Ст. 30. Ибо вы будете, как дуб, котораго лист опал, и как сад, в котором нет воды. Здесь изображается печальное состояние Иудейского народа, который, будучи оставлен Богом и лишившись влияния благодати Божией, истинного, спасительного учения и утешения, не будет приносить никаких плодов правды; для всех будет явно, что в нем нет истинной жизни, что он подвергся духовной смерти, перестал быть народом Божиим, чем прежде гордился, и по внешнему, гражданскому состоянию лишился знаменитости и всякой красоты. С ним будет подобно тому, как вяз или сад, неорошаемый водою, вянет, высыхает, роняет листья, теряет красоту и способность приносить плоды. Так и случилось с Иудеями после того, как они отвергли единственного Виновника своего спасения – Иисуса Христа, за то отвержены Богом, лишились влияния благодати Божией, подверглись духовной и политической смерти, и доселе остаются, как проклятая, иссохшая, бесплодная смоковница ( Мф.21:19 ). Это и доселе покрывает Иудеев стыдом и бесчестием, тем более, что дикая, бесплодная пустыня язычников, по излиянии на нее благодати Святого Духа, процвела цветами разнообразных духовных дарований, украсилась приятными плодами добродетелей и сделалась садом, или раем Божиим ( Ис.35:7 ). Ст. 31. И сильный будет отрепьем и дело ею искрою; и будут гореть вместе, и никто не потушит. Смысл этого стиха такой: богатые, сильные вельможи, почитающие свое состояние твердым, погибнут от своих собственных дел, и подобно тому, как сухие, льняные охлопки сгорают от искры огня. Самые дела, с гордостью совершаемые ими для славы, безопасности и спасения себя и своего царства, будут причиною их погибели, или подадут повод к погублению их. Так и случилось. Иудеи, особенно вельможи, большая часть Священников и Зилоты – ревнители религии и свободы отечества, при Нероне, Веспасиане, потом при Траяне и Адриане покушались освободить свое отечество от власти Римлян; полагаясь на свое богатство, многолюдство, силу и укрепления Иерусалима и Храма, надеялись устоять против силы Римлян и выступили на войну с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Стоит также сказать и о том подвиге, который несла Рахиль. Ее послушание также заключалось в терпении, кротости и смирении перед своим отцом в течение первых семи лет ожидания. После этого периода Рахиль становится женой Иакова, который, однако, продолжает служить за нее еще семь лет. Став женой, Рахили пришлось снова терпеть и смиряться, теперь уже по причине того, что первой женой Иакова стала ее сестра Лия. Тяжелым крестом для Рахили стало ее бесплодие. В книге Бытия мы читаем: Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна (Быт. 29: 31). Господь Бог, по Своему великому Промыслу, неслучайно так поступил. Для Лии рождение детей стало утешением и отрадой, для Рахили ее бесплодие стало испытанием ее веры и смирения. Конечно же, ей было тяжело выносить все эти испытания, но, тем не менее, она продолжала хранить верность мужу и не роптала на Бога. За те испытания, которые понесла Рахиль, Господь Бог щедро наградил ее: И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее (Быт. 30: 22). Рожденного сына назвали Иосифом, он стал одним из самых любимых сынов Иакова и, как мы знаем, именно из его колена родился Господь Иисус Христос. Более того, Рахиль родила еще одного мальчика, которого нарекли Вениамином. Таким образом, Бог испытал веру Иакова и Рахили и вознаградил их сполна. Завершая рассказ об Иакове и Рахили, еще раз напомним, что их история должна служить для супругов-христиан примером того, какими должны быть муж и жена по отношению друг к другу. Терпение, смирение, послушание, любовь и вера – вот те добродетели, которые должны быть возгреваемы каждым из супругов по отношению к своей второй половине и к Господу Богу. При этом не стоит переносить все особенности их жизни на свою жизнь, по той причине, что это все же было время еще до прихода в мир Господа Иисуса Христа, со всеми своими проблемами и нестроениями. Однако, как образ, как символ, как пример правильных супружеских взаимоотношений, история праведных Иакова и Рахили является душеполезной для каждой христианской семьи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Так и нечестивые ни к какому делу не годятся, а благочестивые на все полезны. Плевелы, как негодные, во время жатвы собираются в снопы и сжигаются, а пшеница собирается в житницу. Так и нечестивые, как бесплодные, при кончине века будут собраны, связаны в снопы и преданы вечному огню. Блудники и прелюбодеи, осквернители и студоложники составят свой сноп. Воры, хищники и грабители, чужое добро похищающие, составят свой сноп. Лживые, хитрецы и лукавые составят свой сноп. Клеветники, злоречивые и ругатели составят свой сноп. Лицемеры, которые показывают себя снаружи святыми, а внутри злые, свой сноп составят. Эти и прочие беззаконники, как для Господа своего бесплодные, будут ввержены на сожжение в вечный огонь. Но благочестивые, праведные, святые, добрые, как плод слова Божиего в терпении приносящие иной во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать — соберутся в небесное царствие, как пшеница в житницу. «Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя — это сыны царствия, а плевелы — сыны лукавого. Враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф.13:37—43). Грешники, покаемся! Да не сгорим вечным огнем, как плевелы и сотворим достойные плоды покаяния. Да будем благодатью Божией пшеницею, которая в небесную собирается житницу. «Боже Сил! Обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся» (Пс.79:4). 83. Зачем ты здесь?    Бывает, что человек, видя знакомого, пришедшего в село, или в город, или в иное какое место, спрашивает: «Зачем ты здесь?» Так можно спросить христианина, который в Церковь святую или в христианство вошел ради спасения, но о спасении не заботится. Можно спросить у него: «Скажи, зачем ты здесь?» Зачем ты в христианство вошел, но не по-христиански живешь? В виноградник Христов вошел, но не возделываешь его? В святое общество вступил, но свято не живешь? Зачем ты здесь? Ведь ты пришел сюда не богатство, золото и серебро собирать, не чести и славы искать, не плоти и миру угождать, не греху и страстям служить, а служить и угождать Христу Господу и так спасение получить.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Так подвиг обращается в силу жить и страдать. Страдать без уныния, в мужестве, в вере, в уповании, в радости... Так подвиг обращается в праздник души. Как вход в Иерусалим страданий обращен был Господом в величайшее торжество Своей жизни, так же будет неисчерпаемо велик праздник души, грядущей в свой Иерусалим... Ей, невидимо сопровождаемой всеми детьми небесными, ей, сопутствуемой взорами несметных ангелов, окружаемой молитвами святых всей вселенной, ей, благословляемой вздохами и слезами земных подвижников, ей, под ноги которой постилалась, подчинившись, вся земная жизнь (постилание одежд), ей, которую приветствует чающая освобождения природа (ветви деревьев по дороге), пусть слышится на ее пути таинственный и покоряющий шум неба и земли: «Благословенна идущая во имя Господне!» Ее же уста в молитвенном экстазе пусть неслышно отвечают одним – одним сладчайшим воздыханием: «Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего» ( Мк.11:10 ). На другой день, когда они (Христос с учениками) вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его... Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив (вчерашнее), Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла ( Мк.11:12–14, 20–21 ). Засохшая смоковница – это классический образ духовно бесплодной души. Такая душа имеет всю видимость жизни. Она, как смоковница, зеленеет и покрыта листьями, т.е. она имеет все внешние обнаружения жизни: суетится, внешне убирается, как будто чего-то достигает, и прочее. Но как в бесплодной смоковнице нет соков жизни и она бессильна дать плод, так и в бесплодной душе при обычной внешности жизни нет силы жизни и нет у нее плодов. Она бесплодна для себя, потому что нет у нее роста и счастья достижения. И она бесплодна для окружающего, потому что не имеет ничего в себе. Что же она может оставить после себя?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Таким образом, из советов Ап. Павла Тимофею, относительно мифов и генеалогий, и распространителей этих последних, нельзя выводить, что мифы и генеалогии по самой сущности своей представляли противоположность христианскому вероучению. А, в таком случае, должно признать, что содержание мифов и генеалогий было само в себе невинным и, по внешности, сходным с христианским учением, и что только жизненный опыт, прямая и простая нравственная жизнь могли доказать пустоту и ложь их. Прибавим еще, на основании 1Тим. 4:3 ; 2Тим. 3:5–8 , что мифы и генеалогии могли казаться высшей мудростью. Нет ничего удивительного, что, при такой видимости мифов и генеалогий, Тимофей и Тит могли принять участие в спорах о них. При своем положении, и обязанности давать ответы на вопросы каждого верующего, – Тимофей мог вступить сначала в невинные беседы о мифах и генеалогиях, а при неопределенности этих мифов и генеалогий, легко могли возникнуть разногласия вопрошающего пасомого со своим епископом, что, в свою очередь, могло привести к умалению епископского достоинства в глазах паствы. Вследствие сего, Ап. Павел советует Тимофею строго держаться положительной стороны переданного ему учения, не принимать участия в бесплодных состязаниях, держаться в стороне от бесплодных волнений по поводу каких-то мифов и генеалогий. На такое мнение дают право другие наставления Апостола тому же Тимофею. Вслед за советом отвращаться ββηλους κа γραδεις μθους, Тимофею дается наставление: упражняй себя в благочестии, ибо благочестие на все полезно 189 ; занимайся чтением, наставлением, учением 190 , вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя 191 . Затем, после совета удаляться споров с людьми поврежденного ума и пр. 192 , напоминается Тимофею, что великое приобретение – благочестие с самодовольством 193 , что некоторые, передавшись сребролюбию, уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, избегай сего... 194 . И еще, – передписывая Тимофею удаляться непотребного пустословия, уклоняться от глупых и невежественных состязаний, Апостол говорит: старайся представить себя Богу достойным 195 ; юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира и пр. 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Фото: Серафим Росоха      Для какой ты корысти? Мы несемся стремглав по жизни, по ходу пытаясь уловить ее звучание, познать смысл, распробовать вкус. Роняя напрасные слова и пересекаясь с сотней случайных людей, спешим раствориться в толпе. Так, день за днем, проходит наша жизнь. Безусловно, каждому из нас есть что вспомнить. Предаться воспоминаниям порой занятно и полезно. Вспоминая прожитую жизнь по отдельным частностям, можно оценить ее сквозь призму сегодняшнего дня и рискнуть задать себе главные вопросы: для чего я живу, что хорошего сделал? Смоковница высилась невдалеке, Совсем без плодов, только ветки да листья. И Он ей сказал: «Для какой ты корысти? Какая мне радость в твоем столбняке Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет, И встреча с тобой безотрадней гранита…» Борис Пастернак поэтично описал евангельскую историю о встрече Спасителя и бесплодной смоковницы. Традиционно Церковь вспоминает эту притчу на исходе поста в Великий Понедельник Великого поста. Но мы начнем ее осмыслять заранее, пока еще есть время что-то изменить в нашей жизни, использовав благодатное время Великого поста. Пока не поздно Итак, на следующий день после входа Господня в Иерусалим Спаситель вместе со Своими учениками отправился в храм. По дороге Он взалкал и, увидев впереди дерево с богатой зеленью, поспешил к нему в надежде найти его плоды. Но зеленеющее дерево оказалось бесплодным. И Христос повелел ему засохнуть. Увидев это, удивились Его ученики: «Посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла» (Мк. 11:21). На это Иисус сказал: «Имейте веру Божию; ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море”, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет» (Мк. 11:23). Что имел в виду Господь? Всякое истинное чудо имеет важное свойство: оно возможно только тогда, когда есть вера. А источником и подтверждением подлинной веры являются плоды веры, то есть то, что человек сотворил во имя Христово. И если, оглянувшись назад, нам нечего предъявить, не имеем добрых дел, то есть большая вероятность повторить участь бесплодной смоковницы.

http://pravoslavie.ru/111200.html

Хочешь ли уповать на богатство свое, спроси того евангельского богача, который говорил душе своей: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк. 12, 19–20 ). Хочешь ли сделать что-либо злое, греховное, прогневляющее Бога, спроси грешников, попавших в ад и осужденных на вечные муки. Что они скажут тебе? Посоветуют ли тебе прогневать Бога? Итак, спрашивай у мертвых и будешь разумным. Ты научишься у них разуму, привыкнешь к мудрости. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 217–219 ). Церковь Христова – это корабль, спасающий нас от гнева Божия и страшного адского потока, и ты в нем находишься. Берегись же прогневать Кормчего-Христа, чтобы из этого спасительного корабля не выпасть и в вечном потоке гнева и суда Божия не погибнуть. Ибо только в этом ковчеге спасаются все, кто спасется. Видишь, возлюбленный христианин, что такое Церковь Христова, каково ее великолепие? И блаженны те, которые являются истинными ее сынами ( 104, 338 ). Всякий человек подобен дереву, у которого изнутри от сердца исходят, как ветви и поросль, помышления злые, похоть нечистая, гнев, злоба, сребролюбие, хищение, ложь, лукавство, лихоимство, ропот, хула... И как садовник обрезает дерево, негодные ветки срезает, чтобы выросшие, они не повредили самого дерева, так нужно всякому христианину обрезывать сердце свое и срезать злые помышления, как только начнут исходить от сердца и показываться, чтобы, возрастая, они не повредили внутреннего духовного человека. Ибо как выросшие на дереве негодные ветки отнимают сок у дерева и делают его бесплодным, потом иссушают, так злые помыслы, если вначале не пресекаются, то разрастаются и внутреннего духовного человека приводят в изнеможение, делают бесплодным и душу человеческую превращают в розгу иссохшую, которая из виноградника Христова извергнется ( Ин. 15, 6 ). Конец такой души по Писанию – сожжение ( 104, 341 ) ( 2, 91 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Цель жизни человеческой 158 служить Богу и быть всегда готовым на призвание Господа, могущего придти во всякое время и потребовать отчета в делах наших. Всякий должен будет отдать отчет, во врученном ему залоге. Тот, кому назначена в мире скромная участь, с того не потребуется такого строгого отчета, как с тех кого наградил Бог высшими способностями, и которые они обязаны были употреблять на общее благо. Иисус пришел не для того, чтобы все успокаивались в собственной своей личности, напротив того, Он посетил мир, чтобы возбудить его к деятельности, которая как яркое пламя должно сжечь и омыть его в купели, очищающей все скверны. Он не принес мира, выражающегося эгоизмом, но принес разделение, то есть борьбу против всякого зла, даже в семействах. Христос будет началом разделения, многие из членов последуют Ему, тогда как другие останутся вне царствия Божия. «Вы, которые умеете распознавать так перемену времен, говорил Иисус, неужели не видите, что время которое предрекаю вам, приближается. Поспешите же рассудить о нем здраво. Противник тут, старается ослепить вас и повлечь к судье, который осудит вас. Освободитесь от него, иначе он ввергнет вас в темницу из которой не выйдете пока не отдадите последней медницы». Притча о бесплодной смаковнице В это время пришли некоторые 159 и рассказали Ему, что Галилеяне, ходившие в Иерусалим для принесения жертв, были убиты Пилатом правителем римским и что кровь их смешал он с их жертвами. «Думаете ли вы, отвечал Иисус, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что там пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все также погибните. Или думаете ли, что те семнадцать человек, на которых упала башня Силоамская, и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все также погибните». Иисус предрекал, таким образом, опустошение, которое Римляне произведут в Галилеи, и разрушение Иерусалима, и что развалины его раздавят жителей. Ту же истину возвестил Он притчей о бесплодной смоковницы, изображающей племя Иудейское.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Что же означают эти три года? Не те ли это три года, в которые приходил на землю Господь и не мог найти плода на смоковнице, как о том написано: вот Я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, а не нахожу ( Лк.13:7 ). Без сомнения, это та вдовица, о которой сказано: возвеселись, неплодная, не рождающая, воскликни и возгласи, не мучившаяся родами, потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа ( Ис.54:1 ). И поистине вдовица та, о которой прекрасно сказано: ты забудешь о бесславии и вдовстве твоем, ибо Я – Господь Творец Твой ( Ис.54:4–5 ). И может быть, поэтому то является вдовицей та, которая хотя оставила мужа в виду страдания тела, но в день суда, однако, получит Сына Человеческого, Которого она, казалось ей, потеряла: ибо, говорит, на малое время я оставил тебя ( Ис.54:7 ), конечно затем, чтобы оставленная с еще большею славою могла сохранить вечность. Таким образом, все: и девы, и замужние, и вдовицы имеют пример, которому должно подражать. Вот почему, может быть, и церковь (одновременно является) девой, замужней и вдовицей, ибо все они – одно тело во Христе. И так именно она есть та вдовица, для которой во время оскудения на земле небесного слова были нарочито посылаемы пророки; она была бесплодной вдовицей, но сохранявшей деторождение до определенного ей времени» (стр. 74–75). Ясно, что «вдовица» здесь есть церковь , для которой посылались пророки и она была бесплодной до определенного времени, т. е. до первого пришествия Христова. 21) Училище благочестия 170: «Радуюсь, что для церкви терплю сие; но близко время, в которое она примет вдовство и пастыри ее, яко наемники презираеми будут» (слова св. Филиппа). Разбор: Из этого свидетельства нельзя заключать, что во всей церкви не будет ни одного епископа, потому что хотя церковь (какая? очевидно, частная) и примет вдовство, но пастыри то не прекратятся, а только будут презираемы. Здесь с большою уверенностью можно предполагать, что св. Филипп, влачимый мучителями, предчувствуя свою кончину, предсказал о вдовстве Московской митрополии в смысле неимения верховного пастыря – митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Этот Дух является автором мироздания, человека и самого Евангелия. Через Христа мы вступаем в родство с этим Духом, приобретаем новую природу, родственную Ему, конгениальную с Ним. Облеченные силою этого Духа, все живые христиане, начиная от апостолов, шли в темный, погибающий языческий мир, неся Евангелие Света всем томящимся в бесплодных поисках Смысла. В наши дни сгущается тьма. Надвигаются сумерки истории. Ночь спускается на землю. Близится время, когда померкнет солнце, не только видимое, но и духовное – оскудеет свет в сердцах людей, оскудеют вера и любовь. Это – кризис духа, влекущий за собою кризис внешний, общественный и экономический. Кризис духа грозит упадком, унынием, отчаянием. Люди устанут душой и потеряют желание жить. Близится время, о котором сказано: «На земле уныние народов и недоумение, и море восшумит и возмутится. Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» ( Лук. 21:25-26 ). В эти дни духовной разрухи и хаоса, видимого торжества бессмыслицы и власти тьмы прислушаемся к тихому голосу Христа: «Я свет мира. Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Некогда, за четыре века до Р. X., греческий мудрец Платон, отчаявшись найти смысл на земле, восклицал: «Разве нам ждать с неба Того, Кто придет и снимет повязку с наших глаз?» Еще раньше подобный вопль к Богу раздался из уст пророка Исаии: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» И он воистину сошел и стал человеком, и «мы видели славу Его». И теперь, двадцать веков спустя после того, как свет пришел в мир, наше дело не в том, чтобы теряться в бесплодных поисках, не в том, чтобы искать, а чтобы принять. Ибо «свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. А поступающий по правде идет к свету»… Если есть смысл в бытии, то посвятим ему лучшую пору нашей жизни, ее расцвет и первую любовь. И так как Смысл воистину существует, то скорей, скорей начнемте жить в Его свете, пока жизнь перед нами, пока есть в сердце способность желать и дерзать! Недавно в Англии умер известный общественный деятель.

http://azbyka.ru/smysl-zhizni-marzinkovi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010