Еврейское судопроизводство было классической системой права, основанной на Священном Писании, в котором Бог ясно и точно через пророков установил Свою волю. Избранный народ был под водительством Бога, Который являлся для него не отвлеченным Абсолютом или созерцающим Разумом, а живой всемогущей Личностью. Бог — Податель людям всякого блага. Зло происходит от человеческого своеволия, когда люди уклоняются от указанного свыше пути и нарушают данный Господом закон. Конечная цель судопроизводства — поддержание богоустановленного порядка. И в этом, как и во всем, что исходит от Господа, заключена милость к человеку. Любящий Бог являет Свое попечение о человеке. Неисполнение законов, безнаказанность, бездействие суда порождают болезненное состояние общества, от чего страдает большинство. Великий пророк Исаия, обращаясь к Господу, говорит о благе Божественного правосудия: “Когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа” (Ис. 26, 9–10). Древнееврейское законодательство строилось на фундаменте Божественных заповедей, из которых две являются краеугольными. Законнику, искушавшему Его, Иисус сказал: “возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (Мф. 22, 37–40). Эти две главные и все другие заповеди представляют собой положительные предписания Израилю поступать в соответствии со всеблагой Божественной волей. Законы же, данные через пророка Моисея, содержали запреты совершать те действия и поступки, которые бы могли привести к нарушениям заповедей. В большинстве случаев указаны и наказания за несоблюдение закона. Вчитываясь в законоположительные книги (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), легко увидеть, что на первом месте по значимости были законы, связанные с нарушением первой заповеди — любить Бога.

http://pravoslavie.ru/put/070228100001.h...

Если же блуд мог столько сделать, то чего не сделают наши грехи? Если же ты и не потерпишь казни теперь, не удивляйся. Те не знали геенны, почему и подвергались непосредственно тотчас же наказаниям; ты же, хотя бы не понес здесь никакой казни, получишь возмездие за все, в чем бы ни согрешил, там. И хотя мы совершим те же самые грехи, что и они, однако заслуживаем большего наказания, чем они. Почему? Потому, что получили большую благодать. Когда же мы и больше их, и более тяжко согрешаем, то какому не подвергнемся наказанию? Если бы мы, согрешая и оставаясь ненаказанными, не делались хуже, то Бог отпустил бы, конечно, нам наказание; но Он ясно знает, что безнаказанность наших грехов приносит нам не меньше вреда, чем и самые грехи. Поэтому Он и налагает наказание, не только для того, чтобы наказать за прошедшее, но и для того, чтобы исправить на будущее время. И что это так, послушай, что Он говорит Моисею: «Оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их» ( Исх.32:10 ). «Оставь Меня», – говорит, не потому, чтобы Моисей удерживал Его, – ведь последний ничего не говорил Ему, а в молчании предстоял Ему, – но желая доставить ему случай к молитве за них. Так делаем часто и мы, когда, не желая ни наказать своих слуг, совершивших достойные наказания проступки, ни освободить их от страха наказания, внушаем друзьям вырвать их из наших рук, чтобы таким образом и страх у них остался в полной силе, и они избежали наших побоев. Подобного рода случай был, как можно видеть, и с Ионой. «И было, – говорится, – слово Господне к Ионе... пророку: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем: ...еще три дня (синод. пер. – «сорок дней») и Ниневия будет разрушена». Услышав же, «Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию» ( Ион.1:1–3, 3:4 ). Куда бежишь ты, человек? Бежишь от Господа, скажи мне? Но подожди немного, и ты на опыте узнаешь, что не можешь избежать рук даже и рабского моря. В самом деле, не успел он взойти на корабль, как то подняло волны и стало вздыматься на громадную высоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Если о тех говорится: и он умер, и он умер, и он умер, то об этом говорится: и не стало его, потому что Бог взял его – живым на Небо. Вот высшие выражения праведности и святости жизни: и ходил Енох пред Богом. О Ное что говорится? Ной ходил пред Богом (см. Быт. 6:9 ). Заключая завет с Авраамом, что говорит Господь Аврааму: ходи предо Мною и будь непорочен (см. Быт. 17:1 ). Вот это выражение – оно не ветхозаветное, это выражение Евангельское. Надо ходить пред Богом. Вот как бы видя Его: в очах Божиих. Когда вам предлагают совершить какое-то нехорошее дело на глазах у других, то мы смущаемся это делать, нам стыдно. А вот здесь также должно быть стыдно, когда мы совершаем какие-то грехи, если мы видим пред собой Бога. Вот Око, недремлющее всевидящее Око. Оно наблюдает за нами. И вот, если видение этого ока человек представляет себе, он не может грешить. Апостол Иоанн так и скажет, что верующий во Христа грешить не может, потому что он Его видит перед собой: и ходил Енох . А вот почему он меньше всех жил? Да уже общество было недостойно, чтобы среди них жил такой праведник. Господь забирает таких людей из общества, потому что это общество неисправимо. В книге “Премудрости Соломона” об этом сказано очень сильно. Давайте, это заложите, а Книгу «Премудрости Соломона» откройте, быстро находите «Премудрость Соломона». Это неканоническая книга, их нет в этих изданиях, и поэтому мы слушаем, у кого нет. А вот почему вы не хотите приобрести полные Библии? это на вашей совести. Или они не продаются? или вы не хотите приобрести? А нужно приобрести полный текст. И вот я читаю вам – 12-я глава с первого стиха: «Нетленный Твой дух пребывает во всем. Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи». 10-й стих: «Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию, зная однако, что племя их негодное и зло их врожденное, и помышление их не изменится вовеки. Ибо семя их было проклятое от начала, и не из опасения перед кем-либо Ты допускал безнаказанность грехов их. Ибо кто скажет: “что Ты сделал?” или кто противостанет суду Твоему? и кто обвинит Тебя в погублении народов, которых Ты сотворил?».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Если ты принесешь дар твой к жертвеннику... пойди прежде примирись... (Мф. 5, 23-24). Мы не должны иметь ни к кому неприязненного отношения, а должны иметь отношение снисходительное, терпеливое, всепрощающее, полное любви, чтобы Бог простил и нам. Часть V Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким судимы будете (Мф. 7, 1). Господи, даруй нам не судить живых, тем менее умерших. Ты один праведный Судия - как Творец и Законодатель живых и усопших. А нам даруй строго осуждать себя самих и просить прощения и оставления грехов вольных и невольных усопшим. Смотрите, как восхваляет Владычица боголюбезное смирение: призрел, говорит, Господь на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48), и как осуждает гордость, из-за которой случилось падение такого множества ангелов с Престолами, Начальствами, Силами, Властями. Явил, говорит Богородица, силу мышцы Своей, рассеял надменных помышлениями сердца их (Лк. 1, 51). Кто эти гордецы в мыслях сердечных? Денница падший и ангелы его, целое царство бесовское. О, как много еще должно быть жертв страдания и смерти, жертв людских, чтобы заполнить число отпадших, и как много число это пополняется! Сколько жертв смерти, особенно в эти годы безначалия, безнаказанности и террора! Сколько невинных младенцев, умирающих каждый день! Сколько убитых за веру, царя и отечество! Все они восполняют число отпадших ангелов. Господи, сколь праведны, благи, премудры, чудны, непостижимы дела Твои. Смерть жнет и косит бесчисленные жертвы. Господи, сохрани Церковь Твою непоколебимо. Чудная, премудрая пророческая песнь Божией Матери: величит душа Моя Господа ... что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды... (Мф. 1, 46-48). Прежде всего Она славит Бога за то, что Он дал Ей смирение и призрел на это смирение. Пресвятая Дева глубоким смирением исправила поползновение Евы к гордости и к желанию сравняться с Богом. Сын Ее и Бога смирил Себя, быв послушным, даже до смерти, и смерти крестной, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам (Фил. 2, 7-8). За смирение же вознес Деву Марию, сделав Ее Матерью Своею, - сотворил величие Ей невообразимо великое.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Есть много подобных образцов, представленных Божественной мудростью перед нашим взором. Хочу я об одном из таких примеров упомянуть и вкратце его изложить. Несчастье содомитян было судом Божиим, наказующим грешников, а для чад Божиих оно является воспитательным средством. Содомитяне, в своей извращенности предавшись страстям чрезвычайным, под влиянием своей одичалости сделались бесстыдными искателями у чужих жен склонности, растлителями мальчиков Всевидящий Логос, от которого никакое греховное дело не остается сокрытым, усмотрел это и, будучи недремлющим Стражем человечества, не отнесся спокойно к их непотребству. Чтобы удержать нас от подражания им, чтобы воспитать нас до мудрости своей жизни, чтобы дать некоторым грешникам веское предостережение, чтобы из–за безнаказанности беспутства не допустить усиление роста его до бесстыдства, решил Он уничтожение Содома огнем (Быт. 19). Лишь немного из того наставительного пламени излил Он на преступление содомитян, дабы страстность ее осталась ненаказанной и чтобы ее врата не отворились слишком широко для рабов сладострастия. Правосудное наказание содомитян, следовательно, служит для людей примером, внимание к которому ведет к спасению. Потому что кто подобным грехам не предается, за которые это были наказаны, того никогда не постигнет и наказание, какое постигло этих грешников; кто избегает греха, тот избегает и несчастья. Я хочу напомнить вам, уже знающим это, говорит Иуда, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд. 5:6). И вскоре после этого очень поучительно преподносит Он примеры осужденных: Горе им, потому что они пошли путем Каиновым, на лживый путь Валаама уклонились и, заразившись духом Кореева упорства, погибают (ст. 11). Тех, кои свободы чад не могут хранить, должен удерживать от преступлений страх; оттуда наказания и угрозы, дабы из страха наказаний мы избегали греха. Я мог бы тебе привести примеры наказаний и за страсть к нарядам и наказания за суетность, не только за невоздержание, а потом осуждения и за богатство (Мф. 19:24; Лк. 6:24), которыми Логос пользуется как средствами отвращающими от несправедливостей. Но, обращая внимание на длину моих рефератов, я хочу снова держаться последовательности заповедей Педагога и оставить в стороне речь об угрозах. 9. Побуждения для пользования банями

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Зла как отдельной субстанции не существует, оно проявляется в состоянии и деятельности разумных существ. Решение о воздаянии грешникам, исходящее от Бога, не является злом. Стало быть, и результат этого решения не соответствует понятию о зле. Что касается деятельности грешников в аду после Страшного Суда, Церковь не учит, что там они будут грешить: там они будут испытывать мучения. Разве не жестоко считать, что любящий Бог подвергнет мучениям свое непокорное творение? Почему-то некоторым людям свойственно думать, что Бог обязан соответствовать их представлениям о Нем и поступать так, как они считают правильным. Однако Бог является Всемогущим Абсолютом, Который в принципе не обязан считаться с человеческим мнением о Нем. Претензии вроде того, что «Бог благой, а значит должен соответствовать лично моему понятию о добре и справедливости, а иначе я отказываюсь в Него верить или играть по Его правилам», выглядят довольно нелепо. « А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал ?» ( Рим.9:20 ). Это недоумение было бы справедливо, если бы сами люди выдумали ад. Сам Бог не считает его существование противоречащим Своей благости. О существовании ада учил Тот, Кто пришел в этот мир, чтобы пострадать и умереть за последнего грешника. Для разъяснения этого недоумения необходимо иметь в виду следующее. Бог есть не только Любовь, но и Абсолютная Правда, воздающая по заслугам за добро и зло. Отрицание Божественного правосудия влечет за собой неверие в благость Божию, поскольку превращается в попустительство и уравнивание добра и зла. По замечанию свт. Иоанна Златоуста , « если между людьми наказание есть дело благости, а безнаказанность – жестокости, то ужели не так у Бога? Следовательно, потому Он и уготовал геенну, что Он благ ». В самом деле, если нет Суда и воздаяния, то и нет разницы между Гитлером и Янушом Корчаком. В таком случае наш нравственный выбор бы обесценился и справедливость, об отсутствии которой в нашем мире говорят даже неверующие, никогда бы не восторжествовала.

http://azbyka.ru/vechnye-muki

Зная будущее, Господь долготерпит, соблюдая грешников на день обращения и покаяния. III. Заключение: Итак, не смущайтесь безнаказанностью безбожников и хулителей, а удивляйтесь долготерпению Божию и прославляйте Его крайнее снисхождение и неизреченную любовь к грешнику. 7. Православная Церковь – училище благочестия «Поминайте наставников ваших, которые проповедали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ) В житиях святых указано, как можно спастись во всяком звании I. Как спастись богатому? 1) Филарет Милостивый (память 1 декабря). Всё свое имущество раздаёт бедным; отдаёт последнего вола, корову с телёнком, ульи пчёл и последнюю меру пшеницы, а также верхнюю одежду. Когда его внучка стала царицей, Филарет даёт обед «царедворцам» – т.е. нищим. Он исполнил завет Христов: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» ( Лк. 16:9 ), и по молитвам нищих был принят в «вечные обители». II. Как спастись неимущему? 1) Симеон Верхотурский (память 12 сентября). Будучи сам неимущим, он бесплатно работает на полях у бедных вдов и сирот. Научившись портняжескому мастерству, из дома в дом переходил; обошьёт всех в доме и ночью уходит, чтобы не взять платы. 2) Мученик Фока – садовник (память 22 сентября). Содержит бедных плодами своего сада. Правитель города Синопа посылает воинов убить его за исповедание Распятого. Фока, встретив воинов на пути, приводит их к себе, кормит ужином. Ночью готовит себе гроб, делает все распоряжения, поутру открывается воинам и настаивает на том, чтобы они не подвергали себя опасности из-за неисполнения приказания. Воины убивают св. Фоку. 3) Св. Евлогий (память 27 апреля) на зарабатываемые деньги принимает и питает странников, большую часть ночи проводит в молитве. 4) Св. мученица Анастасия Узорешительница (память 22 декабря) посещает в тюрьмах заключённых за веру Христову, перевязывает им раны, укрепляет молитвою и беседами их дух, приносит им пищу; упрашивает стражу – и проводит к заключённым священнослужителей со Св. Тайнами. Наконец и сама сподобляется мученического венца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

И если ранее, имея рядом законную супругу, он еще сдерживал себя, то в Торжке, пируя и предаваясь пустым развлечениям, он быстро потерял всякий контроль. Князь Юрий прельстился красотой княгини Иулиании. В его сердце закралась зависть к князю Симеону, перешедшая в непреодолимое желание непременно завладеть чужой супругой. Животная страсть и скверная плотская похоть разжигали его воображение и затмевали разум. Уверенный в своей безнаказанности и вседозволенности, князь Юрий стал искать возможность осквернить честный брак благоверных Симеона и Иулиании. Неоднократно он приходил в их дом со злыми намерениями, но целомудренная княгиня умело уходила от всех его козней. Нарушив десятую заповедь Божию: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего» ( Исх.20:17 ), от грязных мыслей и желаний князь Юрий вскоре перешел к нечистым действиям. Окончательно ослепленный блудной страстью, несчастный решил коварной хитростью добиться своей цели. Устроив щедрый пир в своем доме, он пригласил князя Симеона и княгиню Иулианию. Напившись вина и потеряв над собой всякий контроль, князь Юрий коварно заколол мечом ничего не подозревающего князя Симеона, тем самым окончательно вступив на путь беззакония, нарушив и шестую заповедь Божию «Не убий» ( Исх.20:13 ). Затем он приказал слугам силою, «яко власть господскую имея над нею», привести благоверную Иулианию к себе в спальню. И здесь она, даже под страхом смерти, зная уже о гибели мужа, не испугалась насилия и угроз, не пошла на беззаконие, продолжая непоколебимо сохранять своё целомудрие. Мольбами, увещеваниями и праведным гневом княгиня Иулиания пыталась вразумить безумного сластолюбца, желая отвести его от нового преступления: «Зачем, господин мой, напрасно ты трудишься? Не быть никогда такому позорному делу! Ты знаешь, господин мой, у меня есть муж и как мне осквернить честное ложе его! Лучше мне умереть, чем согласиться на такое дурное дело!».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

И новозаветные Апостолы: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Иоан.1:9 ) Никто не обязан изо дня в день тащить бремя своего греха – Бог дает нам возможность оставить все в прошлом и начать с чистого листа. Покаявшийся грешник действительно будет «поставлен наравне с добрым и праведным человеком», его прошлые грехи не будут ему вспомянуты: «Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» ( Ис.54:9:10 ) Церковь прославляет святых, которые обратились к Богу от дурной, распутной или прямо преступной жизни; все эти примеры подчеркивают, что Бог может (и хочет) принять, исправить и преобразить Своей благодатью любую жизнь, как бы ни была она разрушена и осквернена до этого. На этом торжественном обещании прощения, которое дает Бог , и основан тот призыв к покаянию, с которым Церковь обращается к миру. Извне Церкви призыв «покайтесь» часто воспринимается как «признайте, что вы ужасные и отвратительные люди, которые должны бесконечно платить и унижаться». Но само послание Церкви совсем о другом – «примите дар прощения и новой жизни». И эту новую жизнь – подчеркнем еще раз – могут принять и несомненно дурные, по всем стандартам, люди. Я сам беседовал с теми, кто покаялся в тюрьме, отбывая наказание за свои преступления. Бог простил их; их жизнь изменилась самым радикальным образом. Грех действительно достоин осуждения Но разве это справедливо? – могут спросить некоторые читатели. Что же, когда люди возмущаются безнаказанностью злодея, за этим стоит, отчасти, верная интуиция. Грех действительно достоин осуждения. Беда не в том, что люди это понимают – а в том, что они понимают это недостаточно ясно. Грех – это катастрофа космических масштабов. Это отрицание благости Бога и творения. Риторический вопрос, который любят ставить атеисты – «где был ваш Бог , когда совершались такие-то злодеяния» – отражает реальную проблему.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Иов.27:10 .  Будет ли он утешаться Вседержителем и призывать Бога во всякое время? Клятва именем Божиим (ст. 3–4) и ссылка на свидетельство совести (ст. 6) – достаточные доказательства правоты Иова. Но так как они могли быть приняты друзьями за лицемерие, то Иов и указывает теперь на невозможность последнего со своей стороны. Если бы он лицемерил, то не мог бы, умирая ( «исторгнет... душу» – из тела, ее жилища – ср. Иов 4.19 ), питать какую-либо надежду на оправдание (ср. Иов 13.16 ), а он в ней уверен ( Иов 19.25–27 ). Равным образом нечестивый не может рассчитывать, подобно Иову, быть услышанным Богом (ср. Иов 13.15, 23.7 ; Пс 17.42 ) и находить, как он, свое благо в Боге и к нему обращаться ( Иов 16.19–20, 17.3 ). По своему настроению Иов не похож на нечестивого. Иов.27:11 .  Возвещу вам, что в руке Божией; что у Вседержителя, не скрою. Иов.27:12 .  Вот, все вы и сами видели; и для чего вы столько пустословите? Чтобы еще более доказать свою правоту, выяснить различие между собою и нечестивыми, Иов переходит к описанию постигающей их участи. Он предлагает друзьям учение о «руке Божией» – об отношениях Бога к грешникам. Как видно из слов: «все вы и сами видели» (ст. 12), а равно и из ст. 13–23, это – те самые взгляды, которые неоднократно высказывались друзьями. И тем не менее они, по его словам, все время «пустословили» («тагбалу» – от «габал» – «безосновательно думать и поступать» – 4Цар 17.15 ), – безосновательно отождествляли его судьбу с судьбою нечестивого, тогда как они не похожи друг на друга. Иов.27:13 .  Вот доля человеку беззаконному от Бога, и наследие, какое получают от Вседержителя притеснители. Воспроизводя в настоящем случае слова Софара ( Иов 20.29 ), Иов и в дальнейшем описании гибели нечестивых повторяет взгляды друзей и таким образом впадает в самопротиворечие, так как ранее настаивал на безнаказанности грешников ( Иов 21.7 и д.). Но признать доводы друзей, воспользоваться их аргументами побудило Иова желание прийти на основании однородных положений к противоположным выводам. Оружие друзей он обращает против них же самих. «Они поставляли пред его глазами, как зеркало, участь нечестивого, чтобы он увидел в нем самого себя и убоялся. Он в свою очередь поставляет это зеркало пред их глазами, чтобы они заметили, насколько различен характер не только его поведения в страданиях, но и этих последних».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010