«В ответ на вопль мучеников им дана была каждому белая одежда как знак их чистоты и невинности» (прот. Орлов) и как одежда брачного пира (см.: Мф. 22 -я гл.). Этим указывалось в Откровении, что души праведных уже получают, и до всеобщего воскресения, свое воздаяние, уже наслаждаются тем предначинательным блаженством, какое доступно и одной душе человека, еще до восстания тела его. Но, кроме дарования этих белых одежд, Господь уже и теперь утешает их, как и всех смущающихся кажущейся безнаказанностью насильников, «непреложностью Своего суда по Божественному Своему предопределению» 205 . Бог во всем управляет по Своим законам и нормам. Так это и здесь. Есть свой предел и свое число для таких жертв, предопределенных на заклание, но только ведомы они единому Отцу Небесному и никому больше. И в этом сознании должны успокоиться все так смущающиеся, начиная с самих этих убиенных, но на малое время – пока дополнится это положенное число. Относительно срока этого малого времени в данном случае не нужно забывать, не нужно упускать из виду, что речь эта все ведется на небе, т. е., так сказать, в небесных перспективах, небесных сроках, а потому малое там не есть непременно малое и здесь, на земле, ибо жизнь и ожидания там, безусловно, определяются и текут в иных восприятиях и в бесконечных горизонтах. Затем идет снятие шестой печати, обнимающее конец 6-й и всю 7-ю главу. 12–17. И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь; и звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои; и небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих; и цари земные и вельможи, и богатые и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? И пятая, и шестая печати раскрывают нам совершенно иные страницы в бытии и истории мира, нежели кони с их всадниками в первых четырех видениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

«Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» ( Иак. 2, 23 ; сравн.: Ис. 41, 8 ). «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» ( Исх. 33, 11 ). О св. Иоанне Предтече отцу его священнику Захарии было предсказано Ангелом, что «он будет велик пред Господом ... и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» ( Лк. 1, 15 ). Вопрос : Что составляло нравственную преграду между Богом и человеком во дни Ветхого Завета, и каким образом эта преграда могла быть разрушена? Ответ : Такой преградой являлась наследуемая каждым человеком по плотскому рождению греховность, т.е. состояние отчуждения человека от Бога, или духовной смерти, – греховность, умножаемая личными грехами человека. Это препятствие не могло быть устранено ни одними только нравственными усилиями человека (его стремлением приблизиться к Богу), ни простым прощением человеческих грехов со стороны Бога. Его (это препятствие) могло устранить только особое божественное действие, совершенное Богочеловеком Господом Иисусом Христом, действие, которое называется нашим искуплением или избавлением. О всеобщей греховности потомков Адама говорят следующие места: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5, 12 ). «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов. 14, 4 ). «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс. 50, 7 ). «Все под грехом» ( Рим. 3, 9 ). О Мессии как Искупителе говорится в книге Иова: «Я знаю, Искупитель мой жив» ( Иов. 19, 25 ), а также у пророка Исаии, например: «Придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь» ( Ис. 59, 20 ). Вопрос : Почему нравственная преграда между Богом и человеком не могла быть устранена простым прощением человеческих грехов? Ответ : Потому что такое прощение (без воплощения Сына Божия, совершившего жертву искупления и возглавившего борьбу искупленных Им против греха) не содействовало бы нравственному исправлению человека: человек привык бы к мысли о безнаказанности любых дурных поступков и не имел бы достаточно сильных побуждений и действенной помощи для борьбы с грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Вот, как скоро и как разительно оправдались дурные, если можно так выразиться, предчувствия Самуила, когда он был поставлен лицом к лицу с вопросом о поставлении царя над Израилем. Недаром он, провидя, отчасти, будущее, как пророк, но, как человек, не постигая всей глубины божественных предначертаний, с глубоким сокрушением смотрел на это будущее, и только непреклонная воля народа, тесные обстоятельства и божественное внушение дать народу то, чего он просил, заставили его, после мужественной борьбы, уступить народу и поставить царя. Перечисляя народу разные злоупотребления, каких нужно было ожидать от царя, подобного царям «прочих народов», он умолчал о самом худшем – об измене божественному закону. Но он предчувствовал это, и, может быть, потому-то, сопротивление его и было так настойчиво. Царь Израиля изменяет вере отцов! Пастырь народа нарушает закон в самом его основании! Простого смертного за поругание божественного закона, за измену Иегове побивали камнями. Но что делать с царем, нарушающим требование закона? Где тот суд, который осмелился бы произнести приговор над ним? «Где слово царя, там власть, и кто скажет ему: что ты делаешь?» – говорил сам Соломон 678 . А между тем, когда царь безнаказанно совершает преступление, как со спокойной совестью осудить за то же преступление и простого смертного? Порок, в силу своей безнаказанности, наверху, как бы перестает уже казаться пороком. Так заразителен пример нечестивого царя. Соломон – первый из еврейских царей подал пример оскорбления веры отцов. Пример его не остался без подражания. Но если для Соломона не было человеческого суда, то он не мог избежать Божиего суда. «И разгневался Господь на Соломона... и сказал ему (по всей вероятности через какого-нибудь бесстрашного пророка): за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему» 679 . Это было тяжким наказанием для царя, положившего весь свой ум, которому удивлялся мир, и всю свою энергию на укрепление и расширение своей власти, на возвышение блеска своего трона, при конце жизни узнать, что все его величие должно перейти к его рабу.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Вот образ долготерпения. Господь не говорит, что она блудодействовала и Он ее наказал. Напротив, она блудодействовала, а Он долгое время говорил ей: вернись. Но и после того не говорит, что наказал, но что дал ей развод, позволил ей ходить и жить, как ей самой хочется, и просто больше не вступался за нее. И тогда Израиль пал жертвой Ассирии. Так же бывает и в духовной жизни. Не желающие исполнять волю Божию и быть в союзе с Ним порабощаются диаволом. А Иудея, перед глазами которой все это происходило, не вразумилась и следует тем же самым путем (Иер. 3: 6–10). Ради ее спасения Бог готов даже как бы отступить от Своего закона, хотя это, конечно, только образ, ибо Бог не подзаконен. После развода и второго брака жены муж не мог принять ее снова (Иер. 3: 1). Бог же готов снова принять Свой народ, уклонившийся в идолопоклонство, если только он покается (Иер. 3: 12–25). Но промедление с наказанием, долготерпение Божие воспринимается людьми либо как безнаказанность, либо как знак того, что они ходят верными путями и что ничто им не грозит. Через пророка Иеремию Господь обращается к народу и говорит: « Какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились?» (Иер. 2: 5). Удивительное дело, Господь предлагает им судиться, Он согласен и на это. Он вопрошает их о том, меняет ли хотя бы какой народ богов своих, хотя они не боги? Меняет ли тех богов, каких принял от отцов? Не меняет. А Израиль отступил от Бога истинного и стал ходить вслед других богов. « Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2: 13). Отступив от истинного богопочитания, от союза с Богом, они поклонились ложным богам, которые не имеют в себе жизни и дать ее никому не могут [см. 22, т. 5, с. 428]. Пророк Иеремия обличает упорство и нераскаянность иудеев и говорит, что они будут наказаны. Причем он говорит не просто об упорстве вообще и о нераскаянности всех. Он конкретно называет грехи князей (Иер. 5: 5), священников и пророков (Иер. 5: 13), которых, по–видимому, было немало. Ведь эти люди, как мы уже говорили в связи с обличениями Книги пророка Михея, в наибольшей степени могли повлиять на ситуацию как в лучшую, так и в худшую сторону, их развращение делало исправление народа практически невозможным. « Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим» (Иер. 5: 1; ср. Соф. 1: 12). Для спасения Содома и Гоморры некогда требовалось десять праведников, а здесь – всего один. Но найдется ли он? « Хоть и говорят они: жив Господь, но клянутся ложно» (Иер. 5: 2). « Все они предо Мною – как Содом, и жители его – как Гоморра» (Иер. 23: 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Государство - это монополия на насилие. Это структура, без разрешения которой никого нельзя убить, изгнать или лишить собственности. Когда это становится можно - это знак того, что государство отсутствует. Сможет ли государство восстановить контроль над ситуацией? Будем надеяться - причем независимо от того, насколько нам нравятся нынешние киевские власти. Даже дурное правление не так ужасно, как никакое. Потому что в отсутствие государства - или при его сильном ослаблении - общество возвращается в состояние, описанное еще Гоббсом (на опыте гражданской войны в его родной Англии) - Bellum omnium contra omnes, " войны всех против всех " , при которой человеческая жизнь становится " одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна " . Хаотическое насилие ради захвата недвижимости, денег, контроля над прибыльными предприятиями, просто ради насилия как такового становится все более повсеместным, по мере того, как заинтересованные лица убеждаются в его безнаказанности. Поэтому независимо от того, как относиться к фигуре конкретного правителя, следует горячо молиться, чтобы государство смогло восстановить свои функции поддержания порядка, чтобы сползание Украины в черную дыру анархии было остановлено - даже если это сделают люди, враждебные России. С врагами можно договориться и помириться; с безликим хаосом договориться нельзя. Но здесь, в России, нам очень важно извлечь уроки из происходящего у нас на глазах. Собственно, это происходило много раз - и в мировой, и в нашей истории. Государство обваливается - или слабеет настолько, что правитель не смеет отдавать приказов, которые могли бы раздражить тех или иных лихих молодцов, все конфликты решаются насилием, жизнь и собственность резко дешевеет. Нормальная, обычная жизнь, когда люди могут ходить на работу, растить детей, заниматься своими делами, владеть собственностью - требует государства. Государство, и, в частности, государство российское - это важная позитивная ценность, и нам необходимо это осознавать. Готовность признавать порядок, повиноваться законам, уважать представителей власти - часть нашего нравственного долга по отношению друг к другу. Как говорит Апостол, " Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите " (1Пет.2:13-17)

http://pravoslavie.ru/89156.html

«Дайте место гневу Божию» Те, кто вольно или невольно причиняют нам скорби, трудятся, по сути, для нашего спасения И последнее. Чувство справедливости, насажденное в человека Самим Творцом как отражение Его совершенной Праведности, совершенно естественно требует наказания сотворившему зло. Однако сам человек производить такое наказание Богом не уполномочен, вероятно, в силу ограниченности и греховной испорченности своей природы. Имея в виду это внутреннее противоречие, апостол Павел доносит до нас очень важную истину в послании к Римлянам: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 1921). Не следует только превратно понимать его слова в том смысле, что мы должны лицемерно благотворить обидчикам в надежде собрать на их голову «горящие уголья». Мысль апостола здесь та, что нам не следует переживать по поводу безнаказанности согрешившего против нас, суд Божий непременно его настигнет. Мы же своей искренней любовью должны с необратимостью приближать эту победу добра над злом… А ведь эпиграф прав! Нам действительно надо благодарить Бога за всех этих добрых злых людей! Все те, кто вольно или невольно причиняют нам скорби, неприятности, проблемы, трудятся, по сути, для нашего спасения. Пусть никогда не понимают они этого, пусть сами имеют при этом совсем другие цели. Нам надо успокоиться на мысли, что через них нам посылает весточку Сам Господь, а потому Господь прав, когда говорит нам: любите врагов ваших. Рейтинг: 9.8 Голосов: 2310 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 5 июля 2021, 14:45 Мы обязаны любить и прощать наших личных врагов - тех, кто сделал зло только тебе и больше никому. Родители не могут и не должны прощать насильника, который надругался над их ребенком; человек не должен прощать пьяного водителя, который насмерть сбил члена его семьи, но тот же человек должен совершить подвиг прощения того, кто покалечил его самого. Сын в приведенном рассказе может простить тех, кто нанес обиды ему лично, но этот сын не может и не должен прощать истязания нанесенные его собственной матери. Он сказал " я отомщу за мать " - так он выполняет Пятую заповедь, и никто не смеет осуждать его за это, ведь он мстит не за себя.

http://pravoslavie.ru/107140.html

Далее, после того, как приведена речь грешников, говорится: «Сын мой! Не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови» ( Притч. 1:15–16 ). Итак, почему не нужно идти? Во-первых, просто потому, что этот путь ведёт к тяжкому греху – убийству. Во-вторых, потому что на самом деле это не останется безнаказанным. Что поясняется через такой пример: «В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души» ( Притч. 1:17–18 ). То есть, когда птица видит, что готовятся сети, она не понимает, что эти сети как раз для того, чтобы её поймать. Так и злодеи напрасно думают, что не попадутся, кажущаяся безнаказанность – лишь иллюзия, и на самом деле наказание обязательно настигнет грешника. Притч. 1:19 «Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» ( Притч. 1:19 ). Итак, во-первых, сказано, что всякий, кто идёт по этому пути, не останется безнаказанным, – без исключений. Из этого мы понимаем, что речь идёт не о земном наказании, потому что от человеческого суда, к сожалению, многие преступники уходят, люди несовершенны, и, соответственно, людской суд тоже несовершенен. Речь здесь идёт о наказании от Бога, от которого никто не уходит. Во-вторых, сказано, что чужое добро отнимает жизнь у завладевшего им. В прошлом в некоторых странах это могло буквально воплощаться в жизнь, когда за украденное человека казнили. Но прежде всего это касается жизни вечной. Тот, кто идёт по пути принесения в жертву интересов, имущества, здоровья или даже жизни другого человека ради собственного желания обогащения, лишается жизни вечной. Но и в этой жизни он не остаётся без наказания от Бога – или через болезни, или различные несчастья. Так что человек, который сознательно выбирает зло, запускает механизм своего собственного наказания, и разорвать эту цепь неизбежных последствий может только искреннее покаяние перед Богом и исправление. Точнее, только Бог может разорвать её, если видит покаяние человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле». Тем самым утверждается решительно и окончательно: князь мира сего низвергнут; созданный Богом мир видимый, точно так же как и невидимый, принадлежит людям как любимым созданиям Бога Творца. Это необходимо помнить всякий раз, когда мы, печально вздыхая, приговариваем, что мир лежит во зле. Да, лежит, - вопреки воле Божией и благодаря нашей косности и нашему страху. Самые, пожалуй, непринимаемые (и тем самым отвергаемые) слова Писания - это утверждения Иоанна Богослова о том, что люди более возлюбили тьму, нежели свет, и что совершенная любовь изгоняет страх. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам». Опять-таки не все так хорошо с учением, как хотелось бы. Дело даже не только в том, что вместо учения зачастую бывало принуждение, к которому эпизодически присоединялось завлечение. И что и доныне практикуется более-менее стремительное крещение (даже бывает массовое, называется «православный десант») с последующим полным пренебрежением жизнью новокрещенных, но и в том, о чем говорил убитый отец Даниил Сысоев: крестит он кого-то из тюрок, рассказывает им о Христе, они идут в храм с надеждой слушать про Него больше и больше... а им рассказывают про патриотизм. Или про то, что нужно батюшку слушаться, а не вопросы, понимаешь, задавать. А вот Апостолы задавали вопросы Христу, и Он на них отвечал с глубоким проникновением... «И се, Я с вами во все дни до скончания века». Поэтому аннулируются разнообразные вопли на тему «Где Бог?!». Вопрос следует ставить по-другому: где мы? Почему мы, отвернувшись от Него, пренебрегая Его заповедями, старательно забывая Его учение или, что еще хуже, истолковывая его так, как нам удобно, требуем, чтобы Он всегда исполнял нашу волю? И ведь даже не догадывемся, от каких пучин зла и гибели Он нас отводит, в том числе и тогда, когда мы обижаемся на то, что Он не по-нашему поступает. А заканчиваются речи Христа в Евангелии от Матфея Его клятвой: «Аминь», - говорит нам Господь, что значит «Верно, поистине, да будет так». И можно вспомнить Пс 109:4. где сказано «клялся Господь, и не раскается». И действительно не раскается, что бы мы ни вытворяли. Правда, это не означает для нас безнаказанности...

http://foma.ru/svershilos-mf-27-28.html

е. сильные, разбойники. Существовали они и до смешения племени сынов Божиих с сынами человеческими, но умножились после этих браков. Неудивительно, что в потомстве Каина, в роде Ламеховом, сыны которого изобрели оружие (ср. комментарий к Быт. 4:23–24 ), существовали люди, которые составили себе имя угнетением и порабощением братьев своих и, сильные своею безнаказанностию, наполнили развратом тогдашний мир. Но как сильно распространилось это зло, видно из того, что им заразилось само племя Сифово, которое должно было хранить святыню обетования. Некоторые комментаторы думают, что слова Моисея намекают на какие-то древние сказания и предания, о которых Священное Писание ничего более нам не сообщает, потому что его цель – лишь история царствия Божия на земле. Весьма вероятно, что многие из этих сказаний перешли в виде мифов в языческие верования древних народов. Так, св. Дмитрий, митр. Ростовский, указывает, что борьба титанов в I кн. Превращений Овидия намекает на предание об исполинах. Диодор Сицилийский в V кн. гл. 66, говоря о титанах, упоминает, что каждый из них изобрёл нечто полезное человечеству и тем упрочил себе имя. В этом явное сближение с допотопными библейскими деятелями, потомками Каина ( Быт. 4:19–22 ). Чем более мы будем знать мифологию древних, тем более мы будем открывать в ней намёки и предания на тот мир, который погиб от потопа и который олицетворился в лице Ноя – Януса с двумя лицами, из которых одно видело древний мир, а другое – новый. Быт. 6 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; Там, где испорченность так сильна, что она даже не сознаётся человеком, а составляет правило его жизни, там нет надежды к исправлению. Чтобы удалиться от зла, надобно видеть его и понимать его. Быт. 6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. Раскаяние, о котором говорит св. писатель, встречается ещё в 1Цар. 15:11, 29, 35 . Самуил говорит о Господе: Не человек Он (Бог), чтобы раскаяться Ему ( 1Цар. 15:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Евреи, из царства Иуды, как и принадлежавшие Израилю, основывали на обетованиях Божиих уверенность в безнаказанности своих преступлений: Суть же первых пророчеств Амоса состояла в том, что так как Господь признал их из всех племен земли, потому и взыщет с них за все беззакония их (III, 2; ср. Лк.12:47:48 ). Эти слова сильно их изумляли, ибо они думали, что живут согласно с законом Бога; они рассчитывали, что Он будет с ними, куда бы они ни пошли, хотя бы по пути зла и смерти. Неужели же не знают они, что два человека могут идти вместе, только сговорившись наперед относительно места, куда хотят идти, и пути, которым хотят достигнуть до него (3)? И вот слушатели не мало изумляются гневу Божию и думают, что Он не имеет на то законной причины; но негодовал ли бы на них Бог, если бы они не утомляли Его терпения своими беззакониями? « Ревет ли лев в лесу, когда нет перед ним добычи?» (4) . Они изумляются также вестью о бедствиях, которые возвещает им пророк, как будто эти бедствия налетают случайно, но нет никого имеющего власть насылать их; «попадает ли птица в петлю на земле, когда силка нет для ней?» И Бог, посылающий эти бедствия с определенным намерением поразить ими виновных, не поможет им избегнуть их, точно также, как птицелов не поднимет с земли петли, когда ниего не попало в нее (5). Они удивляются своему собственному ужасу, и хотели бы убедиться, что нет на то действительной причины: но трубит ли в городе труба и народ не испугался бы? Не происходит ли все от Бога и в том числе – бедствия, поражающие и постигающие частных лиц, и бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? Они изумляются явлению Амоса; но неужели они не знают, что Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам своим, пророкам?» (7). Лев начал рыкать; кто не содрогнется? Господь Бог сказал: кто не будет пророчествовать. Если вы трепещете,то это – не без причины, потому что Бог восстает на вас в своем гневе; и если я пророчествую, то это – не без причины, потому что Бог говорил мне в глубине моей души (8).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010