Итак, говорит, поелику " Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее " . Знаю, что я причиной бесплодия (твоего); поэтому не хочу тебя лишать утешения (иметь детей). А может быть, Сара подозревала, что не в ней одной, но и в муже была причина бесплодия, почему, желая на самом деле в том удостовериться, и узнать, себе ли одной она должна приписывать бесплодие, она уступает свое место рабыне и приводит ее на свое ложе. " Послушался " , сказано, " Авраам слов Сары " . Велика мудрость праведного! Как прежде я говорил это, так и теперь скажу: не он первый захотел этого, хотя был уже в глубокой старости, но, приняв совет от Сары, он охотно послушался ее, показывая тем, что решился на это не просто по страсти, и не по влечению похоти, но чтобы оставить по себе потомство. " И взяла Сара, жена Авраама, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет " сожития с Авраамом мужем своим " в земле " Ханаанской, " и дала ее Аврааму, мужу своему, в жену " (Быт.16:3). Заметь точность Писания. Чтобы показать нам, что он не тотчас же после слов, которые сказала ему Сара, приступил к исполнению (ее совета), оно говорит: " И взяла Сара, жена Авраама, служанку свою, Египтянку " . Писание как бы то показывает нам, что он решился на это дело только потому, что желал утешить свою жену и исполнить ее совет. А чтобы ты ясно познал целомудрие и чрезвычайное воздержание праотца, говорит (Писание): после того как она прожила десять лет с Авраамом мужем своим в земле ханаанской. Не без причины Писание обозначило время, а для того, чтобы мы могли видеть, сколько лет праведный терпел и благодушно переносил бесплодие, и, будучи выше всякой страсти, показывал великое целомудрие. Мало того, эти слова – " по истечении десяти лет " сожития с Авраамом мужем своим " в земле Ханаанской " – Писание присовокупляет для того, чтобы мы узнали отсюда и нечто другое. Не все время их сожития (Писание) теперь обозначает нам, а только время, проведенное ими в земле ханаанской.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Каждый день Страстной, и утром, и вечером, слышатся евангельские чтения. В понедельник и вторник – все притчи и поучения Христа, произнесенные Им в последние дни Его земного служения. Одна из главных тем Великого понедельника – о бесплодной смоковнице , проклятой Иисусом. Зачем же проклятой? – недоумевают многие, читая этот эпизод. Ведь была весна, совсем не время собирания смокв, как упоминает евангелист Марк. Смоковница в данном случае послужила изобразительным примером или демонстративным материалом в том, что может быть с религиозным сообществом в целом, и в то же время с каждой отдельной жизнью человека, если по наружности человек или целая религиозная организация выглядят пышно зеленеющими, а внутри неспособными принести плоды. Такая обманчивая зелень рано или поздно непременно разоблачается приговором: «Се, оставляется дом ваш пуст» или «да не будет же впредь от тебя плода вовек». «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь», — учил еще Иоанн Предтеча (Мф. 3, 10). Тему бесплодной смоковницы продолжает другой евангельский текст, звучащий на следующий день: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы подобны гробницам побеленным, которые снаружи кажутся красивыми, внутри же полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы снаружи кажетесь людям праведными, внутри же наполнены лицемерием и беззаконием» (Мф. 23, 27-28). А довершают всё это чтения Великого вторника на вечерне перед Преждеосвященной литургией, когда звучат притчи о 10 девах, о Талантах и о Страшном суде (25-я глава от Матфея). Именно притча о девах послужила для создания ключевых гимнов первых трех дней Страстной седмицы: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа (рус.: но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным). Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас. Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь (и одежды не имею, чтоб войти в него): просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.

http://pravmir.ru/pasxa-stradanij/

Когда Господь вошел в некое селение, «здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (ст. 38–42). «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (ст. 27–28). Что же здесь относится к Божией Матери? Несомненно, Мария, сестра Марфы, севшая у ног Иисуса и слушавшая Его проповедь, напоминает нам о том образе жизни, который вела Пресвятая Дева, оставившая все ради того, чтобы пребывать как бы у ног Божиих, чтобы слушать слово Божие и молиться Богу. Когда человек избирает такую участь, он отказывается от всякого здравого смысла. Особая внутренняя логика духовной жизни ведет к тому, что человек отрекается от, казалось бы, очевидных ценностей. Все израильские женщины мечтали о том, что они каким-то образом послужат делу спасения человеческого рода и что, может быть, от них непосредственно или от их потомков родится Мессия. Поэтому деторождение считалось одной из величайших добродетелей, а бесплодие — позором. Вспомним, например, жизнеописание родителей Пресвятой Богородицы, Иоакима и Анны: бесплодие делало их в глазах народа людьми грешными. По своей простоте и невежеству многие считали, что, если люди не имеют детей, значит, у них есть какой-то тайный грех, за который они наказаны. Пресвятая Дева ради того, чтобы пребывать в пламенной непрестанной молитве и чтобы ничто Ее не отвлекало, избирает девство, отказывается от надежды послужить делу спасения человеческого рода через воплощение Сына Божия. Она и предположить не могла, что Дева может родить, как это видно из повествования о Благовещении: «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?» ( Лк.1:34 ). Кроме того, Она была готова принять позор, потому что в глазах всех людей, от которых был скрыт Ее подвиг девства, Она казалась бы бесплодной и потому самой грешной, отвергнутой Богом.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Когда скажет тебе иудей: как родила Дева? — ты скажи ему: как родила бесплодная и состарившаяся? Тогда было два препятствия: преклонность возраста и неспособность при­роды; а в Деве было только одно препятствие, то, что она была непричастна браку. Так бесплодная предуготовляет путь Деве. А дабы ты убедился, что для того предшествовали бесплодные, чтобы верили рождению Девой, выслушай слова Гавриила, сказан­ные к ней. Когда он пришел и сказал ей: «зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк.1:31), то Дева изумилась и удивилась, и сказала: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1:34)? Что же ангел? «Дух Святый найдет на Тебя» (Лк.1:35).    Не требуй, говорит он, естественного порядка, когда это событие сверхъестественное; не думай о браке и болез­нях рождения, когда этот способ рождения выше брака. «Как будет это , — говорит она, — когда Я мужа не знаю?»    Но потому и «будет это» , что ты не знаешь мужа. Если бы ты познала мужа, то не удостоилась бы послужить этому делу; таким образом, по­чему ты не веришь, потому самому и веруй; не удостоилась бы ты послужить этому делу не потому, чтобы брак был зло, но потому, что девство лучше; а пришествию Господа следовало быть торжественнее нашего, потому что оно — царское, царь же входит путем торжественнейшим. Ему надлежало и приоб­щиться рождению, и отличаться от нашего. Потому и устрояется то и другое: родиться из чрева, это — общее с нами; а родиться без брака, это — выше того, что бывает с нами; быть зачатым и носимым во чреве, это свойственно человеческой природе; а произойти зачатию без совокупления, это превосходнее челове­ческой природы. То и другое совершилось для того, чтобы ты знал превосходство рождающегося и общение Его с тобою.    8. И смотри, какая мудрость в том, что совершилось: ни превосходство (Его рождения) не повредило сходству и сродству Его с нами, ни сродство с нами не помрачило превосходства; но то и другое открылось во всех делах Его, и одно у Него было вполне наше, а другое — отличное от нашего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3313...

Лк.13:2 . И отвещáв Иисýс речé им: мнитé ли, яко Галилéане сии грешнейши пáче всех Галилéан бяху, яко тáко пострáдаша? Лк.13:3 . Ни, глагóлю вáм: но áще не покáетеся, вси тáкожде погибнете. (Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все тáк же погибнете.) Думаете ли (мните ли) вы и пр. Сообщавшие об избиении галилеян, по всей вероятности, думали, что несчастная смерть их была наказанием от Бога за их особенную пред другими греховность. Иисус Христос не отвергает того, что Бог нередко карает людей бедствиями за грехи, и что убитые галилеяне грешны, но не утверждает и того, что они были грешнее прочих, не пострадавших, и при этом вразумляет, что из чувства любви и сострадания не следует так строго судить о своих ближних, как бы похваляя себя, – что если они сами не пострадали так, значит, они праведнее пострадавших: нет, говорю вам, они нисколько не грешнее вас. И вы сами такие же грешники, как и те, и вы также погибнете, если не покаетесь, т. е. вообще навлечете на себя гнев Божий; в частности, толкователи здесь видят намек со стороны Господа на суд Божий над всем Еврейским народом, который имел совершиться в разрушении Иерусалима и разорении Палестины при Тите в 70 году по Р. Хр. Тогда погибло множество иудеев в Иерусалиме, разрушен был и храм, где приносились жертвы (см. Мф.24 ). Такому объяснению благоприятствует и высказанная Иисусом Христом вслед за тем, притча о бесплодной смоковнице» (Мих.). Лк.13:4 . Или óни осмьнáдесяте, на нихже падé стóлп Силоáмский и поби их, мните ли, яко тии дóлжнейши бяху пáче всех живýщих во Иерусалиме? Лк.13:5 . Ни, глагóлю вáм: но áще не покáетеся, вси тáкожде погибнете. (Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все тáк же погибнете.) При рассказе о погибших галилеянах, Господь припоминает еще случай внезапной погибели, это – умерщвление 18-ти человек упавшею Силоамскою башнею. В этой несчастной смерти так же, как и в погибели галилеян, могли видеть гнев Божий за особенную пред другими греховность убитых. Но из этого обстоятельства Иисус Христос выводит такое же назидание, какое выведено Им из случая погибели галилеян, т. е. что и эти погибшие не грешнее прочих, что и прочие могут быть также наказаны от Бога, если не покаются. Что была за башня Силоамская, по какому случаю она упала и кто были убиты ею – заключенные ли в ней преступники, или рабочие или богомольцы, пришедшие к считавшемуся священным, Силоамскому источнику, где стояла башня, все это неизвестно. Но важно не самое событие, а то назидание, какое выводит из него Господь. (Мих.). Можно думать, что и здесь Господь делает намек на разрушение Иерусалима за отвержение Его, Мессии, иудеями. Притча о бесплодной смоковнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Место это Спаситель в Своей притче называет недром Авраамовым. Днесь будет Он в Раю, ибо Он идет возвестить отошедшим из этого мира душам об исполнении обетования Божия, об Искупителе. Туда, в этот Рай Божий, хочет Он собрать сегодня всех, которые скончались с верою в Него. Там они будут свободны от всякой скорби и печали, там не будет их мучить грех , там не будут они терпеть никаких нападений со стороны злых врагов, не будут бояться смерти. Там они будут покоиться до того дня, когда все «тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие» ( 1Кор.15:54 ), там будет «скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» ( Откр.21:3–4 ). Туда, в этот Рай обещает Господь ввести этого разбойника, как первую добычу Своей смерти. Вот то спасение, которое он нашел сегодня – так как и он есть сын Авраама. После столь порочной и преступной жизни, после столь глубокого самообвинения он сегодня же, свободный от всякой вины, от всякого возмездия, входит со Спасителем в Рай совершенно святым, вечно блаженным. «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю». Какое это властное, царское слово в устах Распятого! Здесь Крест делается престолом Судии. Мы видим здесь нашего Спасителя таким, каким увидим Его, когда Он придет на землю во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним. Горе тем, которые похожи на разбойника с левой стороны и которым Он скажет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» ( Мф.25:41 ). Но благо тем, которых Он назовет благословенными Отца Своего и введет в Царство, уготованное им от сложения мира ( Мф.25:34 ). «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю!» О, как много отрады и утешительной надежды вселяет это дорогое слово в души тех, которые подобно блудному сыну, проведя жизнь свою беззаконно, на распутьях мира, напоследок пробуждаются к вере и покаянию и, хотя под конец жизни своей, простирают свои руки к Спасителю грешников! Как много облегчает оно наше сердце при мысли о тех почивших братьях наших, которых мы любили в продолжение всей их жизни, всеми силами старались привести их к Богу и Спасителю, но все наши труды и усилия остались, насколько это можно видеть человеку, бесплодны! Кто знает, может быть, и не так бесплодны, как это нам кажется.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Мы должны быть осторожны, должны все испытывать, что нам предлагают, в чем хотят убедить нас. А как будем испытывать, какою меркой — меркой воли Божией, правды Божией. Все должны испытывать этой божественной меркой и только тому следовать, только то избирать, что оправдывается этой святой меркой. «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте»,  — в бесплодных делах тьмы — той тьмы, которой полны сердца людей, погрязших в тяжких грехах: сердца воров, бандитов, убийц, прелюбодеев, развратников. Не участвовать, не участвовать в этих их делах должны мы, ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. «Все же обнаруживаемое делается явным от света; ибо все, делающееся явным, свет есть». Мы должны такие дела делать, которые ищут света, которые не боятся света, а темные ночные делатели: все воры и разбойники, блудники и прелюбодеи не боятся тьмы, но ищут ее. А наши христианские дела, дела чад Божиих возлюбленных, должны быть так чисты, чтобы никакая тьма никогда не покрыла их. Они должны быть светом для ищущих света, не боящихся его. «Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». Кто это спящий? Это тот, кто спит духовным сном, в чьи уши не проникли слова Христовы. «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5, 1-16). Осторожность, осторожность нужна нам, идущим тесным, трудным, тяжким путем Христовым, на котором столько препятствий, столько огорчений, столько бедствий и скорбей — осторожность, осмотрительность, стремление все обдумать, не быть неразумными, но мудрыми, «дорожа временем, потому что дни лукавы». Время нашей жизни коротко, им надо дорожить, помня, что дни лукавы, что несделанного сегодня завтра, может быть, не сумеем, не сможем сделать, ибо «дни лукавы». Я упустил вам сказать о важном слове, о том, что любостяжание, по слову Павлову, есть идолопоклонство. Кто же те, которые воздвигают себе кумира златого, для которых золото и деньги это бог, которому они поклоняются.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

Напротив, вера названа как обязательная заповедь, а не как причина будущего отпадения: веруйте в Бога, и в Меня веруйте (14:1). Она требуется в равной мере и для апостолов, и для всех верующих на все времена: никто не приходит к Отцу, как только через Меня (14:6). Если бы некогда грехи иерархии воспрепятствовали бы подавляющему большинству верующих прийти к Отцу или Сыну, то было бы очень уместно упомянуть здесь об этом. Вера является лишь одной из заповедей Христовых, к исполнению которых призваны все христиане: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (14:15). Говорить об этом, конечно, было бы совершенно бессмысленно, если бы вскоре Церковь , не успев родиться, почти полностью отпала бы от своего Главы. Очень важный образ единства Христа и верных предлагает Господь, сравнивая Себя с лозой, Отца – с виноградарем, а верующих – с ветвями (15:1–8). Тем самым Он показывает, как верные оживотворяются через пребывание во Христе. Лозу, на которой почти нет ветвей, следовало бы назвать бесплодной. Но эта Лоза никогда не будет бесплодной, потому что на ней много ветвей, и они приносят много плода (15:4–5). Пребывание во Христе естественно для верующих (15:4–7) – конечно, не только в день прощальной беседы, но и всегда. Ниспослание Утешителя ко всем верным (15:26) и Его наставничество (16:13) в силу всемогущества и всеведения Божия должны произвести соответственное им действие. Это действие – возрастание Церкви, а не всеобщее отпадение. Своим последователям Господь обещает не отступничество, а гонения (16:2), от которых, однако, они не соблазнятся (16:1). Несмотря на эти гонения, радости вашей никто не отнимет у вас (16:22), потому что Христос победил мир (16:33). Первосвященническая молитва (гл. 17) вся посвящена теме единства христиан и любви. Господь молился: Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы… Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла… И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною (17:11, 15, 19). Но нет хуже зла, чем зловерие и отпадение от Бога. Именно это – зло в истинном смысле. Вне всякого сомнения, молитва Сына была услышана Отцом и привела к просимому Им результату.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

«Не сказал: “не принесшее” [доброго плода], но: “не приносящее”; ибо всегда должно приносить плоды добродетели» Блаженный Феофилакт неожиданно истолковывает эти слова в их применении к жизни христианских общин. Феофилакт пишет: «Секирою Предтеча называет суд Христов, деревьями – каждого из нас. Итак, не верующий за это свое неверие посекается с корнем и ввергается в геенну. Всякое дерево, хотя бы оно от Авраама происходило, не приносящее доброго плода. Не сказал: “не принесшее”, но: “не приносящее”; ибо всегда должно приносить плоды добродетели. Если ты вчера оказал милость, а сегодня похищаешь, то ты неугоден Богу. Такое дерево срубают и бросают в огонь, то есть огонь геенны». Не надо удивляться, что святые отцы многие обличительные слова из Библии, относящиеся к иудеям, воспринимают как относящиеся к христианам. Сказано: «Все это происходило с ними (то есть древними иудеями. – прот. О.С. ) как образы; а описано в наставление нам (то есть христианам. – прот. О.С. ), достигшим последних веков» (1 Кор. 10: 11). Далее Иоанн Креститель начинает говорить о Христе: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3: 11). Иларий Пиктавийский пишет: «Крещенным в Святом Духе предстоит пройти через огонь Суда, ибо “лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым”. Лопата необходима для того, чтобы отделять плодоносящих от бесплодных. Пшеница, то есть совершенные плоды верующих, которые будут собраны в житницы, указывает на то, что Суд находится во власти Господа. А солома означает ничтожество бесполезных и бесплодных людей, которым предстоит сгореть в судном огне» . Далее Иоанн Креститель восклицает: «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3: 12). Святые отцы учат, что огонь Божий – один, но каким-то таинственным образом для одних людей он является обжигающим и попаляющим и не источником света (черный огонь); для других этот же огонь – просвещающий, согревающий и вдохновляющий .

http://pravoslavie.ru/93462.html

Незадолго до Своей крестной смерти Спаситель шел из Вифании со Своими учениками. Дорогой Он почувствовал голод и подошел к смоковнице, которая росла недалеко от дороги, чтобы посмотреть, нет ли на ней плодов. Но на ней кроме листьев ничего не было. Тогда Господь сказал, чтобы это дерево никогда не приносило плодов. На другой день ученики проходили по тому же месту и с удивлением увидели, что дерево совсем засохло. Какое размышление хотел возбудить Спаситель в Своих учениках этим чудотворением? Мы видим, что Господь часто сравнивал человека, который творит добрые дела, с прекрасным деревом, которое приносит хорошие плоды. Праздного и дурного человека Он сравнивает с сухой веткой, которая не может приносить плодов. Смоковница, о которой здесь рассказано, весело зеленела. Судя по зелени, можно было ожидать, что и на ней будет много плодов, но их не было. Так бывает иногда с человеком, у которого добродетель только наружная. Он исполняет христианские обряды, говорит о законе Божием, но закон этот не проник ему в душу, у него нет истинной любви к Богу, к ближним, и поэтому он не может творить добро. Господь проклял бесплодную смоковницу, и она иссохла, так бывает и с лицемерным, холодным человеком: понемногу теряет он способность к истинно добрым делам и все более отдаляется от Бога. Употребим все усилия, чтобы не походить на бесплодную смоковницу, постараемся жить, как повелел Христос, и приносить плоды веры. Церковь напоминает нам об этом в священной песне, которая поется в великий понедельник: Иссохшия смоковницы за неплодие прещения убоявшеся, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость. Спаситель часто говорил о том, как вредна и богопротивна лицемерная набожность фарисеев. Эти люди соблюдали наружные обряды: омовение рук и тому подобное, и были привержены ко всей внешности Моисеева богослужения, но они не узнали обещанного Мессии, когда Он пришел, и, видя Его чудеса, не обратились к Нему, а напротив, питая злобу и зависть к Великому чудотворцу, хулили и чудеса Его. Такие фарисеи однажды приступили к Иисусу Христу с вопросом, заключавшим в себе и укоризну: «Для чего ученики Твои неумытыми руками едят хлеб?» Иисус сказал им в ответ: «Справедливо предсказал Исаия о вас лицемерах: эти люди чтут меня устами, но сердце их далеко отстоит от меня. Но напрасно чтут Меня, уча учениям и заповедям человеческим».

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010