Виждь, Господи, сколь нагло и постоянно грех тлит людей и меня, – и умилосердись, и милостив буди к нам. Да не одолеет злоба, хитрость и коварство диавола Твоей благости, простоты, святыни, премудрости, долготерпения. Помяни, что Ты сделал для искупления человека, – да не бесплодны будут Твои словеса и Твои страдания в нас. Я – недостойный орган Церкви при возглашении ектений и молитв, при совершении Таинств. Благодарю Господа за множество щедрот и за обилие благодати Его, привлеченных вчера за всенощной искренним, всесердечным к Нему обращением и слезным покаянием во грехах, – да и это последнее было делом Его милости и благодати: благодать воскресила меня из мертвых, отняла сердечное и вообще внутреннее, органическое бессилие, разогнала тьму, боязнь, полчище грехов и демонов, отъяла виновность, ужасную бедность моего духа, прикрыла наготу, даровала ясный голос, одарила светлыми и величественными помыслами, согрела животворными чувствами, как лучами Божества, даровала бесчисленные блага, – слезы текли по ланитам моим. Молился я усердно за себя и за всех. Как я рад, что не отверг меня Господь по грехам моим! А то я был как спящии во гробе, иже от руки Твоея отриновени быша [ Пс. 87, 6 ]; теперь же ожило сердце, ожило, воскресло, прониклось Божественною жизнью, Божественным миром! Теперь-то я познал, какое величайшее бедствие – грех, сколь он мерзок, лукав, гибелен, отвратителен во всех своих видах, как ужасно наклонение человека ко греху (да не осуждаю никого и снисхожу ко всем); сколько коварства и насилия вражьего устремлено на человека во всякое время и всякий час! Но теперь же я познал и опытно, сколь велико милосердие Божие к человеческому роду, сколько сил Божественных устремлено на человека верующего и способного к приемлемости Божией благодати; какую любовь необъятную, несказанную явил Господь во спасение погибающего человечества – в воплощении Своего Божественного Сына, в Его истощании, чудотворениях, Его просветительной и зиждительной проповеди , в Его житии, страдании, смерти, воскресении и вознесении! Как возвысил безмерно достоинство наше, столько униженное, поруганное, обесчещенное, обожив человека и спосадив Его на престоле Божества! Истинно, где умножился грех, там воспреизбыточествовала благодать [ Рим. 5, 20 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Много бо может молитва праведного поспешествуема ( Иак.5:16 ). § IX Борьба монастырского инока со своими страстями и похотями бывает велика, опасна и тяжка. Враг рода человеческого искусен, настойчив, лукав. Он употребляет всевозможные усилия, чтобы погубить человеческую душу. Недаром слово Божие уподобляет его рыкающему льву, ищущему кого бы поглотить. В особенности тяжко бывает новоначальным инокам. Прелести мира непрестанно волнуют их мысли и чувства. Неокрепшее терпение порождает уныние, малодушие, ропот. Необходим наглядный пример для подражания. Необходима сильная нравственная поддержка извне. Необходима чудесная помощь свыше. А если ее не видно? Если помощи нет? – Инок спотыкается, падает. Благо, если он крепок верой и преисполнен мужества и терпения. Такой падает и снова подымается. Но горе слабому, неискусному, малодушному. Искушения, соблазны и страсти охватывают его могучим кольцом. И неискусный борец гибнет в бурных волнах этой пропасти. Смалодушествовал раз – и конец. Нет более сил остановиться, укрепиться оглядеться кругом, если только невидимая десница Божия чудесно не избавит от погибели. Так бывает и в нашей жизни вообще. Пока сапоги чисты, мы делаем большой обход грязи, но лишь они замарались хоть немного, – мы не жалеем их и шагаем куда попало. Но горе нерадивым слабым. Человек, не владеющий духом своим, что город разрушенный и без стен ( Притч.25:28 ). Для таких малодушных и слабых, изнемогающих в неравной борьбе с помыслами и страстями, блаженный Паисий являлся истинным утешителем, укрепляя и возбуждая ослабевший в скорби и унынии дух их. – Душко! – говорит он. – Брат от брата помогает, яко град тверд. Мы без помощи Божией ничего не значим. Мы как младенцы бессильные, неразумные. Заповедь о миролюбии есть самая важная, первая и необходимая. Мир имейте со всеми, говорит апостол. Ибо Сам Господь есть Бог мира, и Царство Его – царство мира. Душевный мир – это благодатный плод Духа Святого, а всякая вражда от диавола. Где нет мира, там нет истинной любви христианской. А без любви ничтожны все наши дарования, бесплодны добрые дела, бесполезны подвиги, даже мученические. И если бы каждый из нас следовал учению апостольскому, сколько исчезло бы на земле зол, сколько исчезло бы нестроений и бед, отягчающих жизнь христианского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Бог, по слову свт. Василия, «прежде, нежели существовало что-нибудь из видимого ныне», «подвигшись привести в бытие не сущее, вместе и помыслил, каким должен быть мир, и произвел материю, соответственную форме мира» 21 . Проповедуя уже утвердившееся в церковной традиции положение о творении мира «из ничего», Святитель вводит четкое различие между абсолютным и относительным злом. Последнее зло – зло «только в нашем ощущении» (πρς τν μετραν ασθησιν), а абсолютное зло – зло «в собственной своей природе» (πρς τν αυτο φσιν) 22 . Истинное, «сущностное», или «действительное», зло есть не что иное, как грех (τ ντως κακν, τι μαρτα), зло же «мнимое», «кажущееся» (τ δοκον μν κακν), имеет своей целью вечное спасение души (σωτηρα ψυχν ανιος) 23 . Свободный выбор как причина распространения зла Абсолютное зло, как «состояние души, противоположное добродетели» 24 , связывается Святителем с понятием свободной воли и распространяется на все тварные существа, в том числе – на ангелов, не имеющих материальных тел. Так, архангела Гавриила «соблюло в горних произволение» ( προαρεσις), и денницу «низринула свобода воли» (τς γνμης τ ατεξοσιον) 25 . Не материя, а свободный выбор последнего стал причиной распространения зла во всем творении. Тварная природа падшего ангела не имела изначально в себе никаких начатков зла. «Диавол лукав (πονηρς), имея лукавство от произволения (κ προαιρσεως), а не природа (φσις) его противоположна добру» 26 . В итоге зло, физическое для Святителя, не есть подлинное, в отличие от противопоставления личной воли человека (или ангела) воле Божественной 27 . Определения материи и зла у Филона Выражение близкое к формуле «τ διατπωτον ασχος» («не получившая никакого образования гнусность») было обнаружено нами в текстах Филона. Здесь мы находим использование комбинации терминов «διατπωτος» и «ασχροκερδς» при описании человека, полностью предавшегося материальным удовольствиям (φιλδονος) 28 . Таковой обозначается как «несформировавшийся» (διατπωτος) 29 , имеющий корыстолюбие (ασχροκερδς). Также в Legum allegoriarum при описании сотворения человека в двух родах (διττ νθρπων γνη) – небесного и земного (ορνιος νθρωπος, δ γνος), говорится, что последний был создан из «разрозненной» материи (κ σπορδος λης). Если бы не был дан дар животворящей силы, вдунутой Богом в лицо Адама, то ум человека оставался бы земным и тленным (γεδης στ τ ντι κα φθαρτς). После же упомянутого дара человек «бывает» «в душу умную и живую», теряя свойства «бесплодности» и «не-образованности» 30 . Здесь Филон противопоставляет «бывание», «возникновение» (от «γγνομαι»), «отображение» (от «τυπω») небесного человека по образу Божию и «формирование» (от «πλσσω») земного из материи.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Приближение к Богу осуществляется путем становления каждого из супругов подлинной личностью. Процесс становления личностью подразумевает жертвенное отношение каждого из супругов друг ко другу: несение немощей второго человека, в том числе и телесных, поддержка в сложных ситуациях, избегание от взаимных обвинений, неукорение за очередную несостоявшуюся беременность, прекращения жалоб на свою жизнь и пресечение любых попыток реализоваться в качестве отца или матери на стороне, вне семейных отношений. Перечисленные действия укладываются в характеристики любви, описываемой апостолом Павлом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4-7). Постепенное стяжание дара любви позволяет человеку приближаться к Источнику этой любви – Богу и таким образом становиться полноценной личностью. И в этом становлении человеку необходима вторая половинка: мужу – жена, а жене – муж. Правильное отношение к браку не как к инструменту чадородия, а как к процессу становления личности, поможет супругам нормализовать внутрисемейные отношения, избавиться от взаимных обвинений, переносить неудачи и таким образом получить тот психологически спокойный фон, необходимый для зачатия ребенка. Обращающиеся за помощью к священнику бесплодные пары можно разделить не только по степени воцерковленности, но и по предшествовавшему медицинскому опыту лечения бесплодия. При отсутствии опыта медицинского вмешательства или тем более врачебного обследования причин бесплодия одной из главных задач пастыря, на наш взгляд, является направление бесплодной пары к врачам-специалистам, занимающихся лечением бесплодия. Помимо духовных и психологических моментов, исправлением которых может и должен заниматься священник, могут иметь место совершенно однозначные соматические компоненты, выявление и преодоление которых является прерогативой врачей.

http://bogoslov.ru/article/5554161

8, нед. полуп. п. 1, т. 3). Гл. 18, 10 Речé же: [сé] возвращáяся приидý к тебе во врéмя сиé в часы, и родит сына Сáрра женá твоя. Сáрра же услыша пред двéрьми сени сýщи за ним И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатёр, сзади его Гл. 18, 11 Авраáм же и Сáрра стáра [беста,] заматеревшая во днéх: и престáша Сáрре бывáти жéнская Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось По мнению св. Иоанна Златоуста , «неплодство Сарры предвозвещало имевшее быть рождение от Девы Марии. Так как нелегко было бы поверить, что рождает Дева, – рассуждает он, – то сначала рождали неплодные, и не только неплодные, но и престарелые жёны; этот новый и недавний способ рождения именно от неплодных последовал, чтобы проложить путь к вере в рождение от Девы» («Беседы на Евангелие от Иоанна» т. 1, стр. 303– 304). «Сарра, Ревекка и Рахиль были неплодны, чтобы ты не впадал в неверие, когда слышишь, что Дева рождает общего нашего Владыку. Приучи свой ум, – как бы так говорит Писание, – примером неплодных, и, видя, как устаревшая и бесплодная утроба разверзается благодатью Божьею для деторождения, не удивляйся, когда потом слышишь, что родила Дева. Или лучше – удивляйся, изумляйся, но верь чуду. Итак, когда говорит тебе Иудей: каким образом Дева родила, скажи и ты ему: а как родила бесплодная и престарелая. В последнем случае было два препятствия к рождению: несвоевременность возраста и неспособность природы, а для Девы было одно только препятствие – то, что Она была непричастна браку. Итак, бесплодная жена предуготовляет путь Деве» (его тв. т. 4, стр. 541–542). «Пресвятая Дева имела родить; дело было невероятное, как Дева родит вопреки закону природы? Такое рождение не в порядке природы; кто от века видал, чтобы родила дева? Поэтому, чтобы иудеи не впали в великое неверие, Бог предупреждает и предначертывает эту истину в Сарре, чтобы когда у них родится недоумение, как родила Дева, они, вспомнив, сказали лучше, как родила Сарра.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   Дай нам всем Господь духа осторожности, внимательности и разумения. О семи горячностях духа     Из сочинений архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского).    Горе человека в том, что он постоянно торопится, но торопится суетно, бесплодно. Человек переворачивает горы своей энергией, воздвигает и разрушает целые города в очень короткие сроки. Но если мы вглядимся в его энергию и посмотрим на ее последствия, мы увидим, что она не увеличивает добра в мире. А что не увеличивает добра, то бесплодно. Даже уничтожение зла бесплодно, если это уничтожение не есть проявление добра и не несет плодов добра.    Жизнь людей стала в мире очень торопливой и становится все более торопливой; все бегут, все боятся куда-то опоздать, кого-то не застать, что-то пропустить, чего-то не сделать. Несутся машины по воздуху, воде и земле, но не несут счастья человечеству; наоборот, разрушают еще оставшееся на земле благополучие.    Вошла в мир дьявольская торопливость, поспешность. Тайну этой поспешности и торопливости открывает нам Слово Божие в 12-й главе Апокалипсиса: «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его; потому что низвержен клеветник братий наших, клевещущий на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр.12:10—12).    Вы слышите: на землю и на море диавол сошел в великой ярости, зная, что немного ему остается времени. Вот откуда это неудержимое, все ускоряющееся круговращение вещей и даже понятий в мире, вот откуда всеобщая торопливость и в технике, и в жизни, — все более безудержный бег людей и народов.    Царству сатаны скоро наступит конец. Вот причина веселия неба и тех людей на земле, которые живут небесным. Обреченное, предчувствующее свою гибель зло мечется в мире, будоражит человечество, раздувает себя до последних пределов и заставляет людей, не положивших на свое чело и сердце крестной печати Агнца Божия, безудержно все стремиться вперед и ускорять свой бег жизни. Зло знает, что лишь в таком бессмысленном коловращении людей и народов оно может рассчитывать присоединить к своей гибели еще часть человечества. Затормошенные, куда-то несущиеся люди мало способны думать и рассуждать об истинах великих и вечных, для постижения которых нужна хотя бы минута божественного молчания в сердце, хотя бы мгновение святой тишины.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями – это я и вы, брат и сестра возлюбленные. К нам с вами часто приходит и рано и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтобы утолить глад души нашей, чтобы стать для нее хлебом жизни. И – увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском – одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших в нас нет, как нет. Между тем, каждый из нас с тем и посажен на земле, чтобы приносить духовные плоды. Какие же это в частности плоды, которые должен приносить каждый человек, особенно христианин? На это святой Апостол отвечает так: плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание 133 . Вот, брат и сестра какие плоды должны мы непременно приносить Насадителю нашей жизни, Господу Иисусу Христу, ежедневно. Теперь смотри каждый: плодовитая ты смоковница или бесплодная? Если плодовитая хорошо, приноси плоды и впредь, да препитает Он ими тебя же самого в вечности; если – бесплодная, трепещи: Тебе угрожает проклятие Владыки твоей жизни, и может быть, очень скоро Он скажет и тебе: да не будет же впредь от тебя плода во век. И ты тотчас засохнешь; заглохнут все твои духовные силы;· вовсе иссякнет у тебя вера, надежда и любовь, а всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вечный вметаемо 134 . Слова эти – истинны и ясны, как день. Они исполнятся непреложно, ибо небо и земля прейдут, как проходят мимо дни, месяцы, годы, а слова Господа не прейдут 135 . Итак, брат и сестра, спроси себя: приносишь ли ты ежедневно Владыке живота твоего плоды добрых дел, и главное, имеешь ли царицу добродетелей – любовь, – горячую любовь к твоему Создателю и любовь к ближнему, как к себе? Хочешь знать, какими делами оказывает себя любовь? Ответит тебе за меня святой апостол Павел: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает. Любовь так необходима для христианина, что если он говорит на всех языках человеческих и ангельских, а любви не имеет; то он как медь звенящая, при всем своем краснословии и многословии, или как кимвал звучащий. Если он имеет дар пророчества и знает все тайны и смысл всех писаний и даже, что всего удивительнее, если он имеет всю веру, так что от его слов будут переходить с места на место горы, а любви не имеет; то он ничто: напрасны все его познания, все труды без любви 136 . Почему так необходима нам любовь? Потому что Сам Бог есть любовь 137 , а мы по образу Его сотворены, и в человеке-христианине Бог пребывает. Или не весте, яко Христос в вас; разве точию  чим неискусни есте 138 . Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас 139 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Бог часто многое устраивает в нашу пользу, но мы не знаем причины событий. Поэтому, во всяком случае, должно удивляться Его премудрости, и прославлять Его неизреченное человеколюбие. Говорится же вам все это для вашей пользы, чтобы вы оказывали всегда признательность к промыслу Божьему, а не испытывали Его судеб. Надо, однако же, раскрыть и причину, по которой те жены были бесплодны. Какая же это причина? Та, чтобы ты не впадал в неверие, когда слышишь, " Дева " рождает общего нашего Владыку. Приучи свой ум, – как бы так говорит Писание, – здесь примером бесплодных, и, видя, как устаревшая и бесплодная утроба разверзается благодатью Божьей для деторождения, не удивляйся, когда потом слышишь, что родила Дева. Или – лучше – удивляйся, изумляйся, но, верь чуду. Итак, когда говорит тебе иудей: каким образом Дева родила, скажи и ты ему: а как родила бесплодная и престарелая? В последнем случае было два препятствия к рождению: несвоевременность возраста и неспособность природы; а для Девы было одно только препятствие – то, что она была непричастна браку. Итак, бесплодная жена предуготовляет путь Деве. Для убеждения же в том, что бесплодные для того прежде являлись, чтобы мы веровали рождению от Девы, выслушай слова Гавриила, сказанные Деве. Когда он пришел к ней и сказал: " зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь имя ему Иисус " , она изумилась и в недоумении спросила: " как будет это, когда я  мужа не знаю " ? Что ж ангел? " Дух Святый найдет на Тебя " , говорит он, " и сила Всевышнего осенит Тебя " (Лк.1:31,34-35). Не требуй, говорит, порядка естественного, когда это дело выше естества. Не предполагай скорбей брака, когда образ рождения будет выше брака. " Как будет это " , говорит она, " когда я  мужа не знаю " ? Потому-то и совершится это, что ты не знаешь мужа. Если бы ты познала мужа, то не была бы достойна послужить этой тайне. Итак, веруй по той самой причине, по которой не веришь. Не потому, однако же, чтобы брак был сам по себе худ, а потому, что девство лучше его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Делатели в ожесточении иных из рабов били, других убивали, и, наконец, убили и Сына Его Единородного ( Мф. 21:17–44 ). Побеседуем на нынешний раз о первой притче. «Проведши ночь в селении Вифании, поутру Господь, – говорит евангелист Матфей, – возвращаясь в город Иерусалим, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев одних, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это вдруг засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите». Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями – это я и вы, брат и сестра возлюбленные. К нам с вами часто приходит и рано и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтоб утолить глад души нашей, чтобы стать для нее хлебом жизни. И – увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском – одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших нет как нет. Между тем, каждый из нас с тем и посажен на земле, чтобы приносить духовные плоды. Какие же это в частности плоды, которые должен приносить каждый человек, особенно христианин? На это святый Апостол отвечает так: плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера ( Гал. 5:22 ). Вот, брат и сестра, какие плоды должны мы непременно приносить Насадителю нашей жизни, Господу Иисусу Христу ежедневно. Теперь смотри каждый: плодовитая ты смоковница или бесплодная? Если плодовитая, хорошо, подвигайся вперед; приноси Владыке больше и больше плодов, да препитает Он ими тебя же самого в вечности; если – бесплодная, трепещи: тебе угрожает проклятие Владыки твоей жизни, и может быть, очень скоро Он скажет и тебе: да не будет же впредь от тебя плода во век.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Поскольку Она уже зачала одновременно с этим словом. (1, 39) Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин. Нагорная страна была город Иудеи, в котором жила Елисавета. Отошла же Она туда, будучи подвигнута 46 Божественным Духом, дабы благодаря тому, что взыграл младенец во чреве Елисаветы, и та изрекла пророчество, Она получила большее удостоверение 47 . (1, 40) и вошла в дом Захарии, и целовала 48 Елисавету. Поприветствовала по обычаю. (1, 41) Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее. Христос подал глас через уста Своей Матери, а Иоанн услышал ушами собственной матери, и, сверхъестественно узнав своего Владыку, провозгласил о нем тем, что взыграл. Ибо Младенец, бывший во чреве Девы, тотчас даровал пророческую благодать младенцу, бывшему во чреве бесплодной жены. (1, 41–42) и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! Младенцем, бывшим во чреве бесплодной, провозглашается Младенец, бывший в Деве, а бесплодной провозглашается Дева. Ведь поскольку тот, кто сокрыт в утробе Елисаеты, исполнился Святаго Духа, исполнилась Его и она, и, нося во чреве пророка, она пророчествует и прославляет как Деву, так и плод чрева Девы. (1, 43) И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Откуда мне это необычайное событие? И как позднее сын Елисаветы, когда Христос пришел к нему, говорил о себе, что он недостоин такого пришествия Владыки, так и ныне его мать исповедует, что она недостойна такого пришествия Владычицы. Наименовала же она Ее Матерью даже прежде рождения и Того, Кто готовится родиться от Нее, Господом, подтверждая этим слова Ангела и подавая Ей еще более несомненную веру. (1, 44) Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. Радостно, как чувствующий уже спасение людей и радующийся о нем. (1, 45) И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010