысль о Боге посещает его всё реже и реже, а, наконец, и самое напоминание о Боге становится для него тягостным и неприятным. Недостаток любви к Богу постепенно превращается в неприязнь к Нему, усыпление совести и омертвение духа и сопровождающее их забвение Бога переходит, особенно под влиянием дьявола, в безрассудное по упорству и слепое отрицание Бога, или даже и в яростное, совершенно уже безумное, богохульство. Забывая Бога, но не имея возможности забыть Его окончательно и совершенно, – так как о Нём напоминают и природа, и люди, и история, и собственное существование, – нося в своей душе хотя и смутное, но, тем не менее мучительнее предчувствие и ожидание страшной кары за преступную жизнь, нераскаянный грешник усиливается заглушить этот мучительный страх, уверяя себя, что всё кончится с концом земной жизни, что на Небе нет Карателя нечестия, нет Бога. Сказал безумец в сердце своём: нет Бога. Они развратились, совершили гнусные дела: нет делающего добро. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро нет ни одного. Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывают Господа? Там убоятся они страха (где нет страха), ибо Бог в роде праведных ( Пс. 13:1–5 ; ср. Пс. 52:2–6 ). Так как при глубоком нравственном падении и закоренелости во зле, когда человек хладнокровно совершает самые страшные преступления, теряет совесть и не имеет стыда, он живёт так, как будто нет Бога, то в обычном словоупотреблении такое состояние называется безбожием, хотя бы оно и не сопровождалось отрицанием истины бытия Божия. Это название не вполне точно, если под безбожием разуметь только прямое отрицание истины бытия Божия, но оно вполне правильно, если именем безбожия обозначается забвение о Боге и пренебрежение Его законом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

  Ангел-Хранитель Много времени спустя я вспомнил другое событие, которое забыл сразу же после того, как оно произошло. Это случилось со мной в тот самый день, когда я уходил от старца, в том месте, где тропинка проходит между кипарисами, недалеко от келейного двора. Помню, как вдруг я очутился перед каким-то красивым молодым человеком, лет 16–17, одетого в красивые одежды, подобные одеяниям дьякона. Мы находились на расстоянии одного метра один от другого. Он был очень красивым. Первозданной красоты. Как полевой цветок. Не имея ничего плотского, вызывающего, какой часто оказывается людская красота. Я не помню, ни сколько времени, ни о чем мы говорили, но на протяжении всего разговора я ясно осознавал в душе, что это был Ангел. Мой Ангел-Хранитель. Затем я совершенно забыл об этом случае. Позже, когда я об этом вспомнил, отправился к старцу Паисию и рассказал ему об этом. Он улыбнулся! «Тогда ты еще был духовным младенцем, а теперь, так как ты немного поспел, Господь позволил тебе вспомнить об этом», – сказал он мне. Но к сожалению, я вел себя очень безрассудно. Эти богатые дары в скором времени были разграблены. Мои карманы были порванными... Каждый раз, выйдя в мир, я впадал во многие грехи, истощая огромные дары и становясь еще беднее, чем был до этого. Старец не возмущался из-за этого, он даже не был обескуражен. Каждый раз, когда я возвращался с покаянием, он брал меня, поднимал, очищал, лечил, снова «одевал» благородно в драгоценные камни (см. Лука 15:22), и так отпускал меня снова в мир. Сколько раз повторялась эта грустная история? Сколько раз! Я так часто вел себя как безумный и неблагодарный... Но никогда старец не уменьшил и не ограничил свои духовные дары... Такой была его щедрость! – ... потому что Бог есть любовь ( 1Ин. 4: 8 ) – ... потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим. 5: 5 ) – совершенная любовь изгоняет страх (1 Иоанн 4: 18) – и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову ( Ефес. 3: 19 ) До этого времени никто не любил меня просто за то, что я есть. Все «любили» меня по какой-то причине. Девушки «любили» меня в той степени, в которой считали, что у меня красивое лицо или тело. Но если бы в результате какой-нибудь аварии я стал бы инвалидом, разве я не остался бы прежней личностью? И все-таки ни одна из них не осталась бы рядом со мной. Ни одна из них не любила меня по-настоящему. Ни одна из них не любила то, что находилось в глубине моего существа, – другими словами – меня самого. Ни одна из них не развивала отношения со мной, а только с моим телом.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Апостол же Фаддей вообще ничего не написал и потому, согласно мнению протестантов, он ничего и не говорил и не передал верующим. К чему бы тогда быть ему Христовым апостолом? Предание о князе Авгаре приводит преподобный Иоанн Дамаскин [в сочинениях, написанных] в защиту иконопочитания. Как удивительно и трогательно письмо Авгаря Христу! Написав Ему сначала о том, что он слышал о Его чудодейственной силе в исцелении больных, и попросив Его прийти и исцелить его [самого], Авгарь добавляет: «Слышу я и то, что евреи ненавидят Тебя и готовят Тебе некое зло. Есть у меня город: небольшой, но красивый и изобилующий всяким благом; приди к мне и обитай со мной в моем городе, который обоим нам будет доволен на всякую потребу». Так писал языческий князь, тогда как князья иерусалимские готовили смерть Господу Человеколюбцу. Созерцание Да созерцаю чудесную Божию помощь Ионафану, сыну Саула (1 Цар. гл. 13–14), а именно: 1) как филистимляне восстали на евреев, и было войско филистимское, как песок на берегу моря ; 2) как Ионафан со своим оруженосцем напал на филистимлян, уповая на Бога, и как посеял он в них смятение и победил их; 3) как и нам подобает знать истинность слов Ионафана: Для Господа нетрудно спасти чрез многих или немногих . Проповедь о Божественной отрасли от корня Иессеева И произойдет отрасль от корня 119 Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. Ис. 11:1 Почему при всех столь ясных пророчествах о Владыке Христе евреи не уверовали в Него как Мессию? По своей безумной гордости и вследствие своих безрассудных преступлений против людей святых и праведных. Кто эта отрасль от корня Иессеева, если не Господь Иисус Христос? Иессей был отцом царя Давида, а из рода Давидова чаяли пришествия Мессии. Из рода Давидова Он и явился, родившись в Вифлееме, городе Давида. Отрасль от рода Иессеева знаменует собой телесное происхождение Господа от Девы Марии, ибо и Она была потомком Иессея и Давида, а ветвь от корня его, то есть Иессея, означает проявившуюся в Нем ту правду, которая многими царями из дома Давидова была попрана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Богодухновенный Павел считает воскресение из мертвых столь же легким и естественным, как и прорастание семени. Тому, кто возражает против этого, он отвечает: «Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» ( 1Кор.15:36–37 ). Здесь важна и характеристика, даваемая Апостолом неверующему. Он называет его «безрассудным», то есть безумным, глупым! Апостол Павел, всегда очень «кроткий и смиренный», употребляет в этом случае обличительное слово для того именно, чтобы подчеркнуть, что воскресение тел – это нечто вполне естественное, поскольку и вся природа полна явлений воскресения из мертвых. Неверующий представляется поистине безрассудным, ибо он игнорирует то, что ежедневно совершается им самим. Забывая, что и сам он в сеянии семени становится «творцом воскресения», неверующий сомневается в Боге, что Он может воскресить мертвых. И то же самое, что неверующий считает аргументом в пользу невоскресения мертвых, Апостол выдвигает в качестве доказательства возможности воскресения. Неверующий говорит: «Мертвый истлевает». «Да, – отвечает Апостол, – и семя тлеет и умирает, но это становится причиной воскресения». 1022 Этот замечательный образ издревле использовали почти все божественные отцы. Святой Кирилл Иерусалимский , говоря о сеющейся пшенице, замечает, что зерно умирает, тлеет и делается не пригодным для еды. При этом, истлевая, семя прорастает «зеленым ростком» и, пав малым семенем, «восстает прекраснейшим». «Да и сами семена, – говорит он, – предназначены для нас. Если же они, предназначенные для нас, оживотворяются» прежде умерев, то почему мы, для которых они созданы, умерев, не воскреснем?». Святитель Кирилл заимствует другой образ у деревьев: если обрубленное Дерево потом «процветет» («зацветет»), то почему «не процветет срубленный человек»? «И лоза виноградная и других деревьев, совершенно обрезанная и пересаженная», оживляется и плодоносит, а человек, для которого она создана, «пав в землю, не воскреснет»? И заключает: «Бог каждый год совершает воскресение в этих природных явлениях, чтобы ты, видя, что происходит в неодушевленном мире, поверил, что то же самое случается и с одушевленными разумными существами». 1023

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

    «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин. 3:17).     «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:9—10).     «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения» (1 Тим. 6:17).     «Лучше малое достояние у праведника, чем великое богатство грешников» (Пс. 36:16).     «Подлинно, все суета — всякий человек живущий... напрасно только мятется он, собирает сокровище, а не знает, для кого собирает его» (Пс. 38:6—7).     «Не бойся, когда разбогатеет человек, или когда увеличится слава дома его: ибо при смерти он ничего не возьмет и не сойдет с ним слава его» (Пс. 48:17—18).    «Если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61:11).    «Смутились все неразумные сердцем, уснули сном своим, и все:богатые мужи ничего не нашли в руках своих» (Пс. 75:6).    «Вместе безумный и неразумный погибнут, и оставят чужим богатство свое» (Пс. 48:11). Святой Златоуст об этом    Не тот убог, кто не имеет ничего, но кто много желает; не тот богат, кто много имеет, но кто никакой вещи не требует (Беседа 2 на 1 Послание к Тимофею).    Богатый себя многим попечениям подвергает, бесчисленными цепями, как некий пес, к деньгам своим привязан бывает (Беседа 2 на 1 Послание к Тимофею).    Богатство делает (людей) безумными (Беседа 10 на Послание к филиппийцам, гл. 3).    Нищета не препятствует к получению царствия, также и богатство не помогает избежать геенны (Беседа 2 на Послание к филиппийцам).    Если будем прилежно рассуждать о богатстве вечной жизни, то сможем презреть и земное (Беседа 18 на 1 Послание к Тимофею).    Богатство и суетная слава дьяволу подают повод для искушений и часто его восставляют, чтобы одержать победу (Беседа 22 на Послание к ефесянам).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Еще Господь упоминает об одном безрассудном слушателе слов Его. Кто, – говорит, – слушает слова Мои и не исполняет их, тот уподобится человеку безумному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, подули ветры, и налегли на дом тот; он упал, и было падение его великое ( Мф.7:27 ). Кто читает и не старается, сколь есть сил, исполнить, тот строит дом спасения как ему думается, – но на песке, утверждает его на лукавых помышлениях. Когда настанет день его кончины и найдет на душу его дождь смертных печалей, разольются в уме его реки уныния, подуют от противных сил ветры отчаяния, и все это устремится на веру, не утвержденную на камне (Спасителе), Который один только непоколебим, как гора Сион; тогда рассыплются, как песок, все мечты спасения, и погибель души будет неизбежная, неверие в спасение Господне будет великое. Итак, будемте, братие, как пишет апостол Иаков, исполнителями слова, а не слушателями, обманывающими самих себя ( Иак.1:22 ). Кто слушает, а не исполняет, тот похож на того, кто рассматривает черты лица своего в зеркале: посмотрев, отошел и забыл, каков он есть. Но кто весь свой разум предаст слову Господню, постоянно о нем только и будет размышлять; тот не будет простым слушателем, но исполнителем дела (богоугодного), – и блажен он будет в своем деянии (Ср. Иак.1:26 ). Блажен, кто все достояние свое земное променяет на то поле, в котором сокрыто небесное сокровище ( Мф.13:44 ), или сказать иначе, сокрыты семена вечной жизни – вера и упование на Бога, которые, если будут приняты сердцем, дадут блаженную, вечную жизнь. Писание говорит: обличаяй человечи пути благодать имать паче ласкающаго языком ( Прит.28:23 ). Так думаю, сказанное для обличения послужит мудрым во спасение, и они уразумеют, что чтение Писаний немалую пользу душе приносит даже и в сей жизни. Прискорбен ли кто от неминуемых зол века сего? Возмущается ли душа от непостоянства в добре и благополучии? Возьмись за книгу и запой с Давидом: вскую прискорбна если душе моя? Вскую смущавши мя? Уповай на Бога; ибо я буду еще славословить Его, Спасителя моего ( Пс.41:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» и воздвигнет с нами ( 1Сол. 4, 13–14, 17 ). Итак, закон дозволил освященным подходить к умершим, очень близким для них по родству; но умеряет это и не дозволяет нарушать наиболее приличествующее им посредством пользования этим правом в излишестве и сверх нужды, дабы тем не оскорбляем был почетный дар священства. Так, например, запрещает остригать, по подобию других, головы и, для обезображения лица, брить бороду; повелевает также, чтобы и другие нечестивые дела эллинского безумия, разумею нарезы на теле, даже на мысль не приходили: ибо сочувствовать близким родным в скорби нисколько не безрассудно, но совершенно безобразить себя было бы вполне нелепо и безумно; потому что сказано: «всё должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор. 14, 40 ). Предпочитать же обязанности в отношении к Богу обязанностям даже и в отношении к самим родителям, согласно с древним законом, повелел нам и Сам Спаситель, так говоря: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф.10, 37 ). К. Итак, отнюдь не повелевает священникам оскверняться прикосновением к мертвым. А что не сходно и не согласно с нечистым святое, это и другими способами являет Он нам, установляя для нас законы о браках и тотчас после вышесказанного говоря о всяком священнике: «Они не должны брать за себя блудницу и опороченную, не должны брать и жену, отверженную мужем своим, ибо они святы... Богу своему. Святи его, ибо он приносит хлеб... Богу твоему: да будет он у тебя свят, ибо свят Я Господь, освящающий вас» ( Лев. 21,7–8 ). Жена поистине не блудница и оскверненная недугует пороком открыто постыдным и несомнительно заслуживает осуждения; но никаким образом не безвинна и изгнанная (мужем): ибо не напрасно потерпела изгнание от очага сожителя своего. Поэтому возведенным на столь почтенную степень служения должно удерживаться не только от пороков, имеющих в самих себе явное и открытое осуждение, но и от всякого дела, с которым соединяется мысль о пороке и недоброе предположение и бесчестие по причине очень многих подозрении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

«Вы в славе, а мы в бесчестии», — говорит о себе апостол Павел. Мы же с вами хотим пользоваться почетом, уважением хотя бы в кругу немногих людей, хотим, чтобы к нам хорошо относились, хвалили нас, одобряли, уважали и посторонние люди, даже чуждые Церкви. В своем малом кругу, в нашем сестринстве, мы тщеславимся друг перед другом и забываем о том, что подавляющее большинство людей смотрит на нас с презрением, не понимает нас и мы им кажемся действительно безрассудными, безумными и глупыми. Мы не хотим об этом помнить и готовы, если сталкиваемся с мирянами, в чем-то отказаться от своих принципов, лишь бы к нам относились уважительно. Апостол Павел продолжает:  «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся»  (ст. 11). Вот в чем состоял подвиг святых апостолов, вот в чем их отличие от обыкновенных христиан — в чрезвычайных скорбях. «Даже доныне», то есть уже в то время, когда были основаны многочисленные общины в разных концах вселенной, апостолы терпели скорби. Путешествуя, совершая свое апостольское служение, они испытывали нужду в самом необходимом, даже в одежде. Они переносили и побои, причем под побоями апостол Павел подразумевает не избиение палками или плетями, а пощечины, унизительные удары по лицу, то есть речь идет о чрезвычайно презрительном отношении к апостолам со стороны врагов Церкви. И великие святые апостолы терпели все это ради того, чтобы распространять слово Божие, терпели из любви к людям, из преданности Богу, любви к Нему. Они скитались, не имея иногда прибежища, места, где могли бы переночевать. Их часто изгоняли из городов, как мы помним из Деяний апостольских, где много говорится об апостоле Павле и о тех невзгодах, которые ему пришлось пережить. «И трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим»  (ст. 12). Апостол Павел старался зарабатывать себе на пропитание своими руками, чтобы те, кому он проповедовал, не соблазнялись и не говорили, что он проповедует ради того, чтобы они его содержали. Поэтому он работал сам: днем проповедовал, а ночью трудился, для того чтобы его проповедь была успешней, чтобы все увидели его совершенное бескорыстие. Увы, увы! Сейчас такого почти нет, и на самом деле совершить этот подвиг чрезвычайно трудно.

http://bible.predanie.ru/nedelya-10-aya-...

228 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу… 229 Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по своим собственным похотям… 231 Ср.: у блаженного Феофилакта Болгарского : «Нужно, впрочем, знать, что здесь говорится не о плотском убийстве и вражде. Ибо это тяжело слышать даже о разбойниках, тем более о верующих (хотя некоторых) и приходящих к Господу. Кажется, убийцами называет тех, которые убивают свои души такими предприятиями, за которые у них и вражда против благочестия» (Блаженный Феофилакт Болгарский . Апостол с толкованием. С. 190). 233 Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. 235 Так же: расточать, издерживать расходовать. В притче о блудном сыне используется это же слово: «Когда же он прожил (δαπανσαντος – букв.: растратившего) все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться» ( Лк.15:14 ) 240 О значении слова «мир» прекрасно говорит преподобный Исаак Сирин : «Слово мир есть имя собирательное, обнимающее собою то, что называется страстями. Если человек не узнал прежде, что такое мир, то не достигнет он до познания, какими членами далек от мира и какими связан с ним» (Преподобный Исаак СирИн .Слова подвижнические/Слово 2-е. С. 31). 242 «Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел…». См.: толкование притчи Самим Спасителем далее в ст. 39: «враг, посеявший их (плевелы), есть диавол…». Так же: «Се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью (букв. – силу врага)…» ( Лк.10:19 ). 243 В общепринятом тексте (Textus Receptus) слово «Πνεμα» с заглав- ной буквы – т.е. имеется в виду Дух Святой. У. Баркли считает, что «цитату можно перевести двояко, смысл же обоих вариантов в большой степени одинаков. «Он (то есть Бог) ревностно жаждет преданности духа, который Он создал, дабы он пребывал в нас» или «Дух, который Бог создал, чтобы он пребывал в нас, ревностно жаждет полной преданности в наших сердцах». И в том и в другом случае смысл сводится к тому, что Бог любит ревностно и не потерпит соперников. Авторы Ветхого Завета никогда не боялись употребить определениеревностныйпоотношениюк Богу " (Баркли У. Толкование соборных посланий). Ср.: Втор.32:16 ; Исх.20:5, 34:14 ; Зах.8:2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010