2:12). Представляя все это, пророк справедливо сравнивает с бессловесными животными тех людей, которые предпочли своему благородству порок и сами себя предали страстям животных. Тоже делают и другие пророки, желая таким сравнением возбудить стыд в бесстыдных слушателях. Так один из них говорит: « это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого » (Иер. 5:8), а другой: « вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего » (Ис. 1:3), выражаясь еще сильнее, нежели Давид; Давид сказал: « сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им », а этот говорит, что они сделались даже безумнее скотов, потому что и « вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет » (Ис. 1:3). Другой премудрый муж, желая показать, что человек ленивый, беспечный и преданный праздности хуже муравьев, отсылает его к ним учиться трудолюбию: « пойди », говорит, « к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою » также повелевает ему идти к пчеле: « или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие » (Прит. 6:6–8; Еккл. 11:3). Третий говорит: « судьи его — вечерние волки » (Соф. 3:4). Еще иной: « сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне » (Иер. 3:2). А сын Захарии говорит: « порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? » (Мф. 3:7) Также Исаия: « высиживают змеиные яйца и ткут паутину » (Ис. 49:5). И сам пророк Давид в другом месте говорит: « яд аспидов в устах их » (Пс. 139:4); и еще: « ярость их подобна змеиной » (Пс. 57:5). Таков порок: человека, столь великого, столь славного и украшенного таким достоинством, он доводит до низости бессловесных животных. Поэтому и в настоящем псалме пророк, указав на два вида порока и предоставив другие соображению слушателей, так укоряет преданных им. Подлинно, что может быть безрассуднее человека, который напрасно, тщетно и со вредом для головы своей обходит вселенную и собирает бесчисленные богатства не для себя, а для других, неизвестных ему и даже часто для врагов и ненавистников? Хорошо сказал он: « оставляют чужим богатство свое ».

http://predanie.ru/book/219870-ioann-zla...

Как спасительно имя Господне для призывающих его благоразумно, так губительно, страшно губительно оно должно быть для призывающих его безумно. А мы и не подумаем, что Бог нас накажет за то, что имя Его произносим без всякого благоговения и еще напрасно, – там, где совсем не следует. Безрассудный иной еще говорит; «Какой же в том грех – поминать имя Божие?» Когда закон Божий не велит, то значит – грех; в законе ничего не сказано по-пустому, ни одна черта в нем не предана напрасно. Да и рассуди ты сам, если есть еще в тебе рассудок хотя малый: кидаешь ли ты праздничную свою одежду куда и как попало? Если бережешь ты эту тленную свою одежду, даже не носишь ее во всякое время, то неужели святое имя Господне не стоит и такого охранения, какое ты оказываешь ничтожному своему одеянию? Если бы слуга какой, не говорю уже великого господина или царя, но и незначительного барина осмелился положить дорогие его одежды вместе со своими запачканными одежонками, то неужели бы он не подвергся за это должному осуждению? Как же ты, ничтожнейший раб, – тление и прах земной, – осмеливаешься среди нечистых своих, грешных, смехотворных разговоров произносить святое, страшное имя великого Бога? Потому-то вот и говорит всем апостол Иаков: прежде всего, братия мои, не клянитесь ни коею клятвою; но да будет у вас: да, да и нет, нет, чтобы вам не подпасть осуждению ( Иак.5:12 ). Прежде всего, не клянитесь, – говорит апостол Христов, – прежде всех добродетелей старайтесь не божиться, имени Божия не упоминать напрасно и даже, когда нужно уверить других, не дерзайте произносить досточтимое имя Господа Бога нашего. Если же кто и это сделать, этой легкой и удобной заповеди исполнить не хочет, то, что и говорить о тех законоположениях Господних, которые, чтобы исполнить в точности требуют борения, подвига и большого усилия? Например, чтобы иметь сердце чистым от всех греховных помышлений, преданным одному богомыслию, требуется от человека устранение от всех житейских попечений, а сие опять принуждает его жить в уединении, проводить жизнь в посте, молитве и многом злострадании.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Терпишь обиду добровольно, повинуясь заповеди Христовой – это дело истинного терпения и спасительное. Так и в прочем по состоянию сердечному судится всякое дело – злое оно или доброе. Об этом каждый в своей совести извещается, как видим это и в Святом Писании. Каин и Авель приносили жертву Богу: но «призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» ( Быт.4:4–5 ). Мытарь и фарисей молились в церкви Богу; но мытарь оправдан, а фарисей отвержен ( Лк.18:14 ). Радовался Закхей, увидев Господа нашего Иисуса Христа (см. Лк.19:2–9 ), радовался и Ирод (см. Лк.23:8 ), но Ироду в погибель, а Закхею во спасение обратилась радость. Так по внутреннему состоянию сердечному судится перед Богом всякое дело. И хотя бывает, что дело внешне кажется добрым, но если происходит от намерения недоброго и непотребного, – перед Богом осуждается как непотребное. Намерение – как основание, на котором дело созидается. И каково намерение, таково и дело: если доброе намерение – доброе дело, если злое намерение – злое и дело совершаемое. Отсюда следует, что никого ни хвалить, ни ругать безрассудно не должны мы. Поскольку внутреннего человеческого состояния и намерения никто, кроме одного Бога, знать не может. «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем» ( 1Кор.2:11 )? Ибо часто бывает, что безумно хвалим того, кто перед Богом окаянен и потому на самом деле мерзок; осуждаем того, которого Бог оправдывает, и оправдываем несмысленно того, кого Бог осуждает, и потому грешим. § 38. Язык бесчисленное зло на свете делает. 1) Язык одному монарху на другого клевещет: от чего вражды, ссоры, битвы, кровопролития происходят; столько тысяч неповинных людей падает; столько вдов и сирот плачущих остается; столько государств, городов, сел запустевают; столько сумм денежных и всякого иждивения напрасно пропадает. 2) Язык рассеивает ереси, расколы, соблазны, и от того делается много Церкви Святой вреда, людям пагубы, церковным правителям беспокойства и труда, как дело само показывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«С развратных и невоздержных не снимается вина из-за того, что, создав и одушевив некогда тело, Бог вложил в него способность порождать и питаться» 1202 , – пишет святой Палама. Тем более, что Господь премудр и, создав способность питаться, дает и пищу во благовремение 1203 . Так и евреям в пустыне подал Он пищу – «когда Моисей поднял руки свои к небу для молитвы, на них упало нечто вроде росы. Так как оно осталось на руках, то Моисей, предполагая и в этом пищу, ниспосланную от Господа Бога, отведал от нее и с радостью убедился, что не ошибся. Но так как народ был в недоумении, считая, что идет снег, как то бывает в зимнее время года, то Моисей объяснил ему, что это вовсе не роса падает с неба им на гибель, но пища для спасения их», данная им на все сорок лет путешествия по пустыне 1204 . Но во все эти годы народ Израильский не переставал вспоминать Египет, где ему было сытно жить, и потому не прекращал возмущаться против данного ему Богом водителя – Моисея, ставя ему в укор именно то, что он сделал по Божьей воле: вывел их из земли греха и повел к земле праведности. Посмотри же на себя, душа моя! Какое неразумное произволение имела ты, как Израиль в прежние времена: Божественной манне безрассудно предпочла сластолюбивое пресыщение страстями. Манна твоя сошла к тебе с небес, как манна древняя. Манна твоя – Христос, Бог твой, сказавший: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:55 ). Тот, кто – во Христе, «тот не будет жаждать вовек» ( Ин.4:14 ). Всегда ли ты, душа моя, припадаешь к этому Источнику, чтобы утолить свою жажду? Всегда ли ты, душа моя, утоляешь голод свой, питаясь от того «Слова», Которое было «в начале» и без Которого «ничтоже бысть, еже бысть» ( Ин.1:1, 3 )? Или же ты предпочитаешь утолять голод свой и жажду свою тем, что безмерно поглощает тело твое? Неужели все потребности твои можно свести только к телесным страстям? «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» ( 1Кор.15:32 ), – говорили некогда безумные. Но неужели Господь наделил тебя разумом, душа моя, не для того, чтобы ты научилась эти страсти обуздывать, это тело – воспитывать так, чтобы оно было не господином твоим, а товарищем твоим, готовым всегда пожертвовать своим ненужным для того, чтобы ты улучила нетленное? Ведь и тело твое знает так же хорошо, как и ты: «мертвые воскреснут нетленными» ( 1Кор.15:52 ), и ему, вместе с тобою, душа, надлежит явиться на праведный Суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

1 Кор 6:19.  Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? «Или не весте, яко тело ваше храм живущаго в вас Святаго Духа есть, Егоже имате от Бога?» Выше Апостол назвал тело храмом Божиим, назвал его и удами Христовыми; теперь именует его еще храмом Всесвятого Духа; Духом же называет дарование. Из всего же этого дознаем равенство Троицы. «И несте свои». Почему? 1 Кор 6:20.  Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. «Куплени бо есте ценою». За вас излита Владычняя кровь, под другим состоите владычеством. Апостол говорит сие в ответ на вопрос: «Всями лет суть?» — научая, что состоим мы под Владыкою и надобно жить нам по Его законам. Ибо сие и присовокупил: «Прославите убо Бога» в теле вашем и в духе вашем, «яже суть Божия». И душ и тел наших создатель — Бог. Но не сотворил только их, а и освободил от диавольского владычества. Посему надлежит нам и телом и душою прославлять Его, и делая и говоря то, что язык всякого возбуждает к благоговению. Сим Апостол заключил первую главу. А мы, памятуя совет его, и телеса представим «жертву живу, святу, благоугодну Богови» ( Рим. 12:1 ), и душу освятим памятованием многоразличных благодеяний, чтобы и в настоящей жизни поистине именоваться храмами Божиими, и насладиться обетованных благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. С Ним Отцу со Всесвятым Духом подобают слава и велелепие ныне и всегда, и во веки веков! Аминь. Прочтите толкования Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Архиепископ Никифор (Феотокис) Блаженный Феодорит Кирский Святитель Феофан Затворник Святитель Феофан Затворник Мысли на каждый день года (книга) (1 Кор 6:12–20; Лк 15:11–32). О чем ни говорит нам неделя блуднаго! Говорит и о нашем покое и довольстве в доме Отца Небесного, и о безумном нашем порыве блюстительства Отчего на свободу необузданную, и о богатстве наследия, присвоенного нам, несмотря на непокорность, и о безрассудной растрате его на всякие непотребства, и о крайнем, вследствие того, обеднении нашем. Но говорит затем и о том, как кто опомнивается и в себя пришед, замышляет и решается возвратиться к Отцу многомилостивому, как возвращается, как любовно приемлется и восстановляется в первое состояние. И кто здесь ни найдет благопотребного для себя урока? В доме ли отчем пребываешь, не рвись вон на свободу. Видишь, чем кончился подобный опыт! Убежал ли и проматываешься, остановись поскорей. Промотал ли все и бедствуешь, решайся поскорей возвратиться и возвратись. Там ждет тебя всякая снисходительность, прежняя любовь и довольство. Последний шаг самый нужный. Но распространяться насчет его нечего. Все сказано коротко и ясно. Опомнись, решись возвратиться, встань и спеши ко Отцу. Объятия Его отверсты и готовы принять тебя.

http://bible.predanie.ru/vtoraya-podgoto...

Найдется ли между от создания мира избранными хотя кто-нибудь, который своего предизбрания впоследствии лишился бы? Значит молитва для него не необходима. Если же кто не предизбран и не предопределен, тогда молитва его будет напрасной и не будет он услышан, хотя бы и бесчисленное количество раз молился 15 . Кого Бог предузнал, тех и предопределил, чтобы они были подобны образу славы Сына Своего, А кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил ( Рим 8,29–30 ). О чем хлопотал Иосия, или к чему он при своей молитве о том заботился, услышан будет он или нет? Ведь уже за много человеческих поколений его имя предвозвещено было пророком и его дела не только предусмотрены, но пред лицом многих слушателей и предсказаны 16 . К чему молился Иуда, когда самая молитва его служила ему в грех ( Пс 108,7 ; ср. Мф 27,3–4 ), так как ведь уже со времен Давида предвозвещено было, что свое епископское достоинство он утратит и вместо него получит оное другой ( Пс 108,8 ; ср. Деян 1,20 )? Так как Бог неизменен, все предвидит и остается Своим предопределениям верен, то молитва оказывается делом даже безрассудным. Безумно думать, что через молитву совет Божий можно изменить. Безумно умолять Бога как, если бы Он принимал решения неверные в ожидании молитв от того или другого человека. Безумно умолять Бога о том, чтобы Он устроил все, что молящемуся нужно, устроил все согласно с его молитвой и утвердил бы то, что для молящегося оказывается целесообразным, но прежде что Богу как будто бы не было известно. Здесь место будет буквально привести из твоего письма ко мне строки, на которые я должен отвечать. Ты пишешь: «Во-первых, если будущее Бог предвидит и оно должно наступить, (потому что Божие предвидение неложно), то молиться безрассудно. Во-вторых, если все происходит по воле Божией и ее определения неизменны и ничто из того, чего Он хочет, не может быть предотвращено, то молиться тоже безрассудно». Для разрешения сомнений, ослабляющих наше усердие к молитве, полезным нахожу предпослать следующее 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

Поучение 133. О суете мира сего Часто мы удивляемся идолопоклонникам, что они были столько безрассудны, что каменных и деревянных идолов почитали за богов? И действительно безрассудны, ибо как покланяться тому идолу, которого ты сам своими руками сделал и которого своими руками можешь разрушить; или время его может разрушить, или огонь сжечь, или вода испортить, или сам он собою разрушится и падет? Не имея души, этот идол ничего не видит, ничего не слышит, ничего не думает и не понимает. И этого деревянного или каменного идола все идолопоклонники почитали, кланялись ему, приносили ему жертвы и ожидали от него всяких милостей. Не безумно ли это, скажите? Между тем, такие идолопоклонники и теперь есть, говорят путешественники, – где-то на островах далеко от нас. Что я говорю «далеко»? Есть они и вблизи нас: это калмыки, некоторые сибирские и азиатские народы – это все идолопоклонники. Но, если бы эти идолопоклонники вступили в христианские общества и рассмотрели бы нашу жизнь; если бы они узнали, что Бог нам на небе даровал царство, рай и в нем вечные обители и разные вечные блага, а между тем увидели бы, что мы царство земное почитаем за нечто великое и важное, что мы, имея в виду обители небесные, строим огромные дома земные, удобноразрушающиеся, – что мы, имея в виду небесные блага, собираем себе земные сокровища, к ним пристращаемся, что нам обещано тело новое, нетленное, бессмертное, сияющее, как солнце, а мы земное и тленное тело любим, украшаем, прибираем, утучняем, – если бы все это они разузнали, то, верно, и скорее нас сочли бы идолопоклонниками, а не себя. «Как, сказали бы они? Нас никто не учил, никто не вразумлял и не наставлял и не открыл нам душевные очи в том, что мы ошибаемся в идолах; а к вам, как вы говорите, Сам Бог сходил на землю, учил вас, вразумлял, говорил, что все это, что есть на земле, суета и ничтожество, что Он уготовал вам небесные и вечные обители и блага, что все земное и богатство, и славу, и честь – вы должны презреть и жить на земле так, как живут на земле странники, путешественники, на самое только короткое время пользующиеся земными вещами, но вы не послушали своего Бога, и не поверили Ему, что Он вам говорил.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Люди, замышляющие тайные общества или только присоединяющиеся к запрещенным обществам и сходбищам, безрассудно грешат против самих себя; потому что они никогда почти не успевают в своих замыслах, потому что над ними сбываются слова евангельские: «ничто же покровено есть, еже не открыется» ( Лк.12:2 ); преследование их со стороны законной власти неизбежно. – Сам небесный мироправитель, Господь Бог, пред Которым «вся нага» ( Евр.4:13 ), не потерпит их тайных сообществ и запрещенных сходбищ, например, когда они направляют свои действия к изменению порядков государственных или к нарушению общественной нравственности, или же к распространению противохристианских учений. – Таким образом, торжество или успех их бывает кратковременные, наказание же тяжкое и продолжительное. Не без вины и наказания остаются на сей раз и знающие, но не предъявляющие об этих противозаконных обществах и запрещенных сходбищах, а также допускающие быть собранию их в своих домах или каких-либо владеемых местах. О, если б жалкие раскаялись в своих заблуждениях и с полною искренностью открыли бы себя пред правительством, прежде неизбежного открытия их тайных действий! Тогда они получили бы снисхождение и даже полное помилование. – «Видев же Пилат, яко ничто же успевает, но паче молва бывает» ( Мф.27:24 ), – вот пример и явного народного смятения, – пример, который одним напоминанием устрашает христианскую душу. Да, те люди, которые первые начинают или только поддерживают народный бунт, также безрассудно погрешают против собственной безопасности. Торжество их еще короче, а горькую чашу затем остается им пить долго-долго. Господь Бог оставляет их, потому что они сами оставляют Его, забыв, что Он есть верховный правитель мира и народов: «потерпи Господа, мужайся», сказано ( Пс.26:14 ). Они безжалостно относятся и к спокойствию других; потому что в этом случае ход дела (по крайней мере, вначале), обыкновенно, бывает таков: преступление совершается немногими, а вина падает на весьма многих. Прежде всего, здесь легко бывает увлечься примером людей возмутительных, как, например, в сословии крестьян: иные ничего не думали и не совещались предварительно, но скоро пристают к толпе, которая их подстрекает и подговаривает (одно какое-либо решительное и безумное слово пред толпой, которая вышла из себя, и – могут посыпаться брань и удары...

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

В стихах 16–20 снова делает оговорки о своем бескорыстии, чтобы представить полную противоположность ему лжеапостолов и тем окончательно отклонить Коринфян от доверия лжеучителям. По словам преосв. Феофана, Апостол говорит здесь как бы так: мы и бескорыстны и тихи, а те и корыстны, и величавы, и властолюбивы. Судите теперь, на чьей стороне должна быть истина? Да никтоже мнит мя безумна быти... «Безрассудно, говорит, хвалиться; но я делаю это не по безрассудности, а по нужде» (Злат.). Аше ли же ни, поне яко безумна мя приимите. Оборот речи и тонкий, и обличительный, и убедительный. Апостол, ставя себя в ряд их (лжеучителей) в качестве неразумного, и их неразумие обличает и принявших их укоряет, а тем и другим пролагает дорогу своему слову, чтобы не подумали, что он действует по неразумию. Те хвалятся, и вы слушаете; так позвольте и мне похвалиться. Те хвалятся много, без меры; дайте же мне хоть немного похвалиться... Но при всем том, что и нужда меня заставляет, и полезно это для вас, однако скажу, что это дело не по Господе и не думай никто мне подражать в этом... Одно выговариваю, чтоб вы, если станете считать меня неразумным, ограничивали мое неразумие этою частию похвалы, а не простирали его на все мои дела и слова, или все мое учение, и все мои распоряжения и учреждения... Объясняя, в какой части похвалы, говорит: хватиться по плоти. Тут разумеет он не то, о чем сказал уже, т. е. что никому ничем не докучал, но то, что имеет сказать ниже, в ст. 22, т. е. что и он Еврей, Израильтянин, и семя Авраамово» (Феофан). «Заметь благоразумие Павла», восклицает Златоуст. «Указал на такие преимущества, которые, по доказанному им, ничто, и потом уже называет похвалу свою безумием. И действительно, если безумно хвалиться существенными благами, то тем безумнее хвалиться ничего незначущими. И сие то самое называет он не по Господе. Ибо быть Евреем и тому подобное не доставляет пользы. Итак, не думайте, чтоб я почитал сие за добродетель. Но поскольку они хвалятся, то я принужден и в сем сравнить себя с ними. Так поступает он и в другом месте» ( Флп. 3:4 ). Приемлете, аще кто вас порабощает. «Смотри, в каком раболепстве укоряет Коринфян», говорит блажен. Феофилакт. «Видишь ли, теперь показывает, что лжеапостолы берут, и не только берут, но до излишества: ибо то значит слово: поядать " (Злат.). Аше кто по лицу биет вы.» Сказал сие Апостол не потому, что лжеапостолы в самом деле били их по лицу, но что презирали их и бесчестили. Вы страждете не меньше тех, которых бьют по лицу» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

3. О, ослепление! Куда оно увлекло Иуду? Таково сребролюбие! Оно делает людей безумными и безрассудными, бесстыдными и псами, вернее же сказать, злее и самых псов, и из псов делает демонами. Когда Иуда присоединился к дьяволу и клеветнику, и предал Иисуса и благодетеля, то по намерению сделался уже дьяволом. Таковыми-то делает людей ненасытная жадность к деньгам, — безумными, сумасшедшими, совершенно предавшимися корыстолюбию, каким сделался и Иуда. Как же Матфей и другие евангелисты говорят, что дьявол овладел Иудою тогда, когда он условился относительно предания Христа, а Иоанн говорит, что по хлебе вниде в он сатана (Иоан. XIII, 27)? Он и сам знал это; выше Он говорит: вечери бывшей, диаволу уже вложившу в сердце Иуде, да Его предаст (ст. 2). Как же в таком случае говорит: по хлебе вниде в он сатана? Сатана не вдруг входит, и не в одно время, но сначала делает многие покушения; что и здесь случилось. Сначала он испытывал Иуду, и приступал к нему мало-помалу; когда же увидел в нем готовность к принятию его, тогда весь вселился в него и совершенно овладел им. Но если Христос и ученики Его ели пасху, то как ели противозаконно? Ведь не должно было возлежать, когда они ели. Что на это сказать? То, что они возлежали уже во время совершения вечери, после того как ели пасху. А другой евангелист говорит, что Христос в этот вечер не только ел пасху, но еще говорил: желанием возжелех сию пасху ясти с вами (Лук. XXII, 15), — то есть, в этот год. Почему? Потому, что тогда имело совершиться спасение вселенной, имели быть установлены таинства, прекратиться печали смертью Иисуса. Таким образом, Он претерпел крест по своему произволению. Но неукротимого зверя ничто не усмирило, не преклонило, не привело в стыд. Христос назвал его несчастнейшим, сказав: горе человеку тому! Потом устрашил его словами: добро бы было ему, аще не бы родился! Пристыдил его, сказав: емуже Аз омочив хлеб подам. Но все это нисколько не удержало Иуду; он был объят сребролюбием, как бы некоторым бешенством, или лучше, как самою лютою болезнью: сребролюбие именно и есть самое свирепое бешенство. Делал ли что-либо подобное беснующийся? Иуда не испускал пены из уст, но испускал убийство на Владыку; не ломал рук, но простирал их для того, чтобы продать драгоценную кровь. Поэтому бешенство его было гораздо сильнее, — он бесновался здоровый. Но, скажешь ты, он не говорил бессмысленно? А что же может быть бессмысленнее этих слов: что хощете ми дати, и аз вам предам Его? Предам: дьявол говорил его устами. Но он не бил ногами землю и не трепетал? А не гораздо ли лучше было бы ему трепетать, чем стоять прямо, с такими замыслами? Он не поражал себя камнями? А не гораздо ли лучше было бы это делать, чем покушаться на такое злодеяние?

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010