Чернава Мавра, холопка, 1603 г., Новгород; Чернавка, холопка Тимофея Волынского, 1541 г.; Чернава Максим, крестьянин, 1624 г., Курмыш Ср. в сказках – девка-чернавка Чернев Зиновий, послух, жонец XV в., Московский уезд Черней Фомин, крестьянин, 1530 г., Рязань Чернец, Чернцов : Чернец Иванович Паюсов [см. Паюсовы], конец XV в. (1493 г.), Новгород; Чернцовы, XVI в. и позже, Бежецк Черник Василий, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород; Черник Иванов, крестьянин, 1606 г., Белев Черница Александрович Безобразов [см. Везобраз], 1495 г.; у него брат Беляница [см. Беляница] Черниченков Павел, посадский человек, 1624 г., Тверь Чернобаев Иван, крестьянин, 1564 г., Заонежье Чернобесов Протасий Мартинов, крестьянин, первая половина XV в., Кострома; Чернобесовы, крестьяне, середина XV в., Нерехта Костромского уезда Чернобровкин Григорий, 1617 г., Углич Черногубов Злоба [см. Злоба] Прокофьевич, 1534 г., Соль Галицкая Черногуз Иван, крестьянин, конец XV в., Новгород Черносвитовы , 1628 г. 106 Черносовка ( Черная Совка ) кн. Михаил Иванович Засекин [см. Засека], 1502 г. Чернуха Ефремов, посадский человек, конец XVI в., Устюжна [см. Солганко] Черный – очень распространено в XV в. и позже [см. Тарабыка] Чернышев Василий Ширяев [см. Ширяй], помещик, 1577 г., Коломна [ср. Уваровы] Чернятин Алешка, крестьянин, 1642 г., Тихвин Чернятинские , князья, отрасль рода тверских князей [см. Шах]. Фамилия от села Чернятина в Твери Черт, Чертов : Михаил Глебович Черт Шукаловский [см. Шукал], вторая половина XV в.; Иван Григорьевич Черт Каменский [см. Каменский], первая половина XV в.; Михаил Алексеевич Черт Стромилов [см. Стромило], середина XV в.; от него – Чертовы, фамилия митрополичьих слуг [см. Лыско, Чертенок, Шолох] Чертанов Иван Федорович, 1563 г., Ярославль Чертенок Василий Михайлович Шукаловский [см. Шукал] Всеволож, сын Михаила Черта [см.Черт], писец, 1493 г., Ростов; кн. Алексей Григорьевич Долгорукий [см. Долгорукий], вторая половина XVI в. Чертовские , помещики, 1545 г. и позже, Новгород [см. Шишка]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Он и супруга его Екатерина Борисовна (урожд. княжна Мещерская) приняли меня очень радушно и вечер провели в оживленной беседе. На другой день, 3­-го числа, слушал я литургию в Беляницкой церкви. Церковь очень благолепная, но в алтаре, на стенах, усмотрены были мною некоторые изображения, требовавшие исправления. – Совершавший литургию священ- —95— 1886 г. ник Иаков Образцов обладает сильным и благозвучным голосом, но в служении допускает некоторые неправильности, за которые мною было сделано ему замечание. В Беляницах, по словам священника, архиереи никогда не бывали. Вышедши из церкви, я посетил больницу и богадельню. К приготовленному по случаю моего приезда обеду приглашены были хозяином некоторые из соседних помещиков, между прочим, князья Хилков и Хованский, – последний с супругою и детьми. После обеда, в 4½ часа я оставил Беляницы и возвратился в Бежецк другим уже путем, чрез села Ивашково и Сукромны, где осмотрел церкви. 4 числа осмотревши еще несколько городских церквей и занявшись рассмотрением поданных мне на месте просьб, вечером в 6 часов выехал из Бежецка по железной дороге и чрез Бологое возвратился в Тверь на следующий день в 5 часов утра. На другой день 6­-го числа получено было мною письмо из Харькова, от члена Окружн. суда Ник. Семен. Иларионова, который от 3 числа писал: «При проезде чрез Петербург в Финляндию, я имел счастье испросить ваше святительское благословение. Назидательная ваша беседа и приветливость неизгладимыми чертами напечатлены в моей памяти и сердце; а потому приемлю смелость просить Вас, Святитель Божий, принять прилагаемую при сем брошюру «Путевые заметки о Финляндии» и удостоить меня вашего святительского благословения». В ответ на это я писал 13 числа: «Сердечно благодарю Вас за книжный дар. С удовольствием прочитал я вашу брошюру, и, читая ее, как будто бы я сам, вместе с Вами, путешествовал по живописной Финляндии. – Если ­бы все туристы, подобно Вам, так изящно описывали красоты природы и свои впечатления излагали в печати, это доставляло ­бы обильный материал для топографии и этнографии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но в 1312 году Михаил тверской поссорился с Новгородом, вывел оттуда своих наместников, захватил пограничные новгородские волости: Торжок и Бежичи (Бежецк), и не пропускал в Новгород подвоз хлеба, в котором была большая нужда в Новгороде, недавно пострадавшем от сильного пожара. Новгородцы послали своего владыку Давида в Тверь. Михаил согласился на мир только тогда, когда новгородцы заплатили ему 1500 гривен (около 700 фунтов серебра). По заключении мира Михаил вновь отправил к новгородцам своих наместников. Новгородцы, поплатившись такою данью, окончательно озлобились против Михаила и в следующем 1313 году, когда Михаил поехал в Орду поклониться новому хану Узбеку, решились поступить так, как делывалось у них встарь: призвать к себе иного, вольного князя; они обратились к Юрию Даниловичу. Московский князь отправил к ним предварительно своего боярина Феодора ржевского, который схватил Михайловых наместников, посадил их под стражу на владычнем дворе, а сам новел новгородцев на Волгу против Твери. За отсутствием Михаила вышел против них с войском сын его Дмитрий. Обе стороны, простояв до заморозов друг против друга на противоположных берегах Волги, заключили мир. Условия этого мира неизвестны, но они были выгодны для Новгорода. Перед заговеньем прибыл в Новгород избранный князь Юрий с братом своим Афанасием. Новгородцы посадили его на стол и радовались; в этом видели они возрождение своей вольности. Но недолго довелось им радоваться. Весною 1315 года пришло от хана Юрию приказание явиться в Орду. Должно быть, Михаил нажаловался на него хану. Юрий не смел ослушаться и поехал, а в Новгороде оставил брата своего Афанасия. Тем временем Михаил возвращался на Русь не только обласканный ханом, но и вел с собою татар карать непокорный Новгород. К ним присоединилась, по приказанию ханскому, рать низовской земли. Михаил осадил Торжок. Новгородцы с князем Афанасием отправились к Торжку. Произошла кровопролитная сеча. Новгородцы потеряли много убитых и, наконец, не выдержав, заперлись в Торжке. «Выдайте мне князя Афанасия и князя Феодора ржевского, а потом я с вами стану мириться», - послал сказать новгородцам Михаил. Новгородцы отвечали: «Не выдадим князя Афанасия, но умрем честно за Святую Софию " . Михаил вторично послал к ним требование: «Так выдайте князя Феодора ржевского». Новгородцы, говорит летописец, не хотели выдавать его, а выдали поневоле и заключили мир, обязавшись заплатить двенадцать тысяч гривен серебра. После заключения мира Михаил пригласил к себе князя Афанасия и новгородских бояр и вероломно отправил их в Тверь заложниками платежа. Вдобавок Михаил ограбил остальных новгородцев и новоторж-цев, отняв у них доспехи, оружие и коней. После такого притеснения новгородцы отправили своих послов в Орду жаловаться на Михаила, но тверичи переловили этих послов на дороге.

http://sedmitza.ru/lib/text/435576/

145. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во «Миръ», «О-во святителя Василия Великого », 2002. С. 43. 146. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно- церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. 2-е изд., доп. СПб., 2002. С. 43. Аркадий (Остальский Аркадий Иосифович), епископ 147. Дело епископа Аркадия (Остальского) и ликвидация монашеской общины//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 223–229. 148. Доненко H., прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. С. 285–325. 149. Доненко, H., прот. Священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Бежецкий: Жизнеописание. Духовное наследие: беседы, руководство для пастырей, проповеди , акафисты. Феодосия: Коктебель, 2008. 542 с.: ил. 150. Доненко, H., прот. Священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Лубненский//Вестник РСХД. 1998. 3/4(178). С. 223–250. 151. «Молитесь же о своих почивших»: священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Бежецкий//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 96. 152. Священномученик Аркадий, епископ Бежецкий//Христовы воины. Жития и труды подвижников XX века: календарь, 2007. М., 2006. С. 355. 153. Священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Бежецкий. «Мы не должны бояться никаких страданий...»: Творения: в 2 т./сост. диакон Игорь Кучерук. Житомир: Житомирская епархия УПЦ, 2011. 154. Священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии//Игумен Дамаскин (Орловский). Новомученики и исповедники Бежецкой епархии. Бежецк, 2014. С. 4–14. 155. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно- церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. 2-е изд. доп. СПб., 2002. С. 10. Гундяев Василий Степанович (1879–1969), священник

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Помяс – повар Понагарь Григорий Леонтьев, сельский староста, Арза мас Поникарев Василий, крестьянин, 1625 г., Устюг Поной Бородин [см. Борода], крестьянин, 1606 г., Белев Пономарев Олимпий, посадский человек, 1618 г., Вологда Поп Федор Иванович Сверчков Сабуров [см. Сверчок, Сабур], первая половина XVI в. Попадейка Федор Андреевич Волынский [см. Волынский], первая половина XVI в. Попадья Василий Петрович Квашнин [см. Квашня], вторая половина XV в.; от него – Попадьины-Квашнины; Попадья Вышеславцев [см. Вышеславцев], 1550 г. Попайлов Василий Иванович, 1539 г. Попка, Попко, Попок, Попковы : Варвара Попка, холопка, 1603 г., Новгород; Никита Попко, крестьянин, 1495 г., Новгород; Гаврило Попок, холоп, 1595 г., Новгород; Богдан Григорьев Попков, посадский человек, 1636 г., Бежецк Поплева, Поплевины : Григорий Васильевич Поплева Морозов [см. Мороз], боярин, умер в 1492 г.; от него – Морозовы-Поплевины Поповка Иван, дьяк вел. кн. Василия Темного; Поповка Иванов, конюшенный дьяк кн. Юрия Ивановича, 1520 г. Пополутов Крячко [слг. Крячко] Васильевич, 1590 г. Мещера Попрошаев Панфил, послух, середина XV в., Углич Попрядухина Авдотья, холопка, 1593 г., Новгород Попугай Василий, нищий, 1638 г., Москва Попцовы Яков Иванович, Федор Данилович и Петр Захарович, дворяне, середина XVI в., Рязань Попчихин Иван, торговый человек Строгановых, 1615 г. Попытка Василий, посадский человек, 1582 г., Новгород Пореев Федор Яковлевич, послух, 1545 г., Кашин Порейко , крестьянин, 1492 г., Переяславль Порецкие Андрей с детьми, помещики, конец XV в., Новгород Пороватов, Пороватого, Пороватые : Андрей Олтуфьев [см. Олтуфьевы] Пороватой, 1521 г., Рязань; Иван Андреевич Пороватого Чеботарев Канчеев [см. Чеботарь, Канчеев], 1556 г., там же; от него – Пороватые [см. Тюмень] Ср. у мордвы собственное имя Пороват Пороз Евдоким, крестьянин, 1498 г., Обонежье Порос, пороз – боров Поросук, Поросуков : Поросук, крестьянин, 1492 г., Переяславль; Иван Федорович Поросуков, 1563 г. Поросятев Карп, крестьянин, 1608 г., Нижний Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

К 1621 г. Ф. И. Мстиславский устроил в мон-ре престол в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» (Вкладная и кормовая книга. 2006. С. 33-34; Мятлев. 1915. С. 17). В 1-й пол. XVII в. на средства Ю. Я. Сулешева было выстроено каменное здание церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение», к-рая ранее была придельной (РГАДА. Ф. 281. Бежецк. Д. 271/1375. Л. 2). К сер. XVII в. в мон-ре имелись следующие храмы и престолы: соборный Успенский храм, в подклете к-рого находился Одигитриевский придел, Знаменский храм, Сергиевская ц. в трапезной палате, Преображенский храм, ц. Происхождения Честных Древ над вратами ( Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 511-512). Престолы во имя арх. Михаила, свт. Николая Чудотворца и прп. Василия Парийского, зафиксированные в документе 1543 г., за 100 лет, очевидно, были упразднены. В 40-х гг. XVII в. в мон-ре была возведена мощная крепостная ограда ( Попов. 1869. С. 209) (частично сохранилась). К ее строительству, по-видимому, был привлечен зодчий Антип Константинов. Запись его рода в монастырском синодике (ГИМ. Симон. 2. Л. 75 об.- 76) при отсутствии источников, свидетельствующих о нем как о вкладчике, дает основание объяснять его связь с мон-рем профессиональной деятельностью ( Давиденко. 2000. С. 165-169; Памятники архитектуры. 2000. С. 137). В 1677 г. состоялось освящение новопостроенной Знаменской ц. на вост. вратах ( Забелин. 1884. Т. 1. Стб. 856), вероятно, сопровождавшееся упразднением имевшегося здания одноименной церкви и переносом престола. В 1680 г. началось строительство трапезной с Сергиевской ц. на новом месте. Работы завершились ок. 1683-1686 гг. В них принимал участие Парфен Петров, а в качестве эксперта выступал О. Д. Старцев. Здание сохранилось ( Кацнельсон. 1956. С. 104-106). В 1683/84 г. возводились больничные кельи (РГАДА. Ф. 125. Оп. 1. 1684. Д. 59). В 80-х гг. XVII в. была предпринята попытка устройства напорного водопровода; тогда же выстроено 3-этажное здание у юж. ограды (сохранилось), условно названное сушилом ( Ураносов. 1956; Кацнельсон. 1956. С. 101). Под 30 окт. 1710 г. упомянута больничная ц. во имя преподобных Ксенофонта и Марии ( Пассек. 1843. С. 76), созданная одновременно с возведением больничных келий или вскоре после этого.

http://pravenc.ru/text/2564232.html

В 1641 г. в царствование Михаила Федоровича на это же самое место пришел священноинок Авраамий. Вместе с благочестивым боярином Артемием Мазовецким, проживающим в 5 верстах от обители в с. Топальском он построил небольшую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Некоторое время спустя они решили исправить прежнюю церковь свт. Николая и разбирая развалины нашли икону Святителя совершенно невредимой - ни огонь ее не коснулся, ни краски ее не потемнели от дыма пожаров. Вскоре к инокам Авраам ию и Артемию присоединился монах Феодосии, бывший крестьянин князя Феодора Мещерского. С ним перестроили церковь Благовещения, расширили ее. Таким образом возродилась Теребенская обитель на своем старинном месте. Авраамий был первым настоятелем. От образа Святителя Николая совершалось много чудес и знамений. Особенно прославилась обитель с того времени, когда Угодник Божий через свой чудотворный образ избавил весь Бежецкий край и монастырь от моровой язвы в 1654 г. В память этого событии ежегодно совершается крестный ход с чудотворною иконою с (23 июня по 12 июля ст.стиль) 14 по 21 июля н.стиля от Николо-Теребенской пустыни в г.Бежецк и попутные селения. К концу 19 в. в обители было три храма, из которых главный - соборная церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая с колокольней. В храме два придела: справа во имя Владимирской Божией Матери, слева - в честь прав. Иакова Боровичского. Освящен храм в 1838 г. В 1882 г. была заложена, а в 1883 г освящена Благовещенская церковь на месте разобранного Благовещенского же храма, построенного в начале 18 в. В новой Благовещенской церкви устроен придел в честь свт. Арсения Тверского. Сретенская церковь устроена при игумене Мисаиле в 1756 г. и закончена в 1757 г. при строителе обители игумене Феодосии. Этот храм не сохранился. В том же 1757 г. построена и подземная церковь в честь преподобного Александра Свирского. После 1917 г. монастырь был закрыт, здания на территории монастыря используются для хранения удобрений. И только с середины 1990-х годов начинается восстановлении пустыни. Согласно ходатайства Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, Священный Синод РПЦ 17 августа 2004 года, журнал 42 определил открыть монастырь для возрождения монашеской жизни с назначением настоятельницы монастыря монахини Ольги (Назмутдиновой Татьяны Сергеевны).

http://sobory.ru/article/?object=10558

Воскресенский собор был средоточием городских святынь. Так, справа от главного входа располагался почерневший от времени древний образ прп. Марфы. По преданию, он был семейной реликвией, принадлежавшей самой Марфе Посаднице. После падения Новгородской независимости она, якобы, была отправлена в ссылку в Бежецкий Верх, в селение Бежечи. Здесь она провела остаток своих дней, а после её кончины икона прп. Марфы " яко вещь примечания достойная " была взята в городской собор. Рядом с этим образом бежечане могли видеть скромную икону святого Алексия, митрополита Московского, и великомученицы Анастасии. На ризе, в нижней части образа не без труда читалась надпись: " В собор города Бежецка вклад рабов Божьих Анастасии Жеребцовой и гр. Алексея Аракчеева... " Кроме иконы, всесильный временщик и его тётка пожертвовали в собор полное облачение на трёх священников и дьякона, особый дьяконский орарь и воздухи высокохудожественной работы. В первой половине XIX в. почётное место в городском соборе занял образ святого Николая Чудотворца Можайского. Икона эта считалась чудотворной и пользовалась особым почитанием не только у бежечан, которых в 1712 г. избавила от моровой язвы, но и у жителей окрестных уездов и даже соседних губерний. Первоначально находилась она в Николаевском Добрынском монастыре, что на берегу Мологи, в 50 км от Бежецка. После закрытия обители по Екатерининскому указу судьба святыни решалась в Сенате. Жители Бежецка и Весьегонска оспаривали право хранить в своём городе чудотворный образ. Тяжба после долгих лет закончипась в пользу Бежецка. И вот в одночасье все духовные святыни оказались выброшены на булыжники Соборной площади. Приехавшие из Москвы афинажники смыли позолоту с иконостасов, угрюмые люди в фуражках с малиновым околышем погрузили на телеги наиболее ценную церковную утварь и увезли её в неизвестном направлении. На следующее утро Воскресенского собора не стало. Сохранился лишь Тёмный Казанский собор. Утратив главку, он превратился в мастерскую службы быта.

http://sobory.ru/article/?object=38496

Память св. Романа всегда была почитаема на Руси. До нас дошло описание его древних иконных изображений. Князь не старых лет, русые кудрявые волосы падают на плечи тонкой волной. На нем накинута соболья шуба, под нею бархатная поддевка. Левою рукой он держит город с церковью, а правая поднята на молитву. Где находятся мощи св. Романа, о том не сохранилось сведений. Предание говорит, что они были тайно унесены в Рязань и преданы земле в неизвестном месте. В том же веке несколько благоверных князей прославились тихими подвигами благочестия. Внук незабвенного и праведного великого князя Константина Всеволодовича, святой князь Роман Владимирович Углицкий — был добрым отцом своего княжества. В его обладании находились города: Углич, Кашин, Бежецк, Устюжск, Дмитров, Звенигород. Кроме того, он на высоком берегу Волги построил новый город Романов (против слободы Борисоглебской, почему он теперь Романов-Борисоглебский). Мудрый хозяин, он в разных местах своего княжества воздвиг до 15 храмов, устроил странноприимные дома и богадельни. Ведя жизнь строгую, праведный князь ежедневно слушал церковную службу, любил беседы с иноками и чтение божественных книг. Оставшись одиноким, вдовый и бездетный, он последние годы жизни весь ушел в подвиги молитвы, поста и милосердия и среди них тихо почил 3 февраля 1285 г. В I486 r. при копании рвов для фундамента Угличского собора, где был схоронен князь Роман, его мощи обретены нетленными. Он обгорели в 1609 г., когда ляхи зажгли собор. Останки св. мощей хранятся в соборе. На юге России в это время сияли благочестием Василий Романович, князь Волынский, и его сын. Василий Романович был братом и верным сподвижником знаменитого Даниила, короля Галицкаго, славного столько же воинскими и государственными заслугами, сколько великодушием, милосердием, твердостью. По смерти брата Василий — или, как звали его, Василько — остался усердным и опытным руководителем его сыновей. Этот храбрый воин и добрый князь окончил (около 1270 г.) дни свои иноком. Он удалился в дикую, заросшую кустарником пещеру и здесь, посвятив себя суровым подвигам, оплакивал то, что было грешного в его былом мирском властолюбии и в его бранной жизни.

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

Почти год потребовался на исполнение задуманного. В ноябре того же года иеромонах Серафим отправил новое прошение новому Тверскому архиепископу Ионе, где чётко расписал проведённые в храме работы: «В оной пустыни церковь во имя преподобнаго Александра Свирскаго возобновлена, то есть внутри вся оштукатурена, окна прибавлены и зделаны в симметрию и учинено по местам стенное писание с приличною уборкою». Запомним факт росписи храма, к нему мы ещё вернёмся. В том же прошении строитель монастыря предлагает переосвятить храм в честь Владимирской иконы Божией Матери: «Но как на престол и жертвенник срачицы от долговременности перетлели, то самая необходимость требует оныя срачицы снять и устроить новыя, а по сему и престол и жертвенник освятить снова. Желательно же нам оную церковь переименовать во имя Владимирския Божия Матери празднуемыя 23 июня, а тем сделать день сей гласным и торжественным потому, что в оный день каждогодно с чудотворным образом Святителя Николая начинается крестный ход из сея обители в г. Бежецк, а что б преподобному Александру Свирскому празднование не учинилось, то наименовать придельной в соборной церкви храм Якова Боровицкаго храмом Якова Боровицкаго вместе и Александра Свирскаго, а более потому, что оне и на местном старинном образе в сем храме написаны вместе, а не раздельно». Прочитав прошение, владыка Иона распорядился так: «Возобновленную церковь устроить, срачицы переменить и вместо Александра Свирскаго переименовать в честь Владимирския Божия Матери и придельный храм наименовать по желанию о освятить по чиноположению». Освящение бывшего Александро-Свирского храма было совершено строителем иеромонахом Серафимом 19 февраля 1822 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Особо нас интересует вопрос о росписи храма, а также о написании икон для него. В этот период в монастыре трудился художник Никифор Крылов. Он родился в 1802 г. в Калязине и трудился, по имеющимся сведениям, в артели странствующих иконописцев. В 1821 г. Никифор Крылов уже трудится в Николо-Теребенском монастыре на росписи церкви Александра Свирского, а также и на других живописных работах в обители. В 1825 г. в «Книгах записи прихода и расхода церковной суммы» имеется следующая запись: «Генварь, 10. Живописцу Никифору Крылову за росписание во Владимирской церкви паперти, за написание девяти картин чудес Святителя Николая и двух местных образов заплачено денег семь сот рублей. Оныя деньги получил живописец Крылов и всеручно расписался». По некоторым сведениям, за год до этого Алексей Гаврилович Венецианов заметил талантливого художника и пригласил его в Петербург, куда Крылов отправился, видимо, по получении денег за свою работу.

http://sobory.ru/article/?object=22023

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010