Однажды, когда я как-то раз был у преподобного, между игуменом и братией возникло некое раздражение, так что все стали громко кричать. Подозвав их, преподобный сказал игумену: «Так-то ты учишь своих чад? Отец потому называется отцом, что оберегает своих детей. Тот же, кто поступает наоборот, должен и называться по-другому. Если ты приобретешь все добродетели, но будешь пренебрегать душами тех, кто дан тебе от Бога, то не будет тебе никакой пользы от твоих добродетелей, но будешь осужден за пренебрежение, с которым ты относишься к братии. Не будь суровым в прещениях (угрозах), потому что ни строгое порицание, ни совершенная безнаказанность не приносят пользы. Не будь скор на обличения и не делай этого со страстью, ибо это есть бесстыдство. Не суди строго братьев в малых прегрешениях, а согрешивших отечески исправляй, как говорит апостол: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» ( Гал. 6: 1 ). Понуждай бесчинных не нарушать подобающий порядок и определенные законы». Игумен же отвечал: – Я грешник, «грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои? " " ( Пс. 49:16 ) Для того Бог и дал нам тебя, чтобы ты нас направлял, потому что если бы не было тебя, то я бы точно не смог создать сей малый монастырь. Согласно воле Божией и твоей святости, веди нас, потому что знаешь, что мы слушаемся твоих слов. – Брат, ты сказал, что ты грешник, однако в делах своих ты себя таковым не считаешь. Тот, кто считает себя грешником и виновным в грехах, ни с кем не спорит, не борется, не гневается ни на кого, но почитает всех лучшими и мудрейшими себя. Если же помыслы смеются над тобой, как же ты можешь считать себя грешником? Как они могут подвигать сердце твое против тех, кто лучше тебя? Внимай себе, брат ибо то, что ты говоришь – неправда. Мы еще не достигли той меры, чтобы считать себя грешниками. Если бы ты был грешником, как бы ты стал обвинять своего брата? Ты говоришь, что из-за него у тебя скорбь, но разве ты не знаешь, что каждый искушается от своей собственной совести, и именно она вызывает скорбь? Оставь свои оправдания, а если что и скажешь, не говори: «хорошо я сказал». Если что придумаешь, не говори: «как хорошо я придумал». Хорошо-то хорошо но где оно, это хорошо? Надо думать над тем, чтобы никого не опечалить ни словом, ни делом, а Бог нам поможет в этом. Как наши братья, которые служат ради Бога, так и мы должны носить «бремена друг друга», чтобы исполнить «закон Христов» ( Гал. 6: 2 ). Когда кто-то смущается, скорбит и гневается на брата своего по якобы благовидной и душеполезной причине, уже понятно, что это не от Бога. Все, что от Бога, несет мир и приводит человека в смирение и осуждение самого себя, а не брата, возбуждая против него гнев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Платон говорит, что благ был устроивший все это, и что в благом не бывает зависти ни к кому и ни в чем  ; а ты называешь Его злым и виновником злых дел. Но не пугайся: общниками в таком учении ты имеешь дьявола и ангелов его, или — лучше — и не их, ибо, хотя они и внушили тебе такое безрассудство, не думай, чтобы они и сами так рассуждали. Они знают, что Бог благ. Послушай, как они сами говорят, то, взывая: « знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий » (Марк. 1:24), то такими словами: « сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения » (Деян. 16:17). Неужели еще вы будете упоминать о своем девстве и хвалиться им, вместо того, чтобы, удалившись плакать о самих себе и рыдать о безумии, которым дьявол связал вас, как пленниц, и увлек в огонь геенны? Ты не вступала в брак? Но это еще не девство. Я могу называть девственницею только такую женщину, которая, быв властна вступить в брак, однако не вступила; а когда ты говоришь, что брак принадлежит к числу запрещенных дел, то твой подвиг становится уже не подвигом произволения, но требованием закона. Посему мы удивляемся тем из персов, которые не женились на своих матерях, но не удивляемся тому же у римлян; потому что у последних такое дело представлялось омерзительным для всякого, а у персов безнаказанность дерзавших на это, делала достойными похвалы тех, которые воздерживались от подобных кровосмешений. Так же надобно рассуждать и о браке. У нас он позволяется всем и посему мы справедливо удивляемся безбрачным; а вы, поставившие брак наряду с худшими делами, уже не можете ожидать похвал за безбрачие; ибо воздержание от запрещенного еще не есть признак доблестной и бодрой души. Совершенство добродетели состоит не в том, чтобы не делать того, за что мы у всех стали бы считаться худыми, но в том, чтобы блистать такими делами, которые и не совершивших не подвергают за это осуждению, и совершивших и отличившихся ими не только освобождают от славы дурных людей, но и поставляют в ряду добродетельных. Как никто не будет хвалить за девство евнухов, не вступающих в брак, так и вас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

После этого женщина невольно вспомнила слова отца Серафима и тогда только поняла значение его странного, как казалось, подарка, удивляясь его чудной прозорливости. Итак, не радеющие о своем спасении, если не оставят своей греховной жизни, пусть не льстят себе надеждой ни на милосердие Божие, ни на безнаказанность и из приведенного примера пусть убедятся в той истине, что грешников нераскаянных Господь не оставляет без наказания иногда еще и в этой жизни. А убедясь в этом, чтобы не подвергнуться на будущее время праведному гневу Божию, пусть прежде всего переменят греховную жизнь на добродетельную и после того уже, когда утвердятся в последней, смело пусть надеются н на милосердие Божие, и, несомненно. Господь простит их и от наказания избавит, о чем свидетельствует Он Сам через пророка Своего: Если народ... обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему (Иер. 18,8). И то же подтверждает книга пророка Ионы, где сказано: И увидел Бог дела их (ниневитян), что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (Иона 3,10). Спешите же, доселе не радевшие о своем спасении, к покаянию и исправлению своей жизни, и Господь прошлое ваше забудет и вместо наказания милостями Своими посетит вас. Аминь. Какая причина того, что Господь попускает злым духам вредить нам Известно, что злые духи стараются всеми мерами удалять нас от Бога и ввергать в погибель. Известно, что они иногда поражают человека болезнями и бедствиями, полагают ему преграды к совершению добрых дел и, наконец, неистовствуют и в телах человеческих, что видим на бесноватых. За что же Господь попускает нечистым духам делать нам зло? Какая причина этого? Знайте, что главная причина тут греховность наша, и вот из-за нее-то злые духи часто и бывают орудиями гнева Божия и Бог попускает им делать зло людям за грехи их для того, чтобы они хотя бы через скорби и страдания пришли в осознание себя, покаялись в грехах своих и исправились.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1221...

Поэтому каждый из нас вслед за Давидом может повторить: «вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс. 50:7 ). Еще яснее эту мысль выражает Ап. Павел: «одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5:12 ). – Наследственный грех не противоречит ни психологическим, ни физиологическим законам, а, напротив, в тех и других законах находит подтверждение. Передача от родителей детям и не только детям, но и позднейшим поколениям известных психических и моральных свойств, известных порочных наклонностей, а также и физиологических недостатков (напр., предрасположения к известным болезням) – явление совершенно обычное. Было бы неестественно, с чисто психологической точки зрения, если бы повреждение нравственной природы прародителей человеческого рода через грех – осталось только при них и прошло бесследно для их потомства, не коснувшись его. Точно также и вменяемость первородного греха потомкам Адама не находится в противоречии ни с каким нравственным или юридическим законом. Наше, нравственное чувство и чувство справедливости нисколько не оскорбляется, когда, напр., дети, родившиеся у людей, разжалованных за какие-нибудь преступления или лишенных тех или других прав, приобретенных до совершения преступления, не пользуются теми правами, какими пользовались их родители до разжалования. Невменяемость людям греха и безнаказанность его свидетельствовали бы не о благости Божией, которая в Боге неотделима от правосудия и справедливости, а о поблажке, несвойственной Высочайшему Существу. Против отрицания наказания, тяготеющего над родом человеческим за грех, особенно говорит болезненность рождения, которая оставалась бы для нас непонятной загадкой, если бы эту загадку не разъясняли слова Творца, изгнавшего Еву из рая: «в болезни будешь рождать детей» ( Быт. 3:10 ). Разбор римско-католического и протестантского учении о первородном грехе. – По учению римско-католической церкви, сущность человеческой природы не изменилась после грехопадения; человек остался таким, каким он создан Богом, только он лишился сверхъестественных даров благодати (бессмертие тела, первобытная праведность и господство над природою), вследствие чего сталь изменяться к худшему по душе и по телу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Правда то, что христианин должен обезоруживать врагов своих незлобием и не обязан судиться, но самое право искать суда на врагов и обидчиков у него не отнято. С заповедью о кротком и незлобивом перенесении обид не сообразно только самоуправство, а отнюдь не защищение себя против их злобы и мстительности. Конечно, лучше, по слову апостола, остаться безнаказанно обиженным ( 1Кор. 6:7 ). Но если мы, напр., имеем причины думать, что безнаказанность врага вместо вразумления может поощрить его к большим преступлениям против нашей чести, и особенно против чести ближнего, которой мы по примеру апостола Христова, должны дорожить больше жизни ( 1Кор. 11:15 ), против нашего достояния, нужного не для нас одних, а для общеполезных предприятий: то не только собственное наше блого, но вместе долг любви к врагам требует от нас принять законные меры к обузданию их своеволия и дерзости. Это видно из примера Самого же Господа: на суде пред первосвященником Христос Спаситель, когда Его ударили в ланиту, не смолчал, чтобы не подумали, что Он Сам признает Себя виновным, и тем не привесть бы в сомнение Его последователей,–поэтому почел нужным поставить обидчику на вид его несправедливость ( Ин. 18:23 ). И св. апостол Павел для оправдания себя против обвинений, взведенных на него враждебными ему иудееями, потребовал суда пред римским императором язычником ( Деян. 25:11 ). Итак, из всего сказанного вытекает, что совершенно несправедливо и по невежеству отвергают сектанты законные суды, установленные Самим Богом, и что судьи, которые судят в гражданских судах, по установлению богоучрежденной власти, вовсе не делают тем греха. ( Римл. 13:1–2 ). II. Основания из слова Божия для православного учения о судах Сам Бог поставляет судей: Рим. 13:1 . Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога: существующие же власти от Бога установлены. Притч. 8:16 . Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли. Судии суть Божии служители: Рим. 13:4 . Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся: ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Проповедь в понедельник 5й седмицы по Пятидесятнице Июль 10-ое 2011 Проповедь в понедельник 5й седмицы по Пятидесятнице Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшнее апостольское чтение перекликается с Нагорной проповедью Христа Спасителя и к тому же с той ее частью, которая вызывает недоумение, а иногда и протест у многих людей. Апостол Павел вслед за Христом призывает нас не отвечать на зло злом, а побеждать зло добром. Я еще раз напомню, о чем говорит апостол. Он пишет: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». Вот этот текст вызывает неприятие. Потому что он входит в явное противоречие со всем опытом нашей жизни. А жизненный опыт предполагает, что нормальной и естественной логикой поведения является отпор врагу. Отпор словом, отпор делом и даже отпор силой. Ведь враг это тот, кто желает нам зла, но мы-то себе зла не желаем, а значит, должны противостоять врагу, побеждать врага и в каких-то случаях физически уничтожать врага. Если со злом не бороться, то зло будет побеждать, торжествовать. Мы все прекрасно помним обстановку девяностых годов прошлого века в нашей стране. Когда государство было слабым и не могло эффективно противостоять злу. И, видя эту безнаказанность, разгул преступности и несправедливости буквально захлестнул всю страну. Бандиты чувствовали себя хозяевами жизни, потому что они творили зло, но с ними никто не боролся, им никто не противостоял, и не наказывал их за зло. Ну а как же, когда враг нападает на землю. Начинается война. Ну не проповеди же читать захватчику, не красную дорожку постилать в свой дом, а бить его надо, и чем сильнее, чем лучше. И вот на протяжении всей двухтысячелетней истории Церковь призывала давать отпор врагу не только словом, но и силой. Всегда благословляла справедливую и освободительную войну. Видела обоснование идеи справедливой войны в словах Спасителя: «Взявший меч мечом погибнет».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Пророка Иеремии 50 гл., 41–46. О падении Вавилона чудная, державная речь Гда Саваофа, Владыки всей твари, ст 44: Кто подобен Мне? И кто потребует от Меня ответа? И какой пастырь противостанет Мне?… От шума взятия Вавилона потрясется земля, и вопль будет слышен между народами. (Иер. 50, 44, 46) Так говорит Господь Я подниму на Вавилон и на живущих среди него противников Моих, и пошлю на Вавилон веятелей, и развеют его, и опустошат землю его ибо в день бедствий нападут на него со всех сторон. (нач. гл. 51) 51 гл. 20 ст: Ты у Меня — молот, оружие воинское; тобою Я поражал народы и тобою разорял царства; тобою поражал коня и всадника его и тобою поражал колесницу и возницу ея и проч. 26 гл. Исайи, ст. 10 (заметь). Сколь вредна безнаказанность за проступки. Как противен грех, какой бы ни был: Всесвятому Господу! Это — мерзость, которая разлучает от Него душу согрешающую. Мертв буди греху, и жив Богу во Христе Иисусе, Где нашем. Анна Андреевна, Софья Яковлевна и Варвара Ив из Москвы прибыли в Баулово в 1 час пополудни, обедали; завтра причащаются Св. Тайн, 26 июля 1908 г. Согрешил я — позавидовав священнику Михаилу в Ваулове в том, что он взял себе многоземельное владение — целую версту, насадив в нем тысячу деревьев, сделав огороды для всяких овощей и для пчельника большое место. Но потом покаялся и переменил зависть на доброжелательство — пусть де пользуется этим участком для своей пользы и семьи своей. У Скита земли много — 800-десятин, и лесной, и сенокосной, и засеваемой семенами хлебными или пахотной. О. Михаил — священник хороший, простой, трезвый, благонравный, в службе исправный, предупредительный, но при том семейный. Благодарим Господа за всю Его милость. Туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8). Даром, нечаянно, мы получили от Господа такой земельный дар от г. сенатора Мордвинова. Июля 25 1908 г. (Пробел был оставлен нечаянно для записи). Имянниница, заведующая Евпраксия. монахиня. Память св. жен Олимпиады и Евпраксии. Олимпиада, ученица Иоанна Златоустого, Св. Вселенскаго учителя и Святителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2341...

Пс.118:126 .  Время Господу действовать: закон Твой разорили. Над нечестивыми отступниками от закона писатель молит Господа произнести свой суд. Их безнаказанность и благополучие вредны тем, что в колеблющихся душах вселяют недоверие к деятельности в духе указаний закона к тому, что именно только последняя увенчается успехом и вызовет благоволение со стороны Бога. Пример благополучия нечестивых как будто говорит иное. Чтобы укрепить колеблющихся, обличить отступников и ободрить благочестивых, писатель молит Бога произнести Свой суд. Пс.118:134 .  избавь меня от угнетения человеческого, и буду хранить повеления Твои; Избавление от «угнетения человеческого» является условием всецелого и постоянного служения Господу и исполнения Его закона. Внешние бедствия не имеют силы подорвать веру человека в Бога, но могут препятствовать такому распорядку времени и своего поведения, которое бы являлось и направлялось всегда к служению Господу, отвлекая силы и внимание к устранению их. Пс.118:136 .  Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего. Так как писатель везде проповедует о необыкновенно возвышающем действии закона на душу человека, равно так же и о том, что следование уставам Господа является верным источником и внешнего благополучия человека на земле, то на него должно было действовать удручающе всякое нарушение повелений Божиих, которое он где-либо видел: он с горьким сожалением оплакивает таких заблуждающихся людей. Пс.118:141 .  Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю. Писатель псалма не был видным по положению среди еврейского народа ( «мал я и презрен»), но он был одним из тех верных евреев, которые искренно любили свой народ, были преданы служению Господу и горячо стремились к восстановлению истинного богопочтения и благочестивой жизни. Может быть, что писатель псалма был одним из благочестивых левитов. Пс.118:147 .  Предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю. «Предваряю рассвет и взываю», т. е. с раннего утра «до наступления» появления рассвета, я молюсь и взываю к Тебе о защите и помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.58:7 .  вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города; Восточные города и сейчас поражают путешественников обилием бездомных собак, которые днем обыкновенно лежат на улицах, а вечером собираются в стаи, грызутся из-за добычи и бывают опасны для человека. Собаки ( «псы») были презираемыми у евреев животными. Сравнение с ними своих врагов указывает как на хищный, полный злого умысла характер выслеживаний ими Давида, так и на нравственное ничтожество самих врагов. Пс.58:8 .  вот они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи: «ибо», думают они, «кто слышит?» Враги Давида «изрыгали хулу» на него, т. е. поносили его дурными словами и оскорблениями, причем они верили в свою полную безнаказанность ( «кто слышит?»), а об ответственности пред Богом и не думали. В их хулах было богохульство и безверие. Пс.58:11 .  Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих. «Бог мой... предварит меня» – предохранит от врагов, предупредит их намерения и расстроит. Может быть, что Давид здесь разумел хитрость Мелхолы, которая, чтобы дать Давиду время спастись, положила на его постели манекен и закрыла его, объявив посланным Саула, что Давид лежит больной. Этим же временем Давид воспользовался для своего спасения бегством. – «Смотреть на врагов» – не бежать от них, а смело стоять пред ними в сознании своей силы и непобедимости. Пс.58:12 .  Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш. «Не умерщвляй их», т. е. не подвергай немедленной и полной гибели, но ослабь их силу (см. 14), сделай безвредным для Давида, но не безнаказанными: наложи на них кару, в виде продолжительного бедствия, нищеты, болезни и т. п., которая была бы видима всеми людьми. Это нужно для того, «чтобы не забыл народ мой», чтобы своим видом они постоянно напоминали евреям о необходимости повиновения Богу и той каре, которая грозит от Него злодеям: немедленная и полная гибель врагов хотя и производит острое и сильное впечатление, но непродолжительное. Народ скоро забудет, что произошло, с тем вместе и не будет нужного ему продолжительного напоминания «для памятования о Боге».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.61:9 .  Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище. Под «народом» можно разуметь тех людей, которые сопровождали Давида в его бегстве и которые отчаивались в возможности для него спасения. – «Изливайте пред Ним сердце» – обращайтесь к Нему с искренней, нелицемерной молитвой и твердой верой. Пс.61:10 .  Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты. «Сыны человеческие» – обыкновенные люди, простой народ; «сыны мужей» – знатные лица. Надежда на тех и других в день своего спасения «суета и ложь», так как степень их влияния на конечную судьбу человека, в сопоставлении с божественным водительством, если положить на весы, окажется «легче пустоты», человек в определении своей судьбы ничто. Пс.61:11 .  Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца. Не должно думать, что безнаказанность хищений и грабительств, равно также материальные богатства в руках человека могут для него служить защитой и опорой и несокрушимым оплотом. Временный перевес на стороне нечестивого и его внешнее преобладание не должно вызывать подражания: «не прилагайте» к этому сердца. Все содержание 9–11 ст. направлено Давидом к окружающим его в изгнании людям, которых повергало в уныние и которые теряли веру в возможность спасения Давида и самих себя потому, что видели материальный перевес на стороне его хищных врагов. Пс.61:12 .  Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога, Пс.61:13 .  и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. «Однажды сказал Бог, и дважды слышал я» – я слышал двоякую истину, сказанную однажды Богом в руководство человеку: 1. «Сила у Бога» – власть распоряжаться всем существующим принадлежит только одному Богу, как верховному Миродержцу; 2. «Милость» ниспосылается тоже Им. Смысл всего выражения – истинная и верная защита только у одного милостивого Господа. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010