04 июня. «Ибо Господь, Бог твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, покровительствовал тебе во время путешествия твоего по великой пустыне сей» ( Втор. 2:7 ) Неужели забота Провидения простирается на каждого отдельного человека? Неужели Господь знает о моем ужасном унынии, о моем одиноком пути по безотрадной пустыне? А мне казалось, что я всеми покинут, потерял Бога моего. Я звал Его днем и ночью и думал, что Он меня не слышит. Однако, в то самое время все было известно Ему: и мое одиночество, и громадная, бесплодная пустыня, по которой я проходил. Почему же я сомневался? Господь был все время ко мне близок. На этой самой казавшейся бесплодной почве, без моего ведома, в безмолвной тишине Он посеял те семена, которые должны были взойти в земле обетованной. Итак, когда я проходил по пустыне, Он был со мною, Он сам вел меня к тихим водам и злачным пажитям, «Господь был в месте том, и я того не знал» ( Быт. 28:16 ). Постигнув эту близость Господа, я возблагодарю Его больше всего за те одинокие часы душевной тоски и внутренней борьбы, когда Он невидимо был со мною, и, наконец, я познал Бога и испытал на себе Его любовь. Когда приходит эта близость Господня, тогда пустыня перестает быть пустыней, она превращается в «напоенный водою сад, в источник, которого воды никогда не иссякают» ( Ис. 58:11 ). И впереди видится путь, уже проложенный, светлый и святой, на котором даже и неопытный не заблудится, потому что над ним бодрствует Сам Господь, у Которого исчислены все скитания Его земных странников. Усыновление 05 июня. «Отче наш, Сущий на небесах» ( Лк. 11:2 ) Отец наш! Как мало понимаем мы, что это означает! Христос даровал нам Отца; Он часто во время Своей земной жизни повторял слова: «Отец ваш Небесный». Но с особенной силой возвестил Он об этом усыновлении перед смертью и после смерти. «Ты возлюбил их, как возлюбил Меня» ( Ин. 17:23 ), – говорит Он Отцу. Трепет охватывает нас при этих словах – возможно ли, чтобы та же мера любви, данная Единородному, Возлюбленному Сыну, снизошла и на нас? Христос так сказал, Он знает Отца и просил у Него нашего усыновления, как мзду за Свое страдание. Восстав из гроба, Он провозгласил: «восхожу к Отцу Моему, и Отцу вашему» ( Ин. 20:17 ). Усыновление, Им совершенное, исполнилось.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

10,3 «Если напоит кто, – говорит [Господь], – чашею холодной воды только во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» 1788 . Видишь, до чего простер Господь удобство [исполнения] заповеди, чтобы никто не лишен был участия в добре, как немощный и слабый произволением. И еще [говорит]: «[Так как] вы сделали это одному, Мне сделали» 1789 , – лишь бы только делаемое [вами] делалось по Богу, а не для славы человеческой. Ибо присовокупил слова: «Только во имя ученика» 1790 1791 , – то есть, добро да совершается по страху и из любви ко Христу. 10,4 Порицая же делающих что-либо доброе напоказ, для славы и похвалы человеческой, Господь дал [о них Свой] приговор, сказав: «Всё делают они, чтобы видели их люди» 1792 , – и впоследствии с клятвою присовокупляет так: «Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» 1793 . Посему Он заповедует ученикам: «Смотрите, не творите милостыни вашей или поста или молитвы пред людьми, иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного» 1794 . Исходящие от людей славу, честь или похвалы советует Он отвергать и вообще не подпускать к уму, но ожидать себе, как выше сказано, истинной славы и похвалы от единого Бога, поскольку Господь не учил тому, чтобы сделанное нами какое-либо добро вовсе не было знаемо людьми. Да и как было бы это возможно, когда Он Сам увещевал, чтобы подобно свету сияли пред людьми наши добрые дела, совершаемые во славу Божию? «Да видят, – говорит Он, – ваши добрые дела и прославят Отца вашего небесного» 1795 . 10,5 Апостолы, законоположив Духом ничего из необходимого не предписывать или совсем не затруднять [уверовавших] из язычников, разве что воздерживаться от блуда, идоложертвенного, удавленины и крови 1796 , умолчали до поры до времени о великом числе заповедей по многой и безмерной своей доброте и сострадательности, облегчая младенчество духовного их возраста, желая того только, чтобы сперва от идолопоклонства приступили они к вере, чтобы так, будучи отчасти послушными слову истины, сподобились достичь и важнейших предписаний заповедей и духовного возрастания. 10,6 Если же кто и к молитве довольно ленив, и в служении, и в прочем исполнении какого бы ни было дела для упокоения братии выказывает вялость, нерадение и пренебрежение и не мужается тщательно и верно выполнять все, что велено, то апостол, именуя такого ничем не занятого и, напротив, бесполезного человека праздным, не признает его достойным и хлеба, сказав: «Праздный да не ест» 1797 . И в другом месте [сказано]: «Праздных и Господь ненавидит, и 1798 праздный не может быть верным» 1799 . И в [книге] Премудрости говорит [Сирах]: «Многой злобе научила праздность» 1800 . Каждый обязан приносить плод в каком бы то ни было деле, совершаемом ради Господа, и быть тщательным хотя бы в одном хорошем [деле], чтобы, оказавшись совершенно бесплодным, не лишиться вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

10 . Вид его подобен Ливану, величествен, как кедры . Этим означено божественное величие и вечность (кедр – дерево негниющее) Божественного Логоса, превечного Слова. 11 . Гортань его сладость. Уста его – сладость . От зрительного и обонятельного восприятия описание переходит к вкусовому. Гортань его сладость. Божественно сладостно Слово. «Словеса твоя, паче меда устам моим» ( Пс. 118:103 ), – восклицает псалмопевец. А апостол говорит: «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» ( Ин. 6:68 ). 12 . И весь желание. И весь он – любезность . Ибо Бог есть любовь. А Слово – сияние любви Отца. Святой Кирилл Философ, просветитель славян, сравнивал Святую Троицу с диском солнца, лучом света и теплом. Так превечный Логос есть Луч любви Отчей, от недр Отца рожденный. А для человеков – весь он любезность , ибо что любезнее Слова? И весь Он – желание, ибо сильно жаждет и желает соединения с Ним естество человеческое. И во дни земной жизни для плоти Сына Человеческого единение с Логосом было единым желанием. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские! – говорит сынам человеческим о превечном Слове, божественном Логосе пречистая плоть Христова. Образ Невесты – пречистой плоти Христовой (4:1–5; 6:5–7; 7:2–10) Если к Жениху желание Невесты, то и Он с любовью взирает на Нее – превечное Слово на пречистую плоть во Христе. Образ Невесты узрим, соединив описания в 4:1–5 и 7:2–10. О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Голова твоя на тебе, как Кармил, И волосы на голове твоей, как пурпур; Царь увлечен (твоими) кудрями. Волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской. Глаза твои голубиные под кудрями твоими. Глаза твои – озерки Есевонские, что у ворот Батраббима. Нос твой – башня Ливанская, обращенная к Дамаску; и запах от ноздрей твоих, как от яблоков. Как лента алая губы твои, и уста твои любезны. Уста твои – как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных. Зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

10. Ходи по земле твоей, дочь Фарсиса, как река: нет более препоны. (Делай землю твою, ибо корабли ктому не приидут от кархидона). Когда жители Карфагена узнают о падении Тира и пленении его жителей, то уже не явятся на своих кораблях в его пристани, не привезут ему богатой пошлины и дани: и вот он, как нищий, дабы заработать себе насущный хлеб, вынужден будет обрабатывать землю; а эта участь тем более безотрадна, что гористая, каменистая и лесистая почва Финикии крайне неудобна для хлебопашества. Так, к величайшему унижению финикийцев, этих изнеженных «купцов-князей», им предстоит испытать участь нижайших рабов и силу проклятия Божия, по которому и первозданный человек, за гордость его, приговорен был возделывать бесплодную землю ( Быт.3:17–19 ). 11. Он простер руку Свою на море, потряс царства; Господь дал повеление о Ханаане разрушить крепости его. (И рука твоя ктому не укрепеет по морю, разгневляющая царей. Господь Саваоф заповеда о Ханаане, еже погубити крепость его). Разрушенный до основания и обесчещенный, Тир уже не сможет поддержать своей власти на островах и берегах Средиземного моря, где она прежде была так несокрушимо крепка, потому что ей подчинялись свободно и охотно ради великих выгод – богатства и образованности. Прежде она раздражала царей Востока, потому что возбуждала в них зависть и страх, а теперь все увидят только низложение и попрание её. Такова судьба Финикии предопределена и предвозвещена была еще прапраотцу финикийцев – Ханаану, внуку Ноя. Господь устами патриарха Ноя проклял Хама, в лице сына его Ханаана, и определил потомству его быть рабами рабов ( Быт.9:24–27 ). Это непреложное проклятие разительным образом осуществилось и на финикийцах, потомках Хама через Ханаана. 12–13. И сказал: ты не будешь более ликовать, посрамленная девица, дочь Сидона! Вставай, иди в Киттим, но и там не будет тебе покоя. Вот земля Халдеев. Этого народа прежде не было; Ассур положил ему начало из обитателей пустынь. Они ставят башни свои, разрушают чертоги его, превращают его в развалины. (И рекут: ктому не приложите укаряти и обидети дщерь Сидоню: и аще отъидеши ко китииом, ниже тамо будет тебе покой: и в землю Халдейску, но и та опустела от Ассириан, яко стена ея падеся).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

111:9), — что милосердие достойно похвалы: « муж, щедро дающий, устроит дела свои на суде » (ст. 5), — что не должно злословить: « тайно клевещущего на ближнего своего — сего я изгонял » (Пс. 100:5). И много — гораздо больше сказанного — найдешь ты здесь мыслей, исполненных любомудрия. И он беседует не только о настоящем, но и о будущем, не только о видимой, но и о невидимой твари. Желаешь узнать о небе, пребудет ли оно вечным или потерпит изменение? В ответ на это он ясно говорит тебе, что « как одежда, обветшают, и как одежду совьешь их, и изменятся » (Пс. 101:27). Или о наружном виде (небес) пожелаешь узнать, опять услышишь от него: « простираешь небо, как кожаный покров » (Пс. 103:2). Если пожелаешь узнать, что находится далее — за пределами этого неба, дает тебе ответ и на это: « покрываешь водами высоты Свои » (Пс. 103:3). Не останавливается (псалмопевец) и на этом, но скажет тебе и о широте, и о глубине, доказывая их равномерность: « насколько отстоит восток от запада, (настолько) Он удалил от нас беззакония наши » (Пс. 102:12). « Ибо сколь высоко небо над землею, (столь же великую) милость Свою утвердил Господь на боящихся Его » (Пс. 102:11). Если ты захочешь исследовать основания земли, то и этого от тебя не скроет, но услышишь от него, что (Господь) « на морях основал ее » (Пс. 23:2). Или ты желаешь узнать о землетрясениях — отчего они бывают? Всякое твое недоумение рассеивается его словами: « Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись » (Пс. 103:32). Если спрашиваешь о том, какое назначение имеет ночь, и это можешь узнать от него: « Ты простираешь тьму, — и настает ночь, когда ходят все звери лесные » (Пс. 103:20). Объяснит тебе он и то, чем полезны горы: « высокие горы для оленей », и для чего скалы: « каменистая скала — прибежище зайцам » (Пс. 103:18). Послушай, зачем существуют бесплодные деревья: « там устрояют гнезда птицы » (ст. 17), и для чего источники в пустынях: « поят всех полевых зверей, при них обитают птицы небесные » (ст. 12, 11). Для чего вино? Не для того только, чтобы пить, — для этого достаточно было бы и воды, — но чтобы тебя веселить и радовать: « и вино веселит сердце человека » (ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

111 . Не презирай предвозвещенного пророками Сына, как иудей, не презирай Святого Духа! Не осуждай Исаию, не осуждай Иеремию, которого вытащил на тряпках и веревках со дна колодца в иудейском доме «Взятый Господом» 72 . Презиравший пророческое слово иудейский народ бросил Иеремию в колодец, и не нашлось среди них никого, кто бы поднял его оттуда, но лишь эфиоп Авдемелех, как свидетельствует Писание 73 . 112 . Это имя заключает в себе дивный прообраз. Мы, грешники из язычников 74 , прежде черные от грехов и бесплодные, приняли из глубин пророческое слово, которое иудеи по нечистоте своих мыслей и плоти извергли вон. Слова: Эфиопия простерла руки свои к Богу ( Пс. 67:32 ) – указывают на святую Церковь , которая говорит в Песни песней: Черна я, но прекрасна, дочь Израиля ( Песн. 1:4 ). Черна она грехом, прекрасна благодатью; черна происхождением, прекрасна искуплением. Быть может, черна она от дыма битв, черна сражающаяся, прекрасна же увенчанная знаками своей победы. 113 . Верно сказано, что пророк был поднят на веревках, по изречению верного: Веревки ниспали мне на прекрасные места ( Пс. 15:6 ). Хорошо сказано, что поднят он на тряпках. Сам Господь, пока приглашенные первыми на брак извинялись за свое отсутствие, послал Своих слуг на перекрестки, чтобы все встреченные, добрые и злые, были приглашены на брачный пир 75 . Их лохмотьями Он поднял из грязи пророческое слово. 11 114. Можешь и ты стать «Авдемелехом», то есть «взятым Господом», если поднимешь Слово Божье из глубин языческого невежества, если уверуешь, что Сын Божий не ошибается, не знает неведения, не сомневается в будущих событиях, как не ошибается и Святой Дух, о Котором говорит Господь: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин. 16:13 ). Говорящий все не упускает ничего: ни дня, ни часа, ни прошедшего, ни грядущего. 115 . Уразумей, что Дух знает все, Он возвещает будущее и обладает единым знанием с Отцом и Сыном, как говорит о Нем Истина Божия: Ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам ( Ин. 16:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

113. (1) Славьте Бога! Славьте, слуги Бога, славьте имя Бога! (2) Да будет имя Бога благословенно отныне и вовек! (3) От восхода солнца и до заката его славится имя Бога! (4) Высок над всеми народами Бог, над небесами слава Его. (5) Кто подобен Богу, Всесильному нашему, обитающему в высотах, (6) низко опускающему взор Свой на небеса и на землю? (7) С земли бедняка поднимает Он, от сора возвышает нищего, (8) чтобы посадить его с князьями, с князьями народа Его. (9) Бесплодную Он матерью в доме поселяет - она детям радуется! Славьте Бога! 114. (1) Когда выходил Израиль из Египта, дом Яакова – из среды народа иноязычного, (2) сделалась Иудея святыней Его, Израиль – владением Его. (3) Море увидело и побежало, Иордан повернулся вспять. (4) Горы запрыгали, как бараны, холмы – как ягнята. (5) Что с тобой, море, что ты побежало, и ты, Иордан, чего попятился назад? (6) Горы, отчего вы запрыгали, как бараны, и вы, холмы, – как ягнята? (7) Пред ликом Господа земля задрожала, пред ликом Всесильного [Бога] Яакова, (8) скалу превращающего в озеро воды, кремень – в источник воды. 115. (1) Не нам, о Бог, не нам, но имени Твоему воздай славу ради милосердия Твоего, ради истины Твоей. (2) Зачем говорят народы: «Где же Всесильный [Бог] их?». (3) Всесильный наш в небесах – все, что хочет, делает Он. (4) Их же истуканы из серебра и золота – творения рук человеческих. (5) Уста у них не говорящие, глаза у них невидящие. (6) Уши у них, но они не слышат, ноздри у них, но они не обоняют. (7) Руки у них, но они не осязают, ноги у них, но они не ходят, гортанью своей голоса не издают. (8) Подобны им да будут те, кто делает их, всякий, кто надеется на них. (9) Израиль, надейся на Бога! Он – спасение и оплот! (10) Дом Агарона, надейся на Бога! Он – спасение и оплот! (11) Благоговеющие пред Богом, надейтесь на Бога! Он – спасение и оплот! (12) Бог, вспомнив нас, благословит. Благословит Он дом Израиля, благословит Он дом Агарона. (13) Благоговеющих пред Богом благословит Он – малых и больших. (14) Приумножит вам Бог еще и еще, вам и детям вашим. (15) Благословенны вы пред Богом, сотворившим небеса и землю. (16) Небеса, небеса – Бога, землю же Он отдал сынам человеческим. (17) Не мертвые славят Бога и не спускающиеся в могилу. (18) Но мы благословлять будем Бога отныне и вовеки. Славьте Бога!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

11–12. Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. (Горе востающым заутра и Сикер гонящым, ждущым вечера: вино бо сожжет я: со гусльми бо и певницами, и тимпаны и свирельми вино пиют, на дела же Господня не взирают и дел руку его не помышляют). Благочестивые люди, с древнейших времен, раннее утро и поздний вечер посвящали благоговейной молитве, очищали ум и сердце размышлением о делах Божиих и о делах собственной милости и любви к ближним (ср. Быт.24:63 ); а добрый труд и умеренный обед сопровождали пением священных песен. Не так делали богатые и беспечные современники пророка Исаии, и –подготовляли себе страшное «горе». Не чувствуя потребности трудиться, еще утром эти несчастные опьяняли себя «сикерой» и в полутрезвом состоянии проводили целый день, время, в которое они могли бы много–много сделать добра себе и другим 11 . Но, приходит вечер, и у них – веселый, шумный пир. Сикера возбуждает фантазию; вино горячит кровь; музыка услаждает слух, – полное веселье! Резкие и живые звуки гуслей, приятный тон «певницы» – арфы, звон тимпана и нежный голос свирели услаждают слух пирующих и в опьяненных вином воспламеняют сладострастие 12 . Так начинается, продолжается и оканчивается день плотоугодников. Они уже не вспоминают о      Боге, не слышат откровений пророка: их сердце чуждо благоговейной молитвы, они не присутствуют при утренней и вечерней жертве в храме, не замечают бедных, не помогают страждущим. Пьянство и хищение, вот их дела! Увы, они не замечают, что над ними, уже совершился суд Божий и скоро обрушатся грозные кары Господа! 13–14. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их. 13 (Убо пленени быша людие мои, за еже не ведети им Господа, и множество бысть мертвых глада ради и жажди водныя. И разшири ад душу свою и разверзе уста своя, еже не престати: и снидут славнии и велицыи и богатии и губителие их и веселяйся в нем).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

11:27; ср. Луки 10:22) — в этих словах Господа заключен тот смысл, что никто из людей не в состоянии постигнуть все величие и благость Сына так же, как величие и благость Отца. Только Сын в Себе Самом открывает Отца для тех, кто приходит к Нему, а Он, в Свою очередь, призывает всех к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (то есть изнемогающие от суетного и бесплодного труда под гнетом греховных страстей, происходящих от гордости и самолюбия), «и Я успокою вас» (то есть дам вам мир и отдых от страстей) (Матф. 11:28). Предлагая взять на себя «иго» Его, Господь подразумевает иго евангельского закона в сравнении с игом страстей: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня кротости и смирению» (Матф. 11:29), «ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф. 11:30). Господь Сам дает силы для несения Его бремени в виде благости Святого Духа и Собственным примером воодушевляет нас на несение Его ига. Прощение грешницы в доме Симона-фарисея (Луки 7:36-50). Некий фарисей по имени Симон, питавший, видимо, любовь к Господу, но не имевший твердой веры в Него, пригласил Господа к себе на трапезу для того, может быть, чтобы, вникнув в Его речь и учение, войти с Ним в более близкое общение. Женщина, известная в городе, как большая грешница, вошла неожиданно, встала смиренно позади Господа, наклонилась к Его ногам и, видя, что они не отмыты еще от дорожной пыли, источила целые потоки слез, омывая, таким образом, ноги Господа вместо воды своими слезами и отирая их своими волосами вместо полотенца. Затем, целуя ноги Его, она принялась мазать их принесенным ею драгоценным миром. По понятиям фарисеев, прикосновение грешницы оскверняет человека, а потому Симон, нисколько не тронутый нравственным переворотом, совершившимся в душе этой блудницы, только осуждает Господа за принятие почестей, думая про себя, что Он не может быть пророком, поскольку тогда Он должен был бы знать, «кто и какая женщина прикасается к Нему,» и отверг бы её. Обличая тайные мысли фарисея, Господь рассказал ему притчу о двух должниках.

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

11 Горе им, что на путь Каинов ступили, к Валаамовой мзде устремились, в пререканиях Кореевых погибли. 12 Они оскверняют ваши трапезы любви, когда с вами едят и без боязни утучняют себя. Облака безводные, ветрами носимые, деревья осенние бесплодные, умерли дважды и с корнем исторгнуты они! 13 Волны бурные моря, пенящиеся срамотами своими, звёзды обманчивые, которым мрак тьмы уготован навек. 14 Пророчествовал о них седьмой от Адама, Енох, говоря: “Се, грядёт Господь с полками святых ангелов своих, 15 сотворить надо всеми суд и изобличить всех нечестивых во всех делах нечестия их, которые сотворили, и о всех жестоких их словах, которые изрекли на нас грешники нечестивые”. 16 Недовольные всем укорители, в похотях своих ходят они нечестиво и законопреступно, уста их глаголют горделиво, лицемерят они ради выгоды. 17 Вы же, возлюбленные, помните, что было сказано прежде Апостолами Господа нашего Иисуса Христа, 18 ибо говорили они вам, что в последние времена будут ругатели, поступающие по своим похотям и нечестиям. 19 Они отделяют себя от единства веры, телесные люди, Духа не имеющие. 20 Вы же, возлюбленные, святою вашей верой назидая себя и Духом Святым молясь, 21 сами себя в любви Божьей храните, ожидая милости Господа нашего Иисуса Христа в жизнь вечную. 22 Итак, одних милуйте с рассуждением, 23 а других спасайте страхом, исторгая из огня. Обличайте с опасением, гнушаясь даже ризой, что осквернена плотью. 24 Могущему же сохранить вас без греха и без скверны и поставить пред славою Своею непорочных в радости, 25 Единому Премудрому Богу и Спасителю нашему, через Иисуса Христа Господа нашего слава и величие, держава и власть, прежде всякого века, и ныне, и во все века. Аминь. Консервативный, или филологический перевод 1 Иуда, слуга Иисуса Христа и брат Иакова — тем, кого возлюбил Бог Отец, кого призвал и сохранил Иисус Христос. 2 Милость, мир и любовь да будут у вас изобильны! 3 Возлюбленные! Хотел было я поведать вам об общем 1 спасении, но приходится мне в письме призывать вас, чтобы вы подвизались за веру, единожды переданную святым.

http://pravmir.ru/poslanie-iudyi-tri-tse...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010