—215— 1880 г. хожан. Из церкви я зашёл в его дом, где был мне предложен чай и завтрак. Байкове. О благоустройстве церкви немало заботится церковный староста, местный помещик Владимир Васильевич Штюрмер. Болдееве. Церковь тесная, но довольно благовидная. Троицком-Юркине. – Церковь изрядная. Священник П. Морошкин, студент, вдовый; хотел сказать мне речь, но не успел, так как я, не ожидая этого сюрприза, поспешил войти в алтарь. Сукромнах. При значительном количестве приходских душ (около 1400 д. муж. пола), церковь поддерживается в благоприличном виде. В 5 часов пополудни прибыл в г. Бежецк и при входе в собор встречен был, по обычаю, всем градским духовенством, при многочисленном стечении граждан. Настоятель собора, протоиерей И. Успенский приветствовал меня речью, которую не без запинок читал по тетрадке. Квартира мне указана была в доме вдовой купчихи Праск. Ив. Сергеевой, доброй и благочестивой христианки. Здесь граждане и соборяне встретили меня с хлебом-солью. Город Бежецк, расположенный на правом берегу р. Мологи, при впадении в неё р. Астречины, принадлежит к числу древних русских городов. Название Бежецка, под именем Бежецкого ряда, встречается в летописях с 1137 года. Он был главным местом Бежецкой Пятины Великого Новгорода и в древности находился на 15 вёрст ниже нынешнего города на месте села Бежичи. С падением Новгорода присоединён к великому княжеству Московскому. В 1776 г., в качестве уездного города, причислен к Тверскому Наместничеству. В настоящее время в Бежецке до 7000 душ обоего пола. Церквей 12, в том числе одна кладбищенская и одна при тюремном замке, и сверх сего монастырь женский. Из приходских церквей две, а именно Введенская и Богородице-Рождественская, обращены из монастырей мужских, а третья – Крестовоздвиженская – из женского. 19-го ч., в 7 часов утра, я слушал в своей квартире —216— 1880 г. вечерню и утреню, а в 9 часов отправился в собор для совершения литургии. Собор во имя Воскресения Христова не обширен, но благолепен. Причт соборный не совсем удовлетворителен. Настоятель, помянутый протоиерей Успенский нераспорядителен; священник Е. Томилов стар и болезнен.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священномученик Иаков (Бойков) (память 6 апреля по старому стилю) С вященномученик Иаков родился в 1896 году в городе Бежецке в семье священника Иакова Бойкова. С детства любимым занятием его было чтение духовных книг, а любимой игрой — «игра в храм». На чердаке дома он оборудовал себе небольшую библиотеку и устроил»церковь» — повесил иконы, колокольчики и утром, когда наступало время службы, звонил. Все окружающие думали, что мальчик посвятит свою жизнь сугубо служению Богу скорее всего в монашеском звании, и, когда он впоследствии женился, были весьма удивлены. Яков окончил духовное училище, поступил в Тверскую Духовную семинарию, а по окончании её в 1915 году — в Московскую Духовную академию. После государственного переворота в 1917 году академия была закрыта; Яков в Сергиевом Посаде не имел родственников и из–за наступивших голода и разрухи вынужден был уехать в Бежецк к сестре. Гимназию в Бежецке переименовали в реальное училище, но состав преподавателей оставался прежним, и его взяли учителем. Яков Яковлевич проработал здесь два года, но был уволен, потому что был сыном священника и не скрывал своих взглядов — какой он видит окружающую жизнь. Преследования, увольнения и всякого рода гонения в верующем человеке только укрепляют веру, даруют ему духовный опыт и наглядно являют милующую руку Божию. И хотя пришло время гонений, Яков Яковлевич решил стать пастырем и послужить своему народу. Незадолго перед принятием сана он женился на выпускнице епархиального училища, которая работала в советской школе учительницей. Став женой будущего священника, она потеряла своё и без того шаткое материальное благополучие. В 1923 году Яков Яковлевич был рукоположен в сан священника ко храму святой великомученицы Екатерины в селе Закрупье, где он прослужил до 1930 года, когда переехал в Бежецк. Но в Бежецке вакантных священнических мест не было, и о. Иаков уехал в село Кирилловское Максатихинского района, где прослужил два года. Затем открылась вакансия на место священника в селе Княжево недалеко от Бежецка, и о. Иаков стал служить там. В Княжеве он служил до 1938 года. Ему пришлось пережить непрекращающиеся гонения двадцатыхтридцатых годов. Там, где власти не арестовывали священника, они намеренно облагали его и его семью произвольными и заведомо непосильными налогами, вынуждая покинуть приход. Священникам в те годы приходилось тяжелее, чем их прихожанам–крестьянам. Жена о. Иакова не раз говорила ему:

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Брыка – бричка, крытая повозка Брыло ( Брыла, Брылка ), Брылкины : Брыла, крестьянин, 1627 г., Курмыш; Тимофей Никонович Брыло Бутурлин [см. Бутурля], 1639 г.; Иван Акимов Брылка, крестья нин, 1527 г., Звенигород; Василий Шумилов [см. Шу мило] Брылкин, 1596 г., Ярославль; Иван и Потап Брылкины, приказчики боярина В. И. Морозова, 1640 г. Брыла – верхняя губа, ср. bryla – глыба, ком земли (польск.) Брыснев Пахом, крестьянин, 1495 г., Новгород Брысь – прочь, окрик на кошку Брюхатый, Брюхатые, Брюхатово : Яков Афанасьевич Брюхатый, псковский посадник, 1495 г.; кн. Иван Андреевич Брюхатый-Ростовский; Брюхатовы в XV в. новгородские бояре, в вв. в Коломенском уезде Брюхач, Брюхачевы : Брюхач, крестьянин, 1545 г., Новгород; Дружина [см. Дружина] Брюхачев, 1565 г., Казань Брюхо, Брюховы : Семен Иванович Брюхо Морозов, вторая половина XV в.; от него – фамилия Брюховых-Морозовых [см. Мороз], вымершая в середине XVI в. Брюшев Максим, крестьянин, 1612 г., Арзамас Брязга Михаль, крестьянин, 1537 г., Бежецк Брянцевы : Логгин Брянцев, 1475 г., старец Троицкого монастыря; Аким Власьевич, 1596 г., Владимир; другая (? – С. В.) фамилия Брянцевых в XVI в. в Мещовске Брянчининов Василий, дозорщик посада, 1623 г., Вологда; Борис Любачев, 1649 г., там же Бубариковы : Григорий Андреевич Кот [см. Кот], конец XV в., Кашин; Матвей Иванович, 1560 г., Бежецк Бубен, Бубновы : Василий Бубен, крестьянин, 1546 г., Новгород; Иван Бубнов, подьячий, 1685 г., Москва Бубенник Иван, 1495 г., Новгород Бубенчик кн. Андрей Михайлович Шаховской [см. Шаховские], XVII в. Бубеня Мина, крестьянин, 1495 г., Новгород Буборов Степан, крестьянин, 1495 г., Новгород Бугай , Бугаевы : Бугай, крестьянин, 1498 г., Новгород Бугай –1) племенной бык, 2) выпь, болотная птица, 3) одежда, вроде сарафана Бугайло ( Бугайко ? – С. В.) Данилов, крестьянин, 1564 г., Заонежье Будай , Будаевы : Будай Федорович Скобельцын [см. Скобельцын], 1544 г.; Будай Яковлевич Новокщенов [см. Новокщеновы], 1550 г., Новгород; Будай Иванович Баскаков [см. Баскаковы], 1564 г.; Иван Васильевич Будай, 1578 г., Кострома [см. Кучук]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Отец Николай был арестован сразу же после начала гонений лета-осени 1937 года – 5 августа, и в тот же день был допрошен. Следователь, в поисках обвинения, спрашивал о деталях биографии священника, о его родственниках, о находящемся за границей сыне. Допросы шли каждый день, беспрерывно. Затем был составлен протокол. Следователь спрашивал: – Расскажите, как вы лично реагировали на закрытие бежецкими властями Введенской церкви. – Я считал это мероприятие бежецких властей неверным. Хотя церковь и не обслуживалась мною, я все же осуждал священников Введенской церкви и церковный совет за то, что они допустили закрытие властями этой церкви. Я полагал, что они боятся репрессий со стороны советской власти. – Были ли случаи, когда верующие обращались к вам с жалобами и осуждениями отдельных мероприятий советской власти? – Нет, таких случаев не было, несмотря на то, что я пользуюсь у них большим доверием и авторитетом. Правда, был случай, когда пятьдесят моих монахинь обратились ко мне с жалобой, что органы власти обложили их большим налогом за кустарную выделку одеял без патента. Я оказал им содействие в обжаловании . 10 августа был составлен очередной протокол допроса: – Следствию известно, что на созываемых епископом Григорием Козыревым антисоветских собраниях духовенства вы произносили антисоветские речи. Что вы можете показать по существу? – Я отрицаю, что на указанных выше собраниях духовенства я произносил якобы антисоветские речи. – Скажите, до приезда Козырева в Бежецк вы собирались на собраниях духовенства? – Нет, до приезда епископа Козырева в Бежецк собраний духовенства никогда не проводилось, они установились как правило лишь с приездом епископа. – Скажите, в читаемых вами в церкви проповедях вы упоминали о бесах, кого вы понимали под бесами? – Да, я действительно упоминал в своих проповедях о бесах, призывая верующих не верить бесам, не поддаваться их соблазнам. Под бесами я понимал тех бесов, о коих сказано в Евангелии. – Скажите, в какой плоскости у вас был разговор с Василием Ливановым об убийстве товарища Кирова?

http://fond.ru/kalendar/819/nikolay/

Крутов Роман Учитель Тверского железнод. 2-кл. училища МНП Ланцев Иван Занимается частной деятельностью Марисов Николай Занимается частной деятельностью Лебедев Михаил Учитель Старовского училища Бежецкого уезда Никольский Александр Сведений не имеется Образцов Дмитрий Учитель железнодорожного технического училища Пискарев Михаил Сведений не имеется Поляков Петр Учитель-помощник в Осташкинск. городском училище Смирнов Андрей Учитель-помощник Бежецк. гор. по пол. 72 г. училища Успенский Алексей Учитель Трушковского училища Ржевского уезда Шумилов Михаил Выпуск 5-й 1880 г. Богословский Владимир Учитель в Москве Волков Иван Учитель Будовского училища Новоторжского уезда Горюнов Петр Учитель Сорожск. 2-кл. училища Осташкинск. уезда Деревенский Федор Учитель Алексеево-Сназ. 2-кл. училища Вышнеполоц-кого уезда Евдокимов Дмитрий Учитель Рясн. училища Старицкого уезда Кораблев Василий Занимается частной деятельностью Курятников Измаил Наставник математики Алферовской семинарии Леонов Семен Учитель Мануйловского училища Ржевского уезда Меркурьев Мирон Учитель Насилевского училища Бежецкого уезда Петухов Козьма Учитель Якиманского 3-го училища в Москве Рожков Сергей Ронжинов Иван Учитель Николо-Невер. училища Корч. уезда Росляков Николай Микшинск. уч. Бежецк. уезда Тверской губернии Семенов Иван Учитель Белозерского гор. училища Смагин Василий Учитель-помощник Вышневолоцк. гор. по пол. 72 г. училища Устинов Димитрий Чернобровкин Алексей Учитель Тверского железнодорожного 2-кл. училища Выпуск 6-й 1881 г. Арсеньев Иван Учитель Загорск. уч. Новоторжского уезда Афанасов Василий Бабанов Петр Занимается частной деятельностью Белокуров Иван Учитель Спировск. уч. Бышневского уезда Воробьев Матвей Занимается частной деятельностью Галкин Иван Учитель Климовского училища Новоторжскского уезда Ершов Алексей Учитель Архангельск. училища Новоторжскского уезда Жандармов Дмитрий Заведующий Старицким городским училищем Зайцев Николай Сведений не имеется Кириллов Михаил Учитель Гнездовского училища Вышневского уезда

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 4 (17) Священномученик Николай Сретенский Священномученик Николай родился 15 апреля 1867 года в селе Толстиково Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника Алексея Ивановича Сретенского. Когда Николаю исполнилось десять лет, родители отдали его учиться в Бежецкое духовное училище, окончив которое он поступил в Тверскую Духовную семинарию. Пройдя курс семинарии, Николай Алексеевич полгода работал учителем в земской школе, затем был переведен на должность духовного надзирателя, в коей проработал несколько месяцев. В 1890 году, когда ему исполнилось двадцать три года, Николай Алексеевич был рукоположен в сан священника ко храму Бежецкого Благовещенского монастыря, в котором прослужил до своего ареста в 1937 году. С 1906 года о. Николай состоял действительным членом Тверского Православного миссионерского общества. С 1910 года – член благотворительного общества во имя святой великомученицы Варвары для вспомоществования бедным воспитанницам Тверского епархиального женского училища. В 1915 году за двадцатилетнее преподавание Закона Божьего в различных школах о. Николай был награжден орденом Ahhы III cmenehu . В семье о. Николая было двое детей – сын и дочь. Сын Владимир родился в 1895 году. Поступил в Екатеринославский горный институт, но окончить успел только два курса, так как началась Первая мировая война, и он был направлен в Петергофскую школу прапорщиков, а затем на германский фронт. В связи с большевистской революцией и развалом фронта, летом 1918 года он вернулся к родителям в Бежецк, но вскоре уехал в Екатеринослав, откуда с отступавшей белой армией попал за границу. Некоторое время жил в Польше и работал механиком на заводе, а затем уехал во Францию и окончил в Париже физико-математический институт и горную академию. Прослужив несколько лет в Бежецком монастыре, о. Николай стал пользоваться большой любовью и уважением прихожан. Несмотря на беспощадные гонения двадцатых годов, в Бежецке при монастыре еще в середине тридцатых годов жили около пятидесяти монахинь. Из монастырских зданий они были изгнаны, жили по частным квартирам, но по-прежнему собирались в храме, отправляли монастырские службы и держались монашеского образа жизни. Когда власти в городе попытались закрыть все храмы, монахини воспротивились этому и начали собирать подписи верующих жителей города под прошением не закрывать храмы.

http://fond.ru/kalendar/819/nikolay/

3. Первую производственную практику будущий кондуктор Вячеслав Шишков проходил на строительных работах в Вологодской и Новгородской губерниях. Это было летом-осенью 1983 года. И здесь ему очень повезло. Дело в том, что настоятель Андреевского собора в Кронштадте отец Иоанн едва ли не ежегодно предпринимал поездки на малую Родину – в село Сура, которое находилось в архангельской глубинке. Приказом Министра путей сообщения Российской Империи прославленному священнику и следовавшим с ним выделяли отдельный пароход. Маршрут пролегал по рекам Вологда, Сухона, Северная Двина и Пинега. Трудно сказать, как получилось, но практиканту Вячеславу Шишкову поручили сопровождать отца Иоанна Кронштадского в очередном плавании и произвести маршрутную съёмку реки Пинеги. Как утверждал краевед Игорь Половодин, «в течение двух недель они ежедневно встречались в кают-компании за одним столом. Иоанну Кронштадскому было около 65 лет. По пути следования пароход приветствовали многие крестьяне возгласами: " Отец Иоанн, благослови! " ». Мы, к сожалению, не знаем, о чём могли беседовать на пароходе умудрённый старец и молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь. Но можно предположить, что велись разговоры о Боге, о судьбе России, о том, что есть христианин и каким должно быть его отношение к своим ближним. Во всяком случае, не приходится сомневаться в том, что обаяние светлой милосердной личности священника надолго запало в душу будущего художника слова. Достаточно свидетельств, в том числе и в архиве Льва Мороза, подтверждающих, что Вячеслав Яковлевич любовно относился к родным – черта чисто христианская. Ему были свойственны отзывчивость, добрый поступок, помощь ближнему. И, конечно, эти свойства его характера в той или иной мере нашли отражение и в судьбах героев произведений. «Вся моя жизнь была в литературе, – однажды откровенно признался писатель, – иных страстей не знал». Своей литературой он служил России. И, без сомнения, продолжает ей служить. Хотя, увы, в обществе изменились приоритеты, интерес к высокой духовности, к подлинной словесности резко упал. Поэтому горько сознавать, что в эпоху поклонения «западным ценностям» российские чиновники от культуры всячески пытаются отодвинуть Шишкова «куда подальше». Ещё совсем недавно в Бежецк приезжали из разных городов и районов Тверской области учащиеся, чтобы познакомится с родными местами прославленного прозаика. И впечатления от поездок оставались на всю жизнь. Потому что в школах говорили о Шишкове, на уроках литературы изучали его произведения.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/03/vo...

Вечером в 6 часов, всенощная в новом храме с литиею и величанием Св. Благоверному В. Князю Александру Невскому, имени коего посвящен новосооруженный храм. 30 число. Суббота. В 9 часов благовест к литургии. Пред литургиею совершено было, по церковному чиноположению, освящение храма; затем литургия, за которою возложены были на двоих священников набедренники и 7 псаломщиков посвящены в стихарь. – К этому светлому торжеству стеклось из окрестных селений множество народа и довольно много соседних помещиков. Торжество это заключено было роскошною трапезою, приготовленною в здании зимнего сада. 31­ числа воскресенье. Я слушал в новоосвященном храме литургию, которую совершал приглашенный к освящению храма игумен Николо-Теребенской пустыни Феофан с благочинным и священником, назначенным к новому храму, а после литургии я совершил соборне молебен Св. Благоверному Князю Александру Невскому, с провозглашением обычных многолетий. ­ Затем, после обеда, в 3 часа пополудни оставил я село Отрадное, с отрадным чувством по случаю благополучно совершившегося торжества, и в 7 часов вечера приехал на станцию железной дороги Эваново. 1 сентября, в 9 ½ часов утра со станции Эваново прибыл в г. Бежецк. – После обычной встречи в соборе отправился для обзора городских церквей. Был в духовном училище и оттуда проехал на училищный съезд духовенства, имевший свои заседания в здании, пожертвованном в пользу Бежецкого духовного училища Настоятелем с братиею Николо-Теребенской пустыни. В 6 часов вечера служил в городском соборе всенощную с литиею и величанием. 2­ числа служил в Благовещенском женском монастыре литургию и обедал у игумении, куда приглашены были некоторые из почетных граждан. После обеда, в сопровождении уездного предводителя дворянства Чаплина, отправился в село Беляницы. По пути осмотрел две церкви в селах Княжеве и Гинееве. Прибыв в Беляницы, остановился на ночлег в доме помещика Алексея Никитича Татищева. Он и супруга его Екатерина Борисовна (урожд. княжна Мещерская) приняли меня очень радушно и вечер провели в оживленной беседе.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В 1923 году Яков Яковлевич был рукоположен во священника ко храму святой великомученицы Екатерины в селе Закрупье Бежецкого уезда, где он прослужил до 1930 года, когда переехал в Бежецк. Но в Бежецке вакантных священнических мест не было, и отец Иаков уехал в село Кириловское Максатихинского района, где прослужил два года. Затем открылась вакансия на место священника в Благовещенской церкви в селе Княжеве недалеко от Бежецка, и отец Иаков стал служить там. В Княжеве он служил до 1938 года. Здесь ему пришлось пережить непрекращающиеся гонения тридцатых годов. Там, где власти не арестовывали священника, они нарочито облагали его и его семью заведомо непосильными и вызывающе беззаконными налогами, вынуждая покинуть приход. Священникам в те годы приходилось тяжелее, чем их прихожанам-крестьянам. Жена отца Иакова не раз говорила ему: – Яков, бросай ты служить в церкви, уходи, ведь мы только и делаем, что налоги платим, хуже нищих живем. – Я сана с себя никогда не сниму, – отвечал на жалобные причитания жены священник, – никогда не стану предателем Церкви. В 1937-1938 годах были арестованы, за единичными исключениями, все священники области. В Бежецке арест миновал только одного священника, которому исполнилось тогда семьдесят девять лет. 5 февраля 1938 года секретный сотрудник по кличке Килограмм составил донесение в НКВД на отца Иакова: «Бойков Яков Яковлевич, священник села Княжева, говорил следующее: “Какое угнетение видят наши граждане, это насилие над верующими! Конституция говорит совсем иное… а делают совсем по-другому; как духовенство, так и всех религиозных людей угнетают… мы, верующие, будем ждать того времени, когда наших коммунистов будут вычищать от православных людей, а самого Сталина, как худого подзаборного жителя, увезут в Грузию, откуда он и приехал, как антихрист, для угнетения всех верующих людей”. Относительно выборов в Верховный Совет гражданин Бойков говорил следующее: “Прошли выборы, и для чего все это? Это только сами коммунисты опять выбрали себя, и как ни почитаешь газету, все только и пишут, что выбирали все, а на самом деле ложь. За границей над этими выборами только смеются… там также знают, что в Верховный Совет СССР прошли подонки общества, грабители и насильники, как мы всех коммунистов называем втайне”» .

http://fond.ru/kalendar/369/iakov/

Поезда отправляются от Восточного и Белорусского вокзалов. Есть вариант — добраться на поезде до Твери, а от Твери на автобусе до Кашина. Кашин - промежуточная станция ветки Сонково — Савёлово      Октябрьской железной дороги в Тверской области. Через Кашин проходят     поезда: Москва — Рыбинск, Сонково —Углич, Санкт-Петербург — Углич. От станции Кашин на поезде по железной дороге без пересадок можно доехать до городов и вокзалов: Бежецк, Бологое-Московское, Калязин, Малая Вишера, Москва, Рыбинск, Санкт-Петербург, Углич и др. Железнодорожная станция в Кашине была открыта в 1898 году. Деревянный вокзал конца XIX века обветшал, разрушился и был заменен новым зданием в 1973 году. Фото kornev95/wikimapia.org. (Здесь же предложение: «Купите билет и скорей в   дорогу!» с QR-koдoм на сайте rzd.ru); В оскресенский собор города Кашина : Воскресенский собор находится рядом с кремлем и виден из любой точки Кашина. Первый храм на этом месте упоминается в летописях XIV века. Собор не раз перестраивался. Сегодняшний вид он приобрел в середине XIX века. В то время он вмещал до 7000 человек — все население Кашина! Сегодня это самый большой собор во всей Тверской епархии. Фото Воскресенского собора с пояснениями; Разорение и возрождение : В 1930-е годы храм закрыли. С собора сняли колокола и кресты, разрушили внутреннее убранство. Многие росписи сильно пострадали, какие-то безвозвратно погибли. Вот так сейчас выглядит центральный неф собора. Фото; 125 ступенек к небу : В 1855 году к зданию Воскресенского собора пристроили 76-метровую трехъярусную колокольню со шпилем. Чтобы увидеть старинный купеческий город с высоты птичьего полета, нужно преодолеть 125 ступенек и подняться на смотровую площадку. Панорама отсюда открывается потрясающая!; Купола : Пять куполов традиционно символизируют Спасителя и четырех евангелистов. При этом в данном случае купола также обозначают престолы собора: главный — в честь Воскресения Христова, и еще четыре в основной части храма. Шестой престол - на втором этаже колокольни; Куранты : Часы установили в 1872 году, и они до сих пор исправно работают.

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-227-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010