преподобный Максим Исповедник ТРЕТЬЯ СОТНИЦА О ЛЮБВИ 1. Разумное употребление помышлений и вещей доставляет целомудрие, любовь и ведение; а неразумное – невоздержание, ненависть и неведение. 2. «Уготовал еси предо мной трапезу», и проч. «Трапеза» здесь означает деятельную добродетель: ибо она Иисусом Христом уготована противо стужающих нам; «Елей» умащающий ум означает созерцание тварей; «чаша» Божия – познание Бога, «милость» Его «есть» Его Слово и Бог: ибо Он вочеловечением Своим женет вслед нас вся дни, доколе не постигнет всех спасаемых, как Павла. «Дом» означает царствие, в которое вселятся все святые; долгота же дней – жизнь вечную ( Пс. 21, 5. 6 ). 3. Грехи случаются с нами от неправого употребления душевных сил, то есть силы вожделевательной, раздражительной и мыслительной. Неправое употребление силы мыслящей – невежество и безрассудность силы раздражительной и вожделевательной – ненависть и невоздержность. Доброе же употребление их есть ведение, благоразумие, любовь и целомудрие. А когда так, то ничто из созданного и получившего бытие от Бога – не зло. 4. Не пища зло, но чревоугодие, не деторождение, а блуд, не деньги, но сребролюбие, не слава, а тщеславие: а когда так, то в сущем нет ничего злого, кроме злоупотребления, которое случается от нерадения ума о возделании естества (душевных сил, и их добром направлении). 5. Зло в демонах вот что есть, говорит блаженный Дионисий, раздражительность безрассудная, вожделевательность безумная, фантазия опрометчивая. Но безрассудность, безумие и опрометчивость в разумных существах суть лишения рассудка, ума и осмотрительности; лишение же бывает после имения, или обладания чем. Следственно было время, когда был в них и рассудок, и ум, и благоговейная осмотрительность. А если так; то и демоны не по естеству злы; но от злоупотребления сил естественных сделались они злыми. 6. Иные страсти порождают невоздержание, иные – ненависть, а иные – и невоздержание и ненависть. 7. Многоедение и сластоедение бывают причиной нецеломудрия; сребролюбие и тщеславие – ненависти к ближнему; мать их самолюбие есть причина обоих.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Скачать epub pdf Июль-август Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 5: гл. 4 (Ин.8:24–28)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1904. Т. 2. 7/8. С. 273–288 (2-я пагин.). (Продолжение.) —273— ности Бога и Отца, Истинный Бог от Бога по природе и Истинного, сопрестолен и соцарствует с Ним, всё имеет под Своими ногами, как Бог и от Отца, с Отцом и над всею тварью боголепно управляет. Посему справедливо слышал; „потому что все – рабы Твои“ ( Пс.118:91 ). Поскольку же, как истинный Бог, Он оказывается сущим повсюду, то очевидно никоим образом не может быть „от мира сего“, то есть тварным. Слово „мир“ здесь обозначает всю природу сотворённого, посредством части делая указание на всё то, что мыслится сотворённым, как и Бог у пророков, удаляя Себя от всякого тожества природы с тварью, сказал: „потому что Я – Бог, а не человек“ ( Ос.11:9 ). И если потому, что Он сказал, что не есть Он подобный нам человек, мы конечно не поставим Его в ряд с ангелами или какими другими (высшими) тварями, но, идя от части к целому, должны признавать, что Бог есть нечто другое по природе сравнительно со всем тварным: то таким же образом, полагаю, благочестивцам надлежит понимать подобные толкуемой трудности, „ибо видим в зеркале посредством загадки“ ( 1Кор.13:12 ), как Павел говорит. VIII. 24. Рех убо вам, яко умрете во гресех ваших. В немногих словах опровергнув безрассудное предположение размышлявших вышеуказанным образом и изобличив опять их пустословие о Себе, возвращается к предположенной как бы с самого начала цели речи, снова повторяет и выставляет на вид, в каких бедствиях будут они и чему подвергнутся, безумно отвергая веру в Него. Такое повторение одного и того же необходимо требуется от —274— мудрого и опытного учителя. Учащему, думаю, подобает не потакать невежеству слушателей и беззаботно относиться к ним, если бы они даже и не совсем охотно усвояли познание научений, но снова и часто повторяя, говорит одно и то же и в одинаковых словах. Так терпеливый пахарь, подняв пашню, положив на неё немалые труды и рассеяв зерна по бороздам, если посев окажется испорченным, снова обращается к плугу и немедленно делает подсев к испорченным уже семенам. Не достигши сначала цели, он не ожидает конечно потерпеть тоже самое и во второй раз. Действуя таким же образом, и божественный Павел говорит в одном месте: „тоже самое говорить вам для меня не леностно, для вас же назидательно“ ( Флп.3:1 ). Видишь, как учитель оказывается свободным от лености и для слушателей частое повторение учения доставляет назидательность. Поэтому Господь наш Иисус Христос, снова повторив Свою речь к Иудеям, тем самым утверждает, что немалый какой-либо и случайный вред будет от неверия в Него, ибо неверующие, говорит, должны непременно умереть в грехах, умереть несомненно обременённые грехами, потому что предаст человеческую душу всепожирающему пламени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово безумен по русскому словоупотреблению означает человека, лишенного ума, или, что то же, неразумного,– но в настоящем выражении: рече безумен в сердце своем – слово это употреблено в другом значении, как это можно видеть и по связи этого выражения с последующими речениями псалма и вообще по употреблению его в Священном Писании. Весь Пс.13 есть не что иное, как выражение жалобы на нечестивых и беззаконных, а потому и словом безумен пророк обозначает здесь, должно думать, не одно какое-либо определенное лицо, а вообще человека нечестивого или, вообще, развращенного беззаконною жизнью. «Прирожденная духу нашему идея (мысль) о Боге есть сущность разумной природы человека и наилучшее ее украшение; истина же бытия Божия есть коренное начало, жизнь и душа всякого ведения; без этой истины неразрешимы все высшие вопросы человеческого знания. А потому, действительно, только безумный может сказать, что нет Бога». Справедливо замечает блж. Августин и другие толковники, что Давид разумеет здесь таких людей, кои умом сознают бытие Божие, но по нечестию, из любви к греху не веруют или, лучше сказать, не хотят, боятся верить в Бога-Промыслителя, Судию и Мздовоздаятеля, живут без Бога, а потому и предаются пороку необузданно. Слово безумен на языке Священного Писания означает нечестивого, ибо и на самом деле нечестие есть безумие, потому и Давид свое беззаконие называет безумием ( Пс.37:6 ). Весьма уместно здесь припомнить евангельскую притчу об одном безрассудном богаче, который, быв предан любостяжательности и сластолюбию до забвения о Боге, не знал надлежащего употребления временному богатству своему и думал употребить его на свою роскошь и пресыщение, за что именно и назван был от Самого Господа Иисуса Христа «безумным» ( Лк.12:16–21 ). Так вот такой-то нечестивец, безумец, и сказал в сердце своем: нет Бога, нет Судии и Мздовоздаятеля. Растлеша и омерзишася в начинаниих – в этих словах и заключается достаточное подтверждение тому что под словами рече безумен пророк разумел не одно какое-либо определенное лицо, а вообще хотел выразить свое мнение о безбожии или неверии современных ему евреев, или еще более общую мысль о повреждении человеческой природы и необходимости спасения свыше. Люди развратились, потеряли веру в истинного Бога, сделались суеверны, безбожны и нечестивы, – а без веры в Бога и все дела их оказывались пред очами Божиими гнусными и мерзкими ( Рим.1:24, 32 ); омерзишася в начинаниих, так что не стало между ними человека добродетельного, который совершал бы только доброе и полезное дело: несть творяй благостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

XXXIV. Смерть Самуила и Саула, воцарение Давида В те дни умер древний судья Самуил и плакал по нем весь Израиль, собравшийся к его погребению. Давид, с дружиной своей, перешел в пустыню Маонскую, где паслись близ Кармила стада богатого Навала, безрассудного умом, дикого нравом. Давид послал к нему отроков своих, с дружеской мольбой, уделить ему что-либо для пищи. «Кто Давид и кто сын Иессеев? Отвечал безумный отрокам будущего Царя, много ныне скитающихся в Израиле!» Гневом воскипела душа Давида; с четырьмя стами вооруженными пошел он отмстить Навалу; но Авигея, мудрая жена его, услышав о грозном шествии, сама устремилась на встречу с корзинами хлеба, вина и плодов; увидя издали Давида, она пала пред ним на землю и кроткой речью умоляла простить вину безумного супруга. Тронулся Царь словами мудрой жены, и возблагодарил Бога Израилева, который спас его от пролития невинной крови; приняв дары с миром отпустил он Авигею, и когда на другой день изтрезвившийся Навал услышал, от какой опасности избавила его супруга, внезапный ужас овладел его сердцем и смерть его постигла. Тогда Давид предложил Авигеи заступить место его супруги Мелхолы, дочери царской, которую отдал Саул на иного. Еще однажды Давид доказал верность свою Царю, когда опять хотели выдать его жители пустыни Зиф. С тремя тысячами воинов ополчился Саул, на распутьи при холме, и сон, посланный от Господа, сошел на него; в колеснице спал Царь Израилев, подле него воевода Авенир и около вся дружина. Давид, с одним из соглядатаев, отважился проникнуть в стан вражий, до самой колесницы царской, у которой водружено было высокое копье Саула. «Ныне предал Господь в руки твои врага, сказал ему спутник; позволь, я поражу его копьем и не повторю удара;» но Давид удержал дерзкого: «кто подымет руку на помазанника Божия и останется невиновным? – разве поразит его сам Господь, или придет день его; ты же возьми только копье от возглавия и сосуд для воды.» Они взяли копье и сосуд и пройдя ущелье, стали на высоком холме, в виду спящего стана; громко воззвал оттоль Давид к вождю Авениру: «так ли охраняете покой Царя вашего? Посмотри, где копье и сосуд, бывшие при его изголовьи?» – Воспрянул Саул и ужаснулся, распознав знакомый голос. «Твой ли это голос, сын мой Давид?» спросил он, и Давид ответствовал: «я раб твой, зачем гонишь меня, или какая нашлась во мне неправда? Внемли мне, Царь: если Бог возбуждает тебя против меня, да будет благословенна жертва твоя; если же люди, да будут прокляты изгнавшие меня из удела Божия в земли богов чуждых, и да не прольется кровь моя пред лицом Царя Израилева, который ищет, как лев, души моей, и гонит меня, как вран ночной по горам.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

§ I Матренушка-босоножка, по происхождению из Костромской губернии, причисляется к тому немногочисленному сонму русских подвижников и подвижниц, которые известны под названием «Христа ради юродивые». Юродство Христа ради, имеющее для себя основание в словах святого апостола Павла ( 1Кор. 4, 10 ), есть высокий подвиг веры и благочестия, добровольно и сознательно принимаемый для преуспеяния в любви к Богу, и в ряду христианских подвигов есть один из трудных и изумительных подвигов, почему лишь немногие ревнители благочестия принимали на себя этот исключительный путь благоугождения Богу. Кажущееся отречение от пользования разумом, отрешение от внешних правил гражданского общежития, презрение к принятым мирским приличиям, добровольное лишение себя дозволенных земных благ, удобств и невинных радостей и щедрая благотворительность к бедным – вот те черты, которые в общем являются характерными для юродивых и невольно привлекают к ним внимание публики. При столь необычном или даже загадочном образе жизни такие странные личности являются как бы выходцами из какого-то другого мира и в глазах большинства и особенно интеллигентных представляются безрассудными, сумасшедшими, и их удивительные жизнь и поступки нередко вызывают глумление и презрение. Но для правильного суждения об юродивых следует поглубже всмотреться в это непонятное для большинства мирских людей явление и не опускать из внимания многих, иногда поразительных проявлений высокодуховной жизни юродивых. При внутреннем сознании себя и своих обязанностей юродивые действительно представляются иногда безумными, смешными и жалкими для людей, между тем и при странных своих действиях они не дозволяют себе чего-либо греховного, какой-либо несправедливости и неуважения к ближним. Отказываясь от всяких земных благ, юродивые обыкновенно презирают богатство и свое имущество, равно и поступающие к ним доброхотные подаяния щедро раздают нищим и нуждающимся, а сами, принимая на себя непривлекательный облик, всегда терпят различные лишения, нередко зимой и летом ходят босыми, в неприглядной или даже грязной одежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Г. Будь нестяжателен (Мф.19:21–22) 1. Библейские тексты о любостяжании (скупости, жадности к приобретению богатства) Любостяжание а) запрещено: «Не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего» ( Исх.20:17 ; Втор.5:21 ). – «Кумиры богов ...сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью» ( Втор.7:25 ). – «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения ( Лк.12:15 ). «Заповеди: не кради... не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим.13:9 ). – «Воля Божия есть... чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим корыстолюбиво» ( 1Фес.4:3, 6 ). – «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть» ( Евр.13:5 ). б) есть идолопоклонство и корень всякого зла: «Любостяжатель... есть идолослужитель ( Еф.5:5 ). – «Любостяжание... есть идолослужение» ( Кол.3:5 ). – « Корень всех зол есть сребролюбие» ( 1Тим.6:10 ). в) ненасытимо: «Человек одинокий... а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством... И это суета и недоброе дело» ( Еккл.4:8 ). – «Кто любит серебро, тот не насытится серебром... и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами. И это – суета» ( Еккл.5:9, 10 ). г) исходит из сердца и оным овладевает: « Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы... кражи, лихоимство... завистливое око... безумство» ( Мк.7:21, 22 ). – «Твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти... к тому, чтобы делать притеснение и насилие» ( Иер.22:17 ). – «Сердце их увлекается за корыстью их» (Иер.33:31). – «Сердце беззаконников приучено к любостяжанию: это сыны проклятия ( 2Пет.2:14 ). Корыстолюбие ведет а) к безумным желаниям и неверию: «Желающие обогащаться впадают... во многие безрассудные и вредные похоти... Предавшись сребролюбию, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим.6:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поучение 133. О суете мира сего Часто мы удивляемся идолопоклонникам, что они были столько безрассудны, что каменных и деревянных идолов почитали за богов? И действительно безрассудны, ибо как покланяться тому идолу, которого ты сам своими руками сделал и которого своими руками можешь разрушить; или время его может разрушить, или огонь сжечь, или вода испортить, или сам он собою разрушится и падет? Не имея души, этот идол ничего не видит, ничего не слышит, ничего не думает и не понимает. И этого деревянного или каменного идола все идолопоклонники почитали, кланялись ему, приносили ему жертвы и ожидали от него всяких милостей. Не безумно ли это, скажите? Между тем, такие идолопоклонники и теперь есть, говорят путешественники, – где-то на островах далеко от нас. Что я говорю «далеко»? Есть они и вблизи нас: это калмыки, некоторые сибирские и азиатские народы – это все идолопоклонники. Но, если бы эти идолопоклонники вступили в христианские общества и рассмотрели бы нашу жизнь; если бы они узнали, что Бог нам на небе даровал царство, рай и в нем вечные обители и разные вечные блага, а между тем увидели бы, что мы царство земное почитаем за нечто великое и важное, что мы, имея в виду обители небесные, строим огромные дома земные, удобноразрушающиеся, – что мы, имея в виду небесные блага, собираем себе земные сокровища, к ним пристращаемся, что нам обещано тело новое, нетленное, бессмертное, сияющее, как солнце, а мы земное и тленное тело любим, украшаем, прибираем, утучняем, – если бы все это они разузнали, то, верно, и скорее нас сочли бы идолопоклонниками, а не себя. «Как, сказали бы они? Нас никто не учил, никто не вразумлял и не наставлял и не открыл нам душевные очи в том, что мы ошибаемся в идолах; а к вам, как вы говорите, Сам Бог сходил на землю, учил вас, вразумлял, говорил, что все это, что есть на земле, суета и ничтожество, что Он уготовал вам небесные и вечные обители и блага, что все земное и богатство, и славу, и честь – вы должны презреть и жить на земле так, как живут на земле странники, путешественники, на самое только короткое время пользующиеся земными вещами, но вы не послушали своего Бога, и не поверили Ему, что Он вам говорил.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Глава 20 Полезнее открытое обличение нежели скрытый гнев. Противоестественен суд с кривдою. Бывает и молчание мудрым, и говорение глупым. Не всякий успех к добру, не всякое приобретение на пользу. Не всякое уничижение бесславно. Даяние безумного окупится дорогою ценою. Мудрец удержится от греха и не постыдится быть добродетельным. Сир.20:1 Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно; и обличаемый наедине предостережется от вреда. Сир.20:2 Как хорошо обличенному показать раскаяние! Сир.20:3 Ибо он избежит вольного греха. Сир.20:4 Что – пожелание евнуха растлить девицу, то – производящий суд с натяжкою. 4 . Стремление кривды побороть на суде правду так же противоестественно, как противоестественно гнусное намерение евнуха в отношении девицы. Сир.20:5 Иной молчит – и оказывается мудрым; а иной бывает ненавистным за многую болтливость. Сир.20:6 Иной молчит, потому что не имеет, что отвечать; а иной молчит, потому что знает время. Сир.20:7 Мудрый человек будет молчать до времени; а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени. Сир.20:8 Многоречивый опротивеет, и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден. Сир.20:9 Бывает успех человеку ко злу, а находка – в потерю. Сир.20:10 Есть даяние, которое не будет тебе на пользу, и есть даяние, за которое бывает сугубое воздаяние. 9–10 . Все зависит от того, как в данном случае воспользуется человек своим успехом и находкой, – ко благу ли для себя и ближних, или ко злу. Сир.20:11 Бывает унижение для славы, а иной от унижения поднимает голову. Сир.20:12 Иной малым покупает многое и заплатит за то в семь раз больше. 11–12 . Бывает уничижение сменяющееся для человека славою; и бывает так, что слава значительно превосходит собою уничижение. Сир.20:13 Мудрый в слове делается любезным, любезности же глупых останутся напрасными. Сир.20:14 Даяние безумного не будет тебе на пользу; ибо у него вместо одного много глаз для принятия. Сир.20:15 Немного даст он, а попрекать будет много, и раскроет уста свои, как глашатай. Ныне он взаем дает, а завтра потребует назад: ненавистен такой человек Господу и людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В то время как европейская и американская истерия в отношении озвученного инцидента лишь набирает обороты, Карлсон призывает сместить фокус внимания на других политических акторов – Джо Байдена и Викторию Нуланд, которые не так давно почти в открытую грозились оборвать «Северный поток» в случае вторжения России на Украину. «Северный поток» и кокаин в Белом доме Виктория Нуланд: «Если Россия так или иначе нападет на Украину, " Северный поток 2 " не состоится». Джо Байден: «Если Россия вторгнется на Украину, " Северному потоку 2 " не бывать. Мы его остановим». Журналист: «Но как вы этого сделаете? Это же немецкий проект». Байден: Я вам обещаю, мы этого добьемся». Дреер акцентирует внимание на экономической выгоде США в случае диверсии: «Мы были против этого газопровода изначально – ведь из-за него Европа стала зависимой от российского газа. Так что с американской точки зрения, это вполне разумно. Однако, если диверсию на трубопроводах в разгар украинско-российского конфликта действительно устроил Вашингтон, это будет означать безумную эскалацию: умышленное повреждение ключевой инфраструктуры. Только вдумайтесь: если Россия не сможет поставлять в Европу газ из-за того, что трубопроводы повреждены, это не только затруднит мирное урегулирование, но и не позволит восстановить энергопоток в Европу. А это вполне вписывается в программу Вашингтона. Это, конечно, еще не означает, что именно Вашингтон повинен в диверсии, но причин взрывать трубопроводы у него всяко больше, чем у России». Смерть однополярной гегемонии США в руках РФ и КНР Журналист также полагает, что подобного рода инцидент оказывает беспрецедентное влияние на эскалацию российско-американского конфликта, более того – может послужить прологом к куда более жёстким действиям в отношении друг друга: «Мы на всех парах несёмся к ядерному конфликту с Россией, и похоже, что Вашингтон ведет себя почти столь же безрассудно, как и Москва». Дреер задаётся вопросом, как долго европейцы будут покорно сносить энергетический и уже всё более отчётливо вырисовывающийся экономический кризисы?

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/29/di...

В день Усекновения главы Иоанна Предтечи Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту 11 сентября 2020 г. 14:35 11 сентября 2020 года, в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. В этот день Русская Православная Церковь молится о страждущих недугом винопития или наркомании. Празднование Дня трезвости 29 августа (11 сентября), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, было установлено Святейшим Правительствующим Синодом в 1913 году; восстановлено Священным Синодом Русской Православной Церкви 25 июля 2014 года ( журнал 80 ). За Литургией Святейший Патриарх Кирилл вознес молитвы об исцелении одержимых пагубною страстию винопития и наркомании . По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь: «Мы воспоминаем кончину того, кто был самым великим из рожденных женами (см. Мф. 11:11), то есть самым приближенным к Богу человеком; и мы вспоминаем события, которые этой кончине предшествовали (Мк. 6:14-30). Два обстоятельства привели к тому, что пророк Божий Иоанн был усечен мечом. Во-первых, злоупотребление спиртными напитками. Вполне разумный человек, царь Ирод, под воздействием алкоголя впал в безумие, и мы знаем, чем все это закончилось, — пророк был умерщвлен. Действительно, воздействие на человека такого опасного вещества, как алкоголь, приводит к безумству, беспамятству, и в результате разрушаются семьи, нарушается присяга, совершаются многие преступления. Поэтому в этот день мы особенно молимся, чтобы Господь отвел от нашего народа эту напасть. Но и второе, о чем нужно всегда помнить: не следует давать никаких клятвенных обещаний. Недаром была дана заповедь «не клянитесь», потому что, когда человек клянется, обещая совершить деяния безрассудные, безумные, греховные, клятва становится силой, предопределяющей его погибель для жизни вечной. Вот потому и есть заповедь «не клянитесь». Ни небом, ни землею, ни жертвенником — ничем не клянитесь (см. Мф. 5:33-37); тем более нельзя клясться Богом. Иногда в запале полемических страстей людей осеняют себя крестным знамением, тем самым желая подтвердить, что они говорят правду, или даже клянутся Богом, — все это является нарушением Божественной заповеди и, как мы видим из сегодняшнего примера, наказуется Господом. Молитвами святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Господь да хранит наш народ от злоупотребления вином, от всяких безумных клятв и безумных поступков, которые оборачиваются не только горем в этой жизни, но и погибелью бессмертной души. Молитвами святого Пророка и Предтечи Крестителя Иоанна да сохранит нас Господь для жизни вечной. Аминь». Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5689878.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010