В то же время проживали в монастыре из (опальных?) бояр: неизвестный по фамилии старец Вассиан и родственник Шереметевых Федор Кобылин. О первом из них в расходной книге 1586 г. сделана такая запись: «что было взяти на старце на Васьяне никольских полтретья рубли казенных денег, и в тех деньгах положена была в заклад шуба кунья, а в полах соболи. И деялося нынешнаго 95 году сентября в 22 день приезжали с Москвы государевы посланники Иван Иванов сын Олферьев да Богдан Семенов сын Губарев по старца по Васьяна, – взяли и повезли его на Вологду в Каменный монастырь, а шубу его кунью взяли из казны безденежно, и повез ее Иван Олферьев к Москве.» 19. Иосиф (1602 – 1606 г.) Начавшиеся в это время смуты в России немного на первый раз отозвались на монастыре. При первом Самозванце монастырь продолжал улучшать свое благосостояние. В декабре 1605 года игумен Иосиф, после монастырского праздника, был с Никольскими св. водами у царя Лжедимитрия и поднес ему Николин образ; а в январе следующего года Лжедимитрий пожаловал монастырю семь пустошей 45 для выгона ямских монастырских лошадей; в марте (в великий пост), по тогдашнему обычаю, ездили к царю Никольские слуги «с хлебы и с капустою» от монастыря; а в июне игумен, был с Николиным образом у царя Василия Иоанновича Шуйского. 20. Кирилл (1607 – 1613) С появлением второго Самозванца наступило бедственное время для всего государства. После того как жена первого Самозванца Марина признала второго своим мужем, с каждым днем росли измены: многие бояре перешли к Самозванцу; некоторые города последовали их примеру, другие – сдались по договору, а иные не имея возможности сопротивляться, захвачены силою. Городецк (Бежецк) и его окрестности, а за ними и монастырь, волей – неволей признали Тушинского самозванца царем, хотя Новгород, от которого зависили Городецк и монастырь, оставался верен законному царю Шуйскому. В декабре 1608 года игумен Кирилл ездил к царику «в полки» с образом Николы Чудотворца и св. водою. Но покорность самозванцу не спасла монастырь от грабежей и разбоев бродивших- около него поляков и русских мятежников. Не имея каменных стен, он не мог защищаться даже от мелких шаек вольницы и каждой из них, и тем более панам воеводам, должен был «для оберегания себя и своих вотчнн» давать деньги и фураж. Приводим некоторые статьи расхода того времени, указывающие на положение монастыря:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Трофимов Александр Учитель-помощник Бежецк. гор. по пол. 72 г. училища Ферин Ефрем Учитель-помощник Новоторжск. городского училища Чернышев Михаил Учитель Горковского училища Новоторжского уезда Знаменский Михаил Вольнослушатель в Московском университете Выпуск 16-й 1892 г. Арсенов Василий Заведующий Ульяновск. 2-кл. училища Старицкого уезда Белогостицкий Александр Занимается частной деятельностью Веселов Тимофей Учитель Виндавского городского по пол. 72 г. училища Волосов Федор Учитель Артемовск. 1-кл. училища Судогодского уезда, Владимировской губернии Зыков Петр Диакон с. Спас-Забер. Вышн. уезда Козлов Сергей Учитель Горско-Дудинского училища Новоторж. уезда Котиков Андрей Учитель Можайц. 2-кл. училища Новоторжск. уезда Крылов Арсений Псаломщик Васильев Алексей Счетный чиновник 2-го разряда в Ржевском отделении государственного банка Павлов Иван Учитель Тихвинского училища Ржевского уезда Раков Иван Учитель Спасского 2-кл. училища Васильск. уезда, Ни-жегородской губернии Садиков Михаил Учитель 3-го приходского училища в г. Ржев Саутин Ефим Диакон в Тверской губернии Скворцов Петр Запасной учитель в Бежецком уезде Соколов Иван Диакон Шилов Димитрий Занимается частной деятельностью Шутов Николай Учитель Голенищенского училища Новоторжск. уезда Выпуск 17-й 1893 г. Бойцов Иван Воспитанник Виленского института Бредков Николай Учитель Весьегонск. городск. по пол. 72 г. училища Вернослов Алексей Учитель-помощник в Гжатском городском училище Иванов Гавриил Учитель Кудрино-Новосельск. 1-кл училища Владимир-ской губернии Каргин Николай Учитель-помощник Белевск. городского училища Карпов Семен Учитель Дорож. земского училища Зубцовского уезда Лазунский Иван Учитель Кудрино-Новосельск. 1-кл училища Владимир-ской губернии Разумовский Ефрем Учитель Сафонтьевск. училища Новоторжского уезда Рябков Сергей Учитель Каменск. сельского училища Новоторж. уезда Теляшов Михаил Учитель Гайновского училища Корчевского уезда Тихомиров Николай Занимается частной деятельностью Точилин Михаил Окончил Виленский учительский институт

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С торжеством возвратившись в свою великокняжескую резиденцию, князь Иван Данилович, в том же 1330 г., поставил на Москве, вместо деревянной, каменную церковь Спаса на Бору, а в 1331 г. снова поехал кланяться в орду, где жил почти целый год. В течении этого года, князь Александр приехал опять в Псков, а Псковитяне с прежним радушием приняли гонимого князя и, окончательно отложившись от Новгорода, просили митрополита Феогноста, посетившего тогда Волынь, посвятить Пскову особого епископа, на что Феогност, хотя и убеждаемый к тому же Гедимином, князем литовским, никак не хотел согласится, чем самым доказал на деле, как важно было для московского великого князя связать дальнейшее развитие власти своей с дружественным ему влиянием московского митрополита. Между тем, сам великий князь московский, явясь – и, вероятно, с новыми полномочиями – из орды, вдруг потребовал от Новгородцев серебра, по отказе в котором, он, со всеми князьями низовскими и рязанскими, в декабре 1332 г., двинулся на непослушных, взял Торжок, потом Бежецк и «седе – говорит летописец – в Торжку от Крещенья до Сбору (т.е. Сборного воскресения первой недели поста), теряя (разоряя) область Новгородскую, и послаша Новгородцы послы, зовуче его в Новгород…, и он мобы не приял, и их не послушал, а миру не да, поеха прочь» 39 . Следом за ним отправился новгородский архиепископ Василий: догнав великого князя в Переславле, он предложил ему 500 рублей, которых Иван Данилович не принял, и в гневе уехал к Узбеку жаловаться на Новгородцев. Не ожидая, с этой стороны, ничего доброго, Новгородцы, всегда нуждавшиеся в расположении, если не присутствии, какого либо князя, поспешили примириться, по крайней мере, с князем Александром, прежний союзник которого, князь литовский, в это самое время, выдавал дочь свою за старшего сына Калиты, 17-ти летнего Семена, о чем летописное сказание повествует так: «Тое же зимы (1333–1334) приведена бысть князю Семену Ивановичу княжна из Литвы, именем литовским Айгуста, и крестиша ю, и наречена бысть Настасиа, и бысть брак велик на Москве» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В интерьере четыре мощных пилона переходят в трапециевидные паруса, на которые опирается купол храма, завершённый световой главой. За пилонами - северный и южный притворы с четвертными сводами и угловые ячейки с крестовыми сводами. Алтарь перекрыт гранёной конхой с длинными распалубками. Арки, перекинутые со столбов трапезной, делят трапезную на восемь ячеек с парусными и циркульными сводами. Сохранились роспись клеевыми красками и резной некрашеный иконостас в русском стиле. Храм нуждается в реставрации уникального резного иконостаса, а также росписи летней части храма. По материалам официального сайта Тверской епархии Кладбищенская церковь Спаса Нерукотворного образа – это одна из архитектурных достопримечательностей города Бежецка, что в Тверской области России, расположена по адресу: улица Нечаева, дом 29. Комплекс зданий находится на западной части городского кладбища. Здание кладбищенской церкви Спаса Нерукотворного Образа было сооружено из кирпича в 1895 году. Инициатором возведения стал протоиерей И.И. Преображенский. Когда-то на этом месте стоял деревянный храм. Немного позже была построена трапезная. В 1902 году появилась также и трехъярусная отдельно стоящая колокольня. Примерно в это же время были возведены здания церковно-приходской школы и богадельни, примыкающие к западной стороне оградки. По сторонам церкви находятся небольшие часовни. В 1930-х годах эта обитель была закрыта по приказу советской власти. Тогда же была разрушена колокольня. Снова церковь Спаса Нерукотворного образа в Бежецке была открыта в 1940-х годах. Она действует и сейчас. Каждый день здесь совершаются службы. В праздничные дни осуществляется служение ранней и поздней литургий. 29 августа - престольный праздник бежецкой Спасо-кладбищенской церкви. Церковь Спаса Нерукотоврного образа в городе Бежецке " была вызвана к бытию Екатерининским указом 1771 года о закрытии кладбищ при городских церквах " . Первоначально было решено возвести " над могилами " каменный храм Воскресения Христова. Строителем был избран купец Илья Фёдорович Неворотин. Строительство было начато в 1787 году и закончено в 1796-м. Утварь для храма получена из упразднённой перед тем церкви села Шеломени, согласно желанию потомка ея вкладчиков Карамзиных помещика Зилова. В 1796 году " именитое купечество обще с градским главою Михаилом Лукичем Ревякиным просило храм переименовать и праздновать праздник вместо Воскресения Христова в день Нерукотворного образа Спасителя нашего Иисуса Христа августа 16 дня " . Решение было получено, главный престол храма в 1800 году был освящён в честь Нерукотоврного образа. Церковь была приписана к городскому собору. Самостоятельный причт при открытиии кладбищенской церкви не был назначен и богослужения отправлялись всеми городскими священниками по установленной очереди. Порядок этот держался до 1882 года, когда стараниями соборного священника о. И. Преображенского кладбищенская церковь была отписана от городского собора и при ней был учреждён самостоятельный причт.

http://sobory.ru/article/?object=07755

Еще будучи диаконом, он просил у своего священника разрешения ходить в праздники по деревням и говорить с крестьянами о Законе Божием. Сперва иногда выходили неприятности, потом же дело пошло чрезвычайно успешно, и священники, видя в прихожанах своих перемену к лучшему, стали просить его говорить проповеди в церкви. Еще больше пришлось проповедывать в Диеве, где было много весьма невежественных карелов. Всякий праздник, всякий воскресный день, равно как при каждом подходящем случае, будь то даже на улице, он поучал народ. Слушатели находились всегда под обаянием его слов. Тяжелые вздохи вырывались из груди, некоторые плакали. Когда о. Матфей приезжал в Бежецк, сказывать свою очередную проповедь — большая часть города сбегалась его слушать. Он учил всюду: входил для того в дома, по апостолу — “учил в церкви и по домам, обще всех и каждого, благовременно и безвременно”. Пред совершением таинств объяснял народу их значение; исполняя требы, поминая усопших, соборуя, причащая умирающих — говорил поучения. Карелов взрослых и детей он учил молитве Господней, Богородице Дево, радуйся, Символу веры, заповедям. Он достиг такого доверия к себе со стороны своих духовных детей, что все они спешили к нему со своим горем, недоумением. В Диеве, о котором о. Матфей всегда с удовольствием вспоминал, была у целого стада одна душа. По ночам на воскресенье и праздники особо ревностные прихожане собирались в церковь, где о. Матйей вел с ними духовную беседу, пел акафисты Богоматери и Христу. В Эське собирались к нему на дом. Несмотря на поместительность его, было тесно, и летом приходилось многим слушать его с улицы. Он объяснял закон Божий, учил доброй жизни, потом для разнообразия начинал петь псалмы и духовные песни. Бывавшие тут рассказывали потом то, что слышали от него своим домашним, и в шумном селе реже раздавались соблазнительные песни. Их сменили церковные напевы, и даже дети вместо игр пели: Царю Небесный, Святый Боже, Богородице Дево, радуйся. Неутомимо проповедывал он и во Ржеве.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Простите великодушно, что побеспокою Ваше Высокопреосвященство покорнейшей просьбой благословить меня малой иконой Святых Угодников Божиих, пребывающих в Тверской епархии». На письмо это я не замедлил ответом и исполнением просьбы почтенного земляка. Вот что я написал ему от 25-го числа: «Приношу Вашему Высокородию искреннюю благодарность за доставление мне экземпляра оставленной и изданной Вами брошюры: «Володимирщина». Вы дали мне в руки прекрасное пособие и указание к изучению родного края. По желанию вашему, посылаю Вам при сем в благословение малое изображение святителя Арсения, еп. Тверского. Сверх сего, прошу принять от меня несколько брошюр разного содержания. Призываю на Вас и на литературно-археологические труды ваши Божие благословение, с душевным уважением имею честь быть " … 23-го же числа писал я в Бежецк к проводившему там лето благотворителю тамошнего женского Благовещенского монастыря, д. ст. сов. Мих. Георг. Петрову: «По желанию вашему при сем препровождаю консисторский Указ на имя Настоятельницы Бежецкого Благовещенского монастыря, игумении Софии, с разрешением ей принять подносимый Вами наперсный крест с украшениями. Когда будете вручать матери игумении указ и крест, передайте ей от меня сугубое поздравление – со днем ее ангела и с приятным, конечно, даром ей от Вас. А Вас прошу принять от меня искреннюю благодарность за ваше доброе христианское усердие к Бежецкой обители и к ее настоятельнице. Призывая на Вас и на присных Вам Божие благословение, имею честь быть…» 24-го ч. получен был мной Указ Святейшего Синода от 19-го числа, за 2417. В Указе этом изображено: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 29 июня 1884 года за 8465, о разрешении издать первый том мнений и отзывов покойного митрополита Московского Филарета по автографам его и копиям с оных хранящихся в Синодальном архиве. Приказали: признавая возможным приступить в настоящее время к изданию части мнений и отзывов Преосвященного Филарета, митрополита Московского, под редакцией Вашего Преосвященства, изъявившего на сие свое согласие, Святейший Синод определяет: разрешить С-Петербургской Синодальной типографии напечатать приведенные ныне в порядок мнения и отзывы митрополита Филарета, под названием: «Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам, Филарета, митрополита Московского», в 8 д. л. на бел. бум. гражд. печ., в количестве пяти тысяч экземпляров с выпуском оных в продажу с разрешения Г. Синодального Обер-Прокурора, по той цене, какая определится по напечатании книги, с включением в число расходов по изданию и той суммы, какая уже употреблена на переписку и приведение в порядок бумаг митрополита Филарета. Для исполнения по сему определению передать из оного выписку в Хозяйственное при Святейшем Синоде Управление, а Вашему Преосвященству дать знать о сем указом. Июля 19 дня 1884 года.»

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

— Этого я не подтверждаю. Антисоветской агитации не вел. — В сентябре вы распространяли слухи о войне и падении советской власти. Подтверждаете ли вы это? — Нет, не подтверждаю. Священник держался твердо и отказался возводить клевету на себя или других, и в тот же день следствие было закончено. 25 ноября Тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно–трудовой лагерь. Отец Иоанн был сослан в Коми область в Сев–желдорлаг, в поселок Княж–Погост. Он пробыл на тяжелых работах с 1938 по 1941 год. С началом войны, при том что работа оставалась непосильно тяжелой, кормить в лагере почти перестали. Священник Иоанн Богоявленский умер от голода 24 декабря 1941 года; ему было тогда сорок девять лет. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Иоанн (Бойков) (память 6 апреля по старому стилю) С вященномученик Иоанн (Бойков) родился в 1891 году в городе Бежецке и был старшим братом священномученика Иакова (Бойкова). В 1915 году он окончил Тверскую Духовную семинарию и поступил псаломщиком в собор в городе Осташкове. В 1917 году умер отец священник, и родственники уговорили Ивана Яковлевича вернуться на родину в Бежецк, куда он приехал в 1918 году и устроился работать учителем. Но не по душе было религиозному молодому человеку преподавание в новой, враждебной православию школе. Он женился, оставил учительство и в 1921 году был рукоположен в сан священника ко храму села Залужанье Молоковского района Тверской области. Здесь он служил до 1929 года. В это время началась коллективизация, и, как почти везде, она началась с закрытия храма. После того как храм был закрыт, жена Евфросиния Михайловна стала просить его, чтобы он не искал нового места священника и перестал служить; о том же просили и некоторые из крестьян, видя, что надвигается беда и не сегодня–завтра священник может быть арестован. Они говорили ему: — Отец Иван, ведь уже и в Москве всё разрушают, храмы взрывают, оставь служение.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Иоасаф II. Портрет из " Царского Титулярника " 1672 г. Оригинал оцифрован РГАДА ЖМП 2 февраль 2022 /  8 февраля 2022 г. 17:00 Новоторжец К 350-ЛЕТИЮ СО ДНЯ КОНЧИНЫ ПАТРИАРХА ИОАСАФА II В 1667 году Патриархом Московским и всея Руси стал Иоасаф II . Это был человек преклонных лет, но, вопреки прогнозам недоброжелателей, ему удалось сделать немало. Патриарх много потрудился для того, чтобы установить мир и спокойствие в Церкви. Новую жизнь получило при Иоасафе II миссионерское служение на окраинах государства, он начал необходимые преобразования в богослужении, радел о соблюдении традиционного канона в иконописании, при нем активно развивалось книгоиздание, восстановилась традиция произнесения проповеди за богослужением. И пусть не все из задуманного удалось за пять лет его патриаршества, но поистине тот огонь любви к Православию, что горел в его сердце, смог воодушевить на новые свершения в Русской Православной Церкви многих людей. Каким был этот человек и чем запомнился своим современникам, «Журналу Московской Пат­риархии» рассказала петербургский историк Наталья Тарасова.  PDF-bepcuя. От провинциального настоятеля до Первосвятителя Сведений о Патриархе Иоасафе II сохранилось крайне мало. Одни из-за специфики исторических источников носят противоречивый характер, другие неотделимы от происходивших во второй половине XVII столетия церковных и политических преобразований, третьи сопряжены с особенностями патриаршего служения того времени. У нас нет никаких сведений о дате рождения, ранних и зрелых годах Иоасафа II, о дате его монашеского пострига. Исторические документы подтверждают лишь, что он был родом из города Торжка и носил прозвище Новоторжец 1 . Есть также данные, что Иоасаф подвизался в Новоторжском Борисоглебском монастыре до 1646 или 1647 года, возможно, даже управлял им какое-то время, а в период патриаршества ему покровительствовал. В частности, в 1669–1671 годах он заложил в Борисоглебском монастыре церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы 2 . Дальнейшая судьба Иоасафа была связана с «Бежецкого Верху Николы Чудотворца Онтоновым монастырем», который известен сегодня как Краснохолмский Николаевский Антониев. В том, что между Антониевым и Борисоглебским монастырями в лице их насельника могла существовать связь, нет ничего необычного: церкви и монастыри Торжка, как и Городецк (современный г. Бежецк Тверской области), до середины XVIII века находились в ведении Новгородской епархии.

http://e-vestnik.ru/history/novotorzhets...

Т. 3. С. 109-110). Знаменательно посвящение храма: в Новгороде и его окрестностях не было престолов во имя вел. кн. Александра Невского, накануне начала Северной войны И. обратился к предстательству святого, прославившегося в борьбе со шведами. 24 сент. 1698 г. в Деревяницком в честь Воскресения Христова монастыре был освящен Воскресенский собор. В этой обители в нач. XVII в., после захвата о-ва Коневец шведами, нашла приют братия Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Святогорская (Коневская) икона Божией Матери была помещена в новом Воскресенском храме. В апр. 1702 г. И. прислал в валдайский Иверский мон-рь благословенную грамоту на постройку больницы. В военных условиях монастырские больницы могли быть использованы и для лечения раненых. Под омофором Новгородского митрополита оставались приходы части Водской пятины, которая по Столбовскому миру 1617 г. отошла Швеции; в янв. 1698 г. И. рукоположил И. Никитина во иерея к Никольской ц. Горского погоста Копорского у. 12 окт. того же года И. перенес из заалтарной «палатки» в Софийский собор Новгорода мощи 1-го Новгородского еп. свт. Иоакима Корсунянина . В том же году И. приезжал в Зеленецкий во имя Святой Троицы монастырь на погребение Новгородского митр. Корнилия , в Псков на погребение Псковского митр. Илариона (Смирного) и в Александров Свирский в честь Святой Троицы монастырь , где освятил большой Троицкий собор. Свирским настоятелем И. назначил архим. Лаврентия (Иванова), который до принятия монашества служил настоятелем Троицкого собора в Олонце и прекрасно знал все Ладожско-Онежское межозерье. На рубеже 1700 и 1701 гг. И. провел адм. реформу в митрополии. Настоятели мон-рей, расположенных в основных ее центрах (Ст. Руса, Вел. Луки, Бежецк, Каргополь), были возведены в сан архимандрита, стали наместниками митрополита. В окрестностях Новгорода архимандрия дополнительно учреждалась в Деревяницком и Клопском Михайловском во имя Святой Троицы мон-рях. В дек. 1700 г. в архимандрита Деревяницкого мон-ря И.

http://pravenc.ru/text/578172.html

Иоанн. Игумении Таисии (Солоповой). 3 сентября 1892. Бежецк Дорогая о Господе и возлюбленная Сестра и Мать Таисия! Отвечаю прямо на вопросы, беспокоящие тебя: тебе следует оставаться игумениею, как поставил тебя Господь 381 ; иди же этим путем и не сомневайся. Найди себе сотрудницу в делах, ибо говорит Писание: во мнозе совете спасение 382 ; а при твоих немощах и сложных занятиях это необходимо тем более. Моли Бога и Пресвятую Богородицу послать тебе помощницу в этом важном деле, и Господь исполнит твое желание, и Матерь Его, подражающая Его человеколюбию, устроит все к твоему благу. Пишу из Бежецка 383 , сегодня же еду в Питер. Прощай, многочтимая Таисия. Протоиерей Иоанн Сергиев. 3 Сентября 1892 г. Священнику Василию Ручьеву. 22 сентября 1892. Кронштадт Ваше Высокоблагословение Многоуважаемый о. Благочинный Василий Иванович! Препровождая к Вам сто пятьдесят рублей за книги, высланные на мое имя в Пинегскую Почтовую Контору, прошу посылки книжные получить и деньги по принадлежности уплатить 384 . Пользуюсь случаем засвидетельствовать Вам мое глубокое уважение и при том уведомить Вас, что я заказал в петербургском магазине Жевержеева 385 свящ облачение для священнои церковнослужителей во все приходы Пинежского уезда 386 . Протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Сергиев. 22 Сент 1892 г. Городскому голове Новомосковска К. Ф. Жирову. Первая половина октября 1892. Кронштадт Телеграмма Присоединился к вашей молитве перед Царицей Небесной и молился Ей об избавлении всех вас от постигшей повальной болезни. Успокойтесь 387 . Князю Д. М. Голицыну. 22 октября 1892. Кронштадт Ваше Сиятельство Сиятельный Князь Димитрий! Велико ваше горе и супруги вашей княгини Зинаиды. По-братски сочувствую вам. Но если мудрость и знание человеческие бессильны облегчить это горе и страдания дорогой вашей жены, то всегда благ и силен Господь, чтобы помогать и утешать и спасать всех уповающих на имя Его. Прежде всего во всякой болезни телесной нужно покаяние пред Господом, потому что наичаще тело страдает от греха. Се, здрав был ecu, ктому не согрешай 388 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010