С Божьей помощью напомним себе, дорогие братья и сестры, отрывок из евангельского зачала, который читается на утрене Великого Понедельника: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите…» (Мф. 21:18–22).      Почему Церковь изо всего обширного текста Святого Евангелия избирает именно тему проклятия бесплодной смоковницы для Великого Понедельника Страстной Седмицы – этого Великого поста в Великом посте, еще более серьезном углублении в пост – в последние дни земной жизни Христа? Господь предупреждает нас о том, чтобы мы – наши души и сердца – не стали подобны бесплодной смоковнице. Это живое дерево с зелеными листьями. Но на нем нет плодов. И после внимательного рассмотрения Богом ее жизнедеятельности в мире оно подвергается проклятию. Потому что в сущности оно живет и растет зря, на нем нет плодов. Оно бесполезно и мертво. Точно таким же может быть и человек: очень красивым и сильным, популярным, обладать деньгами и властью, но не иметь в себе плода духовной жизни – молитвы, поста, покаяния, участия в Таинствах Церковных и вообще в богослужениях, творения добрых дел милосердия, жертвенной служащей Богу и другим людям любви. Этой бесплодной смоковницей может оказаться каждым из нас. Господь, точно так же, как и в случае с этим южным деревом, алчет, т. е. хочет есть в превосходной сильной степени. Он алчет от нас любви, богообщения, богосыновства. Он ждет от нас милосердия и добра. И внимательно рассматривает нашу жизнь, каждый ее случай, подобно тому, как Господь наш Иисус Христос внимательно рассматривал веточки смоковницы. Зачем рассматривал? Чтобы пощадить. Чтобы найти хотя бы плод. Но не находит. И происходит проклятие. И смерть живого существа. Что значит это проклятие? Бог не увидел в смоковнице или в душе Своего подобия – исполнения заповедей Господних, любви прощающей, добра и милосердия. Он не нашел возможности поселиться в таком человеке, соделать его обиталищем Святого Духа. Ибо человек сам отверг Его. Не захотел соединиться с Ним. И для такого человека наступает духовная смерть прежде всего из-за порабощения бессмертной человеческой души материальным (как писали афонские монахи в одном из своих писем, «рога выглядывают из карманов и кошелька»). Ведь жизнь – это Бог. Он – единственный источник жизни во Вселенной. Но такой человек добровольно отверг Его. И тем самым умер. Обрек сам себя на медленное увядание.

http://pravoslavie.ru/102598.html

12 ст. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя; это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые. Под вечерями любви подразумеваются те древние собрания христиан, которые предварялись вкушением Тела и Крови Христовых, а затем сопровождались трапезой из добровольных приношений. Лжеучители, являясь на эти вечери любви, превращали их в пиршества и излишества. Это – безводные облака, носимые ветром. Как напрасно мы ждем благодатной, оживляющей влаги от мимо нас несущихся безводных облаков, так напрасно мы будем искать чего либо благодатного и оживотворяющего нашу душу в учении лжеучителей; это христиане только по имени, это – осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые. Подобно тому, как осенью дерево умирает, и мы напрасно на нем будем искать плодов, так эти люди постепенно нравственно умирают и делаются неспособными к духовному плодоношению, даже больше того: дерево, умирая осенью, оживает весною, а эти подобны тем деревьям, которые уже не оживают весною, окончательно умирают, все равно как дерево выдернутое совершенно из земли. 13 ст.       Свирепые морские волны; пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. Лжеучители подобны морским волнам, как те выкидывают на поверхность моря всякую нечистоту, так и эти выставляют па показ свою нравственную нечистоту, свои язвы и как бы хвалятся порочностью своего сердца, и грязь своего сердца выносят на улицу, на показ всем людям, это звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. Это в своем роде блуждающие звезды – кометы, при появлении которых все на них обращают внимание, а затем они постоянно сходят с небосклона и скрываются в необъятных пространствах неба, и все о них забывают; так и все эти лжеучители вначале имеют успех среди людей, пред ними преклоняются, на них все указывают, они делаются предметом разговоров, а по ознакомлении с их учением, с раскрытием истинного смысла его, интерес к ним постепенно пропадает, и они сходят со сцены, и предаются забвению, их ждет мрак тьмы на веки, т. е. вечные муки.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

(1, 24–25) и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. Что Он благоволил снять с меня поношение между людьми, бывшее по причине бездетности. Ведь у евреев в поношении было бесплодие телесное, как у более телесных, а у христиан в поношении бесплодие духовное, как у более духовных. (1, 26–27) В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. [ Григория Нисского . Благовещение пришествия Спасителя произошло в такую пору, когда ночь, достигнув крайней долготы, начинает уменьшаться и постепенно уходить, поскольку день, наконец-то, увеличивается и обретает силу, дабы ты научился тому, что тьма нечестия и греха, достигнув к тому времени величия зол и своей вершины, оттоле была пресечена и стремилась к исчезновению и уничтожению, поскольку свет благочестия и добродетели уже побеждал и преумножался.] 38 . «В шестой месяц» – беременности, когда стало увеличиваться чрево Елисаветы. Дева же была обручена, чтобы Рождество Христа утаилось от диавола. Ведь он слышал пророков, возвещавших, что Ему предстоит родиться от Девы, и потому наблюдал за девицами, дабы вокруг той, которую он увидит забеременевшей, расставить сети злых своих ухищрений. Итак, Бог соблаговолил, чтобы Та, Которой предопределено было стать селением Ему, обручилась мужу, дабы отступив от Нее, лукавый наблюдал за необрученными. Об Обручнике же Богоматери сказано в прологе Евангелия от Матфея. «Из дома Давидова» же понимается сказанным и о Деве и об Иосифе. Ведь и Она, и он происходили из рода Давида. (1, 28) Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Эта радость разрешила проклятие Евы. Ведь той было предписано иметь скорбь 39 , а Этой – радость, противоположную скорби. «Радуйся, – говорит он, – поскольку Ты из всех девиц избрана в Матерь Богу». Благодатной же он назвал Ее, как удостоившуюся сверхъестественной благодати, а «Господь с Тобою» сказано вместо: «Бог – в Тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

29 апреля 2000 года Неподвижный годовой праздничный круг Рождество Пресвятой Богородицы (Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28) В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Отчего праведным людям посылаются скорби? Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы празднуем Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Церковный год — хотя не сразу сложилась эта традиция — построен святыми отцами таким образом, что тесно связан с жизнью Божией Матери: начинается двунадесятым праздником Рождества Богородицы, а заканчивается другим великим праздником — Ее Успением, воспоминанием об отшествии Пресвятой Девы от нас. Итак, сегодняшним праздником открываются годовые великие праздники. Родители Божией Матери Иоаким и Анна, которых мы очень часто поминаем за богослужением, были людьми праведными, но, по Промыслу Божию, бездетными, бесплодными. В ветхозаветные времена бесплодие считалось наказанием Божиим, а многочадие, наоборот, — великим Божиим благословением. В Книге Иисуса сына Сирахова есть даже предупреждение тем, кто относится к чадородию чрезвычайно просто, примитивно: «Не радуйтесь множеству чад, если они нечестивы» (см. Сир.16:1 ). Отсюда можно сделать вывод о том, что многочадие в то время всегда вызывало — и теперь должно было бы вызывать — у семейных людей радость. Однако мы слишком далеко ушли от велений своей совести. Сейчас многие пытаются искусственно сделать себя бесплодными, тогда же бесплодие воспринималось как наказание Божие за грехи. Иоаким и Анна, может быть, и имели некоторые малые прегрешения, как и все люди, живущие на земле, однако у них не было таких грехов, которые можно было бы счесть причиной их бездетности. Несмотря на это, те самые люди, радовавшиеся множеству детей, даже когда они нечестивы, упрекали Иоакима и Анну, осуждали их, относились к ним с презрением. Иоаким, пришедший принести положенную жертву Богу, даже был прилюдно отвергнут: священник за бесчадие Иоакима не принял эту жертву, как бы упрекая его в каких-то тайных грехах.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

31 . И сильный будет отрепьем, и дело его – искрою; и будут гореть вместе, – и никто не потушит. Последствием не раскаянного греха, а паче всего отпадения от веры во Единого Милосердого и Всепрощающего Целителя,– служит увядание и совершенное бесплодие: другими словами совершенная бесполезность жизни для себя и других. Все деяния отпавшего от Господа народа не приносят ничего, кроме неудач и несчастий, точно также деяния и предприятия человека, преданного греху и притом отвергающего протянутую ему руку спасения Милосердого Творца, всегда кончаются и горем для других и гибелью для него самого 261 . Для наблюдающего за феноменами жизни не безызвестно, что самоубийства происходят почти исключительно под давлением мысли, что он (готовящийся наложить на себя руки), никому не нужен; что он не может сделать добра. Многие знают также, что спасение такого отчаянного чаще всего заключается в том, что милосердие Божие открывает пред ним, устами кого бы то ни было, путь, по которому он может принести пользу другим и творить добро, с некоторым самопожертвованием. Когда в человеке вновь вспыхнет пламень надежды, тогда вспыхнет и пламень любви к Господу и своим подобным, и он спасен. Посему угроза Господня об увядании народа как дуб, которого лист опал и как сад, лишенный животворной влаги, есть угроза равносильная отчаянию и смертному приговору. Это образно указано Господом нашим Иисусом Христом на смоковнице, которую Он обрек на бесплодие, потому что на ней не было плода: „и смоковница тотчас засохла“ 262 . В царстве Божием не может быть ни застоя, ни индифферентизма, ни бесплодия: „всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь“ 263 . „Кто не прибудет во мне, говорил Сам Господь, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают“ 264 . В царствии Божием человек или народ или развиваются и идут вперед к совершенствованию, или идут назад: „Кто не со Мною, тот против Меня и кто не собирает со Мною, тот расточает, глаголал Господь“ ( Мф. 12:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

3 . 11:40. (По поводу фарисейского омовения чаш) Господь сказал: «Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее»(Ср. 1Тим.4:4 . (речь тоже о пище): «всякое творение Божие хорошо»). 41. «Подавайте лучше милостыню из того, что есть у вас; тогда все будет у вас чисто (πντα καθαρ μν στιν). 1Τим.4:4. «И ничто не предосудительно, если принимается с благодарением». Тит.1:15 (против иудейских басен): «Для чистых все чисто (πντα καθαρ τος καθαρος)». Ср. Μф.23:26 (возражение исходит из другого начала). 4 . 11:49. (XL) «Пошлю к ним (иудеям) пророков и апостолов, и из них одних убъют, а других изгонят». 1Фес.2:15 . «(Иудеи) убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали». Мф.23:34 (не столь сходно с 1Фес.2:15 ). 5 . 13:6–9. Притча о смоковнице, уже третий год бесплодной, но, по просьбе виноградаря, оставленной еще на год. – Эта притча находится только в евангелии Луки. В свою очередь евангелия от Матфея и Марка упоминают о проклятии Господом бесплодной смоковницы, которая вследствие этого засохла до корня ( Мк.11:12–14, 20–21 ; Мф.21:18–20 ). Толкователи считают последнюю символом иудейского народа. Если и первая имеет то же значение (см. Лк.13:1–5 ), то евангелист Лука избрал первый символ, кажется, не без влияния ап. Павла, который не называет евреев деревом, засохшим до корня (11:16–18), и твердо верит в будущее спасение всего Израиля (ст. 26:1–2, 11–15, 23–25). 6 . 13, 26. «Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою». Р. 14, 17. «Царствие Божие не пища и не питие». 1Кор.8:8 . «Пища не приближает нас к Богу». 7 . 17:7–10. Притча, вполне согласная с образом мыслей и выражений ап. Павла ( 1Кор.9:16–17, 23–27 ; Флп.3:9–14 . Ср. особенно Лк.17:9 с 1Кор.9:16–17 ). 8 . Лк.19:9 . Ср. Гал.3:7–9 («сын Авраама»). 9 . Лк.22:59 . «Каждый день Я бывал с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь ваше время и власть тьмы (κα ξουσα το σκτους)». Кол.1:12–13 . «... Благодаря Бога и Отца,... избавившего нас от власти тьмы (κ της ξουσας το σκτους), и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего...»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

7. Эти слова могут назидать нас в нравственном отношении. Но надобно сказать и о причине, по которой те жены были бесплодными. Какая же это причина? Та, чтобы ты, когда увидишь Деву, рождающую нашего общего Господа, не был неверующим. Таким образом, ты упражняй свой ум, размышляя об утробе бесплодных, чтобы после того, как увидишь, что поврежденная и заключенная утроба отверзается благодатиею Божиею для деторождения, ты не удивлялся, слыша, что родила Дева; или лучше сказать — удивляйся и изумляйся, но не неверуй чуду. Когда скажет тебе иудей: как родила Дева? — ты скажи ему: как родила бесплодная и состарившаяся? Тогда было два препятствия: преклонность возраста и неспособность природы; а в Деве было только одно препятствие, то, что она была непричастна браку. Так бесплодная предуготовляет путь Деве. А дабы ты убедился, что для того предшествовали бесплодные, чтобы верили рождению Девой, выслушай слова Гавриила, сказанные к ней. Когда он пришел и сказал ей: « зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус » (Лк. 1:31), то Дева изумилась и удивилась, и сказала: « как будет это, когда Я мужа не знаю? » (ст. 34)? Что же ангел? « Дух Святый найдет на Тебя » (ст. 35). Не требуй, говорит он, естественного порядка, когда это событие сверхъестественное; не думай о браке и болезнях рождения, когда этот способ рождения выше брака. « Как будет это », говорит она, « когда Я мужа не знаю? » Но потому и « будет это », что ты не знаешь мужа. Если бы ты познала мужа, то не удостоилась бы послужить этому делу; таким образом, почему ты не веришь, потому самому и веруй; не удостоилась бы ты послужить этому делу не потому, чтобы брак был зло, но потому, что девство лучше; а пришествию Господа следовало быть торжественнее нашего, потому что оно — царское, царь же входит путем торжественнейшим. Ему надлежало и приобщиться рождению, и отличаться от нашего. Потому и устрояется то и другое: родиться из чрева, это — общее с нами; а родиться без брака, это — выше того, что бывает с нами; быть зачатым и носимым во чреве, это свойственно человеческой природе; а произойти зачатию без совокупления, это превосходнее человеческой природы. То и другое совершилось для того, чтобы ты знал превосходство рождающегося и общение Его с тобою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

    Величание: «Прославляем Тебя, Пречистая Дева, м почитаем Святых Твоих родителей и славим Твое всеславное рождество».     Стихи псалмов: «Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его, как он клялся Господу, давал обет сильному Иакова; вот мы слышали о Нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима» (Пс. 131:1-2, 6). «Славное возвещается о Тебе, град Божий» (Пс. 86:3). «Бог посреди его: он не поколеблется» (Пс 45:6). «Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от нее; от плода чрева твоего посажу на престоле твоем. Ибо избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе» (Пс. 131:11, 13). «Святое жилище Всевышнего» (Пс. 45:5). «Сила и великолепие во святилище Его» (Пс. 95:6). «Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни» (Пс. 92:5). «Сделаю имя Твое памятным в род и род» (Пс. 44:18). Благословен Господь во век и в век вечный».     Прокимен, гл. 4: «Сделаю имя Твое памятным в род и род».     Стих: «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе» (Пс. 44:18, 2).     Ирмосы первый канон, гл. 2.     Песнь 1. И: «Приидите, люди, воспоем песнь Христу Богу, разделившему море и проведшему народ, который Он освободил от Египетского рабства, ибо Он прославился».     Припев: «Пресвятая Богородица, спаси нас».     Тропари:    1. «Приидите, верные, обрадованные Божественным Духом, почтим песнями происшедшую ныне от бесплодной Анны для спасения людей Вечнодеву — Отроковицу».    2. «Радуйся, Честнейшая Матерь и Раба Христа Бога, исходатайствовавшая первобытное блаженство человеческому роду; Тебя все мы достойно прославляем песнями».    3. «Ныне рождается Мост жизни, через который смертные, обретая восход из адовой глубины, прославляют песнями Христа-Жизнодавца».     П. 3: «Утверди нас в Тебе, Господи, древом умертвивший грех, и внедри страх Твой в сердца нас, воспевающих Тебя».     Тропари:    1. «Спасение для всех родили непорочно жившие для Бога, богомудрые родители Родившегося Создателя и Бога нашего».    2. «Источающий всем жизнь Господь произвел от бесплодной Деву, в которую благоволил вселиться, сохранив Ее но рождении нетленною».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. Если Апостол Петр говорит ( 2Пет.2:10–11 ) об ангелах вообще, что они, при всем превосходстве над людьми, не дерзают произносить укоризненного суда на власти и начальство, то Ап. Иуда это же утверждает, частнее, об одном Архангеле Михаиле (ср. Дан 12:1 ), при этом указывая на один лишь определенный случай – спор Архангела с диаволом о теле Моисея, когда Архангел проявил достойную подражания людей кротость (ср. Зах.3:1–4 ). Сказание о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея (причем, по сказанию, диавол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина), по свидетельству Климента Александрийского , Оригена , св. Афанасия Великого , имелась в апокрифической книге «Восхождение» или «Вознесение Моисея» (A­ νβασις или A­ νληψς Μωυσως). Но вообще предание о необычайной смерти и погребении великого вождя и законодателя Израиля широко было распространено в иудейском предании, как устном, так и письменном (мидраши). Поэтому можно думать, что Ап. Иуда взял приводимое сказание из устного предания. Приводит же его с тою целью, чтобы – от противного – лучше показать дерзость лжеучителей в их воззрениях и суждениях. Во второй половине ст. 12 ( Иуд.1:12 ) и в ст. 13 ( Иуд.1:13 ) Апостол для характеристики лжеучителей употребляет ряд сравнений: «это – безводные облака, носимые ветром, осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенившиеся срамотами своими, звезды блуждающие, которыми блюдется мрак тьмы на веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Апостол Павел пишет к своим ученикам: «Кто есть любяй мя, только приемляй от мене скорбь» (Ср.: 2Кор. 2, 2). А ты, стало быть, не крепко любишь своего духовного отца, когда огорчилась до того, что упала духом и заболела (преп. Анатолий). Господь Иисус Христос, молящийся в саду Гефсиманском, есть до некоторой степени образ всякому духовнику в отношении духовных чад его, ибо и он берет на себя грехи их. Какое это великое дело, и что только ему приходится переживать! (преп. Никон). ...Святой апостол Павел говорит: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12, 14). И паки: «сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Разумею то, что у вас говорят: " я Павлов " ; " я Аполлосов " ; " я Кифин " ; " а я Христов " . Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (Ср.: 1Кор. 1. 11—13). Этими словами апостол Павел упрекает как тех, которые отвергают духовное отношение к наставникам и прямо хотят относиться ко Христу, так и тех, которые при духовном отношении делятся на партии, нарушая этим взаимный мир и единодушие, и единомыслие, заповеданное Самим Господом и апостолами, которые, устраняя взаимное роптание, как делящихся, так и не делящихся, и предотвращая происходящий от сего общий душевный вред, увещевают всех к взаимной любви (преп. Амвросий). Своего духовного отца надо с первого же слова слушаться, не заставляя его повторять сказанное несколько раз. Хотелось бы мне, чтобы вы, духовные дети мои, относились ко мне чистосердечно, по совести. Какие у нас были отношения с моим старцем, батюшкой Варсонофием! Скажет он, бывало: «Сделайте так, отец Николай», — и не приходилось ему повторять (преп. Никон). Ведь духовный отец нужен для чего? Чтобы при помощи его незаблудно шествовать и достигать Царства Небесного, а для этого необходимо, главным образом, исполнять на деле наставления, советы и указания духовника, жительство свое проводить благочестиво. Были примеры, что некоторые имели возможность часто бывать у старца, иные даже постоянно сидели возле старца, непрестанно слышали его наставления, даже и жительствовали с ним, и оставались бесплодными. А некоторые имели редкую возможность бывать у старца и удостаивались слышать краткое наставление, но преуспевали... Так вот, не в том сила, чтобы часто бывать у отца духовного, а в том, чтобы его наставления исполнять, что бы не быть бесплодными. И я прошу вас, постарайтесь, чтобы не погибли мои убогие труды... (преп. Никон)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010